Научная статья на тему 'К изучению стрессоустойчивости в пространстве акмеологического знания: постановка проблемы'

К изучению стрессоустойчивости в пространстве акмеологического знания: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Базылевич Татьяна Федоровна, Алиева Зарема Джабраиловна

Проработка субъектно-деятельностного подхода в современном гуманистическом человекознании, открытие акмеологических законов позволяет сегодня сделать реальные шаги к изучению стрессоустойчивости человека в ее соотношении со способностью индивидуализированными способами овладения самоконтролем контура регуляции жизнедеятельности профессионала. Этот план, по мнению авторов, может быть реализован только на основе знания концепции целостной индивидуальности. Гармоничность-дисгармоничность ее структуры, согласно гипотезе исследования, является предиктором эффективности действия человека в стрессогенных ситуациях профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE STUDY OF STRESS-STABILITY IN THE SPHERE OF ACMEOLOGOCAL KNOWLEDGE

The new approaches coming into existence in the sphere of the modem science of a human enable the learners to make real steps to the study of stress-stability, which should be analyzed in terms of the control the regulation contour of professional’s activity. The concept of individual’s integrity is considered to be the basis of the research in this field.

Текст научной работы на тему «К изучению стрессоустойчивости в пространстве акмеологического знания: постановка проблемы»

Тема 3. Система подготовки профессиональных акмеологов. Образование как система, процесс и результат. Основные положения развивающего обучения. Учение. Ведущие парадигмы профессионального образования акмеологов. Структура подготовки профессиональных акмеологов. Акмеолог как субъект учебной деятельности. Специфика высшего профессионального акмеологического образования. Государственный образовательный стандарт как основа предметной подготовки акмеолога.

Тема 4. Акмеологическое сообщество России. Состав акмеологического сообщества России. Общественные объединения акмеологов. Акмеологические научно-исследовательские центры. Международная академия акмеологичских наук: устав, руководящие органы и деятельность. Научные издания. Журнал «Акмеология» и его редколлегия. Связи акмеологов с другими профессиональными общностями. Современные тенденции развития акмеологического сообществ^.

Тема 5- Сфера деятельности профессиональных акмеологов. Уровни акмеоло-гической практики. Задачи и этапы профессиональной деятельности акмеологов. Сферы и виды деятельности профессиональных акмеологов. Права и обязанности профессиональных акмеологов. Психолого-акмеологическая служба. Рабочее место профессионального акмеолога. Акмеологическая работа в сфере образования. Акмеологическая работа в медицинской сфере. Акмеологическая работа в сфере государственной службы и управления. Акмеологическая работа в сфере социальных отношений и политики. Акмеологическая работа в военных и юридических сферах. Акмеологическая работа в сфере искусства.

Тема 6. Этические проблемы в деятельности профессиональных акмеологов. Гуманистическая направленность личности акмеолога. Акмеологическая культура в деятельности профессиональных акмеологов. Профессионально значимые качества личности акмеолога. Этические принципы профессиональной деятельности акмеолога. Основные этические проблемы практической акмеологии. Этические стандарты психологов зарубежных стран. Предел профессиональной компетентности акмеолога.

Тема 7. Современные проблемы акмеологической практики.

Развитие личности акмеолога в профессиональной деятельности. Основные противоречия профессиональной деятельности акмеолога. Пути личностно-профессионального совершенствования акмеолога. Тенденции развития акмеологической практики. Оптимизация профессиональной подготовки и воспитания акмеолога.

Для эффективного процесса обучения необходима разработка учебно-методического комплекса, включающего учебную программу, базовый учебник, хрестоматию, тестовые контрольные задания.

Автор с благодарностью примет замечания и предложения заинтересованных читателей по совершенствованию учебной дисциплины «Введение в профессию акмеолога».

