Научная статья на тему 'Построение модели будущего специалиста'

Построение модели будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1425
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕСИОГРАММА / ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЛИЧНОСТЬ / MODEL / PROFESSIOGRAMMA / PERSONALITY PROFILE / PROFESSION / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL AND IMPORTANT QUALITIES / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богданов Евгений Николаевич, Иванов Геннадий Павлович, Митюхина Любовь Николаевна

Трудности, препятствующие построению модели профессионала, объясняются тем, что фактически невозможно выделить стандартно-образцовый профиль личностных и психологических качеств, под который можно было бы «подгонять» будущих психологов, менеджеров, журналистов, экономистов и юристов. В работе мы попытались подробно описать особенности личности специалистов, формируемых в ходе получения высшего профессионального образования. В статье достаточно подробно приведены психологические и личностные особенности специалистов, основу которых составили индивидуально-типологические качествах успешных студентов на завершающем этапе обучения, то есть когда выбор профессии уже в полной мере осознан и получен основополагающий массив информации для дальнейшего профессионального развития и трудовой деятельности. Анализируя индивидуально-психологические особенности личности студентов-выпускников, мы составили профессиограмму менеджера, психолога, юриста, экономиста, журналиста и оформили их в виде таблицы. В целом полученные результаты являются определенным ориентиром для преподавателей вуза по формированию профессионально важных качеств специалистов перечисленных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Богданов Евгений Николаевич, Иванов Геннадий Павлович, Митюхина Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The difficulties interfering creation of model of the professional, speak that it is actually impossible to allocate standard and exemplary a profile of personal and psychological qualities to which it would be possible to «adjust» future psychologists, managers, journalists, economists and lawyers. In work we tried to describe in detail features of the identity of the experts formed during receiving higher education. In article psychological and personal features of the experts which basis made individual and typological qualities of successful students at the training final stage that is when the choice of profession already is fully realized and received a fundamental array of information for further professional development and labor activity are rather in detail described. Analyzing individual and psychological features of the identity of students graduates, we made профессиограмму the manager, the psychologist, the lawyer, the economist, the journalist and issued them in the form of the table. As a whole the received results are a certain reference point for teachers of higher education institution on formation of professionally important qualities of experts of above-mentioned specialties.

Текст научной работы на тему «Построение модели будущего специалиста»

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Е. Н. Богданов, Г. П. Иванов, Л. Н. Митюхина

Аннотация: трудности, препятствующие построению модели профессионала, объясняются тем, что фактически невозможно выделить стандартно-образцовый профиль личностных и психологических качеств, под который можно было бы «подгонять» будущих психологов, менеджеров, журналистов, экономистов и юристов. В работе мы попытались подробно описать особенности личности специалистов, формируемых в ходе получения высшего профессионального образования.

В статье достаточно подробно приведены психологические и личностные особенности специалистов, основу которых составили индивидуально-типологические качествах успешных студентов на завершающем этапе обучения, то есть когда выбор профессии уже в полной мере осознан и получен основополагающий массив информации для дальнейшего профессионального развития и трудовой деятельности. Анализируя индивидуально-психологические особенности личности студентов-выпускников, мы составили професси-ограмму менеджера, психолога, юриста, экономиста, журналиста и оформили их в виде таблицы. В целом полученные результаты являются определенным ориентиром для преподавателей вуза по формированию профессионально важных качеств специалистов перечисленных специальностей.

Ключевые слова: модель, профе-сиограмма, профиль личности, профессия, профессионализм, профессионально важные качества, личность.

Summary: the difficulties interfering creation of model of the professional, speak that it is actually impossible to allocate standard and exemplary a profile of personal and psychological qualities to which it would be possible to «adjust»future psychologists, managers, journalists, economists and lawyers. In work we tried to describe in detail features of the identity of the experts formed during receiving higher education.

In article psychological and personal features of the experts which basis made individual and typological qualities of successful students at the training final stage that is when the choice of profession already is fully realized and received a fundamental array of information for further professional development and labor activity are rather in detail described. Analyzing individual and psychological features of the identity of students graduates, we made профессиограмму the manager, the psychologist, the lawyer, the economist, the journalist and issued them in the form of the table. As a whole the received results are a certain reference point for teachers of higher education institution on formation of professionally important qualities of experts of above-mentioned specialties.

Keywords: model, professiogramma, personality profile, profession, professionalism, professional and important qualities, personality.

Одной из актуальных задач современной высшей школы является адекватное отражение будущей профессиональной деятельности в содержании

и технологиях подготовки специалиста (С.А. Дружилов, А.А. Калмыков, С.А. Ми-тюнина, А.Р. Фонарев).

Решению этой задачи способствует создание модели как норматива планируемых личностных и психологических качеств выпускников вуза.

В науке под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства объекта-оригинала. Иными словами, модель — это всегда некое подобие, наличие которого позволяет использовать ее в качестве представителя объекта-оригинала. Степень соответствия модели объекту-оригиналу является важным показателем полноты и истинности теории.

