Научная статья на тему '2003. 01. 016. Ругумаму С. М. Глобализация и будущее Африки: к структурной стабильности, интеграции и устойчивому развитию. Rugumamu S. M. globalization and Africa's future: towards structural stability, integration A. sustainable development. Harare: AAPS, 2001. 92 P. (occasional paper ser. / Afr. Аssoc. Оf polit. Science (AAPS); Vol. 5, n 2). Bibliogr. : P. 8090'

2003. 01. 016. Ругумаму С. М. Глобализация и будущее Африки: к структурной стабильности, интеграции и устойчивому развитию. Rugumamu S. M. globalization and Africa's future: towards structural stability, integration A. sustainable development. Harare: AAPS, 2001. 92 P. (occasional paper ser. / Afr. Аssoc. Оf polit. Science (AAPS); Vol. 5, n 2). Bibliogr. : P. 8090 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ И АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / РЕГИОНАЛИЗМ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комар Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 01. 016. Ругумаму С. М. Глобализация и будущее Африки: к структурной стабильности, интеграции и устойчивому развитию. Rugumamu S. M. globalization and Africa's future: towards structural stability, integration A. sustainable development. Harare: AAPS, 2001. 92 P. (occasional paper ser. / Afr. Аssoc. Оf polit. Science (AAPS); Vol. 5, n 2). Bibliogr. : P. 8090»

ЭКОНОМИКА

2003.01.016. РУГУМАМУ С.М. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И БУДУЩЕЕ АФРИКИ: К СТРУКТУРНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ, ИНТЕГРАЦИИ И УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ.

RUGUMAMU S.M. Globalization and Africa's future: Towards structural stability, integration a. sustainable development. - Harare: AAPS, 2001. - 92 p. - (Occasional paper ser./ Afr. assoc. of polit. science (AAPS); Vol. 5, N 2).

- Bibliogr.: p.80-90.

С.Ругумаму (профессор экономики в университете Дарэс-Салама, Танзания, и исполнительный секретарь Африканской ассоциации политических наук) анализирует влияние глобализации на экономическое развитие Африки, ее роль в мировой экономике и исследует возможные варианты ее будущего развития.

Глобализация - это многосторонний феномен, имеющий много значений. Поэтому единого общепринятого определения глобализации не существует. Апологеты глобализации утверждают, что глобализация -это неизбежный, неотвратимый процесс, инициируемый и управляемый имманентными законами рынка и научным и технологическим прогрессом. На практике это означает полную свободу действий транснациональных корпораций1), беспрепятственное движение информации, капитала и труда. Пример глобализированного рынка -финансы, а глобализированного промышленного рынка - это производство автомобилей и бытовой электроники. Источником сравнительных преимуществ в эпоху глобализации становятся капитал, знания, опыт и новейшие наукоемкие технологии.

Идеологией глобализации стал неолиберализм, оттеснивший на Западе на второй план кейнсианство. Цель новой монетаристской и неолиберальной политики - повысить норму прибыли путем сокращения социальных расходов, стоимости труда, открывая новые рынки расширения свободы торговли и глобализации рынков. Идеологи либерализма утверждают, что не существует альтернативы рациональности и эффективности рынка. По словам Ф.Фукуямы, "Триумф Запада, западной идеи

- это прежде всего очевидное полное поражение системных альтернатив западному либерализму" (с.20). Согласно этому тезису, "единственная

1)1 В середине 90-х годов 37 тыс. транснациональных корпораций и их 20 тыс. филиалов контролировали 75% мировой торговли товарами и услугами. Треть этой торговли приходилась на внутрифирменную торговлю (с.79).

надежда для остального мира - возможно более высокими темпами копировать опыт наиболее успешных стран и отказаться от всех альтернативных идей, подходов и решений. Дерегуляция рынков и цен, приватизация, ограничение вмешательства государства и либерализация торговли становятся обязательной политикой, которая, как ожидается, повысит эффективность и благосостояние всех стран. Глобализированная экономика подрывает самостоятельность национальной экономики и национальной стратегии экономического развития. При этих обстоятельствах возможности африканских стран создать и удержать свои собственные экономические ниши представляются по нынешней мере весьма ограниченными" (с.20-21).

В Африке "неолиберальная ортодоксия стала ныне единственный моделью развития и мобилизующей идеологии" (с.20). Важно при этом отметить, что социальная и экономическая реструктуризация западных экономик в 70-е и 80-е годы была итогом сознательных усилий общества и государства, в то время как "стратегия и политика структурных реформ в африканских странах были навязаны извне международными донорами и финансовыми институтами. Такое вмешательство иностранных организаций в формулирование внутренней политики Африки является беспрецедентным с колониальных времен" (с.20).

