Научная статья на тему 'Особенности изучения жизненного и творческого путим. И. Глинки в контексте вузовской подготовки педагогов-музыкантов'

Особенности изучения жизненного и творческого путим. И. Глинки в контексте вузовской подготовки педагогов-музыкантов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
501
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М И ГЛИНКА / MIKHAIL GLINKA / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONALLY FOCUSED ORIENTATION / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SUCCESSION OF MUSIC EDUCATION / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / INDIVIDUALLY PERSONAL APPROACH / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ермак А. Н.

Статья посвящена рассмотрению жизненного и творческого пути М. И. Глинки как компонента вузовской подготовки будущих педагогов-музыкантов. Особое внимание уделяется сравнительной характеристике раскрытия данной темы в содержании дисциплин «История музыки» и «История музыкального образования» в плане представленности в них профессионально ориентированной направленности на подготовку учащихся к музыкально-педагогической деятельности. Выделено три группы факторов, которые обусловливают особенности изучения жизненного и творческого пути М. И. Глинки в вузовской подготовке педагогов-музыкантов. К таким факторам автором отнесены: а) профессионально ориентированная направленность на подготовку педагогов-музыкантов; б) интонационно-слуховой опыт общения с музыкой композитора, а также музыкальные знания и умения, полученные студентами в довузовском образовании; в) обогащение источниковедческой базы новыми видами источников, с которыми учатся работать учащиеся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of the Study of M. I. Glinka’s Life and WorksIn the Context of Music Teachers’ University Training

The article explores the study of M. I. Glinka’s life and works in the system of higher music-pedagogical education. Emphasis is laid on the comparative description of the way this topic is covered in the courses “History of Music” and “History of Music Education”: to what extent they include the professional oriented approach towards the training of students for musical and pedagogical activity. The author singles out three groups of factors underlying the peculiarities of the study of M. I. Glinka’s life and work in music teacher’s university training: a) professional oriented approach towards music teachers’ training; b) intonational-auditory experience with the composer’s music as well as musical abilities and skills acquired during preuniversity studies; c) enlarging the material of source studies with new kinds of sources for students to learn to work with.

Текст научной работы на тему «Особенности изучения жизненного и творческого путим. И. Глинки в контексте вузовской подготовки педагогов-музыкантов»

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ М. И. ГЛИНКИ В КОНТЕКСТЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

А. Н. Ермак*,

Московский педагогический государственный университет

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению жизненного и творческого пути М. И. Глинки как компонента вузовской подготовки будущих педагогов-музыкантов. Особое внимание уделяется сравнительной характеристике раскрытия данной темы в содержании дисциплин «История музыки» и «История музыкального образования» в плане представленности в них профессионально ориентированной направленности на подготовку учащихся к музыкально-педагогической дятельности. Выделено три группы факторов, которые обусловливают особенности изучения жизненного и творческого пути М. И. Глинки в вузовской подготовке педагогов-музыкантов. К таким факторам автором отнесены: а) профессионально ориентированная направленность на подготовку педагогов-музыкантов; б) интонационно-слуховой опыт общения с музыкой композитора, а также музыкальные знания и умения, полученные студентами в довузовском образовании; в) обогащение источниковедческой базы новыми видами источников, с которыми учатся работать учащиеся.

Ключевые слова: М. И. Глинка, педагог-музыкант, историко-педагогическая подготовка, профессионально ориентированная направленность, преемственность музыкального образования, индивидуально-личностный подход.

143

Abstract. The article explores the study of M. I. Glinka's life and works in the system of higher music-pedagogical education. Emphasis is laid on the comparative description of the way this topic is covered in the courses "History of Music" and "History of Music Education": to what extent they include the professional oriented approach towards the training of students for musical and pedagogical activity. The author singles out three groups of factors underlying the peculiarities of the study of M. I. Glinka's life and work in music teacher's university training: a) professional oriented approach towards music teachers' training; b) intonational-auditory experience with the composer's music as well as musical abilities and skills acquired during pre-university studies; c) enlarging the material of source studies with new kinds of sources for students to learn to work with.

