Научная статья на тему 'Конкурентоспособность как субъектное свойство предпринимателей'

Конкурентоспособность как субъектное свойство предпринимателей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ENTREPRENEUR / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / СУБЪЕКТ / SUBJECT / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП СУБЪЕКТА / THE SUBJECT OF METHODOLOGICAL PRINCIPLE / ПРИЗНАКИ СУБЪЕКТНОСТИ / SIGNS OF SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Посохова А. В.

В работе рассмотрены методологические аспекты применения принципа субъектности в изучении и развитии конкурентоспособности предпринимателей. Описаны психологические особенности предпринимателей, соответствующие признакам субъектности. Показано, что сама предпринимательская деятельность может быть эффективной и конкурентоспособность предпринимателей высокой только в случае обладания предпринимателями субъектными свойствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVENESS AS SUBJECTIVE PROPERTIES ENTREPRENEURS

The paper discusses the methodological aspects of the application of the principle of subjectivity in the study and development of the competitiveness of businesses. We describe the psychological characteristics of entrepreneurs, relevant attributes of subjectivity. It has been shown that the business activity itself can be an efficient and competitive business high only in the case of possession of entrepreneurs subjectivity properties.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность как субъектное свойство предпринимателей»

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК СУБЪЕКТНОЕ СВОЙСТВО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

А.В. Посохова, канд. психол. наук, доцент

Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники (Россия, г. Москва)

Аннотация. В работе рассмотрены методологические аспекты применения принципа субъектности в изучении и развитии конкурентоспособности предпринимателей. Описаны психологические особенности предпринимателей, соответствующие признакам субъектности. Показано, что сама предпринимательская деятельность может быть эффективной и конкурентоспособность предпринимателей высокой только в случае обладания предпринимателями субъектными свойствами.

Ключевые слова: предприниматель, конкурентоспособность, субъект, методологический принцип субъекта, признаки субъектности.

В настоящее время в психологии и ак-меологии методологический принцип субъектности провозглашается как пара-дигмальный (К.А. Абульханова, В.Г. Асеев, А.В. Брушлинский, А.С. Огнев, Э.В. Сайко и др.), поэтому часто рассматривается как главный и определяющий в научном исследовании. Считается, что данный принцип основан на идее С.Л. Рубинштейна о человеке как субъекте, то есть как центре организации бытия, проявляющейся через потребность и способность совершенствования и самореализа-ции1' Понятие субъектности близко к понятию субъективности. В отличие от объективности, констатирующей решающую роль внешних, независящих от человека факторов, субъектность как раз определяет большую свободу человека, его действий, отношений. В психологии и акмеологии человек рассматривается как субъект развития и совершенствования (как самосовершенствования, так и опосредованного психологическими средствами), что предусматривает высокую свободную самостоятельность и активность в выборе целей, эталонов, способов и пр.2

В психологии субъект рассматривается еще и как источник активности, обладающий способностью самодетерминации, самоопределения, саморазвития, самосовершенствования. Констатируется, что в методологическом значении субъектность

связана с оптимальным способом самоорганизации и интеграции3'

В психологии и акмеологии считается, что продуктивное развитие человека (преимущественно личностно-профессиональное) может осуществляться при условии того, что он выступает в данном качестве как субъект своего развития, то есть при высокой самостоятельности, активности, направленной на личностно-профессиональное развитие, совершенствование, самосовершенствование и самовыражение, при свободе выбора путей и способов этого развития, ответственности. Став субъектом, личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности. Этот способ отвечает качествам личности, ее отношению к действительности (целеполаганию, мотивации) и требованиям, объективным характеристикам именно данного вида деятельности. Субъект является интегрирующей, централизующей, координирующей инстанцией деятельности (Абульханова К.А. и др.). В процессе такого развития происходит общее расширение «субъектного пространства» личности, ее профессиональное и нравственное обогащение, включающее повышение ответственности, чувство долга (Огнев А.С.).

В исследованиях Марковой А.К.4, были названы главные признаки субъектности:

- активная ориентировка;

- инициативность;

- самостоятельность;

- умение ставить цели, планировать;

- предвосхищать;

- стремление к самоэффективности, самоконтролю, самокоррекции;

- ответственность;

- владение приемами произвольной саморегуляции;

- постоянная настроенность на саморазвитие и самообновление;

- стремление к самореализации и творческому созиданию5.

Субъектность проявляется так же в способности выходить за пределы заданной ситуации, в самостоятельном целеобразо-вании и целеосуществлении.

