Научная статья на тему 'Отражение музыкальной культуры Кубани в периодической печати Дона конца XIX - начала XX века'

Отражение музыкальной культуры Кубани в периодической печати Дона конца XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
935
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КУБАНИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / КУБАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЧЕРНОМОРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / РОСТОВ-НА-ДОНУ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аникиенко Сергей Викторович

Процессы зарождения профессиональной музыкальной культуры в Кубанской области (конец XIX начало ХХ века) практически не нашли своего отражения в сохранившихся архивных документах. Ценная фактологическая информация содержится в публикациях периодической печати того времени. К исследованию процессов, происходивших в этот период в музыкальной культуре Кубанской области и Черноморской губернии впервые в кубанском музыкознании привлекаются материалы, опубликованные на страницах газеты «Приазовский край», издававшейся в Ростове-на-Дону. Делается вывод об исторической ценности исследуемых данных и необходимости их дальнейшего изучения, а также о взаимовлиянии музыкальных культур двух соседних регионов Кубани и Дона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отражение музыкальной культуры Кубани в периодической печати Дона конца XIX - начала XX века»

УДК 78.3 + 070 С.В. АНИКИЕНКО

ОТРАЖЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНИ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ДОНА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Аникиенко Сергей Викторович, кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры, член Союза композиторов России, член Союза журналистов России (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), anikienko1966@mail.ru

Аннотация. Процессы зарождения профессиональной музыкальной культуры в Кубанской области (конец XIX - начало ХХ века) практически не нашли своего отражения в сохранившихся архивных документах. Ценная фактологическая информация содержится в публикациях периодической печати того времени. К исследованию процессов, происходивших в этот период в музыкальной культуре Кубанской области и Черноморской губернии впервые в кубанском музыкознании привлекаются материалы, опубликованные на страницах газеты «Приазовский край», издававшейся в Ростове-на-Дону. Делается вывод об исторической ценности исследуемых данных и необходимости их дальнейшего изучения, а также о взаимовлиянии музыкальных культур двух соседних регионов -Кубани и Дона.

Ключевые слова: источниковедение, музыкальная культура Кубани, региональная пресса, музыкальная журналистика, Кубанская область, Черноморская губерния, Ростов-на-Дону.

UDC 78.3 + 070

S.V. ANIKIENKO

REFLECTION OF MUSICAL CULTURE OF KUBAN IN PERIODICALS OF DON OF THE END XIX - THE BEGINNINGS OF THE 20th CENTURY

Anikienko Sergey Viktorovich, PhD (music art), lecturer of department of musicology, composition and technique of music education of Krasnodar state institute of culture, the member of the Union of composers of Russia, the member of the Union of journalists of Russia (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), anikienko1966@mail.ru

Abstract. Processes of origin of professional musical culture in the Kuban region (the end of XIX -the beginning of the XX century) have practically not found the reflection in the remained archival documents. Valuable factual information contains in publications of periodicals of that time. To a research of the processes happening during this period in the musical culture of the Kuban region and Black Sea province for the first time in the Kuban musicology the materials published on pages of the Priazovsky Kray newspaper in Rostov-on-Don are attracted. The conclusion about historical value of the studied data and need of their further studying and also about interference of musical cultures of two neighboring regions - Kuban and Don is drawn.

Keywords, source study, musical culture of Kuban, regional press, musical journalism, Kuban region, Black Sea province, Rostov-on-Don.

В достаточно непродолжительном еще пути развития профессиональной музыкальной культуры Кубани остаются незаполненные исследователями лакуны, а многие ее страницы, особенно конца XIX - начала ХХ века, оказываются только намеченными пунктиром. Причиной этому служит ограниченное число исторических источников. Сохранившиеся архивные документы того времени отражают преимущественно административный характер происходивших процессов. Несомненную ценность для исследователей музыкальной культуры на рубеже веков имеют материалы периодической печати, донесшие до нас живое слово эпохи и имеющие в большей своей части оценочный

характер событий музыкальной жизни региона. Однако достаточно подробное ее освещение в центральной и местной прессе началось только в 1900-е годы1.

Столичные издания и периодическая печать Кубанской области конца XIX - начала ХХ века неоднократно попадали в поле зрения краснодарских исследователей -А.А. Слепова2, С.И. Ерёменко, В.А. Жадана3, Т.А. Криницкой [1, с. 37-45] и др.

