УДК 159.9:378
Румянцева Зоя Васильевна
доктор психологических наук, профессор Костромской государственный университет [email protected]
ПРОДУКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В данной статье рассматривается сущность понятия «продуктивная компетентность педагога-музыканта». Освещаются научные подходы к исследованию продуктивной компетентности, её структура и функции. Характеризуется специфика акмеологического развития продуктивной компетентности педагога-музыканта в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: продуктивная компетентность, компетенция, акмеологическое развитие, процесс развития, функции, творчество, профессионализм, мастерство.
Проблема развития продуктивной компетентности не получила достаточно широкого освещения в психологической науке. Однако проявившееся к ней внимание связано с реформированием российской системы образования и внедрением в неё принципов Болонского процесса. В соответствии с Болонским процессом, искомый результат высшего образования - продуктивная компетентность выпускников (бакалавров, магистров), включающая умелость и мастерство в формировании и решении предстоящих специальных и профессиональных задач [7, с. 280].
В современном обществе образование рассматривается важнейшим фактором экономического роста страны. Самой сильной стороной российской системы образования является его фундаментальность [9].
Главный признак фундаментального образования - создание духовных продуктов в свойствах участников образовательного процесса как индивидов, личности, субъектов деятельности, индивидуальности (согласно концепции Б.Г. Ананьева). С позиции акмеологической науки духовными продуктами выступают физические, психические, акмеологические новообразования в свойствах участников образовательного процесса, способствующие развитию под влиянием данного процесса и средств образования компетентности и основ мастерства (Н.В. Кузьмина). Развитие компетентности и творческой готовности субъектов музыкально-педагогического образования к продуктивному решению образовательных задач делает правомерной постановку проблемы формирования продуктивной компетентности специалистов данного профиля.
Компетентность, согласно компетентностному подходу, рассматривается в качестве личностной характеристики, поскольку соответствующие ей компетенции становятся личностными качествами и свойствами. Компетентность включает мотиваци-онные, смысловые, регуляторные составляющие, наряду со знанием и опытом (И.А. Зимняя). Элементами её структуры выступают способности, мотивация, креативность, познавательная активность, готовность (Н.В. Копылова). Исследование продук-
тивной компетентности опирается на понимание личности как саморазвивающейся системы, что обосновывает динамичное развитие её личностно-профессиональных качеств, свойств и управление собой в процессах саморазвития, самокоррекции, самосовершенствования. (К.А. Абульханова-Слав-ская, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.).
Идея продуктивной компетентности была выдвинута Н.В. Кузьминой и впервые реализована Э.А. Максимовой, исследовавшей факторы продуктивности учителей, что показало разные результаты проявления духовных продуктов в их свойствах. На основе исследования был определен закон продуктивной компетентности, которому соответствует наличие духовных продуктов в свойствах учителей, что подтверждало наличие самостоятельно сформированных пяти групп компетентностей: специальной, дифференциально-психологической, социально-психологической, акме-дидактической и аутопсихологической (Н.В. Кузьмина). Структура продуктивной компетентности позднее была проверена в исследовании В.Н. Софьиной и была доказана инвариантность структуры продуктивной компетентности.
Категория «продуктивная компетентность» не получила достаточно широкого рассмотрения, однако исследователей отличает общий подход к обоснованию её сущности и структуры. Согласно определению Н.В. Кузьминой, продуктивная компетентность представляет собой системную динамично развивающуюся характеристику личности (совокупность способностей, знаний, умений, деловых и личностных качеств), включающую владение современными технологиями и методами решения профессиональных задач различного уровня сложности и позволяющую осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. В структуре продуктивной компетентности её составляющими рассматриваются социально-психологическая, дифференциально-психологическая, управленческая, специальная, информационная, аутопсихологическая и акмеоло-гическая компетентности.
В опоре на разработанные концепции развития продуктивной компетентности осуществлялось её
© Румянцева З.В., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
69
исследование в русле музыкально-педагогического образования. С позиции акмеологии процесс музыкально-педагогического образования есть область мастерства создания духовных продуктов, реализуемых в физических, психических, акмеологиче-ских новообразованиях, формируемых в свойствах участников образовательного процесса средствами образования, «о качестве которых можно судить по косвенным показателям - духовным и материальным продуктам» [8, с. 5].
В условиях современности продуктивная компетентность рассматривается единым критерием качества образования в условиях его модернизации в конкурирующем мире (Н.В. Кузьмина). Не является исключением и область музыкально-педагогического образования, следствием которого является создание духовных продуктов в качестве результатов творческой самореализации личности в освоении музыкального искусства и непосредственно в свойствах учащихся как позитивном результате их духовно-нравственного и творческого воспитания.
