Научная статья на тему 'Формирование книжного фонда на Кубани'

Формирование книжного фонда на Кубани Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНЫЙ ФОНД / ПРОСВЕЩЕНИЕ НА КУБАНИ / ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА / ТИПОГРАФИЯ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Масалов Дмитрий Александрович

Выделяя факторы культурного развития Кубанской области, автор рассматривает деятельность просветителей, внесших заметный вклад в книжную культуру региона. Показано формирование книжного фонда и его роль в развитии просвещения на Кубани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование книжного фонда на Кубани»

«деникинского режима» работал секретарем союза городских служащих, а также как член Кубанского правительства занимался разработкой законов о местном самоуправлении [7].

После установления Советской власти Лебедев работал в продовольственных комитетах, сначала - общества «Основа», а затем в областном. Весной 1921 года, как указано в справке [8], Лебедев покинул Кубано-Черноморскую область. Однако если верить сведениям, помещенным в словаре И. Ф. Масанова, в тот год он был арестован и приговорен Президиумом ГПУ к ссылке в г. Рыбинск за принадлежность к партии социалистов-революционеров и антисоветскую агитацию. В 19291930 годах его статьи печатались в журнале «Каторга и ссылка». Законом РСФСР от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» с Ф. Н. Лебедева сняты незаслуженно предъявленные ему обвинения.

На примере таких ярких представителей кубанской периодической печати начала ХХ века, как Л. Т. Соколов и Ф. Н. Лебедев, можно проследить одну из тенденций, которая проявилась не только в региональной журналистике периода Первой русской революции 1905-1907 годов. С появлением новых независимых газет начал существенно расширяться круг печатающихся авторов. В журналистику устремились те, кого принято называть активной, «думающей» частью общества, - пред-

ставители не только коренной (кубанской, екате-ринодарской) интеллигенции, но и выходцы из других губерний России. Основу редакционных коллективов составляли не профессиональные журналисты, а именно они - ученые, исследователи, педагоги, писатели, государственные служащие, представители различных партий и движений. Это были люди разного происхождения, социального статуса и политических взглядов.

В условиях наступившей свободы слова каждый получил возможность высказаться, вступить в полемику по самым актуальным вопросам того времени.

Литература и источники

1. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Ф. 396. Оп. 2. Д. 659. Л. 422-423 об.

2. Л. Т. Ответ г-ну Рындину от автора «Очнитесь» (№ 48 «Кубани») // Кубанские областные ведомости (КОВ). 1905. № 257. 4 дек. С. 2.

3. ТмутараканскийЛ. Будьте осмотрительны! // КОВ. 1906. № 98. 4 мая. С. 2.

4. Сибирский Ф. Национальный вопрос. Федерализм или Централизм // Кубань и Черноморское побережье. 1906. № 5. 21 апр. С. 2.

5. ЦДНИКК. Ф. Р-138. Оп. 1. Д. 1373.

6. http://abd-melqart.livejournal.com/31744.html

7. ЦДНИКК. Ф. Р-138. Оп. 1. Д. 1373.

8. Там же.

yu. l. khokhlach. monarchist and liberal authors on the pages of the kuban press:

their publications and destiny

The article is dedicated to the authors who set forth monarchist and liberal approaches to the most important questions of Russian state structure on the pages of Kuban press during 1905-1907.

Key words: «Kubanskie oblastnye vedomosti», the newspaper «Kuban», the newspaper «Zarya», L. T. Sokolov, F. N. Lebedev.

Д. А. МАСАЛОВ ФОРМИРОВАНИЕ КНИЖНОГО ФОНДА НА КУБАНИ

Выделяя факторы культурного развития Кубанской области, автор рассматривает деятельность просветителей, внесших заметный вклад в книжную культуру региона. Показано формирование книжного фонда и его роль в развитии просвещения на Кубани.

Ключевые слова: книжный фонд, просвещение на Кубани, формирование культуры региона, типография, периодическая печать.

Поскольку одним из важнейших направлений развития любого региона является формирование регионального книжного фонда, без освещения данного вопроса невозможно воссоздать целостную картину зарождения и развития книжной торговли на Кубани.