Мы должны понимать, что при создании акмеологических моделей ее содержанием выступает то, что подлежит личностно-профессиональному развитию вплоть до уровня профессионализма (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина). При этом форма модели не играет существенной роли. Обобщение работ данного направления позволяетдать определение акмеологической модели. Акмеологическая модель — это система объектов и задач, воспроизводящих существенные свойства объекта-оригинала — отдельного образа профессионала или эталона личности профессионального развития (Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин).

Сама идея модели специалиста вызывает иногда сомнение. Обычно приводится примерно такое обоснование: невозможно втиснуть в модель все характеристики профессиональной деятельности (вместе с необходимостью импровизировать в труде), а также выделить общепризнанный, стандартно-

образцовый профиль личностных и профессиональных качеств специалиста, под который можно было бы «подгонять» будущих психологов, менеджеров, журналистов, экономистов и юристов.

Одной из наиболее острых проблем при составлении модели специалиста является проблема построения модели личности специалиста. Традиционно психологи с помощью тестов выделяют наиболее выраженные по разным шкалам и параметрам личностные качества успешно работающих специалистов, таким образом и получается личностный профиль специалиста.

Известный психолог А.К. Маркова выделяет профессиограмму как одну из основных составляющих модели специалиста.

Профессиограмма—это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности работника. Профессиограмма — это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на среднем уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда и психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма — это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста.

Нами было проведено исследование личностных и психологических осо-

Факторный личностый опросник Р. Кеттелла (стены)

□ где

□ мне

□ ВДС

□ эде ■ юдс

01 02 03 04

Рис. 1. Графическое представление средних показателей психологического и личностного развития успешных студентов V курса по результатам методики Р. Кеттелла

Тест возрастающей трудности Дж. Равена

ша

И, т^*

□ вде

□ еде

□ эде

■ ЮДС

Рис. 2. Графическое представление средних показателей логического мышления и невербального интеллекта успешных студентов-выпускников по методике Дж. Равенна

бенностей студентов-выпускников очной формы обучения пяти факультетов в возрасте от 21 до 25 лет. При изучении выборки мы выделили группы успешно обучающихся на каждом факультете (студенты, имеющие оценки «отлично» и «хорошо»). Для поставленной задачи был использован факторный личностный опросник Р. Кеттелла, который позволяет подробно описать личностную структуру студента вуза (рис. 1), тест возрастающей трудности Дж. Равенна для комплексной оценки мышления лич-

ности и невербального интеллекта (рис. 2) и методика исследования самоотношения, дающая возможность оценить особенности сферы самосознания личности (рис. 3). Для наглядности представим полученные в ходе эмпирического исследования данные в виде трех графиков.

Результаты исследования позволяют констатировать, что успешные студенты более интеллектуально развиты, рациональны, логичны, эмоционально устойчивы, то есть в процессе обучения эти

Методика исследования самоотношения (стены)

1

□ ПДС

□ вдс

□ сдс

□ эдс ■ юдс

Рис. 3. Графическое представление средних показателей индивидуально-психологических особенностей успешных студентов-выпускников по опроснику МИС

особенности оказались наиболее значимыми для успешного профессионального становления. Можно сделать вывод, что студенты-выпускники эмоционально зрелые и хорошо приспособленные в целом умеют контролировать свои эмоции и поведение, уверены в себе, легко вступают в контакты и любят быть на виду.

Изучение проблемы становления личности профессионала напрямую связано с тем, как выявляются профессионально важные качества (ПВК) личности человека, находящегося на той или иной ступени профессионализации. Образцом ПВК личности, необходимых для эффективной деятельности, служат характеристики сознательного ее регулирования, то есть свойства деятельности проецируются на свойства личности, отображаются в ее индивидуально-психологических особенностях.

Нами были выделены параметры, позволяющие строить обобщающий психологический портрет профессионала, который несет в себе перечень ПВК. За пределами нашего исследования остается ряд проблем, например, человек как представитель социокультурной среды;

человек как индивид с определенными духовно-культурными ценностями; человек как субъект деятельности. Нас будет интересовать человек как индивидуум, носитель особенных черт и качеств, то есть индивидуально-психологических особенностей, необходимых для успешной профессионализации.

Практическая значимость проведенного нами анализа состоит в получении модели личностных и психологических особенностей успешно обучающихся студентов, которая может выступать как эталонная на этапе получения высшего образования, так как эти качества являются системообразующими в процессе становления будущего специалиста, развития его профессионализма.

Модель практического психолога

Опишем модель практического психолога посредством составления про-фессиограммы. Данная модель нами теоретически обоснована, уточнена и дополнена эмпирическим и экспериментальным путем (проанализированы индивидуально-психологические особенности студентов-психологов, а также личностный профиль успешно обу-

чающихся студентов-выпускников — рисунки 1-3).

