Научная статья на тему 'Проблемы формирования антикоррупционной устойчивости в процессе профессионального самоопределения в юношеском возрасте'

Проблемы формирования антикоррупционной устойчивости в процессе профессионального самоопределения в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ANTI-CORRUPTION RESISTANCE / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ / "HOMO CONSUMPTOR" (ЧЕЛОВЕК ПОТРЕБЛЯЮЩИЙ) / "ПОСТЧЕЛОВЕК" / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ANTI-CORRUPTION EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL METHODS / ANTI-CORRUPTION ATTITUDES / HOMO CONSUMPTOR (CONSUMING PERSON) / POSTHUMAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ванновская О.В.

В статье обосновывается необходимость формирования антикоррупционной устойчивости у юношей в процессе профессионального самоопределения. Описаны результаты исследования антикоррупционной устойчивости у первокурсников. Выделены основные методологические, общественно-политические и антропологические проблемы формирования антикоррупционной устойчивости в связи с появлением «homo consumptor» (человека потребляющего) и «постчеловека». Обоснована необходимость создания новых психолого-педагогических технологий для формирования антикоррупционной устойчивости и антикоррупционных установок у молодежи. Определены основные методологические принципы и задачи антикоррупционного воспитания и формирования антикоррупционной устойчивости. Намечены пути реализации комплексной программы формирования антикоррупционной устойчивости у молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains a substantiation of the necessity of forming anti-corruption resistance for young men in the process of professional self-determination. The results of the study of anti-corruption resistance in first-year students are described. The main methodological, socio-political and anthropological problems of forming anti-corruption resistance are identified in connection with the emergence of "homo consumptor" (human consuming) and "posthuman". The necessity of creation of new psychological and pedagogical technologies for the formation of anti-corruption resistance and anti-corruption attitudes among young people is grounded. The main methodological principles and goals of anti-corruption education and the formation of anti-corruption resistance are defined. The ways of realization of the complex program of formation of anticorruption resistance at youth are outlined.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования антикоррупционной устойчивости в процессе профессионального самоопределения в юношеском возрасте»

УДК 37.047 - 053.67

О. В. Ванновская

Проблемы формирования антикоррупционной устойчивости в процессе профессионального самоопределения в юношеском возрасте

В статье обосновывается необходимость формирования антикоррупционной устойчивости у юношей в процессе профессионального самоопределения. Описаны результаты исследования антикоррупционной устойчивости у первокурсников. Выделены основные методологические, общественно-политические и антропологические проблемы формирования антикоррупционной устойчивости в связи с появлением «homo consumptor» (человека потребляющего) и « постчеловека». Обоснована необходимость создания новых психолого-педагогических технологий для формирования антикоррупционной устойчивости и антикоррупционных установок у молодежи. Определены основные методологические принципы и задачи антикоррупционного воспитания и формирования антикоррупционной устойчивости. Намечены пути реализации комплексной программы формирования антикоррупционной устойчивости у молодежи.

The article contains a substantiation of the necessity of forming anti-corruption resistance for young men in the process of professional self-determination. The results of the study of anti-corruption resistance in first-year students are described. The main methodological, socio-political and anthropological problems of forming anti-corruption resistance are identified in connection with the emergence of "homo consumptor" (human consuming) and "posthuman". The necessity of creation of new psychological and pedagogical technologies for the formation of anti-corruption resistance and anti-corruption attitudes among young people is grounded. The main methodological principles and goals of anti-corruption education and the formation of anti-corruption resistance are defined. The ways of realization of the complex program of formation of anticorruption resistance at youth are outlined.

Ключевые слова: антикоррупционная устойчивость, антикоррупционные установки, «homo consumptor» (человек потребляющий), «постчеловек», антикоррупционное воспитание, педагогические технологии, психолого-педагогические методы.

Key words: anti-corruption resistance, anti-corruption attitudes, homo consumptor (consuming person), posthuman, anti-corruption education, pedagogical technologies, psychological and pedagogical methods.

