МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ MUSIC EDUCATION
|» « и
Г. Н. ГОНТАРЕНКО, Г. С. СЫЧЁВА
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
ИЗ ИСТОРИИ КОМПОЗИТОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
-I ----о — -
Тема истории становления и развития профессионального музыкального образования в Ростове-на-Дону получила широкое освещение в работах В. Леонова [8], Н. Мещеряковой [10], А. Сметанниковой [12], А. Коккезовой [7], С. Гурвича, Я. Друскина [6], М. Черных [15], Г. Сычёвой [13] и других авторов.
Отдельное место в проблематике исследований занимают вопросы, связанные с начальным музыкальным образованием как важнейшим этапом процесса становления профессиональных композиторов. В данном аспекте деятельность старейшей музыкальной школы Ростова-на-Дону (Музыкальной школы им. М. Ф. Гнесина), основанной в начале ХХ века учеником Н. А. Рим-ского-Корсакова, композитором Михаилом Фабиановичем Гнесиным, является особенно примечательной. В стенах этого учебного заведения было воспитано немалое число профессиональных исполнителей и композиторов, получивших всенародное признание и внёсших существенный вклад в развитие отечественного музыкального искусства.
Основатель школы, Михаил Фабианович Гнесин, имел глубокое убеждение, что главными задачами развития культуры горожан являются просветительство (чтение лекций о музыке, открытие музыкальных библиотек, устроение городских музыкальных мероприятий, статьи в прессе) и доступное бесплатное музыкальное образование. Первые попытки открыть бесплатную музыкальную школу, где любой желающий мог получить не только навыки игры на инструментах, но и музыкально-теоретические знания, были предприняты композитором в 1910 и в 1917 годах. Проекты не нашли поддержи у местных чиновников и были положены «под сукно». Лишь в 1920 году, когда композитор возглавлял одно из подразделений Донского отдела народ-
ного образования, ему удалось открыть музыкальную школу в Нахичевани-на-Дону1. Как отмечает хранитель музея ДМШ им. М. Ф. Гнесина Людмила Рыбальченко, основу педагогического коллектива школы составили именитые преподаватели музыкального училища ИРМО, открытого в 1900 году Матвеем Леонтьевичем Пресма-ном [11, с. 16].
За сто лет творческой жизни школы в коллективе сменилось не одно поколение учителей. В числе педагогов был и первый учитель Гнесина - Осип Осипович Фритче, которого композитор считал одним из талантливейших преподавателей города. Гнесин и сам преподавал в школе, правда, весьма недолго, так как в 1921 году был вынужден переехать из родного города в столицу. Примечательно, что, кроме Гнесина, в школе преподавали и другие признанные композиторы: Владимир Захаров, Алексей Артамонов, Тихон Сотников, Георгий Балаев, Эмми Гентош2. Их особый педагогический дар, а также уникальная творческая атмосфера самой школы сыграли существенную роль в жизни будущих профессиональных музыкантов - Гаянэ Чебо-тарян, Владимира Дружинина, Петра Геккера и Галины Гонтаренко. Все они стали видными композиторами, успешно продолжив музыкально-педагогические традиции гнесинской школы не только в России, но и за рубежом.
Гаянэ Мовсесовна Чеботарян3 посвятила свою жизнь развитию национальной композиторской школы в Армении. Работая много лет в Ереванской консерватории, Чеботарян совмещала композиторское творчество с деятельностью пианиста-исполнителя, исследователя, публициста и музыкально-общественного деятеля. Гаянэ Мовсесовна воспитала не одно поколение талантливых композиторов, музыковедов и дирижёров, которые являются яркими светилами
в истории армянской музыки: Г. Арменян, Э. Оганесян, А. Тертерян, Г. Овунц, Т. Мансурян, М. Му-радян, Г. Геодакян, М. Рухкян, М. Тер-Симонян, Н. Дероян, К. Худабашян, А. Сарьян, А. Копылов, А. Катанян, А. Восканян, Р. Мангасарян, Ю. Давтян.
