Научная статья на тему 'Акмеологический аспект профессионализма музыканта-исполнителя'

Акмеологический аспект профессионализма музыканта-исполнителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
747
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛ / АКМЕОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL / ACMEOLOGY / PEDAGOGY / MUSICAL PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корчагина Наталия Викторовна

Работа посвящена изучению понятия «профессионализм». Автор рассматривает данную категорию с акмеологической точки зрения и в контексте музыкального искусства. Предлагается структура профессионализма музыканта-исполнителя, которая может быть использована каждым музыкантом в построении стратегии достижения вершин в своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Acmeological aspects of the concept of professionalism: example of a performing musician

The concept of professionalism in music is analyzed from an аcmeological viewpoint. A professional strategy is proposed that would enable any performing musician to achieve top artistic skills.

Текст научной работы на тему «Акмеологический аспект профессионализма музыканта-исполнителя»

Н. В. Корчагина

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

Сегодня общество испытывает острую нехватку профессионалов самого высокого уровня. Однако только такие специалисты могут обеспечить необходимые результаты как в новых, сложных отраслях деятельности (космос, нанотехнологии), так и в давно существующих, но постоянно усложняющихся в своем развитии (медицина, педагогика и т.д.).

Проблема подготовки профессионалов является основной для возникшей достаточно недавно и очень активно развивающейся в последние годы науки — акмеологии. Она поставила своей целью поиск условий и путей достижения акме в профессиональной деятельности специалиста любой квалификации и выведение его на наивысший возможный уровень профессионализма.

Изучение профессионализма в деятельности музыканта-исполнителя также актуально для общества. Музыкант-исполнитель является хранителем и «ретранслятором» огромной части духовной культуры человечества. От того, насколько профессиональным окажется исполнительский уровень выходящего на концертную эстраду, зависит, будет ли точным или искаженным представление слушателей о музыкальном искусстве в целом.

В трудах известных музыкантов-педагогов и психологов (А. В. Вицинский, Г. Г. Нейгауз, А. П. Щапов и др.) не раз обсуждались проблемы профессионального уровня исполнителя и пути преодоления препятствий к достижению акме в деятельности музыканта. Но в свете акмеологической науки появилась возможность наиболее полно рассмотреть данную проблему, определить структуру профессионализма музы-канта-исполнителя и вывести определение «профессионализм музыканта-исполнителя» с акмеологической точки зрения. Данное определение будет являться эталоном, акме-образом, и может быть использовано каждым музыкантом в построении стратегии достижения уровня профессионализма — своего или своих учеников, стремящихся к вершинам исполнительского искусства. Существует множество трактовок понятия «профессионализм». В контексте избранного нами акмеологического направления исследований мы придерживаемся следующих определений профессионализма:

— реально достигнутый, достаточно высокий уровень овладения профессией, форма оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности [4, с. 306];

— интегральная психологическая характеристика человека, предполагающая наличие высокого уровня осуществления его профессиональной деятельности и зрелость его личности [3, с. 241].

Момент достижения профессионализма фиксируется несколькими показателями: свободное владение различными сторонами деятельности, владение всеми техническими средствами профессии, высокий уровень профессиональной эрудиции, создание собственных оригинальных способов и методов деятельности, сформированность профессионально важных личностных качеств [5, с. 180].

© Н. В. Корчагина, 2010

Все основные категории профессионализма были систематизированы учеными в акмеологическую концепцию развития профессионала (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. В. Кириченко, А. С. Огнев и др.), применяемую к различным областям деятельности. Ее особенность состоит в том, что профессиональное развитие рассматривается не только как совершенствование навыков и умений, но и как рост личностно-профессиональных качеств. Акмеологическая концепция развития профессионала основана на представлении личности как субъекта своей профессиональной деятельности.

