Научная статья на тему 'Реформаторская деятельность В. П. Гутора директора Екатеринодарского музыкального училища в 1908-1911 гг. '

Реформаторская деятельность В. П. Гутора директора Екатеринодарского музыкального училища в 1908-1911 гг. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
312
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНИЦИАТИВА / ТВОРЧЕСТВО / КОЛЛЕКТИВ / EDUCATION / INITIATIVE / CREATIVITY / TEAM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арутюнов Владимир Даниилович

В статье анализируются организаторские способности В.П. Гутора и творческая самоотдача педагогического коллектива Екатеринодарского музыкального училища, повлиявшие на развитие музыкальной культуры и исполнительства в Екатеринодаре, и формирование профессионального музыкально-педагогического образования на Кубани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ReformATIVE activity OF V.P. Gutor Director OF Ekaterinodar music school in the years OF 1908-1911

The article analyses the organizational skills of V.P. Gutor and creative dedication of the teaching staff of Ekaterinodar music college that influenced the development of music culture and performance in Ekaterinodar and formation of professional music and pedagogical education in Kuban.

Текст научной работы на тему «Реформаторская деятельность В. П. Гутора директора Екатеринодарского музыкального училища в 1908-1911 гг. »

УДК 78 : 377 : 94 (470. 62) «1908/1911»

Арутюнов Владимир Даниилович

старший преподаватель кафедры народного инструментального творчества Краснодарского государственного университета культуры и искусств, преподаватель класса оркестрового дирижирования Краснодарского музыкального колледжа им. Н. А. Римского-Корсакова, руководитель и дирижер учебного симфонического оркестра тел.: (918) 352-98-66

РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.П. ГУТОРА - ДИРЕКТОРА ЕКАТЕРИНОДАРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА В 1908-1911 гг.

В статье анализируются организаторские способности В.П. Гутора и творческая самоотдача педагогического коллектива Екатеринодарского музыкального училища, повлиявшие на развитие музыкальной культуры и исполнительства в Екатеринодаре, и формирование профессионального музыкально-педагогического образования на Кубани.

Ключевые слова: образование, инициатива, творчество, коллектив.

Arutyunov Vladimir Danilovich

Senior Teacher of the Department of Folk Instrumental Creative Work of Krasnodar State University of Culture and Arts, Instructor of the Orchestral Conducting Class of Krasnodar Music College named after N.A. Rimsky-Korsakov, Director and Conductor of the Academic

Symphony Orchestra tel.: (918) 352-98-66

REFORMATIVE ACTIVITY OF V.P. GUTOR -DIRECTOR OF EKATERINODAR MUSIC SCHOOL IN THE YEARS OF 1908-1911

The article analyses the organizational skills of V.P. Gu-tor and creative dedication of the teaching staff of Ekate-rinodar music college that influenced the development of music culture and performance in Ekaterinodar and formation of professional music and pedagogical education in Kuban.

Key words: education, initiative, creativity, team.

В историческом аспекте система профессионального музыкального образования на Кубани сформировалась в начале ХХ в. Этому способствовали два важных события: появление Екатеринодарского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО) в 1900 г. и открытие Екатеринодарского музыкального училища в 1906 г.

21 мая 1908 г. на заседании Екатеринодарского отделения ИРМО был избран новый директор училища - Василий Петрович Гутор, выпускник Петербургской консерватории по классам виолончели Карла Юльевича Давыдова, Александра Валериановича Вержбиловича и композиции - Николая Андреевича Римского-Корсакова. Помимо консерватории он успешно окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, владел многими иностранными языками.

Многогранность дарования В.П. Гутора проявилась и в научно-исследовательской работе. Еще в 1891 г. в Петербурге он опубликовал научную работу «В ожидании реформы», в которой развивал идею создания в России трехступенчатой системы профессионального музыкально-педагогического образования. В своем исследовании он определил две сферы музыкальной педагогики: профессиональную и массовую. «Историю музыки, - отмечал он, - можно определить как результат двойного взаимодействия, с одной стороны, взаимодействия между деятельностью композиторов и артистов, -взаимодействия в пределах музыкальной среды в тесном смысле, с другой - взаимодействия музыкантов и окружающего общества» [1, с. 190].

