Власть
2002.04.033. ЛУМУМБА-КАСОНГО Т. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, КАПИТАЛИЗМ, ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ПОИСКИ НОВЫХ ПАРАДИГМ РАЗВИТИЯ В АФРИКЕ.
LUMUMBA-KASONGO T. Globalization, capitalism, liberal democracy and the search for new development paradigms in Africa. - Harare: AAPS, 2001. - 28 p. - (Occasional paper ser./Afr. assoc. of polit. science (AAPS); Vol.5, N 1). - Bibliogr.: p. 26-28.
Автор (старший научный сотрудник Института развития Африки) исследует первые последствия глобализации и ускоренного внедрения ее главных составляющих - капитализма и либеральной демократии для современной Африки.
В течение десятилетий западные эксперты навязывают странам Африки различные стратегии развития, мало отвечающие африканским условиям. Неудивительно, что итоги независимого развития Африки неудовлетворительны. Как считает нигерийский политолог К. Аке, «африканские экономики стагнируют или регрессируют. У большинства африканцев реальные доходы ниже, чем два десятилетия назад; состояние их здоровья ухудшается, широко распространенно недоедание, инфраструктура и некоторые социальные институты разрушаются» (с.4).
После обретения независимости, несмотря на принятые либеральные конституции, доминирующей моделью развития стала этатистская модель. Государство объявлялось мотором развития и активно вмешивалось во все сферы жизни. Его идеологией стала причудливая смесь национализма и социализма. Государственное планирование и однопартийные режимы определяли политический ландшафт Африки. К концу 70-х годов стал очевидным кризис этих моделей. «Реструктурирование африканских экономик стало неотложной необходимостью развития» (с .13).
С начала 80-х годов и особенно после распада СССР, когда большинство стран Африки приняло программы структурных реформ, предложенных Мировым банком и МВФ, либеральная идеология, основанная на догмах либерального капитализма и либеральной демократии, определяет как официальный дискурс, так и всю политическую жизнь современной Африки.
Главная цель структурных реформ - всемерно способствовать развитию частного сектора, свободного рынка и полной интеграции Африки в мировую экономику на условиях, предлагаемых Западом.
Реформы предусматривают: уменьшение роли государства в экономике, либерализацию торговли и финансов, приватизацию госсектора, установление рыночного валютного курса и рыночных банковских процентных ставок, а также институционные реформы.
Однако экономические реформы не приводят к возникновению и росту а Африке «нормального» капитализма, а лишь ослабляют африканское государство, и приводят к упадку среднего класса и массовому росту неформального сектора. Использование преимуществ свободной торговли - главного лозунга глобализации - для Африки также проблематично, поскольку на мировом рынке доминируют крупнейшие державы мира. Цены на товары африканского экспорта, состоящего в основном из минерального и сельскохозяйственного сырья, постоянно падают, что является одной из главных причин экономического кризиса. Доля африканского экспорта в мировой торговли сократилась с 2,4% в 1970 до 1,4% в 1990 г. (с.24). В то время как Европа объединяется, Африка балканизируется. Одна из серьезных проблем Африки -- слабое развитие регионального сотрудничества и отсутствие у правящих африканских элит четкой стратегии и государственной политики в сфере международной и межафриканской торговли. В более широком плане одна из главных причин нынешнего социально-экономического и политического кризиса в Африке -- эгоизм правящего класса, отсутствие у него общегосударственных и национальных интересов. В большинстве случаев это был компрадорский класс (с.9). Каковы общие предварительные результаты реализации структурных экономических и политических реформ в Африке?
Хотя либеральная демократия пока еще не укоренилась в африканской политической культуре, президентские и парламентские выборы стали обычной практикой во многих странах. В парламентах ряда африканских стран идут дискуссии о программе структурных реформ. Роль парламента в формировании государственной политики пока ограничена, тем не менее есть много признаков того, что 1) парламентская демократия в Африке становится более зрелой; 2) программы структурных реформ становятся органической частью национальной или государственной политики; 3) парламентские дебаты становятся нормой в частности при обсуждении вопроса о получении и распределении ресурсов, предоставляемых международными финансовыми институтами; 4) правительство стремится укрепить свой демократический образ, особенно в отношениях с внутренней оппозицией (с.20).
