УДК 378.09
З. В. Румянцева
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ВЕКТОР В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
Характеризуется дидактический ракурс реализации акмеологического подхода к совершенствованию профессиональной подготовки педагога-музыканта. Обосновывается логика и акмеологическая направленность содержания его этапов, обусловленных обращением к методологии творчества и реализации на ее основе технологического аспекта личностно-профессионального развития будущего специалиста.
This article deals with the implementation of acmeological approach in the improvement of music teacher professional training from the didactic perspective. The author justifies the logic and acmeological orientation of its stages determined by addressing the methodology of creative work, which serves as the basis for the development and implementation of the technological aspect of a future specialist's professional growth.
Ключевые слова: акмеологический подход, дидактическое решение, профессиональная подготовка, методология творчества, технологический аспект, интонационная теория, музыкальное мышление, методика интонационного воспитания.
Key words: acmeological approach, didactic solution, professional training, methodology of creative work, technological aspects, intonation theory, musical thinking, methodology of intonation education.
Одно из условий совершенствования профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в вузе — обеспечение дидактической оснащенности данного процесса. Реализация процесса обучения включает разработку методологически обоснованного содержания учебного материала и организацию процесса его усвоения, а также внедрение новых технологий обучения. В частности, совершенствование качества содержания профессионального образования в настоящее время предопределено поиском методологии творчества как ориентира разработки методик развивающего эвристического обучения [5]. Согласно современной теории обучения мышление является интегрирующей, стержнеобразующей категорией, обусловливающей с позиции творчества исследование, с одной стороны — деятельности обучаемых, с другой — тех самоизменений и самопреобразований, которые характеризуют личность обучаемого.
Новые методологические основания современного образования определили гуманистическую парадигму, согласно которой саморазвитие человека есть высшая ценность, что требует создания условий для того, «чтобы он стал целостным, полноценным субъектом своей жизни и своей деятельности» [5, с. 100].
Одна из проблем системы современного высшего профессионального образования — это поиск возможностей совершенствования его содержания для достижения необходимого качества, соответствующего научным достижениям и требованиям времени не только в разработке научнотеоретического, но и технологического аспектов. Для решения данной проблемы в психологопедагогических исследованиях оформилась тенденция к реализации акмеологического подхода, направленного на совершенствование профессиональной подготовки и профессиональной деятельности специалистов различного профиля. Однако в сфере музыкально-педагогических исследований проблема реализации акмеологического подхода к совершенствованию содержания профессиональной подготовки специалистов не получила широкого освещения.
Обращение к достижениям акмеологической науки, реализация акмеологического подхода в русле педагогических исследований рассматривается в качестве условия повышения их результативности в решении проблем высшего профессионального образования. Сущность акмеологического подхода А. А. Бодалев, Л. А. Рудкевич определяют как реализацию комплексного исследования с целью получения целостной картины исследуемого субъекта на ступени зрелости для оказания влияния на достижение им высших уровней в своем развитии [3, с. 25].
Привлечение идей и положений акмеологической науки расширяет возможности изучения сущностных сторон педагогических явлений и ситуаций, раскрывает взаимодействие методологических, педагогических и психологических резервов в организации вузовской подготовки специалистов. Внедрение положений акмеологической науки как методологических основ разработки содержания музыкального образования, несомненно, способствует глубокому
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 4. С. 93 — 100.
пониманию особенностей процесса развития личности в достижении вершин профессионализма и мастерства, а также самореализации в профессии.
В обосновании резервов повышения качества содержания профессиональной подготовки специалистов в области музыкального образования существенным аспектом является обращение к теоретическим положениям акмеологической концепции развития профессионала, разработанной в трудах А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина, Н. В. Кузьминой и др. Педагогическая акмеология как одно из направлений акмеологической науки включает ряд фундаментальных положений, значимых для решения задач продуктивной профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов.