Рассмотренные общие психологические свойства субъекта имеют инвариантный характер, справедливый для проявления субъектности в любом виде профессиональной деятельности и, разумеется, предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность, осуществляемая в условиях конкуренции и противоборства, может выполняться, если предприниматель обладает именно такими субъектными качествами. К тому же предприниматель, являющийся главным в иерархической системе (организация, компания и пр.), осуществляет самостоятельное целеобразование, целеполагание и целео-существление, проявляет активную ориентировку и инициативу, несет ответственность за результаты деятельности. Иными словами, предприниматель должен являться настоящим субъектом своей деятельности. От этого зависит успешность его деятельности. К тому же уровень конкурентоспособности предпринимателя зависит и от уровня его профессионализма, стремления к дальнейшему личностно-профессиональному развитию и совершенствованию, их осуществлению.

Субъектность конкурентоспособного предпринимателя подтверждается также результатами проведенного сравнительно-

го анализа отмеченных выше психологических качеств субъекта и важнейших личностно-профессиональных качеств конкурентоспособных предпринимателей, выявленных в результате психологических и акмеологических исследований6. Было отмечено полное совпадение личностно-профессиональных качеств конкурентоспособных предпринимателей и качеств, являющихся признаками субъектности.

Это ожидаемый результат. Вследствие этого опора на принцип субъектности позволит решать многие психологические задачи, связанные с предпринимательской деятельностью, так как центральные фигуры предпринимательства, как отмечалось, являются по-настоящему субъектами. В то же время среди психологов бытует мнение, что свойством субъектности обладает ограниченное количество людей, остальные же не являются субъектами (Дружинин В.Н. и др.). Это связано с особым «психологическим статусом» личностно-профессиональных свойств, которые являются признаками субъектности, их уникальностью в определенной мере. Научные исследования и практика подтверждают это положение. В то же время с развитием акмеологии и ее технологического оснащения появилась реальная возможность продуктивного развития многих свойств субъектности, раскрытия, реализации и преумножения личностного потенциала, что должно повысить уровень субъектности. Опыт проведенных прикладных исследований убедительно свидетельствует об этом7.

Таким образом, принцип субъектности является одним из ведущих методологических принципов в психологическом и ак-меологическом изучении и развитии конкурентоспособности предпринимателей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что конкурентоспособность предпринимателей является проявлением их субъектных свойств.

Сноски в тексте

1. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 424 с.

2. Деркач А.А. Субъектные феномены: акмеологический подход. М.: РАГС, 2010. -240 с.

3. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. М.-Воронеж: МПСИ, 2007. - 248 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. - 312 с.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. - 312 с.

6. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ, 2002. - 400 с.; Посохова А.В. Конкурентоспособность предпринимателей: психолого-акмеологический взгляд на проблему// Человеческий капитал. 2014. № 7(67), С. 83-86; Посохова А.В. Конкурентоспособность предпринимателей: результаты психолого-акмеологического экспертного оценивания // Человеческий капитал 2014. № 8(68). С. 6467. и др.

Библиографический список

1. Деркач А.А. Субъектные феномены: акмеологический подход. М.: РАГС, 2010. -240 с.

2. Зазыкин В.Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении. М.: МААН, 2004. - 112 с.

3. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: МПСИ, 2002. - 400 с.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. - 312 с.

5. Посохова А.В. Конкурентоспособность предпринимателей: психолого-акмеологический взгляд на проблему// Человеческий капитал. №2014. №7(67). С. 83-86.

6. Посохова А.В. Конкурентоспособность предпринимателей: результаты психолого-акмеологического экспертного оценивания // Человеческий капитал. 2014. № 8(68). С. 6467.

7. Посохова А.В. Конкурентоспособность предпринимателей (психолого-акмеологические аспекты проблемы). М.: АПКиППРО, 2014. - 128 с.

COMPETITIVENESS AS SUBJECTIVE PROPERTIES ENTREPRENEURS

A.V. Posokhova, candidate of phichological sciences, associate professor Moscow state university of radio-engineering electronics and automation (Russia, Moscow)

Abstract. The paper discusses the methodological aspects of the application of the principle of subjectivity in the study and development of the competitiveness of businesses. We describe the psychological characteristics of entrepreneurs, relevant attributes of subjectivity. It has been shown that the business activity itself can be an efficient and competitive business high only in the case ofpossession of entrepreneurs subjectivity properties.

Keywords: entrepreneur, competitiveness, the subject, the subject of methodological principle, signs of subjectivity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.