Художественное образование 155
О.Н. БЕЗНИСКО, ст. преподаватель Краснодарский государственный университет культуры и искусств
Профессиональное музыкальное образование на Кубани
В статье рассмотрены методические основы преемственности обучения в системе профессионального музыкально-педагогического образования. Основное внимание уделяется развитию профессионального музыкального образования на Кубани в различные исторические периоды.
Ключевые слова: учитель музыки, региональный компонент, преемственность, модель преемственности, система «колледж- вуз».
Подготовку музыкальных руководите- Гнесиных) - не только давали своим учени-лей мы рассматриваем как процесс, направ- кам хорошие знания, прививали им худо-
ленный на усвоение специальных музыкальных знаний, развитие профессионального мышления, формирование педагогических и музыкально-исполнительских умений и навыков. Его результатом является определенный уровень развития личности музыкального руководителя, готовность к осуществлению музыкально-педагогической деятельности.
Целью проведенного нами историко-культурного анализа профессионального музыкального образования на Кубани стало выявление общих подходов к содержательной и технологической сторонам подготовки музыкального руководителя, их изменения в зависимости от целей массового музыкального образования на Кубани на разных исторических этапах (середина и конец XX в.).
В октябре 1947 г. в соответствии с Постановлением Совета министров РСФСР было открыто Краснодарское музыкально-педагогическое училище, одно из старейших музыкальных учреждений края. Необходимость создания такого училища была вызвана тем, что в школах города и края практически не было учителей со специальным образованием. Остро стоял вопрос о том, чтобы поднять эстетическое воспитание учащихся.
Педагоги училища - выпускники консерваторий (Ленинградской, Одесской, Саратовской, Кишиневской, Львовской, Бакинской, Свердловской, Института им.
жественныи вкус, но и заражали своей влюбленностью в музыку, активно пропагандируя музыкальное творчество. При краевом Доме учителя в Краснодаре долгие годы работал лекторий с постоянной публикой. Здесь ежемесячно проводились лекции-концерты, на которых с неизменным успехом выступали О.А. Жиляева, И.П. Третьяков, Е.Г. Духно, В.Л. Дрождин.
Одной из основных задач, которые решались в училище, было привлечение учащихся из сельской местности. В целях пропаганды музыкальной культуры, эстетического воспитания слушателей, в училище в конце каждого учебного года проводились отчетные концерты, транслируемые по радио и на телевидении. В качестве солистов выступали учащиеся и педагоги училища - пианисты, скрипачи, баянисты, домристы, вокалисты. Непременными участниками концертов был сводный оркестр народных инструментов под руководством И.М. Косяк и хоровые коллективы Н.Я. Бандурина и А.И. Манжелевского.
Первоначально выпускникам училища присваивалась квалификация учителя пения общеобразовательной школы. Большинство учащихся первых выпусков приходили в училище без специальной музыкальной подготовки. Благодаря интенсивным занятиям самих учащихся, их энтузиазму, а также педагогическому таланту преподавателей училища, их умению организовать учебный процесс, учащиеся за че-
156 Высшее образование в России • № 11, 2010
тыре года проходили полный базовый курс, соответствующий программе музыкальной школы-семилетки, а многие успевали освоить и курс музыкального училища.
В1970-80 гг. преподавательский состав училища значительно укрепился, в коллектив вошли выпускники музыкального факультета Краснодарского педагогического института, бывшие студенты училища. В 1968 г. Краснодарское музыкально-педагогическое училище было переименовано в «Педагогическое училище № 2». Изменилось не только название училища, но и программы: увеличилось количество изучаемых общеобразовательных предметов, соответственно уменьшилось время для самостоятельной работы учащихся. Абитуриенты поступали, уже имея музыкальную подготовку в объеме 7 классов музыкальной школы. Была введена новая специальность -«Музыкальный воспитатель детского сада». Следовательно, за тот же период времени (3 года и 10 месяцев) необходимо было подготовить специалистов по двум специальностям. Учебные планы теперь содержали методику дошкольного музыкального воспитания и методику проведения уроков музыки, педагогическая практика проводилась в детском саду и общеобразовательной школе.
