Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
659
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапиро Ирина Валерьевна, Помазан Светлана Витальевна

Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с противодействием коррупции в Российской Федерации. В работе отмечается необходимость совершенствования законодательства в сфере нормативно-правовой фиксации понятий и их встроенности в общий механизм регулирования противодействия коррупции, ужесточения мер ответственности за коррупционные правонарушения, предупреждения коррупции и другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шапиро Ирина Валерьевна, Помазан Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION: TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION

The article is devoted to the consideration of problems related to the fight against corruption in the Russian Federation. The paper notes the need to improve legislation in the field of regulatory and legal fixation of concepts and their embeddedness in the general mechanism of anti-corruption regulation, tightening measures of responsibility for corruption offenses, prevention of corruption, and more.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

УДК 342.9

DOI 10.23672/SAE.2023.23.66.049

Шапиро Ирина Валерьевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета, Кубанский государственный университет sonten@mail.ru

Помазан Светлана Витальевна

кандидат юридических наук,

доцент кафедры конституционного

и административного

права юридического факультета,

Кубанский государственный университет

svetlana_47@mail.ru

Irina V. Shapiro

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty of Law, Kuban State University sonten@mail.ru

Svetlana V. Pomasan

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty of Law, Kuban State University svetlana_47@mail.ru

Противодействие коррупции:

тенденции развития правового регулирования

Anti-corruption: trends in the development of legal regulation

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с противодействием коррупции в Российской Федерации. В работе отмечается необходимость совершенствования законодательства в сфере нормативно-правовой фиксации понятий и их встроенности в общий механизм регулирования противодействия коррупции, ужесточения мер ответственности за коррупционные правонарушения, предупреждения коррупции и другое.

Ключевые слова: коррупция, коррупционное правонарушение, меры по противодействию коррупции.

Annotation. The article is devoted to the consideration of problems related to the fight against corruption in the Russian Federation. The paper notes the need to improve legislation in the field of regulatory and legal fixation of concepts and their embeddedness in the general mechanism of anti-corruption regulation, tightening measures of responsibility for corruption offenses, prevention of corruption, and more.

Keywords: œrruption, corruption offense, anti-corruption measures.

Последние изменения, происходящие в отечественной антикоррупционной политике (денонсация европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, усиление мер отчетности о доходах чиновников и другое), оценивается неоднозначно, что дает повод проанализировать текущее состояние проблемы коррупции, ее причины и следствия.

В широком понимании, коррупция - это злоупотребление служебным положением в целях личного обогащения. Отечественные источники упоминают о коррупции, начиная с XII в. В качестве терминов, обозначающих проявления коррупции, используют слова: «мздоимство» и «лихоимство», под которыми понимались соответственно получение взятки должностным лицом за выполнение его обязанностей и взятка за совершение служебного проступка.

Сегодня коррупцию относят к категории сложных и многогранных явлений, содержание которого определяют различные аспекты:

- нарушение представителем власти установленных стандартов поведения ради незаконной

личной выгоды и как разновидность девиантного поведения (социологический аспект);

- ментальность, феномен культуры конкретного общества (культурологический аспект);

- идеология служения официального (государственного) лица своим интересам, а не интересам народа и общества (идеологический аспект);

- как средство создания «теневой» экономики (экономический аспект);

- как способ существования власти, борьбы за власть или характерная черта политического режима (политический аспект) [1].

В науке выделяют различные классификации коррупции в зависимости от оснований. Так, например, от степени проникновения коррупционных отношений различают следующие виды коррупции:

1. Коррупция в сфере государственного управления.

2. Коррупция в сфере законодательной власти.

3. Коррупция в сфере судебной власти.

4. Коррупция в сфере экономики.

5. Коррупция в сфере образования.

6. Коррупция в сфере спорта и другие [2].

Правовой аспект коррупции находит отражение в ее законодательном определении. Так, ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [3] определяет коррупцию как:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных выше от имени или в интересах юридического лица.

Как видно из приведенного определения, нормативное понятие «коррупция» раскрывается через перечень коррупционных правонарушений. Здесь, нельзя не согласиться с мнением Ю.В. Малевановой о том, что приведенная дефиниция называет лишь некоторые коррупционные правонарушения и этот перечень не исчерпывает содержание коррупции [4].

В действующем законодательстве отсутствует легальное определение коррупционного правонарушения, как и его квалифицирующих признаков. Однако в ст. 2 Рекомендаций по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации, утв. Минтрудом России [5] указано, что коррупционное правонарушение - злоупотребление полномочиями, злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки, посредничество во взяточничестве, получение взятки, мелкое взяточничество, коммерческий подкуп, посредничество в коммерческом подкупе, мелкий коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения (полномочий) вопреки законным интересам общества, государства, организации в целях получения выгоды (преимуществ) для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также, совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

В правовой науке под коррупционным правонарушением понимают противоправные, виновные деяния (действие или бездействие) государственных или муниципальных служащих, выражающиеся в нарушении норм антикоррупционного законодательства с использованием своего

служебного положения и влекущие соответствующую ответственность [6].

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Стоит отметить, что виды ответственности, установленные ч. 1 ст. 13, являются единственным критерием разграничения коррупционных правонарушений, в связи с чем, выделяют административные проступки, преступления, гражданско-правовые деликты и дисциплинарные проступки.