Keywords: Mikhail Glinka, historical and pedagogical training, professionally focused orientation, succession of music education, individually personal approach.

* Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Е. В. Николаева.

Изучение жизненного и творческого пути Михаила Ивановича Глинки является одним из обязательных компонентов вузовской подготовки будущего педагога-музыканта, что обусловлено особым значением творчества композитора для развития русской национальной культуры. Вместе с тем М. И. Глинка, как известно, был не только выдающимся композитором, но и великолепным вокальным исполнителем, чутким педагогом-музыкантом. Однако, как свидетельствует личный опыт обучения автора данной статьи в бакалаври-ате1, даже в вузовском музыкально-педагогическом образовании эти направления его творческой деятельности освещены настолько скудно, что не дают студентам представления о многогранности его таланта, особенностях становления его как музыканта и педагога, об эволюции педагогических воззрений и их органической связи с музыкальным творчеством композитора. И это несмотря на то, что именно педагогическая грань творчества М. И. Глинки представляет для буду-I44 щих учителей музыки особый интерес в плане постижения специфики выбранной ими профессии.

В связи с этим особую актуальность в вузовской подготовке будущих учителей музыки с учётом её профессионально ориентированной направленности приобретает проблема изучения жизненного и творческого пути М. И. Глинки. Рассмотрим с этой точки зрения, как в настоящее время жизненный и творческий путь М. И. Глинки представлен в вузовских учебных дисциплинах «История музыки» и «История музыкального образова-

ния», сориентированных на музыкально-историческую подготовку студентов к музыкально-педагогической деятельности.

В курсе «История музыки» характеристика жизни и творчества М. И. Глинки рассматривается в относительно широком историко-культу-рологическом контексте с акцентом на раскрытие его творческого наследия. В сфере внимания студентов оказываются:

- эстетические основы искусства Глинки;

- сущность его творческой концепции и метода;

- воплощение в его творчестве принципа народности;

- сравнение его творческого метода с другими композиторскими школами (в том числе зарубежными);

- индивидуальный стиль композитора и его воплощение в конкретных произведениях;

- проблема преемственности традиций и новаторства в его творческом наследии [1, с. 15-16].

Педагогический аспект рассмотрения жизненного и творческого пути М. И. Глинки, пусть даже в самых общих чертах, программой этой дисциплины не предусмотрен. Хотя, судя по собственному опыту изучения данной темы, могу отметить, что по инициативе преподавателя в лекционном материале возможно упоминание о том, что композитор являлся также вокальным педагогом, а создание его «Школы пения» способствовало дальнейшему становлению русской вокальной школы. Однако подчеркнём, что даже такая небольшая по объёму информация относится к необязательным и мо-

Обучение по направлению «Педагогическое образование», профиль «Музыка»

жет вводиться в курс исключительно по усмотрению преподавателя.

Показательно и то, что изучение обозначенной темы имеет сугубо музыковедческую направленность. И в этом отношении программа курса «История музыки» в высших учебных заведениях музыкально-педагогического профиля не отличается от аналогичных программ, которые используются в учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов в области искусства и культуры. Подтверждением тому являются рекомендации к использованию в учебном процессе в вузах музыкально-педагогического профиля учебно-методического обеспечения, разработанного для музыковедческих и исполнительских специальностей [1, с. 42-43].

Заметим, что введение педагогической направленности в курс «История музыки» могло бы позитивно сказаться на качестве профессиональной подготовки студентов и найти своё отражение уже при прохождении ими педагогической практики. Ведь именно на этих занятиях преподаватель может подсказать учащимся возможные варианты использования в их будущей педагогической деятельности тех или иных произведений, в частности произведений М. И. Глинки, а также стимулировать развитие интереса студентов к самостоятельному изучению жизненного пути и творчества композиторов не только в плане его музыкальной деятельности, но и педагогической.

