Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
УДК 616.83/.85:616.89 https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/42
К ВОПРОСУ О МЕРАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
©Савватеева В. В., Томский государственный университет, г. Новосибирск, Россия, iii.sss.2012@mail.ru ©Танская В. В., Томский государственный университет, г. Новосибирск, Россия, vika_x_d@mail.ru
ON THE MEASURES AGAINST CORRUPTION
©Savvateeva V., Tomsk State University, Novosibirsk, Russia, iii.sss.2012@mail.ru ©Tanskaya V, Tomsk State University, Novosibirsk, Russia, vika_x_d@mail.ru
Аннотация. Рассмотрены вопросы, связанные с развитием коррупции в современном общественном строе, а также и в России. Анализируется влияние коррупции на социальные отношения на правовые основы существования государства. В заключении предлагается, чтобы определение коррупции должно носить законодательную юридическую конструкцию, которая не исключает правового определения квалифицирующего признака противодействия коррупционным преступлениям. В этом случае возможна выработка механизма конфискации имущества коррупционера. Сущность противодействия коррупции в данном случае представляет собой последовательное рассмотрение причин появления коррупции в целом, фактов совершения коррупции в частности, анализ изученной информации.
Abstract. Issues related to the development of corruption in the modern social system, as well as in Russia, are examined. The influence of corruption on social relations on the legal basis of the state's existence is analyzed. In conclusion, it is proposed that the definition of corruption should have a legislative legal structure that does not exclude the legal definition of a qualifying sign of combating corruption crimes. In this case, it is possible to develop a mechanism for confiscating the property of a corrupt official. The essence of anti-corruption, in this case, is a sequential consideration of the causes of corruption in general, the facts of corruption in particular, the analysis of the information studied.
Ключевые слова: коррупция, государство, преступления, профилактика коррупции.
Keywords: corruption, state, crimes, corruption prevention.
В экономически стабильном и социально сильном государстве коррупция незначительна, так как налажены эффективные связи между производствами, справедливо осуществляется перераспределение общественных благ и контроль за нарушение антикоррупционного законодательства действенно. В развивающихся странах и странах, которые стремятся только к экономической стабильности, коррупция замедляет процесс развития, снижает социальную защищенность населения и создает негативный фон общественной жизни. Коррупция всегда наносит ущерб общественным интересам — прямой или косвенный.
Рассмотрим последствия, которые распространяются на несколько сфер общественной жизни: во-первых, в политической сфере коррупция подрывает легитимность демократических институтов. Благие намерения государства обесцениваются в глазах
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
общественности. Падает престиж страны, снижаются иностранные инвестиции. Во-вторых, страдает экономическая сфера, так как создает несправедливую диспропорцию в расстановке сил на рынках и препятствует нормальной рыночной конкуренции. В итоге расширяется теневая экономика, так как уменьшаются налоговые поступления, что приводит к ослаблению бюджета. Государство теряет финансовые рычаги управления экономики. В-третьих, в социальной сфере коррупция снижает уровень доверия населения власти. Увеличивается имущественное неравенство. В общественном создании формируется представление о беззащитности граждан перед преступниками и безразличие власти к проблемам населения. Конечно, нельзя не отметить, что коррупция всегда увеличивается, когда государство находится в стадии становления или переживает период ломки политических, экономических, социальных и психологических устоев, как это случилось в 90-е годы в России. Но коррупция, безнаказанность за коррупционные действия приводит к тому, что коррупция становится неотъемлемой частью жизни общества. Это приводит к деградации социальных отношений, а правовые институты перестают работать. Масштабная коррупция подрывает правовые основы существования государства, превращая право в товар [1].