Современное педагогическое образование основывается на процессе усвоения традиций, норм, канонов, ведущих к формированию образа человека данной эпохи как «совершенного человека своего времени». В этой связи восхождение к совершенству — это «движение от исходной точки развития к точке наивысшего достижения результата (вершины) АКМЕ как воплощение лучших идеальных свойств» [1, с. 8].
Изучение и применение теоретических положений акмеологической науки как ориентира в разработке содержания профессиональной подготовки педагогов-музыкантов позволяет обеспечить единую акмеологическую направленность методологических основ построения содержания профессиональной подготовки и педагогических установок, стимулирующих профессионально-личностное развитие будущего специалиста как его акмеразвитие. Акмеологическая наука ставит целью комплексное развитие личности в условиях достижения наивысших результатов в продуктивной деятельности. В совершенствовании качества содержания профессиональной подготовки комплексному развитию личности будущего педагога-музыканта содействует акмеологическая направленность этапов исследовательской работы, которые включают обоснованный выбор методологических положений и разработку на их основе педагогически обоснованных методических решений, нацеленных на реализацию профессионально-личностного развития субъектов учебной деятельности в вузе.
Обратимся к проблеме совершенствования качества содержания профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов, исходя из анализа акмеологической направленности методологических и психолого-педагогических основ данного процесса. Акмеологическая направленность методологических оснований в процессе совершенствования качества профессиональной подготовки будущих специалистов обеспечивается опорой на теоретические положения акмеологической концепции развития профессионала.
Современное понимание категории «профессионализм» исходит из важнейшего методологического принципа акмеологии и психологии — единства личности и деятельности. Данный подход позволил охарактеризовать профессионализм как систему, включающую две подсистемы — профессионализм личности и профессионализм деятельности. Рядом ученых был сделан вывод, что профессионализм деятельности есть качественная характеристика специалиста, отражающая его высшую профессиональную квалификацию и компетентность. Профессионализму художественно-творческой деятельности педагога-музыканта соответствуют разносторонние продуктивно реализующиеся профессиональные навыки и умения, содействующие достижению творческих результатов в решении поставленных задач.
С позиции акмеологической науки, профессионализм личности педагога-музыканта есть его качественная характеристика, отражающая высокий уровень сформированности профессионально важных личностных качеств, прежде всего креативности, профессиональноориентированной мотивации и ценностного отношения к самосовершенствованию и творческой самореализации в профессии. Цель творческого развития личности будущего педагога-музыканта заключается в достижении успешности процесса ее восхождения к профессионализму личности и профессионализму деятельности, составляющих основу достижения продуктивности и высокой результативности процессов самоорганизации и акмеразвития в освоении профессии.
Профессионализм развивается благодаря формированию системы важнейших свойств и умений, рассматриваемых как акмеологические инварианты профессионализма. Это основные качества и умения профессионала, обеспечивающие стабильность и эффективность выполняемой деятельности. Различают общие и специфические акмеологические инварианты
профессионализма. К общим относят: силу личности; развитую антипацию, проявляющуюся в умении прогнозировать возможные ситуации деятельности; высокий уровень саморегуляции; умения принимать эффективные решения; креативность; высокую и адекватную мотивацию достижений [4, с. 61].
Специфические акмеологические инварианты профессионализма связаны с воплощением специфики содержания профессиональной деятельности. В профессиональном становлении педагога-музыканта к ним следует отнести: богатство воображения, интонационное мышление,
музыкальный артистизм, способность к координации мыслительных” и практических действий, сенсорный опыт, художественный вкус, сформированность профессиональных эталонов способов деятельности и действий, устойчивую мотивацию к художественно-творческой самореализации. Ориентация на акмеологические инварианты профессионализма и их учет стимулируют эффективное формирование системы профессионально значимых качеств, обеспечивающих высокую продуктивность и стабильность профессиональной деятельности. Постановка акмеологической цели — обеспечение творческой самореализации личности в профессии, а также обоснование условий и факторов ее достижения — позволяет рассматривать данную концепцию в качестве методологии творчества, служащей базой для разработки технологии профессионального развития личности будущего педагога-музыканта в условиях вузовского обучения.
