Научная статья на тему 'Реклама как исторический источник изучения способа продвижения товаров предпринимателями Кубанской области (конец XIX В. - 1914 г. )'

Реклама как исторический источник изучения способа продвижения товаров предпринимателями Кубанской области (конец XIX В. - 1914 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
299
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУБАНСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / РЕКЛАМА / СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ / РЫНОК СБЫТА / KUBAN BUSINESSMEN / CAPITALIST COMPETITION / ADVERTISING / SOUVENIR PRODUCTS / SALES MARKET

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анбиндер Каролина Николаевна

В статье автор рассматривает объявления в кубанских газетах, рекламу в «Кубанских календарях», материалы из Государственного архива Краснодарского края, рекламу из фондов Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Фелицына как исторический источник изучения способа продвижения товаров и услуг кубанскими предпринимателями в конце XIX начале XX вв. Капиталистическая конкуренция сделала рекламу ключевым элементом торговли. Изучая рекламный материал обозначенного периода, автор приходит к выводу о том, в каких отраслях экономики конкуренция была наиболее острой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVERTISING AS THE HISTORICAL SOURCE OF STUDYING THE WAY OF GOODS ADVANCE BY BUSINESSMEN OF THE KUBAN REGION (THE END OF THE 19TH CENTURY-1914)

In the paper, the author examines announcements in the Kuban newspapers, advertising in The Kuban Calendars, materials from the Public Archive of the Krasnodar Region and advertising from Funds of the Krasnodar State Historical Archaeological Memorial Estate named after Felitsyn as a historical source of studying the way of advance of goods and services by the Kuban businessmen at the end of the 19th the beginning of the 20th centuries. The capitalist competition made advertising a key element of trade. Basing on the studied advertising material of the specified period, the author identifies branches of economy in which the competition was the sharpest.

Текст научной работы на тему «Реклама как исторический источник изучения способа продвижения товаров предпринимателями Кубанской области (конец XIX В. - 1914 г. )»

УДК 94(470.62)«18/19»:659 ББК 63.3(235.7)5 А 64

К.Н. Анбиндер,

преподаватель Краснодарского гуманитарно-технологического колледжа, аспирант кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского государственного педагогического университета, г. Армавир, тел.: + 79094551450, e-mail: [email protected]

РЕКЛАМА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБА ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ (КОНЕЦ XIX В. - 1914 Г.)

(Рецензирована)

Аннотация. В статье автор рассматривает объявления в кубанских газетах, рекламу в «Кубанских календарях», материалы из Государственного архива Краснодарского края, рекламу из фондов Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Фелицына как исторический источник изучения способа продвижения товаров и услуг кубанскими предпринимателями в конце XIX - начале XX вв. Капиталистическая конкуренция сделала рекламу ключевым элементом торговли. Изучая рекламный материал обозначенного периода, автор приходит к выводу о том, в каких отраслях экономики конкуренция была наиболее острой.

Ключевые слова: кубанские предприниматели, капиталистическая конкуренция, реклама, сувенирная продукция, рынок сбыта.

K.N. Anbinder,

Teacher of the Krasnodar College of the Humanities and Technology, postgraduate student of Department of General and National History of the Armavir State Pedagogical University, Armavir, ph.: +79094551450, e-mail: [email protected]

ADVERTISING AS THE HISTORICAL SOURCE OF STUDYING THE WAY OF GOODS ADVANCE BY BUSINESSMEN OF THE KUBAN REGION (THE END OF THE 19th CENTURY - 1914)

Abstract. In the paper, the author examines announcements in the Kuban newspapers, advertising in The Kuban Calendars, materials from the Public Archive of the Krasnodar Region and advertising from Funds of the Krasnodar State Historical Archaeological Memorial Estate named after Felitsyn as a historical source of studying the way of advance of goods and services by the Kuban businessmen at the end of the 19th - the beginning of the 20th centuries. The capitalist competition made advertising a key element of trade. Basing on the studied advertising material of the specified period, the author identifies branches of economy in which the competition was the sharpest.

Keywords: Kuban businessmen, capitalist competition, advertising, souvenir products, sales market.

