Научная статья на тему 'Предупреждение коррупции: психолого-педагогический подход'

Предупреждение коррупции: психолого-педагогический подход Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3305
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Микитюк Юрий Васильевич, Заброда Дмитрий Григорьевич

В статье рассмотрены основные подходы к определению роли психологии и педагогики в предупреждении коррупции. Уделено внимание междисциплинарным связям криминологии в контексте использования ею достижений этих наук в изучении механизмов коррупционного поведения и совершенствования антикоррупционных средств. Сделан вывод о том, что использование психолого-педагогического подхода позволит повысить эффективность воздействия на формирование индивидуальных и групповых коррупционных установок, а также организационно-правовых средств предупреждения коррупции и связанных с ней явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main approaches to determining the role of psychology and pedagogy in preventing corruption are considered. Attention is paid to the interdisciplinary links of criminology in the context of using it the achievements of these sciences in studying the mechanisms of corruption behavior and improving anti-corruption tools. It is concluded that the use of the psychological and pedagogical approach will increase the effectiveness of the impact on the formation of individual and group corruption settings, as well as organizational and legal means of preventing corruption and related phenomena.

Текст научной работы на тему «Предупреждение коррупции: психолого-педагогический подход»

Микитюк Юрий Васильевич Заброда Дмитрий Григорьевич

Предупреждение коррупции: психолого-педагогический подход

В статье рассмотрены основные подходы к определению роли психологии и педагогики в предупреждении коррупции. Уделено внимание междисциплинарным связям криминологии в контексте использования ею достижений этих наук в изучении механизмов коррупционного поведения и совершенствования антикоррупционных средств. Сделан вывод о том, что использование психолого-педагогического подхода позволит повысить эффективность воздействия на формирование индивидуальных и групповых коррупционных установок, а также организационно-правовых средств предупреждения коррупции и связанных с ней явлений.

Ключевые слова: коррупция, коррупционное поведение, антикоррупционные установки, антикоррупционное просвещение, антикоррупционное воспитание, психопрофилактика коррупции.

Prevention of corruption: psychological and pedagogical approach

The main approaches to determining the role of psychology and pedagogy in preventing corruption are considered. Attention is paid to the interdisciplinary links of criminology in the context of using it the achievements of these sciences in studying the mechanisms of corruption behavior and improving anticorruption tools. It is concluded that the use of the psychological and pedagogical approach will increase the effectiveness of the impact on the formation of individual and group corruption settings, as well as organizational and legal means of preventing corruption and related phenomena.

Key words: corruption, corruption behavior, anti-corruption settings, anticorruption education, anticorruption upbringing, psycho-prevention of corruption.

Развитие России в конце ХХ - начале XXI в. сопровождалось рядом деструктивных явлений, негативно влияющих на ее становление как правового, демократичного и социального государства. Коррупция относится к наиболее разрушительным из них.

Учитывая механизм формирования коррупционных отношений, международное и российское сообщество стремится выработать адекватные средства минимизации влияния коррупции на ход социального прогресса. Необходимо обратить внимание на имеющиеся тенденции, связанные с изменением репрессивных форм преодоления коррупционной экспансии на иные, основанные на учете потребности общества и индивидуума в формировании антикоррупционных поведенческих установок.

Изучение антикоррупционного законодательства, научных публикаций, результатов правоохранительной и общественной практики свидетельствует об использовании мультидис-циплинарного подхода как к пониманию природы и причин коррупции, так и к построению системы средств ее предупреждения.

Однако приходится констатировать, что в России еще недостаточно работ, в которых исследуются возможности корректировки отклоняющегося поведения (в том числе и коррупционного), ранней профилактики коррупционных установок у лиц, занимающих должности в органах государственной власти и органах местного управления, государственных корпорациях, их выявления у лиц, претендующих на занятие таких должностей.

Цель публикации - характеристика психологической и педагогической составляющих предупреждения коррупции как разновидности противоправного, в первую очередь преступного, поведения. Для этого необходимо осуществить рассмотрение психологической и педагогической концепций коррупции, обобщение системы психологических и педагогических антикоррупционных средств, выработку на основе такого анализа предложений по их использованию в предупреждении коррупции.

