Научная статья на тему 'Дифференциально-акмеологические факторы речевого развития дошкольника и гармоничности индивидуальности родителя'

Дифференциально-акмеологические факторы речевого развития дошкольника и гармоничности индивидуальности родителя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
148
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕЛОСТНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ГАРМОНИЧНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / THE DIFFERENTIAL-ACMEOLOGICAL FACTORS / THE PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT / THE SPEECH DEVELOPMENT / THE INTEGRAL INDIVIDUALITY / THE HARMONY OF THE INDIVIDUALITY / ACMEOLOGICAL STATUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колядина Татьяна Владимировна

Работа посвящена законам опосредствования интеграцией субъектных свойств (в частности, акмеологического статуса) психического развития дошкольника. Данные проблемы стали ключевыми для развития новой области психологических наук дифференциальной акмеологии. Особенности акмеологического статуса родителя раскрываются как компонент целостной индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The differential-acmeological factors of the child under school age speech development and the harmony of the parent individuality

The differential-acmeological factors of the child under school age speech development and the harmony of the parent individuality. This scientific work devoted to the laws of the mediation by integration of the subject characteristics (in particular, acmeological statues) of the psychological development of the child under school age. These problems are become key problems for development of the new field of the psychological sciences -differential acmeology. The features of the acmeological status of their parents are disclosed as a component of integral individuality.

Текст научной работы на тему «Дифференциально-акмеологические факторы речевого развития дошкольника и гармоничности индивидуальности родителя»

УДК 15

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА И ГАРМОНИЧНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЯ

© Т.В. Колядина

Работа посвящена законам опосредствования интеграцией субъектных свойств (в частности, ак-меологического статуса) психического развития дошкольника. Данные проблемы стали ключевыми для развития новой области психологических наук - дифференциальной акмеологии. Особенности акмеологического статуса родителя раскрываются как компонент целостной индивидуальности.

Ключевые слова: дифференциально-акмеологические факторы, психическое развитие, речевое развитие, целостная индивидуальность, гармоничность индивидуальности, акмеологический статус.

Проработка дифференциально-акмеоло-гических аспектов оптимальности психического развития приобретает сегодня актуальный для современного общества научный характер. Так, в конкретных эмпирических исследованиях [1-4] установлен тот факт, что повышение продуктивности и эффективности жизнедеятельности прямо связано с усилением детерминистических влияний на компоненты АКМЕ со стороны индивидуального и личного. Подобные факты требуют изучения интегративности характеристик индивида, личности, индивидуальности в субъекте психической деятельности.

Особую актуальность при этом приобретает ранее не изученный акмеолого-типоло-гический аспект многогранных проблем психического развития в плане дифференциальной акмеологии, объект которой - гармоничность целостной индивидуальности - интегрирует некоторые закономерности нахождения индивидуально-действенных путей постижения (процесса и результата) траекторий развития человека на пути к гармонии - к «акме». Это позволяет изучать интегративные характеристики индивида и личности в структуре целостной индивидуальности. При этом фиксируемые в конкретном эмпирическом исследовании синдромы свойств являются инвариантной составляющей разнородной целенаправленной активности. Выполняемое в данном ключе эмпирическое исследование должно обратиться к субъектному плану деятельности и типологическим механизмам психического развития (в данном случае - отраженного в уровне сформиро-ванности речи), который наиболее четко сказывается в структуре целостной индивидуальности [1-3].

Акмеология, сближаясь по своему предмету с областью психологии развития, имеет в виду исследование таких закономерностей, которые требуют конкретизации принципа развития. Эта конкретизация предполагает:

1) понимание развития как совершенствования, движения к зрелости, к оптимальному высшему уровню; «движение по восходящей» (по мнению С.Л. Рубинштейна);

2) признание субъективного характера развития;

3) осуществление развития (и его анализ) через противоречия, разрешаемые субъектом;

4) принцип развития в акмеологии учитывает индивидуальный характер развития;

5) развитие рассматривается в акмеоло-гии как развитие в жизненном пути (не только в онтогенезе) и деятельности - акмеология через личность впервые устанавливает связь развития личности в жизненном пути и профессии;

6) акмеология учитывает соотношение потенциального и актуального в развитии личности - нацелена на выявление ее скрытых, нереализованных возможностей;

7) акмеология не сопоставляет последовательные стадии, а выявляет наличную стадию в сопоставлении с идеалом, с перспективой.

Самое главное, акмеологический ракурс многогранных проблем психологии развития в современной гуманистической науке фиксирует координаты индивидуальности, которая всегда целостна. Соответствующие закономерности изучает новое направление ак-меологических наук - дифференциальная акмеология.

