УДК 37.013.77
Корчагина Наталия Викторовна
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
^ v-piano@mail. т
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА КАК РЕЗУЛЬТАТ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА В ВУЗЕ (акмеологический подход)
Автор статьи обращает внимание на недостаточное внимание исследователей к разработке акмеологи-ческих методик, систематическое применение которых могло бы способствовать формированию профессионализма в ходе обучения будущего педагога-музыканта в вузе. В связи с этим предлагается собственная программа формирования профессионализма педагога-музыканта, основанная на акмеологической концепции развития профессионала, и описание результатов её применения в практической работе вуза.
Ключевые слова: профессионализм, профессионал, акмеология, педагогика, музыкальное исполнительство, высшее образование.
Изучение профессионализма в различных областях знания представляет собой сегодня насущную необходимость, так как общество испытывает острую нехватку профессионалов высокого уровня. Только высокопрофессиональные специалисты могут обеспечить необходимые результаты во всех отраслях деятельности человека, усложняющихся с течением времени. Проблема подготовки профессионалов является основной для активно развивающейся в последние годы науки - акмеоло-гии. Она поставила своей целью поиск условий и путей достижения вершин в профессиональной деятельности специалиста любой квалификации. Все современные определения профессионализма, данные с точки зрения акмеологического знания, объединяет акцент на высоком уровне достижений в избранной основной деятельности, на творческую составляющую в профессии и необходимость соответствия всех качеств профессионала её требованиям.
Акмеологический подход к изучению профессионализма (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластёнин) позволяет определить пути достижения акме в профессии, предполагает выявление условий мобилизации у человека установки на наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию его личности. Основным содержанием акмеологического подхода является выявление акмеологических условий развития и саморазвития личностных и профессиональных качеств субъекта с целью формирования его профессионализма.
Для сферы искусства проблема профессионализма так же актуальна, как и для остальных
направлений жизни общества. Педагог-музыкант хранит и передаёт с помощью музыкальных образов важнейшую часть духовной культуры общества, и от того, насколько профессиональным окажется его исполнительский и педагогический уровень, будет зависеть представление слушателей и учеников о музыкальном искусстве в целом. Поэтому формирование профессионализма будущего педагога-музыканта - основная задача его подготовки в вузе.
Несмотря на существующие сегодня акмео-логические исследования профессионализма (И.Д. Багаева, Л.К. Гребёнкина, О.Г Красношлы-кова, С.Н. Толстов, В.В. Московский), изучению высоких достижений в музыкально-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности уделяется недостаточно внимания. Это может объясняться тем, что исполнительские виды искусства представляют существенную трудность для акмеологического исследования: нет возможности объективно изучать исполнительское искусство музыкантов, живших до появления звукозаписи; критерии оценки художественного и технического мастерства музыканта меняются со временем.
Педагогами-музыкантами прошлых лет (В.Ю. Григорьев, Г.М. Коган, Л. Маккиннон, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, А.П. Щапов и др.) достаточно активно обсуждались проблемы профессионального уровня музыканта и пути преодоления препятствий к достижению вершин в его исполнительской и педагогической деятельности. Достижения акмеологической науки позволяют расширить круг изучаемых тем.
Так, современные исследования учёных-му-зыкантов направлены на изучение формирова-
ния акмеологическои направленности личности будущего учителя музыки (Г.В. Рёва), акмеоло-гических аспектов в развитии музыкальных способностей (А.Г. Данилова), развитие креативности средствами акмеологии (Н.Ф. Вишнякова). Но все они обходят вниманием проблему определения параметров профессионализма в музыкально-педагогической деятельности. Также не находит практического применения и теоретически декларируемая необходимость создания таких акмеологических методик, систематическое применение которых способствовало бы формированию профессионализма в ходе обучения будущего педагога-музыканта в вузе.
Основываясь на акмеологическом подходе к -изучению профессионализма, мы смогли определить структуру профессионализма педагога-му-зыканта, дать характеристику понятию «профессионализм педагога-музыканта», а также составить программу формирования профессионализма педагога-музыканта в процессе его обучения в вузе. Данные направления исследования осуществлялись с опорой на акмеологическую концепцию развития профессионала (А.А. Деркач, В.Г. За-зыкин, Е.Н. Богданов, А.С. Гусева, А.В. Кириченко, А.С. Огнев и др.), особенностью которой является
рассмотрение профессионального развития не только как совершенствования навыков и умений, но и как роста личностно-профессиональных качеств. А.А. Деркач рассматривает концепцию с системных позиций, связывая её с развитием следующих подсистем: профессионализм деятельности, профессионализм личности, нормативность деятельности и поведения, формирование продуктивной Я-концепции [3, с. 15-21].
