ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Г. П. Иванов
Аннотация: работа посвящена изучению психологических и личностных качеств студентов юридического факультета. Для этого автор статьи использует батарею методик (Р. Кеттелла, матрицы Равена, МИС-методику исследования самоотношения, М. Рокича). Используемые методики позволяют всесторонне исследовать личностные качества студентов. Методики использованы корректно, поэтому полученные результаты могут в дальнейшем послужить основанием для создания профессиограмм юристов.
Ключевые слова: личность профессионала, профессиональное становление, профессиограмма, выборка, терминальные ценности, инструментальные ценности.
The summary: this is a study of psychological and personality traits of law students. The author uses this battery of techniques (R. Cattell, Raven matrices, MIS-technique study samootnosheniya, M. Rokich). Used technique allows to investigate the personal qualities of students. Methods used correctly, so the results can subsequently serve as a basis for creating professiograme lawyers.
Keywords: professional identity, professional development, professiograme, sampling, terminal tsennsoti, instrumental values.
За последнее время наряду с увеличением внимания к исследованиям в об-
ласти психологии развития личности, ее жизненного и профессионального пути, генезиса мотивационно-потребностной сферы, способностей, а также в связи с разработкой и внедрением концепций деятельностного, личностного и системного подхода при решении комплексных задач совершенствования, оптимизации структур организации деятельности, возрос интерес к проблеме формирования личности профессионала. В современной психологии развития и акмеологии предпринимаются попытки сформулировать законы личностно-профессионального развития, самовыражения личности в профессии.
Наша работа посвящена изучению психологических и личностных качеств студентов юридического факультета. Исследование носит поисковый характер, в котором мы попытались выявить качества личности студентов, так как обучение в вузе — один из важных этапов профессионального становления значительной части будущих профессионалов. В то же время психологические и личностные особенности студентов являются системообразующими факторами становления будущего специалиста, развития его профессионализма, что позволило нам с опорой на полученный практический материал выявить эти качества и сделать шаг к построению модели специалиста, профессиограмму юриста.
Для исследования выбранной нами области была обозначена соответству-
ющая выборка: студенты КФ МГЭИ 1, 3 и 5-х курсов, групп ЮДС в возрасте от 17 до 22 лет.
Личностные черты респондентов 1-го курса юридического факультета оценивались с помощью 16-факторного опросника Р. Кеттелла ^-16). Рассматривая полученные результаты, можно заключить, что будущие специалисты характеризуются, в первую очередь, такими чертами, как общительность, открытость (фактор А), конкретность и ригидность мышления (фактор В), самоуверенность, упрямство, независимость (фактор Е). Ярко представлены в выборке учащихся также такие черты личности, как самоконтроль (фактор Q3), смелость, предприимчивость (фактор Н), склонность к экспериментированию и нововведениям (фактор Qi). Самый низкий балл зарегистрирован по шкале (фактор Q2), что говорит о зависимости от группового мнения, ориентации на социальное одобрение.
Результаты изучения особенностей интеллектуального развития по методике прогрессивных матриц Равена выявили, что у студентов юридического факультета лучше развиты способности к наглядной аналогии — серия «В» (нахождение схожести путем постепенной дифференциации элементов) и сравнению — серия «А» (установление взаимосвязи в структуре). Соотношение показателей первых шкал теста с последующими показало, что хуже испытуемые справляются с заданиями серий «С» (нахождение прогрессивных изменений в фигурах матриц) и <Ю» (перестановка фигур в пространстве). Иными словами, характерной особенностью развития интеллекта респондентов выступает недостаточное умение выделять суще-
ственные признаки предметов и явлений, упорядочивать фигуры согласно закономерностям. Самые низкие результаты испытуемые демонстрируют в выполнении заданий серии «Е», решение которых заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборке недостающей фигуры по частям. Таким образом, способность к аналитико-синтетической мыслительной деятельности является недостаточно сформированной. Умственное развитие соответствует среднему уровню.
Полученные данные группы студентов-юристов первого года обучения по методике МИС свидетельствуют о наличии адекватного самоотношения. Их характеризует отчетливое переживание собственного «Я» как внутреннего стержня, интегрирующего и организующего личность, деятельность и общение, имеет место стремление вызывать у других людей уважение, симпатию, одобрение, понимание, свойственно стремление обращать на себя внимание, рефлексия, ригидность Я-концепции, консервативная самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного «Я» как следствие принимающего отношения к себе. Испытывают чувство обоснованности и последовательности внутренних побуждений и целей.
По результатам методики FPI для респондентов юридического факультета характерна открытость, которая позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности, а также реактивная агрессивность, раздражительность. Высокие оценки по этим шкалам позволяют охарактеризовать учащихся как обладающих эгоцентризмом, авторитарностью,
недоверчивостью, склонностью к доминированию и аффективному реагированию на ситуацию, что может указывать на импульсивное поведение. Стремление к взаимодействию с окружающими людьми сочетается с завышенным уровнем самообвинения, респонденты могут преувеличивать собственные недостатки и ошибки.