Многочисленные критики глобализации утверждают, что "глобализация - это не надчеловеческий процесс, порождаемый абстрактными и неуправляемыми рыночными силами или неконтролируемыми технологиями, а социетальный феномен, управляемый и формируемый национальными транснациональными и международными игроками" (с .17).

Глобализация не приводит к массивному трансферту инвестиций и новейших технологий из развитых государств в развивающиеся страны. Прямые иностранные инвестиции, передовые технологии и производства концентрируется и перемещаются преимущественно в рамках развитых экономик Европейского союза, Северной Америки и Японии. Экономический, технологический разрыв между развитым и развивающимся миром увеличивается в процессе глобализации. По оценке доклада ООН, глобализация - это "не игра с позитивным результатом, а скорее обоюдоострый меч.., с победителями и проигравшими" (с.19), причем в выигрыше, как правило, остаются развитые и богатые страны, а в проигрыше — слаборазвитые и бедные.

Глобализация, поляризующая и маргинализирующая многие страны, отрасли, сектора экономик, активизирует оппозиционные силы, что ведет к раздробленности мира. Она проявляется двояко: с одной стороны, усиливаются дезинтеграция, автаркия, замкнутость и изоляционизм, с другой — набирают силу национализм, регионализм, сепаратизм. Эти антисистемные силы могут предпринимать различные коллективные действия, несущие в себе большой разрушительный потенциал. Во-первых, укрепляется криминальная экономика (производство и торговля наркотиками, оружием, людьми и человеческими органами). Во-вторых, идет рост насилия (коллективного и индивидуального), особенно в городах Юга. В Африке массовая фрустрация в результате дезинтеграиции экономики и общества часто выражается в этнических конфликтах, кровавых гражданских войнах и коллапсе государств. В третьих, наблюдается подъем религиозного фундаментализма, тесно связанного с терроризмом.

Африка больше других регионов мира проиграла в процессе глобализации. Во всех ее сферах она занимает маргинальное положение, усиливается ее геополитическая и дипломатическая изоляция.

Холодная война создавала африканским странам достаточное дипломатическое и политическое пространство для формулирования защиты своих национальных интересов. "Советский Союз был относительно надежным союзником Африки в ее борьбе против империалистической эксплуатации, несправедливости и иностранного господства. Благодаря поддержке социалистических стран голос Африки был слышен в ООН и на других мировых форумах. За голосами африканских стран охотились" (с.28-29).

После окончания холодной войны и распада СССР геополитическое и геостратегическое значение Африки заметно снизилось, основные действующие лица мировой политики утрачивают интерес к Африке, ее проблемы сходят с повестки дня и периферизируются. "В последние годы развивается отчетливая тенденция к дипломатической изоляции африканского континента" (с.29).

После провала операции ООН в Сомали Запад отказался от прямого участия в урегулировании африканских вооруженных конфликтов. В западном общественном мнении формулируется устойчивый синдром "афропессимизма". США рекомендуют ОАЕ создать при финансовой и технической поддержке Запада собственные коллективные вооруженные силы быстрого реагирования для разрешения возникающих в Африке конфликтов. Эта идея была с энтузиазмом поддержана Европой, особен-

но Францией и Великобританией. Таким образом, в вопросах безопасности Африка "предоставлена самой себе" (с.31).

Глобализация имеет отчетливо выраженный региональный характер. Наибольший прогресс региональной интеграции отмечается в зоне развитых стран - Европейский Союз, Североамериканская зона свободной торговли, а также в Азиатской зоне свободной торговли. В этой триаде сконцентрированы основные мировые ресурсы (81% всех мировых инвестиций) и наукоемкие передовые технологии.

В Африке итоги деятельности многочисленных субрегиональных экономических объединений явно неудовлетворительны. Доля межафриканской торговли, хотя и выросла за последние 30 лет, не превышает 68% (с.23). Такие слабые итоги межафриканского сотрудничества и интеграции объясняются структурными факторами: конкурирующим характером отсталых, низкодоходных и небольших монокультурных экономик с промышленным и финансовым секторами и неразвитой внутригосударственной и межгосударственной транспортной и коммуникационной инфраструктурой. Помимо экономических причин, экономической интеграции Африки препятствуют неблагоприятные политические факторы: в 70-е и 80-е годы большая часть Африки была охвачена межгосударственными конфликтами и разрушительными гражданскими войнами, подрывавшими легитимность и дееспособность африканских государств.