Ключевую роль в творческом становлении Чеботарян сыграл её наставник по классу композиции в Ленинградской консерватории Христофор Степанович Кушнарёв4. Известный исследователь армянской монодии и полифонии направил взгляд талантливой ученицы на национальную культуру, знакомую ей ещё с детства. На занятиях он «...требовал от студентов подробного изучения этнографических сборников, анализа ладовых особенностей армянской народной музыки, её ритмики и тематического развития» [9, с. 47]. Погружение в музыкальный мир своего народа не оставило Чеботарян равнодушной. Колорит армянских национальных мелодий в сочетании с приёмами полифонического письма - главные черты её композиторского стиля. «Армянская народная песня является источником стилистических черт, обусловливающих гибкость и распевность её мелодики, "целомудренность" выражения чувств, с одной стороны, и ритмическую импульсивность, динамизм, с другой» [9, с. 48].
Чеботарян известна и своими музыковедческими трудами. Её книга «Полифония в творчестве Арама Хачатуряна» удостоилась высокой оценки самого композитора. «Вы написали прекрасную книгу, - писал Арам Ильич, - я Вам очень благодарен. Вы сумели так верно и точно препарировать мои сочинения!» (цит. по: [4, с. 39]).
Гаянэ Мовсесовна создала немало музыки для детей. Её фортепианные циклы прелюдий и фуг, пьесы для юных музыкантов и сегодня востребованы в качестве интересного и доступного педагогического репертуара для музыкальных школ.
Музыка для детей, в частности, детская опера, стала важным направлением в творчестве другого воспитанника школы им. М. Ф. Гнесина
- композитора и педагога Владимира Владимировича Дружинина5.
Сферой его творческих интересов всегда был и оставался театр. Среди сочинений Дружинина встречаются самые разные театральные жанры: музыкальные комедии «Журавли-веселики» и «Кочубеевцы», героическая оперетта «Последний маскарад», музыка к героическим спектаклям «Молодая гвардия», «Пусть цветут тюльпаны», «Полк идет», «Они сражались за Родину», балет «Мальчик из Гарлема» и другие.
Его детские оперы - «Великий Волшебник» (1964) и «Приключения Буратино» (1966)
- с большим успехом шли на сцене Ростовского государственного театра музыкальной комедии,
где композитор несколько лет работал ассистентом дирижёра. Эти спектакли были не только увлекательны, но и полны назидательного смысла. Как отмечалось в местной прессе, Владимир Владимирович обладал талантом писать доступную для понимания ребенка музыку, которая в то же время «...свежа по языку, очень современна, оптимистична и празднична» [3, с. 4]. Зная честность и бескомпромиссность детского восприятия, ему удавалось невозможное: «..."заставить" ребят слушать музыку так же внимательно, как и текст» [2, с. 3]. Положительные герои - обаятельны и правдивы, а злодеи - не столько страшны, сколько смешны благодаря точным гротескным музыкальным характеристикам. Спектакли Дружинина находили самый искренний отклик у юных зрителей: «зал то замирал в тревоге, то вновь вспыхивал смехом и аплодисментами» [3, с. 3]. Долгое время детские спектакли Владимира Дружинина были в репертуаре ростовского театра. Последнее из представлений детской оперы «Приключения Буратино» состоялось в 1992 году.
Создание масштабных музыкальных полотен - отличительная черта творчества Петра Абрамовича Геккера6. Среди сочинений Геккера: музыка к шести драматическим спектаклям, три балета, сюиты для симфонического оркестра, концерты, произведения для хора, камерно-инструментальные сочинения, вокальная музыка.
Любовь к театру композитор унаследовал от своего деда - Петра Александровича Скубы - известного оперного певца, клавиры которого внук с большим интересом изучал с юных лет.
Особым событием творческой жизни Петра Геккера стало изучение еврейской национальной культуры. Результатом непродолжительного периода жизни в Израиле в 1990-е годы и непосредственного погружения в древнюю историю Святой Земли стало создание немалого числа ярких и самобытных сочинений, отмеченных неповторимым колоритом национальной еврейской музыки. В их числе - фантазия для хора и симфонического оркестра «Иерушалаим», концертная фантазия для скрипки и струнного оркестра «Нигун», поэма для симфонического оркестра «Легенды кумранских пещер». В 2012 году композитор закончил работу над своей первой оперой «Проклятый Апостол», идея которой родилась ещё в конце 1980-х годов, после прочтения повести Леонида Андреева «Иуда Искариот». В 2015 году премьера оперы состоялась в Мариинском театре.
