Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ПЕРВИЧНОГО ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ПЕРВИЧНОГО ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
401
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / СИСТЕМА / СORRUPTION / THEORETICAL ANALYSIS / ANTI-CORRUPTION / LAW ENFORCEMENT / SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Сергей Александрович

Рассмотрены актуальные и приоритетные направления деятельности ОВД по противодействию коррупции и обеспечению экономической безопасности и предупреждению и устранению угроз, связанных с экономической и коррупционной преступностью. Сделаны выводы о том, что подразделения ЭБиПК МВД России являются первичными элементами системы органов внутренних дел по противодействию коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Description of the internal affairs bodies as the primary element of the anti-corruption system

The internal affairs bodies are independent subsystems of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Anticorruption and ensuring economic security are a relevant and priority area of ATS. The internal affairs bodies must solve the tasks of preventing and eliminating threats related to economic and corruption crime. In this connection, the article considers topical issues of the activities of internal affairs bodies as the primary element of the anti-corruption system. Conclusions are drawn that the units of the EBiPK Ministry of Internal Affairs of Russia are the primary elements of the system of internal affairs bodies to combat corruption.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ПЕРВИЧНОГО ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ»

УДК 343.2/.7 ББК 67.73

Научная специальность 12.00.11 - Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10405 © С.А. Попов, 2019

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ПЕРВИЧНОГО ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Сергей Александрович Попов, Старший оперуполномоченный по особо важным делам 24 отдела Управления «Б» ГУЭБиПК МВД России

(123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, Издательство «Юнити-Дана») E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрены актуальные и приоритетные направления деятельности ОВД по противодействию коррупции и обеспечению экономической безопасности и предупреждению и устранению угроз, связанных с экономической и коррупционной преступностью. Сделаны выводы о том, что подразделения ЭБиПК МВД России являются первичными элементами системы органов внутренних дел по противодействию коррупции.

Ключевые слова: коррупция, теоретический анализ, противодействие коррупции, правоохранительные органы, система.

DESCRIPTION OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AS THE PRIMARY ELEMENT OF THE ANTI-CORRUPTION SYSTEM

Sergey A. Popov, Senior Special Officer of 24 division of the Department "B" GUEBiPK Ministry of Internal Affairs of Russia

(123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house) E-mail: [email protected]

Abstract. The internal affairs bodies are independent subsystems of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Anticorruption and ensuring economic security are a relevant and priority area of ATS. The internal affairs bodies must solve the tasks of preventing and eliminating threats related to economic and corruption crime. In this connection, the article considers topical issues of the activities of internal affairs bodies as the primary element of the anti-corruption system. Conclusions are drawn that the units of the EBiPK Ministry of Internal Affairs of Russia are the primary elements of the system of internal affairs bodies to combat corruption.

Keywords: corruption, theoretical analysis, anti-corruption, law enforcement, system.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Попов С.А. Характеристика органов внутренних дел как первичного элемента системы противодействия коррупции. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7):208-10.

Органы внутренних дел являются самостоятельными подсистемами МВД России. Данный вывод основан на анализе следующих нормативных правовых актов: 1) Конституции Российской Федерации; 2) ФЗ от 30 октября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]; 3) ФЗ от 7 февра-

ля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» [2]; 4) ФЗ от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5].

В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения,

созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

Стратегия национальной безопасности РФ определяет национальные приоритеты, к которым относится государственная и общественная безопасность, обеспечиваемая в том числе выявлением, предупреждением и пресечением экономических преступлений [6].

Следовательно, противодействие коррупции и обеспечение экономической безопасности являются актуальным и приоритетным направлением деятельности ОВД, которые должны решать задачи по предупреждению и устранению угроз, связанных с экономической и коррупционной преступностью, в свете современных тенденций экономической и геополитической ситуации.

МВД России является ключевым органом, реализующим исполнительно-распорядительные полномочия, осуществляющим противодействие экономической преступности в государстве. В его составе имеются специальные структурные подразделения, входящие в систему противодействия экономической преступности. В частности, в составе МВД России образовано Главное управление ЭБиПК (далее — ГУ ЭБиПК). ГУ ЭБиПК реализует концептуальные положения уголовной политики и осуществляет правовое регулирование в сфере ОЭБ государства, в том числе и противодействия коррупции. При этом перечень задач, функций и используемых методов работы изложен в Положении о ГУ ЭБиПК.

Полномочия сотрудников подразделений ЭБиПК по предупреждению преступлений закреплены в Приказе МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» [2].

