Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «КОРРУПЦИОННЫЙ РИСК» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «КОРРУПЦИОННЫЙ РИСК» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИОННЫЙ РИСК / КОРРУПЦИОННО-ОПАСНЫЕ ФУНКЦИИ / ОЦЕНКА КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хадыкина Е.В.

В статье на основе изучения действующих нормативно-правовых актов и точек зрения различных авторов рассматривается понятие "коррупционный риск", его сущность и содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ISSUE OF CONCEPT "CORRUPTION RISK" IN RUSSIAN LEGISLATION AND LEGAL SCIENCE

Based on the study of existing legal acts and points of view of various authors, the article examines the concept of "corruption risk", its essence and content.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ «КОРРУПЦИОННЫЙ РИСК» В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_134 УДК 342

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ "КОРРУПЦИОННЫЙ РИСК" В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ TO THE QUESTION OF THE CONCEPT "CORRUPTION RISK" IN RUSSIAN LEGISLATION AND LEGAL SCIENCE

ХАДЫКИНА Елена Викторовна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры Общих и специальных юридических дисциплин, Тихоокеанский государственный университет. 680042, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 136. E-mail: 003780@pnu.edu.ru;

Khadykina Elena Viktorovna,

Associate Professor, Candidate of Law,

Associate Professor of the Department General and special legal disciplines Pacific State University. 680042, Khabarovsk, st. Pacific, 136. E-mail: 003780@pnu.edu.ru

Краткая аннотация: в статье на основе изучения действующих нормативно-правовых актов и точек зрения различных авторов рассматривается понятие "коррупционный риск", его сущность и содержание.

Abstract: based on the study of existing legal acts and points of view of various authors, the article examines the concept of "corruption risk", its essence and content.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, коррупционный риск, коррупционно-опасные функции, оценка коррупционных рисков.

Keywords: corruption, anti-corruption, corruption risk, corruption-dangerous functions, assessment of corruption risks.

Для цитирования: Хадыкина Е.В. К вопросу о понятии «коррупционный риск» в российском законодательстве и юридической науке//Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 134-136. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_134.

For citation: Khadykina E. V. To the question of the concept of "corruption risk" in Russian Legislation and Legal Science // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 134-136. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_134.

Статья поступила в редакцию: 14.05.2023

Несмотря на несомненную актуальность и социальную значимость проблем борьбы с коррупцией, в действующем российском законодательстве понятие "коррупционный риск" отсутствует. Определенный "задел" есть в некоторых документах Министерства труда и социальной защиты РФ (далее по тексту - Минтруд), однако эти документы имеют весьма неопределенный статус. Разберем эту неопределенность подробнее, ведь она имеет существенное значение для решения вопроса, можно ли использовать эти документы в качестве обязательных и ссылаться на них, например, при принятии локальных нормативных актов. Итак, на сегодняшний день существует несколько схожих документов Минтруда по вопросу, так или иначе касающихся коррупционных рисков, их понятия, содержания и оценки:

- Письмо Минтруда России от 25.12.2014 г. № 18-0/10/В-8980 "О проведении федеральными государственными органами оценки коррупционных рисков" (вместе с "Методическими рекомендациями по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций") [6];

- Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции (утв. протоколом заседания проектного комитета от 13.07.2017 N 47(7)) [7];

- Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации (утв. Минтрудом России) [9];

- Меры по предупреждению коррупции в организациях (утв. Минтрудом России) [8].

Обращает не себя внимание тот факт, что ни один из этих документов не является в строгом значении нормативно-правовым актом. И вполне оправданным в этой ситуации является вопрос о нормативности выше указанных документов. По логике вещей, Минтруд, исполняя свои функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере разработки и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер [5], должен руководствоваться пп. а) п. 2 указа Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 (ред. от 20.11.2020) [2], где раскрывается содержание функции по принятию нормативно-правовых актов; п. 2 постановления Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009, которым четко определено, что нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Акты, издаваемые в ином виде, не должны содержать предписания нормативно-правового характера. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается [3].

