Л. Т. Файзрахманова
РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РТ:
УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ
Ключевые слова: Казанский педагогический университет (институт), музыкальный факультет, высшее музыкальнопедагогическое образование, учебные планы и программы.
Материалы публикации являются частью исследования, посвященного изучению процессов становления и развития музыкально-педагогического образования в РТ. В статье осуществлен анализ учебных планов и программ, положенных в основу образовательной деятельности музыкального факультета Казанского педагогического университета (1960-2000гг.). На основе сравнительного анализа указанных документов выявлена динамика развития содержания высшего музыкально-педагогического образования в указанный период.
Keywords: Kazan Pedagogical University (Institute), music faculty, higher musical-pedagogical education, curriculum and programs.
The materials are part of the publication of study on the processes of formation and development of musical-pedagogical education in RT. The article made an analysis of curricula and programs that formed the basis of educational activities of music department of the Kazan Pedagogical University (1960-2000). On the basis of comparative analysis of these documents the development dynamics of higher musical-pedagogical education in a given period were revealed.
Для выявления динамики развития высшего музыкально-педагогического образования в РТ (19602000 гг.) необходимо провести сравнительный анализ учебных планов и программ, положенных в основу образовательной деятельности музыкального подразделения Казанского педагогического университета (института) (КГПИ, КГПУ). Неоднократно менявшиеся учебные планы рождались и утверждались в соответствующих структурах Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР и отражали содержание профессиональной подготовки студентов музыкальных факультетов педагогических вузов к педагогической деятельности в средних учебных заведениях (общеобразовательных школах и педучилищах). Анализируемые документы отражают специфику профессии учителя музыки - ее полифункциональность, ее комплексный интегративный характер, проявляющийся в том, что педагог-музыкант в общеобразовательной школе - это одновременно педагог и исполнитель, теоретик, историк и руководитель хорового детского коллектива, а также организатор внеаудиторных форм эстетического воспитания школьников, в том числе различных музыкальных кружков, студий и других музыкальнотворческих проектов. В идеале учитель музыки - специалист, обладающий широким спектром креативных компетенций. В соответствии с современной концепцией образования на реализацию творческого потенциала студента и должны быть направлены учебные планы и программы, определяющие содержание вузовской подготовки педагога-музыканта.
Первый, сохранившийся в вузовских архивах учебный план, датирован 24 сентября 1963 г. Он содержал перечень предметов, курсов по выбору и факультативных занятий, графы зачетов и экзаменов по семестрам, объем часов по каждому предмету, перечень государственных экзаменов. В этом «наименовании дисциплин» можно выделить несколько сегментов: предметы философского и общекультурного блока, психолого-педагогической и специальной музы-
кальной подготовки. Время (количество учебных часов), выделяемое на каждый блок, является своеобразным критерием, показателем, характеризующим стратегию музыкально-образовательной политики, позволяет понять существующие в учебном процессе приоритеты, определить не декларируемые, а реальные цели, поставленные перед вновь созданными музыкальными факультетами педагогических вузов страны в 60-е годы прошлого века.