С позиции акмеологической науки исследование продуктивной компетентности в музыкально-педагогическом образовании ставит задачу выявления закономерных связей и зависимостей между уровнями продуктивной деятельности субъектов музыкально-педагогического образования и факторами (субъективными, объективными, субъективно-объективными) содействующими или препятствующими творческой самореализации в профессии.
В решении проблемы повышения качества современного образования в соответствии с реализацией единого критерия качества образования (ЕККО) - продуктивной компетентности - ставится задача развития у выпускников способностей обеспечить саморазвитие продуктивной компетентности и компетенций как основы мастерства в профессии (Н.В. Кузьмина). Данное положение актуально и для профессиональной подготовки педагога-музыканта. Обращение к положениям акмеологии фундаментального образования предполагает наполнение конкретным смыслом научных понятий, интерпретированных в русло теории и практики музыкально-педагогического образования. Существенным для исследования продуктивной компетентности будущих педагогов-музыкантов является понимание профессиональной деятельности педагога как авторской системы деятельности, обеспечивающей акмеэнергоинформа-ционное взаимодействие с участниками данного процесса в направлении достижения продуктивных результатов деятельности и творческой самореализации в ней.
Определение сущностной характеристики продуктивной компетентности базируется на выявлении характеристики соответствующих ей
дефиниций: «продуктивность», «продуктивная деятельность», «продуктивное образование», «ак-меологическое развитие».
Категорию «продуктивная деятельность» в философскую литературу ввел И. Кант, которая рассматривается в качестве синонима категории «творчество». В учении о гении И. Кант в понятиях возвышенного, воображения духа, разрабатывает идеи свободной, творчески-продуктивной деятельности субъекта, направленной не только на создание произведений искусства и расширения сферы знания опыта, но и на его преобразование, на созидание из его материала «как бы другой природы» или того, что «превосходит природу» [6, с. 192, 250-262, 265-267 и др.]. Однако совпадение понятий «продуктивная деятельность» и «творчество» возможно только при условии не просто получения продукта как результата деятельности, а продукта творческой деятельности, характеризуемого новизной, неповторимостью, уникальностью и востребованного в обществе.
В этой связи возможно различение деятельности продуктивной и непродуктивной, продукт которой является уже известным повторением и не отличается новизной. Цель продуктивной деятельности -удовлетворение существующей потребности, в этом и смысл достижения в ней искомого продукта.
Педагогическая продуктивная деятельность обосновывается как создание и внедрение образовательных продуктов, которые представляют собой новые качественно усовершенствованные программы, технологии методы и формы обучения и т. п. Ставится цель на овладение базовыми компетенциями, способствующими самостоятельно приобретать знания в мире постоянно меняющейся информации. В этой связи продуктивное образование предполагает интеграцию фундаментальной науки, учебного процесса и своевременного педагогического продукта [1]. Данное определение, однако, соответствует собственно педагогической установке без учета психологических факторов в содержании образовательных продуктов.
Как показывает обобщение различных источников по проблеме продуктивности образования, различные его аспекты привлекают внимание исследователей. В частности, рассматриваются вопросы продуктивности обучения в России и за рубежом (И. Бардоши, И. Бем, Ю. Лахтинен); идеи, опыт и ресурсы продуктивного образования (Н.В. Гришко, Н.Б. Крылова, П.С. Лернер), продуктивные виды деятельности в коррекционно-педа-гогической работе (О.Г. Жукова); продуктивность познавательной деятельности (Н.К. Корсакова); проблема репродуктивности обучения и продуктивность учения (Н.Б. Крылова) и др.
Продуктивная деятельность характеризуется как активная, производительная, плодотворная деятельность, приводящая к оптимальным результа-
там. Ведущие акмеологи А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин считают, что профессионализм связан с высокой продуктивностью или эффективностью деятельности, это является его важнейшим условием, поэтому высокопродуктивная деятельность в акмео-логии рассматривается как базовая категория [2].
Обобщая вышеизложенное и интерпретируя данное определение с позиции акмеологической науки, продуктивную деятельность в музыкально-педагогическом образовании следует охарактеризовать как деятельность по созданию духовных продуктов - результатов музыкально-исполнительской и педагогической деятельности: а) в преобразовании музыкально-художественных явлений или процессов, б) в свойствах учащихся на основе разработки и внедрения инновационных технологий и проведения мониторинга качества музыкально-педагогического образования.
Категория «акмеологическое развитие» получила обоснование в работах А.А. Деркача и Э.В. Сайко [3]. Исследование категории зиждется на совокупности знаний в области познания акмео-логических феноменов, факторов, механизмов и закономерностей процесса достижения акме в контексте прогрессивного развития зрелого человека. Методологический аспект исследования данной категории опирается на идеи о ценностной сущности человека и его духовного мира, аккумулирующего представление о жизненных ценностях, а также определяет способности к творчеству и самосовершенствование движущей силой развития.
