Научная статья на тему 'Продуктивная компетентность педагога-музыканта: сущность и специфика акмеологического развития'

Продуктивная компетентность педагога-музыканта: сущность и специфика акмеологического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ / ФУНКЦИИ / ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / МАСТЕРСТВО / PRODUCTIVE COMPETENCY / COMPETENCE / ACMEOLOGICAL DEVELOPMENT / DEVELOPMENT PROCESS / FUNCTIONS / CREATIVE WORK / PROFESSIONALISM / MASTERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румянцева Зоя Васильевна

В данной статье рассматривается сущность понятия «продуктивная компетентность педагога-музыканта». Освещаются научные подходы к исследованию продуктивной компетентности, её структура и функции. Характеризуется специфика акмеологического развития продуктивной компетентности педагога-музыканта в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Румянцева Зоя Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Productive competency of the pedagogue of music: the nature and specificity of acmeological development

This article discusses the essence of the concept of «productive competency of the pedagogue-musician». We elucidate scientific approaches to the study of productive competency, its structure and functions. We characterise acmeological specifics of productive competency of the music pedagogue in professional activities.

Текст научной работы на тему «Продуктивная компетентность педагога-музыканта: сущность и специфика акмеологического развития»

УДК 159.9:378

Румянцева Зоя Васильевна

доктор психологических наук, профессор Костромской государственный университет [email protected]

ПРОДУКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье рассматривается сущность понятия «продуктивная компетентность педагога-музыканта». Освещаются научные подходы к исследованию продуктивной компетентности, её структура и функции. Характеризуется специфика акмеологического развития продуктивной компетентности педагога-музыканта в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: продуктивная компетентность, компетенция, акмеологическое развитие, процесс развития, функции, творчество, профессионализм, мастерство.

Проблема развития продуктивной компетентности не получила достаточно широкого освещения в психологической науке. Однако проявившееся к ней внимание связано с реформированием российской системы образования и внедрением в неё принципов Болонского процесса. В соответствии с Болонским процессом, искомый результат высшего образования - продуктивная компетентность выпускников (бакалавров, магистров), включающая умелость и мастерство в формировании и решении предстоящих специальных и профессиональных задач [7, с. 280].

В современном обществе образование рассматривается важнейшим фактором экономического роста страны. Самой сильной стороной российской системы образования является его фундаментальность [9].

Главный признак фундаментального образования - создание духовных продуктов в свойствах участников образовательного процесса как индивидов, личности, субъектов деятельности, индивидуальности (согласно концепции Б.Г. Ананьева). С позиции акмеологической науки духовными продуктами выступают физические, психические, акмеологические новообразования в свойствах участников образовательного процесса, способствующие развитию под влиянием данного процесса и средств образования компетентности и основ мастерства (Н.В. Кузьмина). Развитие компетентности и творческой готовности субъектов музыкально-педагогического образования к продуктивному решению образовательных задач делает правомерной постановку проблемы формирования продуктивной компетентности специалистов данного профиля.

Компетентность, согласно компетентностному подходу, рассматривается в качестве личностной характеристики, поскольку соответствующие ей компетенции становятся личностными качествами и свойствами. Компетентность включает мотиваци-онные, смысловые, регуляторные составляющие, наряду со знанием и опытом (И.А. Зимняя). Элементами её структуры выступают способности, мотивация, креативность, познавательная активность, готовность (Н.В. Копылова). Исследование продук-

тивной компетентности опирается на понимание личности как саморазвивающейся системы, что обосновывает динамичное развитие её личностно-профессиональных качеств, свойств и управление собой в процессах саморазвития, самокоррекции, самосовершенствования. (К.А. Абульханова-Слав-ская, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.).

Идея продуктивной компетентности была выдвинута Н.В. Кузьминой и впервые реализована Э.А. Максимовой, исследовавшей факторы продуктивности учителей, что показало разные результаты проявления духовных продуктов в их свойствах. На основе исследования был определен закон продуктивной компетентности, которому соответствует наличие духовных продуктов в свойствах учителей, что подтверждало наличие самостоятельно сформированных пяти групп компетентностей: специальной, дифференциально-психологической, социально-психологической, акме-дидактической и аутопсихологической (Н.В. Кузьмина). Структура продуктивной компетентности позднее была проверена в исследовании В.Н. Софьиной и была доказана инвариантность структуры продуктивной компетентности.

