СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ И ПЕРЕХОД К ДЕМОКРАТИИ В РЕСПУБЛИКЕ ГАНА
Е.Н. Кеннетх
Кафедра политических наук Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198
В статье рассматривается становление гражданского правления и переход к демократии, а также социально-экономические реформы в Республике Гана.
Ключевые слова: переворот, демократия, переход, выборы, экономика.
Гана была первой страной Тропической Африки, получившей независимость 6 марта 1957 г., то есть 55 лет тому назад.
После независимости Гана пережила несколько попыток демократизации общественно-политической жизни, которые прерывались вмешательством армии. Нестабильность политического процесса выразилась в том, что за период независимого развития в стране сменилось несколько гражданских и четыре военных режима. Этот период состоял из следующих этапов: правление Народной партии конвента во главе с К. Нкрумой (1957—1966), диктатура Национального совета освобождения (1966—1969), правление Партии прогресса во главе с премьер-министром К.А. Бусии (1969—1972), диктатура хунты генерала И.К. Ачампонга (1972—1978), диктатура хунты генерала Ф.У. Акуффо (1978—1979), режим Революционного совета вооруженных сил (ВСНО) во главе с капитаном Дж. Ролинг-сом (1979), правление Народной национальной партии (1979—1981), военный режим временного совета национальной обороны во главе с Дж. Ролингсом (1981— 1992), установление Четвертой республики (с 1993 г.), президентом которой до конца 2000 г. также был Дж. Ролингс [8. С. 66—67].
Приход к власти в результате военного переворота Временного совета национальной обороны (31 декабря 1981 г.) во главе с Джерри Ролингсом изменил политическое развитие страны. Режим Ролингса просуществовал до конца 2000 г., когда в ходе демократических президентских выборов главой государства стал представитель Новой патриотической партии Джона Куфуор.
Факторами политического долголетия режима Дж. Ролингса стали политика «национального примирения», привлечение традиционной и религиозной знати к административному управлению. Важнейшим элементом политики стабилизации стали экономические реформы, борьба с коррупцией, пресечение финансовых злоупотреблений.
При этом расширялось участие широких слоев населения в органах местной власти, в комитетах защиты революции, в народных ассамблеях. В 1990 г. начался переход к гражданскому правлению, а еще ранее, в 1982 г. была создана национальная комиссия по демократизации. В январе 1993 г. была введена в действие новая Конституция [4].
Развитие партийного плюрализма выразилось в принятии Закона о политических партиях (18 мая 1992 г.). Закон запретил воссоздание старых партий (их насчитывалось 21) и создание новых на этнической, региональной, профессиональной или религиозной основе.
Данный закон установил, что каждый гражданин страны, достигший избирательного возраста, имеет право создавать или вступать в политическую партию.
Созданная Дж. Ролингсом политическая система соответствует понятию «просвещенный авторитаризм» с элементами демократии. Харизматические черты его лидерства усиливались привлекательной социально-экономической программой, которая отвечала назревшим требованиям большинства ганцев.
В середине 1990 г. активизировалась деятельность Национальной комиссии по демократизации (НКД). Ей было поручено организовать проведение общенациональной дискуссии по вопросу о будущей форме правления. 25 марта 1991 г. НКД представила правительству доклад на тему «Развитие реальной демократии». 10 мая того же года правительство распространило специальное заявление, в котором, в частности, объявлялось об учреждении Комитета экспертов по разработке Конституции [12].
Присущая Дж. Ролингсу и его ближайшим сподвижникам политическая прозорливость, умение оценить и контролировать ситуацию в стране подсказали им предпочтительность курса на ограниченную демократию. В декабре 1988 г. и феврале 1989 г. состоялись выборы в районные и областные ассамблеи. В апреле 1992 г. на референдуме был одобрен проект Конституции, в мае того же года был снят запрет на деятельность политических партий, в ноябре проведены президентские, а в декабре — парламентские выборы. 7 января 1993 г. в Гане была провозглашена Четвертая республика.
На пост президента баллотировались пять человек, в том числе от Национального демократического конгресса (НДК) — Дж. Ролингс, от Новой патриотической партии (НПП) — историк и политик А. Боатенг, от партии Народный национальный конгресс (ННК) — Х. Лиманн. Дж. Ролингс получил 58% голосов. Его победе способствовало умение вызывать в людях симпатию, его равнодушие к роскоши. Не снижали его популярности ни жесткие меры к противникам режима, ни ограничение демократических свобод.
