А. В. Жаринов
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И
ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ
нтегративный подход к изучению профессионального развития и его оптимизации в рамках акмеологической теории и практики требует создания системного диагностико-коррекционного инструмента, позволяющего повысить эффективность профессионального развития государственных служащих. В качестве такого инструмента выступает акмеологический мониторинг личностно-профессионального развития.
В нашем понимании акмеологический мониторинг — это система наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики индивидных, личностных, субъектно-деятельностных, средовых характеристик, отражающих этапы, содержание, стратегию и тактику реализации жизненного и профессионального потенциала.
Вкратце обозначим рамки понимания термина «мониторинг», так как в толковании сущности мониторинга, его задач и средств их осуществления существуют различия, которые отражают специфику и уровень разработанности проблемы в каждой из областей применения и осмысления данного понятия (экология, социология, медицина, психология, педагогика, экономика и др.).
Проанализировав исследования и публикации, посвященные проблеме мониторинга, можно сделать следующие выводы:
- объекты мониторинга динамичны, находятся в постоянном развитии. Они подвержены влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать нежелательные изменения в функционировании объекта;
- реализация мониторинга предполагает организацию по возможности постоянного слежения (оценки, изучения) за объектом. Мера постоянства определяется особенностями объекта и ресурсными возможностями;
- организация слежения предусматривает отбор обоснованных показателей и индикаторов. Слежение осуществляется путем непосредственного измерения или описания параметров объекта;
- мониторинг подразумевает наличие основного этапа (или одного из этапов) прогноза развития (изменения) состояния объекта;
- каждая конкретная система мониторинга ориентирована на определенного потребителя. Это может быть конкретный орган (органы) управления, отдельные социально-профессиональные группы, общество в целом;
- существующие системы мониторинга можно классифицировать по ряду оснований. К ним относятся: сфера применения; средства, используемые для сбора исходной информации; потенциальные пользователи; средства измерений; способы распространения информации; время реализации; широта охвата.
Таким образом, термин «мониторинг» используется для обозначения комплекса научных средств оперативного наблюдения, анализа и контроля изменения состояния сложных объектов. Основная цель практического применения мониторинга — управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности.
В целом мониторинг в акмеологии следует рассматривать как целостный конструкт, системный диагностико-коррекционный инструментарий. Цель мониторинга — регулярный сбор информации, ее учет, выявление данных в процессе принятия решения о коррекции; через определенный промежуток времени повторная диагностика для выявления динамики развития или деградации системы.
То есть речь идет о системном способе сбора и обработки информации о той или иной
системе. В конкретном случае, в акмеологии, системой является человек (в понимании Б.Г. Ананьева), а системным методом — акмеологический мониторинг.
Разработка акмеологического мониторинга как акмеологической технологии имеет теоретические предпосылки и обоснования. Акмеология рассматривает технологии как методы формирования и совершенствования профессионализма и личностно-профессионального роста с одной стороны, а с другой — как весь спектр личностных и профессиональных ресурсов, которые превращаются или не превращаются в средство оптимизации собственной деятельности, труда [8].
Под акмеологическим мониторингом мы понимаем мониторинг развития субъектности, движения личности к самосовершенствованию (саморазвитию). Такое понимание основывается на идеях Б.Г Ананьева о развитии личности и профессионализма как развитии субъектности и субъектно-деятельностном подходе в целом (Б.Г Ананьев, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова, А.А. Деркач, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков и др.).
В акмеологической парадигме постулируется, что личность стремится к совершенствованию, совершенствование достигается через развитие субъектности. Субъектность же в полной мере может развиться только в деятельности и особенно в профессиональной деятельности. Таким образом, предметом акмеологического мониторинга выступает развитие субъектности как системозначимого фактора в личностно-профессиональном развитии человека.
Акмеологический мониторинг — комплексный, продолжительный процесс, интегрирующий знания многих смежных наук, отслеживающий различные измерения, требуемые в определенные периоды личностно-профессионального развития (О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин).