Отмена крепостного права, окончание «военного» этапа в истории Кубанской области, строительство Владикавказской железной дороги создали условия для переселения на Кубань большой массы малоземельного крестьянства. Кубанская область вступила в период бурного экономического развития, результатом чего стало формирование торговой и промышленной буржуазии. В этих условиях появилась необходимость выделить свой товар на рынке сбыта среди множества аналогичных. Начался период продвижения кубанских товаров крупными производителями, которые выводили свои товары не только на региональный, но и на всероссийский рынок. В период капиталистической конкуренции именно реклама стала ключевым элементом торговли. Поэтому сегодня мы обращаемся к рекламным материалам как историческому источнику, по которому можно отследить направления развития экономики Кубанской области, определить, в каких отраслях и когда конкуренция была наиболее острой.

Особенности экономического развития Кубанской области определяли, в большинстве своём, состав местных рекламодателей. В Екатеринодаре в начале XX в. большой популярностью пользовалась продукция паровой колбасной фабрики Митрофана Дмитриевича Цырульникова. Только в Екатери-нодаре насчитывалось три магазина этого производителя. Важной функцией рекламы является доведение до потребителя информации обо всех новинках производителя, и поскольку Митрофан Дмитриевич постоянно стремился улучшить качество выпускаемой продукции, то спешил известить об этом своих покупателей со страниц местных газет: «Имею честь известить почтенную публику города Екатеринодара и его окрестностей, что мною выписан из Петербурга засольщик» [1].

Колбасная фабрика Цырульни-кова выпускала и консервы. Кубанские производители и их товары составляли достойную конкуренцию на международных выставках. В частности, реклама производства М.Д. Цырульникова в «Кубанском календаре» гордо сообщала, что «на Ростовско-Донской выставке ими получена золотая медаль, а также на Брюссельской выставке золотая медаль и почетный крест» [2].

Наряду с перерабатывающей промышленностью на Кубани развитие получили такие отрасли растениеводства, как садоводство и плодоводство. Украшением Екате-ринодара было «Садовое заведение братьев Шик». Ф.П. Шик родился и вырос в германии, в конце 1870-х гг. приехал на Кубань, где основал свое дело. В 1879 г. Фридрих Петрович арендовал у городских властей землю под садовое заведение, построил парники и оранжерею. В местных газетах довольно часто можно было увидеть рекламу цветочного магазина братьев Шик. Он находился в центре Екатеринодара на улице Красной [3] и торговал семенами и саженцами всевозможных растений: фруктовых, декоративных, комнатных [4]. Здесь можно было заказать букет или приобрести лучший садовый инструмент. В 1887 г. плоды, выращенные Шиком, удостоились золотой медали на всероссийской выставке в харькове. Садовое заведение многократно размещало рекламные объявления в «Кубанских календарях», ежегодно выпускало большой иллюстрированный каталог-прейскурант, который рассылали всем желающим бесплатно.

Так как арендованную землю пришлось вернуть городу, то в 1890-х гг. появляется новый сад братьев Шик, находившийся недалеко от городского сада. Здесь располагались парники, оранжереи, розарий. Сад был изрезан каналами, соединенными мостиками. Погулять в этот парк мог прийти

любой екатеринодарец абсолютно бесплатно.

Кубанское экономическое общество в 1893 г. организовало в Ека-теринодаре выставку садоводства, плодоводства, виноградарства и виноделия. И опять самыми большими по величине оказались экземпляры, представленные садовым заведением братьев Шик. Рекламное объявление в «Кубанских областных ведомостях» делало акцент на том, что фирма бр. Шик была удостоена в 1890 и 1893 гг. наград Санкт-Петербургского Российского общества садоводства, а в 1890 и 1894 гг. получила награды Российского общества за труды по плодоводству [5]. Используя возможности печатной рекламы, сад получил известность во всей Российской империи.

На базе сельскохозяйственной продукции развитие получило кожевенное производство. В Екатери-нодаре пользовался известностью завод Василия Михайловича Кот-лярова, на котором в 1884 г. изготавливалось 62 тыс. изделий на сумму 38 тыс. руб. Посетив склады этой фирмы, можно было приобрести подошву и лаковые кожи. Фирма Котлярова в «Кубанских календарях» неоднократно предлагала жителям области приобрести: бокс, хром, опойку, сафьян, юфть. Даже после смерти владельца качество выпускаемой продукции не ухудшилось. О чем реклама в местной прессе заявляла: «За изящество и практичность обуви собственного производства фирма «Оптово-розничное кожевенное и обувное дело наследников Иллариона Котлярова» награждена двумя большими золотыми медалями» [6]. В распоряжении фирмы были: «Собственный гамбургский кожевенный завод, посадочные мастерские, фабрика заготовок и до 100 мастерских с количеством рабочих около 700 человек» [7].

