Научная статья на тему 'К проблеме достоверности медиаинформации (на примере фактологического материала о М. Ф. Гнесине)'

К проблеме достоверности медиаинформации (на примере фактологического материала о М. Ф. Гнесине) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
217
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. Ф. ГНЕСИН / ЕКАТЕРИНОДАР / 1911–1913 ГГ / ФАКТОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / МЕДИАИНФОРМАЦИЯ / M. F. GNESIN / 1911–1913 YEARS / EKATERINODAR / THE FACTUAL MATERIAL / THE MEDIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аникиенко Сергей Викторович

Ставится проблема достоверности медиаинформации на примере фактологического материала о работе выдающегося советского педагога и композитора Михаила Гнесина в Екатеринодарском музыкальном училище в 1911–1913 гг. Обращение к теме обусловлено выявленными многочисленными фактологическими ошибками в источниках медиаинформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem

The article raises the problem of reliability of media information on the example off actual information about the work of the prominent Soviet educator and composer Mikhail Gnesin in the Ekaterinodar music college in 1911–1913.The article is relevant to identified numerous factual errors in the media information sources.

Текст научной работы на тему «К проблеме достоверности медиаинформации (на примере фактологического материала о М. Ф. Гнесине)»

- образовательно-информационные модели (изучение теории и истории медиа и медиаобразования, языка медиакультуры).

Вопросы медиаобразования исследуются в научных трудах отечественных и зарубежных авторов. В частности, Ю. Н. Усов разработал методику внедрения медиаобразования в учебную, внеучебную и досуговую деятельность учащихся. Главной целью медиаобразования он выдвигал «эстетическое, аудиовизуальное, эмоционально-интеллектуальное образование аудитории» [1. С. 238]. Привлечь к поиску мотивации и цели приобретения таких знаний, овладев которыми личность повысит качество своей жизни и принесет пользу обществу в целом, вот конечная цель педагогов. Ведь известно, что увлеченные своей работой люди счастливы в своем творчестве и вносят неоценимый вклад в развитие своей Родины: «Новые информационные технологии не вытесняют традиционные -количество информации продолжает нарастать. Возникает проблема информационной (коммуникативной) адаптации человека в обществе. Появление и развитие многочисленных знаковых систем, благодаря которым образуется многокомпонентное “информационное поле”, представляет собой специфическое информационное окружение человека (сочетание текстов, графического изображения, звуковых и аудиовизуальных сообщений). Проблемы развития навыков пользования визуальной и аудиовизуальной информацией исследует такое направление в современной педагогике как визуальная грамотность (англ. visual literacy)» [3].

Кроме этих серьезных, но во многом частных целей, представляется, что развитие ме-

диаобразования подтверждает правильность сторонников так называемой теории информационного общества, согласно которой основным средством развития общества выступает не производство сельскохозяйственной продукции, а затем индустриальных средств, но получение, накопление, передача и, наконец, продажа информации, технологий и научных знаний. Вероятно, для решения возникающих при этом проблем медиабезопасности, кроме обсуждения морального аспекта проблемы, необходимы и запретительные меры. Вот почему принятие Закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» приветствуется всеми, кто неравнодушен к проблеме воспитания детей.

Список литературы

1. Библер, В. С. На гранях логики культуры: книга избранных очерков. М., 1997. 440 с.

2. Капица, П. Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи: доклад на Международном конгрессе по вопросам подготовки преподавателей физики для средней школы // Вопр. философии. 1972. № 7. С. 16-19.

3. Столбникова, Е. А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Таганрог, 2006. 160 с.

4. Федоров, А. В. Медиаобразование в России: краткая история развития / А. В. Федоров, И. В. Челышева. Таганрог, 2010. 148 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80 . С. 16-23.

С. В. Аникиенко

К ПРОБЛЕМЕ ДОСТОВЕРНОСТИ МЕДИАИНФОРМАЦИИ (на примере фактологического материала о М. Ф. Гнесине)

Ставится проблема достоверности медиаинформации на примере фактологического материала о работе выдающегося советского педагога и композитора Михаила Гнесина в Екатерино-дарском музыкальном училище в 1911-1913 гг. Обращение к теме обусловлено выявленными многочисленными фактологическими ошибками в источниках медиаинформации.

