Научная статья на тему 'Становление факультета дополнительных педагогических профессий как общественного явления в вузах (60-80-е гг.)ы'

Становление факультета дополнительных педагогических профессий как общественного явления в вузах (60-80-е гг.)ы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коллегов Артем Константинович

В статье описывается ретроспективный обзор проблемы становления и развития ФОП. Факультеты общественных профессий в начале 60-х середине 80-х годов являлись общественным движением, мощным ресурсом учебно-воспитательной работы в вузах страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коллегов Артем Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of Additional Pedagogical Departments foundation and development. These departments were a social movement and a powerful resource in upbringing of students all over the country at the beginning of the 60-80-sы

Текст научной работы на тему «Становление факультета дополнительных педагогических профессий как общественного явления в вузах (60-80-е гг.)ы»

хождения когнитивных структур внутри профессионального сознания. «Исследовательское» и «практическое» психологическое знание на сегодня плохо стыкуются (практическая психология недостаточно научна, а исследовательская — недостаточно практична), они имеют коренные различия и в языке, и в логике, и в единицах анализа.

Появление этой ситуации можно расценивать как результат отказа отечественной психологии от выполнения исторически возложенного на нее «методологического задания» (Ф. Е. Василюк), которое отечественная психология должна была выполнить, но так до конца и не выполнила. Суть его заключена в том, что «психология деятельности должна стать деятельной психологией» (А. Н. Леонтьев), «психотехнической» психологией (Л. С. Выготский), а «практика должна стать конструктивным принципом науки» (Л. С. Выготский). При этой методологической незавершенности психологии школьную психологическую службу мы, согласно ее концепции, должны рассматривать как некое целостное образование, существующее в единстве трех взаимосвязанным аспектов — научного, прикладного и практического (И. В. Дубровина).

Способность сопрягать, интегрировать две параллельные тенденции в психологии становится уделом уже зрелого профессионального становления, продуктивного самоопределения практического психо-

лога, его успешной профессионализации в целом. Однако профессиональное становление, самоопределение не могут быть отсрочены на тот период, когда этого потребует профессиональная практика, они должны быть спроектированы в складывающемся «здесь и сейчас» процессе профессионального образования педагога-психолога. Какое реальное пси-холого-педагогическое явление может выступить здесь в качестве проектной основы личности педа-гога-психолога?

В контексте целого ряда исследований по педагогической психологии соединение науки и практики достигло определенного уровня целостности, согласованности (методологической, целевой, ценностной), наблюдается единство экспериментальных разработок и их теоретических построений. Это единство можно наблюдать хотя бы в рамках отдельных психологических школ, направлений и теорий. Выбор этих теорий может и должен быть осуществлен педагогом-психологом в процессе его образовательного самоопределения, профессиональной идентификации.

Для этого требуется сконструировать реальную направленность профессионального образования педагога-психолога на психолого-педагогическую деятельность, спроектировать органическое соединение, «встречу» профессионального образования пе-дагога-психолога с контекстом психолого-педаго-гических, образовательных исследований.

Литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.

2. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 25-40.

3. Дубровина Н.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. - М.: Педагогика, 1992. - 232 с.

Поступила в редакцию 24.10.2006

УДК 37.013.8(091)

А. К. Коллегов

СТАНОВЛЕНИЕ ФАКУЛЬТЕТА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ЯВЛЕНИЯ В ВУЗАХ (60-80-е ГОДЫ)

Томский государственный педагогический университет

Факультеты общественных профессий (ФОП) — это общественное движение, возникшее в начале 60-х годов в вузах страны. Идейно-воспитательной целью их создания было обеспечение глубокой подготовки будущей советской интеллигенции к выполнению социальных функций, возложенных на нее обществом [2]. Перед ФОПами вузов ставилась задача подготовки специалистов, способных грамотно вести общественную работу в качестве руководителей художественных коллективов, технических и спортивных кружков, организаторов массово-политической и вос-

питательной работы. Решение этой задачи предопределяло ориентацию деятельности ФОПов на развитие творческих способностей студентов, формирование их эстетических взглядов и вкусов, что обеспечивало стимуляцию эмоциональной сферы будущих специалистов [4].