Совершенно иные композиторские предпочтения сложились в творчестве Галины Николаевны Гонтаренко. Её наставником по классу композиции в Ленинградской консерватории
был Вадим Николаевич Салманов (один из любимых учеников М. Гнесина, преемник его педагогических традиций). Не признавая фальши и неискренность в творчестве, Салманов стремился увидеть и помочь раскрыть индивидуальность каждого из своих учеников.
Музыка Галины Гонтаренко всегда отличалась правдой воплощения человеческих эмоций, что способствовало приоритетному положению вокальных жанров. В ряду лучших сочинений композитора - четыре кантаты, хоровой триптих, девять камерно-вокальных циклов, «Русская сюита» для симфонического оркестра, камерно-инструментальные сочинения для фортепиано, саксофона, народных инструментов. Музыкальные сочинения Гонтаренко отличают яркий мелодический тематизм и лаконичность высказываний, контрасты частей и совершенная целостность в построениях, лирико-трагедий-ные образы, «говорящая» тишина пауз, бережное отношение к поэтическому слову [14, с. 95]. Чуткого отношения к музыкальной мысли Гон-таренко требует и от своих учеников7.
Сегодня Ростов-на-Дону - миллионный город, где есть множество музыкальных школ и школ искусств, музыкальное училище, консерватория, филармония и театры, хоровые коллективы, не-
сколько оркестров. Здесь росли и обучались новые поколения исполнителей, музыковедов и композиторов, слава которых вышла уже далеко за пределы России. Многие из них достойно пополнили ряды Ростовского отделения Союза композиторов России8, которое ведёт большую концертно-про-светительскую работу и является одним из самых крупных после Москвы и Санкт-Петербруга. Сегодня Ростов-на-Дону известен как уникальная кузница джазовых музыкантов. Именно здесь впервые в России, в 1995 году, учениками К. А. На-заретова9 (многие из которых также учились в школе им. М. Ф. Гнесина) была открыта специализированная детская джазовая школа, ныне носящая имя первого профессора джаза в России. Её выпускники - известные джазовые музыканты в России и других странах. Богатая история джазового движения на Дону достойна отдельного глубокого музыковедческого исследования.
Очевидно одно: самоотверженность и преданность своей профессии музыкантов и просветителей многих поколений, особая творческая атмосфера первых музыкальных учебных заведений Ростова - та почва, на которой сегодня расцветают музыкальные таланты, приносящие славу не только родному городу, но и русской культуре в целом.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Изначально в городе были открыты три школы (в районе станицы Гниловской (Темер-ник), в Кировском районе, в Нахичевани-на-Дону), но, просуществовав недолгое время, две из них были закрыты.
2 Владимир Григорьевич Захаров (1901-1956) -композитор, хоровой дирижёр, народный артист СССР. Тихон Иванович Сотников (1901-1975)
- композитор, музыкальный деятель. Один из организаторов Ростовского отделения Союза композиторов. Георгий Михайлович Балаев (1923-2012)
- советский и российский композитор и аранжировщик. Член Союза композиторов СССР. Эмми Гентош начинал свой творческий путь в ДМШ им. М. Ф. Гнесина, а позднее руководил в ней симфоническим оркестром [11, с. 23]. Георгий Балаев вел теоретические дисциплины и руководил джазовым оркестром учащихся.
3 Гаянэ Мовсесовна Чеботарян (1918-1998) родилась в Ростове-на-Дону, в Нахичевани. В середине 1930-х Чеботарян поступила в Ростовское музыкальное училище на отделение фортепиано (класс Евгения Федоровича Гировского). С 1938 по 1943 училась в Ленинградской консерватории на двух отделениях - композиции (класс Христофора Степановича Кушнарёва) и
фортепиано (класс Моисея Яковлевича Халь-фина). В 1943 году Чеботарян переехала в Ереван, вместе со своим педагогом Кушнарёвым получив приглашение от ректора Ереванской государственной консерватории им. Комитаса Константина Соломоновича Сараджева работать в этом вузе.