Ключевые слова: М. Ф. Гнесин, Екатеринодар, 1911-1913 гг., фактологический материал, медиаинформация.

Еще 15-20 лет назад публикации в средствах массовой информации (а это были в основном газетные и журнальные материалы) представляли собой определенный историографический интерес. Это было связано в первую очередь с недостатком специальной литературы и ее малыми тиражами.

Сегодня на помощь печатным изданиям пришли электронные. Однако приходится отметить, что современные медиасредства стали представлять собой информационную опасность - не только для неискушенного и молодого исследователя, но и для школьников, студентов, простых читателей и пользователей интернет-ресурсов. Влияние «синдрома печатного слова», как мы назовем это явление (по принципу: если это опубликовано, значит - это и есть истина), оказывает пагубное влияние.

Все чаще в медиаинформации стали встречаться фактологические ошибки, неточности, а иногда и откровенные домысливания «авторов от журналистики». Справедливости ради заметим, что неточности встречались в публикациях и более раннего периода.

Намного сложнее ситуация с Интернетом. Это, как правило, зона без авторства, анонимная. Перепечатки с одной М1р-страницы на другую здесь в порядке вещей.

Яркое подтверждение этому - освещение в современных медиасредствах педагогической и музыкально-просветительской деятельности в Екатеринодаре в 1911-1913 гг. Михаила Фа-биановича Гнесина (1883-1957), композитора, педагога, музыкально-общественного деятеля. Он окончил в 1909 г. Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова. Позднее стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР, доктором искусствоведения, лауреатом Сталинской премии. Михаил Гнесин - представитель знаменитой династии Гнесиных, основавших ряд музыкально-педагогических заведений в Москве, ныне носящих их имена.

Вопрос о корректности подачи информационных материалов о Гнесине в различных медиаресурсах заслуживает, на наш взгляд, особенно пристального изучения.

Сложилась устойчивая мифилогема, что работа Гнесина в Екатеринодаре носила эпизодический характер, и, как следствие, никакого значительного следа в музыкальной жизни региона (и России в целом) она не оставила. Косвенным подтверждением этому может служить тот факт, что в Государственном архиве

Краснодарского края и Музее Краснодарского музыкального колледжа имени Н. А. Римского-Корсакова (преемника музыкального училища Екатеринодарского отделения ИРМО) не сохранилось никаких документов исследуемого нами периода. Крайне скудная информация о работе Гнесина в Екатеринодаре содержится и в опубликованных материалах. Кроме того, имеется ряд разночтений и разногласий и по вопросу о конкретном времени работы Гне-сина в Екатеринодаре, и по поводу его педагогической и общественно-музыкальной деятельности - как в опубликованных материалах самого композитора, так и в современных источниках разного характера.

Выявленные нами в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) документы позволяют уточнить фактологическую сторону работы Гнесина в Екатеринодаре и по-новому взглянуть на роль композитора в развитии музыкальной культуры южного региона и России в целом. На основании этих архивных документов мы смогли установить точное время работы Гнесина в Екатеринодарском музыкальном училище ИРМО, восстановить круг его общения и уточнить сферу его деятельности в столице Кубанской области.

Работа Гнесина в Екатеринодаре, по нашему мнению, стала предвестницей многих культурно-музыкальных и музыкально-педагогических начинаний не только в жизни самого композитора, но и послужила началом многих инициатив музыкального и педагогического характера в России, вплоть до наших дней.

Рассмотрим всего два аспекта (наиболее полно освещенных в средствах массовой информации) из многогранной деятельности Гнесина в Екатеринодаре: дата начала работы композитора в местном музыкальном училище и обзор его музыкально-педагогической и просветительской работы.

Окончив в 1909 г. консерваторию, Гнесин уезжает в родной Ростов-на-Дону. Его мечта - организовать там бесплатные народные музыкальные школы - «Школы музыкального ремесла», как называл их сам композитор. «Но <...> к открытию таких школ встретились почти непреодолимые препятствия», -писал Гнесин в «Воспоминаниях о музыкально-просветительской и педагогической деятельности в Ростове-на-Дону и Екатерино-даре»* [11. Л. 23]. (Здесь и далее материалы, обозначенные *, публикуются впервые). Ком-

позитор вынужден был вернуться в Петербург. Здесь он и получает от Екатеринодар-ского отделения ИРМО предложение о работе в музыкальном училище.

