Научная статья на тему 'Типологические факторы продуктивности деятельности дизайнера'

Типологические факторы продуктивности деятельности дизайнера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
229
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНОСТНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / ДИЗАЙНЕР / HOLISTIC INDIVIDUALITY / TYPOLOGICAL FACTORS / PRODUCTIVITY / DESIGNER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крыгина Елена Вячеславовна

Работа посвящена анализу типологических факторов, своеобразие которых создает экологические «ниши» индивидуальности дизайнера. По данным конкретных исследований, соответствующие закономерности являются предиктором акмеологического благополучия профессионального роста профессионала при сохранении его психосоматики и прогресса личностного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the typological factors which originality creates ecological niches of individual designers. According to certain researches, the relevant laws are the predictor of acme logic being of a professional career while maintaining its psychosomatics and progress of personal growth.

Текст научной работы на тему «Типологические факторы продуктивности деятельности дизайнера»

7. Овчаров А.О. Туристский комплекс России: тенденции, риски, перспективы. М.,

2009. С. 231

УДК 159.923

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОДУКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДИЗАЙНЕРА

Крыгина Елена Вячеславовна,

аспирант, kryginalena@mail.ru,

ФГОУВПО « Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article analyzes the typological factors which originality creates ecological niches of individual designers. According to certain researches, the relevant laws are the predictor of acme logic being of a professional career while maintaining its psychosomatics and progress of personal growth.

Keywords: holistic individuality, typological factors, productivity, designer

Работа посвящена анализу типологических факторов, своеобразие которых создает экологические «ниши» индивидуальности дизайнера. По данным конкретных исследований, соответствующие закономерности являются предиктором акмеологического благополучия профессионального роста профессионала при сохранении его психосоматики и прогресса личностного роста.

Ключевые слова: целостностная индивидуальность, типологические факторы, продуктивность, дизайнер

Актуальность темы обусловлена острой потребностью науки и практики в познании природных детерминант индивидуальных различий. Этот аспект современного человекознания наиболее четко изучается в типологических факторах (соответствующие системные технологии прорабатываются в исследованиях Т.Ф. Базылевич и ее школы). Важность типологического ракурса многогранных проблем индивидуальности обусловлена тем фактом, что все психологические закономерности в поведении, деятельности и в целом в практике преломляются через призму законов целостной индивидуальности. Особое значение соответствующие исследования в области психологии целостной индивидуальности имеют для познания акмеологического плана деятельности профессионала - для психологии высших достижений личности.

В отношении оптимальности профессионального и личностного развития дизайнера исследований не проводилось. Поэтому наше исследование о соотнесении сфер «Продуктивность, результативность, эффективность профессионального и личностного становления дизайнера» имеет очевидную теоретическую и практическую значимость, потому что даст ценную информацию об общепсихологических и специфических закономерностях опосредствования деятельности дизайнера его типологическими свойствами. Особая роль в проработке названной проблемы принадлежит ее теоретикометодологическим аспектам, а также в разработке понятийного аппарата исследования.

Типологические факторы понимаются в математическом смысле этого понятия. «Тип», согласно Б.М. Теплову, понимается через индивидуально-стабильные, конституциональные, генотипические особенности индивидуальности, через которые преломляются все внешние воздействия. Согласно закону С.Л. Рубинштейна, внешние причины воздействуют на поведение, психику через призму внутренних условий субъекта психической деятельности (жесткие звенья этих внутренних условий наиболее четко анализируются в концепции целостной индивидуальности).

В проработке проблемы целесообразно различать оптимальное (продуктивное, результативное для профессионала, социума, общества и коллектива) и неоптимальное профессионально-личностное развитие. Здесь традиционные линейные схемы анализа феноменов психики уже исчерпали свои возможности. Поэтому налицо острая потребность в законах формирования индивидуальности как целостности.

Актуальность темы, таким образом, обусловлена противоречием между высокими требованиями к экологически безопасному формированию человека, развивающегося в системообразующие периоды его жизни (профессионального совершенствования) и недостаточной изученностью закономерностей оптимальной индивидуализации формально-динамической составляющей этого процесса.