Категория «продуктивная компетентность» не получила достаточно широкого рассмотрения, однако исследователей отличает общий подход к обоснованию её сущности и структуры. Согласно определению Н.В. Кузьминой, продуктивная компетентность представляет собой системную динамично развивающуюся характеристику личности (совокупность способностей, знаний, умений, деловых и личностных качеств), включающую владение современными технологиями и методами решения профессиональных задач различного уровня сложности и позволяющую осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. В структуре продуктивной компетентности её составляющими рассматриваются социально-психологическая, дифференциально-психологическая, управленческая, специальная, информационная, аутопсихологическая и акмеоло-гическая компетентности.

В опоре на разработанные концепции развития продуктивной компетентности осуществлялось её

© Румянцева З.В., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

69

исследование в русле музыкально-педагогического образования. С позиции акмеологии процесс музыкально-педагогического образования есть область мастерства создания духовных продуктов, реализуемых в физических, психических, акмеологиче-ских новообразованиях, формируемых в свойствах участников образовательного процесса средствами образования, «о качестве которых можно судить по косвенным показателям - духовным и материальным продуктам» [8, с. 5].

В условиях современности продуктивная компетентность рассматривается единым критерием качества образования в условиях его модернизации в конкурирующем мире (Н.В. Кузьмина). Не является исключением и область музыкально-педагогического образования, следствием которого является создание духовных продуктов в качестве результатов творческой самореализации личности в освоении музыкального искусства и непосредственно в свойствах учащихся как позитивном результате их духовно-нравственного и творческого воспитания.

С позиции акмеологической науки исследование продуктивной компетентности в музыкально-педагогическом образовании ставит задачу выявления закономерных связей и зависимостей между уровнями продуктивной деятельности субъектов музыкально-педагогического образования и факторами (субъективными, объективными, субъективно-объективными) содействующими или препятствующими творческой самореализации в профессии.

В решении проблемы повышения качества современного образования в соответствии с реализацией единого критерия качества образования (ЕККО) - продуктивной компетентности - ставится задача развития у выпускников способностей обеспечить саморазвитие продуктивной компетентности и компетенций как основы мастерства в профессии (Н.В. Кузьмина). Данное положение актуально и для профессиональной подготовки педагога-музыканта. Обращение к положениям акмеологии фундаментального образования предполагает наполнение конкретным смыслом научных понятий, интерпретированных в русло теории и практики музыкально-педагогического образования. Существенным для исследования продуктивной компетентности будущих педагогов-музыкантов является понимание профессиональной деятельности педагога как авторской системы деятельности, обеспечивающей акмеэнергоинформа-ционное взаимодействие с участниками данного процесса в направлении достижения продуктивных результатов деятельности и творческой самореализации в ней.

Определение сущностной характеристики продуктивной компетентности базируется на выявлении характеристики соответствующих ей

дефиниций: «продуктивность», «продуктивная деятельность», «продуктивное образование», «ак-меологическое развитие».

Категорию «продуктивная деятельность» в философскую литературу ввел И. Кант, которая рассматривается в качестве синонима категории «творчество». В учении о гении И. Кант в понятиях возвышенного, воображения духа, разрабатывает идеи свободной, творчески-продуктивной деятельности субъекта, направленной не только на создание произведений искусства и расширения сферы знания опыта, но и на его преобразование, на созидание из его материала «как бы другой природы» или того, что «превосходит природу» [6, с. 192, 250-262, 265-267 и др.]. Однако совпадение понятий «продуктивная деятельность» и «творчество» возможно только при условии не просто получения продукта как результата деятельности, а продукта творческой деятельности, характеризуемого новизной, неповторимостью, уникальностью и востребованного в обществе.

В этой связи возможно различение деятельности продуктивной и непродуктивной, продукт которой является уже известным повторением и не отличается новизной. Цель продуктивной деятельности -удовлетворение существующей потребности, в этом и смысл достижения в ней искомого продукта.