Различные подходы к изучению психических возможностей человека позволили

сформулировать ряд общеакмеологических закономерностей достижения вершинности в развитии - это установление устойчивых связей между уровнем продуктивности, результатами, которых достигает человек в той или иной области, и факторами, которые обусловливают этот уровень. При этом разным возрастным этапам свойственны различия в самопознании, самореализации, творческой активности, социальной зрелости.

Рассмотрение развития различных характеристик человека, которое достигается и проявляется в конкретных условиях и ситуациях, при воздействии определенных факторов, на разных временных этапах жизненного пути дает основания для акмеологии вырабатывать определенный «набор» характеристик, которые должны быть сформированы у человека и реально приобретены им в дошкольном, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности. Научно обоснованное содержание этих характеристик и конкретные технологии их реализации способствуют успешному проявлению человека как творца своей жизненной стратегии на ступени зрелости.

В отличие от проблем психологии развития, возрастной, педагогической и других суть развития для акмеологии воплощается в качестве и обозначающем его понятии культуры. Таким образом, акмеологические исследования раннего возраста захватывают все сферы общественной жизни, где осуществляется преемственность поколений и обновление культуры. Известно, что обогащение возможностей ребенка, обеспечение условий его саморазвития происходят в период, когда дошкольник отличается особой чувствительностью, уязвимостью в отношении сре-довых факторов, среди которых ведущую роль играют взаимоотношения в системах: «ребенок - взрослый», «ребенок - педагог», «ребенок - сверстник». Этот этап развития характеризуется недостаточной дифферен-цированностью самооценки.

Значимость возрастных различий побуждает к анализу дифференциально-акмеоло-гических закономерностей становления «ак-ме» с учетом потенциальных и актуальных задатков оптимальных для конкретной индивидуальности траекторий психического развития. Так, в акмеологии рассматриваются две группы факторов: объективные и субъек-

тивные, содействующие или препятствующие достижению вершин в развитии человека, пика в проявлении им себя как личности в различных социальных ролях - гражданина, родителя, супруга, субъекта деятельности и творчества; оптимизма, совершенства самого человека и всех его макрохарактеристик, связей и отношений. Такое многомерное состояние человека, которое охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, достигается и проявляется в конкретных условиях и ситуациях, при воздействии определенных факторов, и оно никогда не является статичным и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Дифференциальная акмеология формулирует новые критерии оптимальной организации психики зрелого человека, включающие: гармонизацию компонент психики, субъективно, и желательно, социально высокие показатели эффективности (результативности) деятельности, субъективно переживаемый комфорт жизнедеятельности, понимание ее самоценности и значимости для социума, сохранение и преумножение психического и соматического здоровья.

Также важнейшими факторами, способствующими достижению (недостижению) вершин в развитии, являются: задатки, одаренность, способности, талант, условия семейного воспитания, воспитание и развитие в начальных, средних и старших классах, которые составляют допредстартовый период для формирования предпосылок успешности достижений человека. Акмеологической задачей этого периода, который совпадает с периодом детства, является изучение субъектных условий, в частности, дошкольного возраста, гармонизация организмических, личностных и субъектных свойств ребенка. В качестве инициатора того или иного контакта с миром выступает сам человек как существо, обладающее внутренним источником активности. Поэтому процесс саморазвития и продвижение индивида по ступеням своего совершенствования невозможен без укрепления его субъектности во взаимодействии с окружающим миром, культурой и людьми. В качестве условий оптимальности такого продвижения исследуется своеобразие динамики включенности в деятельность речевого развития как системообразующего фактора,

обеспечивающего регулирующую функцию в протекании психических процессов. Анализ речевого развития дошкольника показал его опосредствующую роль для перестройки психических процессов и, тем самым, успешности становления жизнедеятельности.

Изучение психологии речи осуществлялось философами, логиками, лингвистами, психологами, психолингвистами. Объект психологии речи, таким образом, входил в орбиту различных наук, где связывался со структурой и функционированием речевого механизма. Данный механизм рассматривался основой речевого общения человека с другими людьми, осуществления взаимовлияния людей, выражения мыслей и чувств, понимания речи окружающих [5]. Таким образом, исследователи едины во мнении, что усвоенный язык является мощным целостнообразующим фактором психического развития.

Вопросы психологии речи были поставлены и рассматривались уже в рамках античной философии. Характерная особенность философского подхода к проблеме - глобальность и, соответственно, малая конкретность используемого материала [6]. Это естественный путь развития, свойственный многим психологическим темам.