4 Христофор Степанович Кушнарёв (1890- 1960)
- советский композитор, музыковед, педагог, профессор Ленинградской консерватории, основатель Ленинградской (Санкт-Петербургской) полифонической школы.
5 Владимир Владимирович Дружинин (19362001) родился в Ростове-на-Дону, в Нахичевани. В 1954 году поступил в Ростовское музыкальное училище на теоретический факультет. С 19581963 учился в Харьковской государственной консерватории (класс композиции). По 19631965 работал в Ростовском государственном театре музыкальной комедии. С 1964 года преподавал теоретические дисциплины в Ростовском музыкальном училище, а с 1967 по 1969 годы
- в РГМПИ на кафедре теории музыки. Владимир Дружинин входил в состав Правления Союза ростовских композиторов и принимал активное участие в организации Третьего фестиваля «Дон-
ская музыкальная весна» в 1966 году (см.: [1]). В 1969-1971 годах работал музыкальным редактором Комитета радиовещания и телевидения. С 1971 года преподавал в Музыкальном училище им. Октябрьской революции (ныне -Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке).
6 Пётр Абрамович Геккер (р. 1945) вырос в музыкальной семье (мать, Лидия Петровна Скуба, была преподавателем вокала и фортепиано). В 1959 году поступил в Ростовское музыкальное училище, в 1963 в Ленинградскую консерваторию в класс Владимира Ивановича Цытовича. Закончил консерваторию в 1971 г. В 1975 году Пётр Геккер был принят в Союз композиторов. В 1970-е работал музыкаль-
ным руководителем объединения «Ленкон-церт», до 1989 года в «Творческой мастерской эстрадного искусства». С 1999 года работал пианистом-концертмейстером в «Талион-клуб» в Санкт-Петербурге [5, 11-12].
7 Среди её учеников - девять лауреатов международных и всероссийских конкурсов. Шесть из них ныне являются членами Союзов композиторов России и Украины.
8 Сегодня в составе Ростовского отделения Союза композиторов России - 41 музыкант (30 композиторов и 11 музыковедов).
9 Ким Аведикович Назаретов (1936-1993) - российский джазовый пианист, дирижёр, первый профессор джаза в России. Выпускник школы им. М. Ф. Гнесина.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барсуков Э. Голоса, которые не отзвучали: Александр Павлович Долуханян. URL: http://rrosrp.ru/texts/barsukov-eduard-grigorevich/ golosa-kotorye-ne-otzvuchali/aleksandr-pavlovich-doluxanyan/.
2. Борисов М. «Великий Волшебник» // Вечерний Ростов. 1964. № 4 (6 января). С. 3.
3. Борисова А. «Приключения Буратино» // Вечерний Ростов. 1966. № 8 (11 января). С. 4.
4. Гилина Е. Гаянэ Чеботарян. Ереван: Сове-такан грох, 1979. 90 с.
5. Гуревич В. Пётр Геккер. СПб.: Композитор, 2015. 44 с.
6. Гурвич С, Друскин Я. Ростовские страницы биографии М. Ф. Гнесина // М. Ф. Гнесин: Статьи, воспоминания, материалы. М.: Сов. композитор, 1961. С. 288-301.
7. Коккезова А. Матвей Пресман - основоположник профессионального музыкального образования в Ростове-на-Дону // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 1. С. 44-49.
8. Леонов В. Музыкальное образование в Ростове-на-Дону XIX века // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 4. С. 44-46.
9. Маргарян Г. Г. Чеботарян. Концерт для
фортепиано с оркестром // Вестник Российско-армянского (славянского) университета. 2007. № 2. С.47-54.
10. Мещерякова Н. Музыкальная культура Дона и Приазовья по материалам местной прессы (1870-1917 гг.): автореф. дис. ... канд. иск. Л., 1988. 23 с.
11. Рыбальченко Л. Михаил Гнесин. Ростов н/Д: Ковчег, 2015. 72 с.
