Научная статья на тему 'О воспитании оркестрового музыканта в региональной системе професионального образования'

О воспитании оркестрового музыканта в региональной системе професионального образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
152
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДИРИЖИРОВАНИЕ / ОРКЕСТР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арутюнов В.Д.

В статье освещается деятельность Екатеринодарского отделения Императорского русского музыкального общества, создание Екатеринодарского музыкального училища, оркестровое исполнительство на Кубани, преемственность подготовки оркестрового музыканта в региональной системе профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О воспитании оркестрового музыканта в региональной системе професионального образования»

M 2 (27), 2008

жизнь Юга России "

-139

ременное образование библиотечно-информаци-онных специалистов претерпевает кардинальные изменения. Это связано со стратегической ориентацией высшего образования, его особенностями в формирующемся информационном обществе. Поэтому сложившиеся повышенные требования к образованию библиотечных специалистов в области электронных коммуникаций определяются нами как инновационное направление.

Основы этого образования составляют эффективные технологии обучения и интенсивная научно-исследовательская деятельность, тесная связь вузовских исследований с производственной деятельностью информационно-библиотечных структур региона, что обусловливается усложняющимися профессиональными информационными потребностями специалистов, а также высокими требованиями профессиональной образовательной программы по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» в соответствии с ГОС второго поколения. В процессе анализа профессиональной образовательной программы по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» в нашем университете установлено, что при изучении студентами учебных дисциплин «Библиотековедение», «Библиографоведение», «Документоведение», «Информатика» информационным технологиям

отводится значительная часть учебного времени. Основываясь на принципах опережающего образования, следует отметить, что важнейшим условием повышения качества подготовки современных библиотечных кадров является необходимость укрепления связей библиотечно-инфор-мационного образования с новейшими научными исследованиями и разработками в области новых информационных технологий, а также библиотечной деятельности.

Литература

1. Сидоренко В. С Организация доступа к открытой информации как проблема вхождения в сетевое информационное пространство // Инновационные процессы в высшей школе: материалы VII между-нар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2001. С. 139-140.

2. Сидоренко В. С. Проблемы информатизации библиографической деятельности библиотек // Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: традиции и инновации. М., 2004. С. 140-142.

3. Сидоренко В. С. Использование электронных коммуникаций в библиотечно-библиографической деятельности: современные проблемы, перспективы (на примере Краснодарского края) // Библиотечное дело-2005: гуманитарные и технологические аспекты развития: материалы X междунар. науч. конф. М., 2005. С. 135-138.

N.S. KOLESNIK. INFORMATIONAL TECHNOLOGIES IN SOCIAPROFESSIONAL TRAINING OF INFORMATIONAL SPECIALISTS

The author confirms that the main condition of quality increase of library specialists training is the connection of education with modern investigation in informational technologies.

Key words: library, informational technologies, electronic communications, informational resources.

В.Д.АРУТЮН0В

О ВОСПИТАНИИ ОРКЕСТРОВОГО МУЗЫКАНТА В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье освещается деятельность Екатеринодарского отделения Императорского русского музыкального общества, создание Екатеринодарского музыкального училища, оркестровое исполнительство на Кубани, преемственность подготовки оркестрового музыканта в региональной системе профессионального образования.

Ключевые слова: преемственность, образование, дирижирование, оркестр.

Сложившаяся на Кубани в начале XX века система профессионального музыкального образования выдержала столетнее испытание временем. Выдающуюся роль в ее формировании сыграл П. А. Махровский, ученик Н. А. Римского-Корсакова, один из организаторов Екатеринодарского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО), открытого в 1900 году. Среди его основателей - мировой судья А. Д. Бигдай, дирижер П. А. Махровский и С. И. Бабич, супруга старшего помощника начальника Кубанской области, наказного атамана Кубанского казачьего войска.

Деятельность ИРМО с каждым годом расширялась, в провинции открывались новые отделения этого общества, первые музыкальные учебные заведения. 15 ноября 1900 года было принято решение о создании музыкальных классов в Екатеринодаре, заведование которыми возложили на П. А. Махровского (1).

Из Киева для создания Кубанского войскового симфонического оркестра был приглашен дирижер Константин Августович Воут, который многое сделал для развития профессионального оркестрового исполнительства в регионе. При Кубанском казачьем войске существовал также

"Культурная жизнь Юга России "

№ 2 (27), 2008

Черноморский войсковой духовой оркестр, имевший разнообразный репертуар; в его состав входили старинные казачьи инструменты.

