Научная статья на тему 'Сравнительный анализ профессионального развития личности выпускников факультета менеджмента'

Сравнительный анализ профессионального развития личности выпускников факультета менеджмента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
154
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL EDUCATION / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богданов Евгений Николаевич, Иванов Геннадий Павлович, Митюхина Любовь Николаевна

Вопросы профессионализма и личностно-профессионального развития в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания психологической науки: что психологически означает человек как профессионал, его индивидуальное развитие и становление как профессионала. В статье рассматриваются психологические и личностные особенности студентов на завершающем этапе обучения, то есть когда выбор профессии уже в полной мере осознан и получен основополагающий массив информации для дальнейшего профессионального развития и трудовой деятельности. Анализируя индивидуально-психологические особенности развития личности студентов-выпускников, мы попытались раскрыть психологические механизмы формирования профессионализма, что является неотъемлемой частью создания или внесения коррективов в уже существующие обучающие модели, способствующие повышению эффективности профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Богданов Евгений Николаевич, Иванов Геннадий Павлович, Митюхина Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of professionalism and personal professional development in the last decade have been the subject of close attention to the science of psychology: that means a person psychologically is considered as a professional, with his individual development and its emergence as a professional. The article deals with the psychological and personal characteristics of students in the final stage of training, that is, when the choice of a profession is fully realized and a basic amount of information is obtained for further professional development and employment. Analyzing the individual psychological characteristics of personality development of graduate students, we attempted to reveal the psychological mechanisms of professionalism that is an integral part of the creation or adjustments to existing training models that improve the efficiency of training.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ профессионального развития личности выпускников факультета менеджмента»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ФАКУЛЬТЕТА МЕНЕДЖМЕНТА

Е. Н. Богданов, Г. П. Иванов, Л. Н. Митюхина

Аннотация: вопросы профессионализма и личностно-профессионального развития в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания психологической науки: что психологически означает человек как профессионал, его индивидуальное развитие и становление как профессионала. В статье рассматриваются психологические и личностные особенности студентов на завершающем этапе обучения, то есть когда выбор профессии уже в полной мере осознан и получен основополагающий массив информации для дальнейшего профессионального развития и трудовой деятельности. Анализируя индивидуально-психологические особенности развития личности студентов-выпускников, мы попытались раскрыть психологические механизмы формирования профессионализма, что является неотъемлемой частью создания или внесения коррективов в уже существующие обучающие модели, способствующие повышению эффективности профессионального обучения.

Ключевые слова: профессионализм, профессиональное развитие,

профессиональное образование, личность.

Summary: issues of professionalism and personal professional development in the last decade have been the subject of close attention to the science of psychology: that means a person psychologically is considered as a professional, with his individual development and its emergence as a professional. The article deals with the psychological and personal characteristics of students in the final stage of training, that is, when the choice of a profession is fully realized and a basic amount of information is obtained for further professional development and employment. Analyzing the individual psychological characteristics of personality development of graduate students, we attempted to reveal the psychological mechanisms of professionalism that is an integral part of the creation or adjustments to existing training models that improve the efficiency of training.

Keywords: professionalism, professional development, professional education, personality.

В настоящее время профессиональная деятельность становится все более сложной и ответственной, что привело к увеличению внимания к исследованиям в области психологии развития личности, ее профессионального пути, генезиса мотивационно-потребностной сферы, способностей. Вопросы профессионализма и профессионального развития в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания психологической науки (Е.Н. Богданов, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.С. Романова и др.). Однако в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора профессионально важных качеств (ПВК), их формирования и оценки. Остается не ясным, что психологически означает человек как профессионал, его личностное развитие и становление как профессионала. В связи с этим прежде необходимо обратиться к общим представлениям о данной категории. «Профессионал» в Словаре русского языка С.И. Ожегова определяется как «человек, избравший какое-либо занятие своей профессией; специалист своего дела». Таким образом, в обыденном понимании понятие «профессионал» связывается с фактом принадлежности к какой-либо профессиональной деятельности.