12. Сметанникова А. Ростовское отделение ИРМО: первое десятилетие работы // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 1. С. 89-94.
13. Сычёва Г. Михаил Гнесин - «строитель музыкальной жизни» провинциального города Ростова-на-Дону // Проблемы музыкальной науки. 2013. № 1. С. 92-97.
14. Франтова Т. Г. Н. Гонтаренко: «Счастье -когда пишешь, и у тебя получается» // Ростовская консерватория в лицах: Очерки. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2012. Вып. 1. С. 91-106.
15. Черных М. Образование и культура в Ростове-на-Дону (40-90-е годы XIX века) // Культура Донского края: страницы истории: сб. науч. тр. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 1993. С.38-57.
REFERENCES
1. Barsukov E. Golosa, kotorye ne otevucha-li: Aleksandr Pavlovich Dolukhanian [The Voices That No Died Away: Alexander Dolukhanian]. URL: http://rrosrp.ru/texts/barsukov-eduard-grigorevich/ golosa-kotorye-ne-otzvuchali/aleksandr-pavlov-ich-doluxanyan/.
2. Borisov M. «Velikii Volshebnik» [«The Great Magician»]. Vechernii Rostov [The Evening Rostov]. 1964. No. 4 (January 6). P. 3.
3. Borisova A. «Prikliucheniia Buratino» [«The Adventures of Buratino»]. Vechernii Rostov [The Evening Rostov]. 1966. No. 8 (January 11). P. 4.
4. Gilina E. Gaiane Chebotarian [Gaiane Che-botarian]. Erevan: Sovetakan grokh Press, 1979. 90 p.
5. Gurevich V. Petr Gekker [Petr Gekker]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 2015. 44 p.
6. Gurvich S., Druskin Ia. Rostovskie stranitsy biografii M. F. Gnesina [Rostov Pages in M. Gnes-sin's Biography]. M. F. Gnesin: Stat'i, vospominaniia, materialy [M. Gnessin: Articles, Memoirs, Materials]. Moscow: Sovetskiy kompozitor Press, 1961. P. 288301.
7. Kokkezova A. Matvei Presman - osnovo-polozhnik professional'nogo muzykal'nogo obrazo-vaniia v Rostove-na-Donu [Matthew Pressman - the Founder of Professional Music Education in Rostov-on-Don]. Kul'turnaia zhizn' Iuga Rossii [Cultural Life of the South Russia]. 2016. No. 1. P. 44-49.
8. Leonov V. Muzykal'noe obrazovanie v Ros-tove-na-Donu XIX veka [Music Education in Rostov-on-Don in the XIXth Century]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniia [World of Science, Culture, Education]. 2012. No. 4. P. 44-46.
9. Margarian G. G. Chebotarian. Kontsert dlia fortepiano s orkestrom [G. Chebotarian. Concerto for Piano and Orchestra]. Vestnik Rossiisko-armiansk-ogo (slavianskogo) universiteta [Bulletin of Russian-Armenian (Slavonic) University]. 2007. No. 2. P. 47-54.
10. Meshcheriakova N. Muzykal'naia kul'tu-ra Dona i Priazov'ia po materialam mestnoi pressy (1870-1917 gg.) [Music Culture of the Don and Azov
Areas According to Materials by the Regional Media (1870-1917)]: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts. Leningrad, 1988. 23 p.
11. Rybal'chenko L. Mikhail Gnesin [Mikhail Gnessin]. Rostov-on-Don: Kovcheg Press, 2015. 72 p.
12. Smetannikova A. Rostovskoe otdelenie IRMO: pervoe desiatiletie raboty [Rostov Branch of the Imperial Russian Music Society: the First Decade of its Work]. Problemy muzykal'noi nauki [Music Scholarship]. 2015. No. 1. P. 89-94.
13. Sycheva G. Mikhail Gnesin - «stroitel' muzykal'noi zhizni» provintsial'nogo goroda Ros-tova-na-Donu [Michail Gnessin - «the Builder of the Music Life» in the Provincial Town Rostov-on-Don]. Problemy muzykal'noi nauki [Music Scholarship]. 2013. No. 1. P. 92-97.
