Научная статья на тему 'Инварианты акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи'

Инварианты акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
736
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАРИАНТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / INVARIANTS / MENTAL HEALTH / ACMEOLOGICAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хватова Марина Владимировна

В статье рассматривается инвариантная типология акмеологического ресурса психологического здоровья. Инвариант (инвариантность) рассматривается как принцип теории познания и как понятие, существующее в разных областях знаний, конкретное значение которого зависит от той области, где он используется. Автор раскрывает смысловое наполнение термина в психологии и акмеологии. Показано, что инвариант как качественная категория, представляет собой сущностную характеристику акмеологических ресурсов психологически здоровой личности. Автором выделены инварианты акмеологических ресурсов психологического здоровья личности и раскрыто их содержание. К инвариантам акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи отнесены продуктивность, социальность и самоактуализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVARIANTS OF ACMEOLOGICAL RESOURCES OF YOUTH PSYCHOLOGICAL HEALTH

The article considers the invariant acmeological resource typology of psychological health. Invariant(invariance) is regarded as the principle of epistemology and the concept of different areas of expertise. The specific meaning of the invariant depends on the area where it is used.The author reveals the semantic content of the termin psychology and acmeology. It is shown that the invariantas a qualitative category is the essential characteristic of acmeological resources of psychologically healthy personality. The author identifies invariants of acmeological resource of psychological health of person andreveals their content. To invariants of acmeologicalresources of psychological health of young people productivity, social and self-actualization are refered.

Текст научной работы на тему «Инварианты акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи»

ИНВАРИАНТЫ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ

М. В. ХВАТОВА

В статье рассматривается инвариантная типология акмеологического ресурса психологического здоровья. Инвариант (инвариантность) рассматривается как принцип теории познания и как понятие, существующее в разных областях знаний, конкретное значение которого зависит от той области, где он используется. Автор раскрывает смысловое наполнение термина в психологии и акмеологии. Показано, что инвариант как качественная категория, представляет собой сущностную характеристику акмеологических ресурсов психологически здоровой личности. Автором выделены инварианты акмеологических ресурсов психологического здоровья личности и раскрыто их содержание. К инвариантам акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи отнесены продуктивность, социальность и самоактуализация.

Ключевые слова: инварианты, психологическое здоровье, акмеологические ресурсы.

Акмеологический ресурс психологического здоровья может быть исследован с учетом его инвариантной типологии, то есть, инвариантных типов, неизменно и устойчиво характеризующих психологически здоровую личность. Выделение инвариантов необходимо для того, чтобы учитывать их в построении психологической парадигмы личности, характеризуемой успешной адаптацией, высокой продуктивностью и активной самореализацией в индивидуальном жизненном контексте. Кроме того, выявление психологических инвариант позволяет формировать целостные представления о сложных психических феноменах, что актуально для современного этапа накопления психологических знаний.

Идеи целостного подхода к исследованию, выдвинутые В. М. Бехтеревым, принятые его последователем Б. Г. Ананьевым, нашли свое обоснование и развитие в психологической и акмео-логической науке (К. А. Абульханова-Славская, С. Л. Анциферова, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина и др.). Целостный подход позволяет интегрировать и систематизировать накопленные знания, преодолевать их излишнюю избыточность, находить инварианты психологических описаний.

Как отмечает В. В. Никандров «принцип инвариантности относительно новый принцип теории познания, во-первых, подчеркивающий единство (равновесие) тенденций устойчивости (сохранения) и изменчивости (динамики) в организации мира, и, во-вторых, требующий от исследо-

вателей выявления константных характеристик Природы, свидетельствующих об основополагающей общности всех фрагментов реальности на всех уровнях организации. Иными словами, принцип инвариантности, с одной стороны, утверждает фундаментальное единообразие в организации бесконечно разнообразных объектов действительности «усматривать» их общие основания и «выстраивать» целостную картину мира (в том числе внутреннего субъективного мира)» [15].