Успешное становление профессионала в отечественной психологии рассматривается как составная часть общего развития личности. Индивид, участвуя в учебно-профессиональной деятельности, приобретает знания не только о своей профессии, но и о своих возможностях, развивая их, формируясь как субъект профессиональной деятельности, активно развивается как личность

(Л.И. Божович, B.C. Мерлин, В.В. Чебы-шева, В.Д. Шадриков и др.).

Иными словами, профессионал — это специалист, обладающий необходимым багажом теоретической информации, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе обучения и осуществления труда, нашедший свое индивидуальное предназначение (профессионал — это специалист на своем месте), интересующийся результатами своей профессиональной деятельности.

Наша работа посвящена анализу психологических и личностных особенностей студентов на завершающем этапе обучения, то есть когда выбор профессии уже в полной мере осознан и получен основополагающий массив информации для дальнейшего профессионального развития и трудовой деятельности. Анализ и изучение психологических и личностных качеств студентов-выпускников вуза позволит выявить психологические механизмы формирования профессионализма, что может послужить отправной точкой для создания или внесения коррективов в уже существующие обучающие модели, способствующие повышению эффективности профессионального обучения. Нами была обозначена следующая выборка: студенты КФ МГЭИ факультета менеджмента и психологического факультета V курсов, в возрасте от 21 до 25 лет, а также успешные учащиеся с выбранных курсов (студенты, имеющие оценки «отлично» и «хорошо»).

Мы использовали следующий набор (батарею) диагностических методов: факторный личностный опросник Р. Кеттелла, тест возрастающей труд-

ности Дж. Равена, опросник ценностных ориентаций М. Рокича, опросник МИС и FPI.

В ходе исследования личности респондентов V курса факультета менеджмента по результатам методики Р. Кеттелла (табл. 1) было выявлено наличие следующих выраженных черт личности: конкретность мышления, при которой могут возникнуть затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления (фактор В), озабоченность, подверженность настроению, чувствительность к одобрению окружающих (фактор О). Респонденты склонны к риску, упорны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки (фактор Н), проявляют зависимость от мнения и требований группы, социабельность, следуют за общественным мнением, комфортнее себя чувствуют в группе (фактор Q2), импульсивны, слабо умеют контролировать свои эмоции и поведение (фактор Q3). У студентов психологического факультета доминирующими являются факторы: С, Н, I, М и Q1, то есть для большинства учащихся характерна выдержанность, эмоциональная зрелость и устойчивость в интересах (фактор С); смелость, предприимчивость, активность, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах (фактор Н); самоуверенность, гибкость в суждениях, практичность (фактор I); восприимчивость к переменам, новым идеям, недоверие к авторитетам,направленность на аналитическую, теоретическую деятельность (фактор Q1); могут обладать развитым воображением, быть мечтательными, ориентированными на свой внутренний мир (фактор М).

Обобщенные данные, полученные по результатам тестирования студентов-менеджеров с использованием прогрессивных матриц Дж. Равена, свидетельствуют о среднем уровне невербального интеллекта. Качественнее всего респондентами факультета менеджмента выполняются задания на дополнение недостающей части изображения (серия «А»] и на нахождение аналогий между парами фигур с разными элементами (серия «В»). Снижены показатели развития динамической наблюдательности и прослеживания непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять (серия «С») и схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении фигур согласно закономерности используемых изменений (серия <Ю»). Учащиеся со слабой успеваемостью выполнили задания серии «Е» на обнаружение количественных и качественных изменений, происходящих одновременно по нескольким направлениям, определение логических закономерностей, анализ и синтез. Респонденты психологического факультета хорошо справились с заданиями не только серий «А» и «В», но и серии <Ю». Аналогично у студентов факультета менеджмента наблюдаем пониженные показатели по сериям «С» и «Е».

Респонденты-менеджеры обнаруживают тенденцию к наличию у них положительного самоотношения (тест МИС): выражено чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними импульсами, они принимают себя такими, какие есть, пусть и с недостатками, одобряют свои планы и желания, снисходительно относятся к себе. Студенты в большинстве своем не сомневаются в своей способности вызывать уважение, в нали-

Таблица 1

Средние показатели психологических и личностных особенностей структуры личности студентов-выпускников

№ Тест Код Среднее значение Название переменной

МДС-07 ПДС-07 МДС-07 (vcnem.) ПДС-07 (vcnem.)