Укреплению его авторитета послужило умение подбирать кадры и то, что он исколесил Гану вдоль и поперек с целью общения с населением, посещая отдаленные районы, часто без уведомления местных властей. Среди советников и членов правительства он предпочитал видеть профессионалов, получивших дипломы в лучших университетах мира. В отличие от других кандидатов он не обещал ганцам легкой жизни.
Начался постепенный переход к демократическим формам правления. На президентских выборах победил Ролингс, его соперник — Дж. Куфуор набрал 39,8% голосов, Правящая партия НДК получила 132 места, 66 мест объединенная оппозиция, 2 места — независимые. 8 января 1997 г. Ролингс вступил в должность, а вице-президентом стал Дж. Миллс.
В стране продолжались рост инфляции, падение курса седи и несмотря на то, что рост ВВП превышал 5%, население было недовольно политикой правительства Дж. Ролинса, что проявилось на президенских и парламентских в декабря 2000 г. По Конституции Дж. Ролинс уже не мог баллотироваться на пост президента, и от правящей партии НДК кандидатом на этот пост был выдвинут Миллс (всего в президентских выборах участвовали 7 кандидатов).
Президентские и парламентские выборы в декабре 2000 г. ознаменовали конец целой эпохи. Лейтенант Джерри Роулинс, доминирующая фигура ганской политики на протяжении почти 20 лет, должен был уйти в отставку после двух сроков на посту президента по Конституции 1992 г.
Таким образом, выборы 2000 г. представили первые испытания работоспособности конституционных ограничений президентских полномочий, а также первой реальной возможностью мирной смены власти через избирательные урны.
В соответствии с положением Конституции 1992 г. в Гане утверждалась многопартийная система. Чтобы пресечь попытки ограничить или отменить это положение, Конституция не разрешает парламенту издавать закон о введении в стране однопартийной системы. Признаются незаконными действия, направленные на ограничение политической деятельности [5].
За свою историю Гана пережила четыре демократических эксперимента. Все эти эксперименты вращаются вокруг двух относительно стабильных политических партий. Немалую роль в институциональной трансформации Ганы сыграли СМИ. Ослабление цензуры, принятие закона против клеветы и либерализация деятельности электронных средств массовой информации привело к появлению всего, кроме динамичной системы СМИ, которая стала одним из факторов усиления подотчетности власти. Если в 1990-х гг. в Гане не было ни одной частной ежедневной газеты или радио- и телевизионных станций, то теперь есть десять независимых газет, 70 радиостанций (68 государственных) и четыре телевизионные станции (из них 1 в собственности государства). Тем не менее, способность массовой информации воздействовать на власть ограничено огромным разрывом в уровне профессионализма и честности как со стороны многих политиков, так и представителей СМИ.
Официально зарегистрировано 10 политических партий: Народная Партия Конвента (НПК), Народный Национальный Конвент (ННК), Великая консолидированная народная партия, Народная демократическая партия, Партия ИГА: аббревиатура английского названия: «Каждый ганец, где бы он ни жил». Национальный демократический конгресс (НДК), Демократическая республиканская партия Ганы (ДРПГ), Новая патриотическая партия (НПП), Объединенное движение Ганы (ОДГ) и Движение за реформы (ДР).
Все эти партии были созданы в 1992 г., когда был принят закон о политических партиях.
Национальный демократический конгресс (НДК) определяет свою идеологию как «принципиальный прагматизм» и ставит задачу построить стабильное, справедливое и демократическое общество. Новая патриотическая партия выступает
за установление демократии в правовом государстве, за развитие рыночного хозяйства и свободной конкуренции. Народная партия конвента признает себя икрумаи-стской и призывает народ страны восстановить достигнутое при Нкруме лидерство страны на континенте как стабильной и экономически сильной державы с высоким уровнем демократии [2. С. 678—679].