Разработка акмеологического мониторинга призвана помочь в гармонизации, оптимизации взаимодействия детерминант личностно-профессионального развития: субъекта (внутренняя детерминанта) и средств поддержки личностно-профессионального развития (внешние детерминанты).
Акмеологический мониторинг реализует следующие функции: диагностическую, оценочную, прогностическую, обратной связи, стимулирующую, конструктивную, профилактическую, информативную.
Мы предлагаем диагностическую структуру анализа в акмеологическом мониторинге, базирующуюся на концепции человека Б.Г Ананьева, акмеологической схеме изучения профессионала А.А. Деркача и Л.Э. Орбана с учетом положений ^-концепции В.С. Агапова и субъектогенетического подхода А.С. Огнева (схема).
Ядерным образованием личности является ^-концепция как иерархизированная системная структура, находящаяся в прямом контакте с индивидуально-психологическими, социально-психологическими и профессиональными качествами. Контакт этот выражается во взаимной обусловленности: ^-концепция формируется под влиянием этих качеств и, в свою очередь, влияет на характер формирования этих же качеств.
Субъектность в нашей концепции является интегративным динамическим показателем ^-концепции, именно субъектность задает динамику взаимодействия конструктов [15]. Субъектность в конечном счете задает вектор движения всей системы в существующих условиях микро- и макросреды.
Схема анализа строилась так, чтобы был возможен учет стадиально-возрастных, функционально-деятельностных и ситуативных характеристик. Это первичная схема с укрупненными мониторинговыми индикаторами: свойства сгруппированы в блоки, дающие представление о взаимодействии между блоками характеристик. Конечно, это разделение весьма условно. Особенно это касается выделения субъектности как самостоятельного блока.
Построение предлагаемой нами структуры анализа акмеологического мониторинга основано на социопсихофизиологическом подходе в понимании личности В.Н. Мясище-ва, где исходными методологическими принципами в понимании личности выступают
АКМЕОЛОГИЯ, № 2, 2004 Подструктура среды:
^ Природно-климатические условия ^ Нормативно-правовые </ Культурно-национальные ^ Мировоззренческо-морапьные ^ Экономически-бытовые ^ Медицинско-экологические ^ Санитарно-гигиенические ^ Условия социальных процессов ^ Физические и социальные условия организации труда
Подструктура
личностных
характеристик:
^ Статус, роли
Личностные свойства ■/Характер Склонности
Подструктура субъектности:
^ Активность ^Самосознание * Самоорганизация ' Я-концепция
Структура анализа в акмеологическом мониторинге
принципы целостности, активности и развития.
При построении теоретической концепции акмеологического мониторинга нами были переработаны акмеологические положения А.А. Деркача и Л.Э. Орбана о четырех группах качеств, имеющих интегративный характер: индивидуально-психологические качества; социально-психологические качества; собственно профессиональные качества; собственно нравственные качества.
В основу структуры акмеологического мониторинга легли выводы исследования А.С. Огнева о том, что функционирование личности в качестве субъекта деятельности складывается из природных, психических, личностных условий, с одной стороны, социальных требований, условий и требований деятельности, с другой, и способов организации этой деятельности самим человеком, с третьей стороны [13].
Все это послужило отправной точкой для разработки проблемы акмеологического мониторинга с мониторингом субъектности собственного развития как ключевого системообразующего компонента.
Представленная схема анализа в акмеологическом мониторинге предполагает пять основных подструктур: подструктура среды, подструктура субъектности, подструктура индивидных характеристик, подструктура личностных характеристик и подструктура профессиональных характеристик. Выделение подобных подструктур согласуется с представлением А.А. Деркача о внешних и внутренних детерминантах личностно-профессионального развития, а также с мнением А.А. Бодалева и Л.А. Рудкевича о необходимости разделять факторы, связанные с достижением человеком акме на социальные макро-микрофакторы (микросреда) и психологические характеристики личности, которые условно могут быть
Подструктура индивидных характеристик:
^ Психофизиологическ ие показатели
Психодинамические показатели Потребности
</ Общие акмеологические
инварианты
профессионализма
V Особые и специфические акмеологические инварианты профессионализма
^ Квалификация ^ Компетентность
V Мастерство Индивидуальный способ
организации деятельности
подразделены на объективные (в известном смысле не зависящие от человека, такие, как его индивидуальность) и субъективные, такие, как работа над собой, то есть активное стремление к самосовершенствованию [6].