1 16PF МО 3,75 5,85 4,14 6,00 «Мотивационное искажение», желание выглядеть лучше

2 16PF FB 3,55 3,54 3,86 2,67 «Выглядеть плохо», желание выглядеть хуже

3 16PF А 5,80 5,38 5,57 5,00 Доброта, сердечность +, Обособленность, Отчужденность -

4 16PF В 3,60 4,62 3,29 4,67 Интеллект +

5 16PF С 6,05 7,08 7,29 7,33 Эмоциональная устойчивость +, Эмоциональная неустойчивость -

В 16PF Е 5,95 6,00 6,57 6,00 Доминантность+, Конформность -

7 16PF F 5,70 5,92 5,71 6,00 Беспечность+, Озабоченность -

8 16PF G 4,90 4,69 4,14 4,00 Добросовестный+, Недобросовестный -

9 16PF Н 6,75 6,69 7,14 6,33 Социальная смелость +, Робость -

10 16PF I 5,05 3,38 3,14 3,00 Мягкосердечность+, Жесткость -

11 16PF L 4,65 5,85 4,00 6,33 Подозрительность+, Доверчивость -

12 16PF М 6,00 6,00 7,14 6,67 Мечтательность +, Практичность -

13 16PF N 5,50 4,92 5,00 5,67 Расчетливость+, Наивность -

14 16PF 0 6,75 5,54 6,14 2,33 Чувство вины +, Уверенность -

15 16PF Q1 6,35 7,23 7,29 7,67 Гибкость+, Консерватизм -

1В 16PF Q2 4,15 4,62 4,00 7,67 Самостоятельность +, Зависимость от группы -

17 16PF Q3 4,60 5,62 4,00 6,33 Контроль желаний+, Импульсивность -

18 16PF Q4 5,40 4,54 4,71 3,33 Напряженность+, Расслабленность -

19 РАВЕНА SET 1 10,00 11,23 11,00 12,00 Тест Равена. Set А

20 РАВЕНА SET 2 10,30 10,62 10,86 11,33 Тест Равена. Set В

21 РАВЕНА SET 3 7,80 9,31 8,14 10,33 Тест Равена. Set С

22 РАВЕНА SET 4 7,50 10,31 9,43 10,67 Тест Равена. Set D

23 РАВЕНА SET 5 4,25 5,69 4,86 6,33 Тест Равена. Set Е

24 РАВЕНА SETGEN 39,85 47,15 44,29 50,67 Тест Равена. Сумма

25 МИС I 5,85 6,62 5,86 6,33 Открытость Я

2В МИС II 5,60 6,31 6,29 7,33 Самоуверенность

27 МИС III 5,90 6,31 6,86 6,00 Саморуководство

28 МИС IV 6,40 6,08 6,71 7,33 Зеркальное [ожидаемое! Я

29 МИС V 6,15 6,38 7,00 6,67 Самоценность

30 МИС VI 5,15 5,38 6,14 5,33 Самопринятие

31 МИС VII 5,95 6,08 6,29 5,33 Самопривязанность

32 МИС VIII 4,90 4,69 4,29 3,33 Конформность

33 МИС IX 4,05 4,46 3,14 3,00 Самообвинение

34 FPI I 5,95 6,46 4,71 8,00 Невротичность

35 FPI II 6,60 6,00 6,00 7,33 Спонтанная агрессия

36 FPI III 5,75 5,77 4,14 6,67 Депрессивность

37 FPI IV 6,00 6,08 5,43 6,00 Раздражительность

38 FPI V 6,75 7,92 4,71 3,67 Общительность

39 FPI VI 5,85 5,54 6,14 5,33 Уравновешенность

40 FPI VII 6,60 6,92 6,43 7,00 Реактивная агрессивность

41 FPI VIII 5,65 5,92 4,71 6,00 Застенчивость

42 FPI IX 5,40 5,85 5,86 7,33 Открытость

43 FPI X 5,00 4,38 5,71 4,33 Экстраверсия - Интроверсия

44 FPI XI 5,80 5,46 4,71 6,33 Эмоциональная лабильность

45 FPI XII 5,40 5,00 6,00 4,67 Маскулинизм -Феминизм

чии у себя качеств, достойных уважения окружающих. Они ощущают удовлетворение от сложившейся жизненной ситуации. У психологов же значения параметров по 9 шкалам оказались в пределах среднего уровня выраженности определенных аспектов самоотношения. Эти данные позволяют сделать вывод о позитивной и адекватной самооценке у студентов-психологов, что выражается в уверенности в себе, адекватном отношении к себе, позитивном оценивании себя и своего «Я» по внутренним критериям духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в людях положительные эмоции.