Искоренить коррупцию — значит создать сильное правовое демократическое государство, которое эффективно служит всем нам, российским гражданам. Важно понимать, что отсутствие коррупции свидетельствует о зрелости гражданского общества, где большинство население — это свободные, ответственные и созидательные люди. Сегодня руководство России настроено на серьезную борьбу с коррупцией, повышаются требования к кадровому составу государственных органов, реализуются различные формы регулирования взаимоотношения государственных органов с населением. Так, в Федеральном законе №273 -ФЗ определяются основные понятия, правовые основы, принципы, дается характеристика деятельности по противодействию коррупции и ответственности физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения [2]. Каждый из вышеуказанных этапов противодействия коррупции обеспечивается соответствующими мерами. Начальным этапом противодействия коррупции считается профилактика коррупции.
По мнению Качкиной Т. Б. и Качкина А. В. противодействие коррупции определяется как скоординированная деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции [3]. В данном определении именно предупреждение (профилактика) коррупции выставлена на первый план.
Одной из мер по профилактике коррупции в соответствии со ст. 6 Федерального закона №273-ФЗ является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению. Основным методом формирования нетерпимого отношения является информационный метод — распространение в средствах массовой информации видеосюжетов о том, какие государственные или муниципальные служащие злоупотребляют своим положением, своими полномочиями, осуществляют дачу или получение взяток, о том, как выявляются эти коррупционные преступления, о «громких» судебных процессах. Создаются интернет-страницы, на которых публикуются списки лиц, которые были осуждены по тем или иным коррупционным статьям. Здесь можно усмотреть реализацию принципа противодействия коррупции — неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Но однозначно ответить на вопрос: достигают ли все эти действия цели — формирования нетерпимого отношения к коррупционному поведению, невозможно. Кроме
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
того, реализация данной меры, с другой стороны, связана с повышением уровня правовой культуры, что достигается осуществлением правового воспитания [4].
Другой мерой по профилактике коррупции можно назвать развитие институтов общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Данная мера является своеобразным продолжением меры, указанной выше. Предупреждение коррупции, проводимое лишь теми органами, которые наиболее подвержены коррупции, не приведет к видимому результату. Важную роль в механизме общественного контроля играет контроль над исполнительной властью, что обусловлено ее особенностями: максимальной приближенностью к повседневной жизни каждого члена общества, наличием многочисленного и масштабного аппарата, подверженного основным порокам власти — произволу, беззаконию и коррупции [4]. Поэтому, в профилактике коррупции должны принимать участие независимые субъекты процесса противодействия коррупции — гражданское общество (объединения, отдельные физические лица). Всероссийская Общественная Антикоррупционная приемная «Чистые руки», Общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией», Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет» — все эти организации были созданы и работают с целью осуществления деятельности по предупреждению коррупции различными методами, способами, выработанными данными организациями.
Гражданское общество, сталкиваясь с проявлениями коррупции, так или иначе, апеллирует к государству. Государство реагирует разными способами, вплоть до применения мер юридической ответственности. При очевидном ресурсном и компетенционном преимуществе государства только совместная работа с обществом может стать основой противодействия коррупции [5].
Основным, центральным этапом в противодействии коррупции считается этап выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений, то есть борьба с коррупцией. Непосредственная борьба с коррупцией осуществляется правоохранительными органами в виде раскрытия и расследования коррупционных правонарушений.
Выявление коррупционных правонарушений — это деятельность, а именно совокупность действий, предпринятых для обнаружения проявления того или иного проявления коррупции в виде коррупционного правонарушения. Основываясь на том, сколько преступлений было раскрыто и расследовано правоохранительными органами в соответствующем периоде, формируется статистическая отчетность. По различным показателям можно определить насколько уменьшилось или увеличилось количество коррупционных правонарушений, в связи, с чем это произошло, провести анализ эффективности деятельности правоохранительных органов и др. Таким образом, борьба с коррупцией является важным этапом противодействия коррупции.