Психолог — ученый, специалист по психологии, тонкий, вдумчивый наблюдатель, знаток человеческой психологии, душевных переживаний.

Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. На основе теоретического анализа литературы и практического исследования качеств личности успешных студентов психологического факультета мы можем говорить о неких способностях, которые требуются студенту для успешного профессионального становления и дальнейшего развития в области психологии.

Успех в деятельности практического психолога зависит прежде всего от качественных особенностей и уровня развития процессов мышления самого психолога, поскольку эффективность его деятельности в конечном итоге определяется тем, насколько успешно он смог определить причины того или иного психологического явления, а значит, проникнуть во внутреннюю, скрытую от непосредственного наблюдения психологическую реальность.

Профессиональная специфика мышления психолога обусловлена в первую очередь необходимостью понимания скрытых от непосредственного наблюдения внутренних механизмов и законов развития как личности в целом, так и отдельных психических процессов и состояний человека, эмоциональных переживаний, отношений, интересов, причин возникновения различных психологических проблем. Из этого следует, что основным инструментом практического психолога является его собственное мышление, позволяющее такие соотно-

шения устанавливать. То, в какой мере это удается, будет определять степень эффективности работы психолога.

Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека.

Практическая психология требует от психолога гораздо больше профессионально специфических качеств. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Очевидный факт, что от профессиональной деятельности психолога-практика, независимо от того, в какой сфере он работает, во многом зависит психологическое состояние людей, что, в свою очередь, определяет в известной степени результаты труда последних и их состояние.

Понятно, что определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является их теоретическая подготовка. Без наличия необходимых профессиональных знаний невозможно решать практические задачи.

Большое значение имеет настроение психолога-практика при общении с клиентом. Психолог должен иметь не-

притворную любовь к людям, твердую веру, развитой ум, живую совесть, интерес к жизни людей, искреннее желание им помочь.

Однако не стоит упускать из вида то, что в профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. В связи с этим психологу необходимо формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей. Логика формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога предполагает следующие важные моменты. Сначала психолог опирается на уже имеющиеся у него способности и умения, постепенно приспосабливая их к решению профессиональных задач. Затем на основе имеющихся качеств и умений нередко возникают новые, ранее отсутствовавшие качества. Наконец, постепенно формируется сложная взаимосвязанная система адаптированных и новых профессионально важных качеств.

Итак, на основе полученных данных мы составили профессиограмму практического психолога (модель практического психолога), которую наглядно можно представить в виде таблицы 1.

Модель менеджера

Менеджер—руководитель или управляющий, отвечающий за определенное направление деятельности предприятия (менеджер по персоналу, инвестиционный менеджер, менеджер по связям с общественностью, финансовый менеджер, риск-менеджер, бренд-менеджер,

экаунт-менеджер, менеджер по продажам), управляющий проектом (менеджер проекта) или целой компанией (топ-менеджер). Основная деятельность менеджера — это общение с клиентами. Кроме того, менеджер общается и с коллегами и подчиненными, и здесь также необходима коммуникативная компетентность.

Менеджер — профессионально подготовленный руководитель. Однако по эффективности своего руководства менеджеры различаются. Проанализировав полученные данные и различные теоретические источники, можно выделить в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера следующие:

1. Желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера.

2. Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества).

3. Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нестандартные решения.

4. Оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере.

5. Способность предвидеть и спланировать будущее развитие событий, предвидеть последствия решений.

6. Профессиональная компетентность и управленческая подготовка.

Как видно, одними из важнейших качеств преуспевающего менеджера являются собственно психологические качества, поэтому можно сказать, что модель специалиста-менеждера близка к ранее описанной модели практического психолога. Таким образом, можно сделать вывод на основе анализа данных по успешным учащимся-менеджерам и уже составленной профессиограммой

ю о

Профессиограмма практического психолога

1. Общая характеристика труда 2. Требования профессии к качеству подготовки 3. Требования профессии к личностным качествам 4. Диагностические методики и противопоказания

Содержание и основные операции (действия) Условия и характер труда Знания Умения и навыки Интересы и склонности ПВК Рекомендуемые методики Медицинские противопоказания

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов, составляет анкеты, вопросники и т. д. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах [семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу Работа в помещении, нормированный рабочий день, составлен график труда на неделю/год. Работа связана с постоянным общением, решением психологических задач руководства трудовыми коллективами, совершенствованием подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки Должен знать: основы законодательства в области здравоохранения, образования, занятости населения, охраны труда, методические нормативные и др. Знать материалы по практической психологии, общей и специальные психологии, основы психодиагностики, психологического консультирования, методы социально-психологического тренинга общения, диагностики и коррекции развития личности Коммуникативные способности; умение слушать; вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно); ораторские способности; находчивость, разносторонность; любознательность и обучаемость; эрудированность Склонность к умственному труду и работе с людьми, стрессоустой-чивость. Интерес и уважение к другому человеку. Стремление к самопознанию, саморазвитию Склонность к сопереживанию Хорошо развитые коммуникативные способности, тактичность, чувство ответственности, умение сопереживать, наблюдательность, аналитический ум, эмоциональная устойчивость, развитая словесно-логическая и образная память, внимательность 16 РР РР1, МИС, тест возрастающей трудности Дж. Раве-на. Тест Амт-хауера. Тесты на стрессоу-стойчивость. Проективные методы изучения личности. Опросник ценностных ориентации М. Рокича; Характерологический тест К. Леонгарда-Шмишека Конфликтологическая методика К. Томаса Нервные и психические заболевания, а также инфекционные и кожные заболевания; вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия; расстройства координации движений; потери сознания, судороги. Профессия не рекомендуется людям с дефектами зрения и слуха. Расстройства речи