В рассматриваемый период резко возросло количество статей в периодической печати по вопросам организации и деятельности факультетов общественных профессий. Так, например, в журналах «Народное образование», «Советская педагогика», «Вестник

высшей школы», «Студенческий меридиан», «Коммунист», «Наука и религия», «Теория и практика физической культуры», в газетах «Правда», «Известия», «Учительская газета», «Советская культура», «Комсомольская правда», «Труд» освещались вопросы, затрагивающие различные стороны организации и учебно-воспитательной ценности данных факультетов (Первомайский А. И., 1965; Бляхов Л., 1966; Мило-сердов В. И., 1968; Яковлева Д. С., 1971; Бирюкова

В. Н., 1971; Гончаров Е., 1972; Перепилицин А. И., 1973; Вольнюк П., 1974; Степанов Н. С., 1975; Шумилов М., 1980; Головкова Н., 1980; Ельцов Ю. Г., 1981; Коршунов А. М., Миронов А. В., 1981; Кочер-гина Э. Ю., 1982; Мохов Н., 1983; Гончаров И. Ф., 1986; Тимошинов В. И., 1988; Афанасьева В. Ф., 1989; Жеравин А. И., 2002 и др.).

Анализируя причины создания факультетов общественных профессий, исследователи (Овчинников, 1969; Ростова, 1974; Низаметдинов, 1978; Витрук, 1981; Юцявичене, 1981; Силантьева, 1983; Аболья-нина, 1991; Воробьева, 2001; Романова, 2006;) подчеркивают бесспорную потребность повышения социальной активности молодых специалистов и расширение культурно-просветительской работы в сельской местности.

Проблемы деятельности ФОПов освещались в педагогической литературе многими исследователями 60-70-х годов. Так, ФОПы рассматривались рядом авторов как важное средство совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей (Гришин, Дикий, 1970; Азизходжаева, 1977). Д. С. Яковлева отмечала, что факультет общественных профессий являлся действенным звеном формирования у студентов общественно-педагогической активности. На профессиональную значимость овладения прикладными умениями и навыками как важным инструментом развития творческих способностей детей указывает Е. А. Антипова, вместе с тем подчеркивая, что прикладными умениями владеют только 10 % студентов и 15 % классных руководителей [1, с. 11].

В статьях Н. П. Добронравова, А. И. Первомайского, С. С. Овчинникова выявляются возможности факультетов общественных профессий как школы подготовки студентов к общественной работе среди широких масс трудящихся. Исследователь С. С. Овчинников рассматривал проблему активизации пос-леинститутской общественной деятельности молодых специалистов по месту работы. Согласно данным социологического исследования, проведенного А. И. Первомайским в Крымском пединституте, было установлено, что далеко не все студенты испытывают потребность участвовать в общественной работе, и в то же время, как верно отмечал автор в середине 60-х годов, «путь к добровольному и сознательному выполнению общественных поручений лежит не только через воспитание и убеждение, но и через привле-

чение всех студентов к такой деятельности, обязательное, по крайней мере, поначалу» [6, с. 61]. Изучению проблемы воспитания и развития у студентов устойчивых мотивов к общественной работе посвящена работа Н. П. Добронравова. В ней исследователь, глубоко изучив причины пассивности к общественной работе, обосновывает, на наш взгляд, правильный вывод о том, что «сама по себе общественная работа не всегда формирует у студентов желание и впредь заниматься ею» [7, с. 110]. В этой связи постановка автором в своем исследовании проблемы активизации послеинститутской общественной деятельности молодых учителей по месту работы представляла теоретическую и практическую значимость в прошлом.