В какой-то мере этот пробел призвана восполнить другая дисциплина, входящая в основную общеобразовательную программу подготовки бакалавров педагогического образования (профили «Музыка» и «Дополнитель-

ное образование»), а именно «История музыкального образования» [2].

В содержание этого учебного предмета входит общая характеристика музыкальных и педагогических воззрений М. И. Глинки. Более детальное раскрытие они получают в контексте развития русской вокальной школы в период её становления. При этом осуществляется сравнительный анализ педагогических воззрений М. И. Глинки, Г Я. Ломакина, А. Е. Варламова на сущность исполнительского искусства, содержание и методы вокального обучения [Там же, с. 7].

Однако необходимо отметить, что при изучении музыкально-педагогических воззрений М. И. Глинки в курсе «История музыкального образования» студенты сталкиваются с трудностями, связанными с недостаточной готовностью применить целостный концептуальный подход, согласно которому «историко-педаго-гический анализ, прежде всего, предполагает выявление интонационной сути той музыки, которая является предметом освоения» (курсив мой. - А. Е.) [3, с. 203]. То есть при знакомстве с педагогическими воззрениями М. И. Глинки в курсе «История музыкального образования» студенты должны опираться на знания музыки композитора, полученные ими в курсе «История музыки». Но, как показывает анализ рабочих программ обеих дисциплин и учебного плана, знакомство учащихся с музыкально-педагогическими воззрениями педагога-музыканта предусмотрено в пятом семестре, в то время как изучение его творчества в курсе «История музыки» начинается лишь шестом. Как следствие этого, осуществляя историко-педагогический анализ музыкально-

145

146

педагогических воззрений М. И. Глинки, студенты имеют возможность опираться исключительно на свой интонационно-слуховой опыт и те знания, которые были получены ими в довузовском музыкальном образовании.

Как показывает практика, на музыкальные факультеты высших педагогических заведений поступают студенты с разной довузовской подготовкой. Среди поступающих есть и выпускники средних специальных учебных заведений, и окончившие только детские музыкальные школы (детские школы искусств). Данный фактор не может не учитываться преподавателем в содержании и организации процесса изучения жизненного и творческого пути М. И. Глинки как педагога-музыканта. В этом отношении чрезвычайно важным представляется обогащение содержания учебного материала по изучению данной темы, а также способ его преподнесения на разных уровнях музыкального образования.

Рассмотрим под этим углом зрения программы дополнительного и среднего специального музыкального образования и их учебно-методическое обеспечение.

В дополнительном музыкальном образовании одной из наиболее широко применяемых является программа А. И. Лагутина [4], преподавателя ДМШ Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Знакомство с творчеством Глинки в этой программе - одна из центральных тем (на её изучение отводится 7 уроков).

При рассмотрении данной темы основной упор делается на изучение жизненного пути М. И. Глинки: знакомство с основными событиями в со-

ответствии с выделенными в ней периодами (детство композитора и его обучение в Благородном пансионе, путешествия за границу), взаимоотношения композитора с известными людьми того времени. Знание учащимися подобных событий в жизни Глинки важно, ведь оно может способствовать проведению ими параллелей между окружающей ребёнка звуковой средой в детстве и последующим её отражением в его творчестве, что, несомненно, создаст необходимую базу для более целостного представления о жизни и творчестве композитора. Кроме того, это расширяет общекультурный кругозор учащихся, которые получают представление о том, с какими деятелями культуры мог общаться Глинка, с кем жил в одно время и кто в большей степени мог повлиять на его творчество.

Автор программы делает акцент и на общении Глинки с молодыми музыкантами - теми, кто станет продолжателями его традиций, что направляет размышления учащихся на прослеживание перспективы развития заложенных композитором основ русского национального музыкального творчества и их продолжения в произведениях последующих поколений музыкантов.