А. А. Деркач рассматривает акмеологическую концепцию развития профессионала с системных позиций, связывая ее с развитием следующих подсистем: профессионализм деятельности; профессионализм личности; нормативность деятельности и поведения; формирование продуктивной Я-концепции. Проанализировав данную концепцию с точки зрения принятого в акмеологии комплексного подхода (предложенного Б. Г. Ананьевым и предполагающего изучение человека как индивида, личности и субъекта деятельности), мы пришли к выводу, что вышеприведенная акмеологическая концепция остается неполной, так как не принимает во внимание индивидные характеристики профессионала. К ним относятся, например, уровень здоровья или природные данные для профессий, имеющих конкретные требования к физиологическим параметрам организма человека. Эти показатели, с нашей точки зрения, должны быть включены в концепцию, потому что недостаточность их развития или частичное отсутствие, как и отсутствие ответственного отношения к своему здоровью, могут затруднить и даже сделать невозможным достижение профессиональных высот. Учет и развитие таких характеристик необходимо включать и в акмеологические технологии достижения профессионализма.

Основываясь на приведенных выводах, мы предлагаем дополнить сложившуюся ак-меологическую концепцию развития профессионализма подсистемой «Индивидные характеристики». Акмеологическая концепция развития профессионализма явилась основой для создания авторской структуры профессионализма музыканта. Наивысшие проявления (акме-уровень) основных элементов данной структуры наиболее полно отражают содержание понятия «профессионализм музыканта-исполнителя».

Рассмотрим подробнее приведенную структуру профессионализма музыканта-ис-полнителя, которая состоит из четырех основных элементов: индивидные характеристики, профессионализм деятельности, профессионализм личности, профессиональная нормативность деятельности и поведения.

1. Индивидные характеристики, учет и совершенствование которых необходимы для профессионального совершенствования. Индивидные характеристики профессионализма музыканта-исполнителя включают:

• высокие показатели уровня здоровья, здоровый и активный образ жизни;

• показатели темперамента: а) активность — принимает форму инициативности, решительности; б) экстра-интровертные характеристики, гармонично сочетающиеся в личности профессионала.

2. Профессионализм деятельности — это сочетание высокой профессиональной компетентности и профессиональных умений и навыков. Развитие подсистемы профессионализма деятельности может осуществляться различным образом — в виде самостоятельной работы, путем переподготовки или повышения квалификации, освоения смежных профессий, стажировок и пр. Профессионализм деятельности профессиона-ла-музыканта включает следующие показатели:

• отношения к профессиональной деятельности: а) планирование профессиональной карьеры — наличие четкого и реалистичного плана профессионального совершен-

Уровень здоровья Темперамент а) активность; б) экстра-интровертные характеристики. Профессиональная культура музыканта а) кругозор; б) стремление к высоким нравственным и гуманистическим ценностям. Приобщение к профессиональному музыкальному сообществу а) участие в музыкально-исполнительском процессе б) обретение музыкальной ментальности.

Индивидные характеристики Профессиональная нормативность деятельности поведения

* ♦

Структура профессионализма музыканта-исполнителя

І і

Профессионализм деятельности Профессионализм личности

Отношение к профессиональной деятельности: а) планирование профессиональной карьеры б) характер профессиональной мотивации; в) профессиональная дисциплина. Профессиональная деятельность: а) способность к профессиональному творчеству. Профессионально важные качества: а) общие способности; б) специальные способности (музыкальные); в) характеристики ценностных ориентаций личности; г) характеристики интересов музыканта. Личностно-деловые качества: а) целеустремленность б) профессиональная инициатива.

Результативность профессиональной деятельности: а) качество выступлений; б) количество удачных выступлений; в) результаты исполнительской деятельности. Профессиональная компетентность музыканта-исполнителя: а) музыкальные знания; б) музыкальные умения; в) исполнительские навыки. Акмеологические инварианты профессионализма: а) умение принимать и реализовывать решения; б) уровень саморегуляции; в) уровень работоспособности; г) зависимость от внешних факторов. Качественные характеристики и свойства личности: а) оценки самореализации; б) социальные отношения личности.