Анализ первого учебного плана показывает, что из всего объема часов, предназначенных для 4-хлетнего обучения будущего учителя музыки, самым весомым является блок музыкальных дисциплин (что не вызывает никаких возражений), где самое большое количество часов выделяется дирижерско-хоровым дисциплинам - 998 часов (для сравнения - инструментальная подготовка: специальный и дополнительный инструмент - всего 387 часов). К тому же в перечень государственных экзаменов была включена только одна музыкальная дисциплина «Дирижирование хором», и это было обусловлено определенной приоритетной ролью хорового пения в подготовке учителя музыки. В «Программе курса хорового дирижирования и чтения хоровых партитур» (от
26.11.1965 г.) записано: «Класс хорового дирижирования вместе с хоровым классом занимает центральное место в цикле специальных дисциплин, преподаваемых на музыкально-педагогических факультетах. Данный курс изучается на протяжении всех лет обучения... Здесь, главным образом, формируется будущий квалифицированный специалист - учитель пения и руководитель хора средней общеобразовательной школы и преподаватель специальных музыкальных дисциплин в педагогическом училище. Педагогу класса хорового дирижирования принадлежит ведущая роль в ответственном деле воспитания советского специалиста. Как основной воспитатель, преподаватель хорового дирижирования несет ответственность за политический и моральный облик студента.». Такая акцентуация дирижерско-хоровой подготовки,
была не случайной, поскольку «пение» являлось в школьном уроке музыки основным видом деятельности (нельзя забывать, что в песне вместе с музыкой эмоциональное воздействие на исполнителя и слушателя оказывает стихотворный текст). Исторический экскурс в прошлое российского музыкального образования показывает, что хоровому пению в системе общего музыкального образования всегда придавалось серьезное значение. Достаточно вспомнить церковно-приходские начальные школы и семинарии, где пение являлось средством религиозно-нравственного и патриотического воспитания. Подтверждением тому являются архивные документы, в том числе и советского периода. Один их таких документов-циркуляров определяет значение и роль хоровых обществ в эстетическом воспитании «широких масс». В июне 1959 г. в Москве должен был состояться Первый Учредительный съезд Всероссийского хорового общества. Директорам учебных заведений, клубов и предприятий, руководителям хоровых коллективов городов и районов были разосланы инструктивные письма с подробным описанием всех этапов подготовки к съезду. Вновь созданное хоровое общество должно было решать задачи «культурного строительства и коммунистического воспитания трудящихся» средствами хорового искусства1. В решении этих задач «Всероссийское хоровое общество, должно было сыграть немаловажную роль, как массовая организация, объединяющая на добровольных началах многомиллионную армию участников художественной самодеятельности, работников профессиональной хоровой культуры и широкий круг любителей пения» [1, оп.2,
д.632, л.31]. В результате были созданы хоровые кружки и общества во многих организациях, на предприятиях и в учебных заведениях, объединившие огромное число участников художественной самодеятельности.
Вывод напрашивается сам: массовая культура, ее организационные формы, вузовская профессиональная подготовка школьного педагога-музыканта и школьные уроки музыки, в которых акцентировался раздел хорового пения, представляли собой единую государственную систему эстетического воспитания, формирующую у учащихся определенные эстетические потребности, художественные ориентиры и идеологические установки.
Следующий учебный план, разработанный для заочного отделения музыкального факультета КГПИ (27 мая 1964г.) по перечню дисциплин мало отличался от плана очного отделения (1963г.), при этом незначительно сократился рекомендуемый перечень курсов по выбору.
Новый учебный план (17 июля 1970г.) внес изменения в действующий (1963г.), что было обусловлено повышением требований к «советскому учителю» в связи с выходом постановлений «советского правительства о переходе к всеобщему среднему образованию». Предлагаемый план, по замыслу разработчи-
1 Председателем Татарского отделения ВХО являлся А.Абдуллин.
ков, «создавал лучшие условия для организации самостоятельной работы студентов и развития у них навыков научного исследования». Для этих целей было увеличено время «на теоретическое обучение за счет упорядочения сроков производственной и учебной практики». В перечень изучаемых дисциплин и бюджет учебного времени были внесены отдельные коррективы. Например, «в целях обеспечения непрерывности формирования у студентов педагогических навыков, необходимых для работы с детьми», реализовывалась новая логическая схема изучения дисциплин психолого-педагогического цикла на протяжении всех лет обучения. Было рекомендовано организовать факультатив «Технические средства обучения (ТСО)» в объеме не менее 20 ч. «для обучения студентов работе с звукозаписывающей, звуковоспроизводящей и кино-проекционной аппаратурой». С методикой применения ТСО в школе студенты должны были знакомиться в рамках курса «Методика музыкального воспитания». Специальные дисциплины, как указано в «Методическом руководстве» к учебному плану № 2119 «Музыка и пение» (КГПИ, вх.№283, 5.04.1971г.), были нацелены на подготовку учителя музыки и пения, «имеющего разностороннее музыкальное образование». В примечаниях к учебному плану педагогическим советам институтов была дана некоторая свобода в отношении перераспределения объема часов между лекциями, семинарами, практическими и другими видами занятий, при условии, «что студенты получат необходимый минимум знаний, определяемый программами, без превышения 36-часовой недельной нагрузки». Такого рода изменения были внесены в учебный план 1971-72 учебного года. Предлагаемый «примерный перечень курсов и семинаров по выбору» был полностью изменен: вместо дисциплин расширяющих профессиональный кругозор студентов в области смежных искусств были предложены курсы, углубляющие базовые специальные знания студентов. К ним отнесены: «Эстетическое воспитание в школе», «Методика преподавания музыкальных дисциплин в педагогическом училище», «Психология музыкального творчества», «Специальный инструмент», «Дирижирование».