Критерии тяжести Логическая сложность

Эффективность деятельности определяется тем, насколько успешно психолог смог определить причины того или иного психологического явления, а значит, проникнуть во внутреннюю, скрытую от непосредственного наблюдения психологическую реальность Сложность индивидуального подбора методик и обязательная персональная работа с каждым клиентом [даже если он состоит в психотерапевтической группе)

психолога о качествах, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности менеджера:

• коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения);

• способность управлять собой;

• хорошие организаторские способности (способность руководить);

• высокая способность влиять на окружающих;

• способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;

• хорошо развитые аналитические способности;

• высокий уровень понятийного мышления.

Профессионально важные качества менеджера представляют собой набор психологических и личностных особенностей, которые могут быть им использованы в процессе профессиональной деятельности. Можно выделить даже некую систему профессиональных качеств менеджера, которые в основном формируются в процессе обучения в вузе: психологические, профессиональные и административные (рис. 1-3).

Психологические особенности менеджера включают в себя стиль делового поведения и способ мышления. Источник этого ресурса — личность, индивидуально-психологическими особенностями которой являются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции и мотивация.

Профессиональные качества менеджера включают в себя накопленный опыт: теоретической (специальные знания) и практической управленческой деятельности (при обучении в вузе накоплению практических знаний может помочь производственная и преддиплом-

ная практики). Здесь можно сказать о сформированности комплекса профессионально необходимых знаний и умений работать с людьми, а также навыков эффективного общения. Одним из источников этих ресурсов служит личность, направленная на получение профессиональных знаний и управленческого опыта.

Источником административных ресурсов выступает управленческая иерархия: уровень управления непосредственным действием, уровень управления людьми, которых побуждают осуществлять те или иные действия, и уровень управления информацией, через которую оказывается воздействие на индивидов. Иными словами, это означает, что от менеджера зависит, какой именно уровень труда он выберет, определит стиль его профессиональной деятельности.

Отдельно следует отметить о необходимости баланса системы выделенных ранее качеств, который является одним из условий хорошей работы менеджера: профессиональные и психологические особенности личности специалиста должны соответствовать административным ресурсам, определяющим успешность и эффективность его деятельности.

По результатам нашего исследования к общим способностям менеджера можно отнести: интеллект, как общий уровень мыслительных процессов, так и широта кругозора, восприятие, память (особенно на имена и лица), воображение, развитую эмоционально-волевую сферу личности (самоконтроль поведения и эмоциональных проявлений, развитое чувство долга, ответственность), высоко развитые коммуникативные

ю ю

Профессиограмма менеждера

1. Общая характеристика труда 2. Требования профессии к качеству подготовки 3. Требования профессии к личностным качествам 4. Диагностические методики и противопоказания

Содержание и основные операции(действия) Условия и характер труда Знания Умения и навыки Интересы и склонности ПВК Рекомендуемые методики Медицинские противопоказания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На промышленных предприятиях, в торговле [компании по оптовой и розничной продаже), строительство и сельское хозяйство, транспорт и связь, гостиничный и ресторанный бизнес, туристические компании, рекламные агентства и компании, брокерские фирмы, банковское и страховое дело. Работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;изучение спроса и предложения на рынке; планирование деятельности организации; коммуникация (установление и развитие взаимодействия между персоналом, другими учреждениями и организациями); поиск и использование необходимых средств и ресурсов для достижения основных целей организации; разработка бизнес-плана и контроль за его реализацией; организация и оценка работы подчиненных; участие в процессе подбора, приема и профессионально-квалификационном росте работников; проведение презентаций Работа в помещении, рабочий день может быть как нормированным, так и ненормированным. Планирование работы не только для себя, но и для подчиненных. Работа связана с постоянным общением, контролем, решением задач руководства трудовыми коллективами, подбор и расстановки кадров, повышение качества собственной профессиональной подготовки, так и подготовки сотрудников Должен знать: рыночную экономику; теорию и практику менеджмента, маркетинга и делового администрирования; принципы планирования развития предприятия; основы этики делового общения, общей и специальной психологии, методы экономического моделирования; современные системы управления предприятием; перспективы инновационной деятельности; основы законодательства Организаторские способности; коммуникативные способности; способность управлять собой; высокая способность влиять на окружающих; хорошо развитые аналитические способности; высокий уровень понятийного мышления Стремление к постоянному личностному росту. Склонность к умственному труду и работе с людьми, стрес-соустойчи-вость Навыки общения и взаимодействия с людьми; нервно-эмоциональная устойчивость; способность воспринимать большое количество информации; развитые свойства внимания; гибкость мышления; умение предвидеть результат; способность контролировать свои эмоции 16РР, РР1, МИС, тест возрастающей трудности Дж. Равенна. Тест Амтхау-ера. Тесты на стрессоустой-чивость. Проективные методы изучения личности. Опросник ценностных ориентации М. Рокича ММР1 Характерологический тест К. Леонгарда-Шмишека Конфликтологическая методика К. Томаса Нервные и психические заболевания, а также инфекционные и кожные заболевания. Профессия не рекомендуется людям с дефектами зрения и слуха. Расстройства речи

