Научная статья на тему 'Конфискация имущества как мера противодействия коррупции'

Конфискация имущества как мера противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2984
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОКТРИНА УГОЛОВНОГО ПРАВА / КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА / ПРИНУЖДЕНИЕ / СИСТЕМА НАКАЗАНИЯ / ВИДЫ НАКАЗАНИЯ / КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / DOCTRINE OF СRIMINAL LAW / CONFISCATION OF PROPERTY / COMPULSION / PENAL SYSTEM / TYPES OF PUNISHMENT / CORRUPTION / COMBATING CORRUPTION / CORRUPTION-RELATED CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буркина О. А., Устинов А. А.

Введение:в статье рассматривается дискуссионный вопрос о введении вновь такого вида наказания, как конфискация имущества, в борьбе с коррупционными преступлениями. Цель:авторы анализируют и сопоставляют различные подходы к определению правовой природы конфискации имущества. Методы:методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод. В статье использованы общенаучные (диалектика, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический) методы исследования. В ходе научного поиска особое внимание уделялось сравнительному, системному методам исследования. Результаты: авторы рассматривают коррупцию как серьезнейшую угрозу системе публичной власти в Российской Федерации. Коррупция не сводится к примитивным видам взяточничества и элементарным злоупотреблениям. Противодействие коррупционной преступности требует комплексных мер различного характера, в том числе совершенствования уголовно-правового законодательства и правоприменительной практики, в частности повышения эффективности применения наказаний к лицам, виновным в совершении данных преступлений. Основной метод уголовного права принуждение, которое должно быть законным, обоснованным, справедливым и неотвратимым. Одним из действенных видов наказания в борьбе с коррупционными преступлениями всегда был такой вид наказания, как конфискация имущества. Будучи достаточно строгим видом наказания, конфискация имущества, тем не менее, не влечет разрыва полезных социальных связей осужденного, криминальной деформации его личности, социальной дезадаптации, что свойственно наказаниям, связанным с изоляцией от общества. Конфискация имущества, по нашему мнению, эффективна при осуждении за преступления корыстного характера, в особенности нанесшие ущерб государству. Авторы настаивают на обязательном введении в систему видов уголовных наказаний такого вида наказания, как конфискация имущества. Выводы: таким образом, в ст. 44 УК РФ должен быть введен пункт «ж» о конфискации имущества и в ч.3 ст. 45 УК РФ внесен дополнительный вид наказания конфискация имущества. Введение рассматриваемого вида наказания позволит существенно улучшить эффективностьпротиводействия коррупционным преступлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFISCATION OF PROPERTY AS A MEASURE OF COMBATING CORRUPTION

Introduction: the article considers a controversial issue about introduction of such type of punishment as confiscation of property as a measure of combating corruption-related crimes. Purpose: the authors analyse and compare different approaches to defining legal nature of confiscation of property. Methods: the methodological framework of the research is based on a set of methods of scientific cognition, among which the dialectic method is the major one. The authors use general scientific methods (dialectics, analysis and synthesis, abstraction and concretization) and methods specific to legal science (technical, comparative legal). Special attention is paid to the comparative and systemic methods of research. Results: the authors view corruption as a serious threat for the system of public authority in the Russian Federation. Corruption does not only mean primitive kinds of bribery and elementary abuse. Combating corruption-related crimes requires taking complex measures of different character, including improvement of criminal legislation and enforcement practice, particularly improvement of the effectiveness of administering punishments for persons guilty of committing such crimes. The main method of criminal law is compulsion, which must be legal, justified, fair and ineluctable. Confiscation of property has always been one of the most effective types of punishment in combating corruption-related crimes. Being a strict enough kind of punishment, it does not lead to severance of a convict’s useful social relations, criminal deformation of his personality, or social maladjustment, which is typical of the penalties implying imprisonment. In our opinion, confiscation of property is an effective measure when convicting of the crimes of mercenary nature, especially those causing damage to the state. The authors maintain that confiscation of property should necessarily be introduced into the system of punishments for criminal offences. Conclusions: thus, the item «j» confiscation of property must be included into Article 44 of the Criminal Code of the Russian Federation, as well as confiscation of property must be included into Part 3 of Article 45 of the Code as an additional type of punishment. Introduction of this type of penalty will allow for increasing the efficiency of combating corruption-related offences.

