Научная статья на тему 'Особенности профессиональноличностного становления психологов ОВД'

Особенности профессиональноличностного становления психологов ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
419
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-личностное становление психолога / психодиагностический портрет личности / типология психолога / psychologist's typology / professional and personal development of a psychologist / psycho-diagnostic personality profile

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петров Вячеслав Евгеньевич, Левашова Татьяна Николаевна

В статье представлены результаты научного исследования особенностей профессионально-личностного становления психологов органов внутренних дел. Установлены закономерности и личностные особенности, отличающие успешных психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петров Вячеслав Евгеньевич, Левашова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a scientific research of the peculiarities of professional and personal development of psychologists employed by internal law enforcement agencies. The author determines patterns and personal peculiarities which distinguish the successful psychologists.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональноличностного становления психологов ОВД»

На современном этапе развития педагогической науки сложилось мнение о возможности эффективного комплексного применения рейтинговой и модульной систем обучения. Модульно-рейтинговый комплекс представляет собой совокупность модульной программы и рейтинговой оценки знаний обучающихся. Модульно-рейтинговый комплекс выполняет две функции: средства управления учебным процессом (реализуется через модульную структуру курса) и системы контроля (основывается на оценивании всех видов учебной работы с учетом качества и своевременности выполнения). Таким образом, модульно-рейтинговая технология является средством формирования у студентов познавательной активности в течение всего периода обучения [6, с. 44; 7, с. 7-8].

В заключение отметим, что введение рейтинговой системы в высшее профессиональное образование обусловлено необходимостью совершенствования учебного процесса, что требует перехода от коллективной к индивидуальной форме обучения, к более объективной оценке достижений студента. Рейтинговая система вводится с целью повышения качества подготовки специалистов путем создания условий для организации и мотивации систематической работы студентов в течение семестра, что является необходимым условием для приобретения прочных знаний, умений и навыков. При этом использование рейтинговой системы требует обработки большого объема информации об организации образовательного процесса, о текущей успеваемости студентов.

1. Об инновационной деятельности высших учебных заведений по переходу на систему зачетных единиц [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июля 2005 г. № 215. URL: http://www.edu.ru/ db-mon/mo/Data/d_05/m215.html (дата обращения: 15.10.2010).

2. Кузнецова Л. МРейгинговая система контроля знаний // Специалист. 2006. № 4. С. 23-28.

3. Титова С. В. Некоторые теоретические проблемы использования компьютерных технологий в образовании // Вестник Московского университета. Лингвистика и межкультур-ная коммуникация. 2005. № 4. С. 111-116.

4. ФроловН., Жигунов В. Кредитно-рейтинговая система: опыт ТулГУ // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 30-37.

5. Титова С. В. Указ. соч.

6. Бойцова Е., Дроздов В. Модульно-рейтинговая система на базе тестовых технологий // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 44-49.

7. Логиновская Т. Н., Лукачёва С. В. Положение о модульно-рейтинговой технологии обучения. Красноярск, 2004. 24 с

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГОВ ОВД

В. Е. Петров, Т. Н. Левашова

В статье представлены результаты научного исследования особенностей профессионально-личностного становления психологов органов внутренних дел. Установлены закономерности и личностные особенности, отличающие успешных психологов.

Ключевые слова: профессионально-личностное становление психолога, психодиагностический портрет личности, типология психолога.

В условиях реформирования системы МВД России особую актуальность приобретает совершенствование функционирования ведомственной психологической службы МВД России, повышение эффективности деятельности психологов, усиление практической направленности психологической работы. Основой этих преобразований может стать учет и использование субъектного фактора - личности психолога органа, подразделения и учреждения внутренних дел (далее - ОВД). Именно обращение к потенциалу личности является скрытым, мощным и ресурсно приемлемым источником повышения эффективности психологической работы. Однако современное состояние проблемы влияния личности психолога на успешность его профессиональной деятельности в настоящее время изучено не в полном объеме.

Актуальность проведенного нами исследования обусловлена необходимостью изучения профессионально-личностного становления психологов ОВД, что позволило установить закономерности данного процесса и разработать программу совершенствования профессионального становления ведомственной психологической службы.

Объект исследования - профессиональная деятельность психологов ОВД в период становления в должности.

Предмет исследования - особенности профессионально-личностного становления и развития психологов ОВД, пути совершенствования и повышения эффективности их деятельности.