Диалектическая связь целостности, устойчивости и динамики в инвариантности как категории «качество» отражена в работе Б. Ф. Сорокина, где, в частности, он отмечает «... Фундаментальной категорией материалистической диалектики, выражающей внутреннюю устойчивость бытия, является категория «качество». Качество - это такая характеристика объекта, которая тождественна его бытию в определенной системе связей и отношений. Эта характеристика выражает специфику того или иного способа или конкретной формы бытия объективной реальности. И предмет сохраняет себя лишь постольку, поскольку он сохраняет свое качество. Необходимо отметить, что, понимая качество как целостную систему, в данном случае мы имеем в виду не качество вообще, а его инвариантную часть. Лишь сохраняя свой инвариант, один объект качественно отличается от другого, и с изменением которого объект претерпевает качественное превращение, становится и сущностно иным, с другим качественным инвариантом» [19].

Понятие «инвариант» или «инвариантность» обозначает нечто неизменяемое в изменяющихся условиях. Понятие инвариантности было введено в научный оборот английским математиком Дж. Сильвестром в середине XIX в. для обозначения сохранения постоянства некоторых математических выражений при изменении входящих в эти выражения переменных величин (например, при переходе от одной системы координат к другой). В настоящее время термин существует в разных областях знаний и конкретное его значение зависит от той области, где он используется. Так, в математике, это понятие означает свойства некоторого класса математических объектов оставаться неизменными при преобразованиях определенного типа. К таким математическим объектам, например, относятся «множества» с их инвариантными свойствами [17].

В физике, понятие «инвариант» применимо к величинам, которые характеризуют некий физический процесс и не изменяются с течением времени. Типичным примером физического инварианта является скорость света в вакууме, а также другие физические феномены в замкнутых системах. Свои инварианты, то есть, постоянство характеристик, предложила теория относительности, положения которой еще предстоит проверить экспериментально [2]. Один из крупнейших физиков XX столетия М. Борн вообще считал основной целью изучения объектов реальности выявление наиболее полного набора их инвариантов.

В географии термин используют применительно к геосистемам. Инвариант геосистемы это совокупность устойчивых отличительных черт системы, придающих ей качественную определенность и специфичность, позволяющих отличить данную систему от всех остальных. Инвариант геосистемы в геоэкологии позволяет идентифицировать геосистему не зависимо от ее динамического состояния под воздействием сил из вне и внутренних противоречий (например, смена времен года) [3].

Науке известны лингвистические инварианты, то есть, абстрактные единицы языка, такие, как фонема, морфема, лексема в отвлечении ее от конкретных реализаций в форме единичных примеров. Идет активный поиск новых лингвистических инвариантов на стыке различных областей знаний. Например, учеными исследуются такие инварианты, как «культуремы», представляющие собой, обобщенные единицы культуры и позволяющие представить способ бытия социальной группы в виде неизменного состава «азбуки символов» [8]. В фольклористике инвариант - это не-

изменяемая часть сюжета фольклорного произведения, которая характерна для всего сюжетного типа; инварианту противостоит вариант.

В философском словаре дается следующее определение инвариантности: «Инвариантность (от лат. «туапат» - неизменяющийся), свойство некоторых существенных для системы соотношений не меняться при ее определенных преобразованиях». Отражая неизменное и постоянное в однородных системах (или в состояниях одной и той же системы), инвариантность выступает как определяющий момент ее структуры; в этом смысле структуру правомерно рассматривать как инвариант системы. Понятие инвариантность используется для обоснования универсальности категории причинности: причинно-следственная

структура некоторой области мира (т. е. набор характерных для нее причинно-следственных отношений). Фундаментальное значение для научного познания имеют принципы сохранения, выражающие идею инвариантности вещей, свойств и отношений природы. Молекулярная биология исследует инвариантные, сохраняющиеся при любых изменениях характеристики живых систем. В психологии инвариантность выражает общность важнейших аспектов ряда восприятий одного и того же объекта различными познающими субъектами. Составляя объективное содержание этих восприятий, инвариантность служит основой адекватного отражения сущности объекта. ... Понятие инвариантность имеет важное значение для общенаучных принципов и категорий, связанных с исследованием систем и структур. Выделение инвариантных отношений дает возможность применения структурного подхода к объекту исследования, а в более широком плане составляет необходимое условие построения теоретического знания [20].

