"Культурная жизнь Юга России " ,\Ь 2 (27), 2008
138 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Н. С. КОЛЕСНИК
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ
Важнейшим условием повышения качества подготовки современных библиотечных кадров является необходимость укрепления связей библиотечно-информационного образования с новейшими научными исследованиями и разработками в области новых информационных технологий.
Ключевые слова: библиотека, информационные технологии, электронные коммуникации, информационные ресурсы.
Информатизация общества, вызывающая политические, экономические и социальные изменения, а также глубокие процессы дифференциации и интеграции современной науки в целом предъявляют повышенные требования к библиотечно-информационному образованию. Концепции государственной информационной политики, информационной поддержки сферы образования определили стратегические направления внедрения современных информационных технологий, подготовки библиотечных специалистов с новым типом мышления для профессиональной деятельности в формирующемся информационном обществе. В Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010)», в Концепции модернизации системы российского образования на период до 2010 года определены задачи развития электронных коммуникаций в различных сферах деятельности (в том числе и в библиогечно-информационной) и системы подготовки специалистов по информационно-телекоммуникационным технологиям. Мы рассматриваем эти задачи как базовые для развития библиотечных технологий и системы подготовки информационно-биб-лиотечных кадров (1,2).
В ходе проведенного нами исследования предпосылок формирования системы электронных коммуникаций в библиотеках Краснодарского края установлено, что сложившееся в обществе мнение о библиотечной профессии как о гуманитарной сменяется более сложными концептуальными представлениями о ней. В настоящее время она рассматривается, прежде всего, как деятельность, которая базируется на современных сетевых технологиях (2).
Исследование позволило выявить ключевую роль электронных коммуникаций, в том числе информационно-сетевых технологий, в преобразованиях, происходящих сегодня в библиотеч-но-библиографической деятельности. В процессе комплектования, обработки, поиска информации в библиотечной системе Краснодарского края важное место должны занять информационно-се-тевые технологии. По нашему мнению, их внедрение в библиотечную и образовательную деятельность позволит использовать эти базы данных в онлайновом режиме, что обеспечит вхождение региональной библиотечной системы в информационное пространство, а также будет способство-
вать повышению качества подготовки и повышения квалификации специалистов библиотечного дела (1).
Нами осуществлен предварительный анализ публикаций по проблемам информационно-сете-вых технологий, Государственного стандарта по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», учебных программ по дисциплинам общепрофессионального цикла на информа-ционно-библиотечном факультете Краснодарского государственного университета культуры и искусств («Информатика», «Социальные коммуникации», «Документоведение», «Информационные технологии», «Аналитико-синтетическая переработка информации») и разработанных в процессе исследования учебных дисциплин по выбору («Сетевые технологии в библиотечно-информа-ционной деятельности», «Сетевой поиск библиографической информации», «Использование Интернет для глобализации информационно-биб-лиографических ресурсов»). Полученные нами результаты свидетельствуют о значительных потенциальных возможностях, позволяющих эффективно осуществлять информационну ю подготовку библиотечных кадров (3).
В нашей статье мы ограничиваемся характеристикой дисциплин, направленных на формирование информационно-сетевой культуры, навыков и умений проводить сетевой поиск библиографической информации. В них информационно-сете-вые аспекты библиотечной деятельности отражаются наиболее ярко, что подтверждается предлагаемой системой курсов по выбору, входящих в цикл общепрофессиональных дисциплин (ОПД) по специальности «Библиотечно-информационная деятельность».