Для подготовки студентов к преподаванию музыкальных дисциплин в педагогических училищах (дирижирование, специальный инструмент, музыкально-теоретические предметы) с 3-го курса предусматривалось углубленное изучение соответствующих предметов. В этих целях предлагалось выделить время (дополнительно 1 час в неделю на 5-8 семестрах) на «специальные дисциплины и методику их преподавания в педагогических училищах» (за счет курсов и семинаров по выбору). Студенты, готовившиеся для преподавательской работы в педагогических училищах, должны были вслед за изучением методики преподавания музыкальных дисциплин пройти педагогическую практику не только в школе, но и в педагогических училищах или хоровых студиях по специальности «дирижирование», «специальный инструмент» или «теория и история музыки». Изменилось положение о государственной экзаменационной аттестации. У студентов, проявлявших интерес и
способности к научной деятельности, появилась возможность выйти на защиту дипломной работы в ГЭК, заменив дипломной работой полагающийся ранее Государственный экзамен по «педагогике с методикой музыкального воспитания» (при условии сдачи остальных гос. экзаменов, предусмотренных учебным планом). В перечень государственных экзаменов наряду с «дирижированием», «педагогикой с методикой музыкального воспитания» и «научным коммунизмом» был включен «специальный инструмент». Для приема экзаменов рекомендовалось создать комиссии из преподавателей соответствующих дисциплин.
В следующий учебный план (1 июля 1977г.) были включены новые дисциплины: в общественноэкономическом блоке - «Советское право» (30ч.), в разделе психолого-педагогических наук - «Введение в специальность» (36ч.). В блоке специализации «Методика музыкального воспитания» (90ч.) была заменена «Методикой преподавания музыки и пения» (90ч.). В новом учебном плане сократилось число часов, выделяемых на основные музыкальные дисциплины: сольфеджио, гармония, концертмейстерский класс, дополнительный инструмент, история музыки; без изменений оставлены дисциплины «хоровой класс» (490ч.) и «основной инструмент» (240ч.). Общее число учебных часов по новому учебному плану сократилось (3670ч. против бывших 3904ч.). Вместе с тем в списке рекомендуемых факультативов появились курсы «Профессиональная ориентация», «Методика работы классного руководителя», «Методика воспитательной работы», «Психология личности». В перечне «курсов по выбору» появилась побуждающая к инициативе и творчеству графа: «дисциплины, рекомендуемые кафедрами».
На 70-е годы прошлого века приходится экспериментальный этап реформирования общего музыкального образования, что было обусловлено в определенной степени новыми тенденциями в области музыкального воспитания как за рубежом, так и в России. В частности, в лаборатории музыкального обучения НИИ школ МП РСФСР (1973-74 уч. год) началась экспериментальная работа над программой по музыке для учащихся общеобразовательных школ. Этим экспериментом руководил композитор и педагог Д.Б. Кабалевский. Работа по созданию новых программ осуществлялась в 2 этапа: программа для 13 классов вышла в 1976-77 учебном году, остальная часть программы для 4-7 классов создавалась в 197779 годах. Программа Д.Б.Кабалевского представляла собой один из первых образцов теоретически обоснованных технологий обучения в практике общего музыкального образования в России, поскольку, в соответствии с концепцией В.П.Беспалько, эта программа обладала «определенной целостностью», она была направлена на решение определенных дидактических задач с помощью «систематичного и последовательного воплощения на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса» [2, с.5-7].