© Агапов В. С., 2005

. Т. Ф. Базылевич, 3. Д. Алиева

' >ч

К ИЗУЧЕНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ

АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Стереотипы психологии обычно рассматривают результативность деятельности человека в стрессогенных условиях как линейную функцию природных задатков способностей индивида. Материалы исследований К.М. Гуревича и его сотрудников, например, показали, что операторы энергосистем, обладающие чувствительной (слабой) нервной системой — в аварийных ситу-

ациях впадают в ступор и не могут эффективно предотвращать аварию. Известно также, что лить малый процент обученных на стендах летчиков могут осуществлять эффективное бомбометание и результативно действовать в стрессогенных обстоятельствах профессиональной деятельности. В этой связи основатель отечественной школы инженерной психологии Б.Ф. Ломов часто подчеркивал важность проработки таких психотехнологий, которые могли бы каждого профессионала обучить эффективно действовать в стрессоопасных обстоятельствах. Однако, эти планы не претворялись в жизнь, возможно, из-за крайней аналитичности сложившихся представлений в рамках господствующей деятельностной парадигмы. (Как известно, монометодологические позиции советской психологии при идеологическом прессинге на процесс и результат познания вели к «вынесению за скобки» таких проблем как задатки способностей личности, понятие индивидуальность отсутствовала в БСЭ и социологизировалась в отдельных работах по псйхологии личности).

Представляемое исследование посвящено выявлению условий и факторов ак-меологических «рисков» по уровням стрессоустойчивости госслужащих МЧС при их соотнесении с интегративными параметрами формально-динамической стороны жизнедеятельности, фиксируемыми с помощью технологий выявления дисгармоничных паттернов целостной индивидуальности. (Эти особенности могут стать предикторами включения человека в «группу риска» при неблагоприятном периоде развития деятельности). Здесь индивидуальность может рассматриваться как объект и субъект акмеологической защиты человека в условиях метаморфоз развития деятельности.

Данный ракурс многогранных проблем индивидуализированное™ способности человека успешно действовать в стрессогенных условиях рассматривается в прямом «фокусе» впервые. Однако, даже пилотажные результаты могут дать ценную информацию о сопряженности структуры целостной индивидуальности ( гармоничности-дисгармоничности ее «экологических ниш») как основе индивидуального подхода к профотбору, профподбору и акмеологической коррекции психики профессионала, деятельность которого включает стрессогенность.

Традиционные попытки разрешить проблему человеческого фактора в совла-дании со стрессом в медицине, психологии в рамках различных подходов привели к возникновению нескольких десятков теорий, а также позволили получить множество эмпирических фактов. В настоящее время в связи с тенденцией ухода от деперсонализированной психологии (когда профессионал рассматривался лишь как носитель плохих задатков эффективности будущей деятельности) и движения к интегральной акмеологической психологии ( где человек выступает как часть природы и представляет единую целостную систему) наибольшее значение в объяснении генеза «рисков» стрессонеусгойчивости (в том числе и отражающихся в сбоях психосоматики) приобрели работы в рамках субъектно-акмеологического подхода. В истории развития акмеологических исследований одно из центральных направлений представлено поисковыми работами в области нового направления акмеологических наук — дифференциальной акмеологии. Здесь выделяется особое системное качество — дисгармоничность сложившейся структуры целостной индивидуальности которое — по гипотезе — составляет задатки специфичности действий человека в стрессогенных условиях, где в механизмах реализации деятельности преобладают жесткие «звенья», «слития» раазноуровневых признаков индивидуальности, которые составляют факторы, предрасполагающие к возникновению психосоматического «ступора», влияющего на безопасность деятельности в экстремальной ситуации.

Актуальность исследования проблемы акмеолого-индивидуализированных предикторов стрессоустойчивости госслужащих несомненна, так как множество моделей возникновения и развития посттравматических стрессовых расстройств,

предложенных в рамках существующих на настоящий момент аналитических теорий и концепций, не позволяют снять противоречия накопившихся фактов.

