Научная статья на тему 'Изучение профессионального становления психолога в негосударственном высшем учебном заведении'

Изучение профессионального становления психолога в негосударственном высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СУБЪЕКТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА / PROFESSIONAL / PROFESSIONALISM / A SUBJECTIVE ACTIVITY / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIOGRAME PRACTICAL PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Геннадий Павлович

в статье рассматриваются вопросы профессионального становления психолога в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the questions of professional development psychologist at the university.

Текст научной работы на тему «Изучение профессионального становления психолога в негосударственном высшем учебном заведении»

ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГА В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Г. П. Иванов

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы профессионального становления психолога в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: профессионал, профессионализм, субъективная активность, личностно-профессиональное становление, профессиограмма практического психолога.

The summary: the questions of professional development psychologist at the university.

Keywords: professional, professionalism, a subjective activity, personal and professional development, professiograme practical psychologist.

За последнее время наряду с увеличением внимания к исследованиям в области психологии развития личности, ее жизненного и профессионального пути, генезиса мотивационно-потребностной сферы, способностей, а также в связи с разработкой и внедрением концепций деятельностного, личностного и системного подхода при решении комплексных задач совершенствования, оптимизации структур организации деятельности возрос интерес к проблеме формирования личности профессионала. В психологии развития и акмеологии предпринимаются попытки сформулировать законы личностно-профессионального развития, самовыражения личности в профессии. Термин «профессионал» в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова определяется как «человек, избравший какое-либо заня-

тие своей профессией; специалист своего дела». Следовательно, в обыденном понимании определение профессионала связывается с фактом принадлежности к какой-либо профессиональной деятельности.

Профессионализм — это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения трудовой деятельности. Необходимо подчеркнуть, что профессионализм человека — это не только достижение им высоких профессиональных результатов и производительность труда, но и непременно наличие психологических компонентов — его внутреннего отношения к труду, его состояния. Мы исходим из положения о том, что основу профессионального роста составляет личность человека, поэтому при становлении профессионала необходимо опираться на его общее психологическое развитие.

Данная статья посвящена изучению психологических и личностных качеств студентов, обучающихся на психологическом факультете. В целом наше исследование носит поисковый характер, в котором мы попытались выявить качества личности студентов, так как обучение в вузе — один из главных этапов профессионального становления значительной части будущих психологов. В то же время психологические и личностные особенности студентов являются системообразующими факторами становления будущего психолога, развития его профессионализма.

Рис. 1. Графическое представление средних показателей психологических и личностных особенностей структуры личности выпускников психологического факультета и факультета менеджмента

В связи с этим основная проблема нашего исследования — влияние образовательного процесса на развитие профессионализма личности.

Теоретический анализ изучения профессионализма личности студентов высшего учебного заведения позволяет сделать вывод, что составление психологического портрета должно быть основано на реализации идеи системно-структурного подхода к исследованию личности.

Для решения поставленных задач исследования и проверки исходных положений был использован набор (батарея) диагностических методов. Для анализа полученных эмпирических данных были использованы методы первичной обработки и ряд статистических методов: корреляционный и факторный анализы.

Анализ и интерпретация полученных результатов позволили обозначить следующую структуру личности студентов процессе профессионального образования с I по V курсы. Нами был выявлен ряд психологических и личностных характеристик, отражающих своеобразие личности студента: жизнерадостность, общительность, открытость внешним контактам, гибкость, дружелюбие, устойчивость интересов и выбранных ценностей в жизни (здоровье, любовь и желание иметь верных друзей), самостоятельность, активность, образованность, достаточно высокое интеллектуальное развитие. Нами было выявлено, что психологические и личностные качества студентов в процессе обучения в вузе имеют как сходство в исходном уровне развития качеств, так и

Рис. 2. Графическое представление средних показателей психологического

и личностного развития студентов V курса психологического факультета, полученных по отдельной группе учащихся и успешных учащихся за 2005 г.

различия: в наличии периодов прогрессивного развития одних качеств, периодов скачкообразной динамики других и даже регресса третьих на отдельных этапах (курсах) профессионального становления.

Групповой психологический портрет выпускников психологического факультета немного отличается от ранее полученного нами группового психологического портрета факультета менеджмента. Полученные данные представлены на рисунке 1:

Успешные учащиеся V курса отличаются от остальных членов группы более высоким интеллектуальным развитием, спокойствием и серьезным отношением к жизни, наглядно такую закономерность можно представить в виде графиков (рис. 2 и 3).

Следует выделить не только отличия успешных студентов, но и черты личности, характерные для них. К ним относятся такие характеристики, как: гибкость, открытость, готовность к контактам с окружающими, эмоциональная лабильность, самостоятельность, высокое интеллектуальное развитие, жизнерадостность, активная жизненная позиция, развитое воображение, самоконтроль, ответственность. Выделенные психологические и личностные особенности успешных студентов могут послужить в качестве эталонных в процессе профессионального обучения и на их основе мы смогли описать профессионально важные качества и составить модель психолога-практика. Полученный личностный профиль психолога-практика представляет собой личность с активной

Рис. 3. Графическое представление средних показателей психологического

и личностного развития студентов V курса психологического факультета, полученных по отдельной группе учащихся и успешных учащихся за 2007 г.

