Научная статья на тему 'КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ'

КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
268
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РИСК / КОРРУПЦИОННЫЙ РИСК / КОРРУПЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гриценко В.В.

В статье рассматривается взаимосвязь трех правовых терминов «риск», «коррупционный риск», «финансовая система» применительно к современным финансово-экономическим условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRUPTION RISKS IN THE RUSSIAN FINANCIAL SYSTEM

The article discusses the interrelation of the three legal terms «risk», «corruption risk», «financial system» with reference to modern financial and economic conditions

Текст научной работы на тему «КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ»



УДК 346.62 DOI 10.47б29/2074-9201_2020_20_12_3

Гриценко В.В.,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры Административного и административного процессуального права, Воронежский государственный университет, город Воронеж

КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь трех правовых терминов «риск», «коррупционный риск», «финансовая система» применительно к современным финансово-экономическим условиям. Ключевые слова: риск, коррупционный риск, коррупция, финансовая система, элементы финансовой системы

V.V. Gritsenko,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Administrative and Administrative Procedural Law Department,

Voronezh State University, Voronezh

CORRUPTION RISKS IN THE RUSSIAN FINANCIAL SYSTEM

Abstract. The article discusses the interrelation of the three legal terms «risk», «corruption risk», «financial system» with reference to modern financial and economic conditions.

Keywords: risk, corruption risk, corruption, financial system, elements of the financial system

В современном мире все чаще используется

термин «риск» в его различных смысловых значениях.

Происхождение термина «риск» связано с греческим словом ridsikon, ridsa - утес, скала; риск отождествляется с ожиданием, вероятностью потерь, неполучением дохода, опасностью, ущербом, неблагоприятными последствиями.

Однако в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой «риск» определяется: во-первых, как возможность опасности, неудачи; во-вторых, действие наудачу в надежде на счастливый исход; в третьих, риск как благородное дело - можно, стоит рискнуть, попробовать [1, с. 679], т.е. последствия риска могут быть как негативные, так позитивные.

В настоящее время термины «риск» и «коррупционный риск» достаточно широко используются в законах [2], подзаконных актах [3], а также в программных документах [4] и методических указаниях [5].

Присоединение к термину «риски» прилагательного «коррупционные», безусловно, означает связь с коррупционными явлениями.

В юридической науке термин «коррупция» рассматривается в двух значениях: широком и узком. В первом - как негативное социальное явление, во втором - как совокупность составов правонарушений, предусмотренных в законодательстве и отличающихся таким квалифицирующим признаком, как исполнение должностным лицом своего публичного статуса в ко-

рыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах, должностное злоупотребление [6, с. 65]. Именно из последних позиций законодатель в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, а также совершение данных деяний от имени или в интересах юридических лиц [7].

По мнению А.Е. Помазуева коррупционные риски это обобщенная оценка вероятности возникновения коррупции и ее угрозы общественным отношениям [8], Е.В. Порезанова считает, что коррупционные риски это вероятность возникновения коррупционного поведения, вызванного несоблюдением обязанностей, установленных для государственных служащих [9], тем самым незаконно сужается содержание данного термина.

В Указе Президента РФ от 29 июня 2018 года № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» используется термин «коррупционные риски» с целью совершенствования мер по противодействию коррупции в двух сферах.

СП

Во-первых, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (Президент РФ поручил Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных государственных органов разработать методические рекомендации: по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (Доклад о результатах исполнения необходимо представить до 1 апреля 2020 года).

Во-вторых, в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц (Президент РФ поручил Правительству Российской Федерации с участием представителей соответствующих объединений субъектов предпринимательской деятельности рассмотреть вопросы о механизмах и условиях введения в организациях антикоррупционных стандартов и об их применении, в частности при установлении деловых отношений с контрагентами; в отдельных сферах хозяйственной деятельности, подверженных коррупционным рискам или имеющих стратегическое значение для государства; при участии в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (Доклад о результатах исполнения необходимо было представить до 1 октября 2019 года) [10].