Вместе с тем в разработке содержания профессиональной подготовки одним из компонентов ее методологических оснований, ориентирующих на познание специфики содержания профессиональной деятельности педагога-музыканта, выступает область музыкознания. Отечественным достоянием данной отрасли науки является интонационная теория Б. В. Асафьева как методология творчества для обоснования специфики содержания профессиональной подготовки педагога-музыканта [2]. Заслуга Б. В. Асафьева заключается в раскрытии специфики содержания музыкального искусства, определяемой его интонационной природой. «Вне интонации и вне осознания процесса интонирования, — пишет Б. В. Асафьев, — я не вижу возможности исследования музыки как диалектического становления и ее динамической сущности, ибо музыка прежде всего интонационное искусство» [2, с. 195]. Отмечая закономерности в строении и функционировании музыкальных интонаций как явлений музыкального искусства, он создал систему положений, обосновывающих специфику музыкального искусства и основы восприятия и воспроизведения его содержания.
Введение понятия «мелос», раскрытие особенностей речевого и музыкального интонирования, обоснование музыкальной формы как процесса интонирования, характеристика понятия «симфонизм» как проявления высокодуховной основы музыкального содержания и вместе с тем разработки драматургии изложения музыкального материала — данные положения обосновывают многоаспектность и содержательность выразительных средств музыки, а также многоплановость задач их осмысления. Не случайно интонационная теория Б. В. Асафьева характеризуется в качестве учения о специфике музыкального мышления [8].
Важнейший смысл данной теории состоит в обосновании преемственности в воспроизведении интонационной природы музыкального искусства от композитора к исполнителю и слушателям. Нотный текст, фиксирующий содержание музыкального произведения, — это зашифрованная нотными знаками уникальная интонационная программа, воспроизводимая исполнителем и воспринимаемая слушателями. Зашифрованные в нотном тексте интонационные процессы, воплощая творческие мысли автора произведения, воспринятые исполнителем, а затем слушателями, реализуют функцию художественно-творческого общения в музыкальноисполнительской деятельности и сотворческой ей слушательской.
Понимание положений интонационной теории как методологической концепции, ведущей к творческому осмыслению специфики содержания музыкального учебного материала и творческой самореализации будущего педагога-музыканта в освоении профессии, послужило условием разработки педагогически обоснованного технологического аспекта решения поставленной проблемы. Методологическую основу разработки данной методики составили труды А. М. Малинковской [6], раскрывающие особенности инструментального интонирования, и В. В. Медушевского [7], обосновавшего духовно-нравственную сущность явлений музыкального искусства и богатство интонационного мира музыки.
Цель разработки и применения данной методики заключается в реализации комплексного развития музыкального мышления будущего специалиста на основе восприятия специфики содержания явлений музыкального искусства и их воспроизведения в музыкальной деятельности. Творческое освоение содержания профессиональной (музыкально-педагогической) деятельности предопределено необходимостью стимулирования процесса формирования интеллектуальных умений, обеспечивающих полноту решения профессиональных задач в освоении специфики содержания музыкального искусства и разносторонней творческой самореализации в профессии.
Анализ творческого наследия выдающихся педагогов-музыкантов Г. Г. Нейгауза, Ф. Листа, К. Н. Игумнова, А. В. Неждановой и других показывает, что развитие аналитических способностей, активности мыслительных операций, интеллекта было ведущей целью их педагогической работы с учениками. Творческая самореализация в освоении музыкального искусства невозможна без стремления к самосовершенствованию, достижению вершин профессионализма и мастерства, что является акмеологической установкой в приобретении профессии педагога-музыканта. Вместе с тем профессионализм в сфере овладения музыкально-творческой
деятельностью выступает составной частью собственно педагогического творчества специалиста, свидетельствующего о результативности реализации его акмеологической установки в профессиональном саморазвитии.