Педагогическая продуктивная деятельность обосновывается как создание и внедрение образовательных продуктов, которые представляют собой новые качественно усовершенствованные программы, технологии методы и формы обучения и т. п. Ставится цель на овладение базовыми компетенциями, способствующими самостоятельно приобретать знания в мире постоянно меняющейся информации. В этой связи продуктивное образование предполагает интеграцию фундаментальной науки, учебного процесса и своевременного педагогического продукта [1]. Данное определение, однако, соответствует собственно педагогической установке без учета психологических факторов в содержании образовательных продуктов.

Как показывает обобщение различных источников по проблеме продуктивности образования, различные его аспекты привлекают внимание исследователей. В частности, рассматриваются вопросы продуктивности обучения в России и за рубежом (И. Бардоши, И. Бем, Ю. Лахтинен); идеи, опыт и ресурсы продуктивного образования (Н.В. Гришко, Н.Б. Крылова, П.С. Лернер), продуктивные виды деятельности в коррекционно-педа-гогической работе (О.Г. Жукова); продуктивность познавательной деятельности (Н.К. Корсакова); проблема репродуктивности обучения и продуктивность учения (Н.Б. Крылова) и др.

Продуктивная деятельность характеризуется как активная, производительная, плодотворная деятельность, приводящая к оптимальным результа-

там. Ведущие акмеологи А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин считают, что профессионализм связан с высокой продуктивностью или эффективностью деятельности, это является его важнейшим условием, поэтому высокопродуктивная деятельность в акмео-логии рассматривается как базовая категория [2].

Обобщая вышеизложенное и интерпретируя данное определение с позиции акмеологической науки, продуктивную деятельность в музыкально-педагогическом образовании следует охарактеризовать как деятельность по созданию духовных продуктов - результатов музыкально-исполнительской и педагогической деятельности: а) в преобразовании музыкально-художественных явлений или процессов, б) в свойствах учащихся на основе разработки и внедрения инновационных технологий и проведения мониторинга качества музыкально-педагогического образования.

Категория «акмеологическое развитие» получила обоснование в работах А.А. Деркача и Э.В. Сайко [3]. Исследование категории зиждется на совокупности знаний в области познания акмео-логических феноменов, факторов, механизмов и закономерностей процесса достижения акме в контексте прогрессивного развития зрелого человека. Методологический аспект исследования данной категории опирается на идеи о ценностной сущности человека и его духовного мира, аккумулирующего представление о жизненных ценностях, а также определяет способности к творчеству и самосовершенствование движущей силой развития.

Акмеологическое развитие человека требует проявления в нём социального в конкретном и всеобщего в культурно-исторической принадлежности, что находит отражение в его способностях и потребностях саморазвития и самореализации. В акмеологической науке осуществляется переход от познания акме как результативного момента развития личности к процессуальным характеристикам развития человека как деятельного субъекта, к раскрытию путей формирования потребности к самореализации и самоосуществления как процессов самопредъявлений себя обществу в социально значимой деятельности [4, с. 222]. Данные процессы определяют феномен активности человека в жизни, обусловленный собственно человеческим типом активности - деятельностью. Акме-ологический аспект развития человека обусловлен его самореализацией, в которой он проявляет себя как активный субъект деятельности. Он предъявляет себя обществу деятельностью, творческий потенциал которой обусловлен специфической потребностью человека - состояться человеком. Потребность в самоосуществлении составляет социальную потребность, и она лежит в основании акмеологического развития [4].

Данные положения способствуют глубокому пониманию сущности процесса акмеологическо-

го развития субъекта музыкально-педагогического образования. Процесс самореализации педагога-музыканта является образующим его акмеологи-ческое развитие как линии поступательного развития, в которой не только реализуется субъектная позиция, но и постоянно проявляется потребность состояться, самовыразиться, и на высших уровнях развития этой потребности обеспечиваются возможности и способности достигнуть акме как вершины самореализации и самоосуществления.