Между тем освещение событий культурной жизни Кубанской области происходило не только в периодической печати обеих столиц и крупных населенных пунктов региона. Комплексный анализ российской периодики конца XIX - начала ХХ века, сделанный нами, показал наличие большого количества публикаций, в той или иной мере отражающих культурную жизнь Кубани, в периодической печати ряда южно-российских городов: Ростова-на-Дону, Харькова, Тифлиса, Ставрополя и др. Эти источники в музыкознании Кубани остаются до сих пор не исследованными.

Рубеж XIX и ХХ веков в истории культуры Кубани4 является одним из ее ключевых этапов. В Екатеринодаре и других населенных пунктах Кубанской области и Черноморской губернии (Армавире, Ейске, Новороссийске, Анапе) происходили процессы зарождения профессиональной музыкальной культуры. Одновременно шло формирование кубанской журналистики.

Сравнительный анализ путей развития музыкальной культуры и журналистики не входит в задачи настоящей статьи, однако отметим, что особенности социального и политического развития региона в заметной степени повлияли на эти процессы: они начались гораздо позже, чем в других южно-российских регионах, и имели свои особенности5.

Вплоть до 1893 года единственная газета региона6 - «Кубанские войсковые ведомости» - выходила 1 раз в неделю (52 выпуска в год). Позже ее периодичность увеличилась - сначала до 2 раз в неделю, и только с 1895 года она стала ежедневным изданием. При таких объемах вопросам музыкальной культуры не могло быть отведено много внимания, тем более что большую часть издания составляла «Официальная часть», в которой публиковались документы и распоряжения войскового начальства, столичных ведомств и другая официальная информация. Данные о количестве выявленных нами публикаций7 за 1865-1905 гг. сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Данные о количестве выявленных публикаций, отражающих музыкальную культуру Кубанской области, в газете «Кубанские войсковые ведомости» (1865-1905 гг.)

Год Количество публикаций Год Количество публикаций

1865 -

27 1898 151

1870

1871 -1875 23 1899 156

1 Число публикаций о музыкальной жизни Кубанской области в местной печати многократно возросло с 1906 года, вместе со значительным увеличением количества изданий в регионе.

2 На основе этих публикаций им написан ряд работ [2], а также составлен библиографический указатель [3].

3 Материалы периодической печати Кубани использованы в диссертациях и монографиях ученых [4, 5 и др.].

4 Кубанская область и Черноморская губерния включала в себя современные территории Краснодарского края, Республики Адыгея, практически всей Карачаево-Черкесской Республики, а также части Ростовской области и Ставропольского края.

5 Более подробно см. [6].

6 В 1882-1885 гг. в Екатеринодаре издавалась еще и частная общественная, литературная и политическая газета «Кубань».

7 При подсчете публикаций учитывались не только отдельные названия, но и упоминания в других материалах, а также реклама и объявления.

Таблица 1 (окончание)

1876 -1880 21 1900 132

1881 -1885 11 1901 155

1886 -1890 61 1902 159

1891 -1894 127 1903 153

1895 114 1904 98

1896 189 1905 64

1897 102

Как видно из таблицы, особенно в первые годы существования газеты «Кубанские войсковые ведомости», количество публикаций составляло в среднем от 2 до 6 в год. И только начиная со второй половины 1880-х годов наметилась тенденция к более подробному освещению событий музыкальной жизни региона. Это связано, конечно, с появлением в Екатеринодаре кружка любителей музыки, способствовавшего активизации местной интеллигенции. Тем не менее подобные публикации носили в достаточно большой степени единичный и нерегулярный характер.

В этой связи приобретает актуальность вовлечение в круг источниковедческого исследования материалов о музыкальной культуре Кубани, опубликованных в периодической печати Дона. Они не только уточняют фактологическую сторону происходящих в Кубанской области и Черноморской губернии процессов зарождения профессиональной музыкальной культуры, но в ряде случаев дополняют имеющуюся в кубанской периодике информацию. Кроме того, вплоть до появления на Кубани в 1905-1906 годах новых частных периодических изданий пресса соседнего региона являлась альтернативным источником информации, который помогает дать объективную оценку происходившим событиям.

Наиболее значимым изданием Ростова-на-Дону этого периода являлась газета «Приазовский край». Ее первый номер вышел 1 сентября 1891 года, и в течение короткого срока издание вошло в первую пятерку самых крупных российских провинциальных газет [7, с. 4]. От «Кубанских войсковых ведомостей» его с первых дней отличали ежедневные выпуски и неофициальный характер публикуемых материалов. А по числу подписчиков в Екатеринодаре в 1902 году газета «Приазовский край» практически ничем не уступала местному печатному органу8.