Наукоемкие и информационные технологии образуют сегодня ядро экономики развитых стран.

Революция в информационных технологиях позволила создать новую мировую информационную экономику, в которой международное разделение труда во все возрастающей степени базируется на способности создавать новые знания и применять их через посредство информационных и телекоммуникационных технологий в различных сферах человеческой деятельности. В наше время информационные технологии и способность использовать и адаптировать их становятся решающим фактором производства и приобретения богатства, власти и знаний. "Страны и фирмы, лишенные доступа к современным телекоммуникационным системам, не могут эффективно участвовать в новой глобальной экономике. Африка не только наименее компьютеризированный регион в мире, но она не имеет даже минимальной инфраструктуры, необходимой для пользования компьютерами. По данным ООН, коммерческое потребление электричества в Африке в 1971-1993 гг. выросло с 251 до 288 квт. на душу населения, в то время как в других развивающихся странах оно

более чем удвоилось - с 255 до 536 квт. на душу населения, а в развитых странах этот показатель составил 4589 квт. Африка обладает лишь 2% мирового парка телефонов (в расчете на 1000 жителей). Наряду с отставанием физической инфраструктуры полностью неадекватной остается профессиональная подготовка населения к пользованию информационными технологиями" (с. 27).

Не готова Африка и к участию в биотехнологической революции с использованием генной инженерии, на базе которой производятся заменители натуральных продуктов, что составляет потенциальную угрозу традиционному африканскому экспорту натуральной сельскохозяйственной продукции.

Официальная помощь странам Африки южнее Сахары в 90-е годы сокращается. В 1990-1996 гг. она уменьшилась более чем на 20% — с 13,9 млрд. до 10,7 млрд. долл., хотя потребность Африки в иностранной помощи и остается очень высокой. Доля иностранной помощи в ВНП составляет в среднем в странах Африки южнее Сахары 5% — наиболее высокий показатель среди развивающихся стран (с. 33). Меняется характер и сфера приложения официальной помощи: сокращается помощь на реализацию конкретных экономических проектов и программы структурных реформ и увеличивается гуманитарная помощь и финансирование операций по урегулированию конфликтов.

Сокращение официальной помощи и изменение ее структуры связаны с пересмотром на Западе ее концепции: признается, что она малоэффективна и должна быть постепенно заменена на прямые частные инвестиции. Такие инвестиции считаются одной из главных движущих сил процесса глобализации, но они минуют Африку, поскольку она имеет репутацию самого рискованного для капиталовложений региона мира. В то время как общий объем прямых иностранных инвестиций в 1995 г. по сравнению с серединой 80-х годов вырос в 6 раз, в группе развивающихся стран - в 4 раза, в Африке он увеличился только в 2 раза и составил в среднем 6 млрд. долл. в год. Доля Африки в общем потоке иностранных инвестиций в развивающиеся страны сократилась с 11% в 1976-1980 гг. до 9% в 1981-1985 гг., 5% в 1991-1995 гг. и 4% в 1996-1997 гг. - наименьшая доля из всех регионов мира (с.38).

Одновременно общий внешний долг континента вырос в 19801997 гг. почти в 3 раза - с 111 млрд. в 1980 г. до 310 млрд. долл. в 1997 г. Его доля по отношению к ВВП поднялась с 14,5% в 1971 г. до 67,5% в 1997 г. (с.40). Задолженность стран Африки южнее Сахары, где, по оценке ООН, сосредоточено большинство самых бедных стран мира,

сосредоточено большинство самых бедных стран мира, возросла более чем в 3,6 раза - с 60 млрд. долл. в 1980 г. до 219 млрд. долл. в 1997 г. Ежегодное обслуживание долга поглощает более 25% их национальных бюджетов (с. 40). Чрезмерное бремя внешнего долга серьезно затрудняет экономическое развитие Африки и ухудшает бедственное положение ее населения.

Рост мировой торговли - важный фактор и показатель глобализации. Однако, как и инвестиции, она в основном концентрируется в триаде региональных блоков, объединяющих преимущественно развитые страны. Доля экспорта Африки южнее Сахары в мировом экспорте сократилась за последние 35-40 лет с 3,1% в 1965 до менее 1% в 90-е годы, что означает потери в размере 65 млрд. долл. ежегодно в текущих ценах (с.43). Доля Африки в мировом экспорте промышленных товаров практически равна нулю (с. 42-43).

