МОЛОДЫЕ ИМЕНА
Р. Н. Косое
ПРОБЛЕМЫ МОДЕЛЬНОГО ОПИСАНИЯ СУБЪЕКТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГОССЛУЖАЩИХ В АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Проблема субъекта играет системообразующую роль в акмеологии и других науках, в той или иной мере изучающих профессиональную деятельность человека, процесс его профессионализации и пути оптимизации профессионального развития. На неразрывность понятий «акмеология» и «субъект» указывает одно из известных определений акмеологии как науки: «Акмеология — наука о личности как о субъекте жизнедеятельности, о способах оптимального осуществления ею своей профессиональной деятельности с наилучшими объективным и субъективным результатом» [13].
Субъект, его качественные и процессуальные характеристики, процесс развития у человека субъектности, становление субъекта профессиональной деятельности активно исследуют отечественные психологи в рамках различных концепций, теорий и школ. Это концепция жизненного пути личности Б.Г. Ананьева; теория В.Н. Мясищева, рассматривающая личность как субъект различных видов отношений; теория А.Н. Леонтьева, рассматривающая личность как субъекта предметно-практической деятельности; школа Л.С. Выготского, изучающая субъектные параметры личности в использовании языковых культурных феноменов; социально-перцептивная концепция субъекта А.А. Бодалева, теория надситуативной активности и отраженной субъектности В.А. Петровского; субъектогене-тический подход А.С. Огнева. В настоящее время исследования проводятся в области онтологического развития субъекта (К.А. Абульханова, А.А. Деркач, В.Т. Кудрявцев, В.И. Сло-бодчиков, Е.А. Сергиенко, В.В. Селиванов), выделения компонентов опыта субъектной активности (А.К. Косницкий), проблем самосознания и рефлексии как отношения субъекта к самому себе (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, А.Л. Емельянов); изучения закономерностей личности как субъекта понимания (В.В. Знаков); субъектной трактовки способностей как качеств и свойств, обеспечивающих оптимальное функционирование психических процессов (В.Н. Дружинин); активности и преобразования субъекта через понятие установки (Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили, В.К. Цаава, О.Б. Шепетько, В.Е. Клочко и др.); изучения развития субъектности как условия профессионального становления и профессионализации человека (А.А. Деркач, А.К. Маркова, А.С. Огнев, Ю.Н. Гончаров, А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, Л.А. Степнова, Л.А. Гусева и др.); проблемы функционирования и развития группового субъекта (А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, Ю.В. Синягин, Т. А. Антопольская, А.И. Донцов, Е.А. Яблокова) и др.
Проблема модельного описания субъектного потенциала госслужащих требует уточнения понятия «субъект», выделения качественных критериев субъектности и направленности субъектной активности в процессе жизнедеятельности человека.
Как отмечает А.А. Деркач, специфика акмеологического подхода к изучению субъекта связана не с эгоцентризмом, не с самоотношением, не со способностью к рефлексии, даже не с проявлением активности — инициативы и ответственности, а прежде всего с разрешением различного рода противоречий, разрешение которых и дает субъекту опыт свободы, уверенности, самостоятельности и ведет к достижению соразмерности. Гармонизация желаний и способностей, характера как вектора реальности использования способностей для осуществления своих желаний обеспечивают сверхвозможности субъекта, то есть предельно актуализируют и увеличивают субъектный потенциал человека [6].
Выступая в качестве субъекта, человек для организации оптимального способа разрешения противоречий, возникающих в процессе жизнедеятельности, актуализирует и, развивая, использует все качества, процессы, свойства, состояния, условия и факторы, характеризующие его со стороны индивида, личности, индивидуальности.
По нашему мнению, под понятием «субъект» нужно понимать качественный уровень организации человека как системы, на котором он становится источником, первопричиной, детерминирующим началом собственной активности. Таким образом, субъектность человека прежде всего связана с качеством организации процесса жизнедеятельности и способностью разрешать противоречия в ходе своего развития.
В исследованиях, посвященных проблеме характеристик субъектности человека, выделяется более 38 ее критериев и качественных характеристик. Наиболее существенными характеристиками субъектности, по нашему мнению, являются:
- активность (в том числе неадаптивная и надситуативная) как обязательное условие осуществления предметно-практической деятельности, общения и познания;
- системный индивидуальный характер деятельности и отношения к миру;
- преимущественно внутренняя детерминация жизнедеятельности;
- осознание происходящего, активная ориентировка;
- стремление и установка к саморазвитию, самореализации и самовыражению, расширению и рефлексии топологии; продуктивность, системность и целостность #-концепции;
- способность к выстраиванию жизненных стратегий, прогнозированию и построению жизненного пути;
- способность разрешать, используя надситуативную активность, противоречия между своими желаниями, внутренними и внешними наличными возможностями для достижения гармонии развития;
- ответственность за содержание способа деятельности и ее результаты;
- высокая психологическая культура (в том числе высокий уровень саморефлексии и саморегуляции), преимущественная опора на внутренний потенциал (психологические, индивидные, социальные, индивидуальные и другие свойства и качества) при решении разнообразных задач жизнедеятельности;
- активное использование и преобразование внешних условий жизнедеятельности. Человек стремится проявить себя как субъект в следующих сферах жизнедеятельности:
- витальной;
- предметно-практической деятельности;
- общения;
- самосознания.