21 мая 1911 г. между Гнесиным и Дирекцией Екатеринодарского отделения ИРМО был подписан Договор о работе в Музыкальном училище Екатеринодарского отделения ИРМО «на 1911/12 и 1912/13 учебные годы, сроком с 25 августа 1911 г. и до окончания в мае 1913 г. экзаменов»* [12. Л. 1-1 об.]. Сотоварищ Гнесина по консерватории А. Н. Дроздов занял пост директора училища. Жители Екатерино-дара узнали об этом из публикации в газете «Кубанский край» 24 мая 1911 г.: «Директором музык[ального] учил[ища] и преподавателем высшего и среднего курса фортепиано приглашен лауреат (окончил с золотою медалью) Петербургской консерватории Анатолий Николаевич Дроздов. Приглашен также композитор-теоретик М. Ф. Гнесин, окончивший по классу теории композиции Римского-Корсакова...»* [26].

Работа Гнесина в Екатеринодаре продолжалась вплоть до мая 1913 г. Например, в письме Гнесина Вс. Мейерхольду из Екатеринодара от 29 апреля 1913 г. композитор сообщает: «До 12 мая я в Екатеринодаре, затем - Алушта, Таврической губернии» [22. С. 24].

Многочисленные интернет-страницы, посвященные биографии Гнесина, называют преимущественной две даты начала его работы в Екатеринодаре: 1908 и 1911 гг. Однако о сроках его работы здесь (за редким исключением) не упоминается вообще. Анализ информационных ресурсов показал, что в основе большинства из них лежат сведения, приведенные в академических энциклопедических изданиях - Большой Советской энциклопедии (БСЭ, 2-е и 3-е издания) [5; 6], «Музыкальной энциклопедии» [21] и «Музыкальном энциклопедическом словаре» [20]. Следует отметить, что эти сведения несколько не согласованы друг с другом.

Так, во 2-м издании БСЭ указывается, что Гнесин, после окончания в 1909 г. Петербургской консерватории, преподавал в рабочих музыкальных кружках Петербурга, музыкальных училищах Ростова-на-Дону и Екатеринодара [5. С. 551], тогда как в 3-м издании БСЭ информация несколько размыта: «В 1901-09 учился в Петербургской консерватории <...>. С 1908 занимался музыкально-просветительской деятельностью в рабочих кружках Петербурга

и провинции, преподавал теоретические дисциплины в музыкальных училищах Екатери-нодара <...> и Ростова-на-Дону» [6]. Из этого следует, что Гнесин преподавал в провинции, будучи студентом консерватории, чего физически не могло быть.

Это подтверждается и сведениями из «Музыкальной энциклопедии»: «С 1908 вел большую пед[агогическую] и муз[ыкально]-просветит[ительскую] работу. Будучи студентом, руководил муз[ыкальными] рабочими кружками в Петербурге, затем в Ростове-на-Дону и Екатеринодаре <...>, преподавал в муз[ыкальных] школах, уч[или]щах и кружках...» [21. С. 1025]. Здесь ключевым является слово затем, т. е. педагогическая работа в Ростове и Екатеринодаре осуществлялась Гне-синым уже после окончании консерватории.

Составители «Музыкального энциклопедического словаря», по всей вероятности, опирались на 3-е издание БСЭ: «С 1908 вел пед[агогическую] и муз[ыкально]-просве-тит[ительскую] работу Екатеринодаре <...>, Ростове-на-Дону...» [20. С. 141].

На некоторых web-страницах имеются ссылки на источник информации или автора статьи. Однако и в этом случае сведения не всегда корректны. Например, Академическая Вики-энциклопедия по еврейским и израильским темам [1] со ссылкой на Электронную еврейскую энциклопедию [35] утверждает, что Гнесин преподавал в музыкальном училище Екатеринодара с 1908 г. В самой же Электронной еврейской энциклопедии говорится, что Гнесин преподавал в музыкальных училищах Ростова-на-Дону, Екатеринодара и в консерваториях Москвы и Ленинграда с 1911 г.

Не избежали фактологических ошибок и составители статьи о Гнесине на официальном сайте Московской консерватории [19]. Так, они утверждают, что Гнесин преподавал в Екатеринодаре в 1911-1912 гг., а с 1912 г. работал в Ростове.

