Научная статья на тему 'Акмеологическая модель развития аутопсихологической компетентности практических психологов'

Акмеологическая модель развития аутопсихологической компетентности практических психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
193
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ / АCMEOLOGICAL MODEL / OUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE / PROFESSIONAL PROBLEMS / THE PRACTICAL PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Боранова Оксана Казбековна

В статье рассматривается акмеологическая модель развития аутопсихологической компетентности практического психолога: формирование у специалиста готовности решать свои собственные психологические проблемы; осуществления инициативного внутреннего самодвижения в процессе приобретения индивидуальных характеристик; процесс рационального и объективного видения практического психолога, которое рождается в результате самопознания и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL MODEL OF DEVELOPMENT OUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF PRACTICAL PSYCHOLOGISTS

In article it is considered acmeological model of development outopsychological competence of the practical psychologist: formation at the expert of readiness to solve own psychological problems; realisation of initiative internal self-movement in the course of acquisition of individual characteristics; process of rational and objective vision of the practical psychologist which is born as a result of self-knowledge and self-realisation.

Текст научной работы на тему «Акмеологическая модель развития аутопсихологической компетентности практических психологов»

Анализируя сходство и различия между классической психологией воздействия, основанного на суггестии, и психологией воздействия основанной на изучении и удовлетворении потребностей клиента, можно более подробно описать характерные для этих направлений стратегии, определяющие тактику и методы исследования и психологического воздействия психотерапевта на клиента. Цель оздоровительного процесса как коммуникации, социальной перцепции и интеракции в этом случае состоит в так называемом «опредмечивании» потребностей или придании воздействию соответствующего смысла, создающего впечатление полезности и необходимости осуществляемой работы. Продукты оздоровительного процесса в данном случае сами могут выступать средствами удовлетворения какой-либо потребности клиента.

В ходе оздоровительного процесса детерминантами могут являться система ценностей, система представлений и установки субъекта. Объединяющим началом при анализе механизмов психологического воздействия на групповые процессы выступает информация, поскольку жизнь группы заключается в движении информации, проходящей через групповое сознание или групповую психику.

В процессе психологического воздействия происходит усвоение содержания информации на основе переживаний человека, его убеждений в необходимости изменения отношения к воспринимаемому. Чувства, одновременно с волевыми процессами, могут способствовать усвоению либо отторжению сообщения.

Психологическое воздействие может осуществляться в различных формах (групповых, межличностных, индивидуальных и т.п.) с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждение, принуждение, внушение, заражение и т.п.). Каждый из этих видов воздействий, обладая своей спецификой и возможностями, получает полное и эффективное воплощение только в контексте реализации конкретных задач и условий деятельности и общения, в которых данные воздействия осуществляются, и зависит от точной их инструментовки в конкретных обстоятельствах.

Литература_

1. Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия // Психология воздействия (проблемы теории и практики). М., 1989.

2. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. № 3. С.41 -- 49.

3. Словарь практического психолога / Сост.С.Ю. Головин. Минск, 1997.

4. Устав Всемирной Организации Здравоохранения. 1946.

5. Ericson E. Identity, youth and crisis. New York.

6. Horney K. Neurosis and human growth. New York, 1950.

© Батов М.А., 2009

O.K. Воронова

акмеологическая модель развития аутопсихологической компетентности практических психологов

Ключевые слова: аутопсихологическая компетентность, акмеологическая модель, профессиональные задачи, практический психолог Keywords: outopsychological competence, фcmeological model, professional problems, the practical psychologist

Динамика общественных процессов воздействия преобразованной социальной и природной среды человека делает сегодня особенно опасным любые проявления некомпетентности, ограниченности мышления. Актуаль-

ными становятся исследования факторов, способствующих обеспечению субъектного контекста содержания деятельности и технологий повышения профессионализма практического психолога, которые мы рассматриваем в рамках акмеологии. Результаты научно-эмпирических исследований, проводимых в этой области, используются для оптимизации личностных возможностей человека, минимизации психологических потерь в профессиональной деятельности, достижении им максимального самовыражения в жизни.

В процессе самопознания человек стремится к самоизменению, сталкиваясь с болезненно воспринимаемыми или отрицательными чертами, он ставит перед собой задачи, решение которых дает ему прирост возможностей. Решая профессиональную задачу, человек определяет и особым образом осваивает качества, характеризующие его потенциально и ассоциируемые им с его «подлинным» существованием.