Таким образом, мы видим, что указанные выше документы Минтруда по определению коррупционных рисков (Письмо, Рекомендации, Меры...) не являются нормативно-правовыми актами и, следовательно, не должны влечь юридически значимых последствий и даже в принципе широко использоваться в практике. Однако, в свете отсутствия иных источников остается пользоваться только этими. Возможно, эту ситуацию следует считать разновидностью преодоления пробела в праве.

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Итак, мы определили, что именно на уровне нормативно-правовых актов понятие "коррупционный риск" отсутствует. В перечисленных выше документах Минтруда видим следующие дефиниции:

- Коррупционные риски - вероятность (возможность) проявлений коррупции и наступления неблагоприятных последствий, вызванных ими (Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, утв. протоколом заседания проектного комитета 13.07.2017 № 47(7) [7];

- Коррупционный риск - возможность совершения работником организации, а также иными лицами от имени или в интересах организации коррупционного правонарушения (Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации (утв. Минтрудом России) [9].

Существенная разница этих двух понятий налицо: если в первом случае коррупционный риск сформулирован весьма широко, начиная от любых проявлений коррупции и до любых последствий, вызванных ими, то во втором случае это лишь возможность совершения коррупционного правонарушения. Сложно предположить, чем объясняется такая разница, ведь противодействие коррупции, согласно одноименному федеральному закону [1] представляет собой деятельность как государственных, так и негосударственных субъектов, вплоть до физических лиц.

Если исследовать само слово "риск" в его первоначальном, языковом значении, то следует обратиться к словарям русского языка. Так, у Ожегова С.И. риск определен как возможность опасности, неудачи [16]. Аналогично в словарях Ефремовой Т.Ф., Ушакова [15, 17] - возможная опасность. Само слово "опасность" в этих же толковых словарях имеет значение возможности, угрозы чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья [16], возможность вреда [15]. Интерес также может представлять формулировка опасности в Словаре терминов и определений по средствам охранной и пожарной защиты: опасность - потенциальная возможность возникновения процессов и явлений, способных вызывать поражение людей, наносить материальный ущерб и разрушительно действовать на окружающую атмосферу [13].

Оптимальное определение риска в рамках правового поля предложил Ю.А. Тихомиров, понимая под ним вероятное наступление события и совершения действий, влекущих негативные последствия для реализации правового решения и могущих причинить ущерб регулируемой им сфере [14].

Таким образом, во взаимосвязи языковых трактовок "риск" и "опасность" и исходя из смысла и содержания коррупции в имеющемся законодательстве РФ и в юридической науке в целом, можно прийти к выводу, что наиболее полным образом смыслу коррупционного риска соответствует его понятие, закрепленное в Методических рекомендациях Минтруда по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти от 13.07.2017 г. [7], в то время как аналогичное понятие, закрепленное в Рекомендациях по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации [9] является более узким, связанным только с возможностью совершения работником или иными лицами от имени организации коррупционного правонарушения.

Приводя ряд выработанных в российской науке определений понятия "коррупционный риск", ученые выводят на основе их общих черт следующие определения: коррупционный риск - условия, мотивирующие и открывающие возможности вступления в коррупционные отношения [18]; совокупность заложенных в компетенциях и регламентах функционирования органов государственной власти возможностей, связанных с несовершенством административно-правовых механизмов управления, способствующих формированию коррупциогенных факторов. При этом коррупциогенные факторы создают условия для действий (бездействия) должностных лиц, имеющих целью незаконное извлечение выгоды при выполнении своих должностных полномочий [11].

В целом следует согласиться с позицией, что категория коррупционных рисков, постепенно интегрируя из экономической и управленческой наук в юридическую, еще только начинает разрабатываться последней. При этом термин коррупционного риска не обнаруживает единства в подходах к его пониманию в литературе [10, 12].

Исходя из того, что более-менее точное понятие коррупционного правонарушения отсутствует как в законодательстве, так и в юридической науке, мы не можем охватить и классифицировать все виды коррупционных рисков в этом значении. В то же время, опираясь на существующее определение коррупции, закрепленное в Федеральном законе "О противодействии коррупции" и проецируя его на понятие коррупционного риска из Методических рекомендаций от 13.07.2017 г. мы можем вполне полно и подробно рассмотреть сущность и классифицировать коррупционные риски, используя хотя бы самое простое основание для их классификации: вероятные (возможные) проявления коррупции; наступление неблагоприятных последствий, вызванных проявлениями коррупции.