Следует заметить, что некоторые информационные ресурсы регулярно следят за точностью информации и исправляют свои фактологические ошибки. Так, на странице, посвященной Гнесину, в русской Википедии (и размещенной до октября 2012 г.) [8] указывалось, что он преподавал в Екатеринодаре с 1908 г. В обновленной версии той же страницы указаны более точные сведения: «С 1911 г. преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре» [7].

Полученные из информационных ресурсов данные мы обобщили в табл. 1. В первом столбце указывается информационный ресурс, на котором помещена информация о Гнесине; во втором - даты работы Гнесина в Екатери-

нодаре; в третьем - ссылка на источник приведенной информации или автора статьи; в четвертом - наши предположения о первоначальном источнике приведенной информации.

Информация о работе М. Ф. Гнесина в Екатеринодаре (по данным интернет-ресурсов)

Таблица 1

Информационный ресурс Дата Источник или автор статьи Предположения о первоначальном источнике информации

Академиче ская Вики-энциклопедия по еврейским и израильским темам [1] С 1908 г. преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре. В 1914-1921 гг. в Ростове руководил музыкальной школой и Народной консерваторией Электронная еврейская энциклопедия [35]

Биографии людей [3] С 1908 г. вел педагогическую и музыкально-просветительскую работу: руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатеринодаре. В Ростове-на-Дону в период с 1914 по 1921 г. Отсутствует Музыкальный энциклопедический словарьи (см. [20. С. 141])

Белополье[2] С 1908 г. вел педагогическую и музыкально-просветительскую работу: руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатеринодаре Отсутствует Музыкальный энциклопедический словарь (см. [20. С. 141])

Википедия (ранняя версия) [8] С 1908 г. преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре. В 1914-1921 гг. в Ростове Отсутствует

Календарь событий [14] С 1908 г. руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатеринодаре. В Ростове-на-Дону в 1914-1921 гг. Отсутствует Старая версия Википедии (см. [8])

Кроссворд-кафе [15] С 1908 г. занимался музыкально-просветительской деятельностью в рабочих кружках Петербурга и провинции, преподавал теоретические дисциплины в музыкальных училищах Екатеринодара и Ростова-на-Дону Автор - Г. М. Ципин 3-е издание БСЭ (см. [6])

Люди. Peoples.ru [18] С 1908 г. вел педагогическую и музыкально-просветительскую работу: руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатеринодаре Отсутствует Музыкальный энциклопедический словарь (см. [20. С. 141])

Русский музыкальный академический каталог [29] С 1908 г. вел педагогическую и музыкально-просветительскую работу: руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатеринодаре Отсутствует Музыкальный энциклопедический словарь (см. [20. С. 141])

Татар-информ [31] С 1908 г. руководил рабочими музыкальными кружками в Петербурге, Екатерино-даре. В Ростове-на-Дону в 1914 - 1921 гг. ***К. По материалам Calend.ru (Календарь событий, см. [14])

Окончание табл. 1

Чувашская энциклопедия [34] С 1908 г. вел большую педагогическую и музыкально-просветительскую работу: преподавал в музыкальных школах, училищах и кружках, читал лекции в Екатерино-даре и Ростове-на-Дону Автор -Л. И. Бушуева Музыкальный энциклопедический словарь (см. [20. С. 141])

RuData.ru. Энциклопедия кино [36] С 1908 г. преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре. В 1914-1921 гг. в Ростове Википедия Старая версия Википедии (см. [8])

Википедия (версия, проверенная 8 октября 2012 г.) [7] С 1911 г. преподавал в музыкальном училище в Екатеринодаре Отсутствует

Московская консерватория им. П. Чайковского [19] С 1908 г. вел большую музыкально-просветительскую и педагогическую работу, руководил музыкальными рабочими кружками в Петербурге. В 1911-1912 гг. работал в Музыкальном училище ИРМО Екате-ринодара, руководил рабочими кружками, организовывал музыкальные мероприятия. В 1912-1921 гг. преподавал в Музыкальном училище ИРМО Ростова-на-Дону Отсутствует

РИА Новости [27] В 1911-1912 гг. работал в Музыкальном училище Императорского русского музыкального общества (ИРМО) Екатеринода-ра, руководил рабочими кружками, организовывал музыкальные мероприятия. В 1912-1921 гг. преподавал в Музыкальном училище ИРМО Ростова-на-Дону На основе информации открытых источников Сайт Московской консерватории (см. [19])