Реализация данного принципа позволяет осмыслить процесс овладения профессией «психолог» и понять: как формируется данной профессией склад личности, характеризующийся единством типичных и индивидуальных особенностей профессии, профессиональной направленностью, соответствующими чертами характера, ума, чувства.

Деятельность практического психолога как некоторая система не сводится к сумме образующих ее элементов, она обладает особым интегративным качеством, не находящимся в одном ряду со всеми составляющими данную систему. Это особое интегративное качество задается объектом профессиональной деятельности практического психолога. Объект его деятельности имеет двойственную природу: с одной стороны, это человек во всем богатстве его субъектности, с другой — это элементы общественной культуры, которыми владеет практический психолог и, которые служат «строительным материалом» социализации и развития клиента.

Единообразие условий труда приводит к формированию определенного образа жизни, свойственного представителям данной профессии, что в значительной степени определяет развитие их интересов, установок, ценностей, специальных способностей, манеры поведения, общения и т.д. Под влиянием образа жизни и требований профессии у человека формируются и развиваются специфические профессионально-важные качества (ПВК), необходимые для усвоения профессиональных специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде (A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина). Такие качества включают в себя интеллектуальные (мышление), нравственные (поведение), организаторские (механизм деятельности) свойства.

Проблема выявления особенностей личности практического психолога как субъекта личностно — профессионального касается не только области психологии (Г.С. Абрамова, Н.Н. Богомолов, A.A. Бодалев, Л.А. Петровская, др.), но и акмеологии (Н.В. Кузьмина, A.A. Деркач, Л.Г. Лаптев). С акмеологической позиции личность практического психолога рассматривается как субъект познания, развития, труда и общения и анализируется как многомерное, многоуровневое целостное образование, гетерохронное по признакам развития и функционирования [2]. Такой подход продиктован необходимостью выявления закономерностей профессионального развития личности практического психолога, включая аутопсихологи-ческую компетентность.

Теоретическим основанием указанного направления исследований является представление о том, что в профессиональной деятельности психолога изменяется и проявляется не вся личность, а те ее подсистемы, которые обеспечивают наибольшую эффективность функционирования двух взаимосвязанных систем — психолога как субъекта профессиональной деятельности и функционирования, направленного на решение конкретных профессиональных задач. Профессиональная позиция психолога рассматривается как совокупная детерминанта активности

психолога. И если в такой позиции фокусируются основные интересы психолога и социально значимые интересы общества и клиента, то она может считаться оптимальной.

Не существует какой-либо совершенной модели практического психолога, по которой можно было бы оценивать новичка, однако в ходе анализа работ, посвященных профессионально-личностным особенностям практических психологов, нами выявлены наиболее общие характеристики, влияющие на успех и личную удовлетворенность работой. Развитие специализаций внутри психологической профессии, специфика профессиональной психологической деятельности в различных сферах социальной практики требует от практического психолога сформиро-ванности общих и специальных профессиональных и личностных качеств, определяющих ее успешность.

В таблице мы представляем профессионально-обусловленные составляющие личности практического психолога.

Т а б л и ц а

Профессионально-обусловленные составляющие личности практического психолога

Подструктура Характеристики

Общие - Индивидные Уравновешенность, подвижность, высокая мобильность нервной системы, стеничность эмоций, эмоциональная устойчивость, воля, уровень интеллектуального развития, воображение.

Общие - Личностные Адекватность самооценки и притязаний, целенаправленность, компетентность, воспитанность, образованность, надежность, решительность

Общие - Коммуникативные Эмпатия, готовность принятия другой позиции, готовность и способность работать в тесном сотрудничестве, общительность

Специальные - Субъектные Профессиональное целеполагание, профессиональные знания, умения и навыки; профессиональная идентификация, интеллектуальность, аутокомптентность, решительность, самоконтроль.

Для выявления психолого-акмеологических закономерностей и принципов личностно профессионального развития практического психолога важно исходить из того, что они отражают те существенные признаки его целостного образа, которые детерминируются, с одной стороны, его индивидуальностью, а с другой стороны, окружающей реальностью. Нами было проведено исследование по методике Кеттелла, где приняло участие 33 практических психолога. Наиболее выраженными факторами стали: (В) общая интеллектуальность, умение поддерживать контакты и быть внимательным, (Н) легкость общения, легкая приспособляемость, уживчивость, ^4) характерна расслабленность, спокойствие и открытость, а также (О) уверенность в себе, способность к самоанализу и ориентация на ^2) общественное мнение.