Ряд существенных изменений в программах подготовки музыкальных работников был обусловлен новыми требованиями профессионально-педагогической направленности. Так, музыкальная программа Д.Б. Кабалевского предполагала наличие у специалиста широкого кругозора: он должен не только освоить теоретические дисциплины и владеть инструментом, голосом, техникой дирижирования, но и знать историю, литературу, историю живописи и т.д. Поэтому появился ряд новых предметов музыкально-теоретического и практического циклов: аккомпанемент, гармония, музыкальная литература, анализ музыкальных произведений.
В 1960 г. при Краснодарском государственном пединституте был создан музы-
кально-педагогический факультет - первое и единственное тогда высшее музыкальное учебное заведение на Кубани. Этому способствовала деятельность Г.М. Плотничен-ко - композитора и педагога, талантливого организатора и собирателя казачьего фольклора. Мощный педагогический потенциал и творческая обстановка, сплотившая педагогов в дружный коллектив, вывели факультет в число ведущих среди педвузов Российской Федерации. Осенью 1962 г. по инициативе министерства в Краснодаре проходила методическая конференция педагогов музыкальных факультетов педагогических институтов. Молодой коллектив представил на обсуждение собственные проекты учебных планов, программ, выдвинул вопрос об организации специализации для способных студентов, успешно выполняющих учебную программу.
В настоящее время преподаватели и учащиеся принимают участие в авторских концертах кубанских композиторов, выступают в учебных заведениях города, участвуют в конкурсах молодых исполнителей и конференциях.
Выпускник факультета, специалист по музыкальному образованию, должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности для работы в образовательных учреждениях, реализующих программы общего и среднего специального образования:
• преподавание музыкального искусства, организация музыкальной, художественно-просветительской деятельности учащихся на уроках музыки в общеобразовательных учреждениях различного типа;
• преподавание музыкальных дисциплин в средних специальных педагогических учебных заведениях и колледжах при наличии дополнительной специальности;
• социально-педагогическая, культурно-просветительская, музыкально-исполнительская работа с детьми и молодежью в системе дополнительного музыкального образования;
Художественное образование 157
• научно-методическая работа в общеобразовательных учреждениях.
При попытках обеспечить целостность процесса и результатов учебно-воспитательной работы с учетом профессионализации подготовки будущих учителей музыки педагоги встречаются с целым рядом противоречий, а именно: между дискретным характером изучения учебного материала и необходимостью обеспечения целостной системы научных знаний; между необходимостью осуществления преемственной межпредметной взаимосвязи блоков специальных, педагогических, истори-ко-теоретических дисциплин и сохранением структуры и логики каждой из них; между коллективным способом преподавания и процессом индивидуального усвоения знаний; между организационной обособленностью музыкально-педагогического колледжа и вуза и необходимостью тесного сотрудничества между ними и т.д.
При разработке современных технологий в курсе «Анализ музыкальных произведений », читаемого в музыкально-педагогическом колледже и на музыкальном факультете Краснодарского государственного университета культуры и искусств, мы учитываем один из перспективных элементов образования - региональный компонент. Это предполагает включение творчества композиторов Кубани в содержание общего и специального образования. В дан-
ном курсе региональный компонент решает задачу изучения образцов народной музыки, произведений мирового искусства и произведений кубанских композиторов, а также усвоения теоретически и практически музыкальной формы как системы всех компонентов и средств музыкальной выразительности. Учебные курсы блоков музыкальных историко-теоретических дисциплин составлены нами в соответствии с принципом преемственности обучения.
Реализация этого принципа в профессиональном музыкально-педагогическом образовании предполагает:
• обеспечение непрерывности в обучении, взаимосвязи основных этапов и ступеней музыкально-педагогического образования;
• отбор рационального содержания обучения исходя из общественной потребности в определенных видах деятельности будущих специалистов;
• оптимальный выбор и целесообразное сочетание методов, форм, средств и дидактических приемов поэтапного формирования знаний, умений, навыков и качеств будущих учителей музыки.
Предлагаемая нами модель осуществления преемственности включает четыре основных блока: содержание обучения, педагогические действия, деятельность учащихся под руководством педагога, самостоятельную работу учащихся.
BEZNISKO O. PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION ON KUBAN Some theoretical and methodical aspects of forming professional music education in Kuban region are discussed. Special attention is given to the continuity principle in organizing continuous professional education.
Keywords: professional music education, music teacher, regional component, continuity, model of continuity, system «college - higher institution».
g