Электронная еврейская энциклопедия [35] С 1911 г. преподавал в музыкальных училищах Ростова-на-Дону, Екатеринодара, в консерваториях Москвы и Ленинграда Отсутствует

Несколько иначе обстоят дела с печатными медиасредствами. Здесь информация об интересующем нас периоде практически отсутствует. Тем не менее, в публикации газеты «Краснодарские известия», посвященной истории Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова, работа Гнесина в Екатеринодарском училище отнесена автором к 1920-1930-м гг. [17].

Кстати, эта статья просто изобилует фактологическими ошибками. Так, например, избранные в 1906 г. почетными членами Екате-ринодарского отделения ИРМО М. Балакирев,

Н. Римский-Корсаков, Э. Направник и другие великие русские композиторы [9] названы автором статьи почетными попечителями училища, хотя попечительского совета училища никогда не существовало. Неверно указаны и

адреса, по которым в разные годы располагалось училище: «“Музыкалка” не раз переезжала: из здания гостиницы “Метрополь” (ныне “Центральная”) на Гимназическую, откуда фашисты выселят студентов, и педагоги будут вести лекции на дому». Точные сведения обо всех адресах училища указаны в монографии краснодарского музыковеда В. Фролкина [33]. Кроме этого, давно опубликовано и письмо Гнесина Вс. Мейерхольду, в котором он указывает точный адрес училища: «Екатерино-дар Кубанской области. Музыкальное училище императорского Русского музыкального общества. Карасунская ул[ица]» [22. С. 20]. Еще одно упоминание об адресе училища в 1912 г. мы нашли в письме Гнесина его жене: «Пиши мне на Училище: Екатеринодар. Муз[ыкальное] Училище Имп[ераторского]

Р[усского] М[узыкального] Общ[ества] на Ка-расунской ул[ице]» [24. Л. 36об.].

К слову, этот автор до сих пор не может определиться с точным месторасположением училища в 1911-1913 гг. В другой статье, в которой затрагивается вопрос о роли Гнесина в организации первой выставки русского художественного авангарда в провинции в 1912 г., она указывает очередной адрес музыкального училища - по улице Пушкина, тот, где училище стало располагаться только с 1960-х гг. [16].

Другой вопрос, который, на наш взгляд, наиболее полно освещен в средствах массовой информации, - сфера деятельности Гнесина в Екатеринодарском музыкальном училище.

Сам Гнесин достаточно скупо говорит об этом: «Кроме занятий композицией, я преподавал <...> решительно все предметы, имеющие отношение к музыкальной теории и композиции, также вел хоровые и оркестровые классы, читал лекции по истории музыки и эстетике (как в училищах, так и публичные), неоднократно дирижировал в симфонических концертах, руководил образованными мною же музыкальными кружками» [10. С. 118-119].

А. Н. Дроздов свидетельствует, что художественная деятельность Гнесина в этот период была весьма многообразна: преподавательская работа, дирижерские выступления, чтение многочисленных лекций по вопросам музыкального искусства и связи искусства с бытом, руководство музыкальными кружками, организация концертов и музыкальных торжеств (совместно с директором музыкального училища) и т. д. [13. С. 16-17].

Очень важная информация о видах деятельности Гнесина содержится в его письмах того времени жене [23-25].

По информации интернет-сайта «Русский Биографический Словарь» [28], основанной на статье «Нового Энциклопедического Словаря» (1910-1916 гг.), Гнесин в музыкальном училище Екатеринодара заведует хоровым и оркестровым классами. А известный исследователь музыкальной культуры Кубани А. Сле-пов уточняет: для наиболее подготовленных учащихся Гнесин читал курс специальной теории музыки (включая композицию), который открывал перед ними более широкое представление о гармонии, полифонии, строении музыкальной речи, приемах тематического

Таблица 2

Музыкально-педагогическая и музыкально-просветительская деятельность М. Ф. Гнесина в Екатеринодарском музыкальном училище в 1911-1913 гг.