Анализ п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» показывает, что профилактика коррупции является элементом противодействия этому явлению. При этом под «предупреждением коррупции» необходи-

40

мо понимать «...деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции» (подп. б) [1].

По нашему убеждению, для разработки мероприятий по противодействию коррупции как комплексному, системному явлению необходимо использовать возможности не только юриспруденции, но и других наук. В частности, это касается создания системы нетерпимости к любым проявлениям коррупции, формирования антикоррупционной культуры и сознания, внедрения механизмов, предотвращающих влияние коррупции, использование методов, присущих различным отраслям знаний, для выяснения природы конкретных проявлений коррупции, причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, преодоления мотивации к совершению коррупционных действий и т.п. [2, с. 135].

Общественная опасность коррупции, вред, который она причиняет социуму, государству, позволяет понимать коррупцию как разновидность противоправного, в первую очередь преступного, поведения, исследование которого относится к предмету криминологии. В связи с этим мы соглашаемся с мнением Ю.М. Антоня-на, который, раскрывая междисциплинарные связи криминологии, предлагает проследить ее значение на индивидуальном уровне для познания субъективных причин и мотивов преступления; на уровне психологии отдельных групп, включая сюда неформальные и формальные малые группы и большие группы: нации, социальные слои, народы [3, с. 65-66].

При характеристике психолого-педагогического подхода к предупреждению коррупции предлагается использовать структуру его анализа, применяемую в юриспруденции с позиций объекта, предмета, цели и средств предупредительной деятельности, субъектов, средств и методов предупреждения. В связи с этим раскрытие особенностей психолого-педагогического подхода предупреждения коррупции можно осуществить с учетом изложенной структуры и результатов исследований, осуществленных в рамках этих наук.

Коррупцию как объект психолого-педагогического предупреждения мы рассматриваем в контексте различных социальных отклоня-

ющихся отношений (связей), внутренних проявлений индивидуального поведения коррупционера и корруптера, иных лиц, вовлеченных в коррупционную ситуацию, совокупности мотивов, социальных установок и стереотипов поведения.

Непосредственно исследования коррупционного поведения и его составляющих нашли свое отражение в работах Ю.М. Антоняна, О.В. Ванновской, Г.А. Сатарова, А.В. Сми-ронова, Е.В. Камневой и Н.В. Анненковой, Е.Н. Богданова и В.Г. Зазыкина, А.В. Кириченко и Г.М. Исаева, Р. Гарифуллина и др.

По мнению О.В. Ванновской, коррупционное поведение не столько определяется внешними обстоятельствами, сколько зависит от внутренних детерминант: комплекса определенных качеств личности, ее установок, ценностных ориентаций и морально-нравственных норм регуляции поведения и т.п. [4]. Уяснение психологической природы коррупции, по нашему мнению, позволит расширить арсенал нерепрессивных способов ее преодоления, диагностировать и прогнозировать коррупционное поведение, корректировать мотивацию представителей публичной власти на стадии формирования коррупционной установки, создавать убежденность в недопустимости коррупционного поведения у граждан, пролонгировать влияние мер юридической ответственности.

Предметом предупреждения выступает деятельность уполномоченных и заинтересованных субъектов, руководителей, кадровых работников, связанная с воздействием на поведение коррупционера и корруптера, его детерминанты, общественное правосознание и культуру. А целями такой деятельности являются формирование индивидуальных и групповых антикоррупционных установок, корректировка установок, ценностных ориентаций и морально-нравственных норм регуляции поведения для недопустимости их перерастания в противоправные, перевоспитание лиц, вовлеченных в коррупционные отношения, преодоление психологической готовности к коррумпирующему поведению и формирование неприятия коррупции как способа реализации полномочий и осуществления прав и законных интересов.

Наиболее рельефно специфика психолого-педагогического предупреждения проявляется в соответствующих средствах антикоррупционного воздействия. Как правило, они применяются в комплексе, что позволяет не только повысить их объективность, но и создавать убежденность

41

у объекта воздействия в реальной действенности применяемых методик для выявления скрываемых им коррупционных мотивов, актов коррупции. При этом, например, возможность использования полиграфических исследований на различных этапах служебной карьеры чиновника может выступать и существенным сдерживающим антикоррупционным фактором.

