СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О. Ю. ДЕДОВА, кандидат
психологических наук, доцент кафедры начального образования НИРО
О. В. КОЛЕСОВА, кандидат
педагогических наук,
доцент кафедры
психологии и педагогики
дошкольного и начального
образования
НГПУ им. К. Минина
А. А. РЫБАКОВА, студентка
НГПУ им. К. Минина, педагог по воспитательной работе Вачской коррекционной школы-интерната [email protected]
В статье рассматриваются проблемы формирования гражданской идентичности у младших школьников, определяются основные пути ее становления, в качестве неотъемлемой части гражданской идентичности выделяется патриотизм. На примере авторской программы «Патриоты России» анализируются возможности внеурочной деятельности.
The article deals with the problems of the civic identity formation in younger schoolchildren, defines the basic ways of its formation, patriotism stands out as an integral part of the civic identity. The posibilies of extracurricular activities analyze for the example of the author's program for the civic identity formation in younger schoolchildren «Patriots of Russia».
Ключевые слова: гражданская идентичность, патриотизм, младший школьник, программа «Патриоты России», содержание и формы работы
Key words: civic identity, patriotism, younger schoolchild, «Patriots of Russia»» program, content and forms of work
Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности у подрастающего поколения российских граждан обусловлена особенностя-
ми современной социокультурной, экономической и образовательной ситуации в стране. Она характеризуется трансформацией сложившейся системы воспита-
ния, пересмотром образовательных стандартов с позиций заключения «общественного договора», согласующего требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, с изменением контингента учащихся в школах в сторону все более поликультурного состава детских коллективов.
Рост национального самосознания россиян в значительной степени определяется реалиями социально-экономической и политической жизни нашего общества. Развитие современного социума предполагает повышение требований к коммуникативному взаимодействию и толерантности. Особую значимость приобретают ответственность и свобода личностного выбора человека, его способность к самоактуализации.
Гражданская идентичность обучающихся наиболее ярко проявляется в их нравственных чувствах, этическом состоянии и стратегиях их социального поведения. На наш взгляд, гражданская идентичность, рассматриваемая как часть культурной идентичности, может быть выделена как особое качество обучающегося, уровень развития которого представляет важнейшую характеристику достижения планируемых результатов определенной ступени образования в соответствии с ФГОС НОО и гражданской зрелости ученика [1; 2; 8; 9]. Формирование у учащихся гражданской идентичности, соответствующей российским историческим традициям, современному устройству и перспективам укрепления федерального государства, можно назвать культурно-политической сверхзадачей российского образования.
Основы формирования гражданской идентичности в процессе патриотического и гражданско-правового воспитания учащихся должны закладываться уже в начальной школе [9]. Это важно для сохранения национальной культуры и является необходимым условием развития личности ребенка.
Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников становится,
таким образом, одним из наиболее сложных и значимых направлений профессиональной деятельности учителя начальных классов. В то же время при организации этой работы необходимо иметь в виду, что на данном этапе основы гражданской идентичности личности только начинают закладываться. Педагогу следует учитывать специфику возраста детей при решении любых вопросов, связанных с социализацией учащихся, их нравственным воспитанием, формированием патриотического отношения к малой родине и созданием условий для становления своего ученика как гражданина России [3; 4].
В понятии «гражданственность» можно выделить три основных аспекта: нравственный, правовой и политический. Их необходимо учитывать при развитии гражданской идентичности у младших школьников. При этом с учетом специфики возраста учащихся и задач начального образования смысловым ядром гражданского образования в начальной школе является работа по воспитанию патриотизма, нравственному развитию учащихся и созданию условий для формирования у них основ гражданского поведения в рамках процесса социализации личности [7].
Вместе с тем в различных источниках патриотизм рассматривается не только как нравственный и политический принцип, но в первую очередь как социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам собственные частные интересы [1; 2; 6; 9]. Патриотизм включает также чувство гордости за достижения и культуру своей страны, желание сохранять ее характер и особенности, идентификацию себя с другими представителями своего народа, стремление защищать интересы Родины и соотечественников.
