DOI 10.47643/1815-1329_2023_9_147 УДК 341.1/8
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПР АВОВЫЕ СТАНДАРТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ INTERNATIONAL LEGAL STANDARDS FOR ANTI-CORRUPTION: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR IMPLEMENTATION IN THE EUROPEAN UNION AND THE RUSSIAN FEDERATION
СУФЯНОВА Елена Зарифовна,
старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права
юридического факультета Стерлитамакского филиала
ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий».
453103, Россия, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49.
E-mail: SufyanovaElena@yandex.ru;
SUFYANOVA Elena Zarifovna,
senior lecturer of Chair of Constitutional and Municipal Law of Sterlitamak branch
of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Ufa University of Science and Technology». 49 Lenin Ave., Sterlitamak, Republic of Bashkortostan, 453103, Russia. E-mail: SufyanovaElena@yandex.ru
Краткая аннотация: В представленной работе автором проведен сравнительный правовой анализ использования международных правовых стандартов противодействия коррупции в странах Европейского Союза и в Российской Федерации, обозначены актуальные проблемы и перспективы дальнейшей реализации антикоррупционных стандартов в рамках национальных правовых систем государств и в самом Союзе. Автором сделаны выводы, что противодействие данному негативному и деструктивному транснациональному явлению, как коррупция, должно быть системным и комплексным, с имплементацией положительных практик реализации международных антикоррупционных правовых стандартов в российское законодательство, с гармонизацией и унификацией антикоррупционного законодательства международным сообществом.
Abstract: In the presented work, the author conducted a comparative legal analysis of the use of international legal standards for combating corruption in the countries of the European Union and in the Russian Federation, identified current problems and prospects for further implementation of anti-corruption standards within the national legal systems of states and in the Union itself. The author concludes that countering this negative and destructive transnational phenomenon, such as corruption, should be systemic and comprehensive, with the implementation of positive practices for the implementation of international anti-corruption legal standards in Russian legislation, with the harmonization and unification of anti-corruption legislation by the international community.
Ключевые слова: Коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционные международно-правовые стандарты, Европейский Союз, Российская Федерация, правовые механизмы противодействия коррупции, антикоррупционная политика, международное сообщество.
Keywords: Corruption, anti-corruption, anti-corruption international legal standards, the European Union, the Russian Federation, legal mechanisms for combating corruption, anti-corruption policy, international community.
Для цитирования: Суфянова Е.З. Международные правовые стандарты противодействия коррупции: проблемы и перспективы реализации в Европейском Союзе и Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2023. № 9(225). С. 147-150. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_147.
For citation: Sufyanova E.Z. International legal standards for anti-corruption: problems and prospects of implementation in the European Union and the Russian Federation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 9(225). pp. 147-150. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_147.
Статья поступила в редакцию: 30.08.2023
На сегодняшний день транснациональность коррупции требует от всего мирового сообщества и Российской Федерации принятия глобальных антикоррупционных мер для нейтрализации угрозы, которую она представляет.
В представленной работе нами будет проведен актуальный сравнительный правовой анализ реализации международных правовых стандартов противодействия коррупции в Европейском Союзе (далее - ЕС, Союз) и в нашем государстве с целью обозначения актуальных проблем и направлений совершенствования антикоррупционных практик и стандартов в рамках национальных правовых систем государств и в самом Союзе. Научная и практическая значимость проведенного исследования выражена в выводах и рекомендациях, которые могут быть использованы международным и научным сообществами в свете гармонизации и унификации антикоррупционного законодательства, при имплемента-ции положительных практик реализации международных антикоррупционных правовых стандартов в национальные правовые системы.
Актуальность предупреждения коррупции, борьбы с ней и значимость усиления международного сотрудничества в этой сфере отметила и Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (далее - ООН) 2-4 июня 2021 г. на Специальной сессии в Нью - Йорке, по итогам которой была принята Политическая декларация по антикоррупционным обязательствам стран, ратифицировавших Конвенцию ООН против коррупции. В декларации отмечается центральная роль Конвенции ООН против коррупции как ключевого международного соглашения в области противодействия коррупции. Основным форматом международного взаимодействия в данной сфере должна стать Конференция стран-участниц указанной Конвенции [1].