Созданная коллективом единомышленников -учителей-практиков и исследователей под руководством Д.Б. Кабалевского, новая Программа (а это была принципиально новая программа для общеобра-
зовательной школы) представляла собой методическое пособие с поурочной разработкой содержания каждой темы, обеспеченная нотной и фонохрестоматией, музыкальными инструментами и техническими средствами обучения. Программа была утверждена МП СССР как основная и обязательная; начиная с 1980-го года программа повсеместно внедрялась в школьную практику на территории ТАССР. Творческое переосмысление принципов, положенных в основу этой программы, способствовало появлению в РТ «Программы по музыке для 1-8 классов татарских школ и гимназий» (1997г.), где широко используется татарская народная музыка и сочинения татарских композиторов. Возможность такой адаптации программы Д.Б. Кабалевского к национально-
региональным условиям школьного образования в Татарстане подтверждает технологичность данной концепции, в соответствии с которой в новых условиях успешно применялся известный алгоритм поурочной «пошаговой» разработки содержания предмета «музыка», его методического и технического оснащения и сопровождения музыкальным материалом. Коллектив создателей программы по музыке для татарских школ представлен был педагогами музыкального факультета КГПИ - Л.Ф. Панькиной,
Н.В. Бакиевой и М.Ф. Зиганшиной.
На своевременность появления «татарстанской» программы обращает внимание З.М. Явгильдина, считая в ней главным постановку цели и задачи «расширения музыкального кругозора школьников, формирования их музыкального вкуса и интереса к искусству, развитие их музыкальных способностей и творческой активности» [3, с.262]. Перестройка общего
музыкального образования стимулировала изменения в профессиональной подготовке нового поколения педагогов-музыкантов в системе высшего
музыкально-педагогического образования.
В соответствии с принятыми правительством «Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы» в 1985г. были пересмотрены учебные планы педагогических институтов, произошла смена нескольких поколений этих основных документов: в 1983г. и 1985г. по специальности 2119 «Музыка», в 1988г. по специальности «Музыка» 03.05.
В 1985г. были утверждены учебные планы: «Музыка» с квалификацией специалиста «Учитель музыки и пения» и «Музыка с дополнительной специальностью педагогика» с квалификацией специалиста «Учитель музыки и пения, методист по воспитательной работе» (подготовка методиста по внеучебной воспитательной работе в школе и внешкольной воспитательной работе в масштабах города, района). В «Методических указаниях» (МП СССР, Управление учебных заведений, Москва, 1985г.) обращается внимание на формирование качеств личности будущего педагога, его профессиональное, педагогическое мастерство, подготовку студентов к воспитательной работе в школе. Особый акцент сделан на профессиональную направленность изучения общеобразовательных и специальных дисциплин, предлагается использовать специальные курсы, семинары, практику-
мы для активной научно-исследовательской работы студентов, «улучшающей их подготовку к творческой профессионально-педагогической деятельности в школе» [4, с.1]. Среди предлагаемых в этих «указаниях» тем обращают на себя внимание спецкурсы пси-холого-педагогического содержания: «Актуальные
проблемы дидактики средней школы», «Методы изучения личности и коллектива учащихся», «Психология самовоспитания».
В этом же инструктивном документе рекомендовано обратить внимание на культуру русской речи будущего учителя, использовать возможности изучаемых дисциплин для практического овладения русским языком и его дальнейшего совершенствования, с этой же целью в учебный план был введен курс «Основы культуры речи». Для лиц, окончивших нерусские (национальные) школы, в соответствии с инструктивным письмом МП СССР №12-М от 13.03.84 введена дисциплина «Практический курс русского языка» (в объеме 500ч., с выпускным экзаменом по окончании курса). В соответствии с методическими указаниями при составлении учебных планов, определении содержания, форм и методов высшего музыкального образования рекомендовано руководствоваться системным, комплексным, целевым подходом к подготовке учителя, с «четкой ориентацией на конечный результат - высокое качество подготовки специалиста, отвечающего требованиям «Квалификационной характеристики учителя музыки и пения» как документа, определяющего содержание социального заказа общества высшей школе (21 июня 1985г., №466)».
В новом учебном плане был увеличен объем часов психолого-педагогических дисциплин (например, курс «Возрастная и педагогическая психология» до 52 ч. и с дополнительной специальностью «Педагогика» до 70 ч.), введен новый курс: «Психология и этика семейной жизни», включены в обязательный перечень «Методика преподавания основного музыкального инструмента» и «Методика преподавания дирижирования», расширен курс «Методики музыкального воспитания» (с дополнительной специальностью «Педагогика» до 170 ч.).