Процесс профессионального самоопределения личности, начавшись в юношеские годы, охватывает довольно продолжительный период жизни человека. В настоящее время этот процесс еще более усложнился в связи со значительными изменениями на рынке труда и развитием новых технологий. По мнению профессора Митио Каку [5], американского физика японского происхождения, в современном

© Ванновская О. В., 2018

мире любая работа, которую можно описать как последовательность повторяющихся алгоритмизируемых операций, со временем будет выполняться роботами. Это означает, что человек будет востребован в тех профессиях, которые предполагают творчество, наличие моральных принципов, здравого смысла и умение принимать взвешенные решения. Многие профессии со временем устареют и уйдут в прошлое, а человеку на протяжении жизни придется неоднократно менять сферу своей профессиональной деятельности.

Уникальной в этом плане является профессия государственного служащего, так как эта деятельность требует и умения принимать взвешенные решения, и присутствия здравого смысла, и наличия нравственных принципов, и антикоррупционной устойчивости (АКУ) как системного свойства личности, проявляющегося в способности противостоять коррупционному давлению и осуществлять выбор между криминальным и законопослушным поведением в пользу последнего [2].

Эффективность профессионального самоопределения определяется, как правило, степенью соответствия и согласованности психологических особенностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям. В структуре профессионально важных качеств госслужащих одно из ведущих мест должно занимать такое качество, как антикоррупционная устойчивость.

В связи с этим нами было проведено исследование антикоррупционной устойчивости у студентов I курса, выбравших для себя в качестве профессии государственную службу2. Оказалось, что большинство первокурсников показали по результатам методики «АКорД»3 достаточно низкий уровень антикоррупционной устойчивости, что косвенно свидетельствует о том, что для этих испытуемых основным мотивом профессионального выбора явилась как раз возможность в будущем использовать свое служебное положение в личных целях [4]. В отличие от этих первокурсников, студенты первого курса гуманитарной специальности, не связанной в дальнейшем с государственной службой, продемонстрировали более высокий уровень антикоррупционной устойчивости (на уровне статистической

2 Название вуза намеренно не указывается, чтобы соблюсти принцип конфиденциальности психодиагностического исследования. На наш взгляд, соблюдение этого принципа особенно важно в данной теме, касающейся диагностики антикоррупционной устойчивости и склонности к коррупции.

3 Авторская компьютеризированная система антикоррупционной диагностики, вышедшая в компании «Иматон»: http://shop.imaton.com/catalog/item/2135/

262

тенденции при р<0,1). В целом в исследовании приняло участие 60 студентов I курса в возрасте от 18 лет до 21 года, по 30 человек в обеих группах (группа студентов будущих госслужащих, и группа студентов-гуманитариев). Тот факт, что различия в уровне антикоррупционной устойчивости у студентов обеих групп выявлены только на уровне статистической тенденции, свидетельствует о том, что в целом уровень АКУ у молодых людей оставляет желать лучшего. Даже студенты-гуманитарии продемонстрировали АКУ ниже среднего, так как результаты по шкале «Субъективная семантика» методики «АКорД» показывают, что антикоррупционные установки у них недостаточно сформированы. Этот факт повышает актуальность проблемы формирования антикоррупционной устойчивости на более ранних этапах онтогенеза, а именно в юношеский период, предшествующий обучению в вузе и выбору профессиональной деятельности.

Проблема формирования антикоррупционной устойчивости, на наш взгляд, является междисциплинарной (затрагивающей помимо психологических и педагогических также юридические, экономические и социологические аспекты), и она должна рассматриваться с позиций комплексного подхода к исследованию человека, основы которого были разработаны Б. Г. Ананьевым. Еще в 60-х гг. прошлого века Б. Г. Ананьев писал, что «Процесс "миграции" методов одной науки в сферу других всё больше затрагивает психологию, что объясняется не только общей закономерностью всё возрастающей интеграции наук, но и (...) специфическим изменением положения психологии в системе наук...» [1, с. 286].

Процесс профессионального самоопределения в юношеском возрасте тесным образом связан с системой профориентации молодежи, которой занимаются различные общественные институты, ответственные за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии. Это целый комплекс мероприятий, решающих различные социально-экономические, психолого-педагогические и медико-физиологические задачи по формированию профессионального самоопределения у школьников с учетом индивидуальных особенностей каждой личности и запросов современного общества в профессиональных кадрах. Результат профессионального самоопределения старших школьников - это выбор будущей профессии. Важно, чтобы этот выбор был осознанным и оптимальным как с точки зрения рынка труда, так и с точки зрения самого оптанта4. В данной статье рассматриваются проблемы формирования антикоррупционной устойчивости молодежи в процессе профессионального самоопределения.