Важность международного сотрудничества еще раз была подчеркнута в рамках повестки Специальной сессии Генеральной Ассамблеи
ООН Российской Федерацией при участии Бразилии, Индии, Китая, а также Управления ООН по наркотикам и преступности, Международной антикоррупционной академии, организаций гражданского общества на мероприятии по теме «Международное сотрудничество по вопросам предотвращения коррупции», направленном на развитие дискуссии о международном сотрудничестве и взаимной правовой помощи при привлечении к ответственности за коррупцию.
Цели ООН в области устойчивого развития требуют от правительств сократить масштабы коррупции и взяточничества во всех их формах к 2030 году на внутригосударственном уровне, на уровне объединений государств в рамках международных организаций и на глобальном уровне. Полагаем, что эффективным инструментом для борьбы с трансграничными коррупционными правонарушениями должна стать Международная оперативная сеть правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, которая была официально запущена на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2021 году.
Следует отметить, что в нашем государстве принимаются системные меры противодействия коррупции, но, очевидно, что эффективность таких мер зависит от рационального сочетания внутригосударственных и международных усилий, взаимного сотрудничества с другими государствами, международными организациями через систему международных стандартов борьбы с коррупцией, имеющих не только политическое, но и юридическое значение.
Изначально при разработке антикоррупционных международных стандартов предполагалось, что они будут приняты в виде актов рекомендательного характера, таких как резолюции, программы, принципы, этические кодексы. Например, в Организации Объединенных Наций в основном разрабатывались акты «мягкого права». В последующем данные акты способствовали выработке юридически обязательных норм в содержании международных договоров, принимаемых региональными международными организациями [2, с.75].
Исследовав антикоррупционные международно-правовые стандарты, мы классифицировали их на следующие группы и виды: 1) имеющие различную юридическую силу - рекомендательные («мягкое право») или обязательные, 2) по уровням (универсальные или региональные); 3) затрагивающие различные аспекты противодействия коррупции (глобальные или отраслевые) и др.
Основные антикоррупционные международно-правовые стандарты определены рядом конвенций, принятых Организацией Объединенных Наций, Советом Европы, Европейским Союзом, а также конвенциями, принятыми Организацией американских государств, Организацией экономического сотрудничества и развития, главами государств и правительств Африканского союза и другие.
В преамбуле к Конвенции ООН против коррупции от 2003 года достаточно четко раскрыты коррупционные риски, представляющие системную угрозу мировому сообществу и безопасности человечества, особенно в рамках процессов глобализации [3]. Действительно, Конвенция ООН против коррупции носит универсальный характер. В ней сформулированы и закреплены на универсальном уровне международные антикоррупционные стандарты, имплементация которых должна быть продолжена в законодательстве государств ЕС и России.
Несмотря на заметный прогресс в единении международного сообщества в вопросах борьбы с коррупцией, это не нашло должного отражения в региональных антикоррупционных конвенциях. Например, в конвенциях Совета Европы, что объясняется тем, что они принимались в 90-е годы прошлого столетия и были посвящены регулированию лишь отдельных вопросов борьбы с коррупцией (уголовной и гражданской ответственности за коррупцию и т.д.).
Остаются актуальными вопросы более четкого определения используемых в международных стандартах понятий, ведь их необходимо соотнести с дефинициями, используемыми в национальном законодательстве государств. В правоприменении возникают проблемы при использовании понятий: «конфликт интересов», «лицо, замещающее должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов», и др. Возникают вопросы и с оценкой деятельности такого антикоррупционного органа, как комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в государственных органах и органах местного самоуправления и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что характер антикоррупционных актов и стандартов, содержащихся в них, на сегодняшний день неоднороден и различается в универсальных и региональных международных организациях. Все указанные обстоятельства объективно усложняют процедуру имплементации международно-правовых стандартов в национальное законодательство государств.
Рассмотрим реализацию международных антикоррупционных стандартов на примере Европейского Союза и России. Большинство стран Европейского Союза успешно осуществляют борьбу с коррупцией. В Союзе основная часть деятельности по противодействию коррупции приходится на национальный, чаще посредством правотворчества государств, и субнациональный, в части правоприменения, уровни.