Проф. квалификация музыканта-исполнителя: а) образование; б) опыт исполнительской деятельности; в) оценка совпадения личностного и профессионального потенциала с условиями профессиональной деятельности. Направленность профессиональной исполнительской деятельности: а) цель исполнительской деятельности. Субъектность личности: а) наличие жизненной цели; б) организация жизненного пути и жизненного времени; в) стремление к саморазвитию, самосовершенствованию; г) самооценка, самокритика; д) включение в акме-ориентированный процесс личностного и профессионального развития.

Рис. 1. Структура профессионализма музыканта-исполнителя

ствования; б) характер профессиональной мотивации — полное соотнесение личных мотивов с профессиональными задачами; в) профессиональная дисциплина — стабильная, осознанная;

• профессиональной креативности — новаторское применение знаний, формирование индивидуального исполнительского стиля;

• результативности профессиональной деятельности: а) качество выступлений — высокое; б) количество удачных выступлений — большинство выступлений удачно; в) результаты исполнительской деятельности — участие в крупных концертах и победы на конкурсах, создание новых подходов к интерпретации музыки;

• профессиональной квалификации музыканта-исполнителя: а) образование — высшее или послевузовская стажировка; б) опыт исполнительской деятельности — самостоятельная исполнительская деятельность продолжается и после завершения учебы;

в) оценка совпадения личностного и профессионального потенциала с условиями профессиональной деятельности — исполнитель реализует свои возможности, пользуясь благоприятными проявлениями среды и преодолевая неблагоприятные.

• профессиональной компетентности музыканта-исполнителя: а) музыкальные знания — глубокие и обширные, бережное отношение к авторскому замыслу, содержательное исполнение; б) музыкальные умения — владение на высоком уровне всеми техническими и звуковыми приемами, обширный репертуар; в) исполнительские навыки — сценическая воля и выносливость, яркое и эмоциональное исполнение, обширный репертуар;

• направленности профессиональной исполнительской деятельности: цель исполнительской деятельности — достижение положительных социально значимых целей (развитие исполнительского искусства, открытия в интерпретации, принесение радости публике от прослушивания музыки, музыкальное просвещение).

3. Профессионализм личности включает качественные характеристики и свойства профессионала, такие показатели, как:

• профессионально важных качеств: а) общие способности — высокая скорость и точность работы памяти, культура устной и письменной речи, высокий уровень познавательных интересов, большой и постоянно пополняемый объем знаний; б) специальные способности (музыкальные) — высокое развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления, двигательно-технических способностей, способности переживать содержание музыки и способности управления игрой; в) характеристики ценностных ориентаций личности — соответствуют основным общечеловеческим; в) характеристики интересов музыканта — разнообразны, к ним относятся различные направления человеческой деятельности, как относящиеся к профессии, так и далекие от нее;

• личностно-деловых качеств: а) целеустремленность — присутствует упорство в достижении поставленных целей в сочетании с гибкостью подходов к выбору способов и приемов действия в выбранном направлении; б) профессиональная инициатива — проявляется регулярно;

• акмеологических инвариантов профессионализма: а) умение принимать и реализовывать решения — сопутствует любым непредвиденным обстоятельствам на сцене и позволяет их нейтрализовать; б) уровень саморегуляции — высокий; в) уровень работоспособности — высокий; зависимость от внешних факторов — низкая;

• качественных характеристик и свойств личности: а) оценки самореализации — самореализация во всех жизненных направлениях с постоянно возникающей перспективой новых достижений; б) социальные отношения личности — гуманистическая направленность в отношениях и деятельности;

• субъектности личности: а) наличие жизненной цели — упорная работа по ее осуществлению; б) организация жизненного пути и жизненного времени — сознательная концентрация на главном жизненном направлении, выработка жизненной стратегии; в) стремление к саморазвитию, самосовершенствованию — является ведущим личностным качеством; г) самооценка, самокритика — самооценка достаточно высокая, объективно соответствующая уровню достижений, анализ результатов своей деятельности осуществляется систематически и реалистично; д) включение в акме- ориентированный процесс личностного и профессионального развития — используются последние достижения акмеологии с целью развития.