4 от лат. optantis - желающий, выбирающий.

263

Помощь старшеклассникам в их профессиональном самоопределении должна включать комплексную психологическую диагностику, в том числе диагностику его личностных свойств. Одно из таких свойств (особенно для профессий, связанных с государственной службой или с управлением) - антикоррупционная устойчивость личности. Ее диагностику по методике «АКорД» можно проводить, начиная с 14-летнего возраста. Если у оптанта возникает интерес к госслужбе или к управленческой деятельности, то желательно помимо привычных психодиагностических комплексов провести у него также диагностику АКУ, а затем уже с учетом полученных результатов проводить с ним профориентационные беседы. Эти сферы деятельности предполагают высокую степень коррупционного давления5, что предъявляет повышенные требования к антикоррупционной устойчивости личности.

В юношеском возрасте психика более подвижна, чем у взрослых людей, поэтому ценностные и моральные установки (в том числе антикоррупционные) можно формировать более успешно. Даже если учащиеся старших классов не собираются выбирать профессии, связанные с высоким коррупционным давлением, формирование АКУ является актуальным у всех молодых людей, так как проблема коррупции до сих пор является одной из угроз безопасности государства. Неслучайно президент Российской Федерации В. В. Путин называет формирование в обществе антикоррупционного правосознания одной из основных задач в России, причем неприятие к нарушению закона должно воспитываться со школьной скамьи [8]. Коррупция не только на уровне государственной службы, но и на уровне так называемой «бытовой коррупции» зависит от склонности к коррупции каждого гражданина. И наоборот, свободное от коррупции общество возможно, только если будут сформированы антикоррупционные установки у молодежи, так как от этого зависит как нравственное состояние нашего общества, так и его «экономическое здоровье» и процветание в самом ближайшем будущем. Это не только радение о моральном облике подрастающего поколения, но и забота о безопасности государства в целом.

Однако формирование АКУ в настоящее время сталкивается с целым рядом не только методологических, но и общественно-политических и даже антропологических проблем.

5 « Коррупционное давление» - это совокупность внешних и внутренних факторов воздействия на должностное лицо, приводящих к ситуации выбора между злоупотреблением властными полномочиями для получения выгоды в личных целях или отказу от него [2].

В начале XX в. развитие человеческой цивилизации носило индустриальный и техногенный характер, что привело к появлению так называемого «общества потребления». Еще Эрих Фромм в 1976 г. писал о том, что современное ему западное общество стало материалистическим, и теперь предпочитает «иметь», а не «быть» [9].

Современное нам постиндустриальное информационное общество предлагает человеку не только все большее количество разнообразных вещей, но и огромный объем информации, которая толкает его к желанию обладать ими. Особенно реклама и средства массовой информации действуют на неокрепшее сознание молодых людей, стремящихся приобретать всевозможные новинки, считая, например, что смартфон или другой гаджет прошлого года выпуска уже устарел и нужно срочно покупать новый. В настоящее время можно говорить о том, что не только на Западе, но и в российском обществе уже давно сформировался так называемый «homo consumptor» (человек потребляющий). Это повлекло за собой формирование соответствующей «потребительской психологии» и соответствующих ценностно-смысловых установок личности, которые, скорее, препятствуют, чем способствуют формированию АКУ.

После выхода в свет книг Ю. Хабермаса «Будущее человеской природы» (2001) и Ф. Фукуямы «Наше постчеловеческое будущее» (2002) [11; 10] современная философская антропология все чаще говорит о рождении «постчеловека». Исследования в области философской антропологии пытаются доказать, что эпоха Homo sapiens завершается, а естественные свойства «человека разумного» (абстрактное и критическое мышление, рефлексивность, социальность, нравственное чувство) постепенно изменяются. Человек испытывает такие сильные изменения, что они затрагивают саму его природу [12]. В отличие от Homo sapiens, «постчеловек» или E-Homo (термин А.С. Нариньяни [7]) имеет так называемое «клиповое сознание». В силу этого подрастающее поколение все тяжелее осваивает длинные тексты со сложным смыслом, так как это требует длительного сосре-