Критерии тяжести Логическая сложность

Регулирование межличностных отношений подчиненных и разрешение конфликтов между ними. Снижение психологической напряженности в отношениях с подчиненными Решение проблемных ситуаций в короткий срок; индивидуальный подход при подборе персонала, организации эффективной работы подчиненных

качества (общительность, открытость, готовность к сотрудничеству и активность в установлении контактов, внимательность к людям и забота о них), социально-психологическую ориентацию (направленность на взаимодействие с другими людьми, хорошая сра-батываемость в коллективе).

Анализируя полученные данные и выводы, мы составили профессиограм-му практического менеджера, которая представлена в виде таблицы 2.

Модель экономиста

Экономист — специалист в области экономики, эксперт по экономическим вопросам. Экономистами называют как ученых (то есть специалистов в области экономической науки), так и практиков, которые работают в области исследования, планирования и руководства хозяйственной деятельностью. Экономисты принимают участие в разработке системы бюджетирования, осуществляют контроль исполнения бюджета, а также подготовку и формирование периодической и управленческой отчетности. Должностные обязанности представителей этой профессии заключаются в исследовании, планировании и экономическом сопровождении финансово-хозяйственной деятельности компании.

Какие же качества позволят стать профессионалом в данной области? Экономисту, по роду деятельности, нет необходимости налаживать контакт в профессиональной среде, нежели психологу и менеджеру, здесь больше работа над полученной информацией, ее анализ, который невозможен без профессиональных знаний, высокого уровня математических способностей, аналитического мышления, памяти, внимания,

то есть индивидуально-психологических особенностей личности. Итак, можно выделить следующие качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности экономистом:

- высокие мыслительные способности: не только образованность, широта кругозора, но и более узкие математические способности, аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления, логичность мышления;

- эмоционально-психическая устойчивость, здесь не только стрессоустой-чивость, но и способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности;

- развитые познавательные способности: хорошее развитие концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете и быстро переходить с одного вида деятельности на другой), высокий уровень развития памяти;

- самоконтроль (способность управлять своими эмоциями и настроением, контроль поведения, ответственность);

- коммуникативные навыки (общение в коллективе, умение грамотно выражать свои мысли).

Профессия экономиста требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат, поэтому самым первым и профессионально важным качеством мы отметили интеллектуальное развитие. Профессиональная деятельность специалиста прежде всего подразумевает анализ,сравнение и интерпретацию данных, предложение новых решений, выполнение конкретных за-

Профессиограмма экономиста

1. Общая характеристика труда 2. Требования профессии к качеству подготовки 3. Требования профессии к личностным качествам 4. Диагностические методики и противопоказания

Содержание и основные операции (действия) Условия и характер труда Знания Умения и навыки Интересы и склонности ПВК Рекомендуемые методики Медицинские противопоказания

