Научная статья на тему 'Из истории музыкально -просветительской деятельности А. Н. Дроздова: 1911-1916 годы'

Из истории музыкально -просветительской деятельности А. Н. Дроздова: 1911-1916 годы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
198
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ИНИЦИАТИВА / КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арутюнов Владимир Даниилович

Педагогическая и творческая деятельность коллектива Екатеринодарского музыкального училища существенно повлияла на становление профессионального музыкального образования Кубани. В статье освещается организаторский и научно-исследовательский вклад в формирование музыкально-педагогической образовательной системы на Кубани директора Екатеринодарского музыкального училища А. Н. Дроздова и его сподвижника М. Ф. Гнесина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории музыкально -просветительской деятельности А. Н. Дроздова: 1911-1916 годы»

№ 2 (45), 2012 "Культурная жизнь Юга России"

Культура и общество

В. Д. АРУТЮНОВ

ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. Н. ДРОЗДОВА: 1911-1916 ГОДЫ

Педагогическая и творческая деятельность коллектива Екатеринодарского музыкального училища существенно повлияла на становление профессионального музыкального образования Кубани. В статье освещается организаторский и научно-исследовательский вклад в формирование музыкально-педагогической образовательной системы на Кубани директора Екатеринодарского музыкального училища А. Н. Дроздова и его сподвижника М. Ф. Гнесина.

Ключевые слова: образование, творчество, инициатива, коллектив.

Многогранная просветительская деятельность Анатолия Николаевича Дроздова (1883-1950) как директора Екатеринодарского училища в период с 1911 по 1916 год сегодня представляется недооцененной. Этот талантливый пианист, вдохновенный руководитель оркестрового и оперного классов создал совместно с композитором Михаилом Фабиановичем Гнесиным, преподавателем композиции и теоретических дисциплин, новый в общероссийской исполнительской практике жанр лекций-концертов.

Замечательный исследователь истории музыкальной культуры Кубани Г. П. Борисов отмечает огромную значимость просветительской деятельности Дроздова для концертной жизни Екатери-нодара. Особенно значителен его личный вклад «в пропаганду музыки и музыкально-эстетических идей А. Н. Скрябина» [1]. Высокую оценку его таланту и культурно-организаторским способностям дают Александр Афанасьевич Слепов и Степан Иванович Еременко - одни из первых исследователей истории музыкальной культуры Кубани [2].

Творческое сотрудничество А. Н. Дроздова и М. Ф. Гнесина вывело исполнительский и педагогический уровень училища на новую высоту. Был подобран полноценный преподавательский состав учебного заведения, что послужило началом становления региональной системы профессионального музыкального образования на Кубани.

По рекомендации Дроздова в училище приглашаются специалисты высокого класса, среди которых известные исполнители-инструменталисты, вокалисты и композиторы. Среди них особого внимания заслуживает Любовь Львовна Штрейхер - скрипачка, теоретик и композитор, окончившая Петербургскую консерваторию по классу скрипки у Леопольда Семеновича Ауэра, а по классу композиции - у Анатолия Константиновича Лядова и Максимилиана Осеевича Штейн-берга.

В книге об истории Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова В. А. Фролкин отметил одну из рецензий, помещенных в журнале «Музыка» в 1914 году. В ней говорится о дебюте Л. Штрейхер в качестве дирижера симфонического оркестра Кубанского казачьего войска. Корреспондент из Екатеринодара пишет, что новая преподавательница училища по классам теории композиции (вместо ушедшего Гнеси-

на) и скрипки Любовь Штрейхер «очень удачно и уверенно дирижировала 2-м симфоническим собранием» [3]. Здесь же сообщается, что г-жа Штрейхер - первая в России женщина-дирижер. «Справедливости ради отметим, - уточнил автор, -что первое выступление Л. Г. Штрейхер в качестве дирижера оркестра музыкального училища состоялось еще раньше - в начале декабря 1913 года. Исполнялась симфония № 40 В. Моцарта» [4].

В 1913 году газета «Кубанский курьер» сообщала: «В музыкальном мире поговаривают о том, что Екатеринодар, благодаря редкой энергии местного директора Императорского музыкального училища А. Н. Дроздова постепенно превращается в музыкальный центр» [5]. В ответе на данную заметку директор училища проявил свойственную ему скромность: «Я не склонен приписывать все результаты себе. Я окружен талантливыми и энергичными сотоварищами в лице преподавателей училища» [6].

К 125-летию со дня рождения известного русского пианиста, композитора, педагога и музыкально-общественного деятеля первой половины ХХ века в 2008 году была опубликована монография «А. Н. Дроздов в Екатеринодаре» (1911-1916) -сборник, в который вошли статьи, лекции, письма, неизвестные архивные материалы, связанные с годами жизни автора в нашем городе. Использованные в книге фотографии, документы, рукописи предоставлены его дочерью Мариной Анатольевной Дроздовой. За пять лет, отданные Екатерино-дарскому музыкальному училищу, А. Н. Дроздов сформировался как крупный музыкальный деятель и просветитель.

А. Н. Дроздов был талантлив и как публицист. На протяжении всей своей жизни он сотрудничал с ведущими музыкальными журналами и издательствами, вел активную поисковую работу по проблемам искусства и творчества, вопросам музыкальной науки и профессионального образования, изучал и освещал основные репертуарные тенденции творческих коллективов. Писал о новациях в музыке и живописи, об успехах отдельных исполнителей и мастеров кисти.