Значительную роль в подготовке будущих учителей к разнообразным видам внеклассной воспитательной работы в системе ФОПов отводят Н. Е. Варламова (1975 г.), В. С. Макарова (1971 г.), А. И. Перепе-лицин (1973 г.) и др. Авторы указанных работ отмечали благотворное влияние приобретаемых общественных профессий в овладении навыками работы с родителями, общественностью, в организации кружков, секций, клубных объединений.

Важное место в исследовании деятельности ФОПов отводится их роли в эстетическом воспитании будущих специалистов (Соломеин, 1970; Силантьева, 1973; Ростова, 1974, 1978; Фешина, 1975). С. И. Ростова на примере опыта работы некоторых отделений художественно-эстетической направленности ряда факультетов общественных профессий педагогических институтов Сибири раскрывала их специфические функции, проявляющиеся в формировании художественной культуры будущих учителей. Отмечая, что обучение слушателей на художественных отделениях является эффективным средством эстетического воспитания, автор вполне обоснованно подвергает критике несовершенство имеющихся учебных планов и программ, оказывающих негативное влияние на содержание и качество проведения занятий. В диссертационном исследовании Г. Я. Фешиной, осуществленном ею на материалах работы ФОПов Саратовского пединститута и Казанского госуниверситета, обосновываются основные психолого-педагогические принципы обучения на художественно-творческих отделениях как одно из необходимых условий эстетического образования и воспитания будущих учителей. На основе изучения учебных планов и программ исследователь Г. Я. Фешина приходит к выводу, что эффективность выбора той или иной формы эстетического образования и воспитания студентов во многом зависит от специфических особенностей самого отделения.

В рассмотрении разносторонних аспектов деятельности ФОПов выделяется особая роль знаний и практических умений по общественной профессии в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. В статье А. И. Перепелицина уделяется внимание вопросам организации учебного про-

цесса на различных отделениях ФОПов: хоровом, эстетики быта, театральном, хореографическом, спортивном и др. в тесной связи с прохождением студентами практики в школах, пионерских лагерях, во время работы в студенческих строительных отрядах, детских и молодежных туристских базах и в спортивнооздоровительных лагерях детских спортивных школ. Автор отмечает, что поддерживаемая с выпускниками связь свидетельствует о том, что знания, полученные студентами на ФОПах, позволяют успешно сочетать работу учителя-предметника, классного руководителя с внеклассной воспитательной работой [7, с. 123-128]. А. М. Гузов, исследуя профессиональную направленность ФОПов в педвузах, отмечал, что существенной особенностью этих факультетов выступает вооружение будущих учителей не только дополнительными знаниями в соответствующей области, но и практическими навыками и умениями передавать эти знания другим.

В научных трудах также рассматривался вопрос о возможностях ФОПов как одного из звеньев системы общественно-политической практики студентов влиять на подготовку будущего учителя к профессиональной и общественной деятельности. ФОП определялся как полноправная часть общественно-политической практики (ОПП) студентов, так называемый «центр идейно-воспитательной работы».

Анализ становления и развития ФОПов педвузов как специфической формы идеологической работы дается на примере их деятельности в Узбекской ССР в диссертационном исследовании З. Низамитдинова. Исследователь анализирует и выявляет возможности лекторских, пропагандистских отделений в формировании коммунистического мировоззрения студенческой молодежи.

В педагогической литературе утвердилось мнение

о том, что массовому открытию ФОПов способствовало постановление Коллегии Министерства просвещения РСФСР «О работе факультетов общественных профессий педагогических институтов РСФСР» от 24 марта 1964 г. В нем был обобщен и одобрен опыт организации факультетов общественных профессий в Пензенском, Псковском, Краснодарском, Кировском, Архангельском, Свердловском и ряде других вузов.

Первое «Положение о факультетах общественных профессий высших учебных заведений», утвержден-

ное Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР по рекомендации Министерства культуры РСФСР, было принято в 1966 г. [11].