Цель исследования - изучение и выявление закономерностей профессионального становления психологов в ОВД; разработка процедуры отбора кандидатов на должности психологов ОВД, а также программы, направленной на совершенствование процесса профессиональноличностного становления психологов.

Для оценки характера и степени влияния личностных и профессиональных факторов на успешность деятельности психолога ОВД в 2008-2010 гг. нами было проведено лонгитюдное исследование. В нем приняли участие 164 психолога ГУВД по г. Москве (80% всей численности психологов региональной психологической службы). Общие характеристики выборки: стаж службы в ОВД - 5,17 лет (стандартное отклонение - 4,23), стаж работы в должности психолога - 3,65 года (стандартное отклонение - 3,70), удельный вес мужчин - 12,8% (21 человек), все специалисты имеют высшее психологическое образование.

Психологическое исследование включало в себя применение следующих методик: экспертное оценивание, психологическая диагностика (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), Калифорнийский психологический опросник (CPI), тест ценностных предпочтений М. Рокича, методика «Направленность личности» В. Смекала и М. Кучера, методика Мюнстерберга на определение объема и концентрации внимания и восприятия в дефиците времени, методика «Толкование пословиц» на оценку типа и качества мышления), сбор социально-демографических сведений (стаж службы в ОВД, стаж работы психологом и др.), анализ результатов профессиональной деятельности, наблюдение, интервьюирование.

Программа исследования была направлена на выявление индивидуально-психологических характеристик, обусловливающих успешность деятельности практического психолога ОВД. Она предусматривала реализацию следующих этапов:

1. Формирование общей выборки психологов (164 человека), привлекаемых к анализу. Проведение в полном объеме исследования по определенной выше программе. Частотный анализ полученной информации, составление обобщенных психологических портретов и выявление общих закономерностей.

2. Формирование контрастной выборки психологов различной степени профессиональной успешности (для установления личностных детерминант успешности). Дифференциация данных и проведение сравнительного анализа усредненных психодиагностических профилей. Определение различий в экспериментальных данных.

В рамках реализации данного этапа эмпирического исследования методом экспертного оценивания (при оценке по 9-балльной шкале) были сформированы две контрастные выборки - успешные (51 человек) и неуспешные (24 человека) психологи. К группе успешных были отнесены специалисты, получившие по результатам экспертного оценивания 8 или 9 баллов, к группе неуспешных - 2 балла и менее.

Оценка значимости отличий в полученных психодиагностических данных осуществлялась на основе анализа достоверности различий средних арифметических (Х^ Х2) и стандартных отклонений (ст^ СТ2) исследуемых показателей для двух групп психологов (П1 = 51 и П2 = 24) по 1-критерию Стьюдента.

3. Формирование результатов научного исследования, а также соответствующих выводов и рекомендаций.

Основные результаты исследования с помощью Калифорнийского психологического опросника (рис. 1, табл. 1). Сравнительный анализ обобщенных профилей личности психологов ОВД позволил достоверно сделать вывод о наличии значимых различий в их индивидуально-психологических особенностях (табл. 2). Так, успешные психологи отличаются высоким уровнем нормопос-лушания с выраженным самоограничением эмоциональных проявлений («самоконтроль», 8с), доминированием аналитической, рациональной манеры подчинения («ответственность», Яе). Они обладают достаточно вы-

соким уровнем самоконтроля, стремятся установить контроль над эмоциями, «владеть собой», подавляют враждебные чувства по отношению к окружающим, гордятся самодисциплиной и своим превосходством. Психологи предстают как зрелые и ответственные личности, осознанно следующие социальным нормам и выполняющие свои обязательства.

Успешные психологи склонны к позитивному само-восприятию, чувствительны к нюансам взаимоотношений (деликатны, интуитивны), понимают чувства других, оптимистично смотрят на вещи («эмпатия», Ет). Они общительны и отзывчивы, их легко принимают окружающие. При этом манера общения носит активный характер, а не сводится к пассивному сопереживанию, характеризуется стремлением привлечь внимание и произвести впечатление на окружающих.

Профессионалы отличаются позитивным самовос-приятием, считают себя талантливыми, интересными людьми («самоконтроль», 8а). Характеризуются как достаточно исполнительные, любознательные, усидчивые и выносливые («трудолюбие», ЭДЪ). Их отличает гармоничное психологическое состояние.