Подструктура среды. Вся сложнейшая система общественных отношений (экономических, политических, правовых, национально-психологических, нравственных и др.), в которые включен каждый человек, является объективным основанием формирования личностных свойств и качеств.
Как показала в своем диссертационном исследовании Е.Н. Волкова (1998), с точки зрения философской антропологии под средой понимаются четыре формы бытия — природа, общество, человек, культура. Человек наличествует во всех этих формах как инициатор системы отношений с ними и преобразователь этих отношений.
В широком смысле социальная среда (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом — общественные институты, общественное сознание и культуру. Среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека — семью, трудовой коллектив, референтные группы и т.п.
Подструктура среды в целом включает интегративные макропараметры, которые можно отнести к подгруппам: природа, общество, культура.
К природно-климатическим условиям существования мы предлагаем отнести все характеристики экосистемы, в которой проживает человек. Это природный (с учетом антропологического влияния) аспект его существования, тесно связанный с группой медицинско-экологических параметров. Эти параметры отражают качество окружающей среды применительно к человеку и экосистеме, в которую он включен.
Другая группа параметров макросреды отражает социальную сущность их возникновения и изменения. Культурно-национальные, мировоззренческо-моральные и экономические параметры в своей совокупности отражают различные аспекты влияния социума на формирование конкретного индивидуума. В совокупности параметры призваны характеризовать общество и культуру, в рамках которых существует конкретный человек. Природно-климатические условия, медицинско-экологические, культурно-национальные, мировоззренческо-моральные и экономические характеризуются макроуровнем процессов и соответственно отнесены нами к характеристикам макросреды.
Для микросреды мы выделяем следующие параметры: нормативно-правовые; условия социальных процессов; санитарно-гигиенические и социальные условия жизни и организации труда. Это разграничение весьма условно, и микросреда в любом случае ретранслирует характеристики и условия, диктуемые на макроуровне. Тем не менее мы исходим из того, что правовой статус задается положением человека в конкретной группе (профессиональной, социальной, этнической, материальной), социальные процессы наиболее ярко проявляются, реализуются и изучаются также в конкретной группе. Бытовые условия существования человека также относятся к микроуровню, так как отражают конкретный характер существования определенного человека.
Глобальные рамки функционирования конечно же задаются на макроуровне (Конституция, Уголовный кодекс, санитарно-гигиенические нормы, политико-экономическое регулирование государства и отдельных административных образований), но для акмео-логического мониторинга важны конкретные показатели по выделенным параметрам, характеризующие средовые условия конкретного индивидуума.
Человек. В структуре анализа человека мы предлагаем выделить три классические подструктуры, описывающие основные параметры жизнедеятельности взрослого человека: индивидуально-психологические, социально-личностные и профессиональные качества.
Подструктура индивидных характеристик представляет подструктуру человека как носителя индивидуально-психологических качеств и являет совокупность возрастно-половых и индивидуально-типических свойств. Сюда относятся возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида, половой диморфизм, конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий и пр.
Е.Н. Волкова в своем диссертационном исследовании (1998) отмечает, что «все эти свойства являются первичными и существуют на всех уровнях, включая клеточный и молекулярный. Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций... и структуру органических потребностей. Эти свойства индивида можно назвать вторичными, производными эффектами основных параметров индивида. Есть основания предполагать, что высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, и задатках — с другой».
Индивидные свойства человека — это интрахарактеристики. Они в меньшей степени, чем все другие, вариабельны и практически не являются предметом преобразований конкретного человека, хотя и могут модифицироваться. Тем не менее учет этих характеристик в акмеологическом мониторинге обязателен, так как на основе многозначных связей индивидные характеристики прямо и опосредованно влияют на социально-психологические и профессиональные качества человека.