4. Нормативность деятельности и поведения — это совокупность правил и требований, вырабатываемых профессиональным сообществом, нормативно не заданных,

но играющих роль важного средства регуляции поведения и общения членов данной профессиональной группы. Позитивные профессионально-групповые нормы содействуют развитию и повышению профессионализма работников; на их основе вырабатывается профессионально-нравственная культура — важнейшее качество профессионала [3]. В результате включения человека в профессиональную деятельность его восприятие мира, поведение, мышление приобретают профессиональный характер: он воспринимает мир через призму своей профессии. Формируется так называемая «профессиональная ментальность» (А. А. Деркач), «профессиональный тип личности» (Е. М. Борисова) — то общее, что характеризует профессионалов той или иной области. Нормативность деятельности и поведения музыканта-исполнителя включает следующие показатели:

• профессиональной культуры музыканта: а) кругозор — обширный; б) стремление к высоким нравственным и гуманистическим ценностям является личностной потребностью, осуществляется систематически;

• приобщения к профессиональному музыкальному сообществу: а) участие в музыкально-исполнительском процессе — активное участие в конкурсах и концертах, интерес к событиям в мире музыки; б) обретение музыкальной ментальности — музыкальная деятельность стала смыслом жизни и стимулом для самосовершенствования.

Таким образом, на наш взгляд, профессионализм музыканта-исполнителя — это сложная и многоуровневая структура, представляющая собой сочетание четырех основных составляющих профессии и личности музыканта: индивидных характеристик, соответствующих требованиям профессии, профессионализма личности и деятельности, нормативности деятельности и поведения, проявляющихся на наивысшем возможном уровне — акме-уровне. Схематично выведенное нами определение профессионализма музыканта-исполнителя можно представить следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Профессионализм музыканта-исполнителя. Акмеологический аспект

Точное определение понятия «профессионализм» в сфере музыкального исполнительства необходимо, оно обладает большими возможностями практического применения в педагогической практике и самостоятельной деятельности исполнителей. Профессионализм музыканта-исполнителя, понимаемый как совокупность акме-характери-

стик, позволит каждому музыканту и его педагогу ориентироваться на данный акме-образ и, опираясь на него, верно выстраивать стратегию достижения вершин в своей профессии.

Практическая значимость разработанного определения была доказана нами в ходе проведенного экспериментального исследования по внедрению программы акмеоло-гического сопровождения процесса развития профессионализма музыкан-та-исполнителя. Оно осуществлялось по следующим направлениям:

1. Личностно-профессиональная диагностика, определяющая наличное состояние уровня профессионализма студента-музыканта (работа с тестом, опросы, интервью) — констатирующий этап эксперимента.

2. Разработка программ развития профессионализма студентов (разработка акмео-грамм, авторского теоретического спецкурса и авторской практической программы развития профессионализма) — формирующий этап эксперимента.

3. Организация системной деятельности акмеологической службы (внедрение авторского спецкурса по вопросам исполнительства и акмеологического знания; внедрение авторской практической программы развития профессионализма; индивидуальные консультации педагогов по вопросам исполнительства и психологической устойчивости во время выступлений, по вопросам построения индивидуальной учебной исполнительской программы; регулярное участие студентов в исполнительских конкурсах) — формирующий этап эксперимента.

В ходе проведения личностно-профессиональной диагностики в начале и в конце эксперимента ведущую роль (наряду с анализом документов, наблюдениями, интервью и т.д.) выполнял тест «Уровень развития профессионализма музыканта-исполнителя», разработанный нами на основе приведенного выше определения профессионализма му-зыканта-исполнителя (см. таблицу). Именно данный тест позволил нам определить наличный уровень личностно-профессиональных характеристик будущих участников исследования, а по завершению эксперимента — проверить эволюцию данных качеств. Критериями оценки уровня профессионализма участников эксперимента были избраны индивидные личностные, профессиональные, нормативные. Данные критерии были воплощены в тесте в виде показателей «Индивидные характеристики», «Профессионализм личности музыканта-исполнителя», «Профессионализм деятельности музыканта-исполнителя», «Профессиональная нормативность деятельности и поведения музыкан-та-исполнителя».