В наборе личностных качеств, необходимых практическому психологу некоторые исследователи отчетливо выделили «талант общения». Никакие технические способности не помогут психологу, если он не завоюет доверия клиента, не сможет войти с ним в контакт. По своей структуре «талант общения» является сложным комплексом и состоит из ряда особенностей личности, которые условно сгруппированы в пять блоков качеств: 1) способность к полному и правильному восприятию объекта, наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации; 2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, психологическая интуиция; 3) способность к сопереживанию; 4) рефлексия; 5) способность управлять самим собой и процессом общения.

В зарубежных работах, посвященных изучению профессионально-личностных качеств практического психолога, выделяются следующие качества психотерапевта: заботливый, сострадающий, умный, чувствительный, эффективно функционирующая личность. Высокий уровень самопринятия, конструктивный взгляд на природу человека, умело использует терапевтическое вмешательство, не захвачен личными проблемами, проявляет эмпатию. Работа практического психолога, в какой бы форме она ни протекала, всегда есть сложный акт, в основе которого лежит не прямое воздействие, а взаимодействие.

Отличительной особенностью позиции психолога-профессионала, по мнению А.Г. Лидерса, исходя из основных компонентов составляющих позицию ведущей деятельности и онтологической категории, сквозь которую профессионал как бы видит своего клиента, является сопереживания психолога и клиента, то есть «прежде всего со-развитие, со-личностный рост, проявление культурной со-продуктивности».

Мы согласны с данным утверждением, поскольку владение профессиональным инструментарием еще не обеспечивает успешность в деятельности практического психолога. Влияние личности психолога на клиента намного сильнее, чем профессиональные знания. Позиция равенства и партнерства дает в ситуации консультирования психологу и клиенту возможность активно и продуктивно работать наравне и ведущая деятельность практического психолога по отношению к клиенту есть их со развитие, со личностный рост, а решение «проблемы клиента есть не только его — клиента — шажок в личностном росте, но это шажок в личностном росте и психолога. Здесь осуществляется принцип субъект-субъектного взаимодействия психолога и клиента.

Понятие «субъект», не сливаясь с понятием «индивид», выступает под разными именами: «Я», «деятель», «личность». За каждым из этих имен вырисовывается определенная форма активности человека. С точки зрения совершенства организации категория субъекта отражает некоторый континуум, шкалу, пространство, образованное двумя, а не одним, полюсами — от реального, часто совершенно неоптимального до идеального, оптимального способа организации. Активность субъекта развертывается именно в этом пространстве — от наличного, реального (или скажем совершенно деструктивного) способа организации к идеальному, оптимальному. В этом смысле субъект постоянно решает задачу совершенствования (самосовершенствования) и в этом его человеческая специфика и постоянно возобновляющая задача. Для понимания осуществляемого в процессе профессиональной деятельности практическим психологом принципа субъект-субъектных отношений с клиентом, мы остановимся на теории В.А. Петровского, который понимает под субъектностью первопричину человека по отношению к своему существованию в мире; она представлена такими чертами человека, которые присущи ему внутренне [14].

Имея в виду собственную динамику индивида, его самоизменение, как причина себя, мы говорим о субъекте как Я. Описывая индивида в аспекте предметной деятельности, мы выходим за пределы индивидуального Я, и субъект теперь выступает перед нами под именем «деятель». Следующее — это понимание субъекта как источника деяний: реальных изменений, которые он произвел в жизни окружающих его людей и в самом себе. В этом аспекте субъект выступает как «личность». Говоря о ролевом аспекте бытия личности, В.А. Петровский имеет в виду не только физическое присутствие человека в качестве носителя активности, но и его идеальное присутствие, «отраженность» в других людях [14].

Субъектная способность практического психолога выражается в познании другого человека и оказании ему поддержки в движении к «Я идеальному»; в актуализации потребности изменяться. «Отражаясь» в другом как профессионал, практический психолог предстает в жизни клиента ситуативно-заданными чертами, что побуждает последнего к ответному ролевому самопредъявлению. Если же мы гово-

рим о субъектной отраженное™, то психолог предстает как особая инстанция самосознания клиента, переживаемое им как его «Другое Я» («alter ego») и выражающееся в чувстве субъектности. Отраженная «субъектность» практического психолога в ситуации клиента, выступает как активное, деятельное начало, изменяющее взгляд клиента на мир, вещи, проблемные ситуации, формирующее новые побуждения, ставящее новые цели, основания и имеющее определенный личностный смысл для клиента.