Легальное определение предупреждения коррупции включает в себя в качестве основного термина и категорию «причины коррупции». Констатируем, что данная категория достаточно полно изучена исследователями природы коррупции в различных отраслях гуманитарного знания и, на наш взгляд, требует лишь конкретизации в контексте психолого-педагогического аспекта. Так, Ю.М. Антонян к психологическим причинам коррупционного поведения относит: игровую мотивацию, отчуждение личности от государственной власти, круговую поруку среди коррупционеров, многовековую историю мздоимства, традиционность отсутствия солидарности населения с законами, запрещающими коррупцию, существование ряда должностей и профессий, ставших желанными лишь в силу того, что дают возможность поборов и мздоимства, низкий уровень правосознания населения, психологическую готовность к коррумпирующему поведению, феномен обоюдной вины дающего и берущего взятку [5].

Следует также отметить, что психологической наукой и практикой сформированы методология и инструментарий, необходимые для изучения индивидуального и группового коррупционного поведения, а также корректировки коррупционного отклоняющегося поведения. В частности, Е.Н. Богданов и В.Г. Зазыкин отмечают проблематичность использования традиционных психологических методов для изучения коррупционных деяний постфактум, в связи со спецификой их совершения [6]. В.Г. Зазыкин справедливо указывает на большую информативность и результативность непрямых методов исследований, не предусматривающих непосредственного взаимодействия с объектом: неинструментальной психологической диагностики, психобиографии, психологического анализа слабо контролируемых особенностей поведения, общения, отношений и пр. [7].

Существуют и комплексные методы, например психолого-правовые. Среди психолого-правовых технологий противодействия коррупции в системе государственной службы А.В. Кириченко и Г.М. Исаев выделяют: сопро-

вождение кадровой работы; психолого-правовые; организационно-психологические; формирование позитивного имиджа государственного служащего; сопровождение профессиональной деятельности государственного служащего [8].

Отдельного внимания заслуживают научные изыскания Р. Гарифуллина, касающиеся исследования психологических и психотерапевтических подходов к проблеме взяточничества и взяткомании. Личность коррупционера рассматривается им с позиции когнитивного, психоаналитического, бихевиорального, гуманистического, манипуляционного и смыслового подходов. В последнее десятилетие формируется психолого-терапевтическая концепция преодоления взяточничества как формы коррупционного поведения. В этом контексте коррупция рассмотрена ученым как зависимость, своего рода «взяткомания», для которой присущи четыре степени формирования [9; 10]. В связи с таким восприятием коррупционного поведения им предложены следующие уровни психокоррекции: первичная профилактика (лица, никогда не получавшие взяток), вторичная профилактика (лица, уже получавшие взятки), третичная профилактика (психотерапия и преодоление уже имеющейся психологической зависимости от взяток, судебно-психотерапев-тические мероприятия и т.п.), четвертичная профилактика (реабилитация тех, кто прошел третичную профилактика, в том числе отбыл срок тюремного заключения и т.п.) [10].

Психологическая практика предлагает и аппаратные методы антикоррупционной диагностики. Так, О.В. Ванновская рекомендует компьютеризированный комплекс «АКорД», который позволяет выявлять уровень антикоррупционной устойчивости личности как системного свойства, проявляющегося в способности противостоять коррупционному давлению и осуществлять выбор между криминальным и законопослушным поведением [11].

Педагогическая составляющая рассматриваемого нами подхода связана с использованием средств антикоррупционного воспитания, просвещения и образования. При этом данные средства взаимодействуют друг с другом и иными мерами противодействия коррупции. Например, среди мер, направленных на профилактику коррупции, в Законе «О противодействии коррупции» первым названо «...формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению» (п. 1 ч. 1 ст. 6). При этом «принятие законодательных, админи-

42

стративных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению» относится к «.основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции» (п. 3 ч. 1 ст. 7) [1].