Однако на современном этапе и в будущем особое значение приобретает тенденция к комплексированию и интеграции научных знаний. Для психологии речи это означает необходимость понять работу речеязыкового механизма в связи с познавательными процессами, а также как элемент поведения и инструмент общения людей, как сторону личности человека. Время развития речи воспринимается опосредованно, через состояние речевых функций, которые реализуются в речевых процессах - рецептивном (импрессивная речь) и моторном (экспрессивная речь).

Выявление закономерностей психического развития на модели речевого развития дошкольника с учетом структуры целостной индивидуальности родителей и дошкольников является многоаспектной, многоуровневой сферой исследования. Поэтому изучить ее с помощью линейных, аналитических подходов невозможно, а целесообразно изучать эту сферу с постановки теоретикометодологических проблем. Здесь главным является принцип развития, но надо обратить

внимание на то, каким образом этот принцип модифицируется в современной типологической науке. Здесь развитие имеет как индивидуально-стабильную компоненту, так и изменяющуюся вариативно под воздействием обучения, воспитания и содержательной стороны деятельности. Поэтому формальнодинамическая сторона развития с наибольшей отчетливостью изучается с помощью постулирования индивидуальной стабильности через программы развития, в частности через генетические программы, программы, идущие от жестких звеньев индивидуальности.

Такого рода сфера должна проработать интеграцию принципа комплексности и системности. Комплексность требует замера «вертикального» среза - от генетических, биохимических, физиологических до социально-личностных, социально-акмеологи-

чески значимых свойств человека. Системность позволяет обобщить факты, согласно которым ключевые свойства психического развития соотносятся не с отдельными симптомами, не с отдельными измерениями индивидуальных особенностей, а с их синдромами, которые интерпретируются через стержневую роль типологических свойств в их строении, что позволяет видеть целостность в многообразии свойств. Своеобразие изучения такой интеграции изучается в теории целостной индивидуальности [1].

Поскольку конкретные исследования часто показывали отсутствие ожидаемой ге-нотипичности и индивидуальной стабильности свойств как фундаментальных характеристик индивида и личности, свидетельствовали о постоянстве, например, личностных привычек. Поэтому сегодня поиск новых методологических подходов (в представленном исследовании - системных технологий фиксации структуры целостной индивидуальности) к построению единой линии «взросления», включающей и развитие взрослого, при четком определении поуровневых его характеристик, как подчеркивает Д.И. Фельдштейн [7], представляется в этом плане исключительно важной задачей наук о человеке. Только такой подход обеспечивает наиболее адекватное и четкое видение целостности процесса и результата психического развития со всеми его особенностями.

Проведенное исследование на модели речевого развития дошкольника пытается

зафиксировать «здесь и сейчас» факторы, закономерно объединяющие общим генезом уровень речевого развития дошкольника, интегративные характеристики структуры целостной индивидуальности мам и детей, а также системообразующие параметры ак-меологического статуса и имиджа родителя. Дошкольный возраст с его сензитивностью при определенной сформированности речевого развития представляет собой подходящую модель изучения опосредствований кумулятивным уровнем индивидуальности различных сторон психики в плане уровня речевого развития.

Анализируя понимание речи, воспроизведение собственной речи, динамическую организацию речевого высказывания, т. е. способность формулировать высказывания и переводить свои мысли в развернутую речь, можно выявить некоторые закономерности в развитии речи этого периода. При этом логично не стараться формулировать конкретные гипотезы, а целесообразно посмотреть, какие условия и факторы «завязываются» в естественном формировании деятельности [8-11]. Таким образом, был собран обширный материал, включающий характеристики речевого развития 126 дошкольников, характеристики структуры целостной индивидуальности детей и родителей, а также определенные личностные особенности системообразующего вектора - координаты «мотив -цель», субъективные оценки родителей. Собранные материалы были подвергнуты корреляционному и факторному анализу (поскольку данные статистические методы - своеобразный «микроскоп» типологического исследования) в «крайних» группах детей, четко различающихся уровнем психического развития.

Сравнительный анализ материалов показывает, что отдельный фактор в обеих группах составили характеристики структуры целостной индивидуальности родителей. Однако типологическое содержание зафиксированных паттернов в разных группах четко различается. Группа дошкольников высокого уровня речевого развития включает фактор (Мі), куда вошел интегративный индекс целостной индивидуальности родителей, связанный массивными связями с широким спектром ситуативных проявлений акмеоло-гического статуса родителей, характеризую-

щихся высоким социальным имиджем. Весь этот жизненный комплекс высокого акмео-логического статуса зрелой личности соотносится с гармоничной структурой целостной индивидуальности по характеристике интегративного индекса ОСЦИ (методика оценки структуры целостной индивидуальности) [2].