Анализ результатов исследования по опроснику FPI свидетельствует о достаточно высоком уровне у выпускников-менеджеров спонтанной агрессивности (шкала II), общительности (шкала V) и реактивной агрессивности (шкала VII). Это говорит о повышенном уровне импульсивного, агрессивного поведения по отношению к социальному окружению с выраженным стремлением к доминированию, авторитарности, о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию, проявляющемуся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. В то же время присутствует выраженная потребность в общении и постоянная готовность к удовлетворению этой потребности. Интерпретация результатов учащихся V курса психологического факультета также выявила наличие повышенных показателей по шкалам V (общительность) и VII (реактивная агрессивность). Высокие оценки по шкале реактивной агрессивности свидетельствуют о завышенном уров-

не психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию. Высокие оценки по шкале «общительность» позволяют говорить о наличии у респондентов выраженной потребности в общении с окружающими людьми.

Первые места в списке значимых терминальных ценностей методики Ро-кича (табл. 2) для выделенных нами групп студентов V курса занимают следующие ценности: «здоровье» и «интересная работа», третье и четвертое места поделили у студентов-менеджеров «активная деятельная жизнь» и «наличие хороших друзей», а у студентов-психологов «любовь» и «счастливая семейная жизнь». Такие ценности, как «красота природы и искусства» и «счастье других» занимают в иерархии ценностей последние места. В группе инструментальных ценностей у учащихся по специальности «менеджмент» лидируют «жизнерадостность», «образованность» и «воспитанность», а у студентов-психологов — «воспитанность», «аккуратность» и «самоконтроль». На основании того что значимыми ценностями для респондентов являются «ответственность» и «образованность», можно говорить о значимой позиции образования для реализации своих возможностей в будущем.

В контексте нашего исследования отдельно рассмотрим личностные и психологические особенности успешно обучающихся студентов (табл. 1 и 2), которые могут послужить в качестве эталонных в процессе профессионального обучения. Для этого из ранее обозначенной выборки мы будем анализировать индивидуально-психологические особенности студентов V курсов, име-

Таблица 2

Результаты теста ценностных ориентаций М. Рокича студентов V курсов

Терминальные ценности МДС ПДС МДС (усеш.) ПДС (усеш.) Инструментальные ценности МДС ПДС МДС (усеш.) ПДС (усеш.)

Активная деятельная жизнь 6,90 9,54 5,71 10,67 Аккуратность 8,50 6,38 7,86 9,67

Жизненная мудрость 8,00 8,38 9,00 6,00 Воспитанность 6,35 4,38 5,86 3,33

Здоровье 2,20 1,62 2,57 1,00 Высокие запросы 13,05 15,00 12,86 16,67

Интересная работа 5,15 5,77 4,00 6,67 Жизнерадостность 5,55 8,77 4,86 10,33

Красота природы и искусства 12,35 14,46 10,71 11,67 Исполнительность 10,60 11,92 12,43 10,67

Любовь 8,20 6,38 7,43 6,33 Независимость 10,40 9,23 13,00 11,00

Обеспеченная жизнь 8,05 10,46 8,57 11,33 Непримиримость к недостаткам 14,50 12,54 15,00 9,33