В этой подструктуре для нас наибольший интерес представляют психофизиологические показатели, психодинамические показатели и в определенной мере потребности как первичная ступень активизации поведения человека.
В подструктуру личностных характеристик включены характеристики человека как личности. Эти характеристики определены статусом личности и включают в себя системы общественных функций, ролей и ценностных ориентаций. Можно сказать, что статус, роли и ценностные ориентации образуют первичный класс личностных свойств, интегрируемых определенной структурой личности. Эти личностные характеристики определяют особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, составляющих как бы второй ряд личностных свойств. Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является характер человека, с одной стороны, склонности — с другой.
В подструктуре личностных характеристик нас интересует изучение статусно-ролевых функций человека, личностные свойства и характер, а также склонности.
Подструктура профессиональных характеристик неоднородна, и ее выделение также является достаточно условным, так как профессионально значимые качества имеют свои «корни» в индивидных и социально-психологических свойствах. В этот блок включены традиционно выделяемые знания, умения, навыки, а также способы организации деятельности как труда, профессии. Человек как субъект деятельности проявляется через способность к созданию, выбору или использованию средств для преобразовательной деятельности.
В числе важнейших субъектно-личностных характеристик деятельности для акмеоло-гии оказываются понятия «профессионализм» (А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова и др.), «мастерство» и «компетентность». Все три понятия подразумевают направление и критерии совершенства деятельности, высшего качества и уровня ее осуществления, то есть напрямую отвечают предмету акмеологии. Большинство современных исследователей склонны рассматривать профессионализм как особую характеристику субъекта деятельности. Н.В. Кузьмина определяет эту характеристику мерой владения субъектом современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, а также продуктивными способами ее осуществления. Поэтому изучение профессионализма, компетентности и мастерства являются обязательными в акмеологическом мониторинге.
Интегративными конструктами подструктуры профессиональных характеристик являются акмеологические инварианты профессионализма: общие, особые и специфические. Важным итоговым показателем блока профессиональных характеристик является индивидуальный способ организации деятельности.
Акмеологический мониторинг разрабатывается для одновременного учета согласованности психологических, социально-профессиональных качеств, а также причин, влияющих на меру сбалансированности качеств. Центральным компонентом схемы анализа в акмео-логическом мониторинге является субъектность, так как основной задачей субъектности является поиск баланса, оптимума между системой «человек» и системой «среда».
Субъектность является пятой подструктурой, направлением анализа в акмеологиче-
ском мониторинге.
Человек в той или иной мере может быть субъектом труда, субъектом социальных отношений, субъектом индивидуально-психологического развития, в целом интегрально становясь субъектом жизненного пути. Субъектность — это инструмент, позволяющий пересмотреть имеющиеся ресурсы в поиске повышения эффективности их использования.
Субъектность отражает уровень активности в процессах самоорганизации и выстраивании оптимальных отношений между условиями и детерминантами личностно-профессионального развития. Человек представляется как многоуровневая сбалансированная система, со своей внутренней системой сдержек и противовесов. Соответственно если где-то произошли изменения, а значит, подвижки в системе, то в других областях следует ожидать развития, в итоге вновь приводящего всю систему к приблизительному состоянию баланса. Этот баланс достаточно условен и никогда не бывает абсолютным.
Субъектность проявляется в деятельности, в частности в профессиональной. В профессии проявляется мера самоопределения человека, так как профессия не дана изначально индивиду, на пути к приобретению той или иной профессии необходимо достичь определенного уровня физического и социального развития, определить свой профессиональный путь, вписывающийся в жизненный путь.
A.A. Деркач и Л.Э. Oрбан на основе анализа различных подходов к описанию профессионализма, представленных в работах RB. Kузьминой, T.B. ^дрявцева, B.A. Cластенина, Ю.К. Бабанского, A. Mаслоу, Э. Фромма и других заключают, что в целом профессионализм личности напрямую связан со способностью к самодвижению, самореализации с формированием личности как субъекта собственной профессиональной деятельности.