Научная значимость и новизна данного проекта заключается в том, что изучение индивидуализированных «рисков» стрессонеустойчивости профессионала осуществляется в рамках системного подхода — в контексте концепции целостной индивидуальности Т.Ф. Базылевич. Рассмотрение данных фактов с позиции целостной индивидуальности позволит получить ценную информацию для шагов в направлении индивидуализации психокоррекции и психореабилитации стрессонеустойчивости профессионала, которая, в свою очередь, является практически значимой для создания психокоррекционных программ в целях профилактики стрессонеустойчивости на основании диагностики сложившейся целостной индивидуальности, выделения сопряженности ее компонент и формирования такого контура регуляции профессиональной деятельности, при котором опора осуществляется на сильные стороны индивидуальности и нивелируются ее слабые стороны.

Цель исследования: выявление и обоснование фактов, условий и механизмов соотношения симптомов целостной индивидуальности (имеющиеся технологии позволяют фиксировать не только строение индивидуальности, но и дисгармонии ее сложившейся структуры) и параметров запредельных уровней стресса в жизнедеятельности госслужащих — в стрессогенных условиях повседневных ситуаций деятельности профессионала при высоком риске психосоматики (ИБС, рак, радикулит).

Задачи исследования:

- изучение подходов к проблемам стресса и стрессоустойчивости в различных теориях и концепциях;

- обобщение концепции психологии целостной индивидуальности Т.Ф, Базылевич с выделением ее квазисимптомов, жестко «завязанных» на эффективности деятельности в условиях субъективной стрессогенности ситуаций жизнедеятельности;

- подбор и модификация комплекса методик, диагностирующих разные аспекты индивидуализированности способности совладания человека со стрессом в трудных жизненных и профессиональных ситуациях;

- исследование симптомов посттравматической психосоматики и структуры целостной индивидуальности у госслужащих;

- исследование субъективной оценки различных сфер жизнедеятельности в условиях реального стресса;

- выявление взаимосвязей между свойствами структуры целостной индивидуальности, индивидуальными особенностями установки и субъективной оценкой различных сфер жизнедеятельности у госслужащих.

Предмет: выраженность способностей совладания со стрессом в ее соотношении со структурой целостной индивидуальности и психосоматическими «рисками».

Объект: гармоничность экологических «ниш» целостной индивидуальности служащих и успешность индивидуальной деятельности в субъективно стрессогенных условиях.

' Гипотеза: конкретные теоретико-прикладные исследования в области психологии целостной индивидуальности (Т.Ф. Базылевич, 1972—2005) показывают, что типологические особенности и гармоничность ее структуры, сказываясь в психофизиологии целевой детерминации поведения субъекта (в том числе при стрессогенности деятельности), отражаются — из-за конституциональное™, индивидуальной стабильности с®ответствующих «жестких звеньев» функциональных систем

- в сколь угодно важных особенностях психики и — прежде всего — в результативности и эффективности деятельности. Они оказывают системообразующее влияние на фиксацию связей разноуровневых симптомов индивидуальности и психо-

логическими характеристиками. Можно предполагать, что «жесткие звенья» внутренних условий субъект—объектного и субъект—субъектного взамодействия в стрессогенных ситуациях профессиональной деятельности служащих опосредствуют влияние внешних причин на текущую жизнедеятельность. Здесь конституционально сть, природные основы целостной индивидуальности, по- видимому, могут быть

— в условиях несопряженносги симптомов индивидуальности — предиктором психосоматики при срывах деятельности, что не может не отразиться в целостной индивидуальности и субъективной оценке личностью своего функционального состояния. ,