Третьим элементом системы противодействия коррупции считается минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений. Этот институт считается устоявшимся, но работа по его совершенствованию ведется до сих пор. Совершенные коррупционные правонарушения наносят огромный вред государству в целом, обществу, конкретному физическому или юридическому лицу. Поэтому возмещение вреда в виде возврата денежных средств, применения штрафных санкция являются обязательным условием ликвидации или минимизаций последствий коррупционных правонарушений. Например, по сведениям Генеральной прокуратуры России в 2012 г. доля материального ущерба от коррупционных преступлений составила 7,8 % (20,8 млрд руб.) от суммы ущерба,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
причиненного всеми видами преступлений по Российской Федерации в целом. Наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег на сумму более 11,2 млрд руб. (http://genproc.gov.ru/anticor/doks/document-81540/). По информации, взятой из «Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации» в 2013 году размер причиненного материального ущерба составил 25,8 млрд рублей, принято мер к его возмещению этого ущерба на сумму 12,9 млрд рублей. По данным, взятым из «Доклада...», опубликованного годом позже, в 2014 году размер причиненного материального ущерба по уголовным делам составил 39,2 млрд рублей, принято мер к его возмещению на сумму 25,9 млрд рублей (Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2015). Можно сделать вывод о том, что возмещение денежных средств происходит не в полном объеме, а лишь вполовину, а иногда и менее половины. Бюджет страны в целом, бюджеты регионов теряют «безвозвратные» денежные средства.
Противодействие коррупции необходимо осуществлять непрерывно, ведь коррупция превратилась в привычку в жизни людей в правовом государстве. Несмотря на имеющуюся актуальную законодательную базу, на предпринимаемые административные, уголовные, организационные меры, факты коррупции присутствуют в жизни общества и государства.
Коррупция размывает такие важнейшие конституционные принципы консолидации нашего общества, как принцип социальной справедливости и согласия в стране, препятствует формированию среднего класса, как основы внутриполитической стабильности в стране и инструмента контроля за исполнительной властью, потворствует масштабным злоупотреблениям и преступности, т. е. не только тормозит прогрессивное развитие всего общества, но более того — ставит под вопрос перспективы его динамичного планомерного развития [6].
Однозначно можно заявить о том, что коррупция приводит к деградации: государства, общества, каждого его члена. Вопрос встает о том, как довести уже существующую систему противодействия коррупции до автоматической ее реализации. Внести коррективы в нормы законодательства о противодействии коррупции для оформления их однозначности. Регламентировать деятельность, в которой государственный или муниципальный служащий имеют дискреционные полномочия. Определить и ликвидировать причины, условия, порождающие возможность совершения коррупциогенных действий. Все эти шаги приведут к формированию эффективного, а главное работающего в реальных условиях, противодействия коррупции.
Безусловно, противодействие коррупции — деятельность, которая регламентирована государством. Для того чтобы раскрыть сущность противодействия коррупции, необходимо выяснить, изучить те положения, на которые опирается вся система противодействия коррупции. Этими положениями являются принципы. Они закреплены в ст. 3 Федерального закона №273-ФЗ:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
2) законность. Принцип, который позволяет осуществлять реализацию каждого элемента системы противодействия коррупции. Только на основании и во исполнение закона деятельность будет признана легитимной и будет иметь правовые последствия. Законность можно рассматривать в целом и как цель антикоррупционной политики. В данном аспекте законность предстает не только как искоренение причин и условий, порождающих коррупцию, но и непременное условие гарантированности прочной законности и должного правопорядка в стране с реальной защитой прав и свобод человека и гражданина,
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
гарантированного правового равенства и социальной справедливости, обеспеченной неотвратимостью наказания за коррупционные деяния [7].
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. При соблюдении этого принципа представители гражданского общества, организации, физические лица будут уверены в том, что противодействие коррупции осуществляется только на основании закона. Все выявленные факты коррупции будут иметь действительную основу, а не провокацию или конфликт интересов властных структур или государственных и муниципальных служащих.