1 2 3 4 5 В 7 8

Выпускники находят применение своим знаниям и на производстве, и в бизнесе, и в финансовой сфере, и в науке. Исследование экономических отношений (возникающих между людьми в процессе производства); сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах; анализ хода и результата экономической деятельности и оценка ее успешности; совершенствование процесса экономической деятельности и планирование деятельности предприятия; контроль над процессом выполнения финансово-хозяйственной деятельности; расчет потребностей предприятия, организации в кадрах; работа, связанная с расчетами и переработкой больших объемов информации, выраженной в цифрах; составление экономических обоснований, справок, периодической отчетности, аннотаций и обзоров; определение системы оплаты труда и поощрений для всех категорий работников предприятия, а также анализ причин перерасхода фонда заработной платы В помещении, сидячий. Основные виды деятельности специалиста: четно-аналитическая; контрольно-ревизионная; аудиторская; консалтинговая; организационно-управленческая; нормативно-методическая. Выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимым для проведения работ (услуг), исследований и разработок в освоении новой техники и технологии Законодательные акты,постановления, распоряжения, приказы, другие нормативные акты, методические материалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия; методы экономического анализа и учета показателей деятельности предприятия и его подразделений; экономику, организацию производства, труда и управления; рыночные методы хозяйствования Исполнительность; эрудированность; ответственность и аккуратность; коммуникабельность; усидчивость и обязательность; уверенность в себе;терпение, хорошая память, высокая концентрация внимания; умение анализировать полученную информацию Стремление к профессиональному совершенству; склонность к исследовательской деятельности; склонность к работе с документацией; способность планировать свою деятельность во времени; предусмотрительность Умственная работоспособность; педантичность; способность к переключениям с одной деятельности на другую; внимание к деталям; развитый объем внимания; аналитичность и логичность мышления; развитые мнемические способности; способность к анализу и систематизации большого количества информации 16 РР РР1, МИС, тест возрастающей трудности Дж. Равенна. Тест Амтхау-ера. Тесты на стрессоустой-чивость. Проективные методы изучения личности. Опросник ценностных ориентации М. Рокича. ММР1 Характерологический тест К. Леонгарда-Шмишека Конфликтологическая методика К. Томаса Нервные и психические заболевания, а также инфекционные заболевания. Профессия не рекомендуется людям с дефектами зрения и слуха

Критерии тяжести Логическая сложность

Давать точные прогнозы и эффективные рекомендации по повышению эффективности работ, выявлению резервов, предупреждению потерь и непроизводительных расходов, более рациональному использованию всех видов ресурсов Выработка рациональной системы организации учета и отчетности на основе выбора эффективной учетной политики

дач с применением специальных навыков труда, знаний, полученных по специальности. Эмоционально-психическая устойчивость, внимание и память необходимы при длительной работе с документами, текстами и цифрами и одновременном анализе большого количества информации. Ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности также нужны для успешной работы экономиста (рис. 1-3).

Далее представлена профессио-грамма экономиста (табл. 3), основанная на проведенном теоретическом анализе литературы и практическом исследовании качеств личности успешных студентов экономического факультета.

Модель журналиста

Журналист — человек, занимающийся журналистикой в качестве своего основного рода занятий, способствующий информационному наполнению СМИ путем сбора, осмысления и изложения для аудитории информации о значимых фактах, событиях, людях, явлениях.

Связь между журналистом и аудиторией осуществляется посредством информационного канала (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет), в зависимости от которого выделяют журналистские специализации:

• сотрудники печатных изданий (газет, журналов, справочников);

• журналисты электронных СМИ (телевидение, радио, Интернет);

• фотокорреспонденты (в некоторых случаях фотографии не просто играют роль иллюстрации к литературному материалу, а являются полноценными произведениями).

Существуют и другие системы классификации журналистов: по приоритетным направлениям в работе — политические, экономические или спортивные обозреватели, журналисты-международники, отраслевые журналисты и др.; по жанровым характеристикам — репортер, публицист, обозреватель, очеркист, фельетонист и т. п.

Однако специализация журналиста не является постоянной. Сегодня он может работать в газете, а завтра перейти на радио или телевидение; начать карьеру как репортер, а впоследствии стать обозревателем-аналитиком.

Для эффективной работы в области журналистики необходимы соответствующие профессионально важные качества. Журналист должен уметь оперативно обрабатывать большой поток информации, обладать «нюхом на злободневность», ведь именно в этом кроется залог успешной журналистской карьеры. Среди необходимых качеств также необходимо назвать коммуникабельность, любознательность, эрудицию, творческие и художественные способности, хорошую память, образное мышление, тактичность, мобильность, стрес-соустойчивость, умение работать в команде.

Профессия журналиста требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат и хорошо развитых коммуникативных навыков, так как его профессиональная деятельность подразумевает анализ, сравнение и интерпретацию данных, предложение новых решений, выполнение конкретных задач с применением специальных навыков труда, а также навыки общения и взаимодействия с людьми (установление контакта), способность грамотно и чет-

ю

Оч

Профессиограмма журналиста

1. Общая характеристика труда

2. Требования профессии к качеству подготовки

3. Требования профессии к личностным качествам

4. Диагностические

методики и противопоказания

Содержание и основные операции (действия)

Условия и характер труда

Знания

Умения и навыки

Интересы и склонности

ПВК

Рекомендуемые методики

Медицинские противопоказания

1

7

Средства массовой информации (еженедельники, газеты, журналы,телевидение, радио); пресс-центры; образовательные учреждения. Сбор информации (взятие интервью, работа с документами, архивами), ее обработка; анализ фактов и ситуаций, оценка текущих событий; поиск наиболее интересных, значимых, актуальных событий в сфере экономики, политики, культуры, общественной жизни для освещения их в средствах массовой информации; подготовка материалов для публикации; фиксация найденного материала разнообразными методами, приемами и способами: анализом различных источников, опросом, интервьюированием,беседой. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает анализ, сравнение и интерпретацию данных, предложение новых решений, выполнение конкретных задач с применением специальных навыков труда

