БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК. АФРИКА
Общие работы
2000.02.024. РУГУМАМУ С.М. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ,
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ И МАРГИНАЛИЗАЦИЯ АФРИКИ. RUGUMAMU S.M. Globalization, liberalization and Africa’s marginalization —Harare: AAPS, 1999. —24 p. —(Occasional paper. ser. (Afr. Assoc. of polit. science; vol.3, N1).—Bibliogr.: p. 19-22.
Автор (профессор Ин-та проблем развития при ун-те Дар-эс-Салама, Танзания) отмечает, что в последние десятилетия четко проявляется развивается тенденция глобализации мировой экономики, формируется “новый мировой порядок, который включает не только экономику, но и широкий круг др. проблем: от глобализации нац. культур до экологии и вопросов безопасности. Основными проявлениями экономич. глобализации являются рост международной торговли, иностранных капиталовложений, свободное движение фин. потоков. Идеологией глобализации служит неолиберализм, а ее основными агентами являются транснац. корпорации, международные фин. ин-ты и крупнейшие державы.
Африканские страны интегрируются в мировую экономику посредством программы структурных реформ, проводимых по настоянию и под контролем МВФ и Мирового банка. Т.обр., “для большинства стран южнее Сахары глобализация осуществляется не в результате имманентного развития или рационального рынка, а путем давления, оказываемого международными кредиторами и финансовыми институтами’ (с. 4).
Глобализация ведет к противоречивым результатам. С одной стороны, она способствует развитию новых технологий, увеличению произ-ва товаров и услуг, расширению возможностей, а с другой —порождает нищету, социальную маргинализацию и
отчуждение обширных групп населения по всему миру. “По своей природе глобализация обогащает немногих и маргинализирует многих и усиливает поляризацию между этими двумя группами... Одновременно она порождает неразрешимые общественные конфликты" (с. 4).
Доминирующая в настоящее время неолиберальная идеология (особенно усилившая свои позиции после распада СССР и окончания холодной войны) категорически утверждает, что дерегуляция рынков и цен, приватизация, уменьшение роли государства и либерализация торговли —наиболее желательная политика, универсальный рецепт достижения экономич. роста, решения социальных проблем и повышения жизненного уровня населения. В качестве образца для подражания развивающимся странам предлагается опыт развития некоторых азиатских стран. Постулаты идеологов неолиберализма вызывают серьезные сомнения и требуют обсуждения.
1. Специфика развития новых индустриальных стран Азии (НИС). Эти страны, а также Япония сознательно поддерживались Западом и в первую очередь США как форпосты борьбы с коммунизмом в Китае, Сев. Корее, Вьетнаме и Камбодже. Почти 30 лет, начиная с корейской войны и до конца войны во Вьетнаме США всемерно помогали нынешним НИС создать современную экономику, поддерживая жесткое госпланирование в этих странах, протекционизм зарождающейся пром-ст, передавая им современную технологию и широко открыв свой рынок для их товаров. Поэтому, оценивая “азиатское экономическое чудо’, не следует забывать об особенностях истории и геополитич. положении ‘азиатских тигров’.
2. Роль государства. В экономич. развитии Европы, Японии и НИС государство играло ведущую роль, являясь мотором развития. Удивительно, что МВФ и Мировой банк навязывают Африке противоположную модель развития.
3. Ценовая политика. Идеологи неолиберализма требуют выравнивать внутренние цены с мировыми ценами, считая, что это послужит эффективному распределению ресурсов и быстрому экономич. росту. Однако опыт развития восточноазиатских НИС опровергает этот постулат. Ценовая политика этих стран исходила прежде всего из интересов местных предпринимателей и нац.
приоритетов. Вопреки предписаниям Мирового банка правительства Японии, Юж. Кореи и др. стран установили жесткий контроль над иностранными инвестициями, ревностно защищали интересы собственным фирм, особенно в период становления пром. потенциала своих стран, создавая благоприятные условия для развития своих собственных технологий.
4. Международная торговля. И в этой сфере восточноазиатские НИС руководствовались не неолиберальным рекомендациями международных ин-тов, а собственными нац. интересами. Все эти страны сохраняли очень жесткий контроль за импортом, чтобы поддержать отечественных производителей.
Предлагаемая ныне Африке Западом в рамках либерализации международной торговли модель экономич. развития “увековечивает роль африканских стран как потребителей готовой продукции и экспортеров сельскохозяйственной продукции и минерального сырья’ (с. 8).
Прогнозируемые потери африканских стран от глобализации в 1995 —2001 гг. оцениваются в 600 млн. долл. в год (с. 10).
По заключению Мирового банка за 1995 г. тяжелое положение Африки остается наиболее серьезной проблемой формирующегося мирового порядка с. 10).
Международные фин. организации объясняют гл. обр. доминированием государства в экономике. Поэтому начиная с 80-х гг. они навязали африканским странам программу структурных реформ, целью которых было резко уменьшить роль государства, создать стимулы для свободных рыночных отношений, стабилизировать финансовую и кредитную ситуацию.
