Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ '

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / коррупция / противодействие коррупции / программные комплексы / профилактика коррупционных нарушений / information and communication technologies / corruption / anti-comuption / software complexes / prevention of corruption violations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванцова Галина Анатольевна, Усманова Яна Айратовна

В статье дается характеристика направлений использования информационно-коммуникационных технологий в сфере противодействия коррупции в современных условиях, исследуется как практический аспект указанного процесса, так и перспективы его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of state information systems in anti-corruption activities

The article describes the directions of using information and communication technologies in the field of combating corruption in modern conditions, examines both the practical aspect of this process and the prospects for its improvement.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _58 УДК 340.1

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Formation of state information systems in anti-corruption activities ИВАНЦОВА Галина Анатольевна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий. 453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 47а. E-mail: ivancgalina@gmail.com;

УСМАНОВА Яна Айратовна,

магистрант юридического факультета Стерлитамакского филиала Уфимского университета науки и технологий. 453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 47а. E-mail: y.a.usmanova@struust.ru;

Ivantsova Galina Anatolievna,

Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of state and law of the Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology. 453103, Russia, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 47a Lenina Ave. E-mail: ivancgalina@gmail.com;

Usmanova Yana Ayratovna,

Master's student of the Faculty of Law of the Sterlitamak Branch of the Ufa University of Science and Technology. 453103, Russia, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, 47a Lenina Ave. E-mail: y.a.usmanova@struust.ru

Краткая аннотация: В статье дается характеристика направлений использования информационно-коммуникационных технологий в сфере противодействия коррупции в современных условиях, исследуется как практический аспект указанного процесса, так и перспективы его совершенствования.

Abstract: The article describes the directions of using information and communication technologies in the field of combating corruption in modern conditions, examines both the practical aspect of this process and the prospects for its improvement.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, коррупция, противодействие коррупции, программные комплексы, профилактика коррупционных нарушений.

Keywords: information and communication technologies, corruption, anti-corruption, software complexes, prevention of corruption violations.

Для цитирования: Иванцова Г.А., Усманова Я.А. Становление государственных информационных систем в антикоррупционной деятельности //Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 58-59. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_58.

For citation: Ivantsova G.A., Usmanova Ya.A. Formation of state information systems in anti-corruption activities// Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 58-59. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_58.

Статья поступила в редакцию: 20.10.2023

Одним из первых шагов в становлении государственных информационных систем в антикоррупционной деятельности стало принятие программы «Электронная Россия», в 2002 году, данная программа явилась «отправной точкой в начале большого пути по информатизации деятельности органов государственной власти» [8, с. 49].

Не менее важное значение на пути по информатизации деятельности органов государственной власти связано с созданием электронного кабинета налогоплательщика. Согласно Приказу ФНС России от 22.08.2017 №ММВ-7-17/617@ (ред. от 06.11.2018) «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2017 N 49257), для налогоплательщиков устанавливается порядок ведения личного кабинета, а также указан перечень необходимых документов и сведений, которые непосредственно подлежат размещению налоговыми органами в личном кабинете налогоплательщика [5]. Сервис «Личный кабинет налогоплательщика» во многом упросил для физических лиц процесс контроля состояния расчетов с бюджетом, а также формирование налоговых уведомлений и квитанций на уплату. Появилась возможность обращаться в налоговые органы по конкретным вопросам без личного присутствия, что существенно снизило коррупционную составляющую [6].

Вместе с тем в литературе исследуются проблемы реализации общественных отношений в сфере обмена электронными данными, так, например, по мнению Н.Н. Бойко «с помощью информационных технологий в современном мире могут совершаться и совершаются различные виды правонарушений. Нарушение хотя бы одного из свойств информации: целостности, конфиденциальности и доступности априори несёт значительный вред как отдельным субъектом общества, деловой сферы и бизнеса, а также всему государству» [7, с. 46-47].

Следующим этапом по регулированию антикоррупционной деятельности стало Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 №885 (ред. от 21.04.2023) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [2]. Соответственно, в 2008 году Российским Правительством было принято Постановление о создании данной службы, которая должна проверять образовательные учреждения и научные организации на наличие коррупции.

Стоит отметить, что в последние годы активно развивается и популяризируется онлайн-образование, которое базируется на EdTech-экосистеме. Зачастую подобный формат образования выбирается в целях получения дополнительных профессиональных знаний и навыков, например, повышения квалификации по текущей специальности, получения навыков руководителя или создания бизнеса. В связи с этим, по мнению А.В. Ураева, «образование в онлайн-школах исключает коррупционную составляющую, так как подразумевает полностью дистанционную форму взаимодействия преподавателей и обучающихся» [9, с. 18].

В 2010 году была создана Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Теоретико-исторические правовые науки

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №323 (ред. от 13.10.2022) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения», одним из главных направлений работы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является борьба с коррупцией [3].

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в России работает над противодействием коррупции в данной сфере, используя различные механизмы, например, такие как прозрачность и отчетность деятельности, контроль за законностью и соблюдением этики должностными лицами, создание системы вознаграждения и ротации кадров.

Как показывает практика, в условиях пандемии COVID-19 возросли риски поступления на рынок поддельных фармацевтических препаратов, поскольку сложнее обеспечить эффективную подотчетность и надзор за ними. Коррупция в здравоохранении представляет особую общественную опасность, так как следствием ее становятся не только финансовые, но и репутационные потери, а также ставится под угрозу жизнь и здоровье граждан в целом.