А.С. Огнев выдвинул акмеологическую концепцию профессионального становления государственного служащего, основанную на идее субъектогенеза. В рамках этой акмео-логической концепции субъект понимается как определенный уровень самоорганизации, самодетерминации системы самоопределения собственной активности, требующейся для разрешения актуального противоречия [13].
Мы понимаем под субъектностью качественный уровень самоорганизации личности, позволяющий ей играть роль детерминирующего начала собственной активности. Это свойство личности возникает через разрешения противоречия между внутренними и внешними детерминациями развития и существования, необходимостью и свободой, нормативностью и индивидуализацией.
Субъектность выражается в самоорганизации личностных и психических возможностей и способностей, координации внутренней активности, объективной организации деятельности. Это мера активности личности в использовании внутренних и внешних, по отношению к личности, ресурсов для реализации поставленных целей.
При рассмотрении подструктуры субъектности в акмеологическом мониторинге мы предлагаем три основных критерия: активность, самосознание, саморазвитие (табл. 1). Выделение именно этих трех критериев основывается на анализе и синтезе следующих идей:
- идея субъектогенеза, отражающая стремление человека к самополаганию, детерминации собственной активности, развитии в онтогенезе способности человека выступать в роли субъекта;
- положения субъектогенетической теории А.С. Огнева о том, что целостное психологическое описание личности в качестве субъекта активности может быть произведено с помощью таких понятий как инициатива и ответственность, преобладающие типы стимулирования, основные ориентиры личности, притязания, удовлетворенность и саморегуляция;
- исследование Е.Н. Волковой, в котором она выделяет семь критериев субъектности (активность, самосознание, свобода выбора и ответственность за него, осознание собственной уникальности, понимание и принятие других, саморазвитие;
- исследование феномена активности, проведенное В.Л. Хайкиным, в котором пред-
ложены параметры активности; - работы К.А. Абульхановой по проблеме проявления субъектности и ее диагностике.
Выделенные нами критерии субъектности характеризуют субъектность как систему саморегуляции, показатели каждого из критериев выстроены в соответствии с уровнями оценки саморегуляции, предложенными А.С. Огневым: оперативнотактической, функ-циональнотехнологической, стратегической.
Уровень оперативнотактической саморегуляции связан с организацией действий для достижения конкретных целей. Систематизированного описания данного уровня саморегуляции можно достичь путем выделения индивидуальных особенностей организации и реализации субъектом этапов ориентировки, исполнения, контроля и коррекции полученных результатов [10]. Этот уровень выражен в критерии активности и оценивается по показателям «инициатива-ответственность» и «интеграл притязаний, саморегуляции и удовлетворенности» [2].
На уровне функционально-технологической саморегуляции субъект регулирует свои функции и состояния с учетом своих интересов и устремлений смысловой нагрузки и целесообразности. Этот уровень отражается в критерии «самосознание», а оценивается по показателям «осознание собственной уникальности» и «понимание себя — принятие других».
На уровне стратегической или смысловой саморегуляции жизнедеятельности субъект использует систему своих личностных ценностей, систему своих потребностей в качестве генераторов смыслов для различных видов своей активности. Осмысление различных событий, расстановка смысловых приоритетов для различных видов активности служит субъекту основой для организации использования им своих энергетических ресурсов. Это
Критерий Показатель
Активность Инициати ва-ответствен ность
Семантический интеграл притязаний, саморегуляции и удовлетворения
Самосознание Осознание своей уникальности
Понимание и принятие других
Саморазвитие Тип мотивации
Эффективность деятельности
уровень связан с критерием саморазвития, а его показателями служат тип мотивации и эффективность деятельности.
Таким образом, показатели активности больше фокусируются на оперативном проявлении субъектности, здесь и сейчас. Показатели саморазвития носят характер более стратегический. Самосознание играет роль интегратора оперативных и стратегических проявлений субъектности, постоянно балансируя в поисках оптимальности функционирования всей системы «человек».
В акмеологическом понимании активность личности представляет собой единство отражения, выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в жизни человека — ценностный способ моделирования, структурирования и осуществления личностной деятельности, общения и поведения, при котором она приобретает качество системы в межличностном пространстве, функционирующей более или менее автономно, целостно и успешно [15]. Активность субъекта является главным условием его саморазвития и самосовершенствовании.