В соответствии с концепцией разработчиков данного учебного плана, предложенное распределение музыкальных дисциплин по курсам и семестрам дает основание для реализации межпредметных связей внутри музыкального цикла, а также «между циклами общественно-политических, общеобразовательных, психолого-педагогических и музыкальных дисциплин» [4,с.5]. Как сказано в методической инструкции, перечень специальных музыкальных дисциплин «продиктован квалификационными требованиями, предъявляемыми к уровню знаний учителя музыки и пения средней общеобразовательной школы». В учебный план 1985г. введены были новые курсы: «Музыкальный досуг молодежи», «Инструментовка детского оркестра». С целью улучшения знаний студентов по элементарной теории музыки на изучение названного курса были выделены часы за счет предмета «Гармония». Дисциплина «Дополнительный инструмент» предусмотрена планом как обязательная
для всех студентов, независимо от специализации по основному инструменту. Студенты, для которых фортепиано является основным инструментом, должны были изучать, как дополнительный инструмент, баян или один из народных (национальных) струнных инструментов. Для повышения уровня исполнительских навыков и ознакомления с народными инструментами рекомендовалось организовать факультатив «Оркестровый класс». Среди других предлагаемых факультативов: «Ритмика и хореография», «История искусств», «Школьный театр», спецкурсы: «Организация школьной дискотеки», «Постановка музыкальных спектаклей», «Музыкальное воспитание старшеклассников». Новым для учебного плана 1985г. являются также дисциплины по выбору, «вводимые в соответствии с особенностями республики (история, культура, язык коренной национальности, музыка народов СССР и т.д.)».
Отдельным студентам по решению Совета факультета разрешена была защита дипломной работы в ГЭК, при этом выпускник сдавал экзамен «Научный коммунизм» и освобождался от других специальных (музыкальных) экзаменов.
Следующий учебный план (от 15 мая 1988 г.) специальность 03.05 «Музыка», квалификация «учитель музыки» в своей основе повторял предыдущий, отличаясь некоторыми курсами: «Мировая и отечественная культура» (68ч.), «Использование ЭВТ в обучении» (30ч.), «Дисциплины специализации» (200ч.), «Медицинская подготовка» (360ч.).
Кардинальные перемены в жизни страны, смена политического строя и процессы демократизации 90-х годов ХХ века нашли отражение в содержании высшего образования, учебных планах и программах педагогических вузов. В учебных планах музыкального факультета КГПИ 1991 - 1994гг. специальность 03.05 «Музыка» изменения затронули в первую очередь общественно-политические дисциплины. «История КПСС» была заменена «Политической историей», философия лишилась определения «марксистская», исключен был атеистический курс и т.п. В учебные планы музыкального факультета Казанского педагогического института введены были новые дисциплины: «История народов Татарстана», «Эстетика и культурология» (Введение в эстетическую деятельность, Мировая художественная культура, Художественная культура народов ТАССР, Основы эстетики), «Татарский язык и литература», «Современные ТСО и охрана труда», «Музыкальная культура народов СНГ», «История татарской музыки», спецкурсы «Музыкальная этнография», «Психология музыкального воспитания», «Работа над детской песней», «Подбор аккомпанемента к школьной песне», «Татарские народные инструменты», «Компьютеры в музыкальном обучении», практикум по школьной программе. Из перечня государственных экзаменов исчез «Научный коммунизм».
В 1994г. состоялось знаменательное событие в жизни вуза: КГПИ был переименован в Казанский государственный педагогический университет (приказ №1107, 18.11.1994г.). Новый статус университета предполагал изменение не только формально-
юридического представительства вуза, но и «перехода от узкоспециализированной подготовки учителя-предметника к универсально образованному педаго-гу-интеллектуалу», уровень профессионализма которого должен был соответствовать требованиям современной школы.