Достижение уровня профессионализма и мастерства в овладении музыкальным искусством -исторически сложившаяся прогрессивная педагогическая установка, являющаяся незыблемой на всём историческом пути развития музыкального искусства и мастерства музыканта-исполнителя и композитора. Развитие продуктивной компетентности неотделимо от овладения профессионализмом и мастерством в профессии. В этой связи, подлинно творческое общение с явлениями музыкального искусства неотделимо от восприятия их как эталонов профессионализма и мастерства, характеризующих деятельность их создателя-композитора. Как показывает обобщение прогрессивного опыта подготовки педагогов-музыкантов, овладение профессионализмом включает ряд этапов, которые характеризуют процесс развития продуктивной компетентности: допрофессиональный, начального профессионального обучения, профессионального становления, профессиональной самореализации, профессионального мастерства.

Сущностная характеристика продуктивной компетентности может быть сформулирована в процессе определения её места в сравнении с другими компетентностями, а также выявления функций и качеств личности, влияющих на развитие данного личностного новообразования. Теоретико-методологической базой определения сущностной характеристики продуктивной компетентности является концепция И.А. Зимней. На основе обобщения исследований относительно основных положений психологической и акмеологи-ческой научных теорий, характеризующих статус компетентности в личностно-профессиональном развитии человека (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, В.Н. Мясищев, А.А. Деркач), она определяет группы компетенций: 1) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; 2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; 3) компетенции, относящиеся к деятельности человека.

Согласно позиции И.А. Зимней названные компетенции, преобразованные под влиянием деятельности и личностного развития человека в компетентности, отличаются смысловой направленностью, а также присутствием в них отношений, регуляции, а также знанием и опытом [5].

Исходя из вышеизложенных позиций, продуктивную компетентность педагога-музыканта следует охарактеризовать как интегративное качество личности, основанное на взаимодействии компетентностей, обусловленном реализацией целей достижения продуктивной деятельности в единстве с личностно-профессиональным развитием. Компетентности, которые объединяет продуктивная компетентность, соответствуют основным направлениям деятельности, отражающих её функциональную многоплановость относительно требований, предъявляемых к личности в процессе реализации. Специфика содержания профессиональной деятельности педагога-музыканта определяет и специфику акмеологического развития его продуктивной компетентности, которая обусловлена единым процессом творческой самореализации в освоении интонационного содержания музыкального искусства и педагогического мастерства.

Достижение продуктивных результатов в освоении музыкального искусства и педагогической деятельности зависит от степени актуализации творческих качеств личности педагога-музыканта. Требуемая многоплановость решения музыкально-педагогических задач, ставит цель его разностороннего творческого развития. Разносторонность -отличительная черта всех выдающихся личностей, в том числе и в музыкальном искусстве и образования. Продуктивная компетентность - это способность к разносторонней самореализации в направлениях профессиональной деятельности, успешному освоению которых соответствуют сформированные компетентности. В профессиональной деятельности педагога-музыканта следует выделить ряд компетентностей, требующих целенаправленного формирования.

Этико-профессиональная компетентность обеспечивает постижение и реализацию этико-профессиональной направленности содержания профессиональной деятельности. Она проявляется в качестве сформированной способности к духовно-нравственному самосовершенствованию в освоении музыкального искусства и педагогической профессии.

Этнокультурная компетентность характеризует способность к эмпатии и межличностной толерантности, это является необходимым профессиональным качеством личности педагога-музыканта, основой его гуманистической жизненной позиции в решении профессионально-педагогических задач.

Управленческая компетентность - это способность к самоконтролю, саморегуляции, самокорректировке различных сторон личностного саморазвития и способов профессиональной деятельности. Она обеспечивает поиск, выбор и применение тех средств, которые ведут к успешному решению поставленных задач, достижению поставленных целей в жизни и профессии.

Дифференциально-психологическую компетентность характеризует способность к комплексной самореализации в разносторонних видах профессиональной деятельности. Она обеспечивает вариативный выбор содержания и видов деятельности как основы личностного разностороннего саморазвития. Для педагога-музыканта творческая самореализация в музыкально-инструментальной, вокальной, хормейстерской и других видах профессиональной деятельности является показателем высокого уровня профессионализма, залогом продуктивной работы в обучении детей.