w Л W

доточения на предмете и анализа его внутренних связей. С одной стороны, происходит постепенное «атрофирование» абстрактно-логического образа мышления из-за максимальной визуализации информационного поля, а с другой стороны, преимущественно развивается наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Происходит постепенное исчезновение культуры чтения, так как субъекту вместо текста предлагается уже готовый зрительный образ, и он освобождается от необходимости самостоятельно конструировать абстрактные суждения. При этом нетократия создает почву для расширения границ нормы и стирания нравственных аксиом и прин-

ципов в структуре личности. Ранее осуждаемые цивилизованным обществом модели поведения становятся «нормальными», и постепенно нормой становится отсутствие нормы. Нетократия, однако, сохраняет определенное пространство свободы, так как не может охватить все информационное поле, и E-Homo в силу этого может становиться «духовным инженером» себя самого. Постоянное использование компьютерных технологий приводит к всеобщему солипсизму, когда виртуальные пространства не только заменяют реальную картину мира, но и постепенно как для сознания, так и для бессознательного становятся более реальными, чем конкретная действительность, в которой человек живет.

Все это означает, что классические подходы к формированию нравственных установок (в том числе антикоррупционных) в настоящее время практически исчерпали себя, и что необходимо формулирование новых базовых принципов и создание новых психолого-педагогических технологий для того, чтобы сам процесс нравственного воспитания и развития достигал своей цели. Как отмечают М.А. Коновалова и А.И. Юрьев: «Формирование масс постиндустриальных людей для страны - это самое главное и ответственное производство государства, которое должно быть приравнено к производству вооружений во время Отечественной войны» [6].

Формирование антикоррупционных установок и антикоррупционной устойчивости у молодежи требует разработки и применения соответствующих педагогических технологий. При этом важно, чтобы информационной составляющей в этом процессе было отведено не главное место, так как для того, чтобы сформировалась антикоррупционная компетентность, необходимы не столько знания, сколько сформированность ценностных антикоррупционных установок, которые должны получить эмоциональную окраску, закрепиться в навыках антикоррупционного поведения, стать внутренним убеждением и приобрести значимый смысл для личности. Необходимы также развитая система саморегуляции, способность к волевому усилию, умение принимать самостоятельные решения и прогнозировать их последствия, а также готовность к конструктивному правовому взаимодействию, чтобы уметь противостоять коррупционному давлению.

На наш взгляд, данные задачи могут быть решены в процессе профориентационной работы в школе и в ходе профессионального самоопределения в юношеском возрасте. В программу такой работы могут быть включены следующие виды мероприятий:

- антикоррупционная диагностика по методике «АКорД»;

- открытые уроки, классные часы и семинары с привлечением специалистов разных профессий, рассказывающих о различных «нештатных» ситуациях в процессе их деятельности;

- тренинг антикоррупционной устойчивости [3];

- онлайн-конференции, вебинары и онлайн-тренинги;

- организация тематических антикоррупционных акций и флешмобов;

- создание информационной антикоррупционной среды, в том числе использование социальной рекламы, создание и ведение тематических антикоррупционных сайтов силами подростков, увлеченных интернет-технологиями;

- сотрудничество с антикоррупционными государственными и общественными организациями.

Комплексная программа формирования антикоррупционной устойчивости у старшеклассников должна быть междисциплинарной и интегрированной в образовательный процесс, должна учитывать возрастные особенности. Она должна быть связана с компетентност-ным подходом в образовании, т. е. развивать у молодых людей способность адекватно и критически оценить ситуацию, аргументированно отстоять свою позицию, эффективно действовать в соответствии со своими убеждениями, брать на себя ответственность за свои действия.

