Научная статья на тему '2001. 01. 011-012. Мировой банк в новом тысячелетии. 2001. 01. 011. Stiglitz J. The World Bank at the millennium. // economic Jornal. Oxford, 1999. Vol. 109, n459. P. 577597. 2001. 01. 012. Gibbert Ch. , Powell A. , vines D. Posinioning the World Bank. // Ibid. , P. 598633'

2001. 01. 011-012. Мировой банк в новом тысячелетии. 2001. 01. 011. Stiglitz J. The World Bank at the millennium. // economic Jornal. Oxford, 1999. Vol. 109, n459. P. 577597. 2001. 01. 012. Gibbert Ch. , Powell A. , vines D. Posinioning the World Bank. // Ibid. , P. 598633 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРОГРАММЫ МИРОВОГО БАНКА / МИРОВОЙ БАНК ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макарова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 01. 011-012. Мировой банк в новом тысячелетии. 2001. 01. 011. Stiglitz J. The World Bank at the millennium. // economic Jornal. Oxford, 1999. Vol. 109, n459. P. 577597. 2001. 01. 012. Gibbert Ch. , Powell A. , vines D. Posinioning the World Bank. // Ibid. , P. 598633»

2001.01.011-012. МИРОВОЙ БАНК В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ.

2001.01.011. STIGLITZ J. The World Bank at the millennium. // Economic jornal. — Oxford, 1999. — Vol.109, N459. — P.577—597.

2001.01.012. GIBBERT Ch., POWELL A., VINES D. Posinioning the World Bank. // Ibid., — P.598—633.

Когда создавались МВФ и Мировой банк (МБ), пишет сотрудник этого банка И.Стиглиц (011) еще не было четкой концепции коллективных действий. Создание этих ин-тов выражало веру в рынки и в правительства. Современный анализ начинается с обсуждения рыночных спадов, а затем выходит на вопросы о том, может ли общественное вмешательство улучшить экономич. процессы и как это лучше сделать.

Главной задачей МБ осталось, как и прежде, способствовать экономич. росту и искоренять бедность в наименее благоприятных странах, но со временем круг его функций расширялся, а инструментарий менялся; борьба с бедностью постепенно стала ведущим направлением его деятельности, оттеснив на второй план проекты экономич. роста. Многие проекты борьбы с бедностью были весьма успешными, но со временем становилось ясно, что этого недостаточно. Постепенно в круг задач МБ вошла помощь при чрезвычайных обстоятельствах, напр., после гражданской войны, экологических бедствий, фин. краха. В число стран, которым МБ оказывал помощь, помимо беднейших вошли и страны с переходной экономикой.

МВФ, основная задача которого — стабилизация денежной системы и мировой экономики в целом, обычно имеет дело с фин. органами страны и с ее центральным банком. Широкий круг задач МБ вынуждает его активно работать с разными министерствами страны — экологическим, рынка труда, здравоохранения, образования, охраны правопорядка, а также с гражданским обществом. Каждое нац. агентство имеет свои приоритеты: для ЦБ это стабилизация и снижение инфляции, а для министерства труда — обеспечение занятости, равенства, устойчивости, повышение качества жизни, и только самые высокие инстанции концентрируются на нац. интересах в целом. Попытки разрешить эти конфликты и найти политику, примиряющую разные интересы, достигают успеха лишь на пути демократизации. Для достижения демократич. консенсуса необходимы прозрачность и свобода дискуссий; МБ поощряет прозрачность и диалог и в этих странах, и в своих собственных органах.

Взгляды МБ на развитие менялись с изменением мировой экономики. Теперь оно понимается не просто как рост ВВП, но и как повышение уровня и качества жизни, демократизация и социальная справедливость. Прежние стратегии делали упор на роли государства, затем на торговой либерализации и приватизаци, но все они исходили из того, что "решение определенных технических проблем для достижения более эффективного размещения ресурсов — это ключ к успешному развитию" (011, с.587). Теперь же во главу угла ставится образование и политич. развитие.