Социально-психологическая компетентность -это способность к позитивному общению со своим окружением и, прежде всего, с учащимися. Педагог-музыкант призван обеспечить с ними продуктивное коммуникативное взаимодействие в совместном постижении содержания музыкального искусства. При этом особо важно направлять учащихся не только на освоение этически обоснованных способов вербального общения, но и на освоение специфики коммуникативной направленности музыкальных выразительных средств и содержания музыкального искусства.

Специальная компетентность включает способность к овладению спецификой интонационного содержания музыкальной деятельности как области искусства. Данная компетентность обеспечивает результативность музыкально-педагогической деятельности, актуализируя процессы самосовершенствования в личностном развитии и профессиональной деятельности на основе самоконтроля и самокорректировки интонационного содержания интеллектуальных умений в направлении решения художественно-творческих и педагогических задач.

Аутопсихологическая компетентность -это способность к самовоздействию, рефлексии в преодолении слабых сторон личностного развития в опоре на сильные. Она обеспечивает самокорректировку и координацию интеллектуальных и практических действий в достижении профессиональных целей и соответствия музыкально-профессионального и педагогического компонентов профессиональной деятельности.

Акмеологическая компетентность - способность ставить и достигать цели, реализующие стремление к вершинам профессионализма и мастерства. Обеспечивает процессы самосовершенствования, саморазвития и самореализации в профессии, следуя непрерывному движению в поиске того нового, совершенного и общественно принятого и значимого, что служит продуктивности музыкального образования молодого поколения.

Рассматривая продуктивную компетентность с позиции личностного подхода, её следует охарактеризовать как источник актуализации вышеназванных компетентностей, которым соответствуют

присущие им компетенции. Продуктивная компетентность включает готовность к проявлению ком-петентностей, владение объемом знаний, соответствующих содержанию её компетентностей, опыт проявления и развития компетентностей в контексте ситуаций деятельности, отношение к содержанию и качеству проявления компетентностей, саморегуляцию деятельности и самооценку результата проявления компетентностей.

Итогом анализа продуктивной компетентности педагога-музыканта с позиции системно-структурного подхода является представление о ней как о системе, функционирование которой побуждается развитием составляющих её качеств личности: готовности к творческой самореализации, креативности, мотивации, познавательной активности, общих и специальных способностей, реализующих соответственно компетентностям функции профессиональной деятельности: духовно-нравственная, этнокультурная, управления собой, общения, разносторонней самореализации, рефлексии, самосовершенствования, проектирования целей саморазвития. Формирование продуктивной компетентности педагога-музыканта следует рассматривать механизмом его акмеологического развития в условиях освоения профессии как единого процесса музыкально-художественного и педагогического творчества на пути к профессионализму и мастерству.

Библиографический список

1. Бочкарева А.Г. Продуктивная компетент-ностно-ориентированная деятельность педагога

в школе: от идеи к реализации // Продуктивная компетентностно-ориентированная деятельность учителя китайского языка: от идеи к реализации. -Владивосток, 2009. - С. 6-25.

2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. -СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

3. Деркач А.А., Сайко Э.В. Деятельность как основание акмеологического развития субъекта и надситуативная активность субъекта как действенный фактор ее развития // Мир психологии. -2008. - № 2. - С. 193-205.

4. Деркач А.А., Сайко Э.В. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеологического развития // Мир психологии. - 2008. - №1. - С. 218-229.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

6. Кант И. Собрание сочинений в 8 т. Т. 5. - М.: Юбил. изд., 1994. - 493 с.

7. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Пауто-ва Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста. - СПб.; Коломна; Рязань, 2008. - 376 с.

8. Кузьмина Н.В., Тарасова В.Н. Акмеология модернизации образования в России: развернутый доклад на Всероссийской конференции 17-18 мая 2011 г. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «Шуйский гос. пед. ун-т», 2011. - 35 с.

9. Образование, которое мы можем потерять / под общ. ред. В.А. Садовничего. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова; Ин-т компьютерных исследований, 2002. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.