В нашем исследовании данная концепция была принята за основу, однако в неё были внесены некоторые коррективы. Так, мы считаем необходимым отметить, что, с точки зрения принятого в акмеологии комплексного подхода к изучению человека (Б.Г Ананьев), приведённая концепция остаётся неполной, так как не принимает во внимание параметры, называемые им «индивидные характеристики профессионала». Подчеркнём, что под индивидом понимается совокупность физических свойств человека, человека в его природном, биологическом качестве. К индивидным характеристикам относятся: пол, возраст, уровень здоровья, активность (объём взаимодействий с окружающим миром, инициативность, готовность к действию), типологические свойства нервной системы (темперамент, эмоци-
Индивидные характеристики:
- ПОЛ
-возраст -уровень здоровья -активность -типологические свойства нервной системы
Характеристики профессиональнонравственной культуры:
-кругозор
-стремление к высоким нравственным и гуманистическим ценностям
-уровень профессионального самосознания
-направленность профессиональной деятельности.
профессионализм
педагога-музыканта
Профессиональные характеристики:
-отношение к профессиональной деятельности,
-креативность и результативность п рофе&сионаЛбной деятельности,
-профессиональная квалификация
-профессиональная компетентность педагога, музыканта.
Личностные характеристики:
-профессионально важные качества,
-личностно-деловые качества,
-акмеологические инварианты профессионализма,
-качественные характеристики и свойства личности,
-субъектность личности._________________
Рис. 1. Структура профессионализма педагога-музыканта
Учёт и формирование индивидных характеристик:
Учёт гендерных и возрастных особенностей
Повышение уровня здоровья
Повышение активности личности (объёма взаимодействий с окружающим миром, инициативности, готовности к действию).
Работа над типологическими свойствами нервной системы (эмоциональными и экстра-интровертными проявлениями)
Формирование характеристик профессионально-нравственной культуры:
Расширение общего и музыкального кругозора.
Приобщение к высоким нравственным и гуманистическим ценностям.
Формирование профессионального самосознания
Формирование направленности исполнительской и педагогической деятельности на достижение положительных социально значимых целей.
Формирование профессиональных характеристик:
-Формирование положительного отношения к профессии (наличие четкого и реалистичного плана профессиональной карьеры, соотнесение личных мотивов с профессиональными, поддержание стабильной и осознанной профессиональной дисциплины);
-Повышение профессиональной креативности;
-Повышение результативности профессиональной деятельности {увеличение количества и качества удачных урокози выступлений, улучшение результатов);
-Повышение профессиональной компетентности педагога-музыканта(помо1дь в получении музыкальных и педагогических знаний, умений, навыков);
-Повышение квалификации педагога-музыканта (помощь в повышении уровня образования, обретении опыта исполнительской и педагогической деятельности, создание условий для реализации
_________потенциалов);__________________
Формирование личностных характеристик:
Развитие профессионально-важных качеств (общих и специальных музыкальных и педагогических способностей);
Развитие личностно-деловых качеств (целеустремленности, профессиональной инициативы);
Развитие акмеологических инвариантов профессионализма (умения принимать и реализовывать решения, повышение уровня саморегуляции и работоспособности); Развитие качественных характеристик и свойств личности (повышение стремления к самореализации, развитие социальных взаимодействий личности);
Развитие субъектности личности (помощь в организации времени, обретении навыка самокритики и рефлексии, включение а акме-ориентированный процесс личностного и профессионального развития).
Рис. 2. Формирование профессионализма педагога-музыканта
ональность). Это показатели как генетически заданные, так и формирующиеся в течение жизни под влиянием наследственности и окружающей среды в результате активной жизнедеятельности. Именно таким образом трактуется понятие индивида в акмеологии, и мы, в рамках избранного акмеологического подхода, также будем придерживаться данной точки зрения.