Судебная практика также свидетельствует об использовании термина «коррупционные риски». Например: постановление Верховного Суда от 21 апреля 2017 года № 45-АД17-11; постановление Верховного Суда РФ от 11 ноября 2016 года № 9-АД16-17; постановление Верховного Суда РФ от 20 июня 2016 года № 46-АД16-18; Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 30 ноября 2016 года) и др. [11]

Таким образом, можно резюмировать, что данный термин в основном используется применительно в связи с осуществлением должностных полномочий, с публичной службой, на самом деле диапазон применения термина «коррупционных рисков» значительно шире.

В современной науке выделяют различные виды рисков: финансовые, экономические, управленческие, юридические (правовые) риски. Последние представляются самыми малоиследованными.

Можно сделать вывод, что коррупционные риски в финансовой системе представляют собой возможность проявления коррупционных явлений, т.е.

коррупционных ситуаций в финансовой сфере, способствующих правонарушениям коррупционной направленности.

Термин «финансовая система» является многоаспектной категорией, переплетающей в себе множественность проблем социального, экономического, юридического, политического, управленческого, нравственного, философского характера. К последнему относится сам термин «система», т.е. совокупность тесно взаимосвязанных и дополняющих друг друга элементов.

Следует отметить, что при отсутствии дефиниции данного термина и принципов построения финансовой системы, он активно используется в нормативно-правовых актах, что свидетельствует о его правовом характере. Например: Федеральный закон от 13 октября 2008 года № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» [12], Указ Президента РФ «О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации» [13], Указ Президента РФ «О мерах по подготовке кадров обеспечения деятельности финансово-банковской системы» [14]; Указ Президента РФ «О некоторых мерах по сдерживанию инфляции» [15].

Необходимо подчеркнуть, что элементам финансовой системы больше повезло, чем самой системе. Так, в Бюджетном кодексе РФ присутствует дефиниция «бюджетной системы» и раскрываются принципы ее построения [16], в Налоговом кодексе РФ дается понятие «системы налогов и сборов», определяются принципы законодательства о налогах и сборах [17] и т.д.

Таким образом, можно констатировать, что нарушается логичность построения финансовой системы, происходящая снизу вверх.

Законодательные органы субъектов РФ также пытаются решить данную проблему на своем уровне. В Уставе Пензенской области от 10 сентября 1996 года установлена глава «Финансовая система Пензенской области», закон Волгоградской области от 11 декабря 2013 года № 3234-ОЗ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Волгоградской области на 2014- 2016 годы» и др. используют термин «финансовая система» [18].

Резюмируя вышеизложенное, финансовую систему можно определить, как основанную на конкретных принципах взаимосвязанную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств органами, осуществляющими финансовую деятельность.

Современные ученые указывают на различные составляющие финансовой системы. К.С. Бельский в состав финансовой системы включает следующие

ип

финансово-правовые институты: денежную систему, бюджетную систему, налоговую систему, банковскую систему, систему государственного и муниципального кредита (долга), имущественное и личное страхование, финансы хозяйствующих субъектов, финансы населения [19]. Наиболее проблематичными представляются бюджетная система и внебюджетные фонды.

В статье 1 Федерального закона от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» закреплен профицит бюджета в размере почти в 2 триллиона рублей [20], при этом, бюджеты субъектов РФ на тот же период формируются в основном как дефицитные, т.е. расходы превышают доходы. Представляется, что профицитный федеральный бюджет одновременно нарушает несколько принципов бюджетной системы, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ: принцип сбалансированности бюджетов; принцип общего покрытия расходов бюджета; принцип достоверности бюджета; принцип разграничения доходов и расходов бюджета. Кроме того, думается, что закрепление профицита, скорее всего, носит не экономический, а политический характер. Так как является актуальным вопрос, почему на фоне профицита, не повышается заработная плата, увеличиваются ставки налогов, расширяется круг субъектов, подлежащих налогообложению (например, самозанятые), дорожают продукты, предполагается, что на 3-4 процента в 2020 году вырастет стоимость квартир, т.е. цена на недвижимость увеличится [21, с. 4]. По расчетам Правительства РФ повышение платежей за коммунальные ресурсы должно вырасти дважды, и составить около 4 процентов в год [22, с. 4].