Текст научной работы на тему «Конфискация имущества как мера противодействия коррупции»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2015 Юридические науки Выпуск 2(28)

VI. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС, КРИМИНОЛОГИЯ

УДК 343.01

КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА КАК МЕРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

О.А. Буркина

Кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Пермский институт ФСИН России 614012, г. Пермь, ул. Карпинского, 125 Е-mail: [email protected]

А.А. Устинов

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Пермский институт ФСИН России 614012, г. Пермь, ул. Карпинского, 125 Е-mail: [email protected]

Введение:в статье рассматривается дискуссионный вопрос о введении вновь такого вида наказания, как конфискация имущества, в борьбе с коррупционными преступлениями.

Цель:авторы анализируют и сопоставляют различные подходы к определению правовой природы конфискации имущества.

Методы:методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод. В статье использованы общенаучные (диалектика, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический) методы исследования. В ходе научного поиска особое внимание уделялось сравнительному, системному методам исследования. Результаты: авторы рассматривают коррупцию как серьезнейшую угрозу системе публичной власти в Российской Федерации. Коррупция не сводится к примитивным видам взяточничества и элементарным злоупотреблениям. Противодействие коррупционной преступности требует комплексных мер различного характера, в том числе совершенствования уголовно-правового законодательства и правоприменительной практики, в частности - повышения эффективности применения наказаний к лицам, виновным в совершении данных преступлений. Основной метод уголовного права - принуждение, которое должно быть законным, обоснованным, справедливым и неотвратимым. Одним из действенных видов наказания в борьбе с коррупционными преступлениями всегда был такой вид наказания, как конфискация имущества. Будучи достаточно строгим видом наказания, конфискация имущества, тем не менее, не влечет разрыва полезных социальных связей осужденного, криминальной деформации его личности, социальной дезадаптации, что свойственно наказаниям, связанным с изоляцией от общества. Конфискация имущества, по нашему мнению, эффективна при осуждении за преступления корыстного характера, в особенности нанесшие ущерб государству. Авторы настаивают на обязательном введении в систему видов уголовных наказаний такого вида наказания, как конфискация имущества. Выводы: таким образом, в ст. 44 УК РФ должен быть введен пункт «ж» - о конфискации имущества и в ч.3 ст. 45 УК РФ внесен дополнительный вид наказания - конфискация имущества. Введение рассматрива-

©Буркина О.А., Устинов А.А., 2015

А.А. Чукреев

емого вида наказания позволит существенно улучшить эффективностьпротиво-действия коррупционным преступлениям.

Ключевые слова: доктрина уголовного права; конфискация имущества; принуждение; система наказания; виды наказания; коррупция; противодействие коррупции; коррупционная преступность

Коррупция представляет серьезнейшую угрозу системе публичной власти в Российской Федерации, о чем неоднократно заявляли высшие руководители государства, практические сотрудники правоохранительных органов, ученые - специалисты в области уголовного права и криминологии.

Профессор В.В. Лунеев еще в 1999 г. обращал внимание на то, что в условиях рыночной экономики, свободной торговли коррупция не сводится к примитивным видам взяточничества (пакета с деньгами) и элементарных злоупотреблений. Поэтому уголовное законодательство должно предусматривать ответственность за многие формы и виды социально опасной и реальной коррупции, а именно: коррупционный лоббизм; коррупционный фаворитизм; коррупционный протекционизм; непотизм (кумовство, покровительство родственникам); тайные взносы на политические цели; взносы на выборные кампании в обмен на получение в будущем государственных должностей или лоббирование интересов взносода-теля; келейное проведение приватизации, акционирования и залоговых аукцио-нов;незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот; переход государственных должностных лиц (сразу после отставки) на должности президентов «подкормленных» банков и корпораций; совмещение государственной службы с коммерческой деятельностью; незаконное обогащение и т. д. [5, с. 4].

Все эти формы коррупции в настоящее время широко распространены в России, разрушительно воздействуя на власть, подрывая эффективность государственного управления.

Противодействие коррупционной преступности требует принятия комплексных мер различного характера, в том числе совершенствования уголовно-правового законодательства и правоприменительной практики, в частности повышения эффективности применения наказаний к лицам, виновным в совершении данных преступлений.

Международное уголовное право к целям наказания относит: возмездие, сдер-

живание, реинтеграцию обвиняемого в общество, общественное осуждение, защиту общества, прекращение безнаказанности, содействие примирению, восстановление мира и правосудие [7, с. 158].

Согласно Доктрине уголовного права в Российской Федерации, уголовное право формируется и развивается в русле карательной политики государства [10, с. 2]. Основной метод уголовного права - принуждение, которое должно быть законным, обоснованным, справедливым и неотвратимым. Оно должно быть также целесообразным. Необходимо использовать прогрессивную систему исполнения наказания, когда при «плохом» поведении виновного степень принуждения усиливается, а при «хорошем» - снижается.