Напротив, в группе дошкольников с низким уровнем речевого развития родители характеризуются ограниченностью внутри-индивидуальных связей только внутри симптомов целостной индивидуальности, сопряженных с низким социальным статусом. При этом выделяются несопряженные (дисгармоничные) связи таких симптомов.

Вместе с тем обратил на себя внимание факт спорадических статистических отношений между характеристиками целостной индивидуальности дошкольников с низким уровнем речевого развития. Они содержат дисгармоничные отношения, поэтому дети нуждаются в психоакмеологической поддержке.

Подводя итоги проведенного исследования, отметим нелинейный (а, скорее, таксономический) характер связей типологических характеристик семейной пары «родитель - ребенок», соотнесенность высокого уровня речевого развития дошкольника с ак-меологическим статусом и имиджем матери. Результаты эмпирического исследования требуют признания субъектного характера формирования внутренних условий развития дошкольника под влиянием акмеологическо-го статуса родителей, в интеграции которых гармонично-дисгармонично сочетаются характеристики акмеологии («планки» будущего результата, продуктивности и комфортности жизнедеятельности) и структуры целостной индивидуальности. Психодиагностика данной сферы определяет продуктивные дифференциально-акмеологические пути

формирования устойчивого развития психики и речи в дошкольном детстве.

1. Базылевич Т.Ф. Идея системности в современной психологии / под общ. ред. В.А. Барабанщикова. М., 2005.

2. Базылевич Т.Ф. Проблема тестов в психологии и дифференциальной акмеологии. М., 2006.

3. Базылевич Т.Ф. Дифференциальная акмеоло-гия. М., 2007.

4. Базылевич Т.Ф., Колядина Т.В. Валидизация методики оценки целостной индивидуальности как квазиэксперимента // Акмеологиче-ская диагностика: колл. моногр. М., 2007. С. 112-120.

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

6. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. № 5. 2004. С. 4-16.

7. Фельдштейн Д.И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. М.; Воронеж, 2005.

8. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2002.

9. Колядина Т. В. Опосредствование речевого развития дошкольника акмеологическим статусом и имиджем родителей // Имиджело-гия-2007: имидж как феномен современной цивилизации. М., 2007. С. 148-153.

10. Колядина Т.В. К индивидуализированным предикторам речевого развития дошкольника // Мир психологии. 2007. № 4. С. 189-201.

11. Колядина Т.В. Континуальность имиджа и акмеологического статуса личности в технологиях дифференциально-акмеологического исследования // Изв. академии имиджелогии. М., 2007. Т. 2. С. 53-67.

Поступила в редакцию 8.02.2009 г.

Kolyadina T.V. The differential-acmeological factors of the child under school age speech development and the harmony of the parent individuality. This scientific work devoted to the laws of the mediation by integration of the subject characteristics (in particular, acmeological statues) of the psychological development of the child under school age. These problems are become key problems for development of the new field of the psychological sciences -differential acmeology. The features of the acmeological status of their parents are disclosed as a component of integral individuality.

Key words: the differential-acmeological factors, the psychological development, the speech development, the integral individuality, the harmony of the individuality, acmeological statues.

УДК 301.085:15

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

© Н.А. Филонова

В статье автор четко обозначает цель создания и функционирования модели, определяет ее конкретные задачи, раскрывает структуру и взаимосвязь элементов модели развития акмеологической компетенции.

Ключевые слова: акмеологическая компетенция преподавателя, критерии, психологические факторы, условия развития, акмеологические технологии.

Построение модели развития акмеологи-ческой компетенции преподавателя позволит, по нашему мнению, более глубоко и всесторонне, с содержательной и динамической стороны проанализировать этот феномен, а также представить своеобразный эталон модели, сравнение с которым даст возможность решать многочисленные профессиональные, производственные задачи преподавателя, в т. ч. выбор продуктивной стратегии самореализации в профессиональной деятельности.

Моделирование - это процесс представления, имитирования существующих систем на основе построения изучения и преобразования их моделей, в которых воспроизводят-

ся принципы организации и функционирования этих систем [1]. Успешность моделирования решающим образом зависит от того, насколько удачно была выбрана или сконструирована модель. При этом необходимо иметь в виду и характер соответствия модели оригиналу, и степень изученности модели, и удобство оперирования с ней (Б.А. Глинский).

Многочисленные исследования в психологии, акмеологии подтверждают, что создание таких моделей системы - действенное средство проверки истинности и полноты теоретических представлений (Л.В. Абдали-на, Т.А. Вострикова, Е.Г. Казьмина, А.А. Ка-сабов, М.Н. Максимова, А.С. Огнев, Е.В. Се-

І00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.