Теоретическим основанием проводимого обследования послужили известные положения теории и методологии психологической науки о системном строении психофизиологических и акмеологических феноменов и об адекватности эволюционно-системного подхода к их изучению (П.К.Анохин, 1935, 1971; Т.Ф. "С^зыле-вич, 1994; А.А. Деркач, 1992, 2002; Ю.М.Забродин,1977; В.Б.Швырков, 1980; Б.Ф. Ломов, 1984 и др.), базирующиеся на традициях отечественной естественнонаучной школы психологов и физиологов (И.М.Сеченов, 1881; А.А. Ухтомский, 1923; И.П. Павлов, 1923; Лурия,1928, 1966; Б.М.Теплов, 1963; В.Д.Небылицын, 1966 и др.). В соответствии с этими основаниями идеи системного подхода при реализации принципа развития (Л.И.Аниыферова, 1978) выступают в качестве общепсихологического контекста изучения законов формирования и развития целостной индивидуальности. Учитываются также принципы типологических исследований: конструктивность рассмотрения синдромов индивидуальных особенностей человека, первичность строго лабораторных методов их изучения, важность типологического анализа активности человека для разработки проблем индивидуальности (Б.М.Теплов, 1956; А.И. Крупнов, 1970, 1993).

Таким образом, представляемая работа посвящена выявлению условий и факторов акмеологических «рисков» по уровням стрессоустойчивости служащих МЧС при их соотнесении с интегративными параметрами формально-динамической стороны жизнедеятельности, фиксируемыми с помощью технологий выявления дисгармоничных паттернов целостной индивидуальности. (Эти особенности MoiyT стать предикторами включения человека в «группу риска» при неблагоприятном периоде развития деятельности)

Теория целостной индивидуальности — таким образом — дала возможность — в противовес «коррелятивным», «факторным» методам исследования индивидуальных различий в больших массивах безликих испытуемых — создавать системные методики особого типа, которые рассматриваются нами как квазиэкспери-менг. В данном контексте методика оценки структуры целостной индивидуальности (ОСЦИ) является принципиально новым инструментом изучения типологического своеобразия целостной индивиду&чьности. Ее конструирование использовало принципы квазиэксперимента, основанного на фундаментальной теории. Объективная оценка структуры целостной индивидуальности позволяет — по сопряженности связей между разноуровневыми типологическими признаками — количественно фиксировать и качественно анализировать степень гармоничности ее строения для проектирования оптимального пути достижения результатов действий человека. Шкалы ОСЦИ проходят проверку на психометрическую надежность, внутренюю консистентность и валидность. Разработано содержание шкал, указаны нормативные данные и ключи.

Технология ОСЦИ систематизирует комплекс фактов, полученных с помощью надежных и валидных методов дифференциальной психофизиологии и психологии, где конструктивно рассмотрены способствующие результативной — ак-меологически оптимальной — деятельности компенсаторные и синергические связи типологических особенностей индивида и их психологических проявлений. Наличие таких отношений способствует комфортному для субъекта эмоционально-ак-

тивационному фону текущей жизнедеятельности, ее результативности, оптимальному развитию задатков способностей личности, что — в комплексе — сохраняет психическое и соматическое здоровье, являясь задатками гармоничного акмеологического развития.

Данная методика выделяет эмоциональные предпочтения субъектом определенных ситуаций, в которых стабилизировано развитие индивидуальной деятельности. Конкретные исследования выделили надситуативные координаты данных ситуаций, которые дифференцируют предпочитаемые и неприятные (комфортные-дискомфортные) для человека ситуации жизнедеятельности. Есть основания^ полагать, что в качестве таковых могут рассматриваться: сформированность стратегии решения задачи и субъективная вероятность успеха — перспектива будущего. Эти фундаментальные закономерности просматриваются в каждодневной практике.

Каждый человек многократно в своем личном опыте убеждается,"*что целый ряд ситуаций жизнедеятельности связаны с активизицией его эмоционально-энергетического потенциала, вызывают выраженные положительные чувства, развивают способности, здесь отмечается функциональная выносливость, работоспособность личности. Противоположные характеристики имеют акмеологически неблагоприятные ситуации. Методика ОСЦИ интегративно фиксирует своеобразие сложившихся синдромов разноуровневых свойств индивида и личности, которые включены в «жесткие» звенья взаимодействия человека с миром в структуре устойчивых, конституциональных, природных различий между людьми. Здесь соответствующие характеристики могут быть гармонично сопряжены (например: низкая акти-вированность- низкая чувствительность — высокие абсолютные пороги — эффективность деятельности в стрессогенных условиях, а также при высокой мотивации, субъективная комфортность интенсивного субъект-субъектного и субъект-объктного взаимодействия). Однако, фиксируемые у человека «жесткие» звенья целостной индивидуальности, как правило, содержат дисгармоничные паттерны (например: высокая активированность в сочетании с низким планированием жизнедеятельности, высокой интолерантностью, некоординированностью личностных установок с общественно-значимыми ценностными ориентациями, что соотносится с высоким риском психосоматики, фиксацией страха и других стрессогенных комплексов, невротизацией личности, выраженностью фрустрирующих синдромов и комплексов психологической защиты — в том числе — алкоголизмом, наркозависимостью, редукцией творческости и креативности).