Также предлагается поддержать идею взаимной увязки коррупционных рисков и коррупциогенных факторов: при законодательной регламентации понятия коррупционного риска учесть такую форму его проявления, как наличие коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и их проектах [10]. Коррупциогенные факторы, безусловно, являются одной из разновидностей коррупционных рисков и их закрепление в законодательстве [4] уже можно считать определенным вкладом в закрепление содержания коррупционных рисков.

В целом, подводя итог проведенному исследованию, можно сделать общий вывод о необходимости именно нормативного закрепления понятия "коррупционный риск" в действующем российском законодательстве в целях поднятия уровня его значимости в правоприменительной практике антикоррупционной направленности.

Библиогра фия:

1 О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228; 2023. - № 6. - Ст. 919.

2 О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 (ред. от 20.11.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945; 2020. - № 47. - Ст. 7508.

3 Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: постановление Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 (ред. от 14.02.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 33. - Ст. 3895; 2023. - № 8. - Ст. 1324.

4 Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: постановление Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 (ред. от 10.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 10. - Ст. 1084; 2015. - № 30. - Ст. 4604.

5 Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 19.06.2012 г. № 610 (ред. от 16.02.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 26.- Ст. 3528; 2023. - № 8. - Ст. 1338.

6 Письмо Минтруда России от 25.12.2014 N 18-0/10/В-8980 "О проведении федеральными государственными органами оценки коррупционных рисков" (вместе с "Методическими рекомендациями по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций") [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrud.gov.rU/ministry/programms/anticorruption/2/14 (дата обращения: 14.03.2023)

7 Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции (утв. протоколом заседания проектного комитета от 13.07.2017 N 47(7)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fsvps.gov.ru/fsvps-docs/ru/corruption/metod_risk.pdf (дата обращения: 14.03.2023)

8 Меры по предупреждению коррупции в организациях (утв. Минтрудом России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-106-src-1568817692.8748.pdf (дата обращения: 14.03.2023)

9 Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации (утв. Минтрудом России) // Приложение к газете "Солидарность". - 2019. - № 36.

10 Иванова Е.Л. Независимая антикоррупционная экспертиза как способ устранения коррупционных рисков / Е.Л. Иванова // Государственная власть и местное самоуправление. - 2022. - № 3. - С. 21 - 26.

11 Инкина М.В. Метод оценки рисков в концепциях и актах стратегического планирования национальной безопасности и противодействия коррупции / М.В. Инкина // Журнал российского права. - 2020. - № 11. - С. 174-186.

12 Козлова Е.Б. Основные направления и опыт реализации государственной политики антикоррупционного просвещения в России, Республике Беларусь и Германии (сравнительно-правовой аспект) / Е.Б. Козлова, Т.С. Таранова, Н.С. Буднецкий, З.М. Казачкова // Всероссийский криминологический журнал. - 2020. - Т. 14. № 3. - С. 388.

13 Словарь терминов и определений по средствам охранной и пожарной защиты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bio.niv.ru/doc/dictionary/protection/fc/slovar-206.htm#zag-230 (дата обращения: 14.03.2023)

14 Тихомиров Ю.А. Риск в праве: природа и причины / Ю.А. Тихомиров // Право и современные государства. - 2016. - № 6. - С. 11.

15 Толковый словарь русского языка Ефремовой Т.Ф. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.efremova.info/ (дата обращения: 14.03.2023)

16 Толковый словарь Ожегова С.И. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://slovarozhegova.ru/ (дата обращения: 14.03.2023)

17 Толковый словарь Ушакова Д.Н. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ushakovdictionary.ru/ (дата обращения: 14.03.2023)

18 Цирин А.М. Оценка коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти: методическое пособие / А.М. Цирин, Ю.В. Трунцевский, В.В. Севальнев. - М., 2019. - С. 11-12.