В политику развития издания (так называемую «программу газеты») изначально были заложены широкие межрегиональные связи, для чего «редакция вошла в непосредственные сношения с лицами, ей лично известными, принявшими на себя обязанности корреспондентов» [9]. Кроме того, редакцией были организованы отделения в Таганроге, Новочеркасске, Мариуполе, Бердянске и Екатеринодаре. Чуть позже в Екатеринодаре и Ставрополе были организованы собственные корреспондентские пункты [7, с. 13-14].

8 Так, 23 августа 1902 года екатеринодарский корреспондент сообщал о количестве периодических изданий, выписываемых обывателями Екатеринодара. Среди них «Кубанские ведомости» получали 460 человек, а «Приазовский край» - 456 [8].

Эта региональная направленность отразилась не только на тематической, но и на содержательной структуре издания. Основное внимание газета уделяла освещению фактов, событий и проблем местной жизни крупных городов южно-российского региона: самоуправлению, благоустройству, промышленности и сельскому хозяйству, культуре, образованию. При этом для каждого города отводился отдельный блок газетной площади.

С позиций источниковедения кубанской музыкальной культуры наиболее ценными представляются выпуски первого десятилетия существования газеты «Приазовский край»9 (с 1891 по 1900 год), когда на территории Кубанской области и Черноморской губернии еще не существовало других изданий, кроме «Кубанских областных ведомостей». Несомненный интерес для исследования представляют и публикации более позднего периода.

Несмотря на то, что количество публикаций в «Приазовском крае», в той или иной степени отражающих музыкальную жизнь Кубани, от года к году колебалось очень сильно (таблица 2), они дают довольно подробную картину процесса зарождения профессиональной музыкальной культуры региона. Заметим, что освещению на страницах газеты «Приазовский край» культурной жизни других южно-российских регионов отводилось гораздо меньше места.

Таблица 2

Количество публикаций в газете «Приазовский край», посвященных вопросам музыкальной культуры Кубанской области и Черноморской губернии (1891-1905 гг.)

Год Число публикаций Екатеринодар Новороссийск Анапа Ейск Другие населенные пункты Анонсы и объявления

1891 6 6 - - - - -

1892 6 5 - - 1 - -

1893 11 10 - - - - 1

1894 20 15 2 - 2 - 1

1895 16 10 3 1 1 -

1896 6 2 1 - 2 - 1

1897 22 8 8 - 4 - 1

1898 14 9 5 - - -

1899 15 14 - 1 - -

1900 9 2 5 2 - - 1

1901 49 32 18 - - 1 1

1902 22 13 8 - 1 2 -

1903 28 18 6 - 3 1 -

1904 16 9 4 - 3 - -

1905 15 7 6 - 1 2 2

Итого 255 160 66 4 18 6 7

Резкие количественные колебания исследуемых материалов связаны в первую очередь с отсутствием на Кубани и в Черноморской губернии постоянных корреспондентов на местах10, а в некоторые периоды материалы из Екатеринодара вообще отсутствовали. Кроме того, эти публикации в немалой степени отражали собственные интересы авторов (новости местного самоуправления, информация о выборах в городскую думу, криминальные сводки и т.п.) и не отражали в полной мере политику

9 Изученные de visu издания хранятся в Донской государственной публичной библиотеке и Государственном архиве Краснодарского края.

10 Работа собственного корреспондента в Екатеринодаре достаточно непродолжительное время практиковалась только редакцией газеты «Донская речь».

редакции газеты. (Заметим, что освещение культурной жизни Ростова, Нахичевани, Новочеркасска и Таганрога - городов, входивших в Область войска Донского - на страницах «Приазовского края» было достаточно подробным.)

Второй причиной такой ситуации в вопросах освещения музыкальной культуры соседних регионов в газете «Приазовский край» являлось то, что это было политическое, экономическое и литературное издание. А это подразумевало прежде всего соответствующую направленность размещавшихся в ней материалов. При этом, как отмечает Е.Е. Воронцова, «Приазовский край» не делал ставку на определенные группы читательской аудитории в плане политическом, сословном, демографическом или национальном. Универсальность, оперативность местной, российской, зарубежной информации, компетентность в вопросах регионального рынка (товарно-сырьевого, биржевого, кредитно-банковского), материалы для занимательного чтения привлекали читателей к газете независимо от их социально-политических предпочтений» [7, с. 17].

Все это в сумме, безусловно, отразилось на количественных показателях публикаций о событиях в музыкальной жизни Кубани в газете «Приазовский край».