В 2013 году был создан государственный портал «Открытый бюджет», который является частью системы «Электронный бюджет» [7]. В соответствии со статьей 241.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на данном портале каждый гражданин может получить следующий ряд информации:

1) к информации о бюджетной системе Российской Федерации и об организации бюджетного процесса в Российской Федерации;

2) к информации об осуществлении публично-правовыми образованиями бюджетных полномочий и их участии в отношениях, регулируемых бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) к иным сведениям, определяемым Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с его бюджетными полномочиями [1].

В современной российской действительности сформировалась единая эффективная система противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок. Однако, несмотря на все усилия, в том числе принятые нормативно-правовые акты и создание цифровых систем для отслеживания подобной деятельности, данная система все еще не может полностью функционировать. Это связано с тем, что преступники постоянно развивают свои навыки, а ущерб от их преступной деятельности только увеличивается. Возникает определенная сложность в расследовании преступлений, так как схемы и контрагенты преступных организаций имеют масштабные размеры.

Коррупция не только наносит материальный ущерб, но и создает дополнительные политические, экономические и культурные проблемы для России. Это препятствует нормальному развитию современного российского общества в реальных условиях.

Таким образом, информатизация в сфере противодействия коррупции в России началась несколько лет назад и на сегодняшний день активно развивается. Благодаря внедрению новых технологий удалось значительно сократить коррупционные риски в государственных организациях и улучшить практику противодействия коррупции.

Библиография:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.

2. Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 №885 (ред. от 21.04.2023) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (ч.11). Ст. 5344.

3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №323 (ред. от 13.10.2022) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 28. Ст. 2900.

4. Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 №1275-р (ред. от 01.11.2021) «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 31. Ст. 4773.

5. Приказ ФНС России от 22.08.2017 N мМВ-7-17/617@ (ред. от 06.11.2018) "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2017 N 49257) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.12.2017, № 0001201712180011.

6. Андрющенко С. Переход на электронное взаимодействие между налоговыми органами и налогоплательщиками также стал еще одним фактором снижения коррупционных рисков [Электронный ресурс] // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства: URL: https://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=117206&ysclid=lm4cebnk3n970923279 (дата обращения: 04.09.2023).

7. Бойко Н.Н. Обеспечение информационной безопасности в системе налоговых органов // Актуальные проблемы финансового права в эпоху цифровиза-ции: материалы Международной научно-практической конференции (Уфа, 20 апреля 2022 года). Уфа, 2022. С. 46-51.

8. Усманова Р.М., Бойко Н.Н., Т имофеева Р.И. К вопросу об электронной системе отправления правосудия в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2022. № 12(216). С. 49-52. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_49.

9. Ураев А.В.// Молодой ученый. 2023. № 2 (449). С. 17-20. URL: https://moluch.ru/archive/449/98823/ (дата обращения: 16.10.2023).

References:

1. The Budget Code of the Russian Federation dated 07/31/1998 N 145-FZ (as amended on 04/14/2023) // Collection of legislation of the Russian Federation. 1998. No.

31. St. 3823.

2. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 07/28/2018 No. 885 (ed. dated 04/21/2023) "On Approval of the Regulations on the Federal Service for Supervision of Education and Science and invalidation of Certain Acts of the Government of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2018. No. 32 (part II). Article 5344.

3. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 30.06.2004 No. 323 (as amended on 10/13/2022) "On Approval of the Regulations on the Federal Service for Supervision of Health Protection" // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2004. No. 28. St. 2900.

4. Order of the Government of the Russian Federation dated 07/20/2011 No. 1275-r (as amended on 11/01/2021) "On the concept of creation and development of the state integrated information system for public finance management "Electronic budget"" // Collection of legislation of the Russian Federation. 2011. No. 31. St. 4773.

5. Order of the Federal Tax Service of Russia dated 08/22/2017 N MMV-7-17/617@ (as amended on 11/06/2018) "On approval of the procedure for maintaining a taxpayer's personal account" (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 12/15/2017 N 49257) // Official Internet Portal of Legal Information www.pravo.gov.ru , 12/18/2017, No. 0001201712180011.

6. Andryushchenko S. The transition to electronic interaction between tax authorities and taxpayers has also become another factor in reducing corruption risks [Electronic resource] // National Institute for System Studies of Entrepreneurship Problems: URL: https://nisse.ru/articles/details.php?ELEMENT_ID=117206&ysclid=lm4cebnk3n970923279 (date of application: 04.09.2023).

7. Boyko N.N. Ensuring information security in the system of tax authorities // Actual problems of financial law in the era of digitalization: materials of the International Scientific and Practical Conference (Ufa, April 20, 2022). Ufa, 2022. pp. 46-51.

8. Usmanova R.M., Boyko N.N., Timofeeva R.I. On the issue of the electronic system of administration of justice in the Russian Federation // Agrarian and land law. 2022. No. 12(216). pp. 49-52. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_12_49 .

9. Uraev A.V. // Young scientist. 2023. No. 2 (449). pp. 17-20. URL: https://moluch.ru/archive/449/98823 / (accessed: 10/16/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.