Свои инварианты есть в психологической науке, которая пытается создать различные типологии для исследования комплексных психических явлений, таких как «личность», «интеллект», «способности», «склонности», «уровни» и др. [23]. Классическим примером инвариантности в психологии выступает свойство константности восприятия.

Рассмотрим как представлена инвариантность в качестве атрибута психической деятельности в истории психологии.

Математическая теория инвариантов была применена к изучению процессов познания Ж. Пиаже. Согласно Ж. Пиаже развитие познания, ведет к тому, что знание субъекта об объекте становится все более инвариантным по отноше-

нию к изменяющимся условиям опыта, к изменению позиции субъекта в отношении объекта. Познавательные структуры, складывающиеся на различных стадиях развития интеллекта, Пиаже математически представляет в виде различных структур: в частности, алгебраических групп (и группировок), структур порядка, топологических структур [22].

Предметом исследования в диссертационной работе О. А. Шамшиковой (2002) является инвариантность воли в пространстве индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности. Автор приходит к выводу, что инвариантность воли в базовом пространстве индивидуального стиля саморегуляции обусловлена потенциальным множеством его вариативных организаций, а различные (по эффективности) фиксированные стили саморегуляции являются вариативными организациями единого индивидуального стиля саморегуляции [21].

Инвариантность рассматривается как характеристика стиля, описывающая типы конкретных взаимодействий, и предполагающая, что на всех уровнях исследуемой системы интеграл системообразующих компонентов должен быть представлен единым результатом». Анализируя внутренний статус стилевых характеристик и обосновывая общую теорию стиля, А. В. Либин отмечает что «продуктивным является представление о стиле человека как устойчивом, инвариантном сим-птомокомплексе характеристик, относящихся к различным уровням проявления индивидуальности. Стилевой симптомокомплекс формируется под влиянием разных типов сопряжения индивидуума со средой, и в меньшей степени зависит от конкретных целей или смыслов, включенных в процесс жизнедеятельности» [9].

На модели инварианта основана одна из концепций темперамента. Под инвариантом автор понимаются такие математические зависимости между переменными которые являются устойчивыми и не зависимыми от изменений, происходящих в самих переменных. Инвариант выражает причинно-следственные связи между переменными, что объясняет процесс образования целостных систем различной степени сложности [1].

Принцип инвариантности были применен для объяснения устойчивой формы социального поведения человека. Автор исходит из представления, что устойчивость является своеобразным качеством социального поведения. Так, устойчивой формой поведения может считаться такое поведение, границы которого будут обозначены любым способом, позволяющим отличить одну его фор-

му от другой. Например, умышленное причинение вреда другому человеку (агрессивное поведение) или помощь друг другу в совместной деятельности (кооперативное поведение) являются своеобразными маркерами, которые обрисовывают границы поведения - выделяют его в качестве формы. Если же эти границы не достаточно четкие, то поведение утрачивает статус инварианта [7].

В акмеологии принцип инвариантности является основополагающим при исследовании устойчивых базисных характеристик личностно-деловых качеств в развитии профессионализма. Данный принцип разработанный в кибернетике был применен в инженерной психологии для создания инвариантных систем «человек-машина», а затем привнесен в акмеологию [5].

В настоящее время в акмеологии разработано и достаточно широко используется понятие «ак-меологические инварианты профессионализма». «Под акмеологическими инвариантами профессионализма понимают основные качества, умения и внутренние побудительные причины, обеспечивающие высокую продуктивность, стабильность деятельности, независимо от ее содержания и специфики, а также активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала.