Общее число корреспондентов из Екатеринодара было невелико. Многие материалы публиковались анонимно; имена других были скрыты под псевдонимами Довгоч-хун, Странник, Анин, И. Александрович, 2. и др. В 1892-1894 гг. с изданием тесно сотрудничал Барвинок, хорошо известный екатеринодарским читателям по публикациям в «Кубанских областных ведомостях».

В этот период в ростовских изданиях публикуется информация о музыкальных событиях не только в Екатеринодаре и крупных населенных пунктах Кубанской области (Ейск, Армавир) и Черноморской губернии (Анапа, Новороссийск), а также еще в ряде мелких сел и посадов, таких как Геленджик и Сочи. Вначале это были преимущественно упоминания в хронике событий или анонсах о предстоящих концертах местных исполнителей и гастролирующих артистов. Задачей корреспондентов была простая фиксация событий. Постепенно материалы стали принимать аналитический характер. В них нашли отражение наиболее значимые события культурно-музыкальной жизни региона: постановка силами Екатеринодарского кружка любителей музыки оперы Ф. Флотова «Страделла» и оперетты А. Бигдая и П. Махровского «Черноморский побыт», выход сборников А. Бигдая «Песни кубанских казаков», поднимается вопрос о необходимости строительства в Екатеринодаре Зимнего театра, о деятельности Новороссийского музыкально-драматического общества, Ейского общества любителей изящных искусств и др.

Как предостерегала И.Ф. Петровская, «не все сообщения [периодической печати] верны и с фактической стороны» [10, с. 155]. В качестве способа проверки она предлагала сопоставление с иными материалами, в том числе и с сообщениями других периодических изданий. Такое сопоставление публикаций «Приазовского края» и «Кубанских областных ведомостей» показывает их полную фактологическую идентичность. Несомненная их ценность - в принципиально ином, нежели в «Кубанских областных ведомостях», взгляде на происходящие события. Официальная кубанская власть не могла запретить авторам высказывать свое мнение на страницах газеты соседнего региона.

Многие события, упоминание о которых мы находим на страницах «Приазовского края», не нашли своего отражения в кубанской прессе. На первый взгляд кажущиеся незначительными, они тем не менее помогают воссоздать общую картину зарождения профессиональной музыкальной культуры на Кубани. К их числу можно отнести короткую информацию о том, что в период организации Екатеринодарского отделения ИРМО А.Д. Бигдай обратился в Новороссийскую думу с ходатайством о субсидии «на предполагаемое к открытию на Северном Кавказе музыкальное училище». Ему было отказано. Как писал корреспондент, «где уж нам заниматься музыкой, когда у нас нет средств на рытье колодцев. Скоро будем сидеть без воды» [11].

Из анализа публикаций в газете «Приазовский край» можно сделать еще один немаловажный вывод - процесс зарождения профессиональной музыкальной культуры в регионе не был внутренне закрытым. Хотя творческие связи музыкантов Екатери-нодара и Ростова были единичными и носили случайный характер, некоторые ростовские музыканты (А.М. Рутин, Я.А. Назаров и др.) вели в Екатеринодаре активную педагогическую и концертную деятельность и в немалой степени способствовали деятельности местных музыкальных учебных заведений. Межрегиональное общение осуществлялось и гастролирующими столичными и провинциальными артистами, и опереточными труппами.

Таким образом, публикации в прессе соседних регионов, посвященные вопросам музыкальной культуры Екатеринодара и Кубанской области, с одной стороны, дают дополнительную информацию о процессах зарождения и формирования профессиональной музыкальной культуры на Кубани. С другой стороны, они уточняют их фактологическую и хронологическую составляющие и демонстрируют несколько иной подход к проблемам музыкальной культуры, заметно отличающийся от официальной кубанской прессы этого периода.

Публикации в газете «Приазовский край», посвященные музыкальной культуре Кубани, имеют не только историческую, но и свою научную ценность, требуют глубокого всестороннего исследования, в том числе и с точки зрения развития музыкальной журналистики.

Литература

1. Криницкая Т.А. Музыкальная жизнь Кубани в периодике рубежа XIX - середины XX века (по материалам Государственного архива Краснодарского края) // Традиционная народная культура и современность: проблемы сохранения и возвращения в жизнь: материалы науч.-практ. конф. Краснодар: Традиция, 2011.

2. Основные труды музыковеда А.А. Слепова // Методические аспекты исполнительской деятельности в детской школе искусств и эстетических центрах: материалы 6-й зонал. науч.-практ. конф. Ч. 2. Краснодар, 2016. С. 64-69.