В 1995 г. Министерством образования РФ были утверждены Государственные образовательные стандарты «030700 - Музыкальное образование» (новый уровень высшего профессионального образования, нормативная длительность обучения по специальности по очной форме обучения - 5 лет), которые были положены в основу вузовских учебных планов и программ. В государственном стандарте (Приказ №180, от 5 марта 1994 г.) записано: «Деятельность специалиста направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса средствами музыкального искусства. Сферами деятельности специалиста являются: преподавательская, научно-методическая, социальнопедагогическая, культурно-просветительская. Специалист подготовлен для работы в образовательных учреждениях, реализующих программы общего среднего образования» [4, 2]. В соответствии со стандартом студенты имели право получить подготовку по дополнительной специальности с указанием квалификации в дипломе. Открытие дополнительных специальностей должно было осуществляться по согласованию с Министерством образования РФ. Новый стандарт выделял 4217ч. аудиторных занятий для всех дисциплин, из них 1000 ч. для дополнительной специальности, в эту же общую цифру входит время для курсов по выбору, факультативы, дисциплины специализации (вопросы организации внеучебной деятельности с детьми, девиантное поведение и т.п.).
Учебные планы музыкального факультета КГПУ за 1998-99 учебный год (специальность 030700 «Музыкальное образование», квалификация «Учитель музыки») имели две модификации со сроком обучения 3 и 4 года. При формировании этих учебных планов руководство факультета основывалось на разноуровневой довузовской подготовке, при приеме создавались курсовые группы «школьников» и студентов, имевших среднее музыкальное образование. Первые учились 4 года, «училищные» имели возможность получить образование за 3 года. Таким образом, осуществлялась, по мнению руководства факультета, экономия времени и средств, затрачиваемых на подготовку специалистов. В протоколе №1 (от
1.09.1998г.) заседания Совета музыкального факультета отражены «изменения, осуществленные в учебных и рабочих планах, вызванных введением нового образовательного стандарта». Эти изменения в основном касались объема учебных часов, переноса зачетов и экзаменов с одного семестра на другой, включения новых курсов. Так были введены в разряд обязательных курсы: «Методика преподавания музыкального инструмента», «Практическая работа с оркестром», «История, теория музыкальной педагогики и образования», «Педагогические теории, системы, технологии», «Основы управления педагогическими системами», «Музыкальная этнография», «История мировых
цивилизаций», «Математика и информатика». Теперь каждый блок изучаемых дисциплин (общественнообразовательных, медико-биологических, психологопедагогических, музыкальной подготовки) включал также курсы по выбору, что было введено впервые. Таким образом, общее число наименований предметов в учебных планах 1998-99 учебного года достигало 50 и более (для сравнения - в плане 1963г. общее число предметов равнялось 25).
Сравнивая учебные планы музыкального факультета ТГГПУ разных лет, мы обнаруживаем тенденцию к сокращению аудиторного учебного времени (реальный план 1963г. - 3720ч., план 1998-99 уч.г. -2894ч.). Особенно значительно сокращен был почасовой фонд, выделяемый на базовые музыкальные дисциплины. Так, например, на «основной инструмент» в плане 1963г. было выделено 282ч., а в плане 1998-99 уч.г. - 176ч. Приведенная сравнительная статистика помогает выявить определенную тенденцию: расширение перечня изучаемых дисциплин с включением новых предметов общеобразовательного, культурологического, медико-биологического, психолого-
педагогического циклов и разнообразных курсов по выбору, усиление общекультурной интеллектуальной составляющей в учебных планах музыкального факультета, в том числе включение студентов в активную научную деятельность, освоение современных информационных технологий - все это позволяло расширить образовательные возможности для студентов и создавало некий идеал просвещенного универсализма в подготовке учителя музыки. С другой стороны, возникающие в связи с этим «многообразием» психофизические перегрузки не могли не отражаться на качестве подготовки студентов. Значительное сокращение фонда учебных часов, ранее выделяемых в учебных планах для основных дисциплин (основной инструмент, история и теория музыки, гармония, анализ музыкальных произведений и др.), отрицательно отражалось на процессе овладения «базовыми» профессиональными компетенциями, важность и необходимость которых не требует доказательств. Новые учебные планы со значительно «урезанным» часовым фондом поставили перед педагогами задачи по оптимизации учебного процесса для достижения высокого уровня подготовки специалиста - выпускника музыкального факультета КГПУ.
В дальнейшем в учебные планы МФ были внесены коррективы, в соответствии с включенными в стандарт 1995г. изменениями и дополнениями (2000 г. и 2005 г.). В результате сотрудничества с УМО (г.Москва) музыкальный факультет получил лицензию на проведение необходимой дифференциации учебных планов и программ с учетом специализации обучения. Все это позволило создать более благоприятные условия для реализации образовательных целей в профессиональной подготовке каждого студента музыкального факультета педагогического университета (внедрять личностно-ориентированное обучение с учетом предпочтений студентов при выборе специализации).