Основные положения и мысли директора училища о развитии профессиональной образовательной системы остаются актуальными и сегодня.

Рассмотренный архивный материал - записи, публикации, научные работы директора, сделанные им в период работы в Екатеринодарском музыкальном училище, позволяют систематизировать его взгляды на проблемы музыкального образования и воспитания того времени.

Во-первых, он выступал за открытие научных классов по курсу прогимназии, введение новых предметов (Закон Божий, русский язык, история, география, чистописание). Городская Дума поддержала это новшество и выделила для учебного заведения ежегодную субсидию в размере 2 400 р.

Во-вторых, расширение объема курса теории и истории музыки для углубления общетеоретической подготовки. «Главное зло, - писал В.П. Гутор в 1891 г., - взгляд на виртуозность и на композиторство как на главные предметы преподавания в консерваториях и пренебрежение всеми общественномузыкальными и музыкально-педагогическими задачами» [2, с. 30].

В-третьих, реорганизация концертно-исполнительской работы преподавателей и студентов, согласно которой каждый педагог должен выступить как исполнитель в течение года не менее восьми раз; изменения коснулись и исполнительской практики студентов.

В-четвертых, создание сектора педагогической практики, где объектом педагогической деятель-

ности студентов становятся учащиеся разных отделений, а также «вольные слушатели».

В-пятых, расширение деятельности класса камерного ансамбля: организация систематических публичных выступлений студенческих и преподавательских коллективов.

В-шестых, расширение и усиление состава учебного оркестра за счет привлечения к работе оркестрового класса не только педагогов училища, но и опытных профессиональных музыкантов из города.

Так, по инициативе Василия Петровича в 1910 г. создается Общество хоровых деятелей Екате-ринодара, задачей которого декларируется пропаганда церковной и светской музыки, изучение хоровых произведений разных стилей и эпох.

Особенностью развития профессионального музыкально-педагогического образования была ориентация на массовость и музыкальное воспитание широких слоев населения. Среди студентов училища были выходцы из дворянских, купеческих, казачьих, чиновничьих, крестьянских семей, представители гражданского и духовного сословий.

Преподаватели учебного заведения активно проводили шефскую и концертную работу во многих городах и станицах Кубанской области. Благодаря такому сотрудничеству общественности с музы-кантами-профессионалами происходил приток молодежи и одаренных учеников в кубанскую столицу. Эти мероприятия высоко поднимали репутацию музыкального училища в регионе.

23 апреля 1911 г. в газете «Кубанский край» была опубликована статья В.П. Гутора «Судьбы музыки в Екатеринодаре», в которой автор обозначил перспективы развития музыкального училища и профессионального образования на Кубани: «...беречь как зеницу ока научные классы, ученический оркестр и другие, прочно организованные отрасли музыкального училища. ... в достигнутых музыкально-педагогических успехах видеть не повод для того, чтобы почить на лаврах, а скорее ступень для дальнейших улучшений и точку зрения, открывающую для дела новые горизонты» [3, с. 45-46].

Реформаторская деятельность В.П. Гутора в Екатеринодарском музыкальном училище в 19081911 гг. послужила прочным фундаментом для дальнейшего развития на Кубани профессиональной системы музыкально-педагогического образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гутор В.П. В ожидании реформы. Мысли о задачах музыкального образования. СПб., 1891. Цит. по: Фролкин В.А. Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А. Римского-Корсакова. История, события, факты (1906-2006). Краснодар, 2006.

2. Там же.

3. Гутор В.П. Судьбы музыки в Екатеринодаре // Кубанский край. 1911 г. 23 апр. Цит. по: Фролкин В.А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.