Фактов творческой биографии композитора приведено гораздо меньше. В основном это упоминание о первых композиторских опытах, основных произведениях, о работе над операми «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», а также над «Испанскими увертюрами». Основными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся более подробно, являются опера «Иван Сусанин», два-три симфонических произведения и несколько романсов по выбору преподавателя.

Необходимо обратить внимание и на способы подачи материала в учебно-методическом обеспечении. Проследим, как это воплощено в дополнительном музыкальном образовании, на примере учебника Э. Смирновой «Русская музыкальная литература» [5].

Раскрывая жизненный и творческий путь М. И. Глинки, автор ориентируется на программу А. Лагутина. В содержание учебной темы «Михаил Иванович Глинка» включена характеристика его жизненного пути и небольшое по объёму описание основных произведений. За основу берутся те же события жизненной биографии, что и в вышеуказанной программе. Материал представлен в виде рассказа о жизни композитора, который дополнен датами и некоторыми фактами из его творческой биографии: история возникновения и создания опер, упоминание об основных произведениях и творческой деятельности за границей. При подаче изучаемого материала главным в его раскрытии является характеристика эмоционально-образного содержания и жанровой принадлежности.

В среднем профессиональном музыкальном образовании в учебной программе дисциплины «Музыкальная литература» [6] добавляются важные разделы в изучаемом материале -«Значение творчества М. И. Глинки в русской классической музыке» и «Творческий путь». Значительно увеличивается количество изучаемых музыкальных произведений (более детальное рассмотрение получает опера «Руслан и Людмила», рассматриваются симфоническая увертюра «Арагонская хота», ряд романсов и песен). Меняется и способ подачи учебного ма-

териала, в котором значительно большее внимание по сравнению с биографией уделяется творческому пути композитора.

Все вышеперечисленные изменения в изучении жизненного и творческого пути М. И. Глинки находят отражение в учебном пособии Э. Фрида [7]. Содержание изучаемого материала значительно расширено: не только в основных разделах, но и уже во вступительном слове упоминается творческая связь Глинки и Пушкина и её значение в развитии русской культуры, предваряя более подробное изложение этого аспекта авторами учебных пособий для высших учебных заведений - Л. Рапацкой [8], А. Кандинского [9], Е. Орловой [10]) и др. Гораздо глубже по сравнению с учебными пособиями для ДМШ и ДШИ рассматриваются истоки и преемственная связь творчества М. И. Глинки с другими композиторами, а также претворение в его творчестве традиций русской народной песни.

Несколько меняются и способы подачи материала основного раздела «Жизненный и творческий путь». Теперь одну из главенствующих позиций в нём занимает изучение творчества композитора, что также подтверждает периодизация, в которой выделяются следующие этапы:

1. Детство и юность.

2. Ранний период творчества (1825-1834).

3. Период творческой зрелости (1834-1844).

4. Последний период жизни и творчества(1844-1857).

Из приведённой периодизации видно, что автор раскрывает биографию композитора во взаимосвязи жизненного и творческого пути.

147

148

Резюмируя сказанное, можно отметить, что представленность жизненного и творческого пути М. И. Глинки в программах дополнительного и среднего профессионального образования несколько различается.

Если на самой первой ступени музыкального образования (ДМШ, ДШИ) акцент при изучении жизненного и творческого пути ставится именно на знакомстве с первым из них, то в среднем специальном музыкальном образовании они раскрываются во взаимодействии. Кроме того, меняется способ изучения материала. В дополнительном музыкальном образовании это преимущественно изложение основных и самых ярких фактов из биографии М. И. Глинки, а также знакомство с некоторыми из произведений композитора. В среднем профессиональном музыкальном образовании последовательное описание музыкального материала заменяется его структурным анализом. На этой ступени музыкального образования рассматривается отдельно каждый из выделенных музыковедами периодов жизни композитора, а освоение творческого наследия включает более разностороннее знакомство со структурой произведений и отдельно взятыми номерами.