Хотя в последние 20 лет стратегии развития концентрировались на рыночных реформах, они часто терпели неудачу в создании институционной инфраструктуры для рыночной деятельности. Нормальная работа рынка обеспечивается конкуренцией и мотивацией, которые создаются только при наличии частной собственности. Но опыт России и Китая показал ущербность стратегии, делающей упор на одной лишь приватизации. Китай сделал упор на конкуренции, и его ВВП вырос в 8 раз за 20 лет, а Россия пренебрегла конкуренцией даже после приватизации, и ее экономика в упадке. Приватизация должна сопровождаться эффективным регулированием и конкурентной политикой, чтобы частные монополии стали эффективнее государственных; слабые фин. ин-ты могут разрушить макроэкономич. стабильность не в меньшей степени чем высокий уровень инфляции. Анализируя этот опыт, МБ пересматривает старые стратегии и разрабатывает новые концепции.

Развивающиеся страны (РС) отличаются от индустриальных тем, что их рыночные ин-ты работают менее эффективно, политика не в состоянии учитывать рыночные ограничения, центр. вопросом стратегии поэтому становится повышение эффективности деятельности государства в обеспечении институционной инфраструктуры рынков.

Глобализация оказала очень большое влияние на МБ и др. международные фин. ин-ты. Рынки капитала претерпели огромные изменения: рост потоков капитала с 50 млрд. долл. в 1990 г. до 290 млрд. в 1997 г. резко проявил недостатки существующего рынка капитала; капитал шел в основном в небольшую группу стран (большинство африканских стран не имеет доступа на рынки капитала) и в ограниченное число отраслей, обходя образование и здравоохранение, которые почти не получали местных ресурсов. МБ стремился изменить это положение, предоставляя займы тем странам и тем отраслям, которые

не имели доступа к частному капиталу. Но в 1997—1998 гг. нестабильность такого объемного потока капитала привела к огромным потерям получающих стран, резкий отток частного капитала из РС сильно обострил их слабости. МФИ должны настойчиво добиваться компенсации этих дестабилизирующих действий рынка частного капитала.

Продолжая быть крупным источником капитала, МБ в растущей степени ощущал себя банком знания, одного из главных международных общественных товаров. Сбор, обработка и распространение знания о развитии и в более широком плане работа по преодолению разрыва в знании — это сфера особой ответственности МБ. Знания, особенно об ин-тах и политике, улучшающих работу рыночных ин-тов, ведут к повышению прибыли и лучшему размещению ресурсов. Помощь, равная 1% ВВП, поднимает рост на 0,5%, сокращает бедность на 1%, увеличивает приток частного капитала на 1,9% ВВП (011, с.590). Первоначально МБ предоставлял помощь на условиях, соответствующих Вашингтонскому консенсусу, но затем понял, что это неэффективный путь. Решено, что МБ "будет работать с каждой страной-заемщиком индивидуально, разрабатывать широкую стратегию развития с упором на создание механизмов и консенсуса по поводу принятия и осуществления этой стратегии, использовать свои фонды как рычаги для подъема страны" (011, с.591).

Кризис показал, что мандаты МВФ и МБ частично перекрывают друг друга. Еще в момент их создания были предложения о слиянии их в один ин-т. Но МБ нацелен на долгосрочное развитие, а МВФ — на стабилизацию. Различие этих целей объясняет и возможные серьезные различия в их взглядах на экономич. политику. Для МВФ, нацеленного на стабилизацию, естественна большая ответственность за структуру и макроэкономич. проблемы. Но микро- и макроэкономич. проблемы взаимосвязаны, что еще раз показал кризис: слабые фин. ин-ты и недостаточная прозрачность (структурные проблемы из сферы ответственности МБ) сыграли большую роль в развитии кризиса. Т.обр., требуется сотрудничество двух ин-тов.

В последнее время МБ был призван к участию во многих проектах выхода из кризиса, хотя это не входит в его основные функции. Главная причина в том, что пострадавшие страны нуждаются в более крупных средствах, чем может предоставить МВФ, который поощряет краткосрочные заимствования для урегулирования и восстановления их

экономики, а МБ разрабатывает их заемные программы на длительные сроки, поскольку реструк-туризация корпораций и фин. систем — это длительный процесс, он концентрируется на реструктуризации корпоративных систем для обеспечения большей устойчивости и безопасности. Борьба с бед-ностью, остающаяся одной из главных задач МБ, пока не дала плодов: сейчас больше людей живет в условиях бедности, чем 50 лет назад. В Азии в 70-х гг. в абс. бедности (т.е. на 1 долл. в день) жили 6 чел. из 10, в 90-х гг. их число сократилось до 2 из 10; но после кризиса их общая численность выросла вдвое — с 30 млн. до 60 млн. чел. (011, с.595).

