Научная статья на тему '2002. 04. 030. Акокпари к Дж. Африка в новом тысячелетии: рассуждения о трудностях и возможностях. Akokpari k John. Africa in the new millenium: reflections on some challenges and possibilities // africa in the new millenium. - Pretoria. , 2001. - P. 23-36'

2002. 04. 030. Акокпари к Дж. Африка в новом тысячелетии: рассуждения о трудностях и возможностях. Akokpari k John. Africa in the new millenium: reflections on some challenges and possibilities // africa in the new millenium. - Pretoria. , 2001. - P. 23-36 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / НЕСТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 04. 030. Акокпари к Дж. Африка в новом тысячелетии: рассуждения о трудностях и возможностях. Akokpari k John. Africa in the new millenium: reflections on some challenges and possibilities // africa in the new millenium. - Pretoria. , 2001. - P. 23-36»

2002.04.030. АКОКПАРИ К Дж. АФРИКА В НОВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ: РАССУЖДЕНИЯ О ТРУДНОСТЯХ И

ВОЗМОЖНОСТЯХ.

AKOKPARI K JOHN. Africa in the new millenium: reflections on some challenges and possibilities // Africa in the new millenium. - Pretoria., 2001. - P. 23-36.

Джон Акокпари (преподователь политологии в Национальном Университете Лесото) отмечает, что войны между государствами и гражданские войны продолжают оставаться главнейшей проблемой африканских стран. С окончанием холодной войны значимость Африки в международной политике снизалась. Внутренние конфликты в Анголе, Конго, Демократической Республике Конго, Либерии, Сьерра-Леоне и Судане приводят к большим потерям среди людей и принуждают их к массовой эмиграции. Парадоксально, что в то время, как в Эфиопии миллионам людей угрожает голод, правительство продолжает тратить до

1 млн. долл. США в день на войну, которую многие наблюдатели считают “бессмысленным пограничным конфликтом с Эритреей” (с. 24). Создание международного трибунала по военным преступлениям в Руанде поможет африканским лидерам осознать, что проведение политики геноцида невозможно.

Ученые называют различные причины африканских конфликтов. Одни полагают, что они вызываются стремлением к контролю над территориями и природными ресурсами. Другие полагают, что первопричина конфликтов заложена в самой сущности африканских государств, поскольку они “ни занимаются честным распределением политических и экономических ресурсов...., ни предполагают честного соревнования за обладание этими ресурсами” (с. 24). Вместо того, чтобы быть нейтральным арбитром, государство стало инструментов властвования для привилегированной группы и угнетения групп, не имеющих доступа к власти. Общий анализ экономических, социальных и политических факторов, а также истощение природных ресурсов Африки указывают на то, что будущие конфликты неизбежны, а их напряженность будет возрастать.

Политическая нестабильность тесно связана с постоянной угрозой военных конфликтов и отражает слабость демократических институтов. В Малави, Свазиленде, Лесото, Зимбабве, а также в Нигерии вплоть до майских выборов 1999 г. сохранялась большая напряженность в отношениях между правительством и оппозицией. Таким образом, еще одной задачей является “качественное улучшение процесса демократизации, создание подотчетных народу правительств., создание

условий для участия всех политических субъектов в выработке решений” (с. 25). Необходимо публичное обсуждение всех важных

государственных вопросов, включая экономические проблем. Насилие, применяемое различными этническими группами друг против друга, может стать повсеместным и обыденным, если государство будет продолжать попустительствовать этому.

Тем не менее, демократия дает плоды. Во многих странах в конце 1980-ых - начале 1990-ых годов были созданы демократические правительства, исключение составляют лишь ДРК, Ангола и Сьерра-Леоне, ввергнутые во внутренний конфликт, а также Судан и Свазиленд, остающиеся вне общей тенденции к демократизации. Для большинства же стран “права человека, свободная пресса, свобода слова и правовые нормы стали основными элементами жизни демократического государства” (с. 32). Эти явления, по мнению автора, опровергают скептиков, заявлявших, что построение демократии в Африке невозможно.

Нестабильность в политике обусловливает неопределенность экономического курса стран, что не позволяет эффективно решать экономические задачи. Большая часть прибыли от экспорта в африканских странах идет именно на покрытие большого внешнего долга. Необходимость трат значительной части бюджета на покрытие внешнего долга “не оставляет практически ничего для программ развития и борьбы с бедностью” (с. 26).

Чтобы выплачивать долги, приходится прибегать к займам, что делает африканские страны “абсолютно подвластными диктату кредиторов” (с. 26). Подчи нение требованиям инвесторов приводит к тому, что правительства предпочитают “получать инструкции от потенциальных кредиторов, а не от собственных граждан” (с. 27).