Важным событием в культурной жизни Кубани стало открытие в 1906 году Екатеринодарского музыкального училища. Благодаря привлеченным к деятельности столичным музыкантам и педагогам в регионе началось формирование профессионального образования в сфере оркестрового исполнительства. Так, в Екатеринодаре стали традиционными выступления оркестровых коллективов. Их концерты имели следующую тематическую и программную направленность: «Музыкальные собрания», «Ученические вечера», «Камерные собрания», «Экстренные концерты» и др.

Важно отметить, что педагогический состав оркестрового отделения училища состоял из оркестрантов-практиков, которые совмещали преподавательскую деятельность со службой в профессиональных оркестрах. Оркестровым классом руководили К. А. Воут и Г. Ф. Тамлер.

В период с 1906 по 1933 год репертуар городского (руководитель К. А. Воут) и учебного (руководители А. Н. Дроздов и Г. Ф. Тамлер) симфонических оркестров включал все симфонии Л. Бетховена, оркестровые произведения М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова. Совместно с хором и солистами оперного класса училища были исполнены оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» и «Евгений Онегин», сцены из опер М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Сорочинская ярмарка».

Значительный вклад в развитие духового исполнительства на Кубани внес Ф. М. Лоос, занимавший должность капельмейстера духового оркестра Кубанского казачьего войска до 1923 года. Как свидетельствуют фотодокументы тех лет, количество исполнителей в духовом оркестре доходило до ста человек. Примечательно, что в этот коллектив входили учащиеся Екатеринодарского музыкального училища, так как Ф. М. Лоос являлся преподавателем духовой специализации.

1 октября 1920 года на базе музыкального училища ИРМО и Филармонического общества была открыта Кубанская консерватория. Однако по причине тяжелого экономического положения в стране Наркомпрос прекратил ее финансирование. В 1922 году консерватория была преобразована в Кубанский повышенный музыкальный техникум им. А. К. Глазунова (ректор В. Н. Владимиров), 16 февраля 1923-го - в Практический музыкальный институт, а осенью того же года - в Музыкальный техникум. Первым его директором стал известный композитор В. А. Золотарев, ученик М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова.

Педагогические новации и активная концер-тно-просветительская деятельность коллектива (около 100 концертов в год) получили высокую оценку Наркомпроса с последующим выводом: «оказать внимание и поддержку одному из ценных учебных заведений Кубани и Северного Кавказа» (2). В результате, в 1934 году техникум

был переведен на государственное обеспечение, а в 1935-м переименован в Краснодарское музыкальное училище.

В довоенные годы на оркестровом отделении работали замечательные педагоги - И. П. Голубцов и его ученик М. М. Барамыкин (класс трубы), впоследствии бессменный руководитель детского оркестра Краснодарского дворца пионеров. В этом оркестровом коллективе воспитывались многие будущие студенты, а в дальнейшем педагоги колледжа. М. Д. Кирлиан (класс скрипки, камерного ансамбля) вырастил плеяду высокопрофессиональных оркестровых музыкантов, педагогов, в числе которых народный артист СССР Юрий Силантьев.

Яркой и плодотворной была деятельность учебного симфонического оркестра музыкального училища в 1930-х годах и в послевоенное время, когда коллектив возглавляли К. А. Воут, М. Н. Киракосов, П. С. Мирошниченко, Г. П. Чистяков. Вместе с хором и солистами-вокалистами оркестр исполнял сцены из опер «Борис Годунов» и «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского, второй акт оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (режиссер К. А. Ардатов, хормейстер П. И. Серебряков, балетмейстер Л. М. Савина, в главных партиях выступили учащиеся вокального отделения). Творчески насыщенным было также время, когда оркестровым классом поэтапно руководили замечательные педагоги А. К. Янченко и В. Л. Воронцов (1960-1980-е годы).

В последние годы нами разработан курс истории оркестрового исполнительства на Кубани, направленный на преемственность подготовки оркестрового музыканта в региональной системе профессионального образования. Лекции по истории оркестрового исполнительства введены в учебные программы студентов оркестровых отделений Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова. Данный курс также может изучаться студентами оркестрового факультета Краснодарского государственного университета культуры и искусств.

Как известно, творческая личность формируется в преодолении трудностей. Подготовка оперных спектаклей и крупных симфонических произведений стала тем барьером, преодоление которого приблизило молодых музыкантов к профессиональному овладению оркестровой специальностью.