Завершая данный анализ, необходимо отметить, что воплощение государственных стандартов и
заданных учебных планов на протяжении всего «советского периода» деятельности музыкального факультета осуществлялось на основе типовых предметных программ, разработанных известными музыкантами и ведущими специалистами страны (О.А. Апраксина, Р.А. Верхолаз, М.И. Ройтерштейн, Л.Г. Арчажникова, А.И. Волков, А.Г. Менабени,
Ж.М. Дебелая и др.) и утвержденных Управлением учебных заведений (Министерство просвещения СССР). Эти документы публиковались под титулом «Программы педагогических институтов» и выпускались сборниками (специальность 2119 «Музыка») в разные годы (в архивах университета сохранились выпуски 1971, 1973, 1979, 1980, 1983, 1984 и 1987 гг.). Для студентов заочного отделения специально разрабатывались программы с методическими указаниями и комментариями. Эти материалы были обсуждены и приняты на научно-методической конференции, организованной на базе кафедры «Музыки и пения» МГЗПИ (г.Москва, март, 1970). В конференции активно участвовали преподаватели заочных отделений педагогических институтов Саратова, Свердловска, Краснодара, Казани, Одессы и Таганрога. Издание «Материалов межзонального совещания по музыкальным дисциплинам» под редакцией Т.Л. Беркмана (г.Москва,1974) направлено было на упорядочение процесса обучения в заочных условиях. Материалы другого методического зонального совещания преподавателей кафедр «Музыки и пения», проведенного под эгидой Московского заочного пединститута, были опубликованы в сборнике «Профессиональнопедагогическая направленность преподавания музыкальных дисциплин» (МГЗПИ: М., 1975). Авторы публикаций обсуждали проблемы как очной, так и заочной форм подготовки студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения музыкальных дисциплин. В указанном издании приняли участие известные в стране музыканты-ученые Л.Г. Арчажникова, Е.А. Красотина, Р.А. Верхолаз, Г.Г. Голык, И.В. Рехин и другие авторы, среди них педагоги музыкального факультета КГПИ:
А.В. Назаров, М.Г. Дисман, Г.М. Кантор,
Г.С. Кожевников.
В 90-е годы XX века и в последующие годы преподаватели факультета руководствовались документами, ориентированными на стандарты ВПО первого и второго поколения и квалификационные ха-
рактеристики выпускников вузов, вместе с тем внедряли собственные методические разработки, внося определенные коррективы в учебный процесс, обобщали музыкально-педагогический опыт
в методических рекомендациях и разработках, предназначенных для коллег и студентов.
Современные реформы и принятые к исполнению новые стандарты ВПО вносят серьезные коррективы в содержание образования, формирующегося на основе деятельностно- компетентностного подхода к разработке программ высшего профессионального образования. Компетентностный подход к проектируемой квалификации выпускника является концептуальной основой ФГОС ВПО и фиксирует внимание не на знаниево-предметной стороне образовательного процесса, а на студенте, как центральной фигуре образования, и на будущих программируемых результатах образовательного процесса. Внедрение двухуровневой системы профессиональной подготовки в вузе основывается на принципе преемственности, являющимся одним из основных в проектировании программ высшего профессионального образования [6].
Литература
1. Архив НА РТ, фонд Р-1487 - Казанский государственный педагогический институт.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии /
В.П.Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.: ил.
3. Явгильдина З. М. Развитие общего музыкального образования в Татарстане (ХХ век): Монография /
З. М. Явгильдина. - Казань: ТГГПУ, 2007. - 452 с.
4. Методические указания. МП СССР. Управление учебных заведений. - М., 1985 г.
5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.- М., 1995.
6. Золотарева Н.М. Проблемы разработки нового поколения основных образовательных программ высшего профессионального образования / Н.М.Золотарева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2008. - № 6. - С. 302-306.
© Л. Т. Файзрахманова - канд. пед. наук, доц. каф. музыкального искусства К(П)ФУ, Засл. деятель искусств РТ,
226