Мукомольная промышленность была самой крупной отраслью Кубанской области. В 1882 г. Иосиф

Иванович Дицман открыл в Екате-ринодаре паровую мельницу. Чтобы подробнее ознакомить жителей Кубанской области с деятельностью своей конторы, была выпущена рекламная брошюра, хранящаяся в Краснодарском музее им. Фели-цына. На второй странице расписывались достоинства фирмы, что это «главная контора в Екатерино-даре, заявленная отделу промышленности за № 9052 от 17 апреля 1912 г. Суточный перемол пшеницы - 7 тысяч пудов. Склады мучных и зерновых продуктов И. Диц-мана находятся в Новороссийске, Сухуми, Сочи. По особому заказу изготавливается пасхальная мука» [8]. На третьей странице находился прейскурант цен. А на последней - четвертой - фотография конторы «Дицман».

Николай Иванович Дицман в 1883 г. ввёл в эксплуатацию мощную паровую мельницу, на которой пять рабочих вместе с хозяином и его сыновьями производили до 1 607 856 пудов муки в год. Как сообщала реклама, фирма имела паровую вальцовую мельницу в Екатерино-даре, а представители этой компании работали в Витебске, Керчи, Кутаиси, Тифлисе, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, во всех главных городах Средней Азии. Занимаясь производством и продажей муки, семейство Дицман в конце XIX в. открыло пароходство на реке Кубань. В «Кубанских областных ведомостях» постоянно публиковали расписание рейсов пароходства Дицман от Ека-теринодара до Темрюка [9]. В 1901 г. И.Н. Дицман основал пароходство «Товарищество Дицман». Объявления в местной прессе сообщали жителям области, что пароходство «Товарищества Дицман» осуществляло морское пассажирское и товарное сообщение по Азовскому морю и по рекам Кубани и Протоке [10]. В 1914 г., вытеснив всех конкурентов, «Товарищество Дицман» превратилось в АО «Кубанское пароходство».

Предприниматели Кубанской области иногда становились владельцами сразу нескольких предприятий. Так, Виктор Карлович Вильде первоначально являлся хозяином крупнейшей в селе Армавир аптеки. Когда публикации разного рода реклам и объявлений своим владельцам стали приносить немалый доход, Вильде в 1900 г. решил выпускать газету - «Армавирский листок объявлений» - редактором и издателем которой был сам. Выходил «Армавирский листок объявлений» от двух до семи раз в неделю. Выпускался в количестве одной тысячи экземпляров. Рассылался всем учреждениям и лицам на дом бесплатно [11]. Программа листка включала казенные и частные объявления. Прием объявлений производился в конторе редакции с 8 часов утра до 8 часов вечера. Такса за объявление составляла на первой странице 10 копеек, на остальных - 6 копеек. Если объявление публиковалось в течение продолжительного срока, редакция делала значительную скидку. Также в редакции газеты был открыт справочный отдел [12].

К началу XX в. в Армавире пиво, минеральные воды и фруктовые напитки производили три завода: И.В. Зубарева - «Кавказская Бавария», завод Г.Б. Челидзе - «Новая Бавария», и завод И.И. гржибы - «гамбринус». Данный вид бизнеса был достаточно прибыльным, поэтому Виктор Карлович становится совладельцем стекольного завода В.К. Вильде, Г.Б. Челидзе и Ко [13; 596].

Практически в каждом номере «Армавирского листка объявлений» Вильде рекламировал свой аптечный склад, где можно было по низким ценам купить медикаменты, зубные средства и фотографические принадлежности. Для аптекарей и фельдшеров делались скидки, а стекольный завод Вильде-Челидзе предлагал производителям напитков приобрести фирменные

бутылки: пивные, винные, минеральных вод, а также банки всех размеров из желтого, зеленого и белого стекла.

«Армавирский листок объявлений» выходил в свет до 1905 г., пока редакцию не сожгли во время одного из черносотенных погромов [14; 5].