(на основе публикаций в прессе и архивных документов)

Договор с Екатери-нодарским отделением ИРМО [12] Письма Гнесина жене [23] Гнесин. Автобиография [10] Дроздов [13] Русский биографический словарь [28] Слепов [30] Титов [32]

Класс специальной теории музыки (включая композицию) + + + + + +

Вспомогательные теоретические дисциплины + + + +

Преподавание теории на регентских курсах + + + +

Преподавание теории в классе нотной грамоты + + +

Класс ансамбля + + + +

Оркестровый класс + + + + +

Хоровой класс + + + +

Публичное чтение лекций по истории музыки и эстетике + + +

Дирижирование симфоническим оркестром + + +

Руководство кружками + +

Организация концертов + +

развития, сочинения фуги и простых форм вокальной, инструментальной музыки [30]. Исследователь С. Титов указывает, что Гнесин в Екатеринодарском музыкальном училище возглавлял класс теории музыки и композиции [32. С. 200]. В то время термин «теория композиции» обозначал весь комплекс музыкально-теоретических дисциплин: теория музыки, сольфеджио, гармония, контрапункт, канон, фуга, оркестровка и свободное сочинение. Поэтому «теорию композиции» изучали не только композиторы, но и теоретики и исполнители [4].

Согласно же «Договору о работе в музыкальном училище Екатеринодарского отделения ИРМО» Гнесин принял на себя «обязанности по классу специальной теории музыки, по всем вспомогательным теоретическим предметам, преподавание теории на регентских курсах и классе нотной грамоты, класс ансамбля, оркестровый и хоровой»* [12. Л. 1].

Полученные данные можно свести в табл. 2.

Из этой таблицы видно, что наиболее полные сведения о музыкально-педагогической и просветительской работе Гнесина в Екате-ринодаре содержатся только в воспоминаниях и письмах самого композитора, а также в воспоминаниях его ближайшего соратника

А. Н. Дроздова. Однако авторы воспоминаний ограничиваются более общими сведениями, не конкретизируя виды деятельности. Опубликованная медиаинформация не отражает в полной мере весь спектр музыкально-педагогической и просветительской работы Гнесина в Екатеринодаре.

Таким образом, мы убедились, что достоверность медиаинформации в большинстве случаев не отвечает фактологическим критериям и, в силу своей неполной достоверности, может представлять собой некоторую информационную угрозу для чересчур доверчивых и некритично настроенных пользователей.

Список литературы

1. Академическая Вики-энциклопедия по еврейским и израильским темам [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://ejwiki.org/wiki/

2. Белополье [Электронный ресурс]. иЯЪ: http://belopolye.narod.ru/known_people/february/ gnesin.htm

3. Биографии людей [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://great-people.ru/biog_04_gnesin.html

4. Бобылев, Л. Б. История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях (1862-1917) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1992. 27 с.

5. Большая советская энциклопедия : в 51 т. Т. 11. Германик-Голубь. М., 1952. 647 с.

6. Большая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 6. Газлифт-Гоголево. М., 1971. 894 с.

7. Википедия: Свободная энциклопедия. Версия, проверенная 8 октября 2012 г. [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://ru.wikipedia.org

8. Википедия: Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://ru.wikipedia. org/w/index.php

9. Гаврюшенко, Н. Четыре письма выдающихся русских композиторов в Екатеринодар / Н. Гаврюшенко, С. Аникиенко // Вопросы ре-гионоведения : сб. ст. Вып. 1. Краснодар, 2002. С. 40-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Гнесин, М. Ф. Автобиография // Гнесин М. Ф. Статьи. Воспоминания. Материалы. М. : Совет. композитор, 1961. С. 117-121.

11. Гнесин, М. Ф. Воспоминания о своей музыкально-просветительской и педагогической деятельности в Ростове-на-Дону и Екате-ринодаре, о сочинении «Реквиема», «Розариума» и др., поезде в Москву в 1920 г., встречах с А. В. Луначарским и занятиях с Н. А. Римским-Корсаковым. 1930-1949 гг. // Рос. гос. арх. литературы и искусства (далее - РГАЛИ). Ф. 2954. Оп. 1. Ед. хр. 182. 87 л.

12. Договоры М. Ф. Гнесина с Екатерино-дарским отделением РМО, Большим драматическим театром, Совкино, Комитетом радиовещания, Союзом советских композиторов, филармониями и др. о преподавательской работе, написании произведений, музыкальном оформлении спектакля и др. // РГАЛИ. Ф. 2954. Оп. 1. Ед. хр. 877.