Работа с тестом по окончании эксперимента и сравнение результатов с первоначальными, а также сравнение документов каждого студента на момент начала обучения и его окончания позволили сделать выводы об эффективности проведенной работы.

Динамика развития профессионализма музыканта- исполнителя.

Первый блок вопросов — индивидные характеристики.

Второй блок вопросов —профессионализм личности музыканта-исполнителя (профессионально важные и личностно-деловые качества, акмеологические инварианты профессионализма, качественные характеристики и свойства личности, субъектность личности).

Третий блок —профессионализм деятельности музыканта-исполнителя (отношение к профессиональной деятельности, профессиональная креативность, направленность на достижение положительных социально значимых целей и результативность профессиональной деятельности, профессиональная компетентность и квалификация музы-канта-исполнителя).

Четвертый блок — профессиональная нормативность деятельности и поведения му-

I. Индивидные характеристики

Уровень здоровья Темперамент 1) Активность; 2) Экстраверсия—интроверсия

II. Профессионализм личности музыканта-исполнителя III. Профессионализм деятельности музыканта-исполнителя

Профессионально важные качества: 1) общие способности; 2) специальные способности (музыкальные); 3) характеристики ценностных ориентаций личности музыканта; 4) характеристики интересов музыканта Отношение к профессиональной деятельности: 1) планирование профессиональной карьеры; 2) характер профессиональной мотивации; 3) профессиональная дисциплина

Личностно-деловые качества: 1) целеустремленность; 2)профессиональная инициатива Профессиональная креативность: способность к профессиональному творчеству

Акмеологические инварианты профессионализма: 1) умение принимать и реализовывать решения; 2) уровень саморегуляции; 3) уровень работоспособности; 4) зависимость от внешних факторов Результативность профессиональной деятельности: 1) качество выступлений; 2) количество удачных выступлений; 3) результаты исполнительской деятельности

Качественные характеристики и свойства личности: 1) оценки самореализации; 2) социальные отношения личности Направленность профессиональной исполнительской деятельности: 1) цель исполнительской деятельности

Субъектность личности: 1) наличие жизненной цели; 2) организация жизненного пути и времени; 3) стремление к самосовершенствованию, саморазвитию; 4) самооценка, самокритика; 5) включение в акме-ориентированный процесс личностного и профессионального развития Профессиональная квалификация музыканта- исполнителя: 1) образование; 2) опыт исполнительской деятельности; 3) оценка совпадения личностного и профессионального потенциала со сложившимися условиями профессиональной исполнительской деятельности Профессиональная компетентность музыканта- исполнителя: 1) музыкальные знания; 2) музыкальные умения; 3)исполнительские навыки

IV. Профессиональная нормативность деятельности и поведения музыканта-исполнителя Профессиональная культура музыканта:

1) кругозор;

2) стремление к высоким нравственным и гуманистическим ценностям

Приобщение к профессиональному музыкальному сообществу:

1)участие в музыкально-исполнительском процессе;

2) обретение музыкальной ментальности

зыканта-исполнителя (профессиональная культура и приобщение к музыкальному сообществу).

Сравнение результатов участников до и после завершения эксперимента позволяют сделать вывод о достижении большинством высших показателей профессионализма исполнительской деятельности и, следовательно, о состоятельности нашего определения профессионализма музыканта-исполнителя с акмеологической точки зрения, а также построенной на его основе диагностики.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Проблемы современного человекознания. М.: Наука, 1976. 313 с.

2. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.

3. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.; Воронеж, 2004. 752 с.

4. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2000. 392 с.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.

Статья поступила в редакцию 26 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.