Большой популярностью не только в Кубанской области, но и по всей России пользовались товары товарищества Богарсуковых. В 70-е годы XIX в. Никита Павлович с братьями в Екатеринодаре основал торговый дом, который вел оптовую и розничную мануфактурную торговлю. В 1910 г. фирмы «Братья Карп и христофор Богарсуковы» и «Никита Богарсуков и сыновья» акционировали свои предприятия. Так на Кубани появился торговый дом «Братья Богарсуковы», ставший одной из крупнейших торговых фирм в России.

В современном мире существует правило: чем больше становится прибыль предприятия, тем больше следует тратить денег на рекламу. Уже в начале XX в., на примере фирмы братьев Богарсуковых, мы видим применение этого правила в работе их фирмы.

Именно в начале хх в. рекламодатели начинают рассматривать печать как средство вывода рекламных объявлений на массовую аудиторию потребителей товаров и услуг. Фирма Богарсуковых активно применяла тактические рекламные решения: объявления, стимулирующие сезонную распродажу. С помощью прессы доводила эти сведения до жителей области: «Торговый дом Богарсуков с сыновьями с 19 по 26 января 1900 г. проводит большую распродажу остатков мануфактурных товаров со скидкой 50%». Изящные модные ткани предлагались от 10 копеек, шерстяные товары - от 12 коп., шелковые - от 15 коп., суконные товары двойной ширины - от 20 коп., тюль гардинная - от 8 коп., большие

бархатные ковры - от 4 рублей 50 копеек [15] и пр. Акцент был сделан на том, что Товарищество предлагало большой выбор и небывало дешевые цены. Современные рекламисты называют такой прием стратегией позиционирования по цене, т.е. создание товару отличительной позиции конкурирующих марок в сознании потребителя.

Почти вся газетная реклама товарищества братьев Богарсуковых не была тривиальной. В «Кубанском курьере» объявление отражало появившуюся в начале прошлого века екатеринодарскую новинку наружной рекламы - световую рекламу. Изображалась гуляющая публика, которая как бы остановилась, замерла и читала на экране объявление, которое извещало, что фирма Богарсуковых «открыла отдел готового платья и имеет опытных закройщиков для приема заказов» [16].

Рекламные объявления торгового дома Богарсуковых можно найти во всех газетах Кубанской области. И в официальном издании - «Кубанских областных ведомостях», и частных газетах. 8 апреля 1913 г. бухгалтерия Богарсуковых списала сумму в 240 рублей 86 копеек в счет типографии Асланова [17]. Предполагается, что эта сумма пошла на публикацию рекламных объявлений в газете «Кубанский курьер», издателем которой являлся Михаил Алексеевич Асланов.

Богарсуковы размещают рекламу не только в местной, но и в прессе Черноморской губернии. В сентябре 1912 г. Новороссийскому отделению редакции «Черноморской газеты» за размещение объявлений было уплачено 96 рублей [18].

Для популяризации своего предприятия Богарсуковы заказывали рекламу и у столичных фирм. Так, в августе 1912 г. в счет товарищества И.Д. Сытина было уплачено 118 рублей 75 копеек [19], в ноябре того же года еще 105 рублей 25 копеек [20].

Иван Дмитриевич Сытин -газетно-книжный магнат, имевший книжные магазины во многих городах Российской империи, издания его товарищества составляли четверть печатного оборота Российской империи.

Поскольку точное назначение вышеуказанных сумм в мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета товарищества братьев Богар-суковых, хранящейся в Государственном архиве Краснодарского края, не уточняется, то возможно, эти деньги пошли на публикацию объявлений в газете Сытина или на размещение рекламы в знаменитых «сытинских» календарях, куда очередь из рекламодателей выстраивалась на год вперед.

Торговый дом Богарсуковых нес расходы не только на печатную рекламу, но и на сувенирную продукцию. В ноябре 1912 г. им была заказана партия пепельниц у М.С. Кузнецова. Товарищество Матвея Сидоровича Кузнецова — крупнейшая фирма по производству фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий в Российской империи конца XIX - начала XX вв. На эту сувенирную продукцию Богар-суковы потратили 240 рублей [20]. Одна из таких пепельниц хранится в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Фелицына.