Успешные психологи, как правило, характеризуются развитыми интеллектуальными способностями, проницательны и находчивы, способны продолжать работать над задачами, от которых другие отказались бы («интеллектуальная эффективность», 1е). Это больше стратеги, чем тактики или исполнители. Отмечаются независимость мышления, креативные отклонения от «нормы», самоуверенность («обычность», Ст). Психологи считают себя отличающимися от других людей. Они не конвенциональны и не конформны. Обладают гибкостью, любят разнообразие, их утомляют рутина и повседневность («гибкость», Бх).

Успешные психологи имеют выраженную лабильность мыслительных процессов, отличаются хладнокровием, рассудительностью, но не склонны к «самокопанию» («рациональность», Тт). Это неординарные, уравновешенные, решительные, работоспособные и настойчивые личности, не ориентированные, как правило, на внешнюю атрибутику общения. Они самодостаточны, находчивы, самостоятельны, независимы в суждениях, упорны в достижении целей, действуют, не обращая вни-

Бо С8 8у 8р 8а 1п Ет Яе 8о 8с Ст 'Ь То Ас А1 1е Ру Бх БЫ Рис. 1. Сравнительный анализ профилей личности психологов различной степени профессиональной успешности 7 2 Психопедагогика в правоохранительных органах, 2010, № 4(43)

Основные результаты психодиагностического обследования психологов различной степени

профессиональной успешности (CPI)

Шкала Обобщенный портрет психолога, Т-балл Успешный психолог, Т-балл Неуспешный психолог, Т-балл

Do 46,37 49,38 44,52

Cs 50,42 50,04 51,14

Sy 50,01 54,31 49,68

Sp 48,06 48,12 48,01

Sa 48,66 57,75 43,31

In 47,40 53,42 47,01

Em 47,91 58,38 40,02

Re 51,44 57,70 51,23

So 52,84 53,60 52,01

Sc 50,98 63,11 45,69

Gi 50,76 50,27 53,19

Cm 44,81 43,58 49,73

Wb 51,93 52,24 51,03

To 49,52 48,67 50,18

Ac 49,70 50,30 46,22

Ai 50,65 50,21 51,27

Ie 47,62 52,69 46,50

Py 51,98 52,20 50,47

Fx 50,92 54,24 47,38

FM 51,09 50,28 54,28

Mp 50,17 50,12 49,86

Wo 52,54 58,11 46,85

Ct 50,37 50,34 51,17

Lp 49,90 49,92 50,13

Ami 52,12 51,03 53,74

Leo 50,13 51,26 48,67

Tm 50,35 54,50 48,14

BMS 49,17 50,01 49,35

BFM 50,82 50,38 51,24

Anx 48,83 50,70 48,45

Nar 47,65 47,22 48,47

DSD 50,21 50,28 50,99

DAC 45,39 45,28 45,50

v 1 50,68 51,93 50,64

v2 48,36 52,04 48,12

v3 51,71 52,98 51,05

мания на согласие или несогласие окружающих. Их отличает хорошее самообладание даже в сложных ситуациях («независимость», 1п) (табл. 2).

Неуспешные психологи часто испытывают сильные чувства и эмоции, открыто проявляют их и не стремятся скрыть. Проблемы у них, как правило, возникают из-за недостаточного контроля импульсивности. Иногда они необъективны, мимолетно выражают свое эмоциональное состояние, желание быстро налаживать социальные контакты, которые так же легко распадаются, как и завязываются. Эгоцентричны, легко потакают своим желаниям, дисциплинированы не в достаточной степени, их отличает своеволие. Часто испытывают трудности в следовании долгосрочным целям. Несколько скептически относятся к намерениям окружающих, плохо понимают свои чувства и желания. Круг интересов сужен. В целом индивиды плохо справляются со сложными ситуациями, неопределенностью и требованием перемен. Склонны к конвенциональным формам поведения, конформизму. Могут испытывать недостаток уверенности в социальной среде, сомневаться в собственных возможностях и

способностях. Предпочитают достигать успехов в профессии не за счет кропотливой собственной работы, а в силу расчета. Стремятся к легкой наживе, считая окружающих такими же.

Таким психологам недостает адаптивности как в профессиональной среде, так и в жизни в целом. Как правило, им бывает трудно начать работу над задачами, требующими мобилизации интеллектуальных усилий, и доводить их решение до конца. У них развито репродуктивное мышление в большей степени, чем творческое; они практичны в подходах к решению проблем. Часто испытывают затруднения в выражении собственных мыслей, хуже справляются со стрессами и психическими травмами.