Оно имело большое значение для становления ФОПов и повышения их роли в идейно-политическом воспитании студенчества. В «Положении» содержались указания по организации учебной работы факультетов, руководству их деятельностью, оказанию им организационно-методической помощи. Были утверждены образцы зачетных книжек слушателей ФОПов и удостоверений о присвоении общественной профессии. «Положение о факультете общественных профессий вузов» было согласовано с ЦК ВЛКСМ, Министерством сельского хозяйства СССР, здравоохранения РСФСР, ЦК профсоюза работников культуры и другими заинтересованными министерствами и ведомствами. В нем говорится: «Ректорам педагогических институтов, в которых еще не работают факультеты общественных профессий, принять меры к их созданию» [11, с. 6].

Приказом министра высшего и среднего специального образования СССР от 13 июля 1973 г. за № 584 было утверждено первое общесоюзное «Положение о факультете общественных профессий высшего учебного заведения», в котором были определены основные направления и условия организации работы факультетов, утвержден образец удостоверения об окончании ФОПа. Оно закрепило юридический и экономический статус факультетов, обязывая советы и комитеты профсоюзов, министерства и управления культуры оказывать материально-техническую и организационно-методическую помощь ФОПам [8, 9]. Всесторонняя оценка деятельности факультетов общественных профессий была дана в ряде постановлений ЦК КПСС [3].

При введении в начале 1970-х гг. системы общественно-политической практики (ОПП) студентов в нее вошла как неотъемлемая составная часть работа молодого лектора на факультетах общественных профессий. Нам представляется, что сущность и главная задача этих факультетов должны были быть определены потребностями общественно-политической и непрерывной педагогической практик. Отсюда вытекает главное требование в организации ФОПов - ФДПП

— обеспечить их органичную связь с учебным процессом, единство, последовательность, взаимосвязь и преемственность всех ее форм и направлений.

Абсолютные показатели работы ФОП - ФДПП ТГПИ

I этап 1967-1988 гг. II этап 1989-1995 гг. III этап 1996-2006 гг.

Зачислено Выпуск Зачислено Выпуск Зачислено Выпуск

17924 6129 4694 4463 5257 2816

100 % 34.19 % 100 % 95.07 % 100 % 53.57 %

В постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества» (1987 г.) отмечается большой вклад факультетов общественных профессий в формирование духовной культуры, эстетического воспитания молодежи, указывается на необходимость того, чтобы «выпускники этих факультетов всесторонне владели основами марксистско-ленинской этики и эстетики, могли быть умелыми организаторами художественного творчества» [3].

Проанализировав деятельность ФОПов - ФДПП как общественного явления и структуры учебно-воспитательной системы вуза, можно выделить три основных этапа развития ФДПП в педвузах:

I этап — 1960-1988 гг. — становление и развитие ФОПов в педагогических, медицинских и сельскохозяйственных вузах, обязательное посещение занятий с зачетом;

II этап — 1989-1995 гг. — перестройка работы ФОПов, организация ФДПП; профилизация ФДПП (создание профильных отделений при учебных факультетах и общеинститутских отделений для студентов всех факультетов), обязательное посещение занятий с недифференцированным зачетом;

III этап — 1996-2006 гг. — переход на факультативную основу, предполагающую свободное посещение ФДП.

Вышеперечисленные этапы характеризуются следующими тенденциями: I этап развития (ФОП) и II этап развития (ФДПП) функционировали как общественно значимая структура вуза, а III этап развития ФДП (ФДПО) рассматривается как социально востребованная структура вуза.

Основанием для определения данных этапов становления ФДПП в вузах явились следующие критерии:

1) социально-экономическое развитие страны;

2) внутриполитическая обстановка;

3) социальный заказ;

4) состояние и динамика научно-культурных процессов;

5) программно-содержательная база воспитательной работы в вузах;

6) кадровая укомплектованность.