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Один из основных принципов, на котором строится уголовное законодательство о противодействии коррупции. В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что все равны перед законом и судом, при всей имеющейся доказательственной базе никто не уйдет от ответственности за коррупционные правонарушения.
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер. Противодействие коррупции осуществляет круг субъектов, в который входит помимо органов государственной власти и местного самоуправления гражданское общество, организации и физические лица. Это говорит о том, что применяется комплекс мер.
Эффективная борьба с коррупцией предполагает использование системы экономических, политических (в том числе правовых), организационно-управленческих и психологических (в том числе образовательных и воспитательных мер) [8].
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Очень важно бороться с причинами, условиями, порождающими это экономико-социальное явление как коррупция, а не ликвидировать последствия. Ведь, таким образом, можно и вовсе избежать множественных проявлений фактов коррупции. Пока будет существовать причина, которая дает возможность нарушить закон и злоупотребить служебным положением, дать взятку, злоупотребить полномочиями, все действия, направленные на борьбу с коррупцией не будут иметь положительного результата.
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. Все стороны, которые участвуют в противодействии коррупции и одновременно открыты для взаимного сотрудничества, достигнут цели быстрее, нежели те, которые пренебрегают возможностью действовать сообща, в команде.
Некоторые иные принципы указывают Н. И. Журавленко и И. М. Даукаев. Они говорят о том, что «реализация основных направлений противодействия коррупции немыслима без соблюдения следующих принципов: справедливости, прозрачности, беспристрастности, недопущения конфликта интересов, политической нейтральности, соблюдения норм и правил служебной и профессиональной этики и ряда других» [9].
Проблема Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе» нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов состоит в ограничение круга лиц, имеющих право проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Поскольку данным Федеральным законом определено проведение антикоррупционной экспертизы только в рамках правовой экспертизы, что на практике приводит к проведению экспертизы юристами органов государственной власти или органов местного самоуправления, то фактически от процесса анализа документов на предмет
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
содержания в них коррупциогенных факторов отстраняются специалисты-практики в той или иной сфере деятельности [10-12].
Мы предлагаем внести в Общую часть УК РФ статью 34.1 «Ответственность за коррупционные преступления» в следующей редакции:
1. Ответственность за коррупционные преступления определяется характером и степенью фактического участия в совершении преступления злоупотребления властью с целью получения личной выгоды либо в пользу третьих лиц.
2. Лицо, являющееся субъектом преступления, специально указанного в статьях 159 чч. 3,4; 160 чч. 3,4; 170, 174, 174.1, 178, 183 чч. 3,4; 188 чч. 3,4; 201, 202, 204, 210 ч. 3; 285, 285.1, 286, 289, 290, 291,291.1 292, 294 Особенной части настоящего кодекса, участвовавшее в совершении преступления предусмотренного этими статьями, несет уголовную ответственность за коррупционное преступление.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Определение коррупции должно носить законодательную юридическую конструкцию, которая не исключает правового определения квалифицирующего признака противодействия коррупционным преступлениям. В этом случае возможна выработка механизма конфискации имущества коррупционера.
Сущность противодействия коррупции в данном случае представляет собой последовательное рассмотрение причин появления коррупции в целом, фактов совершения коррупции в частности, анализ изученной информации.
На основании этого — составление выводов, а также совершенствование способов, методов, выработка новых мер противодействия коррупции.
Источники:
(1). Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ).
(2). Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (с измен. и доп. от 2 августа 2019 г. № 308-ФЗ).
(3). Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»(с измен. и доп. 26 июля 2019 г. № 251-ФЗ).
(4). Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с измен. и доп. 27 июня 2019 г. № 152-ФЗ).
(5). Указ Президента РФ от 15.07.2015 №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» (с измен. и доп. 19.09.2017 № 125-ФЗ).
(6). Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»).