Акмеологические инварианты профессионализма дают возможность человеку изыскать те его внутренние резервы, которые позволяют ему на высоком инновационно-творческом уровне выполнять деятельностные функции. Именно, ак-меологические инварианты побуждают и движут человека к професионализму экстра-класса» [4]. Выявление акмеологических инвариантов профессионализма является одной из задач акмеоло-гического анализа.

Одна из современных задач акмеологических исследований - определение специфических ак-меологических инвариантов профессионализма в конкретной деятельности. В литературе представлены исследования акмеологического инварианта профессионализма кадров управления в особых условиях деятельности [18]), тренера [11], женщины-предпринимателя [12] и др. Так, акмеоло-гическими инвариантами профессионализма, например, женщины-предпринимателя являются: мотивация достижения, креативность, готовность к риску, коммуникативность, терминальные ценности, лидерские качества, прогностические способности, эмоционально-волевой потенциал [12], а для эффективной управленческой деятельности в особых условиях свойством инвариантности обладают такие психологические характеристики как - сила личности, психологическая устойчи-

вость, самоэффективность, направленность на продуктивную деятельность, опыт; эти качества входят в структуру профессионализма личности и составляют значительную часть резерва функциональных возможностей [18].

За каждым из таких инвариантных обобщений всегда скрывается множество разнообразных случаев, каждый из которых, тем не менее, может быть включен в ту или иную инвариантную (неизменную, обобщенную и типичную) категорию. Инварианты в психологии полезны для классификации, диагностики и коррекции личности.

В целом, инвариант - это неизменный, обобщенный и воспроизводимый образ объекта, явления или процесса, облегчающий его распознавание, наделяющий его типичными признаками, а также дифференцирующий общее и частное в познаваемом мире. Применительно к феномену психологического здоровья, инвариант представляет собой обобщенную характеристику адаптированной, продуктивной и самореализо-ванной личности, устойчиво активной и востребованной в окружающем социуме в силу инвариантных критериев и относительно постоянных показателей.

Инвариант как качественная категория представляет собой сущностную характеристику ак-меологических ресурсов психологически здоровой личности. Поэтому для выделения инвариантов психологически здоровой личности мы обратились к имеющимся в литературе представлениям о сущности человека. Поиском сущностной характеристики человека занимались античные философы Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, средневековые богословы-мыслители Бл. Августин, Ф. Аквинский, философы периода классической немецкой философии И. Кант (антропологические вопросы), Г. В. Ф. Гегель, материалисты Л. Фейербах, Ф. Энгельс, К. Маркс, представители «философии жизни», экзистенциалисты, представители философской антропологии М. Шелер, А. Гелен, Э. Хэйвлок, К. Келли, X. Плеснер, Д. Хант, Дж. Гуди и др.

Н. И. Непомнящая (2002 г.), проведя анализ философских, в том числе философско-богословских, подходов к проблеме сущности человека, а также результатов теоретико-психологического анализа и эмпирических исследований, выделила специфические сущностные свойства человека (потенциальные способности), к которым она отнесла: потенциальную универсальность (всеобщность), потенциальную бесконечность (неконеч-ность), способность отождествлять себя с другими [14].

Потенциальная универсальность (всеобщность), обеспечивает возможность присвоения самого разного содержания, форм, способов жизни во всем многообразии этого содержания, меняющегося исторически, онтогенетически, этнографически и т. д.

Потенциальная бесконечность (неконечность) человека (С. Л. Рубинштейн), позволяет и в процессе присвоения, и в процессе функционирования выходить за пределы знаемого, усвоенного, в том числе и за пределы самого себя, создавать новое, творить.