Изменение абсолютных показателей (см. таблицу) обусловлено тем, что до 1994/95 уч. года обучение на ФДПП являлось обязательным для всех студентов вуза. В процессе обучения сдавали семестровые зачеты, по окончании обучения (2-3 года в зависимости от специфики отделения) — экзамен. Однако следует отметить, что, как и в 70-80-е годы, обучение на ФОПе было обязательным условием для студентов.

С 1995 г. обучение на ФДПП было переведено на факультативную основу, что, с одной стороны, послужило стимулом для более эффективной работы и качественной подготовки студентов, с другой — выз-

вало уменьшение количества обучающихся на данном факультете.

Действительно, как отмечает специалист по факультативному обучению В. И. Ревякина, факультативны задумывались как разновидность дифференциации, которая предоставляла бы каждому учащемуся оптимальные условия для полного развития заложенных в нем потенций [10, с. 105], в то же время факультативное обучение, по мнению исследователя А. А. Алова, способствует преодолению того формализма, который приводит к разрыву между приобретенными знаниями и умением оперировать ими при решении приоритетных задач, обсуждении реальной жизненной позиции.

Именно поэтому мы считаем, что переход ФДПП на факультативное обучение стал существенным фактором в развитии и функционировании данной учебно-воспитательной структуры вуза.

Основаниями, определившими необходимость создания ФОПов как структуры учебно-воспитательной системы вузов на рубеже 50-60-х годов, являются:

- Во-первых, исторические решения XX съезда КПСС (1956 г.) оказали огромное влияние на общественные процессы в нашей стране, предопределив тем самым глубокие изменения в массовом сознании людей. Массовое сознание как «совокупность духовных образований, разделяемых целыми классами, социальными группами общества», будучи теснейшим образом вплетено в решение социально-экономических и общественно-политических задач национального и глобального масштаба, определяет различные формы массового поведения людей, осуществляющегося в сфере свободного времени, досуга, в области культуры, находящего отражение в образе жизни людей.

Поэтому не случайно идея создания ФОПов в 60-е годы принадлежала вузовскому комсомолу. Поиски форм участия молодежи в общественной жизни вуза, которые давали бы студентам навыки будущего организатора, руководителя коллектива, привели комсомольскую организацию института к мысли о необходимости создания ФОПа [5]. Известен и тот факт, что первые факультеты общественных профессий создавались прежде всего в сельскохозяйственных и педагогических вузах страны, готовящих кадры в том числе и для села, где социальная политика 30-50-х годов предельно обострила все вопросы общественно-политического и социально-экономического характера. Так, в 72 педагогических вузах РСФСР (всего их по РСФСР в 60-х гг. — 83) к 1965 г. были созданы такие ФОПы, где около 30 тыс. студентов приобрели дополнительные профессии руководителей художественной самодеятельности и лекторов-пропагандистов.

- Во-вторых, создание ФОПов связано с тем, что в вузы приходят молодые люди в основном сразу после окончания общеобразовательной средней школы.

Не обладая достаточным жизненным и трудовым опытом, навыками организаторской и воспитательной работы, умениями строить свои отношения с людьми в профессиональной деятельности, они, в силу этих обстоятельств, не могли целенаправленно и активно включаться в общественную работу, характер которой, как мы уже показали выше, к этому времени претерпевает существенные изменения.

Приобретение навыков организаторско-пропагандистской и воспитательной работы на факультете общественных профессий, несомненно, являлось профессионально значимым для будущего учителя-воспитателя. Именно поэтому мы предполагаем, что данный аспект был обоснованным, так как под влиянием общественной активности обогащалась профессиональная деятельность учителя, ускорялось его социальное созревание, что было крайне необходимо в 60-е годы.