На первое место в группе терминальных ценностей испытуемые ставят «здоровье физическое и психическое», также наиболее значимыми ценностями являются «наличие хороших и верных друзей», «активная деятельная жизнь», «жизненная мудрость», «любовь» и «уверенность в себе и своих силах». Наименьшей значимостью для учащихся обладают следующие ценности: «красота природы и искусства», «счастье других», «развлечения» и «творчество».
В структуре инструментальных ценностных ориентаций студентов возрастает значимость комплекса этических ценностей: «воспитанности», «честности», «ответственности», а также «смелости в отстаивании своего мнения». Кроме того, более важную роль учащиеся 1-го курса юридического факультета отводят такой познавательной ценности, как «образованность». Отвергаемыми среди этой группы ценностей являются «непримиримость к недостаткам в себе и других», «высокие запросы», «чуткость» и «рационализм».
Анализ результатов тестирования учащихся 3-го курса юридического факультета, проведенного с помощью методики PF-16, выявил следующие особенности их личности: выраженная эмоциональная зрелость, умение управлять своими эмоциями и настроением (фактор С), социальная активность, риско-
ванность (фактор Н), импульсивность, подвижность, энергичность и динамичность в общении (фактор F), решительность, настойчивость (фактор G), контроль поведения, планомерность, стремление начатое доводить до конца (фактор Q3).
Оценка компонентов структуры интеллекта учащихся по методике Равена показала достаточно высокий уровень выполнения серии «А», задания которой требуют дифференциации основных элементов структуры, раскрытия связей между ними, идентификации недостающей части структуры и сличения ее с представленными образцами, а также серии «В», диагностирующей мышление по аналогии и пониманию принципа симметрии. Отмечается снижение результатов по параметрам серий <Ю», решение которой зависит от способностей схватывать количественные и качественные изменения в составлении фигур согласно закономерности используемых изменений, и «С», определяющую способность к наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений, воображению, способность к представлению. Хуже всего респонденты справились с заданиями серии «Е», что говорит о слабо развитом умении анализировать, синтезировать и оперировать понятиями. Полученные показатели можно интерпретировать как средний уровень развития общего и невербального интеллекта.
Для студентов, обучающихся на 3-м курсе юридического факультета, по результатам методики МИС характерно наличие в целом позитивного характера самоотношения, включающего в себя сформированность установок на личностное самосовершенствование;
стремление к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и хорошую ориентацию в нем; возможность распознавания собственных личностных качеств и потенциала. Это свидетельствует о критичности, глубоком осознании себя, внутренней честности. Респонденты уверены в себе, в большей степени принимают себя такими, какие они есть, самопривязаны, но в то же время склонны к внутренним конфликтам и самообвинению.
Учащиеся 3-го курса юридического факультета имеют повышенные показатели по шкалам опросника FPI: реактивная агрессивность, открытость и низкие показатели по шкалам «общительность» и «маскулинизм-феминизм». Интерпретация этих личностных показателей позволяет описать испытуемых этой группы как открытых, стремящихся к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми. Одновременно можно предположить наличие таких признаков, как чувствительность, неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции, следствием чего являются трудности в установлении социальных контактов.
Исходя из данных теста ценностных ориентаций Рокича, необходимо отметить, что у учащихся 3-го курса юридического факультета в индивидуальной терминальной ценностной системе преобладают: «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших друзей» и «уверенность в себе». Незначимыми, с точки зрения респондентов, являются ценности: «красота природы и искусства», «счастье других»,
«развлечения» и «творчество». Снижается значимость ориентации на самореализацию и в то же время повышается ранговый вес ценности межличностных отношений.
Среди основных инструментальных ценностей находятся: «честность», «воспитанность», «ответственность», «жизнерадостность». В нижнем ранговом ряду располагаются такие ценности-средства, как «непримиримость к недостаткам», «высокие запросы», «эффективность в делах» и «исполнительность».
С помощью опросника Кеттелла было выявлено, что доминирующими личностными факторами для студентов 5-го курса юридического факультета являются: ригидность мышления, при которой могут возникать трудности при решении абстрактных задач (фактор В), переменчивость, независимость (фактор G), смелость, решительность, тяга к риску и острым ощущениям (фактор Н), доверчивость и благожелательность (фактор L), прямолинейность (фактор N1 неуравновешенность, богатое воображение (фактор М), невозмутимость, терпимость к неудачам (фактор Q4).