Правовой основой для организации антикоррупционного просвещения является соответствующая программа, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14 мая 2014 г. № 816-р [12]. Анализ Программы по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 гг. показывает, что из 22 мероприятий 5 посвящены мониторингу коррупционной ситуации, зарубежного опыта антикоррупционного образования и результатов реализации этой программы, исследованию проблем реализации антикоррупционного законодательства, информационному сопровождению антикоррупционного образования и просвещения; 4 - взаимодействию между субъектами антикоррупционного просвещения; по 3 - совершенствованию нормативного регулирования образовательной деятельности, в том числе и внедрению образовательных стандартов, и методическому сопровождению организации антикоррупционного образования; 2 - иным.

Результатами реализации мероприятий этой программы должны стать: разработка дидактических материалов (отдельного спецкурса «Повышение уровня правосознания граждан и популяризация антикоррупционных стандартов поведения», методических пособий, методических рекомендаций); проведение научно-представительских мероприятий (конференций, встреч и круглых столов по вопросам пропаганды в средствах массовой информации стандартов антикоррупционного поведения), в том числе и с участием представителей некоммерческих организаций и религиозных объединений, участвующих в правовом просвещении; повышение качества публикаций по антикоррупционной тематике [12].

Педагогическая наука предлагает использовать имеющиеся в ее арсенале методы для обеспечения формирования и развития человеческой личности в условиях обучения, образования, воспитания, в способности и готовности в будущем осуществлять профессиональную деятельность государственного служащего. Также они могут использоваться для

качественной профессиональной подготовки, повышения квалификации государственных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления, педагогического сопровождения системы антикоррупционного образования, реализации возможностей исправительной педагогики с целью перевоспитания лиц, находящихся в местах ограничения свободы, осужденных за совершение коррупционных преступлений, создания системы педагогического воздействия с целью профилактики служебных правонарушений и т.п. [2]

При определении роли педагогики в системе мер предупреждения коррупции следует исходить из ее основной задачи, которой является «обеспечение населения, особенно молодого поколения знаниями, системой ценностей, взглядов, убеждений, интересов, навыков, необходимых для нормального функционирования общества и собственного развития» [13].

В связи с тем, что коррупция и скоординированные с нею явления представляют непосредственную угрозу для нормального функционирования общества и собственного развития личности, по нашему мнению, следует более широко использовать возможности педагогики как эффективного средства формирования устойчивых антикоррупционных ценностей, взглядов, убеждений.

Наиболее полно применение педагогических средств для предупреждения преступлений исследовано криминологами Г.А. Ава-несовым, А.И. Алексеевым, Е.В. Бурцевой, П.А. Кабановым, Т.Б. Качкиной, А.В. Качкиным, В.Я. Кикотем, В.Я. Лебедевым, С.М. Николаевым, А.В. Симоненко и Л.Р. Хайрутдиновым.

Нельзя не согласиться с А.В. Симоненко, который обращает внимание на недостаточное развитие связей криминологии с педагогикой, в частности с воспитанием как составной и неотъемлемой частью педагогики [14]. Он также указывает на проблему научного осмысления педагогического потенциала, который (в отличие от криминологии) призван формировать позитивные нравственные начала в развитии любой личности (а вместе с ней - общества и государства), способной контролировать себя и свое поведение в рамках социально полезной и законопослушной деятельности [15].

При характеристике антикоррупционного воспитания необходимо акцентировать внимание на его следующих особенностях, выделенных И.П. Подласым и С.М. Николаевым: ориентированность на передачу отрицательного опыта существования коррупции; формирова-

43

ние антикоррупционных ценностей; специализированная систематическая, планомерная и активная учебно-воспитательная деятельность как особая форма осуществления антикоррупционного воспитания; предоставление информации о юридических фактах и специфических условиях коррупции, ее последствиях, а также об аргументации и мотивации противостояния коррумпированию [16, с. 160].

Раскрывая сущность антикоррупционного просвещения, можно выделить его отличительные черты: системный характер осуществления субъектами государственной политики мер противодействия коррупции; формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного поведения, антикоррупционного сознания и антикоррупционной культуры; распространение достоверной информации; коммуникативные средства распространения; направленность на неопределенный круг лиц [17].