Третьим основанием организации факультетов общественных профессий послужили существующие еще в 20-30-е годы XX в. занятия факультативного типа, которые впоследствии стали основой при организации факультативов во второй половине 60-х годов не только в общеобразовательных школах, но и в вузах. В школьной практике 20-30-х годов XX в.,

как отмечает исследователь В. И. Ревякина [10], отчетливо проявлялось стремление передовых педагогов с помощью разнообразных методов обеспечивать систематические прочные знания учащихся, основательную подготовку молодежи к продолжению образования в высшей школе, что было обусловлено социальным заказом общества на данном этапе его исторического развития. В соответствии с этим педагогами использовались различные формы внеклассной работы, факультативных занятий.

Таким образом, проведя аналитический ретроспективный обзор проблемы становления и развития ФОПов, можно констатировать, что факультеты общественных профессий в начале 60-х - середине 80-х годов являлись общественным движением, мощным ресурсом учебно-воспитательной работы в вузе. Факультет общественных профессий—это рожденный потребностью времени социальный институт, призванный способствовать улучшению подготовки специалистов нового типа, с высоко развитым идейно-политическим, нравственным, художественно-творческим, эмоционально-эстетическим уровнем, обеспечивающим активную общественную деятельность молодых специалистов на основе общественной профессии.

Литература

1. Антипова Е.И. К вопросу о профессиографии классного руководителя // Подготовка студентов к воспитательной работе в школе: Тез.

межвуз. конф. - Минск, 1971. - С. 5-7.

2. О дальнейшем развитии и улучшении деятельности ФОПов вузов: Постановление Секретариата ВЦСПС, Секретариата ЦК ВЛКСМ,

Коллегии Минкультуры СССР и Коллегии Минвуза СССР от 7 сентября 1972 г. // Сб. документов и материалов о работе ФОПов вузов.

- М., 1973. - С. 5-8.

3. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества: Постановление ЦК КПСС, 28 марта 1987 г. // КПСС

в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.- 9-е изд., доп. и испр. - М., 1987. - Т. 13. - С. 253-256.

4. О подготовке кадров общественников-руководителей художественной самодеятельности в педагогических и сельскохозяйственных

учебных заведений: Постановление Коллегии Министерства сельского хозяйства, просвещения и культуры РФ, 30 мая 1962 г. // Сб. документов и материалов о работе ФОПов вузов. - М., 1973. - С. 12.

5. О работе ФОПов высших учебных заведений и мерах по ее дальнейшему улучшению: Постановление Коллегии Минвуза СССР,

Секретариата ВЦСПС, Секретариата ЦК ВЛКСМ от 16 апреля 1980 г. // Документы ЦК ВЛКСМ, 1980. - М.: Мол. гвардия, 1981.

- С. 172-178.

6. Первомайский А.И. Общественная деятельность будущего учителя // Вестник высшей школы. - 1965. - № 10. - С. 60-62.

7. Перепелицин А.И. Факультет общественных профессий - один из путей подготовки студентов к воспитательной работе со школьниками

// Вопросы планирования и организации воспитательного процесса в пединститутах / Материалы Всесоюз. науч.-метод. семинара / Иван. гос. пед. ин-т; Под ред. А.А. Пермякова, З.В. Ильченко. - Иваново, 1973. - С. 123-128.

8. Положение о факультете общественных профессий вуза // Бюллетень М-ва высш. и сред. спец. образования СССР - М., 1973. - № 10.

- С. 4-5.

9. Положение о факультете общественных профессий вуза // Высшая школа: Сб. основных постановлений, приказов, инструкций. - М.,

1978. - Ч. I. - С. 72-73.

10. Ревякина В.И. Развитие системы факультативных занятий как средства выявления и формирования познавательных склонностей учащихя общеобразовательной школы (1966-1986): Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1989.

11. Сборник приказов, распоряжений и инструкций Министерства просвещения РСФСР - М.: Просвещение, 1966. - № 15. - С. 6.

Поступила в редакцию 26.10.2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.