Существуют неопределённости правового статуса государственных внебюджетных фондов, к которым относятся Пенсионный фонд РФ, фонд обязательного страхования, фонд обязательного медицинского страхования. В проекте федерального закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ исчезла глава, закрепляющая положения о принятии бюджета этих фондов. В связи с чем, Т. Голикова поручила внебюджетным фондам совместно с Минтрудом подготовить концепцию по закреплению организационной правовой формы данных фондов. Настораживают предложения о преобразовании Пенсионного фонда в публично-правовую компанию [23, с. 2], об объединении всех фондов в один общий. Вопросы о том, кому принадлежат деньги в фондах - государству, работодателям, профсоюзам остаются открытыми. Проблемы управления фондами также находятся в центре внимания, что подвергает одно из основных звеньев финансовой системы коррупционным рискам.

Следует констатировать, что, к сожалению, коррупционные риски в финансовой системе про-

является в двух ее направлениях: во-первых, во всех ее элементах (звеньях, институтах); во-вторых, в деятельности, практически всех органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Это ярко иллюстрируют и публикации, пестрящие в прессе, о коррупционных проявлениях в деятельности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, свидетельствующие о противодействии коррупции с одной стороны, а с другой - о том, что существует другая финансовая система, не государственная, денежные средства которой проходят мимо, оседают в «карманах» физических лиц.

Например, за взятки в крупном и особо крупном размере обвиняются: бывший первый вице-мер г. Сочи С. Юрин (50, 100 миллионов) [24, с. 6]; генерал-юстиции - экс-глава Главного следственного управления СКР по Москве А. Дрыманов (миллион долларов) [25, с. 6], полковник полиции, бывший временно исполняющий обязанности начальника Главного Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Д. Захарченко - (по решению суда в доход государства обращено более миллиарда рублей), бывший сотрудник ФСБ России Д. Сенин (в доход государства - 380 миллионов рублей) [26, с. 5] и т.д.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации подготовлены специальные разъяснения по вопросам о штрафах за коррупционные преступления. Так, например, за коррупционные преступления назначается штраф, кратный размеру взятки. Например, если размер взятки составляет 100 тыс. рублей, то его умножают на 50, и размер штрафа составит 5 миллионов. По статистике, проведенной Судебным департаментом за полгода (2018 года) тридцати осужденным за коррупционные преступления судами была проведена замена штрафа на другое наказание. При этом общая сумма долга составила 40 миллионов рублей, уплачено лишь 2 миллиона рублей, из 30 - 14 человек не смогли заплатить штраф, но сумма составила 38 миллионов рублей, значит, уплатили 16 человек, а сумма составила всего лишь 2 миллиона! [27, с. 4].

Кроме того, в России продолжают создаваться финансовые пирамиды, денежные средства опять-таки, поступают не в финансовую систему России. Например, ущерб от такой пирамиды, (организатор в г. Пензе осужден к 6,5 года колонии общего режим), составил более 52 миллионов рублей [28, с. 10]. Конечно, действие таких пирамид свидетельствует о финансовой безграмотности граждан, они рискуют с целью получения прибыли, но также говорит и о неэффективной работе компетентных органов государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время практически все элементы финансовой системы подвержены коррупционным рискам.

П9П

Список литературы

1. Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4 изд., доп. М.: А «ТЕМП», 2004. 944 с.

2. О техническом регулировании: федер. закон Рос. Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 52. Ч. 1. Ст. 5140.

3. Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов, супруга) и несовершеннолетних детей: указ Президента Рос. Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 (в ред. от 3 июля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 21. Ст. 2542.

4. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 32. Ст. 5138.

5. Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции [Электронный ресурс]: утв. протоколом заседания проектного комитета от 13 июля 2017 г. № 47// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.08.2020)

6. Старилов Ю.Н. Правовое регулирование противодействия коррупции в государственном управлении. Общее административное право: учебник: в 2 ч. /под ред. Ю.Н. Старилова. - 2 изд., пересмотр. и доп. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2016. 848 с.

7. О противодействии коррупции: федер. закон Рос. Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 30 октября 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации 2008. № 52. Ч. 1.. Ст. 6228.