Наличие хороших друзей 6,95 9,08 5,71 12,00 Образованность 5,90 7,38 5,86 9,67

Общественное признание 11,90 13,54 12,71 12,67 Ответственность 7,95 7,00 8,86 8,67

Познание 11,30 9,15 10,57 8,00 Рационализм 8,75 10,38 7,14 6,33

Продуктивная жизнь 10,55 10,08 10,00 10,00 Самоконтроль 7,10 6,46 6,71 6,33

Развитие 8,25 8,00 8,43 10,00 Смелость в отстаивании мнения 10,25 10,85 10,29 9,00

Развлечения 11,45 14,23 12,14 15,33 Твердая воля 11,70 8,46 11,71 10,67

Свобода 12,65 9,62 13,29 11,33 Терпимость 9,00 11,77 8,86 13,00

Счастливая семейная жизнь 8,20 7,54 10,43 9,33 Широта взглядов 10,75 11,92 9,00 9,00

Счастье других 13,35 14,15 13,71 14,00 Честность 7,35 7,54 7,14 8,67

Творчество 13,80 11,31 13,86 11,67 Эффективность в делах 12,20 11,00 12,71 12,67

Уверенность в себе 11,75 7,69 12,14 3,00 Чуткость 11,10 10,00 10,86 6,00

ющи[ преимущественно оценки «отлично» и «хорошо».

Данные, полученные в ходе исследования личности успешных студентов факультета менеджмента по методике 16 PF Кеттелла (табл. 1 и рис. 1), говорят о наличии у них следующих характерных черт личности: конкретность и ригидность мышления (фактор В); эмоциональная устойчивость (фактор С); способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств (фактор Н). Респондентам присуща независимость, ответственность, уверенность в себе и своих силах, гибкость в суждениях (фактор I); открытость, терпимость, уступчивость (фактор L); богатое воображение, умение оперировать абстрактными понятиями (фактор

М); критичность, склонность к экспериментам и к новым идеям (фактор Q1), конфликтность (фактор Q3). Успешные учащиеся V курса психологического факультета по данным теста Р. Кеттелла также характеризуются некоторой ригидностью мышления (фактор В), склонностью к непостоянству, подверженностью влиянию чувств и обстоятельств, импульсивностью поведения (фактор G), самоуверенностью, гибкостью в суждениях, практичностью, иногда может наблюдаться некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность (фактор I). Для них свойственна жизнерадостность, бодрость и активная жизненная позиция (фактор О) свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, восприимчивость к переме-

Факторный личность! опросник Р. Кеттелла

10 11 12 13 14 15 16 17 18

Рис 1. Графическое представление средних показателей психологического и личностного развития успешных студентов V курса факультета менеджмента и психологического факультета по результатам методики Р. Кеттелла

нам, новым идеям (фактор Q1), спокойствие, невозмутимость (фактор Q4).

Интерпретация результатов успешных пятикурсников-менеджеров по методике Равена свидетельствует о наличии у них среднего уровня интеллекта, а студенты-психологи лучше справились с заданием (табл. 1). Лучше всего испытуемые справились с дополнением недостающей части изображения (серия «А»), нахождением аналогии между парами фигур (серия «В») и перестановкой фигур по вертикальному и горизонтальному направлению (серия <Ю»), что говорит о достаточном уровне развития внимательности, уровня статистического представления, воображения и уровня визуального различия, способности к линейным умозаключениям. У студентов факультета менеджмента, в отличие от успешных учащихся-психологов, невысокими оказались результаты серии «С», в основе которой лежит принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц, определяющий степень развития динамической наблюдательности, способности представлять. Хуже всего вы-

глядят показатели, полученные при работе респондентов с заданиями серии «Е», показывающие степень развитости способности к аналитико-синтетической деятельности. Полученные данные для наглядности можно представить графически (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные, полученные в ходе тестирования успешных респондентов-менеджеров при помощи методики МИС, характеризуют их как склонных воспринимать все стороны своего «Я», положительно оценивать и принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений, что выражается в ощущении симпатии к себе, высокой оценке своего духовного потенциала, богатства внутреннего мира, уверенности в себе, в большинстве случаев помогающей противостоять средовым воздействиям,рационально воспринимать критику в свой адрес.