Необходимо отметить, что организационно-воспитательный процесс в оркестровом коллективе имеет свою специфику и приближается к условиям работы профессионального коллектива (уделяется внимание распределению учащихся по пультам, дисциплине проведения репетиций, воспитывается должная этика взаимоотношений и т. д.). Вместе с тем отсутствие опыта у молодых музыкантов требует, прежде всего, тщательной работы над оркестровыми партиями. К началу общих репетиций учащиеся должны свободно ориентироваться в нотном тексте и даже выработать штриховое единство. Но этого можно до-

№ 2 (27), 2008 "Культурная жизнь Юга России "

■ 141

стичь лишь при раздельной работе над партиями, которая осуществляется под руководством специально назначенных преподавателей спецклассов.

За вековую историю своего существования Краснодарский музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова подготовил тысячи музыкантов, которые работают в известных по всей России и за рубежом профессиональных коллективах, таких как Кубанский симфонический оркестр, Кубанский духовой оркестр, Big-Band под руководством Г. А. Гараняна, камерный оркестр

Краснодарского государственного творческого объединения «Премьера» имени народного артиста России Л. Г. Гатова, симфонические коллективы Краснодарской, Сочинской, Майкопской филармоний.

Литература

1. К 100-летию Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова. Краснодар, 2006. С. 5.

2. Там же. С. 7.

V. D. ARUTYUNOV. ABOUT EDUCATION OF THE ORCHESTRAL MUSICIAN IN REGIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

In the article the author covers the activity of the Ekaterinodar department of the Imperial Russian Musical Society, foundation of Ekaterinodar musical collage, Orchestral activity in Kuban, continuity of the orchestral musician training in regional system of professional education.

Key words: continuity, formation, conducting, orchestra.

С. И. МАНИНА

ИНОЯЗЫЧНЫЕ ВКРАПЛЕНИЯ В АСПЕКТЕ ПРАГМАТИКИ

Иноязычные элементы, входящие в текст в виде разных его компонентов, выполняют уникальные и разнообразные прагматические функции. Национально-языковая отнесенность, позиционирование и графическое оформление иноязычных слов создают максимальное увеличение воздействующей силы высказывания.

Ключевые слова: иноязычный элемент, реалия, топоним, прагматика, функция языковой компетенции, функция демонстративная, функция адаптивная, функция мимезиса, эвфемизм, экспрессивность, транслитерация.

Среди иноязычных вкраплений основное место занимают слова и словосочетания, которые имеют интернациональный характер и могут быть употреблены в текстах любого культурного языка. Эти единицы представляют собой межь-языковой словесный фонд. Кроме того, «вкрапливаться» в речь могут и другие иноязычные элементы, не относящиеся к кругу устойчивых и интернациональных. Их особенность заключается в том, что они относятся к неассимилированной лексике и не закреплены в толковых словарях, а также в словарях иноязычных слов.

Впервые термин «иноязычное вкрапление» был введен в научный обиход А. А. Леонтьевым, который классифицировал внесистемные иноязычные элементы на основе аналитической дистрибутивной модели с четырьмя независимыми уровнями и распределил их по шестнадцати типам, рассматривая обозначаемое им явление как «сосуществование» двух текстов, двух речевых пластов (1).

Позже термин был подхвачен и развит Л. П. Крысиным. Он полагал, что иноязычные вкрапления не меняют своего графического облика и представляют собой, по существу, незамкнутые группы слов, употребление которых обусловлено степенью знакомства говорящего с иностранным языком, некоторыми стилистическими или жан-

ровыми особенностями речи. Исследователь уверенно отделил вкрапления от заимствований и эк-зотизмов на том основании, что различие между тремя названными лексическими классами «заключается в их отношении с системой употребляющего их языка» (2).

По мнению С. Влахова и С. Флорина, иноязычными вкраплениями являются слова и выражения на чужом для подлинника языке, в иноязычном их написании или транскрибированные без морфологических или синтаксических изменений, которые вводятся автором не только для придания тексту аутентичности, но и для создания атмосферы или впечатления начитанности или учености, иногда оттенка комичности или иронии (3).

В старых произведениях западной литературы было принято пересыпать изложение мудрыми фразами, афоризмами и/или просто единичными словами на латинском и древнегреческом языках. Это считалось признаком эрудиции. Русской классической литературе были присущи помимо латинских и древнегреческих французские, немецкие и английские вкрапления. Современные писатели также употребляют повседневные слова и выражения на чужом для самого произведения языке. Как отмечает С. Г. Николаев, творческая личность может остро ощущать нехватку возможностей, предоставляемых родным языком,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.