Способность отождествления себя с другими это особая взаимосвязь с другими людьми, которая позволяет брать новое содержание от других -родство человека с человеческим родом (К. Маркс) и обособление себя, своего «Я» (что позволяет делать данное содержание своим). В. С. Мухина относит идентификацию и обособление к единому механизму, определяющему развитие и бытие личности [13]. По мнению Н. И. Непомнящей способность отождествления и обособления обозначает как способность «быть собой и другим». Эта способность есть реализация инобытия себя в других как «идеальное бытие» (Э. В. Ильенков,

А. В. Петровский) [6; 16]. Авторами отмечается, что при рассмотрении человека как личности должна оценивается духовность, влияние человека на социокультурное развитие человечества. И основная проблема в характеристике личности -проблема соотношения и взаимосвязи социального общего и духовного индивидуального.

Мы согласны с мнением Н. И. Непомнящей, которая отмечает, что «указанные свойства являются сущностными (т. е. главными, определяющими) свойствами человека, ибо они являются основой специфически человеческой - социальной формы присвоения содержания и способов его жизни, становления психики, личности человека. Эти свойства являются условием и одновременно выражением духовности, свободы, творческой способности человека, его стремления к совершенству. ... Упомянутые сущностные свойства человека реализуют тождество человека и мира (универсальность), человека и бесконечной вселенной (бесконечность), отождествление себя с не - я и обособление, самость человека. Базовые основания личности представляют собой психологическую форму воплощения сущностных свойств человека: универсальности, бесконечности, способности отождествления себя с другими людьми и обособления (так называемой способностью «быть собой и другим»). Эти свойства являются условием присвоения человеком социаль-

ного опыта в процессе общения, условием функционирования его как социального и индивидуального субъекта, тождества, единства Человека и Мира, Человека и Универсума как основания его целостности» [14].

Поведенный теоретический анализ исследований дал нам основание утверждать, что инвариантом психологического здоровья личности можно считать продуктивность, социальность и са-моактуалиацию личностного бытия, без чего ни самореализация личности, ни удовлетворение высших потребностей, ни личностный рост становятся невозможными. Именно продуктивность, социальность и самоактуализация могут рассматриваться как объективно наблюдаемые показатели психологического здоровья.

Продуктивность, как показатель инварианта психологического здоровья, подтверждает социальную полезность личности, доказывая положение о том, что психологическое здоровье есть социальная ценность, поскольку этот личностный статус обеспечивает продуктивное и полезное для общества существование индивида. Продуктом деятельности личности могут быть как «жесткие» материальные, так и «мягкие» духовные ценности, но психологически здоровая личность всегда оставляет в своей социальной среде важный для социального бытия след. Подчеркнем, что продуктивность психологически здоровой личности всегда социально значима в реальном времени или в перспективе. Исследования выявляют немало случаев, когда продукт деятельности психологически здоровой личности признавался либо бесполезным и бессмысленным, либо даже расценивался как проявления «личностной патологии» в связи с недооценкой всей значимости произведенного продукта. Реабилитация, как личности, так и ее продукта нередко наступала в будущем, когда осуществлялась переоценка ценностей и признавалась значимость результатов деятельности конкретного индивида. Этот процесс сопровождался личностной реабилитацией и восстановлением статуса психологически здоровой личности.

Не менее важным показателем психологически здоровой личности является ее социальность, т. е., вовлеченность в систему социально значимых межличностных отношений. Показательно, что психологически здоровая личность не обязательно лидирует в коллективно выполняемой деятельности. Психологическое здоровье проявляется в том, что личность комфортно адаптируется в складывающихся социальных обстоятельствах как в лидирующей, так и рядовой роли.