Становление книжного фонда началось в первой половине XIX века. Именно в этот период на Кубани появляется народное образование. Черноморцы, занимая Прикубанье, несли с собой зачатки просвещения. Грамотные люди ценились, и обучение грамоте поощрялось казачеством. В 1803 году в Екатеринодаре была открыта первая школа, в которой дети казаков обучались церковно-славянской

грамоте, читали часослов и псалтырь и упражнялись в письме. В 1812 году открылись приходские училища в Тамани, Щербиновке, Брюховецкой и Гривенной. Содержались они главным образом на пожертвования благотворителей. К 1819 году в Черномории появилось еще шесть училищ: в станицах Роговской, Темрюкской, Медведовской, Ку-щевской, Леушковской и Пластуновской.

Книг и учебных пособий катастрофически не хватало. Решение данной проблемы было найдено с учреждением в 1876 году войскового книжного склада [1]. Необходимость его открытия мотивировалась тем, что приобретение книг и учебных пособий для школ в пределах области было край-

№ 3 (41), 2011

жизнь Юга России" ^

не затруднительным; немалую роль в этом играли неаккуратность книгопродавцов и значительное увеличение цен на книжную продукцию вследствие ее дальнейшей пересылки.

Выписываемые школами педагогические журналы высылались на войсковой счет. Так, например, в 1880 году 109 станичных училищ получали журналы «Народная школа», «Русский начальный учитель». К этому периоду удовлетворительными запасами книг и учебных пособий уже располагали многие школы Кубанской области, и только беднейшие из них в станицах нагорной полосы оставались менее обеспеченными [2].

Большой вклад в развитие просвещения на Кубани внес Кирилл Васильевич Россинский -талантливый общественный деятель, создатель народных училищ, школьных библиотек, организатор местного казачьего хора. К. В. Россинский приехал на Кубань в 1803 году. К этому моменту он уже имел свою библиотеку (49 сочинений на русском и 116 на церковнославянском языке), что являлось уникальным для того времени случаем. За двадцать лет К. В. Россинский собрал более тысячи томов. На фоне захолустной кубанской жизни эта библиотека представляла собой большое культурное богатство. Впоследствии, незадолго до смерти, Россинский подарил собранные им книги библиотеке войсковой гимназии [3].

В последующем дореволюционную культуру Кубани пополнили новые имена. Большой вклад в ее развитие внесли Ф. А. Щербина, Е. Д. Фели-цын, П. П. Короленко, И. Д. Попко, Г. А. Рашпиль, Б. М. Городецкий и другие просветители. Такие местные авторы, как Я. Г. Кухаренко, В. С. Мова, В. А. Потапенко, М. К. Седин, А. Е. Пивень, Ф. В. Гладков, И. В. Косинов, И. С. Молодцов прославляли Кубанский край в своих произведениях [4].

В 40-е годы XIX века в Кубанской области появляется своя интеллигенция. Ее не устраивал сугубо «прикладной», функциональный характер существующих в области книжных собраний. По свидетельству Я. Г. Кухаренко, частные лица из войсковых чинов, желавшие иметь издаваемые книги или журналы и газеты, выписывали их на собственный счет. Отдельные станичные атаманы приобретали для своих правлений книги исторического и политического содержания. Тот же Кухаренко предлагал купить книгу А. Скальковского «История Новой Сечи» и хранить ее в правлении, чтобы всякий из казаков имел право «в свободное время читать или слушать читающих, вспоминать времена наших бессмертною своею славою предков» [5].

Большое влияние на культурное развитие края и на формирование книжного фонда Кубани оказали ссыльные декабристы (А. И. Одоевский, А. А. Бестужев, Н. И. Лорер, М. М. Нарышкин, Д. А. Арцыбашев, В. Н. Лихарев и др.). Дом декабриста М. Нарышкина в Прочном Окопе стал центром культурной жизни станицы и всех окружающих ее сел. Здесь имелась богатая библиотека, включающая большое количество не только русских, но и выписываемых из-за границы газет и журналов. Декабрист А. Бестужев получал из Петербурга немало книжных бандеролей. В его сакле можно было найти лучшие произведения авторов Германии, Англии, Франции. Именно

декабристы первыми попытались организовать культурно-просветительскую работу со взрослым населением. Небезызвестно, что у казаков и крестьян единственным местом развлечений был «кабак». Питейное заведение являлось своего рода «общественным клубом», в котором многие селяне, а особенно мужчины, проводили праздничное и свободное от работы время [6].