Глобальная экономика продолжает оставаться “враждебной по отношению к континенту” (с. 27). Способы, которыми страны пытаются заработать деньги, часто просто ужасны: Бенин, например, требует всего

2 долл. за 1 тонну токсичных отходов, захороненных в его водах, в то время как США требуют 4.000 долл. Место, которое Африка начинает занимать в мировой экономике, оказывается все более незавидным. Рецепты либерализации экономики, предлагаемые донорами в обмен на крупные инвестиции, вовлекают страны Африки в “жесткое глобальное соревнование, которое они вряд ли смогут выиграть” (с. 27).

Объемы безвозмездной помощи, оказываемой Африке, после распада СССР значительно сократились: в 1992-1997 гг. зарубежная помощь упала на 20 %. Все это сопровождается “снижением роли

основных экспортных африканских товаров, а также нестабильными ценами на эти товары”. Экспортом африканских ресурсов занимаются в основном могущественные многонациональные корпорации, имеющие большое влияние на местные правительства, что позволяет “индустриальным странам извлекать основную выгоду” (с. 28) из эксплуатации африканских природных ресурсов. В Африке были созданы общие рынки, такие как Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭСГЗА) и Сообщество экономического развития Южной Африки, а также возрождено сообщество Восточной Африки, но “большая часть внимания и ресурсов этих организаций была направлена на разрешение конфликтов, но не на развитие экономического сотрудничества” (с. 29). ЭСГЗА, например, приняло активное участие в военном конфликте в Сьерра-Леоне, но не в развитии экономических связей региона. В то же время ЮАР налаживает собственные связи с ЕС, что не способствует экономической интеграции Южной Африки. Планы же структурных изменений экономики предлагают внедрение технических культур при уменьшении финансирования индустриализации и продовольственных культур, что еще больше привязывает страны Африки к экономике Запада и превращает их в марионеток ТНК.

Деградация природной среды в африканских странах также тесно связана с глобализацией экономики: ТНК при попустительстве

правительства загрязняют среду - конфликт на этой почве возник между жителями дельты Нигера и нефтяным гигантом Шелл, когда последний начал загрязнять воды. Неэффективное использование природных ресурсов самими африканцами также оставляет мало надежд на безбедное существование населения и сохранение стабильной экологической ситуации. Так с каждым годом угроза обезлесевания становится все более актуальной. При нынешнем уровне уничтожения лесов через 100 лет они исчезнут полностью. 70 % населения Африки экономически зависит именно от леса. Эрозия почвы не позволяет прокормить быстро растущее население, притом что в Африке самый большой его прирост - 3,1 % в год. Неблагоприятная экологическая

обстановка создает почву для острых конфликтов.

Невозможность эффективно решать внутригосударственные и региональные экономические проблемы часто обусловлена ростом ксенофобии. Так, миграционные потоки в ЮАР часто вызывают недовольство у местного населения,считающего, что “иностранцы занимают рабочие места, необходимые для местных жителей” (с. 30). Иммигрантов в ЮАР рассматривают в качестве основной причины

безработицы. Ксенофобия угрожает “единству Африки и африканскому возрождению, поскольку она настраивает африканцев против африканцев” (с. 31).

Помимо ксенофобии серьезную угрозу для африканской интеграции и развития представляет дальнейшего распространение СПИДа. Из-за СПИДа страны с высоким уровнем зараженности населения теряют до 1 % ВНП в год. Из-за СПИДа в некоторых местностях урожайность агрокультур упала на треть, в Замбии заболевания средняя продолжительность жизни сократилась с 50 до 40 лет. Предполагалось, что к 2000-2005 гг. средняя продолжительность жизни в Ботсване составит 69 лет, но именно из-за СПИДа она составит всего 41 год. Африканские правительства уделяют мало внимания борьбе с ВИЧ-инфекцией, в 1997 г. африканские страны потратили 150 млн. долл. на профилактику СПИДа и только 10 % этой суммы поступило непосредственно из государственных бюджетов. В то же время программа ООН по предотвращению СПИДа определяет уровень расходов для Африки в 1 млрд. долл. США (с. 33).

Основными проблемами Африки в новом веке будут оставаться: конфликты и нестабильность, экономический кризис и трудное вхождение в глобальный рынок, социальная напряженность, попытка создать общеафриканский рынок, деградация природной среды, угроза СПИДа. Однако это не значит, что Африка находится в порочном круге отсталости и упадка. Автор считает, что “рай не полностью потерян для Африки” (с. 34). Базой для выхода из кризиса станет “усиливающийся интерес африканских стран к демократии, что потенциально снижает возможность конфликтов в Африке” (с. 34). Уменьшение задолженности в результате проведения программ структурных изменений позволит государствам активнее участвовать в проектах по увеличению благосостояния граждан и общему развитию экономики. Региональные африканские организации будут все больше содействовать разрешению конфликтов. Все эти перемены “приведут Африку к миру и развитию, которых так не хватало континенту в последние несколько десятилетий” (с. 34).

В. С. Олишевко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.