Проведенный правовой анализ действующих нормативно-правовых актов Европейского Союза позволяет констатировать, что по своему содержанию меры противодействия коррупции в Союзе более близки к тем стандартам, которые разрабатывались Советом Европы и были проведены в рамках Конвенций Совета Европы. Это, прежде всего, Страсбургская Конвенция Совета Европы 1990 г. «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», в которой раскрыты все виды взяточничества и различные должностные злоупотребления [4]. В то же время в сравнении с коррупционными преступлениями, выделенными в документах Совета Европы, виды тех же преступлений в документах Евросоюза, в том числе служебные злоупотребления, не детализированы. В свою очередь, в странах ЕС под коррупцией понимают не только факт получения взятки, но и обещание решить какой-то вопрос с использованием должностных полномочий. Сложности в создании унифицированного правового механизма противодействия коррупции заключаются в том, что Европейский Союз не имеет единого юридического понятия коррупции и антикоррупционного закона, и использует стандарты уголовной ответственности за коррупционные преступления, принятые в документах ООН и Совета Европы.
Антикоррупционное законодательство государств-членов ЕС направлено на предотвращение (первичное и вторичное) коррупционных деяний, наказание за коррупцию как противоправное деяние или совокупность деяний, профилактику коррупции и формирование антикоррупционной культуры в обществе и представлено различными антикоррупционными актами. Такими актами могут выступать: 1) уголовное законодательство (уголовный кодекс), которое включает ответственность за коррупцию физических и юридических лиц, к примеру, в Швеции, Латвии, Хорватии, Словении; 2) отдельные уголовно-правовые акты, издаваемые наряду с кодексами, например, в Германии, Италии, Франции, Болгарии, Румынии и др.; 3) отдельные уголовно-правовые акты - законы о борьбе с коррупцией (Ирландия); 4) уголовное антикоррупционное законодательство за нарушение сферы частного права, корпоративной этики в Италии, Словении; 5) антикоррупционное законодательство, регулирующее вопросы публичной сферы: избирательного права, государственной службы, конфликта интересов, к примеру, во Франции, Чехии; 6) антикоррупционные акты о противодействии отмыванию средств, полученных преступным путем, и их конфискации; 7) законодательство, регламентирующее взаимодействие органов публичной власти и негосударственных институтов; 8) антикоррупционное законодательство о защите и поощрении лиц, сообщающих о фактах коррупции, например, в Румынии [5, с.340-341].
Таким образом, национальный уровень противодействия коррупции в Европейском Союзе в современных реалиях демонстрирует тенденцию постоянного развития и дополнения антикоррупционного законодательства государствами. Тем не менее, из-за слабой политической интеграции, отсутствия институциональных и организационных договоренностей между государствами ЕС, должным образом организованного статистического учета коррупционных правонарушений (преступлений) затрудняется процесс создания единых механизмов противодействия коррупции в рамках Союза. Данные обстоятельства, в свою очередь, не позволяют осуществить объективное сравнение и сделать научно обоснованные выводы о состоянии коррупции в России и Европейском Союзе, в том числе проследить взаимосвязь между степенью реализации международных антикоррупционных стандартов и реальным состоянием коррупции в той или иной стране.
Что касается Российской Федерации, то часть антикоррупционных конвенций уже ратифицированы Российской Федерацией и требуют продолжения процесса имплементации в национальное законодательство. Положения остальных конвенций следует учитывать как полезные рекомендации, которые направлены на улучшение эффективности нашего антикоррупционного законодательства.
Реализация антикоррупционных международных стандартов в нашей стране производится с учетом федеративного устройства государства путем разработки и принятия федеральных, региональных нормативно-правовых актов и муниципальных нормативных правовых актов. При этом важно соблюдать единообразное применение таких стандартов вне зависимости от региональных различий, а это не самая легкая задача, так как в региональном законодательстве до сих пор есть недостатки: нечеткость в определении мер, направлений и принципов противодействия коррупции, наличие дефиниций и категорий, несогласованных с федеральным законодательством; дублирование положений нормативных правовых актов федерального уровня в законодательстве субъектов Российской Федерации и др. [6].
К тому же, необходимо брать во внимание вовлеченность России в международные организации на азиатско-тихоокеанском и евразийском пространстве, а также в БРИКС, Международной антикоррупционной академии, что требует согласования подходов и действий по антикоррупционным стандартам в рамках данных объединений.
Эти и другие подобные ситуации ставят вопрос о необходимости совершенствования антикоррупционного законодательства в России. Выдвигались предложения по разработке единого антикоррупционного кодекса, который включал бы федеральный и региональный уровни регулирования и исключал несогласованность антикоррупционных актов РФ и ее субъектов. Следует признать, что на данном этапе развития нашего государства кодификация антикоррупционного законодательства не своевременна, поскольку на международном уровне отсутствует элементарно единообразное понимание коррупции среди государств, и до конца не разработан общий категориально-понятийный аппарат по мерам, средствам противодействия коррупции в рамках международных организаций, участником которых является Российская Федерация [6].