Конкретные теоретико-прикладные исследования в области психологии целостной индивидуальности (Т.Ф. Базылевич, 1972—2005) показывают, что типологические особенности и гармоничность ее структуры, сказываясь в психофизиологии целевой детерминации поведения субъекта (в том числе при стрессогенности деятельности), отражаются — из-за конституциональное™, индивидуальной стабильности — в сколь угодно важных особенностях психики и — прежде всего — в результативности и эффективности деятельности. Они оказывают системообразующее влияние на фиксацию связей разноуровневых симптомов индивидуальности и психологическим^ характеристиками. Можно предполагать, что «жесткие звенья» внутренних условий субъект—объектного и субъект—субъектного взамодействия в стрессогенных ситуациях профессйональной деятельности служащих МЧС опосредствуют влияние внешних причин на текущую жизнедеятельность. Здесь конституциональность, природные основы целостной индивидуальности, по-видимому, могут быть — в условиях несопряженности симптомов индивидуальности

— предиктором психосоматики при срывах деятельности, что не может не отразиться в целостной индивидуальности и субъективной оценке личностью своего функционального состояния.

Теоретическим основанием проводимого обследования послужили известные положения теории и методологии психологической науки о системном строении

психофизиологических и акмеологических феноменов и об адекватности эволюционно-системного подхода к их изучению (П.К.Анохин, 1935, 1971; Н.П.Бехтерева, 1974; А.А. Деркач; Ю.М.Забродин,1977; В.Б.Швырков, 1980; Б.Ф. Ломов, 1984 и др.), базирующиеся на традициях отечественной естественнонаучной школы психологов и физиологов (И.М.Сеченов, 1881; А.А. Ухтомский, 1923: И.П. Павлов, 1923; Лурия,1928, 1966; Б.М.Теплов, 1963; В.Д.Небылицын, 1966 и др.). В соответствии с этими основаниями идеи системного подхода при реализации принципа развития (Л. И .Анныфсрова, 1978) выступают в качестве общепсихологического контекста изучения законов формирования и развития целостной индивидуальности. ,

Особое значение для решения исследовательских задач имеет принцип единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн, 1935; А.В.Брушлинский, О.К.Тихомиров, 1989), принцип субъектности (К.А.Абульханова-Славская, 1973 ), теория субъекта психической деятельности (А.В.Брушлинский, 1993, 1996 ) при континуально — генетическом, недизъюнктивном способе представления психических процессов в органических системах (А.В.Брушлинский, 1977,1979). Последовательное развитие тенденций развития дифференциальной психофизиологии R проработке современной теории целостной индивидуальности стало бы невозможным без учета итогов разработки психофизиологической проблемы (С.Л.Рубинштейн, 1959; Я.А.Пономарев, 1967; В.Б.Швырков, 1978 и др.), единиц анализа психики (В.П.Зинченко, М.К. Мамардашвили, 1977; Н.Д.Гордеева, В.П.Зинченко,1982; В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов, 1983).

Перспективы выделения тенденций типологических работ связаны с привлечением конкретно-методологических принципов анализа деятельности (С.Л.Рубинштейн, 1935; А.Н.Леонтьев, 1966 и др.), данных о высокой прогностичности психофизиологических характеристик (А.Н.Лебедев, 1993 и др.). Учитываются также принципы типологических исследований: конструктивность рассмотрения синдромов индивидуальных особенностей человека, первичность строго лабораторных методов их изучения, важность типологического анализа активности человека для разработки проблем индивидуальности (Б.М.Теплов, 1956; А.И. Крупнов, 1970, 1993).