Заметную роль в просветительской работе на Кубани сыграли также разночинцы и народники, поддерживавшие постоянную связь с кружками Петербурга и Москвы. В созданных ими народных кружках (Ейск, Майкоп, станицы Кавказского, Лабинского, Темрюкского отделов) проводились беседы с крестьянами и казаками, читалась народническая литература [7].

В 60-70-е годы XIX века происходят кардинальные изменения. Завершение Кавказской войны, проникновение в экономику Кубани капиталистических отношений неизбежно должны были повлиять на книжную культуру региона. В этот период И. Д. Попко и Е. Д. Фелицыным предпринимаются попытки организовать естественноис-торический музей. Начиная с 1865 года активно обсуждается вопрос об открытии областного статистического комитета. В скором времени он не только станет центром научных изысканий и местного книгоиздательства, но и объединит всех пишущих в Кубанской области. Первоначально в функции комитетов входили подготовка статистических данных для губернаторских отчетов и участие во всевозможных переписях. Согласно положению 1860 года, им рекомендовалось заняться «составлением подробных описаний губерний, отдельных ее частей <...> в отношении топографическом, историческом, промышленном, торговом, сельскохозяйственном и проч.», публикацией своих трудов в губернских (областных) Ведомостях либо в «Памятных книжках» и отдельных монографиях [8].

Кубанским областным статистическим комитетом (открыт в 1879 г.) изданы восемь «Памятных книжек», столько же «Справочных книжек», 18 «Календарей», 22 выпуска «Сборников». Осуществляется организация и открытие в Кубанском казачьем войске полковых библиотек.

Циркуляр об открытии войсковых библиотек появился в 1863 году, а уже в 1864-м на территории Кубанского казачьего войска функционировали три окружных, семь бригадных, семь полковых и одна батальонная библиотека. Главным отличием полковых библиотек Кубанского войска от библиотек регулярной армии являлось то, что первые сразу открывались как общественные. Наказной атаман Н. Ф. Сумароков-Эльстон подчеркивал, что цель деятельности полковой библиотеки - дать «всем желающим возможность читать периодические издания и произведения лучших русских авторов и тем удовлетворять необходимой потребности образованного общества и содействию развития в низших слоях общества стремления к грамотности» [9]. Большое место в фонде таких библиотек занимала военная и художественная литература, имелись также книги по истории, статистике и этнографии.

С распространением просвещения и образования в начале XIX века было связано возникновение провинциальных типографий. К этому времени сложилось административно-территориальное деление южных окраин России, начал формироваться бюрократический аппарат, а вместе с ним возникла потребность в бесконечном тиражировании всевозможных приказов, распоряжений, запросов, отчетов, официальных писем. Для открытия типографии на казачьей территории требовалось специальное разрешение Военного министерства. Оно было выдано губернатором Новороссии графом Александром Федоровичем Ланжероном.

Типография была занята обеспечением канцелярских нужд войска, бесплатно печатала заказы для целого ряда войсковых учреждений, а содержалась она на средства войскового бюджета.

В 30-е годы XIX века в провинциальных русских городах функционировало 34 типографии, но книги печатались только в трех из них. Не изменилась картина и к середине 40-х годов. К 1870-м годам география кубанских типографий расширилась (Ейск, Баталпашинск); в Екатерино-даре наряду с первой частной типографией Евгения Кириллова (1876) появились новые печатные предприятия. Однако увеличение числа таких учреждений практически не повлияло на динамику издания книг и периодики.

В начале XX века ситуация в кубанской полиграфии стала меняться: типографии начали издавать книги.