3. Слепов А.А. Указатель материалов по истории музыкальной культуры Кубани (1865-1942 г.). Вып. 1 // ГАКК. Ф. Р-1513. Оп. 5. Д. 2.

4. Ерёменко С.И. Хоровое искусство Кубани. Краснодар, 1977.

5. Жадан В.А. Музыкальная культура Кубани XIX - начала XX столетия: Исторический аспект: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Краснодар, 2001. 308 с.

6. Аникиенко С.В., Эрцэнгель Г.Ю. Зарождение и развитие музыкальной журналистики на Кубани: исторический аспект // Музыка в пространстве медиакультуры: сб. ст. по материалам Третьей Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Изд-во КГИК, 2016. С. 94-97.

7. Воронцова Е.Е. Региональная газета «Приазовский край» (1891-1917 гг.). Ис-торико-топологическое исследование: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. Ростов н/Д, 1994. 20 с.

8. Екатеринодар // Приазовский край. 1902. 23 авг.

9. Программа газеты «Приазовский край» // Приазовский край. 1891. 1 сент.

10. Петровская И.Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII - начала ХХ века. М.: Музыка, 1983.

11. Третьяк В. Новороссийск // Приазовский край. 1900. 28 июня.

References

1. Krinitskaya T.A. Musical life of Kuban in the periodical press of a boundary XIX -the middle of the 20th century (on materials of the State archive of Krasnodar region) // Traditional national culture and the present: problems of preservation and return to life. Krasnodar, 2001.

2. The main works of the musicologist A.A. Slepov // Methodical aspects of performing activity at children's school of arts and the esthetic centers. Krasnodar, 2016.

3. Slepov A.A. The index of materials on history of musical culture of Kuban (18651942). Ed. 1 // State archive of the Krasnodar region. Fond P-1513. List 5. Case 2.

4. Eremenko S.I. Horovoe iskusstvo Kubani [Choral art of Kuban]. Krasnodar, 1977.

5. Zhadan V.A. The musical culture of Kuban of XIX - the beginning of the XX century: Historical aspect: sinopsis of the thesis ... PhD (hist.): 07.00.02. Krasnodar, 2001.

6. Anikienko S.V., Ertsengel G. Yu. Origin and development of musical journalism in Kuban: historical aspect // Music in media culture space. Krasnodar, 2016.

7. Vorontsova E.E. Regional newspaper "Priazovsky Kray" (1891-1917). Historical and topological research: synopsis of the thesis ... PhD (philological science): 10.01.10. Rostov-on-Don, 1994.

8. Ekaterinodar // Priazovskij kraj, 1902, Aug. 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Program of the «Priazovsky kray» newspaper // Priazovskij kray, 1891, Sept. 1.

10. Petrovskaya I.F. Istochnikovedenie istorii russkoj muzykalnoj kultury XVIII - nachala XX veka [Source study of history of the Russian musical culture of XVIII - the beginning of the XX century]. Moskow, 1983.

11. Tretyak V. Novorossiysk // Priazovskij kray. 1900. June 28.

УДК 7.036 Б.П. БОРИСОВ

РЕАЛИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ В ДОСТИЖЕНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ АУТЕНТИЧНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

Борисов Борис Петрович, доктор философских наук, профессор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), BorisB50@mail.ru

Аннотация. В условиях кризиса всемирно-исторического идеала искусство теряет опору на реализм правды жизни и превращается в производителя художественных симулякров. В музыкально-исполнительском искусстве этот процесс обнаруживает себя, в частности, в виде драйв-переинтонирования традиционных музыкальных текстов.

Ключевые слова: искусство, музыкальное исполнение, постмодерн, реализм, стиль.

UDC 7.036 B.P. BORISOV

REALISM AND POSTMODERNISM IN ACHIEVEMENT OF MUSICAL AND PERFORMING AUTHENTICITY OF THE ART IMAGE

Borisov Boris Petrovich, Full PhD (philosophical science), Full professor of Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), BorisB50@mail.ru

Abstract. In the conditions of crisis of a world-wide and historical ideal art loses a support on realism of facts of life and turns into the producer of art simulacra. In musical performing art this process finds itself, in particular, in a look the drive re-intonationing of traditional musical texts. Keywords: art, musical execution, postmodern, realism, style.

Главной задачей искусства в условиях нашей современности становится погружение человека в симулякр подлинности [3]. Человечество, вступившее в историческую эпоху своего заката (коей является коммунистическая общественно-экономическая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.