Считают себя вполне обычными, средними людьми; не стремятся к тому, чтобы изменить ход вещей. Могут испытывать недостаток уверенности в себе и принятии каких-либо решений. Они могут «колебаться» в утверждении самих себя или проявлении независимых действий. Не склонны конкурировать с другими, предпочитая вместо этого кооперацию и сотрудничество. Легко смуща-

Статистически значимые различия профилей личности психологов различной степени

профессиональной успешности

№ Шкала Успешные Неуспешные t-критерий

Xa CT CT

1 Sa 57,75 6,31 43,31 10,47 6,24***

2 In 53,42 8,93 47,01 13,98 2,06*

3 Em 58,38 9,60 40,02 11,75 6,68***

4 Re 57,70 8,05 51,23 10,22 * * 3 2

5 Sc 63,11 8,27 45,69 9,36 7 79***

6 Cm 43,58 9,78 49,73 10,60 2,40*

7 Ie 52,69 8,39 46,50 13,43 2,08*

8 Fx 54,24 10,12 47,38 14,00 2,15*

9 Wo 58,11 9,17 46,85 10,27 4 58***

10 Tm 54,50 9,41 48,14 13,72 2,05*

Примечания. ^ = 60: * - уровень значимости гипотезы 0,05 (5%); ** - уровень значимости гипотезы 0,01 (1%); *** -уровень значимости гипотезы 0,001 (0,1%).

ются, не всегда способны владеть собой, часто подвержены сиюминутным тенденциям, склонны к поверхностным рассуждениям.

Сравнительный анализ величин стандартных отклонений показателей Калифорнийского психологического опросника показал, что психологический портрет успешного психолога имеет тенденцию к унификации - со временем по своим личностным характеристикам психологи становятся схожими, несмотря на изначальную раз-нонаправленность индивидуально-психологических особенностей (величины стандартных отклонений почти всех показателей Калифорнийского психологического опросника для успешных психологов оказались меньше, чем для неуспешных).

Основные результаты исследования с помощью Стандартизированной методики исследования личности (рис. 2). Установлены значимые различия по шкале 9 («Оптимизм и активность»). Профессионально успешные психологи более объективны в оценке реалий происходящего, сдержанны во внешних проявлениях, гармоничны. Неуспешные психологи чаще применяют защитный механизм отрицания проблем, что проявляется как «слепота» к реально существующим негативным аспектам своего поведения, деятельности и сложившейся ситуации, упорное отстаивание собственной завышенной самооценки и оптимистического настроя. Их отличает завышенная самооценка, легкость в принятии ре-

шений, отсутствие особой разборчивости в контактах, бесцеремонность поведения, снисходительное отношение к своим промахам и недостаткам. Характерны легко возникающие эмоциональные всплески с быстрой отходчивостью, непостоянство в привязанностях.

Взаимный корреляционный анализ показателей методик CPI и СМИЛ свидетельствует о наличии слабых зависимостей.

Взаимная корреляция шкал Sc (CPI) и 1 (СМИЛ) -r = 0,173 - подтверждает тезис о том, что успешные психологи ОВД склонны к профессиональной деятельности, в которой уместны и необходимы такие качества, как добросовестность, исполнительность, умение подчиняться установленному порядку и следовать определенным инструкциям и директивам, умение сдерживать присущие любому человеку слабости, противиться соблазнам.

Обратная корреляционная зависимость шкал Wo (CPI) и 9 (СМИЛ) - r = -0,214 - указывает на просоциаль-ный характер направленности деятельности успешных психологов, в то время как их менее успешные коллеги демонстрируют доминирование псевдодеятельности (имитацию работы). Неуспешные психологи внешне кажутся активныши и деятельными, однако результативность их труда низка (во многом из-за отсутствия усидчивости и способности к кропотливому выполнению рутинной работы, а также выраженности стремления к реализации имиджевых мероприятий).