13. Дроздов, А. Н. Михаил Фабианович Гне-син. М., 1927. 48 с.

14. Календарь событий [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.calend.ru/person/1509/

15. Кроссворд-кафе: Кроссворды, сканвор-ды, словари, биографии, афоризмы [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://www.c-cafe.ru/days/ bio/14/035_14.php

16. Куропатченко, А. От Серебряного века и далее // Краснодар. изв. 2012. 1 сент. С. 12.

17. Куропатченко, А. Рожденные ноябрем и искусством // Краснодар. изв. 2011. 1 нояб. С. 28.

18. Люди. Peoples.ru [Электронный ресурс]. URL:http://www.peoples.ru/art/music/composer

19. Московская консерватория им. П. И. Чайковского [Электронный ресурс] // Персоналии. иЯЬ: http://mosconsv.ru/ru/

20. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990. 1126 с.

21. Музыкальная энциклопедия : в 6 т. Т. 1. А-Гонг. М., 1973. 584 с.

22. Переписка В. Э. Мейерхольда и М. Ф. Гнесина // Вс. Мейерхольд и Мих. Гне-син : собрание документов. М., 2008. С. 18-42.

23. Письма М. Ф. Гнесина Надежде Товиев-не Гнесиной (жене). 1911 г. // РГАЛИ. Ф. 2954. Оп. 1. Ед. хр. 240. 79 л.

24. Письма М. Ф. Гнесина Надежде Товиев-не Гнесиной (жене). 1912 г. // РГАЛИ. Ф. 2954. Оп. 1. Ед. хр. 241. 110 л.

25. Письма М. Ф. Гнесина Надежде Товиев-не Гнесиной (жене). 1913 г. // РГАЛИ. Ф. 2954. Оп. 1. Ед. хр. 242. 90 л.

26. Приглашение директора музыкального училища // Кубанский Край. 1911. 24 мая.

27. РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/spravka/20130202/920649481.html

28. Русский биографический словарь [Электронный ресурс]. иЯЬ: http://rulex.ru/01040220. Ыт

29. Русский музыкальный академический каталог [Электронный ресурс]. URL: http:// composers.ru/2G11-G8-18-G1-25-34/145

3G. Слепов, А. Гений русской музыки: Римский-Корсаков и его ученики в Eкaтеринодaре-Краснодаре // Вольная Кубань. 1994. 19 марта. С. 3.

31. Татар-информ [Электронный ресурс]. URL: http://www.tatar-inform.ru/news

32. Титов, С. Eкaтеринодaрское отделение ИРМО // Музык. академ. 1995. J№ 5. С. 198-2G1.

33. Фролкин, В. А. Краснодарский музыкальный колледж им. Н. А. Римского-Корсакова. История, события, факты (19G6-2GG6). Краснодар, 2GG6. 24G с.

34. Чувашская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://enc.cap.ru/?lnk=1542&t= prsn

35. Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.eleven. co.il/article/11216

36. RuData.ru: Энциклопедия кино [Электронный ресурс]. URL: http://rudata.ru/wiki/

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 23-29.

В. В. Антропова

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПРЕССЫ В КОНТЕКСТЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА МЕДИАТЕКСТОВ: ЭКСПАНСИЯ МАССКУЛЬТА

Бесспорный тезис о культурологической маркированности медиатекстов потребовал обоснования возможности экстраполировать типологию культуры на печатные СМИ, функционирующие в неоднородном пространстве медиакультуры. Тексты каждого типа журнально-газетной периодики репрезентируют различные типы дискурсов, ранжирующих определенным образом ценностные смыслы лингвокультурных концептов, что напрямую соотносится с мыслью о «яростном противостоянии полярных ценностей» (В. А. Сидоров) медийного пространства.

Ключевые слова: медиакультура, типы культуры, типология СМИ, медиатекст, дискурс, лингвокультурология, аксиология журналистики, ценности.

Ценностный ракурс анализа действитель- на рубеже столетий, в эпоху «ускользающих» ности, актуализировавшийся во второй поло- ценностей, инициировал появление новых ис-вине ХХ в., усиленный новейшими социокуль- следовательских парадигм синтезирующего турными трансформациями и потрясениями, типа, ключевым понятием которых стала «цен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.