Кроме того, человек может выступать как элемент группового субъекта. В систему описания человека как субъекта должно быть положено объединение системного и субъектно-деятельностного подхода и единство рассмотрения индивидуального и общего, дающее возможность наиболее четкого анализа развития и становления субъектных черт и определяющее комплексный и целостный характер этого развития в процессе деятельности разных видов и уровней.
Проблема определения сущности развития субъекта как системы должна раскрываться путем выявления ее структуры и потенциальных составляющих данного развития, то есть субъектного потенциала. Сфера потенциального выполняет важнейшие детерминирующие функции в развитии субъектности и относится к важнейшим начальным условиям развития, служит источником процессов активности, ориентировки, самоорганизации и рефлексии, формирования способа организации и разрешения противоречий.
Нужно отметить, что свойства, состояния, процессы, условия и факторы, влияющие на становление субъектности человека, выступают не только как ее характеристики, но и как постоянно восполняемая и наращиваемая согласно принципу единства потенциального и актуального ресурсно-энергетическая система, которую он использует как
субъект деятельности в различных сферах жизнедеятельности.
Несмотря на то, что субъектный потенциал является одной из стержневых и систематизирующих характеристик человека как субъекта разных форм жизнедеятельности, модель данного потенциала является, на наш взгляд, недостаточно разработанной и изученной. В психологии и акмеологии нет четкого определения данного понятия, не выделена структура и составляющие субъектного потенциала, не четко определены условия и факторы его развития
Слово «потенциал» происходит от латинского potentia и означает «сила», «возможность». Потенциал трактуется как совокупность имеющихся средств, возможностей и степень мощности.
В западной психологии в русле различных психологических течений сложились определенные подходы к понятию «потенциал». Так, в психоаналитических концепциях (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.) потенциал человека рассматривается как особого рода энергетическая система. В русле энергетического подхода потенциал человека также рассматривается в восточных религиозно-философских течениях, таких, как буддизм, даосизм и индуизм.
В концепциях авторов гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) используется понятие «жизненный потенциал самоактуализации», которое включает в себя стремление личности к максимальному использованию и развитию своих возможностей.
В современной западной психологии понятие «потенциал» часто используется в рамках исследования мотивации личности [11]. Это — «потенциал активации» Д.Е. Берлайна, «потенциал реакции» Хайлла, «поведенческий потенциал» Роттера, «потенция» К. Левина. В данных исследованиях наряду с содержательной выделяется динамическая характеристика мотива, тесно связанная с энергетикой его воздействия. Потенциал личности, по мнению Ч. Осгуда, является причиной активности человека и реализуется в ее различных формах, используя для регуляции данного процесса обратную связь в виде социальной и индивидуальной оценки. Изучению потенциала в качестве расширенного понятия «способностей» в сторону акцентирования их системных качеств посвящены работы Тэрстоуна, Спирмена, Торндайка и др.
В отечественной психологической науке проблеме потенциала человека посвящены исследования Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Т.И. Артемьевой, И.В. Байер, Е.Н. Богданова А.А. Деркача, В.Н. Дружинина, Е.В. Дьячковой, В.Г. Зазыкина, Е.М. Лысенко, А.К. Марковой, В.Н. Маркова С.Н. Маслова, К.К. Платонова, Г.В. Суходольского, В.Д. Шадрикова, Е.П. Ходаевой, А.С. Огнева, В.А. Петровского, С.Ю. Степанова, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, и др.
Как отмечает в своем диссертационном исследовании Е.В. Дьячкова (2003), в психологии и акмеологии сформировалось три основных подхода, в рамках которых потенциал личности:
- рассматривается с точки зрения неструктурированного обобщения различных исследований потенциального;
- обладает свойствами системного качества, что позволяет изучать его с опорой на системные модели и описания;
- рассматривается с точки зрения «профессионального» рассмотрения потенциальных
возможностей человека.
По мнению данного исследователя, между этими подходами нет принципиальных противоречий, так как в отдельных видах потенциала личности могут быть те подструктуры, что и в общем описании личностного потенциала, только их роль и значимость могут быть иными.
Мы считаем принципиально важным, рассматривая проблему модельного описания субъектного потенциала госслужащих, использовать второй из вышеизложенных подходов, который развит в работах А.А. Деркача, В.Н. Маркова, А.С. Огнева, Е.П. Ходаевой и др.