жизненной позицией, жизнерадостную, открытую к внешним контактам, открытую, общительную, с разнообразными интеллектуальными интересами, эмоционально лабильную, имеющую развитое чувство ответственности.

При проведении факторного анализа был выявлено 9 латентных факторов, обозначающих психологическое и личностное развитие студентов в период обучения в вузе и получивших следующую интерпретацию: «общее интеллектуальное развитие», «интимно-личностной сфера личности», «саморуководство», «реактивная агрессивность», «контактность», «внутренняя конфликтность»; «самоконтроль поведения», «практичность», «ответственность».

Учитывая действия указанных факторов, можно охарактеризовать профес-

сиональное становление психолога как развитие и расширение интеллектуальной сферы личности (общие мыслительные и интеллектуальные особенности), развитие социальных (самоутверждение, общительность, контактность, открытость, гибкость) характеристик личности и более зрелое отношение к жизни (уверенность, ответственность, самоценность). Однако следует обратить внимание на некоторый скачок агрессивности как к окружающим (раздражительность, импульсивность), так и к себе (самокопание, самообвинение). Вероятно, эти специфические черты в нашем случае не задаются изначально, а формируются в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Анализ и интерпретация полученных данных подтвердили связь профессио-

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе СМИ осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдение индивидов и коллективов, составляет анкеты, вопросники и т. д. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство] и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу - Содержание и основные операции (действия] 1. Общая характеристика труда

Эффективность деятельности определяется тем, насколько успешно психолог смог определить причины того или иного психологического явления, а значит, проникнуть во внутреннюю, скрытую от непосредственного наблюдения психологическую реальность Критерии тяжести Работа в помещении, нормированный рабочий день, составлен график труда на неделю/год. Работа связана с постоянным общением, решением психологических за дач руководства трудовыми коллективами, совершенствованием подбора и расстановки кадров, повышением качества профессиональной подготовки го Условия и характер труда

Сложность «индивидуального» подбора методик и обязательная персональная работа с каждым клиентом (даже если он состоит в психотерапевтической группе] Логическая сложность

Должен знать: основы законодательства в области здравоохранения, образования, занятости населения, охраны труда, методические нормативные и др. Знать материалы по практической психологии, общей и специальной психологии, основы психодиагностики, психологического консультирования, методы социально-психологического тренинга общения, диагностики и коррекции развития личности со Знания 2. Требования профессии к качеству подготовки

Коммуникативные способности, умение слушать, вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно], ораторские способности, находчивость, разносторонность,любознательность и обучаемость, эрудированность -рь Умения и навыки

Склонность к умственному труду и работе с людьми, стрессоустойчивость. Интерес и уважение к другому человеку.Стремление к самопознанию, саморазвитиюСклонность к сопереживанию 01 Интересы и склонности 3. Требования профессии к личностным качествам

Хорошо развитые коммуникативные способности, тактичность, чувство ответственности, умение сопереживать, наблюдательность, аналитический ум, эмоциональная устойчивость, развитая словесно-логическая и образная память, внимательность сл ПВК

16 РР, РР1, МИС, тест возрастающей трудности Дж. РавенаТест АмтзхауераТесты на стрессоустойчивость Проективные методы изучения личностиОпросник ценностных ориентацийМ. Рокича •XI Рекомендуемые методики 4. Диагностические методика и противопоказания

Нервные и психические заболевания, а также инфекционные заболевания.Профессия не рекомендуется людям с дефектами зрения и слуха оэ Медицинские противопоказания

нального становления личности студентов в процессе обучения с определенным уровнем личностных и психологических особенностей, а сравнительный анализ личностных и психологических особенностей успешно обучающихся студентов, студентов-выпускников психологического факультета и факультета менеджмента позволил составить профессиограмму психолога — модель профессионального становления психолога-практика (табл. 1).

Нами была описана модель практического психолога посредством составления профессиограммы. Эта модель была теоретически обоснована, уточнена и дополнена эмпирическим и экспериментальным путем (проведен сравнительный анализ студентов-выпускников психологического факультета и факультета менеджмента, а также проанализирован личностный профиль успешно обучающихся студентов выпускников).

Общий вывод о специфических психологических и личностных особенностях студентов психологического факультета:

1. Набор специфических личностных характеристик: общительность, образованность, доминантность, гибкость,

склонность к чувству вины и зависимости от группы, добросовестность, смелость, рационализм.

2. Развитый интеллектуальный уровень.

3. Среди инструментальных ценностей наиболее предпочтительными являются: здоровье, любовь и желание иметь верных друзей; а наименее предпочтительными — красота природы и искусства, развлечения и счастье других; среди терминальных ценностей наиболее предпочтительны: образованность, воспитанность, жизнерадостность, а наименее — непримиримость к недостаткам, высокие запросы и чуткость.

Литература

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного чело-векознания. — М.: Наука, 1997. — 380 с.

2. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. — М.: Рос. акад. управления, 1993. — 25 с.

3. Деркач А.А,, Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения профессионализма. — М.: Луч, 1993.

4. Крягжде С.П. Инструментальная трактовка профессиональных интересов как существенного компонента психологической устойчивости профессиональной деятельности // Психология устойчивой профессиональной деятельности. — М.; Одесса, 1984. — С. 84-88.

5. Петровский А.В. К пониманию личности в психологии // Вопр. психологии. — 1981. — № 2. — С. 40-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.