Достигая самоактуализации, саморазвития, самопонимания, психолог может отразить в другом (клиенте) подобную устремленность

Профессионализм практического психолога предстает как феномен, обусловленный действием общих, особенных и единичных закономерностей проявления целенаправленной творческой активности психолога в конкретной сфере труда, то есть, обусловлен реальными детерминантами и индивидуальными особенностями конкретного человека, включенного в совокупность всех взаимосвязей.

Н.А. Бабаева, анализируя профессиональную деятельность практического психолога, предлагает такое определение: «практический психолог — это человек, чья профессиональная деятельность выражена, прежде всего, в оптимальном воздействии на клиента или группу» [5, с. 20]. Мы можем добавить к данному определению, что всякое воздействие имеет ценность и смысл, если это воздействие направлено на оказание клиенту психологической поддержки.

Самая общая классификация функций, которые решает практический психолог, представлена объективной и субъективной парадигмами.

В рамках объективной парадигмы задача психолога состоит в психологической коррекции поведения, интеллектуальных и личностных качеств субъекта с целью его максимальной адаптации к требованиям общества в соответствии с установленными им нормативами возрастного развития.

С позиции субъектной парадигмы основной задачей практического психолога является психологическое сопровождение развития личности, целью которого является создание необходимых психологических условий для ее наиболее эффективного становления и, который предполагает реализацию принципа «субъект-субъектных» отношений практического психолога и клиента.

Рассматривая профессиональные задачи, которые решает практический психолог, исследователи выделяют два типа задач: констатирующий и развивающий. Решение первых предполагает формирование представления о другом человеке с помощью методов наблюдения, естественного эксперимента, специальных диагностических процедур, тестов. Решение развивающих задач предполагает достижение какого-либо изменения: расширение поля психологического видения, приобретение знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, преобразование психологического состояния, личностный рост.

Мы разделяем данную классификацию, решаемых практическим психологом профессиональных задач. Исходя из субъектной плоскости профессиональной деятельности практического психолога, решение констатирующих задач предстают как адаптивные варианты активности и требуют от практического психолога (консультанта, школьного психолога, психолога по подбору персонала и т.д.), сформи-рованности общих профессиональных и личностных качеств. Такими качествами являются: психологическая наблюдательность, психологическое мышление, умение слушать, эмпатия и креативность, работоспособность, стрессоустойчивость, контактность, самостоятельность. Развивающая задача представляет проблемную ситуацию изнутри и требует для ее решения творческого подхода. Психолог активно использует свои внешние и внутренние ресурсы. Это ситуация требует от практического психолога включенности не только профессиональной, но и личностной. Происходит целенаправленная психическая работа по изменению личностных черт и поведенческих характеристик не только клиента, но и самого психоло-

га. Вот здесь и осуществляется принцип субъектной «отраженности», наблюдаются эффекты межиндивидуального влияния, происходит внутренне достоверное самораскрытие, а значит со-развитие и со-личностный рост психолога и клиента.

Таким образом, решение развивающей задачи, становится реализацией субъектной парадигмы в деятельности практического психолога. Человек вооружается необходимым багажом психологических знаний, чтобы иметь возможность целенаправленно выстраивать продуктивную жизненную стратегию, позволяющую ему осуществить свою максимальную самореализацию.

Литература

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Екатеринбург, 1999.

2. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта // Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995. С. 85-95.

3. Аминов H.A., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальный способностей школьных психологов// Вопросы психологии. 1992. № 1. С. 74-83.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 1977.

5. Бабаева H.A. Структура профессиональной деятельности практических психологов. М., 2004.

6. Богомолова H.H., Петровская Л.Н. Социально- психологический тренинг как форма обучение общению// Общение и деятельность. Прага, 1981.

7. Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.

8. Деркач A.A., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.

9. Деркач A.A., Зазыкин В.Г., Маркова A.K. Психология развития профессионала. М., 2000.

10. Дмитриева M.A., Крылов A.A., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л., 1974.

11. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. Пермь, 1995.

12. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога. М., 2000.

13. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., 1989.

14. Петровский В.А Феномены субъектности в развитии личности. Самара, 1997.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

16. Роджерс К. Становление человека. М., 1976.

© Боранова О.К., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.