8. Помазуев А.Е. Коррупционные риски: понятие и значение для механизма противодействия коррупции //Административное право и процесс. Электронное приложения к «Российскому юридическому журналу. 2016. № 2. С. 65.

9. Порезанова Е.В. Коррупционные риски в системе государственных закупок //Изв.Сарат. ун-та. Нов. Сер. Экономика. Управление. Право. 2015. Т. 15. Вып. 4. С. 363.

10. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы: указ Президента Рос. Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 //Собр. законодательства Рос. Федерации 2018. № 27. Ст. 4038.

11. Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: утв. Президиумом Верховного Суда Рос. Федерации 30 ноября 2016 г.// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.08.2020)

12. О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 13 октября 2008 г. № 173-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.)// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 42. Ст. 4698.

13. О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 25 августа 1998 г. № 988// Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 35. Ст. 4383.

14. О мерах по подготовке кадров обеспечения деятельности финансово-банковской системы: указ Президента Рос. Федерации от 7 октября 1992 г. № 1184 // Собр. актов Президента и Правительства Рос. Федерации. 1992. № 15. Ст. 1188.

15. О некоторых мерах по сдерживанию инфляции: указ Президента Рос. Федерации от 3 июня 1993 г. № 842 // Рос. газета. 1993. 8 июня.

16. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. 28 ноября 2018 г.) //Собр. законодательства Рос. Федерации 1998. № 31. Ст. 3823.

17. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер закон Рос. Федерации от 31 июля 1998. № 146-ФЗ (в ред. 27. декабря 2018 г.) //Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.

18. Об утверждении Программы социально-экономического развития Волгоградской области на 2014- 2016 г.: закон Волгоградской области от 11 декабря 2013 г. № 3234-ОЗ (в ред. 28 декабря 2016 г.) // Крайний север. 2013. 14 дек.

19. БельскийК.С. Финансовая система Российской Федерации. Финансовое право: учебник для бакалавров /под ред. И.А. Цинделиани. 3-е изд. М.: Проспект, 2016. 656 с.

20. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: федер. закон Рос. Федерации от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ// Рос. газета. 2018. 5 дек.

21. Жандарова И. Метр нарасхват //Рос. газета. 2018. 23 нояб.

22. Зубков И. Платеж вырастет в два раза //Рос. газета. 2018. 15 авг.

23. Гусенко М. Взносы в форме. Пенсионный фонд может сменить свой статус //Рос. газета. 2018. 12 дек.

24. Полетаев В. Новый год в СИЗО //Рос. газета. 2018. 14 дек.

25. Федосенко В. Генерал без имущества //Рос. газета. 2018. 14 дек.

26. Полетаев В. Исчез в чем был //Рос. газета. 2018. 7 дек.

27. Куликов В. Запишут в штрафники //Рос. газета. 2018. 14 дек.

28. Саванкова Н. Имел талант убеждения //Рос. газета. 2018. 14 дек.

ии

References

1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions. - 4th ed., Add. M .: A «TEMP», 2004.944 p.

2. About technical regulation: Feder. the law Ros. Federation of December 27, 2002 No. 184-FZ (as amended on July 29, 2017) // Sobr. legislation Ros. Federation. 2002. No. 52. Part 1. Art. 5140.

3. On the approval of the list of positions of the federal public service, upon filling which federal civil servants are required to submit information about their income, property and property obligations, as well as information about income, property and property obligations of their spouses, spouse) and minor children : decree of the President Ros. Federation of May 18, 2009 No. 557 (as amended on July 3, 2018) // Sobr. legislation Ros. Federation. 2009. No. 21. Art. 2542.

4. On the approval of the program «Digital Economy of the Russian Federation»: order of the Government of the Russian Federation. Federation of July 28, 2017 No. 1632-r // Collected. legislation Ros. Federation. 2017. No. 32. Art. 5138.