(7). Типовое положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа, утвержденного Аппаратом Правительства Российской Федерации 18.02.2010 №647п-П16.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
Список литературы:
1. Корнилов М. Я. Экономическая безопасность Российской Федерации. Брянск: Изд-во БФ РАНХиГС, 2015. С. 189.
2. Егорова Н. А. О концепции уголовного законодательства России о противодействии коррупции // Российская юстиция. 2012. №6. С. 27.
3. Качкина Т. Б.., Качкин А. В. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей. Ульяновск, 2010. 80 с.
4. Мигачев Ю. И., Попов Л. Л., Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации. М.: Издательство Юрайт, 2013. 447 с.
5. Плотников А. А. Общественный контроль и его потенциал в противодействии коррупции // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. №2. С. 107.
6. Годунов И. В. Основы противодействия коррупции. М., 2012. С. 59.
7. Охотский Е. В. Противодействие коррупции. М.: Издательство Юрайт, 2016. 367 с.
8. Проява С. М. Экономизация коррупции. Механизм противодействия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
9. Журавленко Н. И., Даукаев И. М. Формирование системы противодействия коррупции // Евразийская адвокатура. 2013. №2 (3). С. 91.
10. Великий А. А. Некоторые меры по противодействию коррупции // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. №2 (5). С. 57-69.
11. Кошкина И. А., Чибугаева С. Г., Сарварова Р. Р. Влияние коррупции на экономическую безопасность // Молодой ученый. 2016. №1. С. 387-389.
12. Моисеев С. Д. Коррупция как угроза экономической безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 23. С. 56-60.
References:
1. Kornilov, M. Ya. (2015). Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossiiskoi Federatsii. Bryansk. (in Russian).
2. Egorova, N. A. (2012). O kontseptsii ugolovnogo zakonodatel'stva Rossii o protivodeistvii korruptsii. Rossiiskaya yustitsiya, (6), 27. (in Russian).
3. Kachkina, T. B.., & Kachkin, A. V. (2010). Korruptsiya i osnovnye elementy strategii protivodeistviya ei. Ul'yanovsk. (in Russian).
4. Migachev, Yu. I., Popov, L. L., & Tikhomirov, S. V. (2013). Administrativnoe pravo Rossiiskoi Federatsii. Moscow. (in Russian).
5. Plotnikov, A. A. (2013). Obshchestvennyi kontrol' i ego potentsial v protivodeistvii korruptsii. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, (2), 107. (in Russian).
6. Godunov, I. V. (2012). Osnovy protivodeistviya korruptsii. Moscow. (in Russian).
7. Okhotskii, E. V. (2016). Protivodeistvie korruptsii. Moscow. (in Russian).
8. Proyava, S. M. (2015). Ekonomizatsiya korruptsii. Mekhanizm protivodeistviya. Moscow. (in Russian).
9. Zhuravlenko, N. I., & Daukaev, I. M. (2013). Formirovanie sistemy protivodeistviya korruptsii. Evraziiskaya advokatura, (2), 91. (in Russian).
10. Velikii, A. A. (2015). Nekotorye mery po protivodeistviyu korruptsii. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika, (2), 57-69. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №12. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/49
11. Koshkina, I. A., Chibugaeva, S. G., & Sarvarova, R. R. (2016). Vliyanie korruptsii na ekonomicheskuyu bezopasnost. Molodoi uchenyi, (1), 387-389. (in Russian).
12. Moiseev, S. D. (2015). Korruptsiya kak ugroza ekonomicheskoi bezopasnosti. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnalKontsept, 23, 56-60. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 12.11.2019 г. 17.11.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Савватеева В. В., Танская В. В. К вопросу о мерах противодействия коррупции // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №12. С. 348-355. https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/42
Cite as (APA):
Savvateeva, V., & Tanskaya, V. (2019). On the Measures Against Corruption. Bulletin of Science and Practice, 5(12), 348-355. https://doi.org/10.33619/2414-2948/49/42 (in Russian).