References:

1 On combating corruption: federal law of December 25, 2008 N 273-FZ (as amended on February 6, 2023) // Collected Legislation of the Russian Federation. - 2008. -No. 52 (part 1). - Art. 6228; 2023. - No. 6. - Art. 919.

2 On the system and structure of federal executive bodies: Decree of the President of the Russian Federation of March 9, 2004 No. 314 (as amended on November 20, 2020) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2004. - No. 11. - Art. 945; 2020. - No. 47. - Art. 7508.

3 On approval of the Rules for the preparation of regulatory legal acts of federal executive bodies and their state registration: Decree of the Government of the Russian Federation of August 13, 1997 No. 1009 (as amended on February 14, 2023) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1997. - No. 33. - Art. 3895; 2023. - No. 8. - Art. 1324.

4 Methodology for conducting anti-corruption expertise of regulatory legal acts and draft regulatory legal acts: Decree of the Government of the Russian Federation of February 26, 2010 No. 96 (as amended on July 10, 2017) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2010. - No. 10. - Art. 1084; 2015. - No. 30. - Art. 4604.

5 On approval of the Regulations on the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation of June 19, 2012 No. 610 (as amended on February 16, 2023) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2012. - No. 26.- Art. 3528; 2023. - No. 8. - Art. 1338.

6 Letter of the Ministry of Labor of Russia dated December 25, 2014 N 18-0 / 10 / V-8980 "On the assessment of corruption risks by federal state bodies" (together with "Methodological recommendations for assessing corruption risks arising from the implementation of functions") [Electronic resource] . - Access mode: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/2/14 (date of access: 03/14/2023)

7 Methodological recommendations for assessing corruption risks in federal executive bodies exercising control and supervision functions (approved by the minutes of the meeting of the project committee dated July 13, 2017 N 47 (7)) [Electronic resource]. - Access mode: https://fsvps.gov.ru/fsvps-docs/ru/corruption/method_risk.pdf (date of access: 03/14/2023)

8 Measures to prevent corruption in organizations (approved by the Ministry of Labor of Russia) [Electronic resource]. - Access mode: https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-106-src-1568817692.8748.pdf (date of access: 03/14/2023)

9 Recommendations on the procedure for assessing corruption risks in an organization (approved by the Ministry of Labor of Russia) // Supplement to the newspaper "Solidarity". - 2019. - No. 36.

10 Ivanova E.L. Independent anti-corruption expertise as a way to eliminate corruption risks / E.L. Ivanova // State power and local self-government. - 2022. - No. 3. - S.

21 - 26.

11 Inkina M.V. Risk assessment method in concepts and acts of strategic planning of national security and counteraction to corruption / M.V. Inkina // Journal of Russian Law. - 2020. - No. 11. - P. 174-186.

12 Kozlova E.B. The main directions and experience of implementing the state policy of anti-corruption education in Russia, the Republic of Belarus and Germany (comparative legal aspect) / E.B. Kozlova, T.S. Taranova, N.S. Budnetsky, Z.M. Kazachkova // All-Russian criminological journal. - 2020. - T. 14. No. 3. - S. 388.

13 Glossary of terms and definitions for security and fire protection [Electronic resource]. - Access mode: http://bio.niv.ru/doc/dictionary/protection/fc/slovar-206.htm#zag-230 (date of access: 03/14/2023)

14 Tikhomirov Yu.A. Risk in law: nature and causes / Yu.A. Tikhomirov // Law and Modern States. - 2016. - No. 6. - P. 11.

15 Explanatory dictionary of the Russian language Efremova T.F. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.efremova.info/ (date of access: 03/14/2023)

16 Explanatory Dictionary of Ozhegov S.I. [Electronic resource]. - Access mode: https://slovarozhegova.ru/ (date of access: 03/14/2023)

17 Dictionary of Ushakov D.N. [Electronic resource]. - Access mode: https://ushakovdictionary.ru/ (date of access: 03/14/2023)

18 Tsirin A.M. Estimation of corruption risks in federal executive authorities: methodical manual / A.M. Tsirin, Yu.V. Truntsevsky, V.V. Sevalnev. - M., 2019. - S. 11-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.