Анализ данных по тесту МИС показал, что у успешных студентов V курса психологического факультета наблюдается позитивное самоотношение, включающее в себя осознанность того, что

Тест возрастающей трудности Дж. Ра вена

50 40 30 20

- МДС-07 (успеш.) ГЩС-07 (успеш.)

1 2 3 4 5 6

Рис. 2. Графическое представление средних показателей психологических и личностных особенностей структуры личности выпускников психологического факультета и факультета менеджмента по методике Дж. Равенна

основным источником активности и результатов, касающихся как учебной деятельности, так и собственной личности, являются они сами. Отмечается тенденция к личностному росту, так как самопринятие — залог личностного развития. Высокий уровень самоценности свидетельствует о повышении эмоциональной оценки себя, своего «Я».

Обработка результатов успешных студентов V курса факультета менеджмента по опроснику FPI свидетельствует о наличии значимых различий по таким шкалам, как депрессивность (шкала IV), уравновешенность (шкала VI), реактивная агрессивность (шкала VII). Иными словами, для учащихся свойственно хорошее настроение, энергичность и самоуверенность, устойчивость эмоционального состояния, упорность в достижении поставленной цели, хорошая защищенность от воздействия стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующаяся на уверенности в себе. Кроме того, респонденты часто оптимистичны и активны, обладают лидерскими качествами и склонностью к доми-

нированию. У студентов-психологов результаты тестирования свидетельствуют о наличии значимых показателей по следующим шкалам методики: I (невро-тичность), II (спонтанная агрессия), V (общительность), VII (реактивная агрессивность), IX (открытость). Респондентов можно описать как тревожных, уделяющих повышенное внимание собственным чувствам, иногда склонных к самокритике и самообвинению, не испытывающих сильной потребности к общению с окружающими людьми, отстаивающих свое мнение, эгоцентричных, в чем-то авторитарных.

Анализ результатов исследования ценностных ориентаций по тесту М. Ро-кича показывает, что в целом у успешных выпускников-менеджеров среди терминальных ценностей, в числе наиболее предпочитаемых оказываются «здоровье», «интересная работа», «наличие хороших друзей», «любовь». Наименее предпочтительными для учащихся ценностями-целями оказались «творчество», «счастье других», «свобода», «общественное признание». У успеш-

ных респондентов-психологов верхнюю часть рейтинга терминальных ценностей занимают ценности «здоровье», «уверенность в себе», «интересная работа» и «жизненная мудрость». В нижней части рейтинга находятся ценности «общественное признание», «развлечение», «счастье других» и «красота природы и искусства».

Среди ценностей-средств у студентов факультета менеджмента наиболее значимы «жизнерадостность», «воспитанность», «самоконтроль» и «честность». Отвергаемыми инструментальными ценностями стали «непримиримость к недостаткам», «независимость», «высокие запросы», «эффективность в делах». Лидирующее положение среди инструментальных ценностей у студентов психологического факультета занимают «воспитанность», «ответственность», «рационализм» и «аккуратность». Наименее значимыми инструментальными ценностями являются «высокие запросы», «терпимость», «эффективность в делах», «исполнительность».

По результатам исследования можно выделить, что успешные студенты более интеллектуально развиты, рациональны, логичны, эмоционально устойчивы, то есть в процессе обучения эти особенности оказались наиболее значимыми для успешного профессионального становления.

Таким образом, студенты-выпускники эмоционально зрелые и хорошо приспособленные, в целом умеют контролировать свои эмоции и поведение, уверены в себе, легко вступают в контакты и любят быть на виду. Полученные результаты успешных студентов выпускного курса (менеджеры и психологи) могут служить эталонной моделью личностных и психологических особенностей, а также быть использованы как средства для оценки уровня личностной подготовки выпускников и оптимизировать образовательный процесс для формирования требуемых качеств личности, навыков, развить интеллектуальный уровень и дать необходимую для профессионального саморазвития базу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.