Таким образом, учёт имеющейся у студентов довузовской подготовки при изучении дисциплин «История музыкального образования» и «История музыки» позволит обеспечить преемственность между разными ступенями музыкального образования и тем самым повысить эффективность изучения темы.

Кроме того, хотелось бы отметить особую роль раскрытия взаимосвязи жизненного и творческого пути

М. И. Глинки в педагогическом аспекте в курсе дисциплины «История музыкального образования». При изучении биографии композитора и его творческого наследия на предыдущих ступенях музыкального образования учащиеся знакомились с теми жизненными событиями, которые влияли именно на композиторскую деятельность Михаила Ивановича. При этом большинство из них могли и не задумываться об их значении в педагогической деятельности М. И. Глинки.

Вместе с тем подобная связь очевидна. Так, например, поездка в Италию способствовала не только более близкому знакомству М. И. Глинки с вокальным искусством, но и обращению к нему как педагога-музыканта и композитора. Именно после посещения Италии им написаны первые упражнения для голоса (этюды) и большинство вокальных произведений. Сам Михаил Иванович отмечал в своих «Записках», что в начале своего путешествия, а именно в 1831 году, он «для пения ещё не осмелился начать писать, потому что по справедливости не мог ещё считать себя вполне знакомым со всеми тонкостями искусства» [11, с. 44]. И лишь посетив занятия у своего друга Иванова с Ноццари и Фодор, познакомившись со многими певцами и певицами, Михаил Иванович обращается в своём творчестве к капризному и трудному искусству управлять голосом [Там же, с. 56].

Целесообразным видится и введение в содержание представленной нами темы ещё одного факта из биографии Михаила Ивановича: в юности для занятий со своей сестрой (Людмилой Ивановной, в замужестве Шестаковой) он самостоятельно отбирал изучаемый материал в различ-

ных областях науки и даже написал учебник по географии. Впоследствии Л. И. Шестакова вспоминала, что «брат мой умел передавать как науку, так и музыку чрезвычайно ловко, и я в эти немногие месяцы очень у него успела, а главное, он меня приохотил к занятиям» [12, с. 48]. Эти воспоминания дают нам основания говорить о том, что педагогический талант Михаила Ивановича начал проявляться рано и стал неотъемлемой частью его творческой личности.

Знакомство с подобными фактами поможет студентам несколько по-иному взглянуть на личность Глинки как педагога-музыканта и проследить становление его педагогических воззрений.

Кроме того, необходимо обратить внимание и на реализацию заложенного в программе по дисциплине «История музыкального образования» принципа индивидуально-личностного подхода к содержанию и организации учебного процесса [3, с. 217]. С этой точки зрения принципиально важным становится учёт круга интересов студентов и их направленность (исполнительская: инструментальная или вокальная; музыкально-педагогическая, музыкально-психологическая и т. п.), что должно находить своё воплощение в учебном процессе. Это выражается во внесении соответствующих дополнений в содержание лекционного материала и вариативности предлагаемых им заданий к семинарским занятиям. Так, например, проведённые беседы с 30 студентами, обучающимися в бакалавриате на музыкальном факультете Московского педагогического государственного университета, показали, что несомненный интерес вызывает у них знакомство как с соб-

ственными высказываниями Глинки, так и с воспоминаниями его современников о педагогической и исполнительской деятельности Михаила Ивановича, а также обращение к ранее незнакомым им источникам. Имеются в виду «Записки» самого композитора [11], воспоминания А. Н. Серова о М. И. Глинке [13] и др. Интерес студентов вызвала и предложенная им сравнительная характеристика отечественной вокальной школы того времени и зарубежной (в первую очередь, итальянской). Судя по их высказываниям, такая практика стимулировала многих из них к самостоятельному поиску дополнительных источников и работе с ними.