Акмеологическое развитие человека требует проявления в нём социального в конкретном и всеобщего в культурно-исторической принадлежности, что находит отражение в его способностях и потребностях саморазвития и самореализации. В акмеологической науке осуществляется переход от познания акме как результативного момента развития личности к процессуальным характеристикам развития человека как деятельного субъекта, к раскрытию путей формирования потребности к самореализации и самоосуществления как процессов самопредъявлений себя обществу в социально значимой деятельности [4, с. 222]. Данные процессы определяют феномен активности человека в жизни, обусловленный собственно человеческим типом активности - деятельностью. Акме-ологический аспект развития человека обусловлен его самореализацией, в которой он проявляет себя как активный субъект деятельности. Он предъявляет себя обществу деятельностью, творческий потенциал которой обусловлен специфической потребностью человека - состояться человеком. Потребность в самоосуществлении составляет социальную потребность, и она лежит в основании акмеологического развития [4].
Данные положения способствуют глубокому пониманию сущности процесса акмеологическо-
го развития субъекта музыкально-педагогического образования. Процесс самореализации педагога-музыканта является образующим его акмеологи-ческое развитие как линии поступательного развития, в которой не только реализуется субъектная позиция, но и постоянно проявляется потребность состояться, самовыразиться, и на высших уровнях развития этой потребности обеспечиваются возможности и способности достигнуть акме как вершины самореализации и самоосуществления.
Достижение уровня профессионализма и мастерства в овладении музыкальным искусством -исторически сложившаяся прогрессивная педагогическая установка, являющаяся незыблемой на всём историческом пути развития музыкального искусства и мастерства музыканта-исполнителя и композитора. Развитие продуктивной компетентности неотделимо от овладения профессионализмом и мастерством в профессии. В этой связи, подлинно творческое общение с явлениями музыкального искусства неотделимо от восприятия их как эталонов профессионализма и мастерства, характеризующих деятельность их создателя-композитора. Как показывает обобщение прогрессивного опыта подготовки педагогов-музыкантов, овладение профессионализмом включает ряд этапов, которые характеризуют процесс развития продуктивной компетентности: допрофессиональный, начального профессионального обучения, профессионального становления, профессиональной самореализации, профессионального мастерства.
Сущностная характеристика продуктивной компетентности может быть сформулирована в процессе определения её места в сравнении с другими компетентностями, а также выявления функций и качеств личности, влияющих на развитие данного личностного новообразования. Теоретико-методологической базой определения сущностной характеристики продуктивной компетентности является концепция И.А. Зимней. На основе обобщения исследований относительно основных положений психологической и акмеологи-ческой научных теорий, характеризующих статус компетентности в личностно-профессиональном развитии человека (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, В.Н. Мясищев, А.А. Деркач), она определяет группы компетенций: 1) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; 2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; 3) компетенции, относящиеся к деятельности человека.
Согласно позиции И.А. Зимней названные компетенции, преобразованные под влиянием деятельности и личностного развития человека в компетентности, отличаются смысловой направленностью, а также присутствием в них отношений, регуляции, а также знанием и опытом [5].
Исходя из вышеизложенных позиций, продуктивную компетентность педагога-музыканта следует охарактеризовать как интегративное качество личности, основанное на взаимодействии компетентностей, обусловленном реализацией целей достижения продуктивной деятельности в единстве с личностно-профессиональным развитием. Компетентности, которые объединяет продуктивная компетентность, соответствуют основным направлениям деятельности, отражающих её функциональную многоплановость относительно требований, предъявляемых к личности в процессе реализации. Специфика содержания профессиональной деятельности педагога-музыканта определяет и специфику акмеологического развития его продуктивной компетентности, которая обусловлена единым процессом творческой самореализации в освоении интонационного содержания музыкального искусства и педагогического мастерства.
Достижение продуктивных результатов в освоении музыкального искусства и педагогической деятельности зависит от степени актуализации творческих качеств личности педагога-музыканта. Требуемая многоплановость решения музыкально-педагогических задач, ставит цель его разностороннего творческого развития. Разносторонность -отличительная черта всех выдающихся личностей, в том числе и в музыкальном искусстве и образования. Продуктивная компетентность - это способность к разносторонней самореализации в направлениях профессиональной деятельности, успешному освоению которых соответствуют сформированные компетентности. В профессиональной деятельности педагога-музыканта следует выделить ряд компетентностей, требующих целенаправленного формирования.
Этико-профессиональная компетентность обеспечивает постижение и реализацию этико-профессиональной направленности содержания профессиональной деятельности. Она проявляется в качестве сформированной способности к духовно-нравственному самосовершенствованию в освоении музыкального искусства и педагогической профессии.
Этнокультурная компетентность характеризует способность к эмпатии и межличностной толерантности, это является необходимым профессиональным качеством личности педагога-музыканта, основой его гуманистической жизненной позиции в решении профессионально-педагогических задач.