Можно определить следующие основные задачи антикоррупционного воспитания и формирования АКУ:

1) дать общее представление о сущности и формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизни общества, о причинах коррупции и о ее социально опасных и вредных последствиях;

2) научить распознавать коррупцию в разных сферах общественной и профессиональной жизни;

3) сформировать антикоррупционные установки и нетерпимость к проявлениям коррупции;

4) сформировать стандарты антикоррупционного поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

5) стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;

6) способствовать формированию таких качеств, как честность, ответственность за свои действия, неравнодушие к тому, что происходит рядом, стремление к постоянному совершенствованию личностной, социальной, познавательной и культурной компетентности;

7) продемонстрировать возможности противодействия коррупции;

8) развитие умений критически мыслить, противостоять коррупционному давлению и использовать различные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Реализация такой программы потребует партнерского участия школы (администрации, педагогов, психологов), родительской общественности, молодежных и общественных организаций, представителей правоохранительных органов и властных структур.

В 2013-2016 гг. в Российской Федерации действовал Молодежный антикоррупционный проект, основной целью которого являлось формирование антикоррупционного правосознания молодежи. В задачи этого проекта входили: популяризация в молодежной среде государственной политики противодействия коррупции, поддержка антикоррупционных инициатив президента и правительства Российской Федерации, правовое просвещение и формирование правовой культуры и антикоррупционной модели поведения у молодежи, нравственное просвещение молодежи и продвижение принципов честной конкуренции. На наш взгляд, деятельность этого проекта была полезна и может быть продолжена дальше в сотрудничестве с образовательными организациями как среднего общего образования, среднего и высшего профессионального образования, так и с учреждениями дополнительного образования.

Также формированию антикоррупционной устойчивости молодежи будет способствовать информационная антикоррупционная среда, включающая возможность обмениваться актуальной информацией по фактам и методам противодействия коррупции, антикоррупционное образование и просвещение, антикоррупционную пропаганду (например, положительные примеры антикоррупционного поведения в СМИ, социальная реклама, антикоррупционные мультфильмы и ролики и т. д.). Эти мероприятия требуют не только гражданских инициатив, но и государственного регулирования в сфере образования, в частности на уровне введения новых ФГОСов, дополненных антикоррупционными компетенциями.

Таким образом, формирование антикоррупционной устойчивости в юношеском возрасте является актуальной междисциплинарной проблемой, имеет целый ряд теоретико-методологических трудностей, а комплексная программа формирования антикоррупционной устойчивости у молодежи требует дальнейшей тщательной разработки и апробации.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: Изд-во Ин-та практ. психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996. - 384 с.

2. Ванновская О. В. Обоснование концепции коррупционного поведения госслужащих // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Психол. науки. - №3. - 2011. - С. 130-135.

3. Ванновская О.В. Психология коррупционного поведения: моногр. - СПб.: Кн. дом, 2013. - 264 с.

4. Ванновская О. В. Стандартизация и апробация методики «АКорД» - антикоррупционной диагностики // Науч. мнение. - 2013. - № 11. - С. 275-282.

5. Каку М. Физика будущего. - М.: Альпина нонфикшн, 2012. - С. 470-474.

6. Коновалова М.А., Юрьев А.И. Психология постчеловека [Электронный ресурс] - Сайт профессора Юрьева. - ЫКЬ: http://www.yuriev.spb.ru/polit-сЬеЬуек/ров^еЬуек-рву (дата обращения: 01.05.2018).

7. Нариньяни А.С. E-Homo: новый человек ближайшего будущего [Электронный ресурс] // Феномен человека в его эволюции и динамике: материалы открытого научного семинара (Москва, 11 марта 2010 г.). - URL: http://synergia-isa.ru/wp-content/uploads/2010/10/s-49_narinjany.pdf (дата обращения: 01.05.2018).

8. Путин В. В. Необходимо формировать в обществе антикоррупционное правосознание [Электронный ресурс]: Вести^и, от 26 янв. 2016. - URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2712630 (дата обращения: 01.05.2018).

9. Фромм Э. Иметь или быть. - М.: АСТ, 2016. - 320 с.

10. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее / пер. с англ. М.Б. Левина. - М.: ACT; ЛЮКС, 2004. - 349 с.

11. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике / пер. с нем. М.Л. Хорькова. - М.: Весь Мир, 2002. - 144 с.

12. Хоружий С. С. Проблема постчеловека, или Трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Филос. науки. - 2008. - № 2. - С. 22.

Статья поступила: 23.04.2018. Принята к печати: 31.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.