Здесь, нельзя не согласиться с мнением Е.И. Спектр [7], который обосновывая необходимость правового осмысления понятия «коррупция» и его квалифицирующих признаков, указывает на то, что отсутствие единого категориально-понятийного аппарата в рассматриваемой сфере влечет невозможность установления четких пределов его правового регулирования, в результате чего противодействие коррупции не носит системный характер.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» также закрепляет понятие «противодействие коррупции», основные принципы противодействия коррупции, организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с ней. Под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

1) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

2) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

3) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы утвержденный Указом Президента РФ от 16.08. 2021 № 478 [8], содержит перечень мероприятий по противодействию коррупции и минимизации ее последствий. В частности, предусмотрены меры совершенствования системы антикоррупционных запретов и ограничений, повышения эффективности предотвращения конфликта интересов. Затронуты вопросы уголовной и административной ответственности за коррупцию в сфере госзакупок и в частном секторе экономики, а также антикоррупционного просвещения, вовлечения гражданского общества в борьбу с коррупцией и др. Сформулированы задачи по борьбе с новыми формами коррупции, связанными с цифровыми технологиями (в т. ч. с использованиями криптовалют).

На сегодняшний день, многие мероприятия были реализованы; кроме того, анализ статистических данных показывает положительную динамику по выявлению и расследованию преступлений коррупционной направленности [9].

Коррупция во всем мире признается чрезвычайно опасным социально-правовым явлением, препятствующим нормальному функционированию всех общественных институтов. Она замедляет экономический рост, способствует нарушениям прав и свобод человека и гражданина и подрывает доверие к органам публичной власти. Не случайно, искоренение коррупции является одной из целей обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации [10].

В настоящее время в Российской Федерации сформирована правовая и организационная основа противодействия коррупции, принято немало действенных антикоррупционных мер.

Литература:

1. Качкина Т.Б. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей : учеб. пособие / Т.Б. Качкина, А.В. Качкин. Ульяновск, 2010. С. 10.

2. Противодействие коррупции : учеб. пособие / Науч. ред. Р.Г. Минзарипов. Казань, 2016. С. 24.

3. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 06.02.2023) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Малеванова Ю.В. К вопросу о разграничении отдельных видов коррупционного поведения государственных гражданских служащих / Ю.В. Малеванова // Российский следователь. 2018. № 6. С. 56.

5. Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации, утв. Минтрудом России // Доступ из СПС «Консультант-Плюс». Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков в организации (утв. Минтрудом России). СПС «КонсультантПлюс».

6. Булгаков С.Н. Виды коррупционных правонарушений / С.Н. Булгаков // Виды коррупционных правонарушений. СПС «КонсультантПлюс». 2023.

7. Спектор Е.И. Коррупционные правонарушения: проблемные вопросы юридической квалификации / Е.И. Спектор // Журнал российского права. 2015. № 8. С. 40.

8. О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы: Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 34. Ст. 6170.

9. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2022 года: Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации // Краткая

Однако отметим необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в сфере нормативно-правовой фиксации понятий и их встро-енности в общий механизм регулирования противодействия коррупции, ужесточения мер ответственности за коррупционные правонарушения, предупреждения коррупции и другое [11].

Кроме того, нельзя не согласиться с мнением

H.С. Гончарук [12], что подавляющее большинство антикоррупционных мер направлено лишь на борьбу с коррупционными преступлениями, а не с причинами и системными условиями, порождающими коррупцию. Вместе с тем, важнейшей стратегической задачей при реализации государственной антикоррупционной политики является концептуальная задача по коренному преобразованию общественного сознания, формированию в российском обществе атмосферы жесткого и активного неприятия коррупции.

Literature:

I. Kachkina T.B. Corruption and the main elements of the strategy of countering it : textbook / T.B. Kachkina, A.V. Kachkin. Ulyanovsk, 2010. P. 10.

2. Anti-corruption : textbook / Scientific ed. by R.G. Minzaripov. Kazan, 2016. P. 24.

3. On combating corruption: Federal Law № 273-FZ of 25.12.2008 (ed. of 06.02.2023) // Access from the SPS «ConsultantPlus».

4. Malevanova Yu. V. On the issue of the differentiation of certain types of corrupt behavior of state civil servants / Yu.V. Malevanova // Russian investigator. 2018. № 6. P. 56.

5. Recommendations on the procedure for assessing corruption risks in the organization, approved by Ministry of Labor of Russia // Access from the SPS «ConsultantPlus». Recommendations on the procedure for assessing corruption risks in an organization (approved by the Ministry of Labor of Russia). SPS ConsultantPlus.

6. Bulgakov S.N. Types of corruption offenses / S.N. Bulgakov // Access from the SPS «Consultant-Plus». Article: Types of corruption offenses. SPS «ConsultantPlus». 2023.

7. Spector E.I. Corruption offenses: problematic issues of legal qualification / E.I. Spector // Journal of Russian Law. 2015. № 8. P. 40.

8. On the National Anti-Corruption Plan for 20212024: Decree of the President of the Russian Federation № 478 of August 16, 2021 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. № 34. Art. 6170.

9. Brief description of the state of crime in the Russian Federation for January-December 2022: Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // Brief description of the state of

характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2022 года. иЯ1- : хп--Ь1аеш.хп--р1а1

10. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.

11. Цирин А.М. Предупреждение коррупции: проблемы и перспективы / А.М. Цирин // Журнал российского права. 2016. № 12. С. 106-114.

12. Гончарук Н.С. Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации / Н.С. Гончарук // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 3. С. 30.

crime in the Russian Federation for January-December 2022. URL : xn--b1aew.xn--p1ai

10. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation from 02.07.2021 № 400 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. № 27 (Part II). Art. 5351

11. Tsirin A.M. Prevention of corruption: problems and prospects / A.M. Tsirin // Journal of Russian Law. 2016. № 12. P. 106-114.

12. Goncharuk N.S. The main directions for improving the effectiveness of combating corruption in public authorities of the Russian Federation / N.S. Goncharuk // State power and local self-government. 2023. № 3. P. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.