Предлагаемая система дисциплин по выбору в цикле ОПД представляет собой не только прирост знаний. Она способствует формированию нового взгляда современного профессионала на область его конкретной сферы библиотечно-информаци-онной деятельности, которая определяется содержанием квалификаций: библиотекарь-библиограф, технолог автоматизированных информационных ресурсов, менеджер информационных ресурсов, референт-аналитик информационных ресурсов. Применение этих принципов должно быть творческим, так как функции библиотеки отличны от функций информационных служб, а сов-
M 2 (27), 2008
жизнь Юга России "
-139
ременное образование библиотечно-информаци-онных специалистов претерпевает кардинальные изменения. Это связано со стратегической ориентацией высшего образования, его особенностями в формирующемся информационном обществе. Поэтому сложившиеся повышенные требования к образованию библиотечных специалистов в области электронных коммуникаций определяются нами как инновационное направление.
Основы этого образования составляют эффективные технологии обучения и интенсивная научно-исследовательская деятельность, тесная связь вузовских исследований с производственной деятельностью информационно-библиотечных структур региона, что обусловливается усложняющимися профессиональными информационными потребностями специалистов, а также высокими требованиями профессиональной образовательной программы по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» в соответствии с ГОС второго поколения. В процессе анализа профессиональной образовательной программы по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» в нашем университете установлено, что при изучении студентами учебных дисциплин «Библиотековедение», «Библиографоведение», «Документоведение», «Информатика» информационным технологиям
отводится значительная часть учебного времени. Основываясь на принципах опережающего образования, следует отметить, что важнейшим условием повышения качества подготовки современных библиотечных кадров является необходимость укрепления связей библиотечно-инфор-мационного образования с новейшими научными исследованиями и разработками в области новых информационных технологий, а также библиотечной деятельности.
Литература
1. Сидоренко В. С Организация доступа к открытой информации как проблема вхождения в сетевое информационное пространство // Инновационные процессы в высшей школе: материалы VII между-нар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2001. С. 139-140.
2. Сидоренко В. С. Проблемы информатизации библиографической деятельности библиотек // Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: традиции и инновации. М., 2004. С. 140-142.
3. Сидоренко В. С. Использование электронных коммуникаций в библиотечно-библиографической деятельности: современные проблемы, перспективы (на примере Краснодарского края) // Библиотечное дело-2005: гуманитарные и технологические аспекты развития: материалы X междунар. науч. конф. М., 2005. С. 135-138.
N.S. KOLESNIK. INFORMATIONAL TECHNOLOGIES IN SOCIAPROFESSIONAL TRAINING OF INFORMATIONAL SPECIALISTS
The author confirms that the main condition of quality increase of library specialists training is the connection of education with modern investigation in informational technologies.
Key words: library, informational technologies, electronic communications, informational resources.
В.Д.АРУТЮН0В
О ВОСПИТАНИИ ОРКЕСТРОВОГО МУЗЫКАНТА В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье освещается деятельность Екатеринодарского отделения Императорского русского музыкального общества, создание Екатеринодарского музыкального училища, оркестровое исполнительство на Кубани, преемственность подготовки оркестрового музыканта в региональной системе профессионального образования.
Ключевые слова: преемственность, образование, дирижирование, оркестр.
Сложившаяся на Кубани в начале XX века система профессионального музыкального образования выдержала столетнее испытание временем. Выдающуюся роль в ее формировании сыграл П. А. Махровский, ученик Н. А. Римского-Корсакова, один из организаторов Екатеринодарского отделения Императорского русского музыкального общества (ИРМО), открытого в 1900 году. Среди его основателей - мировой судья А. Д. Бигдай, дирижер П. А. Махровский и С. И. Бабич, супруга старшего помощника начальника Кубанской области, наказного атамана Кубанского казачьего войска.
Деятельность ИРМО с каждым годом расширялась, в провинции открывались новые отделения этого общества, первые музыкальные учебные заведения. 15 ноября 1900 года было принято решение о создании музыкальных классов в Екатеринодаре, заведование которыми возложили на П. А. Махровского (1).
Из Киева для создания Кубанского войскового симфонического оркестра был приглашен дирижер Константин Августович Воут, который многое сделал для развития профессионального оркестрового исполнительства в регионе. При Кубанском казачьем войске существовал также