Одной из важных проблем разработки модели субъектного потенциала является
проблема определения места данного потенциала в системе потенциалов человека, особенно в определении различий между личностным и субъектным потенциалами. По нашему мнению, характер этих различий прежде всего проявляется в разновекторности направленностей рассматриваемых потенциалов. Если личностный потенциал является характеристикой ресурсности личности, ее скрытых возможностей, которые могут быть включены в ее развитие и деятельность, то субъектный потенциал является характеристикой ресурсно-энергетической системы человека, с помощью которой он оптимизирует способ организации жизнедеятельности и разрешения противоречий в своем развитии.
Важное значение для модельного описания субъектного потенциала имеют исследования А.А. Деркача, А.С. Огнева и Ю.Н. Гончарова.
А.С. Огнев в своих исследованиях рассматривает феномен субъектогенетического потенциала, то есть потенциала человека в процессе порождения собственной субъектности в каждом своем действии. Данный феномен имеет большое методологическое значение для построения модели субъектного потенциала, так как он определяет динамический характер и вектор анализа развития субъектного потенциала в различных сферах жизнедеятельности. Субъектогенетический потенциал деятельности человека у данного исследователя оценивается путем диагностики проявлений неадаптивной активности, выявления типа побуждения, возможностей для самополагания. Именно через субъектогенетическую практику акмеологического сопровождения развития качеств личности как субъекта активности (инициатива, ответственность, преобладающий тип стимулирования, основные личностные ориентиры, притязания, ценности, удовлетворенность, саморегуляция), по мнению данного исследователя, актуализируется и развивается субъектный потенциал [14, 15, 16].
Еще одной проблемой модельного описания субъектного потенциала госслужащих является проблема психолого-акмеологических критериев построения данной модели. По нашему мнению, психолого-акмеологическая модель субъектного потенциала должна отвечать следующим требованиям:
1. Данная модель должна фиксировать сопоставление наличного качества различных свойств, процессов, состояний, условий и факторов, которые потенциально могут способствовать развитию субъектности, эталонного качества различных свойств, процессов, состояний, условий и факторов, которые являются характеристикой развития госслужащих с точки зрения оптимального уровня их профессиональной субъектности и профессионального становления.
2. В модели должны быть отражены условия и факторы, способствующие или препятствующие процессу развития субъектного потенциала как условия профессионального становления госслужащих.
3. Модель должна иметь структуру субъектного потенциала, форму и описание функциональных связей между элементами и подструктурами.
4. Модельное описание субъектного потенциала должно содержать условия его приложения в сфере профессионального становления госслужащих.
5. Разрабатываемая модель должна оценивать уровень развития субъектного потенциала госслужащих и предлагать алгоритм дальнейшей оптимизации развития данного потенциала.
Рассматривая проблему модельного описания субъектного потенциала госслужащих, также нужно остановиться на определении понятий «потенциал» и «ресурсы». По нашему мнению, потенциал представляет собой совокупный ресурсно-энергетический показатель с набором векторов взаимодействия, обладающий системным качеством и способностью к возобновляемости и наращиванию мощности воздействия.
Под ресурсами мы понимаем наличные средства, запасы, возможности, обладающие качественной и количественной определенностью и способностью к быстрой актуализации. Включенность ресурсов в потенциал характеризуется следующими показателями:
- возобновляемость;
- возможность воспроизводства;
- качественная и количественная определенность;
- актуальная наличность.
Таким образом, обобщая вышеизложенное о субъекте и его потенциале, под субъектным потенциалом мы понимаем совокупную ресурсно-энергетическую систему организацию процесса активности человека как субъекта различных видов жизнедеятельности, характеризующуюся:
- предельностью развития;
- системностью;
- динамичностью;
- мощностью;
- подвижностью;
- концентрированностью;
- цикличностью;
- непрерывностью и неразрывностью составляющих и потенциалов;
- энергетической и ресурсной неразрывностью;
- гибкостью;
- способностью к ресурсной переструктуризации.
Субъектный потенциал включает процессы, свойства, состояния, условия и факторы, обеспечивающие при определенной качественной актуализации оптимальный способ организации и разрешения противоречий в процессе деятельности, общения и познания.
Актуализация субъектного потенциала через механизмы рефлексии и саморегуляции направлена на саморазвитие, самопознание и самосовершенствование человека в процессе жизненного пути.