Признание принуждения и поощрения методами уголовно-правового регулирования требует их системного оформления и закрепления в нормах уголовного закона.

Общеизвестно, что безнаказанность -одна из причин преступности, показатель беспомощности общества в борьбе с ней. Речь идет прежде всего не о строгости наказания, а о его неотвратимости. Прав Монтескье: «Закон должен быть похож на смерть, которая никого не пощадит» [6, с. 5].

Одним из действенных уголовно-правовых средств в борьбе (именно в борьбе, а не в противодействии коррупции) с коррупционными преступлениями всегда был такой вид наказания, как конфискация имущества.

М.Д. Шаргородский писал: «Конфискация имущества является одной из наиболее острых форм репрессии» [4, с. 23]. Будучи достаточно строгим видом наказания, конфискация имущества, тем не менее, не влечет разрыва полезных социальных связей осужденного, криминальной деформации его личности, социальной дезадаптации, что свойственно наказаниям, связанным с изоляцией от общества. Конфискация имущества, по нашему мнению, эффективна при осуждении за преступления корыстного характера, в особенности нанесшие ущерб

государству. Данная мера направлена не столько на компенсацию материального ущерба, нанесенного преступлением (что осуществляется в рамках гражданско-правовой ответственности), сколько на восстановление социальной справедливости, так как большинство граждан считают явно несправедливым, если нажитое преступным путем имущество останется в собственности у виновного, его семьи, пойдет на пользу преступнику.

Однако Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ гуманная и эффективная мера уголовного наказания - конфискация имущества была исключена из системы наказаний [9, с. 15].

27 июля 2006 года норма о конфискации имущества была возвращена в уголовное законодательство, но в урезанном и искаженном виде [8, с. 10]. Эти изменения в уголовный закон (введение новой главы 151 УК РФ) были приняты научным сообществом неоднозначно.

Противниками отмены конфискации имущества и сторонниками ее сохранения в УК выступали такие видные ученые в области уголовного права, как Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев, Т.В. Непомнящая, А.И. Коро-беев и др.

Академик В.Н.Кудрявцев выступил за восстановление института «настоящей» конфискации, и она была внесена в УК РФ, но в порочном виде. Представляется совершенно нелогичным, что за совершение бытовых преступлений конфискация возможна, а за совершение многих преступлений против собственности и в сфере экономической деятельности, которые причиняют огромный материальный ущерб (ст. 159, 1591- 1596, 160 УК РФ и т.д.), - данная мера не предусмотрена.

Как указал М.Д. Давитадзе, «глава 151 была включена в УК РФ не совсем обоснованно. Как нам представляется, исключение конфискации имущества из перечня наказаний, предусмотренных ст.44 УК РФ, имело коррупционную основу и было лоббировано заинтересованными группами. Свидетельством этого служит первоначальная редакция ст. 1041 УК РФ, которая предусматривала конфискацию за те общеуголовные преступления, которые за редким исключением могли быть совершены должностными лицами» [1, с. 37].

Однако Н.А. Лопашенко считает, что исключение конфискации из УК как вида наказания в 2003 г. «...было верное решение по существу, хотя и безобразное по механизмам его осуществления» [4, с. 25].

Конфискация имущества существует со времен древнего мира в большинстве стран. Данный вид наказания подразделяется на общую конфискацию (всего имущества осужденного) и специальную конфискацию (в отношении определенных видов имущества). Хотя в настоящее время в большинстве стран применяется специальная конфискация имущества, общая конфискация также сохраняется в законодательстве ряда государств, в том числе таких европейских стран, как Дания и Франция.

Конфискация имущества рекомендуется и международными конвенциями по противодействию отдельным видампре-ступности. В системе международного уголовного права на сегодняшний день могут быть применены 12 видов наказания, среди которых ученые называют и конфискацию имущества [7, с. 159].

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции [2, с. 7] и Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию [3, с. 5], но не им-плементировала важнейшие их нормы, в частности предусматривающие конфискацию имущества при данных преступлениях. Так, ст. 31 Конвенции ООН против коррупции предусматривает обязанность государств-участников в максимальной степени, возможной в рамках его внутренней правовой системы, принятия таких мер, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с данной Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов. Тем не менее действующий УК РФ предусматривает конфискацию имущества не по всем коррупционным преступлениям - в частности, данная мера не распространяется на ч.3 ст. 159 УК РФ.

Мы считаем целесообразным вернуть конфискацию имущества в перечень наказаний в ст.44 УК РФ как дополнительный вид наказания, с указанием возможности ее применения в санкциях конкретных статей Особенной части УК РФ, в частности по преступлениям коррупционного характера.