Выборы 1992 г. ознаменовали возвращение страны к многопартийной, демократической, электоральной политике после более чем трех десятилетий политической нестабильности, военных переворотов и авторитарного правления. Последовательные демократические выборы в 1996, 2000, 2004, 2008, и 2012 гг. получали высокие оценки со стороны наблюдателей. Ныне Гана демонстрирует пример стабильности и демократического правления в Африке.
Однако демократия в Гане имеет свои проблемы: избиратели по-прежнему голосуют, глядя на этническую принадлежность кандидата, а не на сущность его политической программы.
Главный индикатором стабильного демократического устройства государства, по мнению многих исследователей, является развитие гражданского общества. Парламентское правление, как показывает опыт, эффективно только в развитом гражданском обществе и является его составляющей [7. С 189].
Впервые в истории Ганы по конституции создан Государственный совет, который призван оказывать президенту содействие в его работе.
Государственный совет формируется президентом в составе 25 человек, куда входят по одному представителю от всех 10 областей, 11 назначаемых членов, 3 члена верховного суда, начальник генерального штаба вооруженных сил и генеральный инспектор полиции, а также президент национальный палаты вождей [6. С 183]. По Конституции 1992 г. первые три парламента состояли из 200 членов, избираемых в 200 округах в десяти регионах страны в соответствии со статьей 93 (1) Конституции. Однако четвертый Парламент Четвертой республики, приведенный к присяге 7 января 2005 г., состоит из 230 членов, в силу принципа народного представительства через избирательные округа. Количество округов увеличилось и, как следствие, увеличилось количество мест в парламенте до 230.
В начале в Четвертой республики проводились дополнительные выборы, что сказалось на численности партий в парламенте. В первом парламенте дополнительные выборы проводились 4 раза, три из которых были выиграны НДЦ. Во втором парламенте дополнительные выборы проводились два раза, голоса были поделены между НДЦ и АЭС. Во время работы третьего парламента было семь дополнительных выборов, и все они были выиграны АЭС. АЭС и другие мелкие партии, не состоявшие в союзе с НДЦ, бойкотировали в 1992 г. парламентские выборы и были поэтому не представлены в парламенте. В конце работы первого парламента две партии, Национальное собрание партии (НП) и Народная партия (ПП), перестали существовать.
Парламент также осуществляет надзор за исполнительной властью, используя контроль мер в области политики через свои комитеты, призывая министров к отчетности перед парламентариями.
Кроме того, парламент одобряет или не одобряет кандидатов в президенты, назначение министров, председателя Верховного суда и других судей Верховного Суда, а также членов Государственного совета и других общественных учреждений, предусмотренных законом.
С успешным проведением в декабре 2004 г. выборов и инаугурации четвертого парламента демократия в Гане берет курс на развитие. С каждыми выборами парламент усиливается, используя прошлый опыт для координации действий и укрепления парламентских процедур. Тем не менее, устойчивая сила парламента, необходимая для того, чтобы он мог выполнять свои конституционные полномочия, зависит от того, сможет ли Гана осознать и принять в теории и на практике значение парламентской работы в национально-демократическом развитии.
Законодательную власть в Ганы осуществляет однопалатный парламент из 140 депутатов, избираемых всеобщих выборах прямым тайным голосованием сроком на четыре года. Некоторые высшие должностные лица назначаются в парламент президентом.
Таким образом, состав высшего законодательного органа страны достигает почти 200 человек. Концепция разделения властей должна была спасти население от исполнительного своеволия. Изречение, что «власть развращает, и абсолютная власть развращает абсолютно» также является аргументом в пользу разделения властей [14. P. 129—131].
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Конституции 1992 г. президент имеет право назначать большинство государственных министров из числа членов парламента (депутатов). Пункт 2 той же статьи гласит: «Президент назначает такое количество государственных министров, которые могут быть необходимы для эффективной работы государства». Это требование однозначно расстраивает работу парламента. Сочетание парламентских и министерских обязанностей, таким образом, происходит за счет парламентской работы.
В Конституции не указан потолок для числа министров, назначаемых правительством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Конституции 1992 г. президент назначает такое количество государственных министров, которые могут быть необходимы для эффективной работы государства. Можно утверждать, что отбираются самые лучшие люди для министерских назначений.