Управленческая компетентность - это способность к самоконтролю, саморегуляции, самокорректировке различных сторон личностного саморазвития и способов профессиональной деятельности. Она обеспечивает поиск, выбор и применение тех средств, которые ведут к успешному решению поставленных задач, достижению поставленных целей в жизни и профессии.
Дифференциально-психологическую компетентность характеризует способность к комплексной самореализации в разносторонних видах профессиональной деятельности. Она обеспечивает вариативный выбор содержания и видов деятельности как основы личностного разностороннего саморазвития. Для педагога-музыканта творческая самореализация в музыкально-инструментальной, вокальной, хормейстерской и других видах профессиональной деятельности является показателем высокого уровня профессионализма, залогом продуктивной работы в обучении детей.
Социально-психологическая компетентность -это способность к позитивному общению со своим окружением и, прежде всего, с учащимися. Педагог-музыкант призван обеспечить с ними продуктивное коммуникативное взаимодействие в совместном постижении содержания музыкального искусства. При этом особо важно направлять учащихся не только на освоение этически обоснованных способов вербального общения, но и на освоение специфики коммуникативной направленности музыкальных выразительных средств и содержания музыкального искусства.
Специальная компетентность включает способность к овладению спецификой интонационного содержания музыкальной деятельности как области искусства. Данная компетентность обеспечивает результативность музыкально-педагогической деятельности, актуализируя процессы самосовершенствования в личностном развитии и профессиональной деятельности на основе самоконтроля и самокорректировки интонационного содержания интеллектуальных умений в направлении решения художественно-творческих и педагогических задач.
Аутопсихологическая компетентность -это способность к самовоздействию, рефлексии в преодолении слабых сторон личностного развития в опоре на сильные. Она обеспечивает самокорректировку и координацию интеллектуальных и практических действий в достижении профессиональных целей и соответствия музыкально-профессионального и педагогического компонентов профессиональной деятельности.
Акмеологическая компетентность - способность ставить и достигать цели, реализующие стремление к вершинам профессионализма и мастерства. Обеспечивает процессы самосовершенствования, саморазвития и самореализации в профессии, следуя непрерывному движению в поиске того нового, совершенного и общественно принятого и значимого, что служит продуктивности музыкального образования молодого поколения.
Рассматривая продуктивную компетентность с позиции личностного подхода, её следует охарактеризовать как источник актуализации вышеназванных компетентностей, которым соответствуют
присущие им компетенции. Продуктивная компетентность включает готовность к проявлению ком-петентностей, владение объемом знаний, соответствующих содержанию её компетентностей, опыт проявления и развития компетентностей в контексте ситуаций деятельности, отношение к содержанию и качеству проявления компетентностей, саморегуляцию деятельности и самооценку результата проявления компетентностей.
Итогом анализа продуктивной компетентности педагога-музыканта с позиции системно-структурного подхода является представление о ней как о системе, функционирование которой побуждается развитием составляющих её качеств личности: готовности к творческой самореализации, креативности, мотивации, познавательной активности, общих и специальных способностей, реализующих соответственно компетентностям функции профессиональной деятельности: духовно-нравственная, этнокультурная, управления собой, общения, разносторонней самореализации, рефлексии, самосовершенствования, проектирования целей саморазвития. Формирование продуктивной компетентности педагога-музыканта следует рассматривать механизмом его акмеологического развития в условиях освоения профессии как единого процесса музыкально-художественного и педагогического творчества на пути к профессионализму и мастерству.
Библиографический список
1. Бочкарева А.Г. Продуктивная компетент-ностно-ориентированная деятельность педагога
в школе: от идеи к реализации // Продуктивная компетентностно-ориентированная деятельность учителя китайского языка: от идеи к реализации. -Владивосток, 2009. - С. 6-25.
2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. -СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
3. Деркач А.А., Сайко Э.В. Деятельность как основание акмеологического развития субъекта и надситуативная активность субъекта как действенный фактор ее развития // Мир психологии. -2008. - № 2. - С. 193-205.
4. Деркач А.А., Сайко Э.В. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеологического развития // Мир психологии. - 2008. - №1. - С. 218-229.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
6. Кант И. Собрание сочинений в 8 т. Т. 5. - М.: Юбил. изд., 1994. - 493 с.
7. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Пауто-ва Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. - СПб.; Коломна; Рязань, 2008. - 376 с.
8. Кузьмина Н.В., Тарасова В.Н. Акмеология модернизации образования в России: развернутый доклад на Всероссийской конференции 17-18 мая 2011 г. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «Шуйский гос. пед. ун-т», 2011. - 35 с.
9. Образование, которое мы можем потерять / под общ. ред. В.А. Садовничего. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова; Ин-т компьютерных исследований, 2002. - 288 с.