Основы формирования гражданской идентичности в процессе патриотического и гражданско-правового воспитания учащихся должны закладываться уже в начальной школе.
Важнейшим средством формирования основ гражданской идентичности у младших школьников является использование краеведческого материала, что находит отражение в программах, созданных нижегородскими педагогами.
На наш взгляд, у младших школьников можно выделить два основных пути формирования основ гражданской идентичности. Первый связан с возникновением и развитием чувств сопричастности к народу своей страны, собственной ответственности за ее благосостояние, гордости за Отечество; второй — с осознанием своей этнической принадлежности и культурной идентичности как гражданина России. Эти направления могут быть реализованы как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в том числе в процессе реализации авторских программ [5; 6].
Важнейшим средством формирования основ гражданской идентичности у младших школьников является использование краеведческого материала, что находит отражение в программах, созданных нижегородскими педагогами. Так, в основе программ В. Ф. Одеговой «Нижегородская сторона» и «Мы — нижегородцы» лежит литературное краеведение [4]. Программа «Страна радужного солнышка» выксунского учителя Г. П. Сычевой нацелена на реализацию духовно-нравственного направления внеурочной деятельности младших школьников и предполагает включение материалов природоведческого и исторического краеведения для приобретения обучающимися опыта ценностных ориентаций, ответственности и гуманного отношения к окружающему миру [5].
_ Представленная
нами программа внеурочной деятельности «Патриоты России» основана на материале этнографического и экологического краеведения. Цель программы — формирование гражданской идентичности младшего школьника через воспитание нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к окружающей действительности. Программа направлена на создание
условий для социализации личности младшего школьника, формирования нравственной сферы и приобретения ребенком мировоззренческих ориентиров, связанных с понятиями «семья», «Родина», «Отечество», «труд», «традиции», «культура». В основе программы лежит сочетание трех аспектов: нравственного, правового, патриотического. Младшие школьники изучают символы страны и родного края, права и обязанности взрослого человека и ребенка.
Перед введением программы в образовательный процесс нами было проведено анкетирование второклассников с целью определения когнитивного уровня их гражданской идентичности [6]. Детям было предложено выполнить следующие задания:
3 рассказать о своей семье;
3 назвать достопримечательности своей малой родины;
3 перечислить государственные символы России;
3 назвать известных людей своего края;
3 рассказать о традициях и обычаях народов, проживающих на территории России;
3 указать отличительные особенности русского национального костюма;
3 перечислить знаменательные для нашей страны исторические даты.
Результаты опроса показали, что второклассники могут назвать символы России (обычно только флаг — 90%, реже герб — 20%), некоторые знаменательные даты (День России, Новый год, День Победы, День учителя, День защитника Отечества, Международный женский день), немного рассказать о своей семье. Дети обладают некоторыми сведениями о традициях и обычаях народов России (празднование Масленицы, Рождества и т. д.). Среди известных людей Нижегородской области школьники называют М. Горького (21 %), В. П. Чкалова (9 %), К. Минина (12%).
Однако знания второклассников по-
верхностны, не системны и обычно носят формальный и неосознанный характер. Поэтому перед нами встала задача: определить условия, средства, направления преодоления выявленных проблем развития гражданской идентичности младших школьников. В качестве одного из таких средств выступила разработанная нами программа внеурочной деятельности «Патриоты России», особое место в содержании которой занял краеведческий материал.
Программа внеурочной деятельности «Патриоты России» рассчитана на учеников 2—4-х классов. Занятия проводятся один раз в неделю, что составляет 34 часа в год, на основании годового плана и воспитательной системы в учебных разделах «Основы жизнеобеспечения и гражданского самосознания» и «Творческое развитие и знакомство с истоками национальной культуры». В программе выделены четыре тематических блока: «Моя семья. Мое село. Край родной», «Моя страна. Символика», «Культура и традиции», «Защитники Отечества».