Таким образом, назначение большинства министров из числа парламентариев чрезмерно затрудняет их деятельность, и объединение министерских обязанностей и парламентских или законодательных обязанностей становится для многих непосильным трудом. Страна проигрывает, так как она, оказывается, лишена в некоторых случаях опытных парламентариев. А их участие совершенствует решения по законопроектам, и парламентские дебаты с их участием не только могут оживить парламент, но также гарантируют, что народ получает наилучшие законодательные решения.
В начале 90-х гг. правительству Ганы удалось осуществить главный переход от военного режима к гражданскому и, умело используя помощь Международного
валютного фонда и Всемирного банка, встать на путь демократизации общественной жизни и рыночных реформ в экономике.
Экономика страны с монокультурной структурой аграрно-сырьевого типа с относительно развитой горнодобывающей промышленностью с колониальных времен специализируется на выращивании и экспорте какао-бобов (55% стоимости экспорта). Кроме какао-бобов вывозились золото, технические алмазы, марганцевая руда, бокситы, древесина ценных пород.
За годы независимости значительно возросло производство продовольственных культур и добыча минерального сырья, получила развитие национальная обрабатывающая промышленность и энергетика, социальная инфраструктура. Увеличилась зависимость экономики от конъюнктуры мирового рынка. В 2008 г. объем ВВП по Паритетом покупательной способности (ППС) составил 34,52 млрд долларов; темп прироста ВВП: сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство 37,3%, промышленность и строительство — 25,3; сфера услуг — 37,4%. При частой смене режимов кардинально менялась стратегия экономического развития (в зависимости от политической ориентации руководства): от создания элементов «социалистического общества» до ориентации на свободный рынок (развитие национального предпринимательства и привлечение иностранного капитала).
На этом пути достигнуты заметные успехи. На протяжении последних 20 лет темпы экономического развития Ганы отличались большой устойчивостью, составляя 3—6% в год. По данным ВБ и Международной финансовой корпорации, Гана в 2005 г. заняла 9-е место среди 175 стран мира по инвестиционной привлекательности и темпам развития бизнеса.
Гана принадлежит к числу немногих стран Тропической Африки, где смена власти произошла путем свободных и справедливых выборов.
Признаки качественно демократического прогресса, который мы видим в Гане, обусловлен нескольким факторами. Во-первых, тот слой населения, который организовал первоначальный протест и сопротивление против военных режимов Роулинса, по-прежнему является борцом за демократию в Гане. Во-вторых, правящая партия остается открытой для плюрализма, несмотря на то, что не всегда привержена демократической практике, и наконец немалую роль сыграли международные факторы. Экономика Ганы во многом зависела от выбора политического курса, поскольку внешняя финансовая поддержка со стороны Запада была обусловлена сменой режима [2. С 678—679].
Что касается трудностей на пути еще низкого качества демократии в Гане, то здесь можно выделить четыре фактора: во-первых, многое обусловлено наследием авторитарного прошлого страны. Культура патернализма и терпимости к коррупции являются остатками от многих лет военно-авторитарного правления, второй фактор вытекает из недостатков Конституции. Это, в частности, касается разграничения функций законодательной и исполнительной власти, что усиливает роль президентства.
Третьим фактором, негативно влияющим на развитие демократических институтов в Гане, является отсутствие ресурсов для ряда политических организаций.
В частности, неравное финансирование ставит оппозиционные партии в невыгодное положение. Четвертое ограничение — «персонализация» политики. Многие жители Ганы всегда голосовали не за партийную программу, а за лидера.
За последние девять лет мирная передача власти в Гане после победы оппозиции на выборах в декабре 2008 г. — январе 2009 г. — редкий пример в истории демократического процесса в постколониальной Африке. Недовольство результатами выборов во многих странах континента вызывало волну насилия, нередко перерождавшуюся в гражданскую войну, несущую гибель людей и разрушения. В Гане обошлось без таких эксцессов [5].
Действующий президент Ганы Джон Драмани Махама победил в первом туре выборов главы государства. Оппозиция не признала итоги выборов и сегодня проведет съезд, чтобы определить свои дальнейшие действия. По итогам двухдневного голосования действующий президент Махама набрал 50,7% голосов, с небольшим отрывом обойдя своего главного конкурента, лидера оппозиционной Новой патриотической партии (НПП) Нана Акуфо-Аддо, получившего 47,7% голосов. «Основываясь на этих результатах всенародного волеизъявления, я объявляю о переизбрании президента на новый срок», — заявил глава Центризбиркома Ганы.
