Научная статья на тему '2002. 03. 024. Хейнс Дж. "ограниченная" демократия в Гане и Уганде. Что важнее для Запада: стабильность или политическая свобода? Haynes J. 'limited' democracy in Ghana and Uganda. What is more important to International actors: stability or political freedom? // J. of contemporary African studies. Pretoria, 2001. Vol. 19, № 2. P. 183-205'

2002. 03. 024. Хейнс Дж. "ограниченная" демократия в Гане и Уганде. Что важнее для Запада: стабильность или политическая свобода? Haynes J. 'limited' democracy in Ghana and Uganda. What is more important to International actors: stability or political freedom? // J. of contemporary African studies. Pretoria, 2001. Vol. 19, № 2. P. 183-205 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 03. 024. Хейнс Дж. "ограниченная" демократия в Гане и Уганде. Что важнее для Запада: стабильность или политическая свобода? Haynes J. 'limited' democracy in Ghana and Uganda. What is more important to International actors: stability or political freedom? // J. of contemporary African studies. Pretoria, 2001. Vol. 19, № 2. P. 183-205»

2002.03.024. ХЕЙНС Дж. «ОГРАНИЧЕННАЯ» ДЕМОКРАТИЯ В ГАНЕ И УГАНДЕ. ЧТО ВАЖНЕЕ ДЛЯ ЗАПАДА: СТАБИЛЬНОСТЬ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА?

Haynes J. 'Limited' democracy in Ghana and Uganda. What is more important to international actors: stability or political freedom? // J. of contemporary African studies. - Pretoria, 2001. - Vol. 19, № 2. - P.183-205.

До начала 1990-х гг. немногие из стран Тропической Африки имели правительства, избранные демократическим путем. Авторитарные режимы были явно неспособны преодолеть экономические и политические кризисы. Некоторые правительства создали систему так называемой ограниченной демократии, в частности, подобная система была реализована в Гане и Уганде после многолетних внутренних конфликтов и военных режимов. В 1980-1990-ых гг. обе страны сумели достигнуть политической стабильности. В Уганде этот успех был связан с именем Президента Йовери Мусевени, пришедшего к власти в 1986 г., в Гане - с именем Президента Ганы Джерри Роулингса, пришедшего к власти в 1981 г. после очередного военного переворота.

Лидеры обеих стран до начала 1990-ых гг. выступали против многопартийности. В 1992 г. Правительство Ганы решилось на введение многопартийной системы, а в Уганде уникальная «беспартийная» система существует до сих пор. Мусевени полагал, что у демократической системы больше недостатков, чем достоинств. Он отмечал, что в прошлом при попытке ее введения партии почти полностью основывались на региональной, этнической или религиозной базе.

Относительно причин, вызвавших введение «ограниченной» демократии в Гане и Уганде, существуют два противоположных мнения. Одни делают упор на внутренних причинах: это - нелегитимность авторитарных правительств; экономический кризис; наличие оппозиции. Другие усматривают, прежде всего, внешнее влияние: до распада СССР любому африканскому режиму было достаточно объявить себя «антикоммунистическим», чтобы получить помощь Запада, но в 1990-х гг. такая помощь предоставлялась уже только при условии демократизации государства. Западные эксперты указывали, что экономический кризис - это следствие недостатка демократических свобод.

В Гане демократические реформы начались в 1992 г. после проведения референдума по вопросу политическом переустройстве страны и последовавших за ним президентских и парламентских выборов. Успешные политические преобразования в Нигерии убедили Президента Ганы в том, что лучше провести политические изменения сверху, чем прийти к неуправляемому развитию событий, как это произошло в Румынии и

ГДР. Вполне очевидная выгода заключалась в увеличении инвестиций в случае введения демократической системы. Роулингс был уверен в том, что останется у власти: снятие запрета на политические партии незадолго до выборов обеспечило победу его партии - Временному Национальному Демократическому Конгрессу (ВНДК).