Самостоятельный поиск и изменение точки зрения на применимость тех или иных групп ресурсов, доступных человеку в профессиональной деятельности (как внутренних — личностных, так и внешних — межличностных, предметных), отражает меру активности,
а значит и субъектности собственного личностно-профессионального развития. Группы ресурсов и особенности их использования находятся в центре внимания акмеологического мониторинга.
В целом предлагаемая структура анализа в акмеологическом мониторинге отражает междисциплинарную модель профессионализма A.A. Бодалева, так как отражены все четыре уровня: социологический (статистические данные и характеристики среды, статус, престиж, положение); социально-психологический (доминирующие социальные установки, характер, отношения); общепсихологический и психофизический.
В процессе разработки мониторинга необходимо учитывать, что критерии мониторинга должны быть системозначимыми, индикаторными. В диссертационном исследовании И.А. Кривобокова «Социальный мониторинг (теоретико-методологическое обоснование). Статистический анализ» (1994) отмечено, что мониторинговые индикаторы — это группа параметров, ограниченных по количеству, но в своей интегральной совокупности отражающая картину исследуемого процесса в интересующей наблюдателя полноте.
Показатели акмеологического мониторинга следует разделять на первичные и интегра-тивные. К первичным показателям относятся индивидные, личностные, субъектные, профессиональные, средовые. Интегративные показатели отражают кумулятивно-факторный принцип детерминизма личностно-профессионального развития. К таковым относятся эго-сила, опыт деятельности с накопленными умениями и навыками, индивидуальный стиль деятельности [12].
При построении акмеологического мониторинга основанием для выделения мониторинговых индикаторов является акмеограмма. Приведенная в этой статье схема анализа личностно-профессионального развития, по сути, отражает динамику акмеограммы с целью анализа личностно-профессионального развития конкретного специалиста в определенном роде профессий. Построение конкретной акмеограммы очень трудоемкий процесс, требующий большого времени и затрат ресурсов.
Предлагаемая вниманию читателей концепция акмеологического мониторинга призвана задать направление конкретных акмеографических исследований, где будут уточнены указанные параметры, набор критериев по параметрам в зависимости от конкретного вида деятельности.
При проведении диагностических процедур в акмеологическом мониторинге предлагаются следующие уровни оценки: прошлое, настоящее, динамика изменений. Они в совокупности отражают динамику личностно-профессионального развития. Акмеоло-гический мониторинг требует фиксации начального этапа развития и его условий, существующего положения и динамики его изменения с целью поиска оптимального пути личностно-профессионального развития.
В проведении акмеологического мониторинга личностно-профессионального развития мы выделяем следующие этапы: диагностический, коррекционный, этап оценки достигнутых результатов.
Этап диагностики предполагает использование биографического метода для изучения истории личностного развития и психодиагностических методов для отражения актуального состояния развития. В психодиагностике мы выделяем два важных компонента: субъективные отчеты и объективные экспертные оценки. Диагностика строится как на отчетах самого испытуемого (тестирование, опрос), так и на экспертной оценке испытуемого в деятельности (в ролевых играх, профессиональной деятельности, так называемых case study). Оценка в деятельности в первую очередь позволяет диагностировать не только «виртуальную» (В.А. Петровский), но и реальную субъектность.
Одним из вариантов решения такой проблемы является подход, обозначаемый в научной литературе как ассессмент. По своей сути он представляет собой попытку соединить традиционное тестирование и наблюдение за поведением человека в ситуациях, близких к данному виду профессиональной деятельности [13].
Выбор конкретных методик напрямую зависит от спроектированной акмеограммы конкретной профессии. Результатом диагностического этапа акмеологического монито-
ринга должны стать акмеограмма конкретного специалиста и совместное со специалистом — акмеологом построение траектории личностно-профессионального развития этого же специалиста.