Кроме того, по нашему мнению, за особо тяжкие преступления коррупционного характера (ч. 5,6 ст. 290 УК РФ) целесообразно предусмотреть конфискацию всего либо части имущества осужденного, а не только имущества, полученного в результате совершения преступления. Не секрет, что в целях сокрытия источника происхождения или назначения имущества коррупционеры прибегают к всевозможным ухищрениям (подделка правоустанавливающих документов, подкуп сотрудников кредитно-финансовых учреждений, контролирующих органов, не говоря уже о фиктивной регистрации имущества на родственников, друзей и т.д.) и доказывание происхождения имущества является чрезвычайно сложной, а порой невыполнимой задачей для органов следствия и суда.

Кроме того, следует помнить, что преступления коррупционного характера, во-первых, зачастую имеют систематический характер, а во-вторых, являются высоколатентными. Фактически при совершении серийных коррупционных преступлений, как правило, удается подвергнуть конфискации лишь то имущество, с которым виновного «схватили за руку» во время конкретного преступления, а основная масса нажитого преступным путем имущества остается вне досягаемости правоохранительных органов, что и обусловливает, по нашему мнению, целесообразность введения меры общей конфискации имущества по особо тяжким коррупционным преступлениям.

Библиографический список

1. Давитадзе М.Д. Уголовная политика и уголовный закон // Проблемы применения уголовного закона в современных условиях: сб. науч. ст. по итогам межвуз. науч.-практ. семинара в Моск. ун-те МВД России 24 мая 2013 г., памяти д.ю.н., профессора Н.И. Ветрова. М.: Юриспруденция, 2014. С. 36-39.

2. Конвенция ООН против коррупции: принята Генер. АссамблеейООН на 51-м Пленарном заседании 31 окт. 2003 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 12. Ст. 1231.

3. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 янв. 1999 г.// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20. Ст. 2394.

4. Лопашенко Н.А. Конфискация имущества. М.: Юрлитинформ, 2012. 160 с.

5. Лунеев В.В. Пороки уголовного законотворчества. (Кому служит УК). URL: http://crimpravo.ru/ru/blog/2263.html (дата обращения: 31.10.2014).

6. Монтескье Ш.Л. О духе законов.URL: http://briefly.ru/monteske/o_duhe_zakonov/ (дата обращения: 31.10.2014).

7. Наумов А.В., Кибальник А.Г., Орлов В.Н., Волосюк П.В. Международное уголовное право: учебник. М.: Юрайт, 2014. 464 с.

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»: Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 153-Ф3 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31. Ч 1. Ст. 3452.

9. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 8 дек. 2003 г. № 162-ФЗ // Рос. газета. 2003. № 3366.

10. О Доктрине уголовного права. URL: https://www.oprf.ru/files/dok2012/doktrina 30052012.doc (дата обращения: 31.10.2014).

References

1. Davitadze M.D. Ugolovnaya politika i ugolovnyy zakon [Criminal Policy and Criminal Law] // Problemy primeneniya ugolovnogo zakona v sovremennykh uslovi-yakh: sb. nauch. st. po itogam mezhvuz. nauch.-prakt. seminara v Mosk. un-te MVD Rossii 24 maya 2013 g., pamyati d.yu.n., professora N.I. Vetrova - The Problems of Criminal Law Enforcement in Modern Conditions: The Collection of Articles of the Research-to-Practice Seminar in Moscow University of MIA of Russia on 24 May, 2013 in Remembrance of Professor N.I. VetrovM., Yurisprudentsiya, 2014. Pp. 36-39. (In Russ).

2. Konventsiya OON protiv korruptsii: prinyata Gener. Assambleey OON na 51-m Plenarnom zasedanii 31 okt. 2003 g.) [UN Convention Against Corruption (Adopted by the General Assembly of the UN at the 51st Plenary Session on 31 October, 2003)] // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii -

Collected Legislation of the Russian Federation. 2006. № 12. Art. 1231. (In Russ).

3. Konventsiya ob ugolovnoy otvetstvennosti za korruptsiyu ot 27 yanv. 1999 g. [The Convention on Criminal Responsibility for Corruption of 27 January, 1999] // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii. - Collected Legislation of the Russian Federation/ 2009. № 20. Art. 2394. (In Russ).

4. Lopashenko N.A. Konfiskatsiya imushche-stva [Confiscation of Property]. Moscow: Yurlitinform, 2012. 160 p. (In Russ).

5. Luneev V.V. Poroki ugolovnogo zakono-tvorchestva. (Komu sluzhit UK) [The Blemishes of Criminal Lawmaking] URL: http://crimpravo.ru/ru/blog/2263.html (data obrashcheniya: 31.10.2014). (In Russ).