Как показано в работах последних лет (школа В.Д. Небылицына - Т.Ф.Базылевич, школа А.А. Деркача), несочетаемость свойств, реализующих функциональные органы психики, способствует подчас губительным для формирующейся личности состояниям эмоциональной и операциональной напряженности, стресса, ведет к экологопсихическому выгоранию личности, ее деформации и деструкции, к психосоматике.

Как свидетельствует опыт типологических исследований, обнаружение природного, конституционального, индивидуально-стабильного в произвольной активности человека как сплаве врожденного и приобретенного в опыте представляет собой задачу, требующую специальных методов решения. Возможно, поэтому

произвольные действия, в которых проявляются сущностные черты человеческой деятельности, долгое время не удавалось исследовать традиционными методами.

Анализ данных факторизации материалов, полученных в результате обследования дизайнеров с привлечением методов субъективного шкалирования, ОСЦИ, УП, КИСС позволит выявить группы симптомов, характеризующих особую типологизированную структуру экологических «ниш» индивидуальности дизайнеров, независимо от пола, стажа и иных показателей. Анализ этих факторов выявляет дисгармонию в сопряжении отдельных разноуровневых экологических «ниш» индивидуальности дизайнера.

Субъективность самооценки психологического «фона» деятельности человека общеизвестна. Именно субъективный образ прошлого, настоящего и будущего может выполнять как созидающую, так и разрушающую функцию в любом фрагменте психики. Методы субъективного шкалирования ряда факторов психической деятельности дизайнеров: степень их подверженности психосоматике, удовлетворенность от

жизнедеятельности, от качеств интеллекта, ощущение счастья, неопределенность прогноза будущего, выраженность нужных для жизни качеств характера. Условные количественные характеристики субъективного шкалирования включаются в корреляционный и факторный анализ.

Объективная оценка структуры целостной индивидуальности (ОСЦИ) позволяет -по сопряженности связей между разноуровневыми типологическими признаками -количественно фиксировать и качественно анализировать степень гармоничности ее строения для оптимального достижения результатов действий человека.

Методика оценки структуры целостной индивидуальности (ОСЦИ) позволяет выделять семь шкал, среди которых особое значение для дифференциально-акмеологических исследований имеет интегральный индекс гармоничности целостной индивидуальности. Данный показатель отражает природу синдромов целостной индивидуальности («жесткие» звенья внутренних условий взаимодействия человека с миром составляют не ортогональные - независимые, а взаимосвязанные свойства).

Перечислим факторы методики ОСЦИ: интегральный индекс индивидуальности; лабильность, подвижность; планирование деятельности; импульсивность; функциональная выносливость к взаимодействию с объектом (предметная); функциональная выносливость к общению с людьми; социальная желательность («желание понравиться», шкала лжи).

Особенность применения методики ОСЦИ заключается в возможности диагностировать широкий спектр индивидуальных проявлений, а последующая обработка данных предоставляет результаты в виде уникального сочетания симптомов в факторах,

выделяемых для данной конкретной выборки. Интерпретация материалов обследования по методу ОСЦИ основывается на соотнесении индивидуальных результатов с нормативной гармоничной структурой целостной индивидуальности, которая определяется эволюционно-системными законами формирования типологических синдромов.

Личностные характеристики диагностируют с помощью методики оценки уровня притязаний. Под уровнем притязаний (УП) принято понимать степень трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой, исходя из собственных потребностей, мотивов, системы ценностей и т.д. Экспериментальное изучение УП широко использует различные модификации методики Ф. Хоппе. УП проявляются в целом спектре личностных характеристик, используются в экологической психологии индивидуальности для гармонизации сочетания разноуровневых индивидуальных особенностей. Так, показано значение самооценки и уровня притязаний личности для сохранения психического и соматического здоровья, а также для развития способностей, одаренности и таланта человека.

Оценка УП производится по ряду ключевых параметров.

1. Высота УП (низкий, средний, высокий).

2. Адекватность УП (адекватный, неадекватный завышенный, неадекватный

заниженный).

3. Устойчивость УП (устойчивый, неустойчивый).