Рис. 2. Сравнительный анализ профилей личности психологов различной степени профессиональной успешности 7 4 Психопедагогика в правоохранительных органах, 2010, № 4(43)

Сопоставление результатов исследования психологов по Калифорнийскому психологическому опроснику и Стандартизированной методике исследования личности указытает на их различные дифференциальные способности. Так, по CPI из 36 шкал различия были установлены по 10, а по СМИЛ - из 10 - одна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование мотивационной сферы личности психологов с различной степенью профессиональной успешности. Изучение терминальных ценностей (тест ценностный предпочтений М. Рокича) не вышвил значимых различий в индивидуальных предпочтениях. Востребованными оказались как духовные (любовь), так и семейные (счастливая семейная жизнь) и физиологические (здоровье) ценности. По нашему мнению, данные соответствуют ценностным установкам и ориентациям в современном российском обществе (с учетом доминирующей роли в выборке психологов-женщин).

Несмотря на изначальную близость терминальных ценностей пути их достижения у психологов различной степени профессиональной успешности существенно разнятся (совпадение отмечается лишь в области стремления к этическим ценностям: образованность, средний ранг - 5,69 и 5,96, соответственно; т. е. психологи едины в том, что образование - центральный элемент продвижения в жизни и профессии). Так, если в качестве инструментальных ценностей успешные психологи определяют для себя деловые характеристики (ответственность -5,86; рационализм - 7,02), то неуспешные - индивидуалистические (жизнерадостность - 6,83) и аморфно-этические (воспитанность - 6,99). Именно мотивационная ориентация менее успешный психологов на внеделовые ценности, доминирование вторичных по отношению к трудовой деятельности детерминант не позволяет им достигать успеха в профессии.

Исследование направленности личности (методика «Направленность личности» В. Смекала и М. Кучера) подтверждает тезис о незрелой мотивации у неуспешных психологов. Так, если ведущей направленностью профессионалов выступает ориентация на дело, стремление как можно лучше выполнить работу, быть полезным (тенденции отводится 41,47% в структуре направленности личности), то у неуспешных психологов происходит смещение акцентов в направленности от «на дело» (37,50%) к «на себя» (31,67%). Несмотря на то, что ориентация на дело является важной в структуре направленности неуспешных, она не занимает доминирующей (безоговорочной) позиции. В совокупности с незрелой (внепрофессиональной) мотивацией она выступает барьером к реализации психолога в профессии.

Исследование качества мышления позволило выще-лить существенные различия по этой характеристике успешных и неуспешных психологов. Отличаются психологи по типу мышления. Общая закономерность указывает на усложнение типа мышления в процессе профессионализации. Так, неуспешным психологам характерно упрощенное мышление - конкретное (частота встречаемости - 33,33%), образное (12,50%), вербально-логическое (50,00%). С успешностью профессиональной деятельности коррелирует абстрактно-логический тип мышления: в выборке успешных психологов абстрактно-ло-

гический тип мышления отмечается у 19,61% специалистов (т. е. это почти в 4 раза выше, чем у неуспешных).

Существенно отличаются операциональные стороны мышления. Так, успешным психологам свойственны гибкость (частота встречаемости характеристики -72,53%) и самостоятельность (66,67%) мышления; часто отмечается прогностичность (50,98%) и глубина (49,02%) мышления. В противоположность успешным, неуспешные психологи не отличаются прогностичностью (0,00%) и гибкостью (4,17%). Их мышление часто поверхностно, не отличается глубиной (29,16%).

Некоторые особенности отмечены при исследовании мышления и внимания в дефиците времени. Успешные психологи отличаются более высоким уровнем мышления и внимания в дефиците времени (высокий - 60,79% против 50,00%; средний - 33,33% против 37,50%; низкий -5,88% против 12,50%).

Значимое влияние на успешность профессиональной деятельности психолога оказывают фоновые условия - стаж службы в ОВД и работы в должности психолога. Анализ данных, проведенный по критерию линейной корреляции Пирсона (п = 164), вышвил существование корреляционной зависимости на уровне 0,5% значимости гипотезы (0,05). Соответствующие коэффициенты имели значения: гстаж службы в ОВД = 0,387 и гстаж работы психологом = 0,412. Таким образом, профессионализация деятельности психолога происходит в контексте длительности «пребывания» в профессии.

Исследование самооценки профессиональной успешности осуществлялось в ходе сопоставления показателей, полученных экспертным путем и выставленных психологами самим себе. Общая закономерность - превышение значений самооценок над экспертными показателями - указытает на позитивное отношение специалистов к индивидуальным профессиональным достижениям (самооценка несколько завышена). Однако в группах успешных и неуспешный психологов имеются существенные различия , а именно: специалисты отличаются недооцениванием своих профессиональных способностей, в то время как неопытные, наоборот, переоценивают свои успехи в профессии.