Модель включает энергетическую (возможность к оптимизации и мощности) и ресурсную (востребованность, возможность воспроизводства, возобновляемость, актуальная наличность) составляющие и пять подструктур:
- витальную — психические и биологические процессы, свойства, состояния, условия и факторы, обеспечивающие при определенной качественной актуализации состояние человека как субъекта витальных контактов;
- предметно-практическую — психологические процессы, свойства, состояния, условия и факторы, обеспечивающие при определенной качественной актуализации состояние человека как субъекта предметно-практической деятельности;
- социально-психологическую — психологические и социально-психологические процессы, свойства, состояния, условия и факторы, обеспечивающие при определенной качественной актуализации состояние человека как субъекта общения;
- сферу самосознания — психологические и социально-психологические процессы, свойства, состояния, условия и факторы, обеспечивающие при определенной качественной актуализации состояние человека как субъекта самопознания;
- внешние условия жизнедеятельности — социально-психологические, социальные, техногенные и природные процессы, свойства, состояния, условия и факторы, обеспечивающие при определенной качественной актуализации расширения человеком своей субъектности за счет внешних ресурсов.
Говоря о проблеме оценки наличного состояния субъектного потенциала госслужащих, нужно подчеркнуть, что в ряде исследований данной проблеме отводится существенное место. Так, в исследованиях А.С. Огнева и Ю.Н. Гончарова уровень развития субъектного потенциала оценивается с помощью таких психологических характеристик и качеств, как нейротизм, психотизм, мотивация достижений, одобрения и избегания неудач, экстраверсия — интроверсия, импульсивность, ригидность, локус контроля, самоэффективность в деятельности и общении, уровень притязаний, объективность, осмысленность жизнедеятельности, инициативность и ответственность. Показано, что акмеологическими закономерностями, обеспечивающими эффективный профессиональный рост в сфере государственной службы является взаимосвязь личностных особенностей: высокий уровень самоконтроля и личной ответственности, низкий уровень нейротизма и психотизма, высокий уровень самоэффективности в деятельности и общении, способность к реалистическим
АКМЕОЛОГИЯ, № 2, 2004
прогнозам и практическому осмыслению собственного опыта [15].
Рассматривая проблему определения способов акмеологического развития субъектного потенциала человека как условия его профессионального становления, нужно указать, что одним из важных фактором данных оснований, по нашему мнению, является концепция акмеологического сопровождения, которое заключается в интегрированном и целенаправленном влиянии на развитие субъектного потенциала и субъектности в сфере принятия и реализации управленческих решений средствами субъектогенетической практики. В данной сфере, являющейся одним из инвариантов профессионализма и ключевым компонентом управленческой деятельности, существуют наиболее эффективные условия для актуализации и развития субъектных качеств государственных служащих — управленцев. Акмеологическое сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля на основании свободного выбора как условия развития. Важнейшим положением предлагаемого подхода выступает приоритет опоры на потенциал субъекта.
Процесс принятия и реализации решений, сопряженный с процессом выбора, выступает у ряда авторов одной из самых главных качественных характеристик управленца как субъекта деятельности. Именно личностная и субъектная значимость управленческого решения является одним из значимых факторов его наиболее эффективного выполнения. Одной из закономерностей влияния индивидуальных особенностей на процесс принятия и реализации управленческих решений является то, что оно в значительно большей степени сказывается не на результативных, а на процессуальных их характеристиках, то есть на способе принятия и реализации.
Нужно отметить, что процесс принятия и реализации решений является одним из проявлений общей функциональной активности субъекта, поэтому акмеологическое сопровождение процесса субъектной функциональной активности в сфере принятия и реализации решений в любой сфере жизнедеятельности также определяющим образом влияет на принятие и реализацию решений в управленческой деятельности.
Таким образом, можно утверждать, что в акмеологии сложились определенные теоретико-методологические основания модельного описания субъектного потенциала госслужащих. Дальнейшему развитию решения данной проблемы должно способствовать уточнение определения «субъектный потенциал», дальнейшая разработка модели данного потенциала, ее составляющих и характера их взаимосвязи и взаимообусловленности, более точного определения места данной модели в системе моделей потенциалов человека, проведение комплексных эмпирических исследований с целью более точного выявления условий и факторов развития субъектного потенциала госслужащих как условия их профессионального становления.
Литература_
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания СПб., 2001.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
3. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1992. № 5. С. 12—25.
4. Большой энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1991.
5. Демидов И.Ф. Интерсубъективность: опыт психолого-акмеологического исследования. М., 2003.
6. ДеркачА.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.
7. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000.
8. Деркач А.А., Огнев А.С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. Воронеж, 1998.
9. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 2000.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
11. Марков В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М., 2001.
12. МарковаА.К. Психология профессионализма. М., 1996.
13. Общая и прикладная акмеология. Ч. 1. М., 2001.
14. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж, 1997.
15. Огнев А.С., Гончаров Ю.Н. Рабочая книга организационного психолога. Воронеж, 2000.
16. Очерки организационной психологии / Под ред. А.С. Огнева. Воронеж, 1998.
17. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1996.
18. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.
19. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловико-вой. М., 2002.
© Косов Р. Н., 2004