В научной доктрине высказана обоснованная точка зрения о том, что практика проводимых ОВД мероприятий по профилактике экономических и коррупционных преступлений показывает незаинтересованность сотрудников в работе, направленной на приоритетное применение профилактических мер, поэтому оперативные работники подразделений ЭБиПК нередко «доводят» выявленную преступную деятельность до стадии совершения преступления и только после этого осуществляют пресечение преступлений с задержанием их участников [7]. Считаем необходимым согласиться с высказанной точкой зрения, и дополнить ее тем, что в вопросе совершенствования деятельности ОВД по противодействию коррупции

не стоит обходить вниманием виктимологическую профилактику, играющую большую роль в предупреждении преступлений коррупционной направленности. Виктимологическая профилактика коррупционных преступлений представляет собой совокупность государственных и общественных мер, направленных на предупреждение коррупционной преступности путем снижения у населения и отдельных граждан риска стать жертвами коррупции. Грамотная, своевременная виктимологическая профилактика способствует процессу девиктимиза-ции, который представляет собой вид профилактической работы, имеющей целью нейтрализацию или устранение негативных последствий виктимизации. Положительную роль здесь играют общественные приемные, телефоны доверия.

ОВД, инициируя правоохранительную деятельность и деятельность по профилактике коррупции, постоянно осуществляя процесс правоприменения применяя, выявляют реальные, практические границы борьбы с коррупцией и ее механизмом [1]. В связи с чем ОВД играют решающую роль в определении эффективности правоохранительной деятельности и правовой системы государства в целом, в обеспечении гарантий соблюдения законных прав и свобод личности, в функционировании всех демократических институтов государства.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Противодействие коррупции и обеспечение экономической безопасности являются актуальным и приоритетным направлением деятельности ОВД, которые должны решать задачи по предупреждению и устранению угроз, связанных с экономической и коррупционной преступностью, в свете современных тенденций экономической и геополитической ситуации.

Практика проводимых ОВД мероприятий по профилактике экономических и коррупционных преступлений является не вполне совершенной. В связи с чем, в вопросе совершенствования деятельности ОВД по противодействию коррупции не стоит обходить вниманием виктимологическую профилактику, играющую большую роль в предупреждении преступлений коррупционной направленности. Виктимологическая профилактика коррупционных преступлений представляет собой совокупность государственных и общественных мер, направленных на предупреждение коррупционной преступности путем снижения у населения и

отдельных граждан риска стать жертвами коррупции. Грамотная, своевременная виктимологическая профилактика способствует процессу девиктимиза-ции, который представляет собой вид профилактической работы, имеющей целью нейтрализацию или устранение негативных последствий виктимизации. Положительную роль здесь играют общественные приемные, телефоны доверия.

Литература

1. Александров С.Г. Правовой механизм борьбы полиции с коррупцией (сравнительно-правовое исследование на примере Российской Федерации и ведущих зарубежных стран): дисс. .... докт. юрид. наук. М., 2005 С. 12.

2. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»): приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 (в ред. от 28 ноября 2017 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справоч-но-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О полиции: федер. закон Рос. Федерации от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 18 июля 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

4. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 02 августа 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.

5. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (в ред. от 23 апреля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 30 (ч. 1). ст. 4595.

6. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.

7. Трунцевский Ю.В., Ищук Я.Г. Профилактика преступлений органами внутренних

дел в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2019. № 1. С. 19 — 23.

References

1. Alexandrov S.G. The legal mechanism of the fight against police corruption (comparative legal study on the example of the Russian Federation and leading foreign countries): diss. ... Doct. legal sciences. M., 2005 S. 12.

2. On the activities of the internal affairs bodies for the prevention of crimes "(together with the" Instruction on the activities of the internal affairs bodies for the prevention of crimes "): Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated January 17, 2006 No. 19 (as amended on November 28, 2017) [Electronic resource ]. Access from the reference and legal system "Consultant Plus".

3. About the police: fed. The law has grown. Federation of February 7, 2011 No. 3-FZ (as amended on July 18, 2019) // Sobr. Legislation Ros. Federation. 2011. No. 7. Art. 900.

4. About service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: federal. The law has grown. Federation of November 30, 2011 No. 342-FZ (as amended on August 2, 2019) // Sobr. Legislation Ros. Federation. 2011. No. 49 (part 1). Art. 7020.

5. On social guarantees to employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: federal. The law has grown. Federation of July 19, 2011 No. 247-FZ (as amended on April 23, 2018) // Sobr. Legislation Ros. Federation. 2011. No. 30 (part 1). Art. 4595.

6. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation. Federation of December 31, 2015 No. 683 // Sobr. Legislation Ros. Federation. 2016. No. 1 (part II). Art. 212.

7. Truntsevsky Yu.V., Ischuk Y.G. Crime Prevention by Internal Affairs Bodies in the Sphere of Ensuring the Economic Security of the Russian Federation // Business Security. 2019.No 1. S. 19 — 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.