Такое разнообразие рекламы, используемой торговым домом Бо-гарсуковых, говорило о высокой степени конкуренции на рынке сбыта мануфактурных товаров. А соперничать было с кем, например, с братьями Тарасовыми, чье товарищество мануфактур входило в число крупнейших на Северном Кавказе.

Резюмировать вышесказанное может статья «Как улучшить дело?», опубликованная еще в 1914 г. в газете «Приазовская жизнь», издававшаяся в городе Ейске Кубанской области. Неизвестный автор приходит к мнению, что

современная конкуренция вынудила коммерсантов бороться друг с другом не только путем понижения цен или повышения качества продукта, но и путем различных приемов, имеющих целью обратить на себя внимание покупателя. Эти приемы и носят в совокупности название - реклама [21].

В современном мире лидирующие позиции занимает размещение рекламы в средствах массовой информации. Поскольку в конце XIX - начале XX вв. единственным

СМИ была пресса, то возможности рекламы на страницах газет и журналов были огромны, а результаты эффективны. В условиях увеличения производства товаров и усиления конкуренции на потребительском рынке кубанские фирмы разными способами старались привлечь к себе внимание потребителя. Это привело к появлению новых видов и способов продвижения товаров и услуг, что и определило особенности рекламы как исторического источника.

Примечания:

1. Новая заря. 1908. 11 ноября.

2. Кубанский календарь на 1910 год (рекламный вкладыш).

3. Кубанские областные ведомости (далее КОВ). 1900. 8 января.

4. КОВ. 1900. 28 марта.

5. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Фелицына (далее ККГИАМЗ). № 8660. КМ 5502/1.

6. КОВ. 1909. № 142.

7. Никишова М. Кандидаты коммерции: от лавки к магазину // Люди года. 2003. № 6.

8. ККгИАМЗ. № 10459. КМ 6529/2.

9. КОВ. 1900. 20 июля.

10. Кубанский календарь за 1908 год.

11. Государственный архив Краснодарского края (далее ГАКК). Ф. 454. Оп 2. Д. 5724. Л. 1.

12. Армавирский листок объявлений. 1899. 10 октября.

13. Список фабрик и заводов Российской империи / сост. Торг. дом «Метцель и Ко». СПб., 1910.

14. Ктиторов С.Н. Из истории армавирской периодической печати конца XIX - начала XX вв. // Голос минувшего. Кубанский исторический журнал. Краснодар: КубГУ, 2006. № 3-4.

15. КОВ. 1900. 21 января.

16. Кубанский курьер. 1910. 15 августа.

17. ГАКК. Ф. 745. Оп. 1. Д. 1. Л. 121.

18. Там же. Л. 54.

19. Там же. Л. 41.

20. Там же. Л. 78 об.

21. Приазовская жизнь. 1914. 2 января.

References:

1. Novaya Zarya. 1908. November, 11.

2. The Kuban calendar for 1910 (advertising insert).

3. Kuban Oblast Bulletin (further KOV). 1900. January, 8.

4. KOV. 1900. March, 28.

5. Krasnodar State Historical and Archaeological Museum-Reserve named after Felitsyn (further KKGIAMZ). No. 8660. KM 5502/1.

6. KOV. 1909. No. 142.

7. Nikishova M. Candidates of commerce: from the store to the shop // People of the Year. 2003. No. 6.

8. KKGIAMZ. No. 10459. KM 6529/2.

9. KOV. 1900. July, 20.

10. The Kuban calendar for 1908.

11. The State Archives of the Krasnodar Territory (further GAKK). F. 454. Op 2. D. 5724. L. 1.

12. Armavir sheet of ads. 1899. October, 10.

13. List of factories and plants of the Russian Empire / Comp. by Metzel and Co. SPb., 1910.

14. Ktitorov S.N. From the history of Armavir periodical press of the late 19th -early 20th centuries. // The voice of the past. Kuban Historical Journal: Krasnodar: Kuban State University, 2006. No. 3-4.

15. OB. 1900. January, 21.

16. The Kuban Courier. 1910. August, 15.

17. GAKK. F. 745. Op. 1. D. 1. L. 121.

18. GAKK. F. 745. Op. 1. D. 1. L. 54.

19. GAKK. F. 745. Op. 1. D. 1. L. 41.

20. GAKK. F. 745. Op. 1. D. 1. L. 78 ob.

21. Priazovskaya Zhizn. 1914. January, 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.