Результаты диагностического тестирования учащихся юридического факультета по тесту Равена показали что, хотя полученные данные по сериям «А» (способность дифференцировать элементы и выявлять связи между элементами целого) и «В» (нахождение аналогии между парами фигур) имеют более высокую выраженность в величинах средних значений, по сравнению с остальными сериями матриц, можно сделать вывод о наличии общей тенденции к снижению коэффициента показателей по этим сериям методики. От серии «С» (способ-
ность к динамической наблюдательности, воображению и представлению) к серии <Ю» (умение охватывать количественные изменения и упорядочивать структуры согласно закономерностям) наблюдается значительное понижение показателя успешности выполнения матричных заданий, а при переходе к шкале «Е» (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность) уровень успешности совсем падает. Интеллектуальное развитие респондентов соответствует среднему уровню.
Анализ данных, полученных по опроснику МИС, позволил выявить психологические особенности целостно-личностного самоотношения будущих юристов и показал, что величина отношения студентов к себе как к личности для всей совокупной выборки испытуемых имеет среднюю степень выраженности. Значение полученных показателей говорит о том, что респонденты обладают оптимистичностью и активной жизненной позицией, верят в свои силы, в возможность самим контролировать события собственной жизни. Общий фон восприятия себя положительный. Испытуемые ощущают симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считают продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать себя неуспешным человеком.
При сравнительном анализе данных опросника FPI были получены следующие статистически значимые различия: повышение показателей по шкалам не-вротичности, спонтанной и реактивной агрессивности, снижение показателей по шкале общительности. Невро-тичность отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на
жизненные ситуации, протекающие по пассивно-оборонительному типу. Высокие показатели по шкале невротичность также говорят о выраженности у группы таких характеристик, как тревожность, чувствительность, возбудимость. Чем более выражена эмоциональная неустойчивость, тем больше проявляются агрессия, раздражительность и реакции страха на определенных людей, места, объекты и ситуации, склонность к интерпретации действий других людей в качестве враждебных, превалирующие защитные установки, что, в свою очередь, приводит к снижению коммуникативных способностей.
Среди выбранных студентами 5-го курса в качестве наиболее значимых терминальных ценностей — «здоровье», «жизненная мудрость», «любовь», «активная деятельная жизнь» и «интересная работа». Наименее важными для себя учащиеся считают следующие ценности: «развлечения», «творчество», «счастье других», «общественное признание». Можно отметить, что в структуре жизненных приоритетов респондентов преобладает направленность на деловую активность и прагматические ценности.
Ведущие инструментальные ценности: «аккуратность», «воспитанность», «жизнерадостность», «ответственность», «образованность». Снижается значимость таких инструментальных ценностей, как: «чуткость», «эффективность в делах», «высокие запросы», «рационализм».
Полученные данные позволяют определить личностные и психологические характеристики будущих юристов, отметить некоторые, отличая и общности студентов 1, 3, 5-х курсов.
Однако ярких особенностей мы не обнаружили. Работа требует продолжения, в дальнейшем необходимо выделить группу успешно обучающихся студен-
тов, что, на наш взгляд, позволит построить профессиограмму специалистов-юристов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
Аннотация: работа посвящена изучению личностных особенностей подростков с девиантными формами поведения, обучающихся в школах-интернатах. Результаты исследования приведены в виде таблицы. Таблица позволяет наглядно представить поведенческие особенности подростков с деви-антными формами поведения: нежелание обучаться, сквернословие, курение, конфликтность и т. д.
Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, деформация личности, коррекция.
The summary: the work is devoted to studying of personal features of teenagers with deviant forms of the behaviour, trained in boarding schools. Results of research are presented in the form of the table. The table allows to present visually behavioural features of teenagers with deviant behaviour forms: unwillingness to study, foul language, smoking, a conflictness etc.
Keywords: deviant behaviour, delinquent behaviour, deformation of the personality, correction.
Совершение правонарушений и девиантное поведение — явления, часто
И. С. Соколов
встречающиеся в подростковом возрасте. В настоящее время девиантность подростков стала очень актуальной проблемой. В 2011 г. в подразделения по делам несовершеннолетних УМВД России по Калужской области поставлено на учет 1104 подростка-правонарушителя и 293 родителя, не занимающихся воспитанием детей. Основную долю среди преступлений подростков составляли кражи (61,3 %). Значительная часть подростковых преступлений приходилась на грабежи (7,8 %), хулиганство (5,9 %), разбои (2,7 %), угоны автомобилей (2,7 %), умышленное уничтожение или повреждение имущества (2,0 %), вымогательство (1,9 %), убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (1,1 %), мошенничество (0,9 %) (рис. 1).
Отмечается высокая криминальная активность детей в возрасте до 14 лет.
Большую опасность представляет подростковая наркомания. В 2011 г. в Калужском регионе зафиксирован рост числа несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ (13,7 % от всех лиц, поставленных в 2011 г. на учет за злоупотребление наркотиками).