Т.обр., международные финансовые организации фактически взяли под свой контроль принятие ключевых решений в макроэкономич. политике африканских государств, а в конце 80х гг., используя экономич. рычаги, заставили африканские правительства приступить и к политич. реформам. В итоге суверенность африканских государств серьезно ослаблена.
Политические и экономич. реформы, проводимые под эгидой международных ин-тов, не привели к экономич. процветанию Африки. Напротив, реформы вызвали резкое падение
реальной зарплаты, рост процентных ставок, налогов, отмену правительственных субсидий на поддержание цен на потребительские товары и услуги, рост безработицы и падение жизненного уровня населения. Число наименее развитых стран возросло в Африке за 1980 —1995 гг. с 21 до 32. По оценкам ООН 54% населения Африки южнее Сахары в начале 30-х гг. жили ниже черты бедности. Африка остается единственной частью света, где бедность растет и в абсолютном, и в относительном измерении (с. 10).
Перспективы Африки в новом мировом порядке почти единодушно оцениваются как мрачные: ее ожидает дальнейшая маргинализация. После окончания “холодной войны" и распада СССР снизилось и геополитич. значение Африки. Стратегич. интерес Запада сместился к др. регионам. В то время как мир стремится организоваться по крупным экономич. блокам, Африка явно выпадает из этого процесса.
Из-за низкого уровня экономич. развития, недостатка капиталов и подготовленных кадров Африка остается в стороне от научно-технич. революции — ускоренного развития высоких технологий. В международном разделении труда Африке по-прежнему отводится роль традиционного поставщика сырьевых товаров. Маргинализация Африки проявляется и в снижении ее доли в мировой торговле: в 1989 г. она составила всего 2,5% (с. 15).
Геополитическая и экономич. маргинализация Африки негативно сказывается и на размерах помощи и иностранных инвестиций в этот регион. Общая мировая сумма иностранных прямых инвестиций составила в 1995 г. 315 млрд. долл., почти в 6 раз превысив уровень 198—1985 гг. При этом на Африку пришлось всего ок. 5 млрд. долл. —вдвое меньше, чем в 1986-1990 гг. (с. 14). Официальная внешняя помощь также сократилась на 20% в 1996 г. по сравнению с 1990 г. (с 13,9 млрд. до 10,7 млрд. долл.) (с. 15).
Ввиду сокращения фин. потоков и роста выплат по внешнему долгу Африка становится экспортером капитала, что также ухудшает ее экономич. положение и ведет к дальнейшей маргинализации. Будущее Африки зависит как от радикальных преобразований внутренней политики и институционной структуры, так и от коренных изменений отношений с развитыми
странами. Только в согласовании совместных усилий у Африки появится шанс на устойчивой развитие.
В основу стратегии развития должны быть положены экономии. рост и сокращение бедности. Решение этих проблем невозможно, если не облегчить долговое бремя африканских государств. Кроме того, пока развитые страны будут применять нетарифные барьеры по отношению к экспортной продукции беднейших стран, устойчивое развитие Африки вряд ли возможно.
Среди факторов, оказывающих решающее влияние на развитие Африки, наиболее важными являются политические. Отсутствие устойчивых демократич. режимов, политич.
подотчетности, соблюдения прав человека и верховенства закона — главные причины маргинализации Африки. Сохраняющаяся политич. нестабильность и неблагоприятная экономич. ситуация препятствует сколько-нибудь значительному притоку частных инвестиций и иностранной помощи.
Др. фактор —это тип лидерства и нормы управления. Неудачи Африки в последние десятилетия после достижения независимости связаны гл. обр. с неэффективным лидерством и управлением.
Третий фактор —это разработка и реализация программ, которые учитывали бы африканские специфические условия и отражали потребности местного населения. Приоритетные цели экономич. политики африканских стран должны включить: сокращение бедности, создание новых рабочих мест, повышение жизненного уровня населения, облегчение доступа бедняков к рентабельным сферам деятельности, развитие системы социального обслуживания бедных слоев населения, оказание помощи тем социальным группам, положение которых ухудшается. Успех экономич. развития Африки во многом будет зависеть от того, насколько экономич. политика и программы развития будут ориентированы на нужды населения, регионально интегрированы и скоординированы.
Автор поддерживает идею сотрудников ООН по проблемам развития К.Гриффина и Т.Маккенли о создании международного фонда помощи бедным странам, которые несут потери от глобализации глобализации экономики. Этот фонд должен формироваться путем отчисления определенного налога с
ВНП богатых стран и распределять полученные средства среди развивающихся государств в обратной пропорции к их подушевому доходу.
Ругумаму солидаризуется также с теми авторами, которые предлагают африканским государствам сосредоточиться на региональном сотрудничестве, а не на быстрой интеграции в глобальную экономику. В отношении последней следует применять выборочный подход избирательной стратегии, т.е. интегрироваться только в тех случаях, когда это приносит прямой доход африканским странам.
Ю.И.Комар