Кластерный анализ даннык позволил выщелить семы типов психологов (типичных психодиагностических образов) различной степени профессиональной успешности). Основу диагностической типологии составили шкалы Калифорнийского психологического опросника: «социальное присутствие» (8р), «эмпатия» (Бш), «хорошее впечатление» (в1), «гибкость» (Бх), «креативность» (О), «самореализация» (у 3). Центры классов значимо отличаются (табл. 3), позволяя обосновать типологические особенности соответствующих представителей. Успешные позитивные типы психологов - 3, 4 и 5, недостаточно эффективные - 1, 2, амбивалентные (по отношению к успешности профессиональной деятельности) - 6 и 7.

Тип 1: «Психолог, нуждающийся в супервизорской поддержке» отличается наличием внутриличностных проблем, несдержанностью, «болезненным» реагированием на критику, скептическим отношением к окружающим, поиском во всем «подвоха». Это нереализовав-шийся тип психолога, пришедший в профессию во мно-

гом для преодоления внутриличностных проблем. Индивид отстаивает право быть самими собой, даже если это вызывает «трения» и проблемы. Часто не удовлетворен положением вещей и предъявляет к окружающим различные претензии, легко раздражается. Склонен сетовать, критиковать, проявляет скептицизм в отношении своих более «правильных» коллег. Специалист, не умеющий презентовать себя, не достаточно эмпатийный.

Тип 2: «Психолог, пришедший в службу случайно» представляет собой откровенно слабый тип специалиста. Это ригидный, не умеющий адекватно реагировать на изменения ситуации, прямолинейный человек. Отличается шаблонностью мышления, показной рассудительностью, сниженными адаптационными способностями, строго следует установленным правилам и идеалам. Консервативен, не склонен к переменам, предпочитает размеренный ход вещей, организованность и предсказуемость.

Стремится производить хорошее впечатление, старается делать то, что нравится окружающим. Личность частично фрагментирована, раздираема внутренними противоречиями, несбалансированна.

Низкоэмпатийный, не способен к сопереживанию, скептически относится к намерениям окружающих, плохо понимает свои чувства и желания. Круг интересов сужен. В целом индивид плохо справляется со сложными ситуациями, неопределенностью и требованием перемен. Способен выполнять работу с минимумом признания и внимания к своей персоне. Обычно заботится о собственном этикете.

Тип 3: «Сильный тип психолога». Гармоничная, состоявшаяся, жизнерадостная, достаточно активная, энергичная, уверенная в себе, независимая, разносторонняя личность. Имеет хорошие речевые способности. Индивид обладает хорошим умением «подавать» себя. Социально уравновешен, может манипулировать другими, чтобы завладеть их вниманием. Часто жаждет власти и признания. Может чувствовать себя оскорбленным, если его игнорируют, предпочитая, чтобы к нему обращались за помощью и просили о чем-либо.

Тип 4: «Психолог-работяга». Неординарная, самореализовавшаяся, яркая личность с пластичной психикой. Индивид восприимчив к новым идеям, мобилен, находчив, оптимистичен, общителен. Имеет выраженное чувство новизны при критичности рассуждений. Имеет преимущественно вербально-логическое мышление.

Сдержанный, иногда нерешительный в выражении собственных взглядов и мнений тип психолога. Обычно чувствует себя недостаточно комфортно в ситуациях, ког-

да у него есть большая (чем требуется) власть или социальный статус. Необходимо время, чтобы адаптироваться к переменам или новой социальной ситуации. Не любит привлекать к себе внимание. Относительно независим от социума.

Может проявлять своеволие, нетерпеливость и даже взрывчатость, особенно если что-то, на его взгляд, происходит слишком медленно.

Тип 5: «Независимый тип психолога». Неординарен, достаточно гибок. Придерживается индивидуального пути развития. Отмечается личностная нереализован-ность, которая не оказывает значимого отрицательного влияния на индивида, а, скорее, выступает внутренним побудительным мотивом к саморазвитию. Не уделяет особого внимания влиянию на окружающих.

Тип 6: «Психолог ниже среднего». Серьезный, добросовестный, практичный тип психолога. Придерживается твердых моральных принципов. Порой излишне консервативен, не склонен к переменам, предпочитает размеренный ход вещей, организованность и предсказуемость.