Основные причины такого положения существенное изменение структуры мировой торговли - падение доли сырья и повышение доли промышленных товаров и особенно наукоемких и информационных технологий. В африканском же экспорте преобладает сельскохозяйственная продукция, у нефтедобывающих африканских стран - нефть. Кроме того, возрастает конкуренция со стороны других регионов, а также заменителей натурального сырья. Негативное влияние на африканскую торговлю оказывает и либерализация международной торговли, приведшая к постепенной утрате Африкой своих преференций на европейском рынке, предусмотренных Ломейскими соглашениями.

Принятие ВТО правил и норм, связанных с соблюдением прав на интеллектуальную собственность, значительно увеличивает стоимость трансферта новых технологий, что препятствует процессу инноваций в африканских странах.

В связи с глобализацией возрастает миграция рабочей силы. По данным ООН, насчитывается 125 млн. мигрантов, живущих за пределами своих родных стран. Однако в то же время международный рынок труда - один из наиболее жестко регулируемых рынков, особенно в странах Запада. Поэтому Африка, как и другие регионы Юга, обладая практически неограниченными возможностями и сравнительными преимуществами на рынке рабочей силы (особенно его неквалифицированного сегмента), не могут в полной мере воспользоваться своими сравнительными преимуществами и получить дополнительные валютные доходы из-за строгой иммиграционной политики развитых государств.

Ругумаму считает, чтобы лучше защищать свои интересы и повысить свою роль в мире в условиях глобализации, Африка должна действовать в международных делах как единое целое и говорить в международных организациях одним коллективным голосом. Для этого ей необходимо развивать ускоренными темпами региональную экономическую интеграцию.

С учетом нынешней геополитической и экономической ситуации автор предлагает три возможных сценария развития Африки.

1. Сохранение неустойчивого статуса-кво - "наименее предпочтительный, но наиболее вероятный вариант" (с.56). В процессе глобализации создаются и укрепляются три региональных центра власти, богатства и современных технологий - Северная Америка, Европейский союз и Азиатско-Тихоокеанский регион, остальной мир группируется в "иерархическую и асимметрически взаимозависимую сеть" вокруг этих полюсов развития. Правящие классы Африки продолжают реализовывать политику, программы и предписания МВФ и Мирового банка. "Такая политика приведет Африку к еще более глубокой экономической стагнации и возрастанию системных рисков, а также к ускорению процесса ее маргинализации" (с. 51).

Экономическое значение Африки для ЕС будет снижаться, соответственно будет уменьшаться его реальный интерес к сохранению "специальных отношений" с Африкой. Под давлением ВТО ЕС будет постепенно, но неотвратимо отменять торговые преференции, которыми африканские страны пользуются уже более трех десятилетий после заключения Ломейских соглашений. Объемы государственной помощи Запада будут сокращаться из-за уверенности, что государственная помощь неэффективна и должна быть заменена прямыми частными инвестициями. Но последние вряд ли потекут в Африку при нынешнем неблагоприятном инвестиционном климате. Для большинства бизнесменов Африка - это, "бездонная черная дыра, безвозвратно поглощающая вложенные деньги" (с. 52).

Траектория развития конкретной африканской страны будет определяться соотношением внутренних политических и экономических сил. При этом роль государства будет определяющей. Очень немногие африканские страны смогут воспользоваться процессом глобализации производства. Лишь Ботсвана, Египет, Маврикий, Сенегал, Тунис и Южная Африка могут стать специализированными центрами промышленного производства, например, автомобильных моторов, полупроводников для

бытовой электроники и т.п. Однако развитие, основанное на дешевом труде и низких производственных издержках, не является устойчивым и долгосрочным.

Маловероятно, что развитые страны в обозримом будущем отменят тарифные и нетарифные барьеры на ввоз текстиля, одежды и других экспортных товаров из развивающихся стран; напротив, можно предвидеть, что под давлением внутренних мощных лобби страны Запада будут широко применять антидемпинговые процедуры, экспортные квоты и различного рода соглашения по ограничению экспорта тех и иных товаров. Поэтому ожидания африканских стран (особенно тех, кто не добывает нефть) увеличить свои доходы от роста экспорта вряд ли сбудутся.