За этапом диагностики наступает коррекционный этап. Основной идеей этого этапа является использование всего методического арсенала развития тех или иных качеств, свойств и характеристик человека. В случае обозначения нехватки профессиональных знаний и навыков используется профессиональное обучение, в случае выявления необходимости развития личностных интраиндивидных характеристик используются различные виды тренингов личностного роста, аутопсихологической компетентности и пр. В случае необходимости развития личностных интериндивидных характеристик в программу коррекции включаются социально-психологические тренинги (поведение в конфликте, управленческая компетенция, ведение переговоров и пр.). В случае необходимости развития в человеке внутренней активности, повышения уровня субъектности используется акмеологический тренинг [14].
Выбор конкретных методик коррекции напрямую зависит от целей и задач построенной траектории личностно-профессионального развития. Этап коррекции не ограничен жесткими временными рамками, его протяженность в первую очередь определяется субъ-ектностью самого испытуемого, его активным выбором.
Следующим этапом проведения акмеологического мониторинга личностно-профессионального развития является этап оценки результатов деятельности по саморазвитию. Для оценки промежуточных достижений мы предлагаем использовать метод экспертной оценки деятельности профессионала и метод самооценки. Тем самым должны учитываться объективные и субъективные оценки результатов развития. Их сопоставление, в свою очередь, также является отправной точкой для анализа особенностей личностно-профессионального развития и его восприятия самим человеком и его окружением.
Акмеологический мониторинг в целом представляет из себя цикличную систему. Это значит, что после оценки результатов деятельности вновь наступает этап диагностики, только теперь его цель не получение первичной информации, а корректировка уже имеющейся с учетом прожитого времени и появившихся новообразований. На основе вновь систематизированных данных вносятся изменения в траекторию личностно-профессионального развития, а далее вновь происходит переход к этапу коррекции.
Таким образом, предлагается модель постоянной обратной связи о процессах изменения и развития. Цикличность системы позволяет осуществлять корректировку и в конечном счете оптимизировать траекторию личностно-профессионального развития.
Государство как один из крупнейших работодателей заинтересовано в эффективной диагностике развития государственного служащего, оценке того, насколько эффективно протекает тот или иной этап его личностно-профессионального развития. Акмеологический мониторинг позволяет проследить динамику развития, его периоды и их продолжительность. Все это необходимо для оценки потенциала кадровых ресурсов государственной службы, прогноза их развития и максимально эффективного использования.
Другой стороной, заинтересованной в акмеологическом мониторинге, является сам государственный служащий. С его точки зрения, создание акмеологического мониторинга также целесообразно. В процессе участия в акмеологическом мониторинге открывается возможность развиваться в качестве субъекта собственного личностно- профессионального развития.
Появляется не только возможность получения первичной обратной связи об актуальном уровне личностно-профессионального развития, но и понимание необходимых направлений дальнейшего развития, реализация определенных самостоятельно траекторий личностно-профессионального развития. Таким образом, через внедрение и развитие технологии акмеологического мониторинга может быть системно реализована акмеологическая поддержка в рамках государственной службы.
Литература_
1. Абульханова К.А. Стратегия жизни. М., 1991.
2. Абульханова К.А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта //Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1998.
3. Агапов В.С. Я-концепция в структуре управленческой деятельности руководителя. М., 1999.
4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. Воронеж, 1996.
5. Бестужев-Лада И.В. Экспертный сценорно-прогностический мониторинг: принципы организации // Социологические исследования. 1993. № 8. С.100—104.
6. Бодалев А.А., РуткевичЛ.А. Как становятся великими и выдающимися? М., 1997.
7. ДеркачА.А. Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. М., 1999.
8. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие: В 5 т. Т. 5. Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста. М., 2001.
9. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Синягин Ю.В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. М., 1994.
10. Деркач А.А., Огнев А.С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. М., 1998.
11. Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технологии. М., 1998.
12. Конюхов Н.И., Шаккум М.Л. Акмеология и тестология. М., 1996.
13. Огнев А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж, 1997.
14. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии. М., 1996.
15. Хайкин В.Л. Активность (характеристики и развитие). М.; Воронеж, 2000.
© Жаринов А. В., 2004