Следовательно, большое значение в раскрытии данной темы в системе вузовского музыкально-педагогического образования имеет расширение источниковедческой базы и приобретение студентами опыта самостоятельной работы с источниками историко-педагогических знаний. Подобное обогащение круга изучаемых источников позволит им взглянуть на процесс музыкально-педагогической деятельности глазами самого Михаила Ивановича и его друзей, коллег. Кроме того, учащиеся смогут сформировать свою точку зрения на те или иные события, имевшие место в жизни педагога-музыканта, а не только придерживаться позиции, которая наиболее близка автору того или иного учебного пособия.

Таким образом, проведённое теоретическое исследование позволило выделить три группы факторов, которые обусловливают особенности изучения жизненного и творческого пути М. И. Глинки в вузовской подготовке педагогов-музыкантов и которые необходимо учитывать при разработке

149

содержания и организации вузовских дисциплин историко-педагогического профиля. Имеются в виду:

а) профессионально ориентированная направленность на подготовку педагогов-музыкантов. Такая направленность отвечает специфике будущей профессиональной деятельности студентов и, соответственно, должна быть реализована во всех учебных дисциплинах, в содержание которых входит изучение жизненного и творческого пути М. И. Глинки;

б) интонационно-слуховой опыт общения с музыкой композитора, а также музыкальные знания и умения, полученные студентами в довузовском образовании. Учёт такого рода знаний, умений и опыта эмоционально-ценностного отношения студентов в вузовском музыкально-историческом и историко-педагогическом образовании позволяет принять во внимание степень готовности студентов к изучению жизненного и творческого пути М. И. Глинки и реализовать индивидуально-личностный подход к освоению ими данной учебной темы;

в) обогащение источниковедческой базы новыми видами источников, с которыми учатся работать студенты. Это позволит значительно расширить их представления о музыкально-педагогических воззрениях М. И. Глинки, органически связанных с музыкальным творчеством композитора, и приобрести опыт самостоятельной интерпретации их применительно к своей будущей профессиональной деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рабочая программа учебной дисциплины «История музыки» [Текст] / сост. Е. Е. Володина, Ж. В. Панова. - М. : МПГУ, 2011 (рукопись).

2. Николаева, Е. В. Примерная программа дисциплины «История музыкального образования» [Текст] / Е. В. Николаева. - М. : Прометей : Изд-во МПГУ, 2004. - 56 с.

3. Николаева, Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. Исследование [Текст] / Е. В. Николаева. - М. : Ритм, 2009. - 408 с.

4. Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине «Музыкальная литература» [Текст] / авт.-сост. А. И. Лагутин. - М. : Изд-во НМЦХО, 2002. - 81 с.

5. Смирнова, Э. Русская музыкальная литература: для У[-УП классов ДМШ [Текст] : учебник / Э. Смирнова. - М. : Музыка, 2002. - 141 с.

6. Учебная программа дисциплины «Музыкальная литература» среднего профессионального образования [Текст] / сост. Е. В. Кириллова, М. В. Медведева. - М., 2004 (рукопись).

7. Русская музыкальная литература [Текст] : учеб. пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. -Вып. 1. - Л. : Музыка, 1979. - 288 с.

8. Рапацкая, Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до Серебряного века [Текст] : учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л. А. Рапацкая. - М. : Владос, 2001. - 384 с.

9. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времён до середины XIX века [Текст]. -2-е изд. - М. : Музыка, 1973. - 596 с.

10. Орлова, Е. М. Лекции по истории русской музыки [Текст] / Е. М. Орлова. - М. : Музыка, 1977. - 383 с.

11. Глинка, М. И. Записки [Текст] / М. И. Глинка ; подг. А. С. Розанов. - М. : Музыка, 1988. - 22 с.

12. Глинка в воспоминаниях современников [Текст] / ред.-сост. А. А. Орлова. - М. : Музыка, 1955. - 432 с.

13. Серов, А. Н. Воспоминания о М. И. Глинке [Текст] / А. Н. Серов. - Л. : Музыка, 1984. - 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.