В 1913 году выходит фундаментальное исследование Федора Андреевича Щербины «История Кубанского казачьего войска»; краеведческую литературу выпускают Кубанский областной статистический комитет, Общество любителей изучения Кубанской области, Дирекция народных училищ. По частным заказам типографии печатают пьесы, сборники стихов, альманахи [10]. Одновременно в кубанский книжный репертуар входят беллетристика, отраслевая и политическая книга.

На Кубани появляется и своя периодическая печать - газета «Кубанские областные (войсковые) ведомости». Первый номер газеты вышел 30 марта 1863 года. Его официальная часть выходила за подписью старшего члена войскового хозяйственного правления (полковник Лазебников) и старшего секретаря (Мороз), неофициальную редактировал Р. Есаулов. Газета выпускалась в типографии Кубанского войска - раз в неделю (по субботам) в двух изданиях - на белой и серой бумаге (первое стоило 4 руб., второе - 3 руб.; на пересылку с подписчиков взыскивалось 60 коп. за год) [11]. В газете печаталось много материалов о жизни края, обсуждался актуальный вопрос о народном образовании, публиковались научные статьи и письма читателей [12]. Позже в газете помещали произведения такие кубанские авторы, как Ф. Гладков и А. Пивень. Газета пользовалась большим спросом у населения.

Редактор Р. Есаулов писал: «Мы, кубанцы, народ совершенно отдельный, должны иметь собственный говорящий орган. С появлением "Войсковых (областных) ведомостей" Кубанский край вступает в новый период» [13].

С 1913 года собственная периодика появляется в девяти городах и станицах Кубани - в Новороссийске, Анапе, Армавире, Ейске, ст. Славянской и др. Самыми популярными в этот период были «Новая заря», «Кубанский курьер», «Кубанский край», «Майкопская жизнь» и «Майкопская газета». Издавались также журналы (тиражом значительно меньше газет), большинство из них были недолговечны.

С возникновением периодической печати круг читающих стал заметно расширяться. Таким образом, становление и формирование книжного фонда на Кубани выступало важнейшим фактором общекультурного развития региона. Именно оно предопределило возникновение книжной торговли в Кубанской области.

Литература и источники

1. Зажаев П. Прошлое и настоящее Кубанской начальной школы. Екатеринодар, 1907. С. 35.

2. Там же. С. 17.

3. Бардадым В. П. Первый кубанский библиофил (К. В. Россинский). Краснодар, 1977.

4. Лях В. И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. Краснодар, 1997.

5. Слуцкий А. И. История книжного дела на Кубани: проблемы формирования и функционирования книжного фонда региона (1793-1917 гг.): авто-реф. ... дис. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. С. 13.

6. Лях В. И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы ... С. 52-53.

7. Там же. С. 53, 59, 60.

8. Слуцкий А. И. История книжного дела на Кубани . С. 17.

9. Государственный архив Краснодарского края. Ф. 259. Оп. 1. Д. 133. Л. 1.

10. Печатный двор Кубани. 90 лет / сост. Б. Б. Близнюк, В. С. Коваленко, С. В. Мамчур, А. И. Слуцкий. Краснодар, 2001. С. 13.

11. Городецкий Б. М. По поводу 50-летия издания «Кубанских областных ведомостей». 18631913. Библиографический набросок // Кубанский сборник на 1914 год. Екатеринодар, 1914. С. 623.

12. Чумаченко В. К. К истории первого украинского книжного магазина в Екатеринодаре // Историческая мысль Кубани на пороге III тысячелетия. Краснодар, 2000. С. 113-117; Он же. Письма А. Пивня М. Дикареву как источник по истории кубанской этнографии и регионального книжного дела // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2002 год. Краснодар, 2003. С. 3-6.

13. Бардадым В. П. «Войсковые ведомости». Этюды о Екатеринодаре: к 200-летию города. Краснодар, 1992. С. 50-51.

d. a. masalov. forming of the book fund on the kuban territory

Emphasizing the factors of the cultural development of Kuban region, the author considers activities of the enlighteners who made a significant contribution into book culture of the region. The formation of the book fund and its role in the development of the enlightenment in Kuban are shown.

Key words: book fund, enlightenment in Kuban, forming of the region culture, printing-house, periodical press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.