Приведённые показатели, по нашему мнению, должны быть включены в концепцию, так как являются значимыми для формирования профессионализма педагога-музыканта. Кроме включения индивидных характеристик, мы посчитали возможным объединить «Формирование продуктивной Я-концепции» и «Нормативность деятельности и поведения», трансформировав их в «характеристики профессионально-нравственной культуры педагога-музыканта». Данная формулировка более точно, на наш взгляд, отражает профессионально-нравственную составляющую деятельности педагога-музыканта. Акмеологи-ческая концепция развития профессионала (с указанными коррективами) послужила нам основой для создания структуры профессионализма педагога-музыканта (рис. 1). Наивысшие проявления (акме-уровень) элементов данной структуры наиболее полно отражают содержание понятия «профессионализм педагога-музыканта». Отметим, что показатели «пол» и «возраст» не относятся к оцениваемым, они имеют исключительно констатирующую функцию.
Исходя из представленной выше структуры, а также основываясь на акмеологическом подходе к изучению профессионализма, мы предлагаем собственное определение профессионализма педагога-музыканта. Итак, профессионализм пе-дагога-музыканта - это сложная и многоуровневая структура, сочетающая высокоразвитые индивидные, личностные, профессиональные и куль-
80 70 60 50 40 30 20 10 0
турно-нравственные характеристики, позволяющие творчески и на высоком уровне осуществлять свою профессиональную музыкально-педагогическую деятельность. Точное определение понятия «профессионализм» в сфере музыкальной педагогики позволит каждому музыканту и его педагогу-наставнику верно выстраивать стратегию достижения вершин в своей профессии.
Исходя из представленной выше структуры профессионализма педагога-музыканта и его определения, формирование профессионализма пе-дагога-музыканта в процессе его подготовки в вузе мы представляем как поэтапное, акме-направ-ленное и основанное на опыте регулярной творческой деятельности становление и совершенствование индивидных, личностных, профессиональных и культурно-нравственных характеристик как основных элементов профессии и личности педа-гога-музыканта. Оно должно, на наш взгляд, происходить по схеме, приведенной в таблице 2.
Программа формирования профессионализма педагога-музыканта в нашей практической экспериментальной деятельности осуществлялась на факультете искусств и художественного образования Педагогического института СГУ им.
Н.Г. Чернышевского в течение 2004-2009 гг. по следующим направлениям:
1. Личностно-профессиональная диагностика, определяющая наличное состояние уровня профессионализма педагога-музыканта (работа с тестами, опросы, интервью).
2. Разработка программ формирования профессионализма педагога-музыканта (разработка теоретического спецкурса и практической программы формирования профессионализма).
3. Внедрение авторского спецкурса по вопросам исполнительства и акмеологических знаний и практической программы формирования профессионализма.
□ низкий уровень оценки
□ средний уровень оценки
□ акме
--
=1 г 1 г
1 блок 2 блок 3 блок 4 блок
Рис. 3. Результаты диагностики до начала эксперимента
70 60 50 40 30 20 10 0
1 блок 2 блок 3 блок 4 блок
Рис. 4. Результаты работы после завершения эксперимента.
Все приведённые в ходе практического внедрения методы и формы работы обеспечивали накопление теоретических знаний об акмеологи-ческих формах и способах формирования профессионализма педагога-музыканта; обретение психологической устойчивости к сценическому волнению; обогащение исполнительских и получение педагогических навыков. Одновременно происходило применение теоретических и практических знаний в системе регулярных конкурсных выступлений. В ходе проведения педагогической практики у студентов осуществлялось накопление профессиональных педагогических навыков работы в качестве преподавателя специального инструмента.
По завершении исследования нами были вновь проанализированы документы, проведены опросы, интервью, тестирование, по результатам которых были сделаны выводы об эффективности работы. Представим динамику формирования профессионализма педагога-музыканта в виде диаграмм (рис. 3 и 4):
Сравнение результатов диагностики участников до и после эксперимента позволяет сделать вывод о достижении большинством из них уровня
профессионализма и, следовательно, об успешности внедрения предложенной нами программы формирования профессионализма педагога-му-зыканта в процессе его подготовки в вузе.
Библиографический список
1. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения - М.: Флинта: Наука, 1998 - 168 с.
2. Вицинский А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Психологический анализ. - М.: Классика - XXI, 2004. - 100 с.
3. Деркач А.А. Акмеологическая концепция развития конкурентноспособности специалиста // Ак-меология. - 2007. - №»3. - С. 15-21.
4. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М., 2000 - 392 с.
5. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. - М.: Высшая школа, 1989. - 89 с.
6. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Академия, 2003. - 304 с.