5. Methodological recommendations for assessing corruption risks in federal executive bodies exercising control and supervisory functions [Electronic resource]: approved. minutes of the meeting of the project committee dated July 13, 2017 No. 47 // Reference and legal system «ConsultantPlus» (date of access: 05.08.2020)

6. Starilov Yu.N. Legal regulation of anti-corruption in public administration. General administrative law: textbook: 2 hours / ed. Yu.N. Starilova. - 2nd ed., Revision. and add. Voronezh: Voronezh State University Publishing House, 2016.848 p.

7. On anti-corruption: Feder. the law Ros. Federation of December 25, 2008 No. 273-FZ (as amended on October 30, 2018) // Sobr. legislation Ros. Federation 2008. No. 52. Part 1 .. Art. 6228.

8. PomazuevA.E. Corruption risks: concept and significance for the anti-corruption mechanism // Administrative law and process. Electronic supplements to the Russian Legal Journal. 2016. No. 2.P. 65.

9. Porezanova E.V. Corruption risks in the public procurement system // Izv. Sarat. un-that. New Ser. Economy. Control. Right. 2015. T. 15. Iss. 4, p. 363.

10. On the National Anti-Corruption Plan for 2018 - 2020: Decree of the President of the Russian Federation. Federation of June 29, 2018 No. 378 // Collected. legislation Ros. Federation 2018. No. 27. Art. 4038.

11. Review of judicial practice in cases of bringing to administrative responsibility, provided for in article 19.29 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses [Electronic resource]: approved. Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation. Federation on November 30, 2016 // Reference and legal system «ConsultantPlus» (date of access: 05.08.2020)

12. On additional measures to support the financial system of the Russian Federation: Feder. the law Ros. Federation of October 13, 2008 No. 173-FZ (as amended on December 27, 2018) // Sobr. legislation Ros. Federation. 2008. No. 42. Art. 4698.

13. On some measures to stabilize the financial system of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation. Federation of August 25, 1998 No. 988 // Collected. legislation Ros. Federation. 1998. No. 35. Art. 4383.

14. On measures to train personnel to ensure the activities of the financial and banking system: decree of the President of the Russian Federation. Federation of October 7, 1992 No. 1184 // Collected. acts of the President and the Government of the Russian Federation. Federation. 1992. No. 15. Art. 1188.

15. On some measures to curb inflation: the decree of the President Ros. Federation of June 3, 1993 No. 842 // Ros. newspaper. 1993.8 June.

16. Budget Code of the Russian Federation: Feder. the law Ros. Federation of July 31, 1998 No. 145-FZ (as revised on November 28, 2018) // Sobr. legislation Ros. Federation 1998. No. 31. Art. 3823.

17. Tax Code of the Russian Federation: Federal Law Ros. Federation of July 31, 1998. No. 146-FZ (as amended on December 27, 2018) // Sobr. legislation Ros. Federation. 1998. No. 31. Art. 3824.

18. On the approval of the Program of social and economic development of the Volgograd region for 2014-2016: the law of the Volgograd region of December 11, 2013 No. 3234-OZ (as amended on December 28, 2016) // Far North. 2013.14 dec.

19. Belsky K.S. The financial system of the Russian Federation. Financial law: textbook for bachelors / ed. I.A. Tsindeliani. 3rd ed. Moscow: Prospect, 2016.656 p.

20. About the federal budget for 2019 and for the planning period 2020 and 2021: Feder. the law Ros. Federation of November 29, 2018 No. 459-FZ // Ros. newspaper. 2018.5 dec.

21. Zhandarova I. Meter snapped up // Ros. newspaper. 2018.23 nov.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. ZubkovI. Payment will double // Ros. newspaper. 2018.15 aug.

23. Gusenko M. Contributions in the form. Pension fund can change its status // Ros. newspaper. 2018.12 Dec.

24. Poletaev V. New Year in the SIZO // Ros. newspaper. 2018.14 Dec.

25. Fedosenko V. General without property // Ros. newspaper. 2018.14 Dec.

26. Poletaev V. Disappeared in what he was // Ros. newspaper. 2018.7 Dec.

27. Kulikov V. Will be recorded in the penalty boxes // Ros. newspaper. 2018.14 Dec.

28. Savankova N. Had a talent for persuasion // Ros. newspaper. 2018.14 Dec.

un

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.