Содержание исследовательской работы, если ее представить в широком общенаучном плане, включает триединство теории, эксперимента и практики;

В теоретическом плане важно обобщение исторически-инвариантных идей акмеологических и типологических научных школ и выявление трудностей в тен-деыциях их развития. В частности, актуально уточнение современного содержания синдрома индивидуальности для создания соответствующего глоссария. Этот этап чрезвычайно важен, поскольку данное понятие до сих пор часто используют как синоним индивидуальных различий, что ведет к «мозаичным» представлениям о природе индивидуальности, редуцируя ее содержание. Здесь также остроактуальна проработка принципов, технологий и системотехники изучения индивидуальности как целостности, анализ специфических «узлов» проблем эволюционно-системного, историко-эволюционного и экологического подходов к воссозданию индивидуальности в своеобразном единстве индивидных и общеличностных свойств в динамике поведения и деятельности, что, собственно, отражается в психологии безопасности деятельности госслужащего.

В экспериментальном плане — познание акмеологических закономерностей индивидуальности в ее целостности требует выхода за рамки чисто лабораторного

— подчас манипулятивного — эксперимента и перехода к системному ракурсу конкретных исследований в плане конструирования принципиально нового для типологических исследований квазиэксперимента, базирующегося на фундаментальной акмеологической типологической теории. *

Прикладной аспект проекта — проработка проблем акмеологического изучения целостной индивидуальности позволяет реализовать новые гуманистические прин-

ципы и практические технологии изучения индивидуально-психологических различий собственно в поведении и в прикладных исследованиях (выявление — в акмеологическом плане — пагубных для психосоматики стрессогенных периодов профессиональной деятельности госслужащего, психокоррекция фиксированных страхов, изучение сущностных детерминант психического развития госслужащих в изменяющейся России, опосредование рассматренной с акмеологических позиций структуры индивидуальности как предиктора психосоматики и посттравматичес-ких стрессовых расстройств у профессионала, исследование строения целостной индивидуальности как предиктора стрессоустойчивости госслужащих, изучение причин пагубного действия дисгармоничного строения сложившейся индивидуальности на психику для планирования индивидуализированных путей психокоррекции). При этом изменяются акмеологичсские критерии практической психодиагностики и психокоррекции: на смену приспособления (отбраковки^иодей к бесконечным требованиям деятельности приходят гуманистически-ориентированные критерии — гармоничность сопряжения психологического и психофизиологического контура регуляции деятельности для сохранения психического и соматического здоровья человека, создание субъективного эмоционального комфорта жизнедеятельности, оптимизации ее напряженности — в плане оптимального развития субъекта и объекта деятельности, в том числе, профессиональной.

Литература__________________________________________________________________

1. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индиСвидуальности. М. 1998.

2. Базылевич Т.Ф. Основы экопсихологии индивидуальности и личности. М. Части 1, 2, 2000.

3. Базшевич Т.Ф., Новоселова ТВ..Суханова И.М. Безработица: новые принципы и технологии психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения Серия “Психология и социальная практика” (Под научной редакцией Т.Ф.Базылевич ) М. 2002.

4. Базшевич Т.Ф. Еше раз про дифференциальную психофизиологию// Психол. журн., № 1,

2005. -

5. Базылевич Т.Ф. с соавт. (коллективная монография под ред. В.А. Барабанщикова) Идея системности в современной психологии. М., ИП РАН, 2005.

6. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения.

М., 1998. '

7. Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.

8. Брушлинский А.В. О природных предпосылках лсихическоПго развития человека. М., 1977.

9. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.

10. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. Питер. 2003.

11. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва-Воронеж 2004.

© Базылевич Т. Ф., Алиева 3. Д., 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.