6. Montesk'ye Sh.L. O dukhe zakonov [The Spirit of Laws]. URL: http://briefly.ru/monteske/o_duhe_zakonov/ (data obrashcheniya: 31.10.2014). (In Russ).

7. Naumov A.V., Kibal'nik A.G., Orlov V.N., Volosyuk P. V. Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo: uchebnik [International Criminal Law. Textbook]. Moscow: Yurayt, 2014. 464 p. (In Russ).

8. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye za-konodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v svyazi s prinyatiem Federal'nogo zakona

«O ratifikatsii konventsii soveta Evropy o preduprezhdenii terrorizma» i Feder-al'nogo zakona «O protivodeystvii terror-izmu»: Feder. zakon ot 27 iyulya 2006 g. № 153-FZ [On the Introduction of Amendments to Some Legislative Acts of the Russian Federation in the Connection with the Adoption of the Federal Law "On Ratification of the Council of Europe Convention on the Prevention of Terrorism" and the Federal Law "On Countering Terrorism": The Federal Law of 27 June, 2006 № 153-FZ] // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federatsii - Collected Legislation of the Russian Federation. 2006. № 31. Ch. 1. Art. 3452. (In Russ).

9. O vnesenii izmeneniy i dopolneniy v Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon ot 8 dek. 2003 g. № 162-FZ [On the Introduction of Amendments and Additions to the Criminal Code of the Russian Federation: The Federal Law of 8 December, 2003 № 162-FZ] // Ros. gazeta -The Russian Gazette. 2003. № 3366. (In Russ).

10. O Doktrine ugolovnogoprava [On the Doctrine of Criminal Law]. URL: https://www.oprf.ru/f

iles/dok2012/doktrina30052012.doc (data obrashcheniya: 31.10.2014). (In Russ).

CONFISCATION OF PROPERTY AS A MEASURE OF COMBATING CORRUPTION

О.А. Burkina

Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia 125, Karpinskogost., Perm, 614012 E-mail: [email protected]

А.А. Ustinov

Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia 125, Karpinskogost., Perm, 614012 E-mail: [email protected]

Introduction: the article considers a controversial issue about introduction of such type of punishment as confiscation of property as a measure of combating corruption-related crimes. Purpose: the authors analyse and compare different approaches to defining legal nature of confiscation of property. Methods: the methodological framework of the research is based on a set of methods of scientific cognition, among which the dialectic method is the major one. The authors use general scientific methods (dialectics, analysis and synthesis, abstraction and concretization) and methods specific to legal science (technical, comparative legal). Special attention is paid to the comparative

and systemic methods of research. Results: the authors view corruption as a serious threat for the system of public authority in the Russian Federation. Corruption does not only mean primitive kinds of bribery and elementary abuse. Combating corruption-related crimes requires taking complex measures of different character, including improvement of criminal legislation and enforcement practice, particularly improvement of the effectiveness of administering punishments for persons guilty of committing such crimes. The main method of criminal law is compulsion, which must be legal, justified, fair and ineluctable. Confiscation of property has always been one of the most effective types of punishment in combating corruption-related crimes. Being a strict enough kind of punishment, it does not lead to severance of a convict's useful social relations, criminal deformation of his personality, or social maladjustment, which is typical of the penalties implying imprisonment. In our opinion, confiscation of property is an effective measure when convicting of the crimes of mercenary nature, especially those causing damage to the state. The authors maintain that confiscation of property should necessarily be introduced into the system of punishments for criminal offences. Conclusions: thus, the item «j» - confiscation of property - must be included into Article 44 of the Criminal Code of the Russian Federation, as well as confiscation of property must be included into Part 3 of Article 45 of the Code as an additional type of punishment. Introduction of this type of penalty will allow for increasing the efficiency of combating corruption-related offences.

Keywords: doctrine of criminal law; confiscation of property; compulsion; penal system; types of punishment; corruption; combating corruption; corruption-related crime

Информация для цитирования:

Буркина О.А., Устинов А.А. Конфискация имущества как мера противодействия коррупции // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. Вып. 2(28). C. 119124.

Burkina O.A., Ustinov A.A. Konfiskatsiya imuschestva kak mera protivodeystviya korruptsii [Confiscation of property as a measure of combating corruption] // Vestnik Permskogo universiteta. Juridicheskie nauki - Perm University Herald. Yuridical Sciences. 2015. № 2(28). Pp. 119-124. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.