На основе проведенного правового исследования основных проблем и перспектив реализации антикоррупционных международно -правовых стандартов в Российской Федерации и в странах Европейского Союза мы пришли к выводам о том, что антикоррупционное противодействие как на уровне Европейского Союза и государств Союза, так и России должно быть системным и комплексным, с взаимной трансформацией антикоррупционной политики, тесным международным сотрудничеством по противодействию коррупции с выстраиванием грамотной международной антикоррупционной стратегии, имплементацией положительных практик реализации международных антикоррупционных правовых стандартов в национальное законодательство стран, с гармонизацией и унификацией антикоррупционного законодательства международным сообществом.
В Европейском Союзе для успешной реализации международных антикоррупционных стандартов необходимо проведение трансформации правовых, политических и организационных механизмов на всех трех уровнях: внутригосударственном - для стран, входящих в ЕС, внутри самого Союза и на глобальном уровне в рамках общей международной стратегии противодействия коррупции. Реализация в Российской Федерации таких стандартов должна производиться с учетом федеративной государственности и участия в международных организациях.
В свете формирования глобального антикоррупционного порядка видим необходимым проведение работы по обеспечению стран научно-обоснованной концепцией антикоррупционной модернизации, координации использования научных ресурсов, правового, институционального, организационного потенциалов различных государств и международных организаций по противодействию коррупции при внедрении антикоррупционных международных правовых стандартов как необходимого условия эффективной борьбы с коррупцией.
Библиография:
1. Политическая декларация «Наша общая приверженность эффективному решению проблем и осуществлению мер в сфере предупреждения коррупции, борьбы с ней и усиления международного сотрудничества»: принята 2 июня 2021 г. Резолюцией S-32/1 на 32-ой Специальной сессии Генеральной Ассамблеей ООН // док. ГА ООН A/RES/S-32/1, 7 June 2021 г. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/S-32/1 (дата обращения: 31.05.2023).
2. Коррупция: природа, проявления, противодействие. Монография / отв. ред. академик РАН Т.Я. Хабриева. - М.: ИД «Юриспруденция», 2012. - 688 с.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 N 40-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.06.2006. N 26. ст. 2780.
4. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 08.11.1990) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 20.01.2003.
5. Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / С.Б. Иванов, Т.Я. Хабриева, Ю.А. Чиханчин [и др.]; отв. ред. Т.Я. Хабриева. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2016 — 384 с.
6. Суфянова Е.З., Ахметова А.Т. Реализация антикоррупционных международно-правовых стандартов в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2019. № 8 (176). С. 114-116.
References:
1. Political Declaration "Our common commitment to the effective solution of problems and implementation of measures in the field of preventing corruption, combating it and strengthening international cooperation": adopted on June 2, 2021. Resolution S-32/1 at the 32nd Special Session of the UN General Assembly // doc. UNGA A/RES/S-32/1, 7 June 2021 URL: https://undocs.org/ru/A/RES/S-32/1 (date of application: 31.05.2023).
2. Corruption: nature, manifestations, counteraction. Monograph / ed. Academician of the Russian Academy of Sciences T.Y. Khabrieva. - M.: Publishing house "Jurisprudence", 2012. - 688 p.
3. The United Nations Convention against Corruption (adopted in New York on 31.10.2003 by Resolution 58/4 at the 51st plenary session of the 58th session of the UN General Assembly, the Convention was ratified by Federal Law No. 40-FZ of 08.03.2006) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 26.06.2006. N 26. art. 2780. 4. Convention on laundering, detection, seizure and confiscation of proceeds from criminal activity (concluded in Strasbourg on 08.11.1990) // Collection of Legislation of the Russian Federation, No. 3, 20.01.2003.
5. Anti-corruption: new challenges: monograph / S.B. Ivanov, T.Ya. Khabrieva, Yu.A. Chikhanchin [et al.]; ed. by T.Y. Khabrieva. — M.: Institute of Legislation and Comparative Jurisprudence under the Government of the Russian Federation: INFRA-M, 2016 — 384 p.
6. Sufyanova E.Z., Akhmetova A.T. Implementation of anti-corruption international legal standards in the Russian Federation // Law and State: theory and practice. 2019. No. 8 (176). pp. 114-116.