Долговое бремя будет продолжать оказывать разрушительное воздействие на экономику большинства африканских государств. Используя финансовую задолженность африканских государств и коррумпированность их правительств, Запад будет в возрастающих масштабах использовать Африку в качестве места складирования своих токсичных отходов и переноса сюда загрязняющих производств. Экологические последствия таких действий для Африки могут быть поистине пагубными.

Усиление зависимости африканских стран от Запада и международных финансовых институтов будет создавать серьезные проблемы для африканских политиков. "Грабительские экономические стратегии и несправедливое распределение ресурсов, инициированные либерализацией и приватизацией, будут и в дальнейшем порождать и раскручивать спираль насилия" (с. 55). Гражданские конфликты, которые потрясают многие африканские государства, ведут к укоренению насилия, безвластью, коррупции, подрыву государства и развалу экономики.

Неблагоприятные экономические условия в соединении со слабостью демократических институтов будут усиливать этнорегиональные и религиозные идентичности, создающие угрозу политической стабильности. Одной из важнейших проблем Африки в ближайшие десятилетия является создание под эгидой ОАЕ эффективного механизма предотвращения, управления и урегулирования внутри- и межгосударственных конфликтов.

2. Реформы мировой экономики и ее ключевых международных институтов. Этот сценарий предполагает прежде всего политическую активизацию стран Юга. Они должны умножить свои усилия и инициативы по реформированию существующих международных организаций, добиваясь более широкого представительства регионов в Совете Безо-

пасности, пересмотра хартии ООН, учреждения независимого международного суда по рассмотрению дел, связанных с преступлениями против человечества, реорганизации Мирового банка и МВФ. Цель всех этих реформ - сделать приоритетными в мировых организациях проблемы стран Юга. Африканские страны должны использовать все благоприятные международные возможности, чтобы "остановить и повернуть вспять существующие тенденции по экономической и социальной маргинализации Африки и ее исключение из основных мировых процессов" (с.60). Однако для реализации этого сценария не сложились еще необходимые условия: на Юге нет единства, политической воли, соответствующего политического лидерства и мобилизующей идеологии.

3. Сотрудничество и интеграция Африки. Этот сценарий предполагает "стратегическое ослабление связей Африки с Западом и максимизацию экономического сотрудничества и интеграции с конечной целью - создание континентального политического союза" (с.60). Если развитые и крупные страны считают для себя важным и выгодным участвовать в региональной интеграции и системах коллективной безопасности, то для слаборазвитой и раздробленной Африки — это вопрос экономического выживания.

Этот вариант развития Африки основан на трех базовых предпосылках. Во-первых, новая стратегия развития должна осуществляться целеустремленным политическим руководством, исповедующим общую приверженность к социальной демократии, экономической справедливости и духу региональной интеграции. Во-вторых, в разработке стратегии экономического и социального развития Африка должна исходить прежде всего из своих интересов и полагаться на собственные усилия, а не следовать советам, предписаниям и моделям, исходящим от Запада. Для этого необходимы скоординированные усилия по преодолению крупных препятствий на этом пути: слабые государства, дезинтегрирующиеся общества, бесконечные гражданские войны, межгосударственные конфликты и разнообразные помехи региональному сотрудничеству и интеграции. В-третьих, экономическая интеграция должна максимизировать переговорную силу Африки в отношениях с другими партнерами и минимизировать расточительную конкуренцию между африканскими странами. "Политически единая, стабильная и экономически интегрированная Африка сможет занять достойное место в международных политических и экономических отношениях" (с.62).

Идея политического и экономического сотрудничества Африки осознавалась и многократно выдвигалась африканскими лидерами до и после обретения независимости. Вскоре после обретения независимости были созданы Организация африканского единства (1963), различные субрегиональные экономические объединения, предлагались различные проекты общеафриканского экономического сотрудничества. В 1980 г. на 2-й чрезвычайной Ассамблее глава государств в Лагосе был принят Ла-госский план действий по экономическому развитию Африки до 2000 г. Однако он не был осуществлен, 80-е годы прошли под знаком структурных реформ, навязанных Мировым банком и МВФ. Лишь в 1991 г. в Абудже (Нигерия) был подписан договор о создании Африканского экономического сообщества (АЭС), а в мае 1994 г. он вошел в силу.