В частности, в статье «Вширь и вглубь? (Альтернативы музыкально-просветительской деятельности)» Дроздов специально останавливается на вопросе о том, что «продуцирование музыкальных произведений, чуждых массе, прак-

20 "Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (45), 2012

тикуемое хотя бы в самых широких размерах, само по себе не может перевоспитать ее вкусов и победить ее инерцию <...> существенно необходимы особого рода формы и подходы» [7].

Интересны его суждения об этих «формах и подходах» - методах и приемах музыкального просвещения. Он всегда подчеркивал, что лекция, доклад, беседа «существенно облегчают восприятие непривычного материала». «В высшей степени ценными и воспитательными в концертных программах», по мнению А. Н. Дроздова, являются «сопоставления», например, «композиторов и направлений» или «однородных направлений в плоскостях различных искусств». При этом «сотрудничество искусств имеет особенно могущественное и убедительное воздействие на публику: трудно приемлемые элементы одного искусства могут получить внезапное освещение из сферы другого» [8].

А. Н. Дроздов считал целесообразным практическое применение синтеза искусств в музыкальной педагогике и исполнительской деятельности -того, что М. Ф. Гнесин называл «музыкальным чтением» (Михаил Фабианович Гнесин совершенствовался и обучался этому искусству в театральной студии В. Э. Мейерхольда). При исполнении музыки, например, в посвященной творчеству Н. А. Римского-Корсакова программе «Весеннего праздника» (27 марта 1913 года) были задействованы новые художественные полотна Михаила Александровича Врубеля (фотодиапозитивы живописных работ привезла жена художника Надежда Ивановна Забела-Врубель). Подобные «сопоставления» как форма слияния разных жанров подчеркивали широкую эрудицию и богатый талант просветителя.

Совместная просветительская деятельность А. Н. Дроздова и М. Ф. Гнесина в 1911-1916 годах послужила движителем педагогического процесса не только в Екатеринодарском музыкальном училище, но и в целом на Кубани. Концертные залы, большие аудитории превращались в места, где формируются художественно-эстетические вкусы слушателей, готовящие почву для истинного постижения шедевров и музыкально-педагогического воспитания молодого поколения.

Крепла замечательная традиция объединения в творческом коллективе местных музыкантов и приглашаемых из столиц «миссионеров», начатая в 1907 году директором училища Александром Григорьевичем Жуковским, продолженная его последователем Василием Петровичем Гу-тором (в 1908 году он создал Общество хоровых деятелей) и, наконец, широкая педагогическая и музыкально-просветительская активность А. Н. Дроздова. Все это способствовало гармоничному равновесию между учебной и творческой рабо-

той - не удивительно, что Екатеринодарское музыкальное училище быстро стало одним из ведущих музыкальных учебных заведений России.

В своих требованиях к руководителям творческих коллективов, педагогам, музыкантам-исполнителям Анатолий Николаевич Дроздов выделял следующее: «Современный деятель музыкального просвещения, помимо чисто профессионального умения, должен удовлетворять целому ряду других существенных условий <.. .> владеть всеми видами художественно-просветительного оружия: полезно ему владеть словом (лекции, доклады), пером (статьи, критика, полемика). Он должен быть сведущ или, по крайней мере, не чужд другим видам искусства, должен иметь широкий эстетический горизонт. Больше же всего должен он быть преисполнен художественной энергии, энтузиазма и веры в необходимость творимого им дела. Только при этих условиях можно <...> удовлетворительно разрешить сложную проблему музыкального просвещения» [9].

После Екатеринодара жизнь и деятельность Анатолия Николаевича Дроздова были связаны с Саратовской консерваторией, где он состоял профессором фортепиано и истории музыки, а также с учебными и концертными заведениями в Москве, в частности, с Московской консерваторией и филармонией. Яркий творческий путь этого педагога, лектора и пианиста-исполнителя, его новаторские идеи обогатили отечественную художественную культуру, что дает полное право причислять А. Н. Дроздова к одним из тех, кто стоял у истоков «нового искусства», вдохновенно и талантливо создавал его. Его благодарные ученики и последователи говорят: главным для него всегда было - служить людям, открывая им бесконечно прекрасный мир.

Литература

1. Борисов Г. П. Музыкальная культура Екате-ринодара с начала XIX века по 1920 год: дис. ... канд. искусствоведения. М., 1992. С. 115.

2. Энциклопедический словарь по истории Кубани. Краснодар, 1997.

3. Екатеринодар // Музыка. 1914. № 163. Цит. по кн.: Фролкин В. А. Краснодарский музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова. История, события, факты (1906-2006). Краснодар, 2006. С. 62-63.

4. Там же. С. 63.

5. А. Н. Дроздов в Екатеринодаре (1911-1916). Статьи, лекции, письма / ред.-сост. М. А. Дроздова. Краснодар, 2008. С. 11.

6. Там же. С. 11-12.

7. Там же. С. 26.

8. Там же. С. 27.

9. Там же.

v. d. arutyunov. from the history of a. n. drozdov's MUSIC

AND ELUCIDATIVE ACTIVITY: 1911-1916 YEARS

Pedagogical and creative activity of the group of Ekaterinodar College of Music significantly influenced on the formation of professional music education on Kuban. The article reports head of Ekaterinodar College of Music A. N. Drozdov and his associate M. F. Gnesin's organizational and research contribution to the formation of music and pedagogical educational system on Kuban. Key words: education, creativity, initiative, group.

Иллюстрации к статье см. на 3-й стр. обложки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.