Научная статья на тему 'Организационно-правовые формы профилактики коррупционной преступности в органах местного самоуправления'

Организационно-правовые формы профилактики коррупционной преступности в органах местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / CORRUPTION-RELATED CRIMES / COUNTERACTION / PREVENTION / SPECIFIC PREVENTION MEASURES / ANTI-CORRUPTION EXPERTISE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савенко Ирина Алексеевна

В статье рассматривается деятельность по предупреждению преступлений коррупционной направленности, вносятся предложения по расширению круга субъектов, имеющих право участвовать в проведении антикоррупционных экспертиз законодательства, предлагаются меры специального и индивидуального предупреждения коррупционной преступности в сфере местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal forms of prevention of corruption-related crime in local government

The article discusses preventive activities corruption related crimes, made proposals to expand the range of subjects entitled to participate at the anti-corruption expertise of legislation, proposed measures for special and individual prevention, in the field of local self-government.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые формы профилактики коррупционной преступности в органах местного самоуправления»

Савенко Ирина Алексеевна

кандидат юридических наук, Краснодарский университет МВД России (тел.:+78612583563)

Организационно-правовые формы профилактики коррупционной преступности в органах местного самоуправления

В статье рассматривается деятельность по предупреждению преступлений коррупционной направленности, вносятся предложения по расширению круга субъектов, имеющих право участвовать в проведении антикоррупционных экспертиз законодательства, предлагаются меры специального и индивидуального предупреждения коррупционной преступности в сфере местного самоуправления.

Ключевые слова: преступления коррупционной направленности, противодействие, профилактика, специальные меры предупреждения, антикоррупционная экспертиза.

I.A. Savenko, Master of Law, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583563.

Organizational and legal forms of prevention of corruption-related crime in local government

The article discusses preventive activities corruption related crimes, made proposals to expand the range of subjects entitled to participate at the anti-corruption expertise of legislation, proposed measures for special and individual prevention, in the field of local self-government.

Key words: corruption-related crimes, counteraction, prevention, specific prevention measures, anticorruption expertise.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений [1].

Профилактика исследуемого вида преступности должна опираться на следующие положения:

1. Искоренить коррупционную преступность невозможно. Можно попытаться снизить ее уровень.

2. При предупреждении коррупционной преступности в сфере местного самоуправления нельзя опираться только на законодательные меры. Основное внимание необходимо уделять идеолого-воспитательным, этическим мерам.

3. Предупреждение преступности рассматриваемого вида должно быть системным, ком-

плексным, осуществляться постоянно силами власти и населения.

Повышению эффективности профилактики коррупционной преступности будет способствовать принятие следующих мер.

Расширение круга субъектов, имеющих право участвовать в проведении антикоррупционных экспертиз законодательства (например, привлечение научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов высших учебных заведений и др.).

Ужесточение финансово-экономического контроля над служащими органов местного самоуправления. Правоохранительные органы должны обладать полномочиями проверять банковские счета служащих, членов их семей и родственников как в государстве, так и в зарубежных странах. Российское законодательство включает нормы, которые обязывают муниципальных служащих и членов их семей предоставлять информацию о доходах и расходах. Однако часто предоставленная информация не соответствует действительности.

Требует усовершенствования работа института муниципальной службы (увеличение заработной платы муниципального служащего, улучшение кадровой политики (привлечение трудолюбивого, инициативного молодого поколения с широким мировоззрением), формирование моральной обстановки запрета

16

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2016 • № 4 (34)

совершения преступлений коррупционного характера и повышение престижа муниципальной службы).

Проведение в дошкольных учреждениях занятий по экономико-правовому воспитанию, которые научат детей обращаться с денежными средствами, не совершая правонарушений.

Отмена иммунитета муниципальных служащих. Современное состояние коррупционных деяний в сфере местного самоуправления требует практической реализации принципа, предусмотренного п. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации: «Все равны перед законом и судом» [2].

Законодательное закрепление норм о самостоятельности муниципальных средств массовой информации и повышение качества их сотрудничества с правоохранительными органами.

Важная роль в профилактике коррупционной преступности в сфере местного самоуправления должна принадлежать представителям средств массовой информации. «Смелые разоблачения коррупционеров в российских и международных СМИ часто не достигают позитивной цели, так как государственные органы не реагируют должным образом на обнародование даже самых серьезных фактов коррупции среди государственных должностных лиц» [3, с. 360].

Назрела необходимость разработки и внедрения автоматизированной системы информационного обеспечения «Коррупционер», включающей сведения о муниципальных служащих, которые совершают коррупционные правонарушения. Предлагаемая аСИо должна обладать такими признаками, как открытость, достоверность и доступность.

Указанные выше профилактические меры можно классифицировать по следующим основаниям:

1. Охват территории: муниципальное образование;

определенный населенный пункт (село, деревня, улица и т.д.).

Данный признак дает возможность учитывать социальную и криминальную ситуации на территории муниципального образования. 2. Механизм действия: правовые меры; экономические меры; организационно-технические меры; воспитательные меры. Перечень предложенных специальных мер профилактики коррупционной преступности в сфере местного самоуправления не является исчерпывающим. Их следует дополнять с учетом реформ, проводимых в государстве.

Специальные меры связаны с индивидуальными мерами предупреждения. К таким мерам относятся:

профилактические беседы с муниципальным служащим;

повышение квалификации, т.е. посещение учебных занятий об антиобщественном поведении и ответственности муниципального служащего за противоправные деяния;

выявление источников криминальных влияний на муниципального служащего;

оздоровление окружающей среды, условий жизни муниципального служащего.

Меры специального и индивидуального предупреждения выступают важным аспектом в предупреждении коррупционной преступности в сфере местного самоуправления. От их применения на практике зависит снижение уровня коррупционной преступности в сфере местного самоуправления и правонарушений в масштабах муниципального образования. На эффективность результата использованных специальных и индивидуальных мер может повлиять параллельное применение способов и направлений виктимологического предупреждения.

1. О противодействии коррупции: федер. закон от 19 дек. 2008 г. № 273-ФЗ // Рос. газ. 2008. 30 дек.

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

3. Годунов И. В. Противодействие организованной преступности: учеб. пособие. М., 2013.

1. On counteraction to corruption: fed. law d.d. Dec. 19, 2008 № 273-FL // Rus. newsp. 2008. Dec. 30.

2. The Constitution of the Russian Federation: adopted by national-wide vote on Dec. 12, 1993 (as amended on Dec. 30, 2008 № 6-FCL, on Dec. 30, 2008 № 7-FCL, on Febr. 5, 2014 № 2-FCL, on July 21, 2014 № 11-FCL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2014. № 31. Art. 4398.

3. Godunov. I.V. Counteraction to organized crime: study aid. Moscow, 2013.

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.