Следующей составляющей педагогической антикоррупционной системы является антикоррупционное образование. По мнению Т.Б. Качкина и А.В. Качкиной, детально исследовавших данный вид образования, это «.целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, основанный на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных учреждениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры учащихся» [18, с. 4]. Цель антикоррупционного образования -формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения. К его направлениям предлагается относить: преодоление правового нигилизма, информирование граждан о сущности и проявлении коррупции, формирование осознанного антагонистического отношения к коррупции, формирование навыков антикоррупционного поведения, антикоррупционную пропаганду [18, с. 5].

Содержание антикоррупционного образования должно быть направлено на разъяснение сути антикоррупционной политики, отдельных наиболее важных антикоррупционных мероприятий и положений антикоррупционного законодательства; социальной цены коррупции -ее негативных последствий как для общества и государства в целом, так и для каждого гражда-

нина; социальной и правовой сути коррупции, наиболее типичных форм коррупционных проявлений; наиболее распространенных (типовых) коррупционных ситуаций, которые могут возникать в повседневной жизни, и правовых средств их предотвращения или выхода из них; содержания конституционных прав и свобод человека и гражданина, их незыблемости и правовых средств их защиты; полномочий государственных органов, их должностных лиц, в том числе полномочий правоохранительных органов, в частности в сфере противодействия коррупции; видов коррупционных правонарушений и ответственности за их совершение; путей и форм развития институтов гражданского общества [18; 19].

Изложенный материал позволяет сделать следующие выводы:

1. Потребность в использовании достижений современной психологии и педагогики обусловлена как антикоррупционной практикой, логикой формирования коррупционных отношений, так и нормативными установками, содержащимися в антикоррупционном законодательстве.

2. Психологическая наука обладает достаточным арсеналом методик, использование которых позволит обеспечить как выявление антикоррупционных установок у лиц, претендующих на должности государственной и муниципальной служб, в том числе и аппаратных, так и их корректировку в будущем. Однако большинство таких методик является авторскими разработками, применяется в отдельных органах и организациях, ориентировано на индивидуальное воздействие и не урегулировано законодательством.

3. В России сформированы правовые основы антикоррупционного воспитания, просвещения и образования, что позволяет задействовать и государственные ресурсы (финансовые, информационные, организационные), и ресурсы местного самоуправления, и возможности гражданского общества.

4. Взаимопроникновение различных по своей природе и содержанию средств предупреждения коррупции предусматривает построение комплексных антикоррупционных систем, среди которых психолого-педагогическая должна занимать одну из ведущих позиций.

5. Целесообразно активизировать проведение комплексных междисциплинарных исследований, целью которых будет выработка общих и специализированных подходов к использованию психологических и педагогических технологий в предупреждении коррупции.

44

1. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-Ф3 // Собр. законодательства РФ. 2008. № 52. Ст. 6228, ч. I.

2. Заброда Д. Г. Коррупция: неправовые подходы к определению понятия // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2.

3. Антонян Ю.М. Криминология будущего: междисциплинарные научные связи // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 4(30).

4. Ванновская О. В. Обоснование концепции коррупционного поведения госслужащих // Вестн. Моск. гос. областного ун-та. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 3-2.

5. Антонян Ю.М. Криминология: избр. лекции. М., 2004.

6. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические аспекты формирования коррупционной направленности личности // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1.

7. Зазыкин В.Г. Психология проницательности. М., 2006.

8. Кириченко А.В., Исаев Г.М. Психолого-правовые технологии противодействия коррупции в системе государственной службы // Акмеология. 2015. № 3.

9. URL: http://psyfactor.org/lib/corruption2.htm (дата обращения: 27.10.2017).

10. URL: http://psyfactor.org/lib/corruption3. htm (дата обращения: 28.10.2017).

11. URL: http://shop.imaton.com/catalog/item/ 2135/(дата обращения: 28.10.2017).

12. Собр. законодательства РФ. 2014. № 21. Ст. 2721.

