УДК 159.9
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА В ВУЗЕ
© Татьяна Викторовна Кот
Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, соискатель кафедры психологии, e-mail: tvkot2010@mail.ru © Александр Павлович Лузганов Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия, соискатель кафедры психологии, e-mail: reason.1@mail.com
Авторами представлены имеющиеся в отечественной и зарубежной педагогике и психологии подходы к изучению проблемы подготовки специалиста-психолога. Особый научный интерес работы состоит в стремлении авторов выявить и обозначить возможные факторы и условия подготовки спе-циалиста-психолога в вузе.
Ключевые слова: профессионализм; профессия; профессиональная компетенция; профессиональная направленность; эмоциональная гибкость.
Принципиальные изменения в политике, культуре, экономике современного периода, которые обусловливаются возрастающей ролью знаний в коммуникационных, информационных технологиях, диктуют новые требования к специалистам на рынке труда. Современные тенденции развития высшего образования требуют развития, реализации образовательным процессом индивидуальности обучающихся, что позволяет эффективно раскрыть потенциальные возможности студентов, а именно студентов-психологов [1-3].
В настоящее время особое внимание уделяется переходу от квалификационной модели подготовки молодых специалистов к компетентностной. Это означает, что данная тенденция выражается в том, что усиление познавательных и информационных начал в профессии психолога не покрывается традиционным понятием квалификация, утверждает Г. А. Балл [4].
Б.П. Бархаев, А.К. Маркова отмечают, что индивидуальная характеристика степени соответствия специалиста профессиональным требованиям называется профессиональной компетентностью [2; 3]. Основными показателями компетентности выступает характер результатов труда. Исследователи различают следующие виды компетентности: специальная компетентность как владение средствами и способами профессиональной деятельности и способность к их дельнейше-му совершенствованию; социальная компетентность как готовность и способность к сотрудничеству с другими лицами, вовле-
ченными в трудовой процесс на основе общепринятых норм профессионального общения; индивидуальная компетентность как способность к самореализации и развитию своей профессиональной индивидуальности.
Новая эпоха вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов - психологам. Приоритет получают требования коммуникативных, рефлексирующих, само-организующих, самоконтролирующих, интеллектуальных начал, позволяющих успешно организовывать профессиональную деятельность.
В отечественной и зарубежной литературе особое место отводится рассмотрению проблемы профессионального развития и профессиональной подготовки человека. Авторы подчеркивают, что данный процесс тесно связан с социализацией человека, которая предполагает освоение им новых социальных ролей и формирование качеств, способностей, необходимых для выполнения общественных функций [3]. Развивая тему профессионализма, исследователи справедливо замечают, что это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. В этом смысле профессионализм рассматривается как психологическая составляющая того, что должно быть сформировано и развито в ходе профессионализации. Профессиональное развитие - неотъемлемая часть жизнедеятельности человека, реализующаяся в системе условий и факторов, предопределяющих наличие или
отсутствие возможностей для удовлетворения потребностей человека и формирования качеств, нужных не только для конкретной профессиональной деятельности, но и предопределяющих возможность самостоятельного планирования своей жизни и саморегуляции собственных действий, направленных на его осуществление.
Для каждого конкретного человека его профессия выступает в качестве определенной социально зафиксированной сферы приложения своих трудовых действий, которая, с одной стороны, способствует его самореализации, а с другой стороны - обеспечивает средствами к существованию. Профессия -это исторически возникшая форма деятельности, необходимая обществу, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
В профессионализации человек осваивает важнейшую, с точки зрения интересов общества, социальную роль - профессию, обладающую определенным статусом и престижностью.
Поступление в вуз влечет за собой смену социальных ролей молодых людей, их социального окружения, жизненного уклада, что требует от них большего напряжения по сравнению с предыдущими периодами жизни. Обучение в вузе требует от молодых людей смены стереотипов учебной деятельности.
Подготовка специалиста-психолога, замечает В.И. Слободчиков, характеризуется специфическими особенностями, связанными с необходимостью освоения новых социальных ролей в процессе личностного и профессионального самоопределения. В связи с этим особое значение приобретает изучение образовательного пространства вуза как ведущего фактора профессионального развития специалиста-психолога [2, 4].
Профессиональная подготовка специалистов предполагает профессиональное обучение, в результате которого обучающийся овладевает системой научных знаний и познавательных умений, навыков. В результате профессионального образования развивается мировоззрение будущего специалиста.
Обучение происходит во взаимодействии педагога и студента, также важна самостоятельная работа студента, его активная
позиция в обучении. Для профессионального занятия психологией важны личностные качества, т. к. инструментом работы для психолога во многом является его личность. С целью формирования личности профессионала используются разнообразные психоло-го-педагогические стратегии, такие как стратегия развития и доразвития нужных психологических качеств; стратегия жесткого формирования, обучения четкому составу трудовых действий; стратегия мягкого формирования как обучения широкому спектру трудовых действий; стратегия коррекции; стратегия развития личности профессионала.
Одним из важных аспектов профессиональной подготовки является формирование обобщенной ориентировки в целях, предмете, средствах, составе профессиональной деятельности. Это является проблемой, т. к. сложные виды профессиональной деятельности не поддаются строгому анализу, всегда оставляют человеку пространство для творческого поиска.
Особую проблему составляет построение смысловой картины мира профессионала. По мнению гуманистических психологов, основная задача образования - не передача знаний, а формирование способности находить уникальные смыслы. Профессиональное самосознание - это представление о себе как о профессионале, совокупность самооценок и описаний, эмоциональных отношений к себе как к профессионалу. Именно эта структура позволяет недовольство собой превратить в профессиональный рост.