14. Frantova T. G. N. Gontarenko: «Schast'e -kogda pishesh', i u tebia poluchaetsia» [G. Gontaren-ko: «Happiness - it is when you write, and you get»]. Rostovskaia konservatoriia v litsakh [Rostov Conservatoire in Portraits]: essays. Rostov-on-Don: Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire, 2012. Issue 1. P. 91-106.
15. Chernykh M. Obrazovanie i kul'tura v Ros-tove-na-Donu (40-90-e gody XIX veka): [Education and Culture in Rostov-on-Don (the 40-90th years of the XIXth century]. Kul'tura Donskogo kraia: stranit-sy istorii [Culture of the Don Region: Pages of History]: collected research works. Rostov-on-Don: Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire, 1993. P. 38-57.
ИЗ ИСТОРИИ КОМПОЗИТОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
В статье освещаются основные этапы жизни и творчества ряда современных композиторов, основы профессиональной деятельности которых заложила Музыкальная школа им. М. Ф. Гнесина в Ростове-на-Дону. В статье представлены краткий экскурс в историю возникновения Музыкальной школы, сведения об основателе, его взглядах на музыкальное просвещение и начальное профессиональное образование, а также о первых преподавателях школы. Высказана мысль о том, что Бесплатная музыкальная школа, открытая Гнесиным на рубеже XX века в Нахичевани, стала уникальным местом, где была создана особая атмосфера для развития музыкальных талантов - исполнительских и композиторских. В статье привлекается обширный фактологический материал, касающийся
биографий и творческой деятельности композиторов Гаянэ Чеботарян, Владимира Дружинина, Петра Геккера и Галины Гонтаренко. Авторы полагают, что в их биографиях и творчестве наблюдается определённая преемственность с традициями, заложенными гнесинской школой в дооктябрьский период. В статье проводится мысль о преемственности поколений, связанной с открытием новых музыкальных школ, в русле новых музыкальных течений, выпускниками школы им. М. Ф. Гнесина. Упоминается джазовая Музыкальная школа им. К. А. Назаретова, одного из знаменитых выпускников «гнесинки».
Ключевые слова: композиторское образование, Гаянэ Чеботарян, Владимир Дружинин, Пётр Геккер, Галина Гонтаренко.
FROM THE HISTORY OF MUSIC EDUCATION IN ROSTOV-ON-DON
The article highlights the main stages of the life and work conformably to the series of contemporary composers, whose professional activities' basics began in the M. Gnessin Music School in Rostov-on-Don. The article gives a brief excursus into the history of the Music School; the information about the founder and the first teachers of the latter, their views on musical enlightenment and primary professional education is given. The Gratuitous music school, founded by Gnesin on the boundary of the XXth century in Nakhichevan, is suggested to have become the unique place, where the special atmosphere for the development of musical talents (in performing, and also composing art) was created. The article involved an extensive empiric material concerning the biography and creative activity
of composers, former students of the M. Gnessin School: Gayane Chebotaryan, Vladimir Druzhinin, Petr Gekker and Galina Gontarenko. The authors believe that in the appropriate biographies and works there is a certain continuity of the traditions established by the M. Gnessin School in the pre-October period. The article proposes the idea of the generations continuity associated with opening of new music schools, in line with the new music trends, initiated by the graduates of the M. Gnessin School. There given an example of the foundation of Jazz School named of K. Nazaretov, one of the famous graduates of the «Gnessinka».
Key words: composers' education, Gayane Chebotaryan, Vladimir Druzhinin, Petr Gekker, Galina Gontarenko.
Гонтаренко Галина Николаевна
профессор кафедры теории музыки и композиции Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: naukargk@mail.ru
Сычёва Галина Сергеевна
кандидат искусствоведения, методист Центра дополнительного профессионального образования Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: sgs-music@yandex.ru
Gontarenko Galina N.
Professor at the Department of Music Theory and Composition Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: naukargk@mail.ru
Sycheva Galina S.
PhD in Art Studies, methodologist at the Centre of Additional Professional Education Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire
Russia, 344002, Rostov-on-Don e-mail: sgs-music@yandex.ru