13. Захарук Т., Марциниак-Папроска К. Педагогика против коррупции как патологического явления // Рос. науч. журн. 2015. № 5(36).

14. Симоненко А. В. Криминологические проблемы воспитания и eгo роль в предупреждении преступлений: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.

15. Симоненко А. В. Развитие педагогических начал в криминологической теории и практике предупреждения преступлений // Вестн. С.-Петерб. ун-та МВД России. 2015. № 2(66).

16. Николаев С.М. Понятие и сущность антикоррупционного воспитания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 7(13). Ч. II.

1. On combating corruption: fed. law d.d. Dec. 25, 2008 № 273-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2008. № 52. Art. 6228, pt. I.

2. Zabroda D. G. Corruption: non-legal approaches to the definition of the concept // Problems of law enforcement activity. 2013. № 2.

3. Antonyan Yu.M. Criminology of the future: interdisciplinary scientific links // Juridical science and law enforcement practice. 2014. № 4(30).

4. Vannovskaya O. V. Justification of the concept of corruption behavior of civil servants // Bull. of Moscow State Regional University. Ser. 12: Psychology. Sociology. Pedagogy. 2009. № 3-2.

5. Antonyan Yu.M. Criminology: sel. lectures. Moscow, 2004.

6. Bogdanov E.N., Zazykin V.G. Psychological aspects of formation of corruption direction of personality // Applied legal psychology. 2013. № 1.

7. Zazykin V.G. Psychology of insight. Moscow, 2006.

8. Kirichenko A.V., Isaev G.M. Psychology and legal technologies of counteraction of corruption in system of public service //Acmeology. 2015. № 3.

9. URL: http://psyfactor.org/lib/corruption2.htm (date of access: 27.10.2017).

10. URL: http://psyfactor.org/lib/corruption3. htm (date of access: 28.10.2017).

11. URL: http://shop.imaton.com/catalog/ item/2135/ (date of access: 28.10.2017).

12. Coll. of legislation of the Russian Federation. 2014. № 21. Art. 2721.

13. Zakharuk T., Marciniak-Paproska K. Pedagogy against corruption as a pathological phenomenon // Russian sci. journal. 2013. № 5(36).

14. Simonenko A.V. Criminological problems of upbringing and its role in crime prevention: auth. abstr. ... Dr. of Law. Moscow, 2005.

15. Simonenko A.V. Development of pedagogical principles in the criminological theory and practice of crime prevention // Bull. of the St. Petersburg University of Russian MIA. 2015. № 2(66).

16. Nikolaev S.M. Concept and essence of anticorruption education // Historical, philosophical, political and juridical sciences, culturology and art history. Questions of theory and practice. 2011. № 7(13). Pt. II.

17. Khayrutdinova L.R. Anticorruption education: concept, purpose and value // Humanitarian scientific research. 2015. № 1. Pt. 1.

45

17. Хайрутдинова Л.Р. Антикоррупционное просвещение: понятие, цели и значение // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1. Ч. 1.

18. Качкина Т.Б., Качкин А.В. Противодействие коррупции через образование: метод. рекомендации. Ульяновск, 2010.

19. Губарева Т.И. Воспитательная функция в юридическом образовании в свете проводимой антикоррупционной политики // Юридическое образование и наука. 2013. № 3.

18. Kachkina T.B., Kachkin A.V. Counteracting corruption through education: methodical recommendations. Ulyanovsk, 2010.

19. Gubareva T.I. Educational function in legal education in the light of the ongoing anti-corruption policy // Juridical education and science. 2013. № 3.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Микитюк Юрий Васильевич, кандидат исторических наук, начальник Крымского филиала Краснодарского университета МВД России; e-mail: kf.krdu@mvd.ru;

Заброда Дмитрий Григорьевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административного права и административной деятельности ОВД Крымского филиала Краснодарского университета МВД России; e-mail: zabroda_dg@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Yu.V. Mikityuk, Candidate of History, Head of the Crimea branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: kf.krdu@mvd.ru;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D.G. Zabroda, Candidate of Law, Assistant Professor, Head of the Chair of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Bodies of the Crimea branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: zabroda_dg@mail.ru

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.