На президентское кресло претендовали еще шесть кандидатов, но никто из них не набрал даже 1% голосов. По законодательству Ганы, если один из кандидатов набирает более половины голосов, второй тур выборов не проводится.
Вопреки недовольству оппозиции международные наблюдатели назвали президентские выборы в Гане мирными, прозрачными и справедливыми. По словам экс-президента Нигерии Олусегуна Обасанджо, прибывшего в Гану во главе миссии наблюдателей Африканского союза, прошедшие выборы вполне могут стать образцом для других стран континента. «Благодаря этим выборам Гана добавила еще один прекрасный блок в политическое здание, построенное уже достаточно много лет назад», — подчеркнул он.
Одним из наиболее эффективных «строителей» этого здания был предыдущий президент Джон Атта Миллз, скончавшийся минувшим летом от рака. Именно в годы правления Миллза Гана стала крупным производителем нефти, а темпы роста ее ВВП достигали 12%. Президент США Барак Обама называл Миллза «ярым защитником прав человека и прав всех жителей Ганы».
Махама принял президентскую присягу 25 июля 2012 г. после кончины Мил-лза. До этого с 1 января 2009 г. он занимал пост вице-президента страны. Согласно Конституции, 54-летнему Махаме надлежало исполнять обязанности главы государства до истечения президентского срока Миллза, то есть до нынешних выборов.
«Можно надеяться, что Махама продолжит прежний курс — в Гане демократичная Конституция, нет цензуры, судебная власть независима, парламент многопартийный, с сильной оппозицией во главе с Новой патриотической партией. Эта партия формировала правительство Ганы на протяжении восьми лет до 2009 г., когда победу на выборах одержал Национальный демократический конгресс, — сказал Маргелов. — Гана — активный член движения „панафриканизма" и движения неприсоединения. Она стремится к лидерству в регионе. Экономика Ганы
усилиями ее руководства либерализуется, она занимает важное место в ЭКОВАС и успешно привлекает иностранные инвестиции» [8. C. 7].
Развитие демократии в Гане потребует конституционных и экономических реформ, а также изменений, как в деятельности элиты, так и в становлении новой политической культуры. Однако изменения в политическом поведении происходят медленно. Правительство и правящая партия должны вести борьбу с коррупцией и протекционизмом. В то же время они должны быть более терпимыми к проявлениям инакомыслия и плюрализма.
Становление демократических институтов будет зависеть от конституционной и правовой реформы. Конституционные изменения должны быть направлены на ограничение полномочий исполнительной власти и будут законодательно способствовать повышению роли парламента в политической жизни страны [17].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Африка в условиях смены парадигмы мирового развития. Москва, 24—26 мая 2011 года. Тезисы. — М., 2011.
[2] Африка. Энциклопедический справочник. — М., 2010.
[3] Африка в контексте формирования новой системы международных отношений. Материалы I Межвузовской научной конференции. — 30 марта 2012 г. — М.: РУДН, 2012.
[4] Гана. Справочник. — М.: Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 2001.
[5] Гана: 50-летие независимости: Куприянов // Азия и Африка. — 2007. — Июнь.
[6] Косухин Н.Д. Политология развития африканских стран: Учеб. пособие. — М.: РУДН, 2009.
[7] Нестабильность в Африке: уроки прошлого и современные процессы. — М., 2006.
[8] Паниев Ю. Советская аспирантура воспитала президента Ганы. Джон Драмани переизбран на новый срок // Независимая газета. — 11 декабря 2012 г.
[9] Политические партии современной Африки. Справочник. — М., 1998.
[10] Страны Африки 2002. Издание первое. — М., 2002.
[11] Татаринцев В.М. Африка: настоящее и будущее. — М., 2012.
[12] Тропическая Африка: от авторитаризма к политическому плюрализму. — Восточная литература, РАН, 1996.
[13] IX конференция Африканистов «Африка в контексте отношений север — юг» (Москва, 21—23 окт. 2002). Тезисы. — М., 2002.
[14] African Parliaments: between Governance and Government / ed. by M.A. Mohamed Salih. — NY., 2005.