Договор предусматривал поэтапное формирование общеафриканского рынка. На первом этапе (протяженностью в 5 лет) предполагалось активизировать деятельность существующих субрегиональных экономических объединений. На втором этапе (8 лет) главные усилия должны были быть направлены на либерализацию межафриканской торговли, усиление секторальной интеграции и координацию деятельности различных субрегиональных объединений. Третий этап (10 лет) будет посвящен созданию субрегиональных таможенных союзов, которые на четвертом этапе (2 года) должны слиться в региональный таможенный союз. На пятом этапе (5 лет) будет формироваться общеафриканский рынок с общей экономической политикой. На шестом этапе (5 лет) общий рынок преобразуется в Африканское экономическое сообщество, в котором будут интегрированы основные сектора экономики и созданы Африканский валютный фонд, Африканский Центральный банк, общая валюта и Африканский парламент. Весь процесс создания АЭС рассчитан на 35 лет — до 2025 г. (с.64).

С.Ругумаму считает, что, "исходя из прошлого опыта, такие амбициозные цели договора находятся далеко за пределами реальных возможностей африканского континента. Нет необходимых институциональных кадров и финансовых ресурсов. В условиях частых гражданских войн, дезинтеграции государств и обществ, устойчивых структурных дисбалансов, всеобщей бедности и обременяющих долгов такое планирование континентального проекта выглядит по меньшей мере нереалистично" (с.64). Тем не менее на встрече глав африканских государств в Сирте (Ливия) в 1999 г. было решено немедленно учредить Африканский Союз и создать все институты, предусмотренные Абуджским договором.

Автор считает, что на первых порах сотрудничество и интеграционные проекты должны сосредоточиться на развитии транспортной и коммуникационной инфраструктуры, производства и распределения электроэнергии, регулировании водных ресурсов, развитии сферы образования и научных исследований, поскольку они требуют больших инвестиций и поэтому более эффективно их решать на региональном уровне.

Другой важной предпосылкой континентального сотрудничества была бы передача африканскими государствами части своих суверенных функций наднациональным органам. Это было бы "главным подтверждением их действительной политической воли и преданности идее региональной интеграции. Предыдущий опыт показывает, что африканские политические лидеры ревностно охраняют свой суверенитет и не желают передавать часть своих полномочий наднациональным органам"» (с.68).

Развитие региональных объединений в мире демонстрирует важную роль страны-лидера. В Африке такую стратегическую роль лидера могли бы взять на себя в соответствующих субрегионах Египет, Нигерия, ЮАР и Кения.

Чтобы решить финансовые проблемы, африканские правительства должны увеличить уровень внутренних сбережений. Помимо различных схем принудительных сбережений африканские правительства должны разработать политику и механизмы по возвращению вывезенных из Африки капиталов. Одновременно необходимо активизировать деятельность региональных и субрегиональных финансовых институтов - Африканского банка развития, Африканского фонда развития и Нигерийского трастового фонда — и превратить их в главные источники финансирования интеграционных проектов.

Важным фактором в процессе африканской интеграции автор считает участие в нем не только государственных институтов, но различных групп гражданского общества - бизнеса, профсоюзов, женщин, молодежи, церкви и других заинтересованных групп. В школах и университетах необходимо ввести специальные курсы по проблемам интеграции.

Приоритетным направлением африканской интеграции должно стать создание мощных региональных центров научных исследований. "Эти центры будут разрабатывать и внедрять во все национальные и региональные экономические сектора и рынки наукоемкие продукты и технологии. Такая стратегия создаст необходимую научную и технологическую базу для будущего конкурентоспособного включения Африки в мировую экономику" (с.73).

Успешная экономическая интеграция Африки невозможна без разработки эффективных региональных механизмов по предотвращению и урегулированию внутри и межгосударственных конфликтов. В докладе Генерального секретаря ООН Кофи Аннана Совету Безопасности в 1998 г. отмечалось, что "только в 1996 г. в 14 из 53 африканских стран происходили вооруженные конфликты, серьезно подрывавшие усилия Африки по обеспечению долгосрочной стабильности, процветания и мира" (с.74). Чтобы добиться прочного мира и стабильности в Африке, необходимо проблемы укрепления государства и эффективного управления сделать главными приоритетами национальной, континентальной и международной политики. Нации-государства остаются основными элементами и центрами принятия решений в региональных экономических и политических объединениях. Эффективность и мощь региональной организации напрямую зависит от силы и сплоченности входящих в ее состав государств, поскольку "объединение слабости не ведет к коллективной силе" (с.76).

Чтобы дать достойный ответ вызовам глобализации и переломить неблагоприятные экономические тенденции, африканские государства должны включить проблемы региональной интеграции в свои стратегии устойчивого экономического и социального развития в качестве приоритетной задачи.

Ю.И.Комар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.