Сдержанный, зависимый, нерешительный в выражении собственных взглядов и мнений, склонный к самоотрицанию. Свойственны робость и нерешительность в общении, дистанцирование от людей, повышенное чувство вины. Возможно наличие у индивида внутриличностных проблем, несдержанности, «болезненного» реагирования на критику, скептического отношения к окружающим, стремления к поиску во всем «подвоха». В недостаточной степени способен к сопереживанию, скептически относится к намерениям окружающих, плохо понимает свои чувства и желания. Круг интересов сужен. В целом индивид плохо справляется со сложными ситуациями, неопределенностью и требованием перемен.

Тип 7: «Сераямышь». Индивид обычно осмотрителен и внимателен к своим поступкам; часто делает все медленно и, вероятно, не производит на других сильного впечатления. Имеет несколько сниженные эмпатийные способности. Способен выполнять работу с минимумом признания и внимания к своей персоне. Заботится о собственном этикете, предпочитает сотрудничество манипулированию другими. Конформист.

Следует особо учитывать, что типы психологов проецируются на психологическую действительность, адаптируясь и изменяясь под ее воздействием.

Влияние опыта работы психолога на профессиональную успешность. Помимо изучения характера и степени влияния личностных и профессиональных факторов на успешность деятельности психолога ОВД акту-

Таблица3

Результаты кластерного анализа психодиагностических данных общей выборки психологов

Показатель Номер /центр класса (Т-балл)

1 2 3 4 5 6 7

Бр 46,25 36,00 55,59 26,86 53,66 20,22 41,38

Ет 42,00 19,00 54,06 41,14 50,81 27,33 42,38

ОІ 30,75 60,04 54,46 54,14 44,81 44,22 51,71

Ех 52,75 31,00 51,00 78,71 54,00 32,00 48,17

а 47,25 22,01 53,81 71,00 51,44 33,44 45,05

у3 26,00 34,02 60,14 62,86 45,50 19,56 50,50

альным выступает изучение взаимосвязи опыта работы психолога с профессиональной успешностью и динамикой развития профессионально важных качеств. Подобное исследование имеет свою специфику, поскольку среди ведомственных психологов значимо выражена тенденция смена места работы, ухода из профессии. Так, средний ежегодный уровень текучести кадров среди психологов ГУВД по г. Москве составляет 18,2%, т. е. за 5,5 лет штат психологов практически меняется полностью.

Для исследования динамики изменения личности психолога в профессии (в зависимости от стажа работы в должности) была сформирована выборка из 94 человек, проработавших в занимаемых должностях в период с 2008 по 2010 гг. Отслеживалась трехлетняя динамика изменения индивидуально-психологических особенностей личности и успешности деятельности.

Высший уровень профессиональной успешности был взят за 100%. Именно от этого уровня исчислялся уровень компетентности конкретных специалистов. Инструментарием оценивания степени (в том числе динамики) профессиональной успешности выступала экспертная оценка, основанная на объемных и качественных показателях деятельности. Объемные показатели -количество проведенных мероприятий различной направленности (диагностические, обучающие, коррекционные, реабилитационные, профилактические и др.) за год. Качественные показали отражали научно-методическую проработанность мероприятия, объективность и достоверность исследования. Учитывалась структура психологической работы и приоритеты в психологической практике.

Результаты научного исследования позволили установить закономерности профессионального становления и развития личности психолога.

1. Психологи с небольшим стажем работы (1 год и менее) отличаются значимой вариативностью в индивидуально-психологических особенностях личности.

2. Первичная профессионализация происходит в среднем за 2,8 года.

3. Высокая эффективность профессиональной деятельности достигается к 5,5 годам работы (80-88% от потенциально возможного уровня). Прирост «успешности» в последующие годы пребывания в профессии (до 15 лет) составляет около 10%.

4. Значимых изменений в личности психолога, которые были бы связаны с успешностью профессиональной деятельность, не происходит после 7,5 лет работы в должности (отмечена определенная стагнация личностно-профессионального развития).

5. Проведенное исследование позволяет использовать его результаты при моделировании подготовки будущих психологов в образовательных учреждениях МВД России.

6. Интегрирование разноплановых сведений (личного плана), определяющих успешность профессиональной деятельности психолога, делает возможным разработку соответствующей системы диагностического оценивания (прогнозирования).

7. Подобная технология может иметь место при отборе (подборе) ведомственных психологов, их аттестации, оценке перспектив личностного и профессионального роста, определении необходимости оказания супер-визорской помощи, выявления особенностей управления региональной психологической службой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.