[15] Bratton M., Lewis P., Gyimah-Boadi E. Political Reform In Africa, Attitudes To Democracy And Markets In Ghana. — October 1999 // Afrobarometer. — № 2. URL: http://afrobarometer.org/ results/results-by-country-a-m/ghana
[16] Constitution of the Federal Republic of Ghana. — Accra, 1992.
[17] Democratization in Africa: What Progress toward Institutionalization? // Ghana Center for Democratic Development, 4—6 October 2007. URL: http://www.fas.org/irp/nic/african_democ_ 2008.pdf
[18] Minion K., Morrison С. Political Parties in Ghana through Four Republics: A Path to Democratic Consolidation. — 2004.
[19] Mohamed Salih M.A. The Changing Governance Role of African Parliaments. — The Department of Political science, University of Leiden Institute of social studies, The Hague, Netherlands, 2005.
BecTHHK Py^H, cepua Поnитоnогин, 2013, № 4
REFERENCES
[1] Afrika v uslovijah smeny paradigmy mirovogo razvitija. Moskva, 24—26 maja 2011 goda. Te-zisy. Moscow, 2011.
[2] Afrika. Jenciklopedicheskij spravochnik. Moscow, 2010.
[3] Afrika v kontekste formirovanija novoj sistemy mezhdunarodnyh otnoshenij. Materialy I Mezh-vuzovskoj nauchnoj konferencii, 30 marta 2012 g. Moscow, RUDN, 2012.
[4] Gana. Spravochnik. Moscow, Izdatel'skaja firma «Vostochnaja literatura». RAN, 2001.
[5] Gana: 50-letie nezavisimosti: Kuprijanov. Azija i Afrika, 2007, Ijun'.
[6] Kosuhin, N.D., Politologija razvitija afrikanskih stran: Uchebnoe Posobie. Moscow, RUDN, 2009.
[7] Nestabil'nost' v Afrike: uroki proshlogo i sovremennye processy. Moscow, 2006.
[8] Paniev, Ju., Sovetskaja aspirantura vospitala prezidenta Gany. Dzhon Dramani pereizbran na novyj srok. Nezavisimaja Gazeta, Vtornik 11 dekabrja 2012.
[9] Politicheskie partii sovremennoj Afriki. Spravochnik. Moscow, 1998.
[10] Strany Afriki 2002. Izdanie pervoe. Moscow, 2002.
[11] Tatarincev, V.M., Afrika: nastojashhee i budushhee. Moscow, 2012.
[12] Tropicheskaja Afrika: ot avtoritarizma k politicheskomu pljuralizmu. Vostochnaja literatura, RAN, 1996.
[13] IX konferencija Afrikanistov. "Afrika v kontekste otnoshenij sever — jug" (Moskva, 21—23 okt. 2002). Tezisy. Moscow, 2002. African Parliaments: between Governance and Government / ed. by M.A. Mohamed Salih. NY., 2005.
[14] Bratton, M., Lewis, P., Gyimah-Boadi, E., Political Reform In Africa, Attitudes To Democracy And Markets In Ghana, October 1999. Afrobarometer, № 2, Available at: http://afrobarometer.org/ results/results-by-country-a-m/ghana
[15] Constitution of the Federal Republic of Ghana. Accra, 1992.
[16] Democratization in Africa: What Progress toward Institutionalization? // Ghana Center for Democratic Development, 4—6 October 2007, Available at: http://www.fas.org/irp/nic/african_ democ_2008.pdf
[ 17] Minion, K., Morrison, C., Political Parties in Ghana through Four Republics: A Path to Democratic Consolidation, 2004.
[18] Mohamed Salih, M.A., The Changing Governance Role of African Parliaments. The Department of Political science, University of Leiden Institute of social studies, The Hague, Netherlands, 2005.
THE FORMATION OF CIVIL GOVERNANCE AND THE TRANSITION TO DEMOCRACY IN THE REPUBLIC OF GHANA
E.N. Kenneth
The Department of Political Science People's Friendship University of Russia Mikluho-Maklaya str., 10a, Moscow, Russia, 117198
The article analyzes the formation of civil governance, social economic reform and the transition to democracy in the Republic of Ghana.
Key words: coup d'état, military, transformation, democracy, economy and transition.