Вероятно, наиболее существенным признаком социальности психологически здоровой личности является ее сензитивность (чувствительность и восприимчивость) к циркулирующим вокруг социальным нормам, требованиям и ожиданиям, а также усвоение и воспроизведение этих норм. Психологически здоровая личность социальна в том смысле, что она со значительной долей вероятности ведет себя целесообразно не только общественным ожиданиям (экспектациям), но и реальным социальным интересам. При этом действия в интересах социума безусловно характеризуют психологически здоровую личность, однако подобная ситуация не всегда бывает однозначной. Психологически здоровая личность с равной степенью вероятности действует как в интересах общества, так и в интересах собственного самосохранения. Действия в интересах самосохранения возможны в случаях, когда попытки послужить интересам большинства вызывают сопротивление социального окружения и даже грозит личности социальными и иными санкциями. Движение к цели, несмотря на потенциальную опасность, может быть обусловлено самопожертвованием во имя общих целей. Самопожертвование во имя общего блага, как саморазрушающее решение, может быть показателем как высшего проявления духовности психологически здоровой личности, так и запредельного эмоционального реагирования психологически нездорового индивида. Критерием, позволяющим отличить в этом случае психологическое здоровье от нездоровья, можно вероятно считать меру оправданности самораз-рушающего решения в кризисных обстоятельствах, соизмеряя последствия самопожерствования для индивида и общества в ближайшей и отдаленной перспективе. Предварительно можно заметить, что у психологически здоровой личности самосохранение доминирует над саморазрушением. Саморазрушение наступает в ситуации острейшей внутриличностной коллизии с нарушением психологического здоровья личности. Нарушения психологического здоровья нередко проявляются в отдаленной перспективе в форме иных симптоматических проявлений. В любом случае социальность личности всегда означает не просто включенность в общественные отношения, но и их активное создание. Это означает, что психологически здоровая личность характеризуется социальной инициативой и принятием на себя ответственности за последствия.

Инвариант психологического здоровья личности характеризуется ее самоактуализацией, то есть, возможно, более полным осознанием и реа-

лизацией личностного потенциала в достижении широкого спектра жизненных целей, сохранением относительной независимости от социума, правом высказывать собственное мнение, а также проявлять личную инициативу, демонстрируя самостоятельность и ответственность за себя и предпринимаемые действия. В действительности, самоактуализация личности представляет собой разновидность личностного самоутверждения, когда процессы самовосстановления, принятия решения, активных действий и оценки результатов требуют обращения прежде всего к внутренним личностным ресурсам, в то время как коллективно-командный ресурс оказывается либо излишним, либо даже воспринимается как помеха в деятельности и достижении поставленных целей. Психологически здоровая личность характеризуется балансом социальной интроверсии и экстраверсии, что проявляется в гармоничном сочетании готовности взять на себя личную ответственность и способности эффективно действовать в команде. Любые «крайние» формы нарушения этого баланса могут быть признаком психологического нездоровья, поскольку и избегание личной ответственности и выпадение из системы групповых отношений существенно затрудняют успешное функционирование личности в социуме. А ведь именно успешное функционирование личности в социуме является основным наблюдаемым проявлением психологического здоровья как личностного статуса. Наблюдения также показывают, что самоактуализация личности нужна для формирования и высказывания собственного мнения, сохранения и поддержания индивидуальной позиции, защиты собственной позиции в собственном коллективе. Самоактуализация психологически здоровой личности в форме защиты собственной позиции отличается от психологического нездоровья тем, что психологически здоровый индивид защищает реальный конструктивный способ решения проблемы или добросовестно заблуждаясь и признавая ошибку. Можно вероятно утверждать, что самоактуализация лично -сти может быть бесспорным признаком психологического здоровья в сочетании с развитым критическим мышлением и адекватной самооценкой как себя, так и собственных действий, совершаемых личностью, т. е., без влияния группы или даже в противовес позиции коллектива.

Продуктивность, социальность и самоактуализация представляют собой не только показатели психологического здоровья личности, но и его ресурс, поскольку в продуктивной деятельности, социальном взаимодействии и независимом су-

ществовании личность черпает запасы своей устойчивости, активности и развития. Это дает основание считать продуктивность, социальность и самоактуализацию инвариантом акмеологическо-го ресурса психологического здоровья личности, а не только устойчивой формой социального поведения адаптированного индивида с его устойчиво повторяющимися блоками. Можно утверждать, что устойчивая повторяемость постоянных блоков психологического здоровья доказывает их инвариантность, т. е., константность, обобщенность и типичность для психологически здоровой личности в ее абстрактном образе.