Журналист осуществляет деятельность в помещении и вне его, мобильность, а также работа в горячих точках, в условиях ненормированного рабочего дня, в экстремальных условиях. Функциональные обязанности: 1) поиск информации; 2) обработка информации и 3) обратная связь

Критерии тяжести

журналистика входит в список опасных профессий; ненормированный рабочий день; невозможность отключиться от работы, так как все происходящее вокруг воспринимается как информационный повод для очередной статьи или репортажа

Логическая сложность

умение изменить свое поведение и способы решения проблемных ситуаций в зависимости от изменения условий окружающей среды

Законодательство о СМИ и рекламе; основы издательской деятельности и производства; методы подготовки материалов для печати и редактирования; требования, предъявляемые к созданию, сбору и подготовке сообщений и материалов; важнейшие общественно-политические, экономические, культурные события страны, региона, населенного пункта

Навыки общения и взаимодействия с людьми; умение слушать и слышать собеседника; умение быстро ориентироваться в событиях, принимать адекватное решение; умение грамотно выражать свои мысли; литературные способности

Стремление к повышению профессионального и личного роста, обучению, самосовершенствованию; наблюдательность; творческие способности; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; оригинальность, находчивость, разносторонность

Самостоятельность; инициативность; активность; коммуникабельность; уверенность в себе; избирательность внимания; гибкость, динамичность мышления; хорошая память; творческое мышление; высокий уровень развития памяти; организаторские способности; политическая культура

16 РР, РР1, МИС, тест возрастающей трудности Дж. Равенна. Тест Амтхау-ера. Тесты на стрессоустой-чивость. Проективные методы изучения личности. Опросник ценностных ориентации М. Рокича. ММР1 Характерологический тест К. Леонгарда-Шмишека. Конфликтологическая методика К.Томаса

Нервные и психические заболевания, а также инфекционные и кожные заболевания; выраженные физические недостатки; вестибулярные расстройства; некорректируемое снижение остроты зрения; расстройства слуха; расстройства речи; дрожание рук, нарушение координации движений

ко задавать вопросы, интерес и уважение к другому человеку (рис. 1-3).

Конечно, в зависимости от специфики СМИ необходимые навыки и умения журналистов могут варьироваться. Так, для теле- и радиорепортера важно иметь четкую дикцию и отличную реакцию, особенно при работе в прямом эфире. Интервьюер и ведущий ток-шоу должны уметь формулировать интересные вопросы, слушать и слышать собеседника, а при необходимости манипулировать им, направлять разговор в нужное русло. От этого напрямую зависит успех статьи или передачи.

Основной задачей журналиста является информирование населения, граждан в количестве и качестве необходимом для объединения отдельных граждан в народ, поэтому среди требующихся для работы навыков следует отметить литературные и творческие способности, склонность к исследовательской деятельности. Здесь можно сказать о поиске наиболее интересных, значимых, актуальных событий литературной жизни, подготовке полученной информации к публикации — обработке материала сучетом жанрового своеобразия, стилистической подачи фактов, журналистских приемов (в письменной и устной форме), умение излагать доступным языком полученную информацию.

Для наглядности модель журналиста представлена нами в виде таблицы 4.

Модель юрисконсульта

Юрист — одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий. Юристы появились одновременно с возникновением товарно-денежных отношений между людьми.

В рамках специальности «юриспру-

денция» представлены несколько специализаций: гражданско-правовая, уголовная, административная и др. В нашей работе мы будем рассматривать обобщенную модель юрисконсульта. В его обязанности входит полное юридическое сопровождение в области уголовного, гражданского и административного права. Наиболее близка к работе юрисконсульта деятельность адвокатов.

Профессиональная деятельность юриста подразумевает анализ, сравнение и интерпретацию данных, предложение новых решений, выполнение конкретных задач с применением специальных навыков труда. Иными словами, для успешного овладения профессией необходима обширная теоретическая база, основу которой должно положить обучение в вузе.

В своей профессии юрисконсультам приходится решать большой спектр задач: разрешение споров, подготовка договоров, сопровождение сделок, взаимодействие с органами государственной власти, разрешительными инстанциями и многое другое. Итак, рассмотрим индивидуально-психологические особенности, необходимые для успешной и эффективной работы данного специалиста (рис. 1 и 3).

В первую очередь рассмотрим интеллектуальные особенности: аналитический склад ума (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации), высокий уровень развития понятийного мышления, логическое мышление, без которых не получится сделать правильные выводы, сопоставить правовые нормы, а также владение научными понятиями и способность воспринимать и понимать различные термины (рис. 2).