Формирование адекватного УП представляется одной из важнейших задач процесса психологической поддержки в работе с профессионалами-дизайнерами, а также индивидуально-ориентированном обучении стратегиям вероятностного прогнозирования личностно значимых событий.

Имеющиеся в настоящее время методики, основывающиеся на прямом опросе респондента, не удовлетворяют требованиям валидности и надежности. Это объясняется как теоретическими противоречиями, так и чисто техническими трудностями создания адекватного средства выяснения этого неуловимого для эксперимента (для внешнего наблюдения и самонаблюдения) образования личности. Традиционные методы не охватывают целостные переживания личностью своего «Я». Прямые методы (опросники, анкеты) просты в процедуре и обработке результатов, но не чувствительны к разделению социально желательной и реальной самооценки. Здесь преимущество имеют проективные методики косвенного выявления самооценки благодаря действию механизма проекции. Методика КИСС, разработанная Е.Т. Соколовой и Е.О. Федотовой (1982), позволяет сочетать психометрическую и проективную составляющую в психодиагностической

процедуре. КИСС косвенным образом диагностирует и измеряет самооценку в единстве когнитивной и аффективной ее подструктур. Модификация КИСС осуществлена Т.Ф. Базылевич (1994). Целостная индивидуальность характеризуется в данном случае интегративно осознанными, внутренне взаимосвязанными самооценками по личностным качествам, опосредованными иерархией личностных смыслов.

Предполагается, что конкретные значения коэффициента корреляции, вычисленные по методике КИСС, отражают самооценку личности по интегративной степени субъективной оценки принятия себя. Эта характеристика войдет в последующую статистическую обработку результатов обследования дизайнеров.

Отобранный нами комплекс методик включает субъективные показатели эффективности и результативности индивидуальной жизнедеятельности дизайнера, как критерии гармоничности — дисгармоничности целостных функциональных органов психики.

Резюмируя изложенное, выделим наиболее существенные задачи исследования целостной индивидуальности, которые могут составить основу продуктивности деятельности дизайнера в аспекте экопсихологии индивидуальности:

1) обобщить современное состояние разработанности проблемы типологических механизмов оптимальности деятельности профессионала;

2) проанализировать существующие факты травмирующего воздействия

дисгармоничного строения целостной индивидуальности на психику;

3) конкретизировать системную стратегию исследования в конкретных задачах

эмпирической его части при соотнесении формально-динамических параметров эколого-психического благополучия деятельности дизайнера, эффективности индивидуальной жизнедеятельности и гармоничности целостной

индивидуальности;

4) выделить на основе собранных конкретных оценок связи и синдромы

индивидуально-типологических свойств (гармоничности их сочетаний), выраженности деструкций и деформаций личности с продуктивностью

деятельности дизайнера. Полученные результаты рассмотреть с позиций реабилитации профессионала с депривацией общения;

5) подобрать и модифицировать комплекс надежных и валидных методик реабилитации дизайнера с депривацией общения с целью планирования эффективной коррекционной работы;

6) использовать результаты исследования в психологическом

консультировании для конструктивного рассмотрения сложившихся

особенностей индивидуальности дизайнера и построения «ниш», где он чувствует себя комфортно, интенсивно развивает способности, достигает высокой результативности при положительном эмоциональном фоне жизнедеятельности.

Гармонизация разноуровневых свойств человека в экологических «нишах» индивидуальности опосредует развитие познавательной потребности, задатков общеличностных способностей и потенциала креативности, что способствует саморазвитию и самосовершенствованию дизайнера, его самореализации, самообразованию, самокоррекции, развитию инициативности в целях сохранения психического и соматического здоровья.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. // М: Изд-во МГУ, 1986.

2. Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. // М. 1998.

3. Базылевич Т.Ф. Основы экопсихологии индивидуальности и личности. // М., 2000.

4. Базылевич Т.Ф. Системные исследования антиципации в структуре индивидуальности. // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 46—55.

5. Базылевич Т.Ф. Дифференциальная психофизиология: прошлое, настоящее, будущее // Мир психологии. 2004. № 3.

6. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. // М.: Наука, 1976.

7. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. // М.: Педагогика, 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.