К.Гилберт (Свободный ун-т, Амстердам и Колледж Принцессы Марии, Лондон), Э.Пауэл (Центр. банк Аргентины) и Д.Вайнс (Оксфордский ун-т и Австралийский нац. ун-т) (012) высказываются за превращение МБ преимущественно в банк знания, который кредитовал бы на ограниченных условиях страны с "хорошей" политикой и "хорошими" ин-тами и занимался бы предоставлением знаний и технич. помощью больше, чем заимствованиями, странам с "плохой" политикой. Они выделяют три ключевых задачи для Банка как ин-та, посвятившего себя сокращению бедности: исправление правительственных неудач, исправление недостатка информации, обеспечение мировых общественных товаров. Для этого Банк должен изменить свою позицию, он должен осуществлять три вида деятельности: как банк, т. е. финансовый посредник; как исследовательский ин-т, осуществляющий исследования и экономич. анализ; как агентство развития, предоставляющее помощь, ставящее условия для заимствования и мониторинга, а также обеспечивающее мировые общественные товары.

Каждую из этих функций осуществляют и др. ин-ты. Есть два ответа на вопрос, как МБ должен определить собственную позицию: первый — МБ предоставляет обусловленные кредиты; его условия влияют на поведение правительств стран-заемщиков, исправляют их ошибки и в случае успеха поднимают доходы МБ, а также доходы кредиторов частного сектора; второй — в качестве банка знания создает себе возможность выявлять и осуществлять проекты и программы, слишком рискованные и невыполнимые для частного сектора. Но в еще больше степени он рассматривается как ин-т, поставляющий общественные услуги — во-первых, знание о том, что составляет хорошую политику развития, во-вторых, о глобальных общественных проблемах развития, которые требуют также глобальных решений.

Аргументы в пользу того или иного направления деятельности МБ способствуют рационализации всей связки проблем, к тому же подчеркивается, что частный сектор выигрывает от эффективной многопрофильности Банка.

Анализ обусловленной деятельности МБ показывает, что она была неэффективной, во многих странах его влияние на правительственную политику было небольшим или неудовлетворительным. Так, кредиты на цели структурного урегулирования обычно способствовали росту экспорта, но часто снижали общие инвестиции, что подрывало возможности экономич. роста. Некоторые специалисты считают, что обусловленность — неэффективный путь для улучшения экономич. политики кредитуемой страны. Сам МБ признает успешным 2/3 своих проектов; эксперты ОЭСР полагают, что помощь может быть эффективной, если направлена в страну с "хорошим" политич. климатом. Большинство специалистов сходятся во мнении, что рост зависит от улучшения политики, но оказывается, что помощь прямо на нее воздействует мало. Предоставление помощи только "хорошим" странам с "хорошей" политикой было бы слишком жестоко, т. к. оставило бы очень большое число стран предоставленными самим себе, по крайней мере, до тех пор, "пока они не обучатся реформам" (012, с.594). Отношение к МБ как к банку знания подчеркивает его роль педагога, воспитателя. Но МБ не может ограничиться только образовательной деятельностью, она сама является проводником его заемной работы, т. е. должен быть принят двойной подход к будущей деятельности МБ. Форма займа не должна включать политич. условий, а деятельность МБ в стране со слабой политикой должна быть преимущественно образовательной, в частности должен быть увеличен в стране соответствующий штат МБ. Банк, кредитуя страну, должен так четко спланировать передачу знания, чтобы данная страна смогла разработать собственную программу реформ, а правильное сочетание денег и знаний должно быть предметом особого анализа, но в целом, в странах с "хорошей" политикой упор должен быть сделан на деньги, а в странах со "слабой" политикой — на знания.

Фин. кризис серьезно изменил международные рынки капитала и условия, в которых действует МБ, а недостаточный доступ РС на рынки капитала вызвал дебаты, нужен ли миру международный кредитор последней инстанции в критич. ситуации и должен ли МБ наряду с МВФ так же активно выступать в этой роли. В ходе последнего кризиса МБ предоставил азиатским странам около 8 млрд. долл. краткосрочной

помощи, хотя в принципе это функция МВФ. Участвовать в разрешении шоковых ситуаций МБ может двумя способами: помогая странам с ВР создать регулирующие структуры, с которыми они станут более безопасным местом для предоставления займов, и помогая создать механизмы, которые дадут возможность этим странам сохранить доступ к частным рынкам капитала и во время кризиса. Создание этих структур и механизмов носит характер обеспечения глобальными общественными товарами.

С.М.Макарова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.