В последние годы встал серьезный вопрос о подготовке нравственного профессионала. Главное в такой подготовке - это формирование правильного отношения к труду. Чтобы труд становился потребностью, привычной и любимой частью жизни.
Ведущую роль в проблеме подготовки специалиста-психолога в вузе играет личностно-ориентированный подход, который позволяет формировать профессиональную компетентность специалиста-психолога. В данном случае особое внимание необходимо уделить эмоциональной гибкости будущего специалиста-психолога.
Проблеме эмоциональной гибкости специалиста посвящен ряд исследований в работах таких авторов, как: Е.С. Асмаковец,
О.А. Конопкин, Р.П. Мильруд, Л.М. Митина, А.О. Прохоров и др. [5, 6].
Эмоциональная гибкость понимается как оптимальное сочетание эмоциональной экспрессивности, отзывчивости и эмоциональной устойчивости специалиста (Е.С. Асмако-вец, Л.М. Митина) [7]. Авторы подчеркивают, что эмоциональная гибкость затрагивает проблему профессионального самосознания специалиста, выяснения его психологической сущности и структуры, характеристики компонентов этой структуры когнитивного, аффективного, поведенческого характера.
Здесь весьма интересен анализ внутри-личностных противоречий как движущей силы профессионального развития специалиста. В рамках концепции авторов профессиональное развитие понимается, прежде всего, как качественное преобразование специалистом своего внутреннего мира.
Рассматривая психологические факторы, условия и движущие силы профессионального развития профессиональных качеств спе-циалиста-психолога, необходимо выделить характеристики личности, которые являются ключевыми понятиями концепции и обусловливают эффективность профессионального труда в будущем: профессиональную направленность, профессиональную компетентность и эмоциональную гибкость учителя. Каждое из этих понятий вырастает на основе обстоятельного анализа научных результатов, имеющихся в общепсихологической теории личности, конфликтологии, психологии эмоций.
Так, характеризуя профессиональную направленность специалиста-психолога, можно выделить три ее составляющие: 1) направленность на ребенка, взрослого, ведущим мотивом которой является забота о максимальной самоактуализации их индивидуальности, 2) направленность на себя, выступающая как потребность в профессиональном самосовершенствовании, 3) направленность на все более глубокое овладение профессиональной деятельностью.
При рассмотрении профессиональной компетентности психолога наряду с необходимостью овладения широким кругом знаний, умений и навыков выделяется задача формирования у психолога способности отстаивать собственную личностную позицию.
Характеризуя эмоциональную гибкость, необходимо учитывать «коммуникативную» сторону этой проблемы, умение конструктивно выстраивать отношения с окружающими, овладевать способами рефлексии, анализа происходящего и успешного разрешения конфликтных ситуаций.
Далее обратим внимание на то, что в основе подготовки будущего специалиста-психолога лежит способность превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, т. е. профессиональное развитие неотделимо от личностного.
Необходимо подчеркнуть, что при подготовке специалиста-психолога в вузе недостаточно уделяется внимание эмоциональной сфере личности.
Во многих исследованиях зарубежных и отечественных ученых обращается внимание на тот факт, что эмоциональную культуру, как и любую другую культуру, следует формировать и воспитывать. Каждая напряженная ситуация вызывает у психолога эмоциональное напряжение. Если психолог не работает со своими отрицательными эмоциями, то самочувствие его ухудшается, а следовательно, снижается работоспособность, что ведет, в свою очередь, к синдрому «эмоционального выгорания». Поэтому на ранних этапах необходимо формировать профессиональную культуру специалиста-психолога: стремление развиваться как профессионально, так и личностно. Важнейшими показателями профессиональной культуры психолога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости специалиста-психолога. Профессиональная культура специалиста-психолога отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж и статус психолога.
Проблема подготовки специалиста-пси-холога затрагивает его профессиональные стороны: единство его теоретической и практической готовности к осуществлению психологической деятельности, характеризующее его профессионализм, выступает условием становления и развития его мастерства и составляет содержание его профессиональной культуры.
Однако профессионализм, культура спе-циалиста-психолога еще не гарантируют ус-
пеха в осуществлении педагогической деятельности. В ее «живом» реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности психолога.
Психолог с самого начала своей профессиональной деятельности берет на себя функции максимальной эмоциональной защиты людей, с которыми будет работать, будь то дети, подростки или взрослые, уделяя особое внимание их эмоциональной поддержке. Выделенные характеристики действительно создают целостное представление о структуре личности специалиста-психолога.
2. Бархаев Б.П. Введение в профессию психолога. М., 1999.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
4. Балл Г.А. Теории учебных задач: Психологопедагогический аспект. М., 1990.
5. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1997.
6. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 47-54.
7. Асмаковец Е.С., Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2001.
1. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма Поступила в редакцию 5.°2.2°П г.
педагога: от теории к практике: монография.
М., 2QQ8.
UDC 159.9
TOPICAL PROBLEMS OF SPECIALIST-PSYCHOLOGIST PROFESSIONAL TRAINING IN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION
Tatyana Viktorovna Kot, Voronezh Economical and Law Institute, Voronezh, Russia, Competitor of Psychology Department, e-mail: tvkot2010@mail.ru
Aleksander Pavlovich Luzganov, Voronezh Economical and Law Institute, Voronezh, Russia, Competitor of Psychology Department, e-mail: reason.1@mail.com
In this article the authors present approaches, existent in Russian and foreign pedagogy, to the study of specialist-psychologist training problem. The special scientific interest of this work is the authors’ aim to detect and define possible factors and conditions of specialist-psychologist training in Institution of Higher Education.
Key words: professionalism; profession; professional competence; professional direction; emotional flexibility.
7б