Профессиограмма юрисконсульта

1. Общая характеристика труда 2. Требования профессии к качеству подготовки 3. Требования профессии к личностным качествам 4. Диагностические методики и противопоказания

Содержание и основные операции (действия) Условия и характер труда Знания Умения и навыки Интересы и склонности ПВК Рекомендуемые методики Медицинские противопоказания

1 2 3 4 5 В 7 8

Государственные и негосударственные организации, предприятия, учреждения, общества различных форм собственности, являющиеся юридическими лицами; частное или индивидуальное предпринимательство; нотариальные конторы; частные детективные службы; государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности; образовательные учреждения. Консультирование лиц, нуждающихся в юридической помощи; изучение законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров; составление юридических документов, контрактов, актов; толкование законов; контроль за соблюдением законности; осуществление методического руководства правовой работы на предприятии; участие в процессе законотворчества; участие в судебных процессах, создание архива судебных и арбитражных дел; изучение правовой практики зарубежных коллег; правовая пропаганда Юрисконсульт осуществляет деятельность как в помещении за рабочим местом, так и вне помещения. Деятельность юрисконсульта осуществляется посредством постоянного взаимодействия с новыми людьми входе работы. Обычно профессиональное общение происходит непосредственно Теория государства и права; история политических и правовых учений; право по отраслям (конституционное, гражданское, административное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное уголовно-исполнительное, международное, экологическое, земельное, международное, финансовое, муниципальное, семейное, предпринимательское, коммерческое право); криминалистика; юридическая психология. Конституция РФ Умение прогнозировать ситуацию; умение правильно и эффективно распределять время; эрудированность; аккуратность; принципиальность; коммуникабельность; умение грамотно выражать свои мысли; организованность; объективность; умение работать в команде Стремление к профессиональному совершенству; экстра-вертирован-ность; вербальные способности; склонность к работе с документацией; способность устанавливать контакты с людьми Аналитичность и логичность мышления; организованность, самодисциплина; самодостаточность; самообладание, эмоциональная уравновешенность, выдержка; развитая словесно-логическая память; коммуникативные навыки; хорошие познания в разных областях наук 16РР РР1, МИС, тест возрастающей трудности Дж. Равенна. Тест Амт-хауера.Тесты на стрессоу-стойчивость. Проективные методы изучения личности. Опросник ценностных ориентации М. Рокича. Характерологический тест К. Леонгарда-Шмишека. Конфликтологическая методика К. Томаса. ММР! Нервные и психические заболевания, а также инфекционные заболевания; вестибулярные расстройства; расстройства координации движений; потери сознания, судороги. Профессия не рекомендуется людям с дефектами слуха, при некорректируемом снижении зрения. асстрой-ства речи

Критерии тяжести Логическая сложность

психологическая составляющая сложных процессов; необходимость постоянно продолжать свое образование и умение апеллировать полученными знаниями нет совершенной, идеальной нормы права в большом количестве различных законодательных актов, которая бы точно регулировала конкретное общественное отношение; правильно истолковать норму права

о ю

Далее отметим самоконтроль: здесь и умение правильно построить линию поведения, руководствоваться реальностью и трезво оценивать обстоятельства и людей, обладание развитым чувством ответственности, способность выражать эмоциональную энергию по интегрированным, а не импульсивным каналам, то есть выражать их в социальной допустимой форме. Сюда можно добавить и ориентацию на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности.

Стрессоустойчивость — низкая возможность стрессового реагирования на сложившуюся ситуацию. У юристов часто бывают напряженные моменты в работе, конфликты, публичные выступления и прочие стрессовые ситуации. Именно поэтому юрисконсульт должен уметь работать в условиях стресса эффективно, без ошибок и срывов.

К немаловажным качествам можно отнести коммуникабельность, так как деятельность юрисконсульта осуществляется посредством постоянного взаимо-

действия с новыми людьми. Ключевую роль играют такие особенности, как внимание (в частности, концентрация и пе-реключаемость) и память (высокий уровень развития не только долговременной, но и кратковременной памяти), они нужны при работе с правовыми актами, нормативной документацией, составлении юридических документов, контрактов, актов.

Для успешного продвижения по карьерной лестнице в профессии юрисконсульта необходимо быть всесторонне развитым человеком, обладать знаниями в самых разных областях жизни, быть обязательным, пунктуальным, внимательным, иметь развитое логическое мышление, уметь грамотно, последовательно излагать свои мысли.

На основе проанализированной литературы, а также анализа полученных данных мы составили профессиограм-му (модель юрисконсульта), которую наглядно можно представить в виде таблицы 5.

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ИХ ЛИЧНОСТИ

Г. В. Молоствова

Аннотация: в статье рассмотрены особенности качества жизни больных с заболеваниями неврологического профиля. На примере больных с хроническими неврологическими заболеваниями (дорсопатия, дисциркуляторная энцефалопатия], находящихся на лечении в неврологическом стационаре, выявле-

на связь ряда личностных характеристик с показателями качества жизни.

Ключевые слова: психологический компонент качества жизни больных, самоотношение больных, жизненные перспективы больных, психология болезни.

Summary: this article describes the features of quality of life of patients with

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.