Оппозиция в Гане недооценила влияние политической и экономической стабильности на политические предпочтения избирателей. Сразу же после официального разрешения политических партий произошел раскол объединенной оппозиции - Движения за Свободу и Правосудие. Разрозненность оппозиции на президентских выборах лишь увеличила и без того большие шансы Роулингса на победу, а бойкот ею парламентских выборов - победу ВНДК. Поскольку в результате бойкота выборов 1992 г. оппозиция не была представлена в парламенте до выборов 1996 г., де-факто многопартийность в Гане возникла лишь во второй половине 1990-х гг.

Демократические преобразования в Гане проводились и контролировались официальными властями, внедрялись постепенно ради достижения целей, заранее определенных правящим режимом. Сделав процесс демократизации контролируемым, как в Кении и Буркина-Фасо, авторитарный режим Роулингса сумел преобразоваться в законно избранное правительство и представительские органы власти.

В Уганде Мусевени, придя к власти, провозгласил «беспартийную» демократию, известную как «систему движения», Законным представителем народа признавалось только Национальное Движение Сопротивления (НДС), возглавляемое самим Мусевени. Другие партии - Народный Конгресс Уганды, Демократическая Партия, Консервативная Партия - не были запрещены, но они были лишены права выдвигать собственных кандидатов. Президент подчеркивал, что НДС является не партией, а движением, которое может требовать лояльности и поддержки от всех граждан. В основе «системы движения» заложены следующие принципы: суверен власти - народ, он формирует политическое руководство и определяет его политику; граждане избираются в политические учреждения в соответствии со своими заслугами; руководящие должности доступны для всех граждан; поощряется культура толерантности; решения принимаются путем обсуждения, а не «продавливания»; участие и консолидация предпочтительнее конфронтации; политическая система прозрачна; в политической жизни участвуют все граждане (с. 199-200).

В начале 1990 гг. Уганда, как и Гана, осуществила переход к «ограниченной» демократии. В 1989 и 1992 гг. были проведены выборы различного уровня. Конституция предусматривала временный запрет на дея-

тельность политических партий вплоть до референдума по этому вопросу в 2000 г. Подобно Роулингсу в Гане Мусевени выиграл президентские выборы в 1996 г. с большим отрывом от своего основного соперника, получив 70% голосов избирателей, а возглавляемое им НДС одержало убедительную победу на выборах в Парламент в 1996 г. В июне 2000 г. прошел референдум, участники которого (91%) высказались за сохранение «беспартийной» системы, однако в референдуме приняли участие только 50% граждан, имеющих право голоса. Автор считает, что введение «беспартийной» системы можно рассматривать и как искреннее желание Мусевени от трибализма и нового раскола, и как ход опытного игрока в борьбе за власть (с. 202).

Он не мог не учитывать, что Запад не будет настаивать на многопартийной системе, так как для него важнее всего была политическая и экономическая стабильность, уже достигнутая в Уганде и столь нехарактерной для Восточной Африки. Получив финансовую поддержку из-за рубежа, режим Мусевени мог проводить экономические преобразования. Тем не менее, полное дипломатическое сближение не произошло: Мусевени настаивал на том, что инвестиции с Запада должны рассматриваться как компенсация ущерба, причиненного бывшими колониальными державами в ходе работорговли и эксплуатации природных ресурсов Африки. В то же время, подобно лидеру Ганы, Мусевени сознавал, что восстановить разрушенную экономику невозможно без значительной помощи извне. В данном случае принятие экономической стратегии, одобренной Западом, явилось компенсацией западным инвесторам за отсутствие демократического режима государства.

Разница в предварительных политических требованиях Запада к Гане и Уганде объясняется региональными особенностями стран. Если Гана, расположенная в относительно стабильной Западной Африке, получила свою долю инвестиций за создание многопартийной системы, то в случае с Угандой Запад вполне удовлетворился созданием «острова» стабильности в политически неустойчивой Восточной Африке (с. 201).

В.С. Олишевко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.