В этой связи методика интонационного воспитания личности в освоении музыкального искусства, разработанная в контексте акмеологической направленности положений методологии творчества, способствует достижению акмеологической цели личностно-профессионального развития педагога-музыканта на основе комплексного и разностороннего развития музыкального мышления как ведущего фактора в достижении им вершин профессионализма и мастерства.
Содержание методики интонационного воспитания педагога-музыканта составляют основные направления развития музыкального мышления. Эта методика направлена на целевое развитие профессионального музыкального мышления педагога-музыканта, стимулирует процессы осознания им направленности, содержания и качества интеллектуальных умений, выраженных в интонационной форме. Данная методика может быть реализована в интонационноинструментальном обучении и воспитании личности, которое включает ряд направлений: интонационно-образное, интонационно-техническое, интонационно-стилевое, интонационноформообразующее и интонационно-сценическое.
В частности, интонационно-образное направление включает разработку и применение методических приемов, способствующих постижению художественно-образного содержания музыки. Интонационно-стилевое направление ставит целью формирование интонационных процессов, адекватных музыкально-стилевой характеристике произведения и содействующих распознаванию стилевых закономерностей в содержании музыкального произведения. Интонационно-формообразующее направление содержит методические приемы,
стимулирующие формообразующую функцию процессов интонирования. Интонационнотехническое направление включает разработку и применение методических приемов, актуализирующих процессы интонирования с целью преодоления возникающих затруднений в музыкально-технической работе, а также стимулирующих механизмы самоконтроля и са-мокоррекции как в интеллектуально-интонационной (мысленной), так и в практической областях музыкально-исполнительской деятельности. Интонационно-сценическое направление предусматривает разработку и применение методических приемов, активизирующих интонационные процессы в воплощении эмоционально-художественного содержания явлений музыкального искусства в сценической деятельности.
Системный характер содержания методики интонационного воспитания будущего педагога-музыканта находит реализацию, наряду с приемами интонационного воспитания, и в соответствующих им методах: метод обобщения мотивационно-ценностных установок, метод художественно-творческого обобщения эмоционально-волевых состояний, метод художественнотехнологического обобщения способов деятельности и др. Творческое постижение и воспроизведение способов интонационного воплощения художественного содержания явлений музыкального искусства — неотъемлемый компонент непосредственно педагогической деятельности будущего специалиста в решении задач музыкально-эстетического воспитания молодого поколения.
В итоге следует отметить, что осуществление акмеологического подхода к совершенствованию содержания профессиональной подготовки педагога-музыканта способствует стимулированию результативности комплексного решения поставленной проблемы. Реализации акмеологического подхода к совершенствованию содержания профессиональной подготовки педагога-музыканта соответствуют этапы акмеологически направленной исследовательской работы, которые включают обращение к положениям методологии творчества и разработку на ее основе педагогически обоснованной методики интонационного воспитания, способствующей активизации и развитию музыкального мышления как фактора личностно-профессионального акмеразвития.
Список литературы
1. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста: монография | Н. В. Кузьмина, С. Д. Пожарский, Л. Е. Паутова. СПб.; Коломна; Рязань, 2008.
2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2: Интонация. 2-е изд. М.; Л., 1971.
3. Бодалев А. А. и др. Как становятся великими или выдающимися. М., 1997.
4. Деркач А. и др. Акмеология: учеб. пособие. СПб., 2003.
5. Коржуев А. В. и др. Современная теория обучения: общенаучная интерпретация: учеб. пособие для вузов и системы последипломного профессионального образования преподавателей. 2-е изд., испр. и доп. М., 2009.
6. Малинковская А. В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности 039700 «Музыкальное образование». М., 2005.
7. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки: исследование. М., 1993.
8. Орлова Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление, Сущность. М., 1984.
Об авторе
Зоя Васильевна Румянцева — канд. пед. наук, доц., Костромской государственный: университет им. Н. А. Некрасова, e-mail: [email protected]
About author
Dr. Zoya V. Rumyantseva, Associate Professor, Kostroma State University, e-mail: [email protected]