Материал каждой четверти рассматривает содержание определенной темы, что помогает детям научиться ценить прошлое и настоящее, задумываться о будущем, ощутить связь с предшествующими поколениями, уважать свой род, родной край, знать особенности своей малой родины.
Нами разработано примерное содержание основных разделов программы.
3 В содержание раздела «Моя семья. Мое село. Край родной» входят темы, связанные с осознанием роли ребенка в семье («Традиции семьи», «Профессии моих родителей», «Семейные будни и праздники»), знанием истории родного края («Село мое родное», «Вот моя деревня», «С чего начинается Родина»), пониманием своих прав и обязанностей.
3 Тематической основой второго раздела «Моя страна. Символика» является осмысление понятий «страна», «Родина», «Отечество», «Россия». Их конкретиза-
ция отражена в темах «Страна, где я живу», «Что такое символика», «Государственные символы России», «Россия — Родина моя», «Символы области и района», «Березовый край», «Животные и растения нашего края».
3 Содержание третьего направления —«Культура и традиции» — помогает учащимся осознать культуру своего народа, познакомиться с праздниками, традиционными для России в целом, и праздниками малой родины («Культура нашего народа», «Осень, зима, весна, лето», «Традиции нашего народа», «Как жили наши предки», «Обряды нашего народа», «Народная игрушка-матрешка», «Наше прошлое», «Народные игры и забавы»).
3 Основная тема последнего направления —защитники Отечества. Дети знакомятся с героями-земляками, людьми, прославившими Россию («Они защищали Родину», «Дети-герои», «Герои-земляки», «Защитники земли русской», «Наши космонавты», «Воины-победители»).
Для определения эффективности программы в формировании гражданской идентичности младших школьников нами использовались анкетирование [9] и диагностическая методика «Личностное развитие младшего школьника» М. И. Шиловой [10], методика «Ценностные ориентации как показатель навыков социального поведения» [9], в которых отражаются следующие показатели: отношение к Родине, знание ее традиций и героев, символов России, проявление нравственных качеств личности, а также лонгитюдное наблюдение за детьми. Для исследования выделены такие показатели, как знание основных понятий и норм поведения (когнитивный уровень), наличие ценностных ориентаций (эмоционально-ценностный уровень) и усвоение учащимися норм и способов поведения (деятельностный уровень). По каждому из них определена
Программа внеурочной деятельности «Патриоты России» рассчитана на учеников 2—4-х классов. Занятия проводятся один раз в неделю, что составляет 34 часа в год.
характеристика высокого, среднего и низкого уровней сформированности гражданской идентичности.
3 Высокий уровень характеризуется тем, что обучающиеся знают и могут объяснить 70—100% основных понятий («Родина», «малая родина», «патриот» и др.), знают героев малой родины и Отечества, интересуются и гордятся историческим прошлым своей страны, знают культуру родного края, местные традиции и традиции своего народа, любят и берегут природу, активно участвуют в делах класса и школы. У этих детей наблюдается выраженное стремление приносить пользу окружающим, ориентация на нравственные правила и нормы, имеется потребность в анализе собственной деятельности. Учащиеся данной группы способны взять на себя ответственность, учитывать как свои интересы, так и интересы партнеров по общению.
3 Ученик, показывающий средний уровень, может объяснить 40—69 % понятий. Под руководством учителя или родителей проявляет интерес к истории своей стра-
ны и края, участвует в делах класса и школы при поддержке учителя. Обучающиеся имеют представление о своих правах и обязанностях, в целом уважительно относятся к окружающим, способны применять конструктивные приемы взаимодействия. Брать на себя ответственность и демонстрировать нравственное поведение способны лишь по просьбе взрослых и под их контролем.
3 У обучающихся с низким уровнем развития гражданской идентичности недостаточно выражено стремление к познанию истории родного края, Отечества и его героев, они могут объяснить до 39 % основных понятий, малоинициативны в мероприятиях класса и школы. У них не сформированы уважительное отношение к окружающим, восприятие другого как ценности. Отсутствуют инициатива, ответственность, самостоятельность.