Таким образом, инвариант акмеологического ресурса психологического здоровья - это неизменное, обобщенное и воспроизводимое представление об изучаемом личностном феномене, облегчающем его распознавание, наделяющем его типичными признаками, а также дифференцирующем в нем общее и частное. Инвариантом акмеологического ресурса психологического здоровья личности можно считать продуктивность, социальность и самоактуализацию личностного бытия.

Литература

1. Белоус В. В. Психологические симптомоком-плексы и инварианты темперамента: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1982.

2. Визгин В. П. Развитие взаимосвязи принципов инвариантности с законами сохранения в классической физике. М., 1972.

3. Геоэкология и природопользование. Понятийно-терминологический словарь / авт.-сост. В. В. Козин,

В. А. Петровский. Смоленск, 2005.

4. Деркач А. А., Селезнева Е. В. Акмеология в вопросах и ответах. М., 2007.

5. Зазыкин В. Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих. М., 1999.

6. Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. М., 1979. № 7. С. 145-159.

7. Кочетова Т. В. К вопросу понимания и изучения инвариантов в социальном поведении // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посвященной 110-летию со дня рождения C. Л. Рубинштейна. URL: http:// www.ipras.ru.

8. Кручинкина Н. Д. Интерпретация понятия инварианта в современной лингвистике // Гуманитарные исследования: традиции и инновации: сб. науч. тр. Саранск, 2006. Вып. 2. С. 49-55.

9. Либин A. B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций М., 1999.

10. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. М., 1990. С. 80-81.

11. Ложкин Г. В., Волянюк Н. Акмеологический инвариант профессионализма тренера // Спортивный психолог, 2004. № 2. С. 27-39.

12. Маркова Е. К. Акмеологические инварианты профессионализма женщины как субъекта предпринимательской деятельности: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 2006.

13. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности. М.; Воронеж, 1999.

14. Непомнящая Н. И. Целостно-личный подход к человеку // Развитие личности. 2002. № 4. С. 61-82.

15. Никандров В. В. Психология: учебник. М., 2009.

16. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996.

17. Попов В. Л. Инвариант // Математическая энциклопедия. М., 1979. Т. 2. С. 526.

18. Семененко С. В. Развитие профессионализма личности кадров управления в особых условиях деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.

19. Сорокин Б. Ф. Философия филологии: Монография. Орел, 2000.

20. Философский энциклопедический словарь / сост: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев [и др.]. М., 1983.

21. Шамшикова О. А. Инвариантность воли в пространстве индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности человека: автореф. дис. . канд. психол. наук. Новосибирск, 2002.

22. Шорохов Е. В. Основные направления исследования психологии мышления в капиталистических странах. М., 1999.

23. Herbert A. Simon Invariants of human behaviori. Department of Psychology, Carnegie-Mellon University, Pittsburgh, Pennsylvania. Annu. Rev. Psychol. 1990.

* * *

INVARIANTS OF ACMEOLOGICAL RESOURCES OF YOUTH PSYCHOLOGICAL HEALTH

M. V. Khvatova

The article considers the invariant acmeological resource typology of psychological health. Invariant(invariance) is regarded as the principle of epistemology and the concept of different areas of expertise. The specific meaning of the invariant depends on the area where it is used.The author reveals the semantic content of the termin psychology and acmeology. It is shown that the invariantas a qualitative category is the essential characteristic of acmeological resources of psychologically healthy personali-ty.The author identifies invariants of acmeological resource of psychological health of person andreveals their content. To invariants of acmeologicalresources of psychological health of young people productivity, social and self-actualization are refered.

Key words: invariants, mental health, acmeological resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.