Все это составляет позитив (хотя скорее символический) проводимых политических реформ.
В то же время социально-экономическая ситуация в большинстве африканских стран ухудшилась. Большинство людей видит единственное решение своих проблем: покинуть госсектор и войти в неформальный сектор. Такой шаг «вызван фрустрацией, а не является сознательным политическим актом, как утверждают сторонники либеральной демократии. Люди, которые голодают, не имеют жилья и не могут послать своих детей в школу, не хотят поддерживать либеральную демократию. Степень их политической мотивации и лояльность системе низки. Либеральная демократия в рамках проводимых программ структурных реформ не занимается, как это следовало бы, проблемой бедности в Африке. Говорят о смягчении бедности, но не об ее искоренении. Сторонники либеральной демократии прокламируют в качестве императивов выборы и политический плюрализм, но не показывают, как они будут бороться с бедностью. А бедность -- враг номер один демократии в Африке» (с.21).
На Западе важнейшей чертой либеральной демократии является соблюдение закона, процедур и установленных норм. Характерная черта современных африканских политических систем - это повсеместное нарушение законов и правил.
Один из важнейших принципов либеральной демократии -многопартийность и партийная конкуренция. Многие африканские правительства восприняли этот принцип формально. Там, где многопартийность существует, правящая партия, как правило, имеет монополию над политическими и экономическими ресурсами и использует их в своих интересах. Некоторые африканские лидеры (например, Мусевени в Уганде, Кагаме в Руанде) не принимают принцип многопартийности как обязательный атрибут и инструмент демократии. Мусевени постоянно утверждает, что демократия возможна и без многопартийности. Это воспринимается в некоторых кругах мирового общественного мнения как "революционная альтернатива" западной системе правления. "Хотя многопартийность, основанная на четкой идеологии, может преодолеть этничность, многие воспринимают ее как потенциальный или реальный источник конфликтов, особенно этнических конфликтов» (с.21).
Кроме того, следует учитывать и высокие финансовые затраты на поддержание многопартийной системы. За исключением Нигерии и Южной Африки, где оппозиционные партии имеют солидную финансовую базу, (среди их членов и спонсоров много миллионеров),
лидеры и члены большинства оппозиционных партий в Африке представляют чрезвычайно ослабевший средний класс. Численность люмпен-интеллектуалов растет в большинстве африканских стран. В условиях крупномасштабного экономического кризиса лишь немногие оппозиционные партии могут выжить самостоятельно.
Автор также считает, что один из важных атрибутов западной демократии - личностная конкуренция - слабо внедряется на современном политическом «рынке Африки, так как, во-первых, в рамках африканских культур общество не ценит и не уважает индивидуальных достижений, служащих лишь личным интересам, и во-вторых, политический либерализм пока еще не укоренился в африканской политической мысли... Конкуренция в ряде случаев воспринимается как угроза социальной гармонии» (с.22-23).
Автор делает вывод, что «глобализация маргинализирует Африку и не может создать в Африке капитализм и либеральную демократию в том виде, как они существуют в Европе и Северной Америке». В Африке продолжает функционировать «периферийное капиталистическое государство, которое упорно борется за сохранение своей власти в условиях либеральной демократии» (с.25).
Некоторые ученые считают, что альтернативной моделью развития может стать резко усилившийся за последние 10-15 лет неформальный сектор1-1.
Лумумба-Касонго считает, что «поиск прогрессивных парадигм развития, которые помогут Африке достичь социального прогресса должен оставаться приоритетной задачей африканской общественной науки» (с.7).
Ю.И.Комар
1) См., напр., Ela J.-M. Innovations sociales et Renaissance de ¡"Afrique noire. Les defis du monde d"en-bas. - Montreal-Paris; 1998.