Сравнительный анализ уровней развития гражданской идентичности у обучающихся 2—3-х классов поселка городского типа Вача Нижегородской области представлен в диаграмме.
Сравнительные результаты уровня сформированности гражданской идентичности
в 2016/2017 и 2017/2018 учебных годах
90
70
40 30 20 10 0
- 75
- 25
0 10 1-1 0
Высокий
Средний
Низкий
Уровни
В результате формирующей работы большинство учащихся (80 %) продемонстрировали активную гражданскую позицию, понимание и осознание основных патриотических понятий, бережное отношение к природе и окружающему миру, знание культуры своего края и страны.
Можно сделать вывод, что программа внеурочной деятельности «Патриоты России» имеет ярко выраженную патриотическую направленность, предполагает тесную связь между внеклассной работой и семейным воспитанием, оказывает положительное влияние на личностное разви-
тие младшего школьника. Реализация программы способствует формированию у обучающихся гражданской идентичности, нравственных чувств, обогащению знаний о стране, обычаях и традициях, осознанию своей причастности к сообществу граждан своей страны. Становление гражданской идентичности детей осуществляется в различных формах: в рамках тематических занятий, праздников, экскурсий к культурным и историческим памятникам родного поселка, в музеи, а также встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и т. д. [5].
Программа внеурочной деятельности «Патриоты России» реализуется не только во внеурочной работе, в совместной деятельности педагога с детьми, но и в самостоятельной детской деятельности, во взаимодействии с семьями, что способ-
ствует не только патриотическому воспитанию детей, но и формированию взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, всестороннему развитию личности ребенка.
Таким образом, формирование основ гражданской идентичности у младших школьников средствами программ внеурочной деятельности дает возможность каждому педагогу вносить собственные смыслы в решение данной проблемы, способствовать достижению основной цели современного образования — созданию условий для становления и воспитания ответственного, высоконравственного, компетентного, творческого гражданина России.
Программа внеурочной деятельности «Патриоты России» реализуется не только во внеурочной работе, в совместной деятельности педагога с детьми, но и в самостоятельной детской деятельности, во взаимодействии с семьями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дедова, О. Ю. Модель личностного развития выпускника начальной школы / О. Ю. Дедова // Нижегородское образование. — 2011. — № 4. — С. 151—157.
2. Деменева, Н. Н. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности / Н. Н. Деменева, Ч. Р. Громова // Вестник Мининского университета. — 2014 — № 4 (8) ; URL: http://www.mininuniver.rU/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/4.
3. Колесова, О. В. Индивидуальная траектория развития ребенка на основе изучения родной речи / О. В. Колесова // Начальная школа плюс До и После. — 2007. — № 12. — С. 1—7.
4. Одегова, В. Ф. Особенности формирования читательской компетентности на основе литературного краеведения / В. Ф. Одегова // Нижегородское образование. — 2016. — № 3. — С. 76—84.
5. Организация внеурочной деятельности младших школьников : сборник программ / С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова [и др.]. — М. : Русское слово, 2013. — 128 с.
6. Особенности регионального курса «Гражданское образование в начальных классах» / С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова [и др.] // Начальная школа. — 2004. — № 2. — С. 34—38.
7. Приятелева, М. К. Патриотизм как результат сформированности гражданской идентичности школьников / М. К. Приятелева // Нижегородское образование. — 2014. — № 3. — С. 211—214.
8. Приятелева, М. К. Проблема формирования гражданской идентичности школьников в теории и практике образования / М. К. Приятелева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2013. — № 1—2 (8). — С. 39—40.
9. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников : монография / под ред.
Н. Н. Деменевой, С. К. Тивиковой. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2014. — 230 с.
10. Шилова, М. И. Учителю о воспитанности школьников / М. И. Шилова. — М. : Педагогика, 1990. — 144 с.